Научная статья на тему 'Проблемы формирования профессионального самосознания у студентов вуза'

Проблемы формирования профессионального самосознания у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL IDENTITY / Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ / THE ISSUE OF PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ворончихин М.В.

Профессиональное самосознание совокупность знаний человека о своем внутреннем мире,чувствах,профессиональных интересах,способностях,своей оценки внешнего мира и других людей,своего положения в системе производства и производственных отношений. Профессиональное самосознание осуществляется через сознание своей профессиональной деятельности,но и прежде всего через осознание других людей, их реального взаимоотношения с внешним миром.Осознавая другого человека,воздействующего на внешний мир и изменяющего этот мир,человек приходит к осознанию себя как субъекта профессиональной деятельности. В основе данного процесса лежит познавательная деятельность человека,связанная с оценкой профессиональной деятельности других людей, которые в свою очередь также оценивают его деятельность. Развитие профессионального самосознания является одним из условий профессионального становления студентов. В статье рассмотрены проблемы становления как профессионального «Я», так и самосознания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Professional identity the totality of human knowledge about his inner world,feelings,professional interests,abilities,their assessment of the external world and other people,their position in the system of production and relations of production. Professional identity is realized through the consciousness of their professional activities,but primarily through the understanding of others,their real relationship with the outside world.Being aware of another person acting on the external world and of changing this world,man comes to regard himself as a subject of professional activity. At the heart of this process is cognitive human activity associated with the evaluation of the professional activities of others, which in turn also assess its activities. The development of professional identity is a condition of professional formation of students. The article considers problems of formation as a professional "I" and the consciousness of the students.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования профессионального самосознания у студентов вуза»

на Его дистонность телесных аспектов. Корреляционная плеяда в группе здоровых мальчиков указывает на включенность в структуру «Его» таких частей тела как плечи и ноги, связь с данными частями тела демонстрирует наличие силы (плечи) и опоры (ноги), однако эмоциональная нагруженность телесности мальчиков отсутствует.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

У СТУДЕНТОВ ВУЗА.

Ворончихин М.В.

студент-магистр 1 курс ППО ПОУД

Мурманский арктический государственный университет

Мурманская обл., РФ

PROBLEMS OF FORMATION OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY.

M. V. Voronch^hin

student-master 1 course THE CEA DMPA Arctic Murmansk state University Murmansk region, Russia

Аннотация

Профессиональное самосознание - совокупность знаний человека о своем внутреннем мире,чувствах,профессиональных интересах,способностях,своей оценки внешнего мира и других людей,своего положения в системе производства и производственных отношений.

Профессиональное самосознание осуществляется через сознание своей профессиональной деятельности,но и прежде всего через осознание других людей, их реального взаимоотношения с внешним миром.Осознавая другого человека,воздействующего на внешний мир и изменяющего этот мир,человек приходит к осознанию себя как субъекта профессиональной деятельности. В основе данного процесса лежит познавательная деятельность человека,связанная с оценкой профессиональной деятельности других людей, которые в свою очередь также оценивают его деятельность. Развитие профессионального самосознания является одним из условий профессионального становления студентов.

В статье рассмотрены проблемы становления как профессионального «Я», так и самосознания студентов .

Abstract

Professional identity - the totality of human knowledge about his inner world,feelings,professional interests,abilities,their assessment of the external world and other people,their position in the system of production and relations of production. Professional identity is realized through the consciousness of their professional activities,but primarily through the understanding of others,their real relationship with the outside world.Being aware of another person acting on the external world and of changing this world,man comes to regard himself as a subject of professional activity. At the heart of this process is cognitive human activity associated with the evaluation of the professional activities of others, which in turn also assess its activities. The development of professional identity is a condition of professional formation of students.

The article considers problems of formation as a professional "I" and the consciousness of the students . 58

Ключевые слова:профессиональное самосознание,Я-концепция,проблема профессионального самосознания.

Keywords:professional identity,self-concept,the issue of professional identity.

В условиях социально-экономических и научно-технических изменений в обществе все больше проявляется заинтересованность государства в воспитании профессиональных кадров, способных обеспечить интересы производства в условиях рыночных отношений, избегать профессиональных кризисов и деструкций, достигать эффективности в труде. Для достижения этой цели будущий профессионал должен обладать не только квалификацией, но и аутопсихологической компетентностью, высоким духовно-нравственным потенциалом, профессиональной мотивацией, зрелостью, основанными на профессиональном самосознании. Для студента, обучающегося в высшем профессиональном учебном заведении и осваивающего профессиональные знания и умения, также важно присвоение системы профессиональных ценностей, познание профессионального предназначения, осознание образов «Я» в профессии, что возможно при развитии профессионального самосознания. РПС(развитие профессионального самосознания) студента ВУЗа лежит не только в основе оптимального усвоения программы обучения, но и выбора профессионального пути для наиболее полноценной реализации себя в труде.

Однако на практике отмечается несостоятельность, неготовность, а порой и нежелание значительной части студентов работать по специальности после окончания вузов. Во время обучения они не готовятся к целостному видению себя как профессионала, испытывают сложность в совмещении личностных качеств с требуемыми в профессии, что сказывается на профессиональной направленности. К пятому курсу только 27% студентов видят себя в выбранной профессии, 18% еще не определились со сферой профессиональной деятельности, 55% не собираются работать по специальности. Эта неопределенность и нежелание в основном связаны с отсутствием его целенаправленного формирования у студентов вузов.

