Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / БИЗНЕС-СРЕДА / ПЕРСОНАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дивиченко Олег Игоревич, Демененко Инна Арамовна, Лопатин Игорь Иванович

Актуальность и цели. Процессы трансформации российской общественности, нестабильность социально-экономических отношений, образование факторов турбулентности развития социально-экономического общества инициировали усиленное внимание общественности к предпринимательству как отдельному показателю благосостояния общества. Целью данной статьи является рассмотрение концептуального подхода к изучению предпринимательства, в частности содержания понятия «предпринимательский климат», а также представление результатов социологического исследования, направленного на выявление актуального состояния предпринимательского климата Белгородского региона, определение основных проблем, мешающих активной предпринимательской деятельности. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач достигается на основе научного анализа и синтеза широкого спектра источников, включая научную и периодическую литературу по проблематике исследования, а также метод анкетирования. Результаты. Определена роль предпринимательства в целом и предпринимательского климата в системе общественных отношений, рассмотрен комплекс региональных проблем формирования и развития предпринимательства. Выводы. Систематический мониторинг проблемных траекторий в рамках развития предпринимательского климата позволит прежде всего актуализировать проблемные векторы отдельных направлений развития предпринимательства в регионе и направить локус внимания на их решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дивиченко Олег Игоревич, Демененко Инна Арамовна, Лопатин Игорь Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ENTREPRENEURIAL CLIMATE: PROBLEMS AND CONTRADICTIONS

Background. The processes of the Russian public’s transformation, the instability of socio-economic relations, formation of factors of turbulence in the development of socio-economic society have initiated increased public attention to entrepreneurship as a separate indicator of the well-being of society. The purpose of this research is to consider a conceptual approach to the study of entrepreneurship, in particular the content of the concept of “entrepreneurial climate”, as well as to present the results of a sociological study aimed at identifying the current state of the entrepreneurial climate of the Belgorod region, identifying the main problems and contradictions that hinder entrepreneurial activity. Materials and methods. The realization of research tasks is achieved on the basis of scientific analysis and synthesis of a wide sources’ range, including scientific and periodical literature on the problems of research, as well as the questionnaire method. Results. The role of entrepreneurship in general and the entrepreneurial climate in the system of public relations is determined, the complex of regional problems of formation and development of entrepreneurship is considered. Conclusions. Systematic monitoring of the current problems of the formation of the entrepreneurial climate will allow, first of all, to actualize the problematic vectors of individual directions of entrepreneurship development in the region and direct the locus of attention to their solution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА РЕГИОНА»

УДК 334.7

doi:10.21685/2072-3016-2021-4-2

Проблемы формирования предпринимательского климата региона

О. И. Дивиченко1, И. А. Демененко2, И. И. Лопатин3

1,2Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова, Белгород, Россия ^Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И. Д. Путилина, Белгород, Россия

1divichenko31@yandex.m, 2inna12manager@gmail.com, 3igorlopatin0905@gmail.com

Аннотация. Актуальность и цели. Процессы трансформации российской общественности, нестабильность социально-экономических отношений, образование факторов турбулентности развития социально-экономического общества инициировали усиленное внимание общественности к предпринимательству как отдельному показателю благосостояния общества. Целью данной статьи является рассмотрение концептуального подхода к изучению предпринимательства, в частности содержания понятия «предпринимательский климат», а также представление результатов социологического исследования, направленного на выявление актуального состояния предпринимательского климата Белгородского региона, определение основных проблем, мешающих активной предпринимательской деятельности. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач достигается на основе научного анализа и синтеза широкого спектра источников, включая научную и периодическую литературу по проблематике исследования, а также метод анкетирования. Результаты. Определена роль предпринимательства в целом и предпринимательского климата в системе общественных отношений, рассмотрен комплекс региональных проблем формирования и развития предпринимательства. Выводы. Систематический мониторинг проблемных траекторий в рамках развития предпринимательского климата позволит прежде всего актуализировать проблемные векторы отдельных направлений развития предпринимательства в регионе и направить локус внимания на их решение.

