Научная статья на тему 'К проблеме развития профессионального самосознания студентов'

К проблеме развития профессионального самосознания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ / РЕФЛЕКСИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / STUDENTS'' PROFESSIONAL IDENTITY / REFLECTION / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочнева Любовь Валентиновна

Статья посвящена развитию профессионального самосознания как основы формирования компетенций студентов вузов для обеспечения самостоятельности в учебном процессе и успешной интеграции в социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF THE INDIVIDUAL

This article outlines elaboration of professional identity as the basis of forming students' competence, aimed at ensuring self-sufficiency in the learning process and at successful integration into society.

Текст научной работы на тему «К проблеме развития профессионального самосознания студентов»

УДК 159.9

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

© 2015 Л.В.Кочнева

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Статья поступила в редакцию 23.11.2014

Статья посвящена развитию профессионального самосознания как основы формирования компетенций студентов вузов для обеспечения самостоятельности в учебном процессе и успешной интеграции в социум. Ключевые слова: профессиональное самосознание студентов, рефлексия, компетенции, компетентностный подход в обучении.

Концептуальной основой современного образования является компетентностный подход. Он зафиксирован директивно и предписан для высшего профессионального образования (ВПО) «Концепцией модернизации российского образования». Компетентностный подход в психологии созвучен с личностным подходом в части, ориентированной на учет и формирование личностных, значимых для общества качеств.

Новая компетентностная концепция достаточно гармонично вписывается в Конституцию Российской Федерации как правовую основу профессионального обучения, закон Российской Федерации об образовании от 29.12.2012 года №273-ФЗ и его редакцию от 03.02.2014года №11-ФЗ, нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования. В них под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

В пункте 1 Статьи 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» государственная политика в области образования характеризуется гуманистическими принципами образования, приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В соответствии с Пунктом 1 Статьи 12 «Образовательные программы», содержание образования должно обеспечивать формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в

о

Кочнева Любовь Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента. E-mail: shafrans@mail. ru

семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Компетентностный подход предполагает формирование компетенций как факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности, и компетентности. Компетентность как высший компонент личности интегрирует в себе характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, принятия решений и достижения намеченной цели.

Сегодня в вузах актуальны методы обучения и воспитания, связанные с формированием у студентов компетентности. Отечественные психологи (А.Л.Андреев, В.А.Болотов, А.Б.Звездова, Е.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.Г.Орешкин, В.В.Сериков и другие), рассматривая «компетентность», ориентируют преподавателей вузов на формирование у студентов мотивационной, поведенческой, социальной, этической и некоторых других составляющих профессионала. Поэтому активные методы обучения и воспитания ориентированы не только на усвоение и воспроизведение студентами информации, но и на инициативность, самостоятельность, гражданственность, коммуникативность, активность, связаны с развитием профессионального самосознания студентов.

Самосознание представляет важный аспект социализации личности. Оно предполагает не только формирование жизненных ценностей, но и личностного отношения к ним, внутреннего знания и оценивания своих состояний, особенно в проблемных ситуациях, видения жизненных перспектив.

Целенаправленное развитие самосознания ориентирует на понимание жизни, ее смысла, на рассуждения о предназначении человека, на осмысление «Я», пробуждающее активность души, нравственность.

Профессиональное самосознание в отечественной психологии рассматривается в рамках самосознания личности и представляет процесс осознанного отношения к себе как профессионалу в контексте поиска профессионального предназначения и смысла жизни. Содержательные составляющие профессионального самосознания включают профессиональные самопознание, самооценку, самовоспитание и самоконтроль. То есть предполагает самостоятельную, специальную работу над собой. Эта работа включена и тесно связана с профессиональным образованием и саморазвитием. Конечно, профессиональное самосознание стимулирует формирование профессионала, гражданина, интегрированного в современное общество. Но, прежде всего, оно ориентирует на формирование духовно-нравственной личности, творчества в профессиональной деятельности, актуализацию потенциалов социальной активности (А.А.Ворона, Д.В.Гандер, А.Г.Ка-раяни, П.А.Корчемный, В.А.Пономаренко, В.Д.Шадриков, В.Т.Юсов и др.).

