Научная статья на тему 'Повышение эффективности и результативности использования инновационных технологий при подготовке экономистов-менеджеров водного транспорта'

Повышение эффективности и результативности использования инновационных технологий при подготовке экономистов-менеджеров водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / INNOVATIONS / VOCATIONAL TRAINING / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / THE APPROACH WITH COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева О. И., Соловьева Е. А.

Демократизация, диверсификация и интернационализация образования являются в настоящее время важнейшими проблемами. Преимущества в современной экономике будут иметь специалисты, характеризующиеся готовностью к постоянной инновационной деятельности, подготовленностью к обработке и оценке информации как постоянной составляющей трудовой деятельности, умением действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, анализировать возникающие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF EFFICIENCY AND PRODUCTIVITY OF USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES BY PREPARATION OF ECONOMISTS-MANAGERS OF WATER TRANSPORT

Now democratization, diversification and formation internationalization are the major problems. In modern economy advantages will have the experts, characterized by readiness for constant innovative activity, readiness to processing and information estimation as constant making labor activity, ability to operate in extreme situations, to make non-standard decisions, to analyze arising problems.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности и результативности использования инновационных технологий при подготовке экономистов-менеджеров водного транспорта»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Соловьева О.И., к.т.н., профессор, член-корреспондент Академии проблем качества, заместитель заведующего кафедрой экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»

Соловьева Е.А., Омский институт водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»

Демократизация, диверсификация и интернационализация образования являются в настоящее время важнейшими проблемами. Преимущества в современной экономике будут иметь специалисты, характеризующиеся готовностью к постоянной инновационной деятельности, подготовленностью к обработке и оценке информации как постоянной составляющей трудовой деятельности, умением действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, анализировать возникающие проблемы.

Ключевые слова: инновации; профессиональная подготовка; система менеджмента качества; компетентностный подход

INCREASE OF EFFICIENCY AND PRODUCTIVITY OF USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES BY PREPARATION OF ECONOMISTS-MANAGERS OF WATER TRANSPORT

Solovyeva O., professor, vice-chief of economics chair, Omsk Institute of water transport Solovyeva E., Omsk Institute of water transport

Now democratization, diversification and formation internationalization are the major problems. In modern economy advantages will have the experts, characterized by readiness for constant innovative activity, readiness to processing and information estimation as constant making labor activity, ability to operate in extreme situations, to make non-standard decisions, to analyze arising problems.

Keywords: innovations; vocational training; quality management system; the approach with competences

Формирование современного облика профессионального образования в транспортной отрасли является важнейшим системообразующим фактором развития транспорта как части инфраструктуры экономики. Нам представляются основными три проблемы образования:

• демократизация - общедоступность высшего образования, его массовость, участие как педагога, так и студента в образовательном процессе;

• диверсификация - многовариантность по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям в разноуровневых учебных заведениях, личностно-ориентированный подход;

• интернационализация - академическая мобильность обучающихся и преподавателей, международное признание документов об образовании, а также ученых степеней и званий.

В настоящее время предлагаются два основных направления решения этих проблем:

1. трансформация содержания и методов обучения на основе широкого внедрения новых образовательных и информационных технологий. Образовательные технологии - это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, иными словами - это системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и воспроизводства в системе образования. Как проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике, любая образовательная технология имеет следующие характерные черты:

- диагностичная формулировка целей;

- ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;

- оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

- воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.

Следует отметить, что результат применения образовательной

технологии в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, поскольку студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. В качестве нестандартных методов реализации образовательных процессов можно отметить следующие: образовательный франчайзинг, использование моделей дистанционного и непрерывного образования, образовательных технологий, базирующихся на достижениях hi-tech, методическая поддержка жизненной траектории студентов с помощью e-Portfolio, применение модели blended education как оптимальной формы использования технологий e-learning, реинжиниринг бизнес-процессов, образовательное антрепренерство и фа-силитация, коучинг персонала, диверсификация ассортимента образовательных услуг, формирование Internet-репозитория образовательных и научных ресурсов, создание самообучающейся орга-

низации, качественная ретрансляция научных достижений исследовательских вузов.

2. объединение национальных структур в единое мировое образовательное пространство. В настоящее время позиции отечественного образования, готовящего дипломированных специалистов по 521 специальности и бакалавров по 122 направлениям, на мировом рынке основательно пошатнулись. Необходимы серьезные системные преобразования. Преодолеть отставание российской системы образования от требований мирового рынка труда поможет участие в Болонском процессе, который глубоко затрагивает общественные, политические и экономические структуры, влияет на интересы отдельных людей, сообщества и государства.