Ключевые слова: предпринимательский климат, бизнес-сообщество, бизнес-среда, персонал, конкурентоспособность, социально-экономическая система Для цитирования: Дивиченко О. И., Демененко И. А., Лопатин И. И. Проблемы формирования предпринимательского климата региона // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 16-25. doi:10.21685/2072-3016-2021-4-2

The formation of the entrepreneurial climate: problems and contradictions

O.I. Divichenko1, I.A. Demenenko2, I.I. Lopatin3

1,2Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia 3Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia

1divichenko31@yandex.ru, 2inna12manager@gmail.com, 3igorlopatin0905@gmail.com

Abstract. Background. The processes of the Russian public's transformation, the instability of socio-economic relations, formation of factors of turbulence in the development of

© Дивиченко О. И., Демененко И. А., Лопатин И. И., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

socio-economic society have initiated increased public attention to entrepreneurship as a separate indicator of the well-being of society. The purpose of this research is to consider a conceptual approach to the study of entrepreneurship, in particular the content of the concept of "entrepreneurial climate", as well as to present the results of a sociological study aimed at identifying the current state of the entrepreneurial climate of the Belgorod region, identifying the main problems and contradictions that hinder entrepreneurial activity. Materials and methods. The realization of research tasks is achieved on the basis of scientific analysis and synthesis of a wide sources' range, including scientific and periodical literature on the problems of research, as well as the questionnaire method. Results. The role of entrepreneurship in general and the entrepreneurial climate in the system of public relations is determined, the complex of regional problems of formation and development of entrepreneurship is considered. Conclusions. Systematic monitoring of the current problems of the formation of the entrepreneurial climate will allow, first of all, to actualize the problematic vectors of individual directions of entrepreneurship development in the region and direct the locus of attention to their solution.

Keywords: entrepreneurial climate, business community, business environment, personnel, competitiveness, socio-economic system

For citation: Divichenko O.I., Demenenko I.A., Lopatin I.I. The formation of the entrepreneurial climate: problems and contradictions. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;(4):16-25. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2021-4-2

Ведущим направлением экономической и социальной политики Российской Федерации выступает развитие малого предпринимательства. Основные участники указанного сектора социально-экономической среды обладают отличительной способностью гибко и мобильно реагировать на различные изменения рыночной конъюнктуры посредством применения различных инновационных технологий, моделей и методов [1]. Соответственно, вопросы интенсивного развития сферы малого предпринимательства направлены прежде всего на формирование благоприятных условий реабилитации экономической системы, в первую очередь региональной экономики.

Для прогрессивного развития системы малого предпринимательства основополагающим аспектом является формирование благоприятной предпринимательской среды. Повышение локуса внимания к различным процессам, а также проблемным векторам формирования благоприятного климата в сфере малого бизнеса на сегодняшний день выражено на всех уровнях государственной власти. В современных условиях социально-экономического развития перед региональными властями стоит первостепенная задача активизации роли предпринимательского климата как важнейшего направления развития экономических систем.

В настоящее время в научной среде сформировался огромный фундаментальный массив исследований и научных публикаций в рамках малого предпринимательства, который целесообразно структурировать на несколько блоков. Представители научного коллектива (А. В. Безгодов [2], А. Л. Маршак [3], В. В. Радаев [4], А. Ю. Чепуренко [5] и др.) выступили основоположниками формирования новой отрасли социологического знания - социологии предпринимательства.

Современные подходы и научные изыскания в области малого предпринимательства базируются на фундаментальных исследованиях, направленных на формирование данного направления развития экономики различных

уровней в условиях глобализации и нестабильности социально-экономических систем. Актуальные показатели динамики развития российского предпринимательства на региональном и федеральном уровнях представлены в научных изысканиях следующих авторов: В. А. Астафьева [6], Л. И. Бестае-вой [7], Л. В. Верменниковой [8], Г. Б. Кошарной [9], А. Н. Макаревич [10], Л. В. Орловой [11], М. А. Петракова [12] и др.