Развитие профессионального самосознания актуализируется в проблемной ситуации, в комплексе противоречий отношений «требования профессии - возможности и потребности человека»1. Как проблемную (или проблемно-конфликтную) рассматривают ситуацию, требующую принятия решения в связи с возникающим противоречием. Точнее, проблемная ситуация требует новых неизвестных решений, а не выбора из существующих альтернатив. Это своего рода вариативное единство, синтез специфики внешних обстоятельств и внутренних ресурсов-возможностей человека, «порождающих» акцентирован-ность на тех или иных аспектах проблемной ситуации (предметно-деятельност-ных, ценностных, рефлексивных и пр.), являющихся ведущими, наиболее актуальными в данный момент для конкретного человека.

Противоречия в ситуации «требования профессии - возможности и потребности человека»2, сопровождающиеся предвосхищением событий, могут порождать конфликт личностного смысла. По мнению Е.А.Климова, такие ситуации возможны при потенциально конфликтном взаимодействии субъектов и разных подсистем профессиональной среды3.

1 Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособ. для студ. вузов / Э.Ф.Зеер. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. - С. 12.

2 Зеер, Э.Ф. Психология профессий.... - С. 14.

3 Климов, Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): учеб. пособ. /

Е.А.Климов. - М.: Московс. психол.-социальн. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. - С.192.

Разрешение противоречий «упрощает» сформированная «Я-концепция» профессионала. Сформированная «Я-концепция» может быть расценена как результат процесса развития профессионального самосознания. Она является следствием согласования требований и условий профессионального обучения и важнейшей потребности субъекта деятельности, реализующейся в рефлексии личностных профессионально важных качеств, представлений о профессиональной направленности и образа «Я» в профессии. По сути, это система представлений о себе как профессионале, профессиональном предназначении. Как целостное психологическое образование оно включает конкретные установки и ориентации в отношении профессиональных ценностей и перспектив, личных отношений и оценок собственного опыта, а также собственные притязания, реализуемые (нереализуемые, частично реализуемые) в избранном труде.

Структурно-детерминационая схема взаимосвязи проблемной ситуации с возможными исходами развития самосознания может быть представлена следующим образом (рис.1.1).

Отсутствие целенаправленного развития профессионального самосознания, пренебрежение им, стихийное его развитие диктует неопределенность в развитии профессионально важных качеств, представлений о профессиональной направленности и образа «Я» в профессии и может приводить в проблемной ситуации к проявлению компенсаторных защитных реакций, дополнительным сложностям в ее разрешении.

Развитие профессионального самосознания зависит от многих факторов, являющихся источником деятельности по развитию самосознания и обусловливающих результат. Безусловно, это психолого-педагогические воздействия как внешние условия, лежащие в основе деятельности нового вида. Особо отметим внутренние условия. К ним, прежде всего, отнесем рефлексию профессионального становления, обеспечивающую профессиональную идентификацию, понимание требований социальной действительности, а также осознанное формирование профессионально-психологических качеств.

Рис. 1.1. Развитие профессионального самосознания в зависимости от способа его организации

Научно обоснованные данные по этой проблеме позволяют выработать адекватные технологии диагностики профессионального самосознания студентов и успешности его развития в обуче-нии4. Профессиональное обучение психологами относится к совместной деятельности по усвоению профессионального опыта человечества, результатом которой являются изменения в психике, создающие условия для выполнения деятельности нового вида.

Один из главных психологических результатов учебно-профессиональной деятельности - формирование у студентов профессионального сознания и мышления гражданина для интеграции в современное общество, развитие духовно-нравственных качеств личности. Элементами учебно-профессиональной деятельности являются профессиональное обучение и неразрывно связанное с ним воспитание профессионала. Воспитание профессионала - специальная работа профессорско-преподавательского состава, направленная на формирование у студентов убеждений, нравственных норм, качеств гражданственности, инициативности, самостоятельности в принятии решений и ответственности за их результаты, других качеств личности, предусмотренных получаемым образованием.