Особо следует отметить стратегию «Электронная Болонья» (eBologna), основной целью которой является создание в Европе глобальной виртуальной среды для интенсификации Болонского процесса. Для реализации данной стратегии в учебном процессе используются следующие элементы:

• новые педагогические модели развития компетенций;

• гибкость в непрерывном обучении;

• мониторинг качества образования;

• внедрение e-learning и модели blended education.

Идет работа по созданию единых образовательных центров на базе транспортных ВУЗов и техникумов, удачным примером кластерного образования является Омский институт водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ».

Изменение характера профессионального образования - от элитарного к всеобщему - привело к необходимости подготовки преподавателей к работе в инновационном режиме. Инновационная деятельность образовательного учреждения должна осуществляться на основе системного подхода и предусматривать деятельность по следующим направлениям:

1. экономические инновации в сфере профессионального образования - открытие новых специальностей;

2. технологические инновации - применение инновационных и информационных технологий;

3. организационные инновации - наличие творческих групп и научных студенческих кружков;

4. управленческие инновации - система менеджмента качества.

Целями инновационной деятельности являются:

1. участие в создании образовательно-воспитательной среды, стимулирующей на ответственное и осознанное отношение к получению образования;

2. обеспечение высокого уровня профессиональной компетенции сотрудников через непрерывное обучение;

3. организация эффективного взаимодействия подразделения с целью выполнения требований ГОС ВПО;

4. повышение качества образования посредством постоянного внедрения в образовательный процесс инновационных и информационных технологий;

5. формирование профессиональной информационной культуры педагога;

6. повышение конкурентоспособности выпускников.

В связи с вхождением в мировое и европейское образовательное пространство на условиях Болонского соглашения Россия принимает на себя жесткие обязательства в области соблюдения критериев обеспечения и гарантии качества образовательных услуг на основе соответствия перспективным потребностям личности, общества и российского государства в целом.

Мировые тенденции XXI века в сфере обеспечения надлежащего качества образования сводятся к формированию и развитию национальных (региональных) Систем Менеджмента Качества в рамках принципов TQM и международных стандартов серии ИСО 9000, ориентированных на процессный подход, предупреждение и преодоление возможных кризисных ситуаций посредством непрерывного совершенствования (постоянных улучшений).

С учетом сложившихся обстоятельств наиболее актуальным рассматривается построение эффективного инструментария оценки (самооценки) качества российского образования. В качестве базового принципа по формированию системы оценки (самооценки) уровня качества образования в рамках отдельно взятого образовательного учреждения предлагается использовать авторизованный вариант концепции BSC, максимально адаптированный к сфере образовательных услуг России.

В контексте Болонской декларации 1999 года «качество образования» провозглашено национальной идеей, основным условием доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности. «Качество организации», согласно Европейской Организации по Качеству (European Organization for Quality, EOQ), изложившей в 2000 году в документе «Европейское видение качества» концепцию развития, является ключом к наращиванию конкурентоспособности, способов завоевания превосходства над конкурентами, ключевым элементом построения постоянно улучшаемой внутренней культуры. «Качество образования» является важнейшим требованием современного мирового сообщества, направленным на удовлетворение потребностей личности и общества.

Согласно Концепции модернизации российского образования, главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Наряду с национальной системой каждому учебному учреждению необходимо сформировать свою собственную систему качества образования, предназначенную для повышения конкурентоспособности в научно-образовательном пространстве России, обеспечения непрерывности обучения выпускников, оптимизации управления образовательным процессом, интеграции системы образования в общемировое образовательное пространство.

Возможность достижения постоянного улучшения качества образовательных услуг связана с наличием в учреждении Системы Менеджмента Качества (СМК) по обеспечению интересов всех заинтересованных сторон (внешних и внутренних потребителей) образовательного учреждения. Примечательно, что процесс стандартизации охватил и образовательную деятельность. Применение стандартов ИСО и систем качества в ВУЗах позволяет:

1. поднять качество образовательного процесса на уровень, отвечающий современным подходам к управлению качеством на международном уровне;

2. обеспечить мониторинг качества образовательного процесса;

3. повысить авторитет и конкурентоспособность ВУЗа.

Системы менеджмента качества в образовательных учреждениях дают мощный инструмент преобразований, потенциал которых сулит успех на рынке образовательных услуг.