Признавая большой вклад ученых в исследование проблем предпринимательства и предпринимательского климата, необходимо отметить, что имеется большое количество малоизученных проблем построения социальных технологий предпринимательского климата, методологии его изучения и мониторинга, а также важных условий и факторов формирования [13].

С целью изучения актуального состояния предпринимательского климата в Белгородской области, анализа имеющихся в регионе условий для реализации и развития предпринимательской деятельности, выявления имеющихся проблемных векторов, а также противоречий, выступающих барьером для предпринимательства, авторами данной научной работы сформирована группа респондентов, включающая региональных предпринимателей (п = 119).

Полученные результаты исследования показывают, что с позиции 37,1 % респондентов условия для предпринимательства в Белгородской области являются хорошими (вполне приемлемыми для реализации предпринимательской деятельности), 47 % опрошенных предпринимателей определили данные условия как «нормальные». В свою очередь отдельная группа участников исследования (10,6 %) признали условия для предпринимательства в области как «неважные». Малая группа респондентов (5,3 %) вовсе затруднились с выражением своей оценочной позиции. Схематично данные представлены на рис. 1.

■ Хорошие Нормальные Неважные

Затруднились ответить

Рис. 1. Результаты оценки условий для предпринимательства в регионе, в процентах

Организации предпринимательского типа обладают седлающими свойствами: мобильность и гибкость, упрощенная система управления, активное приспособление к изменяющимся условиям реализации деятельности и внедрению инновационных технологий развития, достижение высоких целевых

установок в минимальные сроки, мобилизация различных видов ресурсов (финансовых, человеческих, технологических), определяющих экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную сущность данного сектора экономики.

Естественным фактом является и наличие у организаций малого предпринимательства проблемных векторов, которые выражаются в повышенной зависимости от различных факторов внешней среды, недостатке различных видов необходимых ресурсов, систематических ситуаций неопределенности и риска, экономической турбулентности, повышенной конкурентности на рынке и др. [14].

На сегодняшний день реализация предпринимательской деятельности в нашей стране имеет три ключевые и значимые проблемы: снижение спроса на производство и реализацию товаров и услуг, снижение уровня профессионально-квалифицированных кадров, рост цен/тарифов [15].

Детальный анализ различных показателей формирования и развития предпринимательского климата как в Белгородском регионе, так и других российских регионах позволил структурировать актуальные проблемы и выделить их в следующие группы (рис. 2):

Проблема стратегии роста малого предпринимательства

Проблема повышения социальной ответственности

Проблема честной конкуренции

Проблема оптимизации взаимодействия бизнеса и власти

Проблема коррупции

Проблема обеспечения безопасности малого предпринимательства

Рис. 2. Актуальные проблемы формирования и развития предпринимательского климата

Далее целесообразно рассмотреть выделенные нами проблемы более подробно.

Первой проблемой является проблема стратегии роста малого предпринимательства. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» отмечается, что содействие развитию малых и средних компаний - это основной элемент в экономической политике государства, способствующий поддержанию здоровой конкуренции и решению стратегических социальных задач. В свою очередь на региональном уровне стратегические задачи на сегодняшний день несовершенны и частично не реализованы, что актуализирует затруднение в постановке стратегических целей для развития малого предпринимательства, в особенности в регионах.

Стратегическое видение для малых организаций в условиях повышенной конкуренции, нестабильности на рынке позволит упрочнить связи и коммуникационные процессы, выстроить вектор развития на перспективу с учетом вероятностных рисков.

Вторая проблема - это проблема повышения социальной ответственности. Большая часть представителей малого бизнеса понимает, что для успешной и прибыльной деятельности в современных условиях недостаточно только готовить товары качественного производства и уровня, обеспечивая при этом определенный уровень занятости населения. Сегодня важно и необходимо профессионально выстроить эффективное сотрудничество между различными участниками социально-экономических отношений, а именно бизнес-сообществом, акционерами, представителями средств массовой информации, с профсоюзами и др.

