Научная статья на тему 'Предпринимательский климат как фактор конкурентного преимущества региона'

Предпринимательский климат как фактор конкурентного преимущества региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / ENTREPRENEURIAL CLIMATE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РЕГИОН / REGION / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дивиченко Олег Игоревич, Демененко И.А.

В статье рассматриваются вопросы формирования предпринимательского климата как фактора конкурентного преимущества региона. Авторами представлен анализ успешной предпринимательской деятельности, включающий такие виды отношений, как взаимоотношения бизнеса и органов власти, взаимоотношения в самом бизнесе, взаимоотношения бизнеса и социума, самоотношение предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial climate as a factor of the region''s competitive advantage

The article considers the issues of formation of an entrepreneurial climate as a factor of the region's competitive advantage. The authors presented an analysis of successful entrepreneurial activities, including such types of relationships as the relationship between business and government, business relationships, business and social relations, entrepreneurial self-attitude.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский климат как фактор конкурентного преимущества региона»

О.И. ДИВИЧЕНКО кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова*'

И.А. ДЕМЕНЕНКО кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова

Предпринимательский климат как фактор конкурентного преимущества региона

Одним из приоритетных направлений социально-экономической политики региона в настоящее время является развитие малого предпринимательства. В свою очередь архиважной составляющей развития малого бизнеса выступает предпринимательский климат, или бизнес-климат.

В теории и практике менеджмента наряду с «предпринимательским климатом» используются также понятия делового климата, инвестиционного климата, инновационного климата и т.д.; причем, некоторые авторы их отождествляют, во всяком случае, понятия предпринимательского и инновационного климата, другие исследователи проводят между ними различие. В нашей интерпретации указанные «климаты» различаются в зависимости от того, к чему они относятся: инвестиционный климат - к условиям и факторам инвестиционной деятельности, деловой климат - к условиям и факторам деловых отношений, предпринимательский климат - к условиям и факторам предпринимательской деятельности и т.д. Вместе с тем, указанные понятия взаимосвязаны, и их различие носит больше характер акцентирования отдельных аспектов организацион-

1

но-управленческой деятельности .

* Дивиченко Олег Игоревич, e-mail: stroi31@bk.ru

1 Данакин Н.С., Дивиченко О.И. Концептуальный анализ понятия «предпринимательский климат» // Теория и практика общественного развития, 2017, № 5, с. 66-68.

С нашей точки зрения, предпринимательский климат может быть определен как целостное образование из условий и факторов, значимых для осуществления предпринимательской деятельности.

Сегодня результаты исследований предпринимательского климата стали неотъемлемой информационной базой для формирования и совершенствования государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства. Ярким примером тому является Указ Президента РФ о долгосрочной государственной экономической политике страны № 596 от 7 мая 2012 г. В Указе в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста и достижения технологического лидерства российской экономики была поставлена задача повышения позиции России в международном рейтинге по условиям ведения бизнеса «Doing Business» до 20-го места к 2018 г. По последним данным рейтинга, Россия занимает 112-е место из 185 возможных1.

В связи с тем, что предпринимательский климат выступает как целостное (системное) образование, он имеет определенную структуру. Структура - это множество взаимосвязанных элементов системы, которую можно условно разделить на элементы и связи между элементами. На основании сходства (общности) структурных связей образуются определенные подструктуры. Применительно к предпринимательскому климату возможно выделение следующих подструктур:

- нормативно-правовая подструктура, состоящая из множества правовых, социальных, нравственных и других норм, которые или содействуют предпринимательству и его развитию, или, напротив, тормозят его;

- административная подструктура, связанная с взаимоотношениями малого бизнеса и органов власти; эти взаимоотношения, как и в предыдущем случае, могут по-разному влиять на предпринимательство - позитивно или, наоборот, негативно;

- инфраструктурная подструктура, включающая различные организации, фонды, ассоциации и т.д., которые призваны оказывать разного рода услуги (посреднические, кон-

1 Ведение бизнеса-2013 : доклад / Междунар. банк реконструкции и развития / Всемирный банк. 10-е изд. 2013.

сультационные, образовательные и т.п.) малому бизнесу; сюда входят также различные транспортно-логистические структуры;

- экономическая подструктура, состоящая, во-первых, из необходимого и достаточного количества деловых партнеров (поставщиков, подрядчиков, потребителей, посредников и т.п.), их взаимоотношений (конкурентных, партнерских и т.д.), финансово-кредитных учреждений.

В общую структуру предпринимательского климата входит также социальная подструктура. Социальную подструктуру предпринимательского климата как релевантную для социального управления его формированием можно рассматривать по-разному, выбирая те или иные основания для ее дифференциации, выделяя ту или иную иерархию элементов. Мы предлагаем релятивистский подход (от лат. relativus -относительный), в соответствии с которым предпринимательский климат рассматривается как система значимых отношений, полагая при этом, что именно через категорию «отношение» можно наиболее адекватно и полно выразить содержание и специфику предпринимательского климата.