Современный отечественный и зарубежный опыт формирования СМК в области образования представлен 9 известными моделями, построенными на процессно-ориентированном подходе. Все модели в определенной степени перекрываются по критериям и подкритериям, связаны между собой, дополняют друг друга и отличаются полнотой и глубиной охвата всех процессов образователь-

ного учреждения. По мнению В.С. Соболева, С.А. Степанова, специфика качества в высшем образовании наиболее полно отражена в бельгийско-нидерландской модели, основанной на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и во многом совпадающей с моделью конкурса Министерства образования и науки России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

В настоящее время основной тенденцией в области обеспечения качества образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки (самообследования) на основе тех или иных моделей СМК образования, что обеспечивает существенную экономию материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы [1].

Профессиональное образование становится частью непрерывного образования и, следовательно, должно выполнять две основные функции: быть гибким, ориентированным на постоянные изменения и повышать адаптивные способности работника [2].

Проанализировав сложившуюся ситуацию и тенденции изменений в сфере занятости, исследователи предлагают следующий перечень качеств, характеризующих современного работника и дающих ему преимущества в современной экономике:

• готовность к постоянной инновационной деятельности;

• подготовленность к обработке и оценке информации как постоянной составляющей трудовой деятельности;

• умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, анализировать возникающие проблемы;

• готовность и подготовленность к сочетанию личных и групповых интересов, установлению контакта внутри своей группы и с другими коллективами;

• инициативность, предприимчивость;

• включенность в систему непрерывного образования и повышения квалификации;

• сочетание технической и гуманитарной культуры;

• профессиональная, квалификационная, территориальная подвижность [4].

Вся эта совокупность требований вписана в три основных контекста:

1. Личностный контекст. Приоритет отдается личностным качествам работника, таким, например, как инициативность, ответственность, креативность. Работодатели отмечают также такое необходимое свойство работника, как «личностная зрелость», которой как раз и не хватает многим современным выпускникам вузов. Это значит, что требуемые профессиональные характеристики работника стали напрямую определяться его личностными качествами.

2. Мобильный контекст. Подразумевается готовность работника к постоянным изменениям, способность к принятию решений в ситуации изменений, а также к тому, чтобы быть самому субъектом этих изменений. Сюда относится также постоянная готовность учиться и переобучаться, обозначаемая многими исследователями как «потенциал работника». Характерно, что ценятся не столько имеющиеся профессиональные качества, а готовность и способность работника их приобрести.

3. Корпоративный контекст. Этот аспект можно было бы назвать «социальным», так как он предполагает важность коммуникативных качеств работника, уровня их адаптации в социальной среде, однако именно лояльность организации, преданность ее ценностям и интересам выходят среди них на первое место [3].

Сложнейшие социокультурные трансформации, касающиеся демократизации нашего общества, движение его к качественно новому состоянию, в основе которого лежат общечеловеческие начала - гуманизм и сотрудничество, выдвигают новые требования к подготовке современного специалиста. Среди них называют наличие профессиональной компетентности, способность творчески решать задачи в избранной сфере деятельности, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию. Реализация этих требований предполагает такую организацию обучения и воспитания в вузе, которая действительно соответствовала бы направленности высшего образования на обеспечение общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности будущего специалиста с учетом общественных потребностей и личностных запросов. Данное положение в конечном итоге означает необходимость перехода педагогики высшей школы к

новой образовательной парадигме, строящейся на фундаментальных направлениях, или подходах, синтезирующих теоретические положения, социальный педагогический опыт и интегрирующих лучшие образовательные модели.

Сформированная познавательная активность обучаемой личности, проявляющаяся в эффективном овладении знаниями и способами деятельности и положительным отношением к содержанию и процессу обучения, может стать результатом только такого процесса обучения, в котором осуществляется тесная связь между усвоением знаний и одновременным применением их для решения задач, требующих от студентов инициативы, настойчивости, самостоятельного мышления. Теоретической основой организации такого обучения могут стать концепции современных подходов к новой образовательной парадигме.

В качестве элементов реализации подобной концепции можно рассматривать получение ВУЗом сертификата соответствия на систему менеджмента качества, наличие творческой мастерской по подготовке инновационных проектов, научных кружков.

Выбор Омским институтом водного транспорта (филиал) НГАВТ системы менеджмента качества как оптимальной страте-

гии развития позволяет обеспечить компетентностный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов. Международные стандарты ИСО серии 9000 учитывают экономические интересы как потребителя, так и изготовителя высококачественной продукции - специалиста высшей квалификации.

Литература:

1. Макарова М.Н. Общество знаний: образование под вопросом / М.Н. Макарова // Образовательные технологии. - 2007. - 3. -С. 3-15.

2. Соловьева О.И., Яновский И.И. Инновационные аспекты системного подхода к менеджменту качества подготовки конкурентоспособных специалистов / О.И. Соловьева, И.И. Яновский // Речной транспорт (XXI век). - 2007. - № 5 - С. 57-61.