Именно взаимная слаженная политика взаимоотношений между всеми участниками формирования и развития малого предпринимательства позволит достичь высоких показателей как экономического роста, так и социального благополучия на региональном уровне.

Результаты исследования оценки уровня социальной ответственности бизнеса имеют достаточно низкие показатели (по оценке 49,7 % представителей малого предпринимательства). Так, 30,8 % респондентов охарактеризовали уровень социальной ответственности бизнеса как средний и 19,5 % участников исследования отметили высокий уровень социальной ответственности бизнеса. Для наглядности представим результаты на рис. 3.

■ Низкий

■ Средний Высокий

Рис. 3. Результаты оценки уровня социальной ответственности бизнеса,

в процентах

Отметим, что в разрезе отраслевого дифференцирования организаций наименьшую удовлетворенность выразили организации такой отрасли, как оптовая и розничная торговля, в частности, 69,2 % респондентов данной группы выразили мнение в интервале «низкий - очень низкий».

Следующая проблема заключается в активизации честной конкуренции при неравных условиях функционирования на рынке.

По результатам исследования, 23,6 % респондентов отмечают, что недобросовестная конкуренция - одна из наиболее острых проблем, затрудняющих развитие предпринимательской деятельности в России, с которой

предприниматели сталкиваются на регулярной основе. 48,4 % респондентов высказали позицию о единичных случаях столкновения с данной проблемой, и 28 % участников исследования вовсе высказали отрицательное мнение о каких-либо столкновениях с недобросовестной конкуренцией при реализации предпринимательской деятельности (рис. 4).

Рис. 4. Ответ на вопрос «Актуально ли нарушение прав компании: столкновение с недобросовестной конкуренцией?», в процентах

Четвертая проблема определена необходимостью оптимизации взаимодействия бизнеса и власти. Достаточно показательны в данном аспекте ответы опрошенных предпринимателей на вопрос «Как власть относится к бизнесу не на словах, а на деле?» (рис. 5).

43

■ Как к «кошельку»

■ Как к младшему партнеру

Как к локомотиву развития экономики и общества

■ Как к питательной среде для коррупции

■ Как к равноправному партнеру

Как к конкуренту в борьбе за влияние в обществе

Как к объекту постоянной поддержки и защиты

Как к конкуренту в экономической сфере

Рис. 5. Ответ на вопрос «Как власть относится к бизнесу не на словах, а на деле?», в процентах

Анализ полученных данных показывает, что большая часть респондентов (43 %) определяют отношение власти к бизнесу «как к кошельку». В свою очередь 28,9 % представителей малого бизнеса считают, что отношение власти выражается через призму выстраивания отношений с младшим партнером. По мнению 21,1 % организаций малого бизнеса, политика власти построена на отношении к малому бизнесу как к локомотиву развития социально-экономической системы. Отдельная группа респондентов (16,2 %) отмечают, что органы власти воспринимают малый бизнес в качестве питательной среды для коррупции. Необходимо отметить самую малую группу участников исследования (4,2 %), которые воспринимают отношение власти к организациям малого предпринимательства как к конкуренту в сфере экономики.

Следующая проблема заключается в возрастании коррупционной составляющей в рамках деятельности организаций малого предпринимательства. Предприниматели малого бизнеса считают, что данная проблема достаточно актуальная и распространенная, с высоким уровнем обременения для развития бизнеса. Так, 24,7 % предпринимателей относятся к коррупции как к текущему, естественному явлению в регионах. В свою очередь 13 % респондентов данную позицию не разделяют и считают, что «коррупции в регионе не существует». Также 13 % респондентов отметили, что их компании систематически практикуют неформальные выплаты отдельным структурам.

