Научная статья на тему 'Факторы развития малого предпринимательства в регионе в социологическом измерении'

Факторы развития малого предпринимательства в регионе в социологическом измерении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / SOCIOLOGICAL DIMENSION / ФАКТОР / FACTOR / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / SOCIOLOGICAL SURVEY / НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / NEGATIVE FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дивиченко Олег Игоревич

В статье дана сравнительная характеристика факторов развития малого предпринимательства в регионе: по материалам социологических опросов, проведенных автором в Белгородской области. Факторы (условия) предпринимательской деятельности оценивались тремя категориями опрошенных предпринимателями, обучающимися предпринимательству и экспертами. Сравнительно большую значимость для предпринимателей и обучающихся предпринимательству имеют факторы: «совершенствование налоговой системы», «совершенствование законодательной базы бизнеса», «развитие инфраструктуры бизнеса (консалтинг, информационные и образовательные услуги и т.д.)», «совершенствование кредитной системы». Выявлены также негативные факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства. Они связаны с отсутствием эффективной правовой поддержки, произволом со стороны налоговых органов, неравными условиями по сравнению с крупным и средним бизнесом. Респондентами акцентированы также такие негативные факторы, как «отсутствие моральной поддержки со стороны общества», «произвол со стороны контролирующих инстанций», «неразбериха в законодательстве». В целом, отмечена достаточно высокая чувствительность респондентов к оцениваемым факторам предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SMALL ENTERPRISE`S DEVELOPMENT IN THE REGION IN SOCIOLOGICAL DIMENSION

The article gives a comparative description of the factors of development of small business in the region: based on sociological surveys carried out by the author in the Belgorod region. The factors (conditions) of entrepreneurial activity were estimated by three categories of respondents entrepreneurs, entrepreneurs students and experts. Comparatively greater importance for entrepreneurs and students of entrepreneurship has the factors: «improving the tax system», «improving the legislative base of business», «developing business infrastructure (consulting, information and educational services, etc.)», «improving the credit system». Negative factors that prevent the development of small business have also been revealed. They are connected with the lack of effective legal support, arbitrariness from the legal authorities, unequal conditions in comparison with large and medium businesses. Respondents also accentuate such negative factors as «lack of moral support from the public», «arbitrariness from supervisory bodies», «confusion in legislation». In general, respondents noted a rather high sensitivity to the estimated factors of entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «Факторы развития малого предпринимательства в регионе в социологическом измерении»

УДК 332.012.322.2:316

О. И. Дивиченко

аспирант

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

г. Белгород, Российская Федерация

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

Аннотация. В статье дана сравнительная характеристика факторов развития малого предпринимательства в регионе: по материалам социологических опросов, проведенных автором в Белгородской области. Факторы (условия) предпринимательской деятельности оценивались тремя категориями опрошенных - предпринимателями, обучающимися предпринимательству и экспертами. Сравнительно большую значимость для предпринимателей и обучающихся предпринимательству имеют факторы: «совершенствование налоговой системы», «совершенствование законодательной базы бизнеса», «развитие инфраструктуры бизнеса (консалтинг, информационные и образовательные услуги и т.д.)», «совершенствование кредитной системы». Выявлены также негативные факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства. Они связаны с отсутствием эффективной правовой поддержки, произволом со стороны налоговых органов, неравными условиями по сравнению с крупным и средним бизнесом. Респондентами акцентированы также такие негативные факторы, как «отсутствие моральной поддержки со стороны общества», «произвол со стороны контролирующих инстанций», «неразбериха в законодательстве». В целом, отмечена достаточно высокая чувствительность респондентов к оцениваемым факторам предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: регион, малое предпринимательство, социологическое измерение, фактор, социологический опрос, негативные факторы.