Эта работа связана с формированием физической, интеллектуальной и духовной линий разви-

4 Кочнева, Л.В. Развитие профессионального самосознания студентов высшей школы: моногр. / Л.В.Кочнева. - Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. - С. 45 - 52.

тия человека (Б.Ливехуд). Не секрет, что часто обнаруживаются перекосы различных линий этого развития. Психологи отмечают, что человек очень быстро созревает как организм, овладевает интеллектуальной стороной, но гораздо сложнее обстоит дело с нравственной, гражданственной составляющей. Проблема создаваемых таким образом «перекосов» в развитии (целеустремленное развитие духовной составляющей) остается в стороне, а смещение интересов исследователей происходит на описание других составляющих развития личности (Н.С.Пряжников и др.). Сегодня особое значение в современной России играет именно нравственное воспитание профессионала. В вузовском образовании при компетентностном подходе важная роль отведена развитию профессиональных способностей и компетенций.

Современные отечественные словари трактуют способности в традициях, заложенных Б.М.Тепловым, как «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности»5. Так же способности рассматриваются Д.Н.Завалишиной, Е.А.Климовым А.В.Петровским и другими.

Для определения способностей интересно выделение В.Д.Шадриковым духовных способностей: «Если способности проявляются в деятель-

5 Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко,

Б.Г.Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педа-

гогика-Пресс, 1997. - С.368.

ности, то духовные способности определяют поступок. Если при рассмотрении способностей мы имеем дело с субъектом деятельности, то в духовных способностях проявляется личность, можно сказать даже более - духовные способности составляют сущность индивидуальности человека...»6.

Развитие способностей в профессиональном обучении в отечественной психологии труда принято рассматривать как развитие профессионально важных качеств. Выделяют пять групп таких качеств: физиологические, психофизиологические, физические, личностные и интеллектуальные, где личностные и интеллектуальные развиваются на основе рефлексивного и духовного сознания обучаемых. Духовное сознание, духовность выступает как фактор надежности, стрессоустой-чивости и эффективности профессиональной деятельности. Духовность может выступать как особая внутренняя культура человека, его профессиональная зрелость (Б.С.Братусь, А.А.Ворона, Д.В.Гандер, В.П.Зинченко, В.А.Пономаренко).

Понятие духовности с позиции научного знания включает в себя смысл жизни, свободу, совесть, счастье, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни. Он зависит от реальных достижений, от реальной способности выразить себя в формах жизни. «...Смысл жизни, - пишет К.А.Абуль-ханова-Славская, - это не только будущее, не только перспектива, но и мера достигнутого человеком, оценка достигнутого своими силами по существенным для личности критериям»7.

Начало свободы в человеке является важнейшей темой для воспитания индивидуальности (Б.П.Вышеславцев, Е.И.Кузьмина). В тоже время должна быть видна четкая грань между свободой и вседозволенностью (В.В.Зеньковский). Связь свободы с добром неразделимы в воспитании. Достижение осознания этого лежит в основе и целостного, и гармонического саморазвития личности в процессе получения высшего профессионального образования, неразрывно связанного с воспитанием ориентира на профессиональное долголетие, с практической деятельностью по самосозиданию, самоопределению, духовному росту. Без него невозможно достижение величия личности. «В этом смысле можно охарактеризовать духовность как практическую (не утилитар-

6 Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 2002. - С.78 - 79.

7 Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А.Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - С.73.

ную) деятельность...» 8, как необходимость для человека и общества.

Студент, как и любой член общества, является носителем социального качества этого общества. Важную роль в его формировании играет личность преподавателя. Ситуация зачастую требует от преподавателя высокой культуры и деликатности, умения найти гармонию между природой индивида и вторично созданной общественной сущностью в своих подопечных. В.Д.Шадриков считает, что понятие долга, являясь в сущности «общественно значимым», действительным становится тогда, когда оно «личностно значимо» для человека, когда несоблюдение нравственных и гражданских норм он осознает как свою ущербность. Личностная значимость возникает при сформированности определенных ценностей, а при осознанности их можно говорить о самостоятельности и свободе специалиста и гражданина. Под свободой понимается возможность самоуправления своим поведением, развитие личностных качеств (мировоззрения, характера, способностей, самосознания), которые предопределяют поступки человека.