Отечественные психологи рассматривают профессиональное самосознание как важную психологическую составляющую профессионализма в трудовой деятельности, включающую чувство ответственности, нравственную воспитанность, психологическую зрелость, стремление к творчеству, психическое и физическое здоровье.

Проблема профессионального самосознания в психологии труда затрагивается в исследованиях развития личности на этапах жизненного и профессионального пути, формирования ее направленности, ценностных ориентаций, концепции «Я-профессионал».

Анализ литературы показал (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина), что в развитии профессионального самосознания можно выделить три психологических компонента, детерминирующие его: когнитивный (познание себя, своего предназначения как будущего профессионала в контексте профессионального пути), рефлексивный (осознание личностного смысла возможных образов «Я» в будущей профессии, упорядочение их) и операциональный (личностный выбор поведения как будущего профессионала, предполагающий ответственность). Возникающие проблемные ситуации, обусловленные противоречиями в когнитивном, рефлексивном и операциональном планах, разрешаются посредством создания внутренних (рефлексия профессионального становления) и внешних (психолого-педагогические воздействия) условий.

Выявлено, что РПС(развитие профессионального самосозная) является процессом сознательного изменения личностного значения себя как профессионала в контексте формирования профессиональной «Я-концепции» и предполагает: познание себя, своих личностных профессиональных возможностей через деятельность (когнитивный компонент - КК); осознание личностного смысла возможных образов «Я» в будущей

59

профессии (рефлексивный компонент - РК); активный личностный выбор профессионального поведения, проявляющийся в поступках и ответственности (операциональный компонент - ОК).

РПС способствует более полному формированию профессиональной «Я-концепции», осознанию её личностного значения как высшей ценности студентами вузов, выступающей фактором надежности профессионала, определяющей их культуру и эффективность в профессиональной деятельности .Ее формирование в ВУЗе обусловлено уровнем развития в процессе профессионального становления рефлексии личностных качеств, представлений о профессиональной направленности, образа профессионала и зависит от имеющихся потенциальных возможностей психологического развития личности (Е.А. Климов) и ресурса внешней среды (А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников).

Перейдём к проблеме собственно профессионального самосознания. Отметим, что профессиональное самосознание имеет одну очень важную характеристику - это самосознание человека, активно участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающего себя в качестве полноценного члена данного общества.

Иными словами, профессиональной самосознание - это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность - главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности. Представленные подходы понимания феномена профессионального самосознания акцентируют внимание на осознании личностью собственного внутреннего потенциала и возможности его развития. В то же время недостаточно познанными остаются временная динамика личностного развития, проблемы активизации будущего субъекта в профессиональной деятельности, возможностей его профессионального самосовершенствования и профессионального роста. Многообразие точек зрения относительно сущности самого феномена профессионального самосознания повлекло за собой разноплановость представлений о его структурных компонентах. Одно из первых исследований структуры профессионального самосознания принадлежит Е.А. Климову. По его мнению, профессиональное самосознание включает: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности, знания, мнения о степени своего соответствия профессиональному эталону, о своем месте в системе профессиональных «ролей», общественных положений; знания человека о степени его признания в профессиональной группе; знания о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представления о себе и своей работе в будущем. Развитое самосознание - одно из условий формирования индивидуального стиля, одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в частности, в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии, это также важный критерий подготовленности специалиста.

Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является «образ мира» профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире.

Подводя итог всему вышесказанному, заключаем, что в современной психологии под самосознанием понимают совокупность психических процессов и их интеграцию, посредством которых человек осознаёт себя.

Список литературы:

1. Бодалев А.А. Мотивация личности: Феноменология, закономерности и механизмы формирования. - М.: АПС СССР, 1982.

2. Берне Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Гл. ХХ. - СПб., 1998.

4. Рубинштейн Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р.-на-Дону,

1996.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997.

8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

9. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2000.

10.

11. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория практика. -М.: «Академия»,2007.

12. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издат. Центр «Академия», 1999.

References:

1. Bodalev A. A. Motivation personality: Phenomenology, regularities and mechanisms of formation. - M: APS of the USSR, 1982.

2. Burns R. What is self-concept // Psychology of consciousness: Cross. / Red. A. Ya. Raigorodsky. - Samara: Bakhrakh-M Publ., 2003.

3. Rubinstein S. L. fundamentals of General psychology. CH. XX. - SPb., 1998.

4. Rubinstein L. Man and world // problems of General psychology. M., 1976.

5. Lomov B. F. Methodological and theoretical problems of psychology. M.: Nauka,

1984.

6. Klimov E. A. Psychology of professional self-determination. R.-on-don, 1996.

7. Zeer E. F. Psychology professions. Ekaterinburg: OGPU, 1997.

8. Zeer E. F. Psychology of professional identity in early adolescence: Textbook. the allowance / E. F. Zeer, A. O. Ruda. — M.: Publishing house of Moscow psychological and social Institute; Voronezh: Publishing house NPO "MODEK", 2008.

9. Bondarevskaya E. V. Theory and practice of learner-centered education Text. / E.V.Bondarevskaya.Rostovn/D2000.

10. Pryazhnikov N. With. Professional self-determination: theory to practice. -M.: "Acade-my",2007.

11. Dubrovina, I. V. Psychology / I. V. Dubrovina, E. E. Danilova, A. M. Parishioners; ed. by I. V. Dubrovina. - Moscow: Izdat. Center "Academy", 1999.

13. Начало формы

14. Конец формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.