Шестая проблема формирования и развития предпринимательского климата как в Белгородском регионе, так и других российских регионах - это проблема обеспечения безопасности малого предпринимательства. Неоспорим тот факт, что в современных условиях рыночных отношений формируется целый перечень источников потенциальных угроз организациям малого бизнеса (рис. 6).

■ невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты

■ невыполнение своих обязательств поставщиками

■ произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм

■ прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по «охране»

■ передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам

утечка информации из коммерческих банков

Рис. 6. Источники потенциальных угроз для организаций малого бизнеса, в процентах

По данным социологического опроса, 51,6 % респондентов считают главным источником потенциальных угроз для предпринимательской деятельности произвол чиновников, в практике которых имеется позиция «вмешивания» в деятельность организаций посредством установления различных норм. По мнению 41,9 % участников исследования, явным источником является невыполнение потребителями продукции условий договора в части оплаты. Третьим ярко выраженным источником потенциальных угроз для организаций малого бизнеса является невыполнение своих обязательств поставщиками (36 %). В наименьшей степени предприниматели малого бизнеса определили такие источники потенциальных угроз, как прямое давление преступных группировок в форме вымогательства (6,6 %), передача конфиденциальной информации о предпринимательской деятельности в область криминальных элементов (9 %), утечка важной информации из коммерческих банковских структур (10,1 %).

Таким образом, для эффективного формирования предпринимательского климата необходим систематический мониторинг актуального состояния и тенденций развития данного процесса. Руководители организаций малого бизнеса выражают полную готовность и заинтересованность в формировании и развитии деятельности, поэтому важным аспектом является постоянное и действенное взаимодействие бизнес-структур и представителей государственной власти региона.

Список литературы

1. Имаева Г. Р. Предпринимательский климат в России и формирующие его факторы: социологический анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 2 (114). С. 114-121.

2. Безгодов А. В. Очерки социологии предпринимательства. СПб. : Петролист, 1999. 224 с.

3. Маршак А. Л. Социология предпринимательства. М. : Российская академия предпринимательства, 2008. 173 с.

4. Радаев В. В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. 2001. № 12. С. 60-72.

5. Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. М. : Наука, 2004. 475 с.

6. Астафьев В. А. Формирование предпринимательского климата на муниципальном уровне на базе развития социальной ответственности бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 329-334.

7. Бестаева Л. И. Предпринимательство региона: состояние и динамика развития // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8. С. 1119-1122.

8. Верменникова Л. В., Жуков Б. М. Формирование предпринимательского климата в регионе: проблемы адаптивности и перспективы эффективности // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 10 (38). С. 15-22.

9. Кошарная Г. Б. Социальная ответственность субъектов предпринимательства: история и современность // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 1. С. 100-108.

10. Макаревич А. Н., Сазонова Т. Ю. Сущность и специфика социального предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2012. № 24 (222). С. 52-56.

11. Орлова Л. В., Дахин А. В. Малый и средний бизнес в современной России: перспектива становления нового класса : монография. Н. Новгород : РАНХиГС, 2014. 216 с.

12. Петраков М. А., Глебов С. Н. Место и роль субъектов малого и среднего бизнеса в экономике России // Российское предпринимательство. 2013. № 9 (231). C. 63-68.

13. Русских А. Ю. Предпринимательский климат в России: современные проблемы малого и среднего бизнеса // Правовое поле современной экономики. 2013. № 9. С. 92-98.

14. Gusairov V. S., Kosharnaya G. B., Shavyrina I. V., Demenenko I. A. Customer-oriented approach as management technology of high school development // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS / ed. by Fabio Casati, G. А. Bary-sheva, Wolfgang Krieger. Moscow, 2017. P. 445-455.

15. Погорелов В. В. Оценка удовлетворенности субъектов малого предпринимательства поддержкой государства: вопросы методики и практики // Российское предпринимательство. 2012. № 10 (208). С. 139-145.