В этом смысле стоит отдельно отметить роль воспитания в высшем профессиональном образовании. В.А.Пономаренко обращает внимание на разницу в подходах к обучению и воспитанию при одинаковых по содержанию, но разных по духу задачах. Для реализации задачи воспитания, воспитания духовности в человеке, знания выступают как средство для достижения цели. Цель представлена здесь как обучение доброте, справедливости, пониманию красоты, как освоение чувства слияния с природой, умение приносить счастье и добро окружающим. Если все это представлено в человеке только лишь в виде знаний -это становится категорией образования, а если в виде ядра личности - то это категория человеко-ведческая, и в этом случае знания приобретают личностный нравственный смысл. Воспитательной идеей может выступить стремление к высшему сознанию, к культуре общения и понимания человека человеком9.

Качественно иной проблемный вопрос представлен в виде ценностей и осознанности будущей профессиональной деятельности с точки зрения ее долговременной перспективы, смысло-образующих мотивов и целей личности будущего профессионала в масштабе его профессионально-

8 Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П.Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - С.367.

9 Пономаренко, В.А. Созидательная психология / В.А.Пономаренко. - М.-Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000. - С.361 - 416.

го и жизненного пути. В этом случае важно понимание полезности для развивающейся личности сочетания профессионально обусловленных норм и социально одобряемого поведения с его образом «Я-профессионал», значимыми для него ценностями в контексте его профессионального пути.

В целом, уровень и характер проблемности профессионального обучения задаются воздействием противоречий, обусловленных внешне (между человеком и социально обусловленной средой) и внутренне (между различными компонентами психической структуры профессионального самосознания), а также способностью осознания студентами психологических условий развития профессионального самосознания в обучении. Детерминанты развития профессионального самосознания студентов, проходящих обучение в вузе, представлены на рис.1.2.

В развитии профессионального самосознания можно выделить три психологических аспекта: когнитивный, рефлексивный и операциональный. Когнитивный аспект отражает способность познания себя как профессионала, своего профессионального предназначения в контексте профессионального пути. Рефлексивный аспект выражает способность к осознанию личностного смысла возможных образов «Я», прогнозированию изменения ситуации и поведения других субъектов профессиональной деятельности в зависимости от собственных действий, связанных с осуществлением целей и задач профессионального развития. Операциональный аспект отражает способность осуществлять личностный выбор профессионального поведения и понимать совокупность ожиданий их проявления.

Противоречия как детерминанты развития профессионального самосознания студентов,

проходящих обучение в вузе

Компоненты развития профессионального самосознания

когнитивный

Познание себя, своего предназначения как будущего профессионала в контексте профессионального пути

рефлексивный

Осознание личностного смысла возможных образов «Я» в будущей профессии, упорядочение их

операциональный

Личностный выбор поведения как будущего профессионала, предполагающий ответственность

Рис. 1.2. Детерминанты развития профессионального самосознания студентов вузов

Подводя итог, подчеркнем необходимость, с одной стороны, целенаправленной организации психолого-педагогических воздействий с целью развития профессионального самосознания студентов (как внешнего условия), а, с другой, рефлексии профессионального самосознания студента как резерва его профессионального развития. Профессиональное обучение как проблем-

ное пространство для развития профессионального самосознания объединяет задачи, условия, средства и пр. элементы и является ценностью, в отношении которой формируется профессиональная «Я-концепция» в перспективе жизненного пути. Это может послужить основой и действенным ориентиром для реализации компе-тентностного подхода, стимулировать формиро-

вание гражданина, духовно-нравственной лич- активности и творческой профессиональной ности, ответственной и готовой к социальной деятельности.

THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF THE INDIVIDUAL

© 2015 L.V.Kochneva° Moscow Aviation Institute (National Research University)

This article outlines elaboration of professional identity as the basis of forming students' competence, aimed at ensuring self-sufficiency in the learning process and at successful integration into society. Keywords: students' professional identity, reflection, competence, competence-based approach to education.

° Liubov Valentinovna Kochneva, Сandidate of psychology, Associate professor of Department of sociology, psychology and social management. E- mail:shafrans@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.