Система значимых отношений для успешного осуществления предпринимательской деятельности включает, на наш взгляд, четыре вида этих отношений.

1. Взаимоотношения бизнеса и органов власти имеют, уже по определению, двусторонний характер: бизнес создает экономическую базу для функционирования органов власти, органы власти, в свою очередь, обеспечивают необходимые условия для успешного осуществления предпринимательской деятельности. Смысл деятельности органов власти заключается прежде всего в том, чтобы формировать благоприятный предпринимательский климат. Для этого требуется, в частности, упрощение регистрации, сокращение числа контролирующих органов, уменьшение количества лицензируемых видов деятельности. В результате величина вклада в ВВП, по данным экспертных оценок, может повыситься на 3-5%, объем инвестиций в основные фонды - на 8-10%.

2. Взаимоотношения в самом бизнесе. То, что взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности оказывают существенное влияние на успешность этой деятельности, очевидно. Проблема заключается в оптимизации этих взаимоотношений, повышении их позитивного

регулятивного и мотивационного потенциала. С этой точки зрения целесообразно, на наш взгляд, выделить три типа взаимоотношений:

- деловые взаимоотношения;

- нездоровые (напряженные, конфликтные) взаимоотношения;

- партнерские взаимоотношения.

В основу данной классификации кладутся деловые взаимоотношения, которые основаны, во-первых, на взаимной заинтересованности сторон; во-вторых, на реальной возможности удовлетворения взаимных интересов; в-третьих, на соблюдении соответствующих норм и правил (юридических, моральных, конвенциональных); в-четвертых, на готовности сторон к компромиссам и конструктивному регулированию возможных предпринимательских споров, конфликтных ситуаций.

3. Взаимоотношения бизнеса и социума. Эффективное функционирование малого предпринимательства определяется не только экономической средой, но и социальными аспектами формирования субъекта малой предпринимательской деятельности и степенью его социальной ответственности. Анализ малого предпринимательства выявляет неразрывное единство двух его сторон: общеэкономического содержания и специфической социальной формы, отражающей выполняемые им функции. Диалектика здесь заключается, с одной стороны, в достижении прибыли как главной цели предпринимателя посредством эффективного использования социальных факторов, с другой стороны, в достижении социальных результатов, основывающихся на экономическом росте малого предприятия.

4. Самоотношение предпринимателей. В соответствии с данным видом отношений выделяются три аспекта: социальная удовлетворенность, жизненный настрой, чувства, вызываемые будущим.

Социологический анализ предпринимательского климата Белгородской области - региона, который в течение нескольких лет находится в «десятке» наиболее продвинутых российских регионов по состоянию предпринимательского климата, показал, что каждый пятый из опрошенных предпринимателей оценивает финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое, 60% - относительно устойчивое. Более трети опрошенных предпринимателей оцени-

вают условия для бизнеса как «хорошие», половина - как «нормальные». По мнению большинства опрошенных, условия для предпринимательства в Белгородской области «явно лучше» или «скорее лучше», нежели в других российских регионах. Столько же респондентов отмечают тенденцию улучшения предпринимательского климата.

Большинство предпринимателей положительно оценивает роль регионального руководства в поддержке малого предпринимательства. Все большее распространение получает система грантов, гарантирования кредитных ресурсов, создания залоговых фондов и т.п.

Повышение деловой активности предпринимателей связано непосредственно с их мотивацией. Судя по данным социологического опроса, основная цель прихода в бизнес - получение высокого дохода. Далее идут мотив достижения финансовой независимости, нежелание работать под чьим-то началом, стремление быть хозяином своего дела1.

Таким образом, формирование предпринимательского климата является одной из актуальных задач регионального управления. Успешное управление формированием и развитием предпринимательского климата возможно при условии четкого определения управляемых переменных, т.е. тех свойств, параметров предпринимательского климата, которые могут быть изменены в желаемом направлении.

Дивиченко О.И., Демененко И.А. Предпринимательский климат как фактор конкурентного преимущества региона. В

статье рассматриваются вопросы формирования предпринимательского климата как фактора конкурентного преимущества региона. Авторами представлен анализ успешной предпринимательской деятельности, включающий такие виды отношений, как взаимоотношения бизнеса и органов власти, взаимоотношения в самом бизнесе, взаимоотношения бизнеса и социума, самоотношение предпринимателей.

Ключевые слова: предпринимательский климат, предпринимательская деятельность, конкурентоспособность, регион, региональное управление.

1 Кошарная Г.Б. Мотивация современных российских предпринимателей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2015, №4(36), с. 146-154.

Divichenko O.I., Demenenko I.A. Entrepreneurial climate as a factor of the region's competitive advantage. The article considers the issues of formation of an entrepreneurial climate as a factor of the region's competitive advantage. The authors presented an analysis of successful entrepreneurial activities, including such types of relationships as the relationship between business and government, business relationships, business and social relations, entrepreneurial self-attitude.

Keywords: entrepreneurial climate, entrepreneurial activity, competitiveness, region, regional management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.