3. Тенденции обновления систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ в контексте Болонского процесса: итоговый аналитический доклад. - М., 2006.

4. Шкаратан О.И., Карачаровский В.В. Русская трудовая и управленческая культура / О.И. Шкаратан, В.В. Карачаровский // Мир России. - 2002. Т.Х1.

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Долгачева И.Н., ассистент кафедры «Финансы и кредит» Института экономики и финансов Московского государственного

университета путей сообщения (МИИТ)

Статья посвящена вопросам управления жизнестойкостью организации. Рассматривается процесс управления жизнестойкостью как один из основополагающих факторов обеспечения экономической безопасности транспортного предприятия. Сформулированы несколько принципиальных положений жизнестойкости организации.

Ключевые слова: жизнестойкость, жизнестойкость организации, экономическая безопасность, транспортное предприятие.

VIABILITY AS A PART OF PROVIDING ECONOMICS SECURITY OF TRANSPORT ENTERPRISE

Dolgacheva I., assistant to lecturer at «Finance and Credit» chair of Economics and Finance Division of Moscow State Railway University(MIIT)

The article is devoted to managing the viability of an enterprise. The publication elaborates on viability being a base factor for ensuring economics security of a transport enterprise. The main principles of enterprise viability are also stated.

Keywords: viability, viability of an enterprise, economics security, transport enterprise.

Понятие жизнестойкости организации относительно новое. В экономической теории эта проблема длительное время игнорировалась. Вопросами жизнестойкости занимались преимущественно психологи, которые исследовали главный ее аспект: почему одни люди в стрессовых ситуациях отчаиваются, а другие не только проявляют высокую выживаемость, но и нередко приобретают еще большую способность преодолевать невзгоды. В данном изложении жизнестойкость толкуется относительно отдельной личности

и, прежде всего, ее адаптационных способностей и умения преодолевать себя. В определенной степени способность выживать в сложных условиях является загадкой. Так, для работников медицины остается труднообъяснимой проблемой, почему среди пациентов, болеющих одной болезнью и получающих одинаковое лечение, одни вылечиваются и восстанавливаются, а другим не удается. Это относится и к организационным структурам (малым предприятиям, фирмам, крупным комплексам и др.). Научные разработки психологов и других специалистов, в частности медиков, явились исходным моментом исследования жизнестойкости относительно организационных структур, функционирующих в сфере экономики. Раскрытие секрета их устойчивости и способности выживать остается важнейшим аспектом науки управления.

Ближе всего к исследованию проблем, имеющих отношение к жизнестойкости организационных систем, впервые подошел отечественный экономист А.А. Богданов. В своем фундаментальном труде «Тектология. Всеобщая организационная наука» (опубликованном частями в 1913-1917 гг.), изучая типы, закономерности строения и развитие организационных форм, он показал зависимость их от среды функционирования. Многие его положения об устойчивости систем предвосхитили идеи жизнестойкости и являются одним из важных теоретических источников современных исследований проблемы.

К изучению проблем жизнестойкости в практическом смысле ученые обратились недавно. Основоположником исследования принято считать Нормана Гармези - профессора Миннесотского университета в Миннеаполисе. К числу заслуживающих внимания следует отнести разработки Института проблем управления, нацеленные на оказание помощи руководителям в поиске удачных решений в нестандартных ситуациях. Риск - составная часть любого экономического решения. Но есть угрозы, не связанные с принятием управленческих решений. Жизнестойкость - это способность организационной структуры противостоять угрозам, быстро восстанавливаться. Управление жизнестойкостью - процесс разработки и реализации мер воздействия, способных в кратчайшее время вернуть предприятие в рабочее состояние после негативных явлений, с целью минимизации возникших в связи с этим потерь. Такое управление в зависимости от характера угроз может осуществляться на уровнях: межгосударственном (борьба с терроризмом, защита международных корпораций), общегосударственном, отраслевом, предприятия и других организационных структур. Управление жизнестойкостью предполагает, что организация должна обладать инструментом, воздействующим на понижение ее уязвимости.

Сформулируем несколько принципиальных положений жизнестойкости любой организации: научиться выживать еще до того, как возникла в этом необходимость; понимать, что у преуспевающих организаций есть четкая система ценностей, и свою миссию они видят не только в зарабатывании денег; искусство находить непривычные или неочевидные методы решения проблем в любой ситуации, не выходя за рамки собственных возможностей или корпоративных правил.

В современных условиях возрастает важность фактора жизнестойкости организации, предприятия. Это связано, прежде всего, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.