References

1. Imaeva G.R. The Entrepreneurial Climate in Russia and the Factors Shaping It: A Sociological Analysis. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny = Opinion monitoring: economic and social change. 2013;(2):114-121. (In Russ.)

2. Bezgodov A.V. Ocherki sotsiologii predprinimatel'stva = Essays on the sociology of entrepreneurship. Saint Petersburg: Petrolist, 1999:224. (In Russ.)

3. Marshak A.L. Sotsiologiya predprinimatel'stva = Sociology of entrepreneurship. Moscow: Rossiyskaya akademiya predprinimatel'stva, 2008:173. (In Russ.)

4. Radaev V.V. Deformalization of rules and tax evasion in Russian economic activity. Voprosy ekonomiki = Economic issues. 2001;(12):60-72. (In Russ.)

5. Chepurenko A.Yu. Maloe predprinimatel'stvo v sotsial'nom kontekste = Small business in a social context. Moscow: Nauka, 2004:475. (In Russ.)

6. Astaf'ev V.A. Formation of an entrepreneurial climate at the municipal level based on the development of social responsibility of business. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and entrepreneurship. 2014;(9):329-334. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bestaeva L.I. Entrepreneurship in the region: state and dynamics of development. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and entrepreneurship. 2015;(8):1119-1122. (In Russ.)

8. Vermennikova L.V., Zhukov B.M. Formation of an entrepreneurial climate in the region: problems of adaptability and prospects for efficiency. Problemy ekonomiki i menedzhmenta = Issues of Economics and Management. 2014;(10):15-22. (In Russ.)

9. Kosharnaya G.B. Social responsibility of business entities: history and modernity. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2014;(1):100-108. (In Russ.)

10. Makarevich A.N., Sazonova T.Yu. The essence and specifics of social entrepreneurship in Russia. Rossiyskoe predprinimatel'stvo = Russian entrepreneurship. 2012;(24): 52-56. (In Russ.)

11. Orlova L.V., Dakhin A.V. Malyy i sredniy biznes v sovremennoy Rossii: perspektiva stanovleniya novogo klassa: monografya = Small and medium business in modern Russia: prospects for the formation of a new class: monograph. Nizhniy Novgorod: RANKhiGS, 2014:216. (In Russ.)

12. Petrakov M.A., Glebov S.N. The place and role of small and medium-sized businesses in the Russian economy. Rossiyskoe predprinimatel'stvo = Russian entrepreneurship. 2013;(9):63-68. (In Russ.)

13. Russkikh A.Yu. Entrepreneurial climate in Russia: modern problems of small and medium-sized businesses. Pravovoe pole sovremennoy ekonomiki = Legal field of modern economy. 2013;(9):92-98. (In Russ.)

14. Gusairov V.S., Kosharnaya G.B., Shavyrina I.V., Demenenko I.A. Customer-oriented approach as management technology of high school development. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Moscow, 2017:445-455.

15. Pogorelov V.V. Assessment of the satisfaction of small business entities with state support: methodology and practice. Rossiyskoe predprinimatel'stvo = Russian entrepre-neurship. 2012;(10):139-145. (In Russ.)

Информация об авторах I Information about the authors

Олег Игоревич Дивиченко кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46)

E-mail: divichenko31@yandex.ru

Oleg I. Divichenko Candidate of sociological sciences, associate professor of the sub-department of sociology and management, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov (46 Kostyukova street, Belgorod, Russia)

Инна Арамовна Демененко кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46)

E-mail: inna12manager@gmail.com

Игорь Иванович Лопатин

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И. Д. Путилина (Россия, г. Белгород, ул. Горького, 31)

E-mail: igorlopatin0905@gmail.com

Inna A. Demenenko Candidate of sociological sciences, associate professor of the sub-department of sociology and management, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov (46 Kostyukova street, Belgorod, Russia)

Igor' I. Lopatin

Senior lecturer of the sub-department of physical training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin (31 Gorkogo street, Belgorod, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 18.10.2021

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 25.11.2021 Принята к публикации / Accepted 14.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.