O. I. Divichenko

Postgraduate Student

Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov

Belgorod, the Russian Federation

FACTORS OF SMALL ENTERPRISE'S DEVELOPMENT IN THE REGION IN SOCIOLOGICAL DIMENSION

Abstract. The article gives a comparative description of the factors of development of small business in the region: based on sociological surveys carried out by the author in the Belgorod region. The factors (conditions) of entrepreneurial activity were estimated by three categories of respondents - entrepreneurs, entrepreneurs - students and experts. Comparatively greater importance for entrepreneurs and students of entrepreneurship has the factors: «improving the tax system», «improving the legislative base of business», «developing business infrastructure (consulting, information and educational services, etc.)», «improving the credit system». Negative factors that prevent the development of small business have also been revealed. They are connected with the lack of effective legal support, arbitrariness from the legal authorities, unequal conditions in comparison with large and medium businesses. Respondents also accentuate such negative factors as «lack of moral support from the public», «arbitrariness from supervisory bod-ies», «confusion in legislation». In general, respondents noted a rather high sensitivity to the estimated factors of entrepreneurial activity.

Key words: region, small business, sociological dimension, factor, sociological survey, negative factors.

Тема «факторов» является одной из самых популярных при исследовании малого предпринимательства. Факторы развития малого предпринимательства в Российской Федерации отличаются многообразием, обусловленным сложным территориальным сочетанием природных и социально-экономических «составляющих». Выделено и описано значительное множество факторов, предложены различные варианты их классификации.

Так как малые предприятия действуют преимущественно на местном рынке, то на их деятельность оказывают влияние местные органы власти, лицензирующие и контролирующие организации, комитеты по защите прав потребителей и т.д. Большинство потребителей товаров и услуг, предлагаемых на рынок малыми предприятиями, сосредоточено там же, где расположены сами фирмы. Это обстоятельство оказывает огромное влияние на формирование отношения со стороны субъектов внешней среды [3].

Факторы малого предпринимательства могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие, т.е. имеются как положительные, так и отрицательные факторы [1, с. 44-50]. В данной статье представлены результаты сравнительной оценки и тех, и других факторов. Основание для оценки - материалы проведенного нами социологического опроса предпринимателей Белгородской области (2014 г., п-289, опрошено также 16 экспертов).

При проведении социологического опроса респондентам и экспертам было также предложено оценить факторы, наиболее значимые, по их мнению, для развития малого предпринимательства. Оценка давалась по шкале от 1 до 7 (1 - абсолютно незначимо, 7 - максимально значимо). Оценке подлежали 12 факторов, отобранных экспертным путем. Средние результаты оценки (оценивания) приведены в таблице 1. Здесь же приведены показатели чувствительности к оцениваемым факторам (условиям), рассчитанные по формуле

пя= —X юо,

где Пч - показатель чувствительности, Кот - количество респондентов, давших определенный ответ (оценку), Коп - количество всех опрошенных респондентов. Факторы (условия) предпринимательской деятельности оценивались тремя категориями опрошенных - предпринимателями, обучающимися предпринимательству и экспертами.

Таблица 1

Сравнительная оценка факторов предпринимательской деятельности, в %

№ п/п Факторы предпринимательской деятель ности Категории опрошенных

Предприниматели Обучающиеся Эксперты

Ср. балл Пч Ср. балл Пч Ср. балл Пч

1 Доступ к капиталу 4,3 74,2 4,7 92,4 4,9 94,2

2 Выход на международные рынки сбыта 4,8 73,8 4,6 95,6 3,7 94,2

3 Защита интеллектуальной собственности 4,3 82,9 4,5 97,8 4,1 95,1

4 Обеспечение необходимыми высококвалифицированными рабочими кадрами 4,9 82,8 4,7 97 4,9 93,9

№ п/п Факторы предпринимательской деятель ности Категории опрошенных

Предприниматели Обучающиеся Эксперты

Ср. балл Пч Ср. балл Пч Ср. балл Пч

5 Повышение заинтересованности работников в хорошей работе 4,6 85,3 4,8 96,3 4,7 94,6

6 Снижение бюрократических барьеров 5 85,3 4,7 97 4,8 93,9

7 Представление интересов предпринимателей во властных структурах различного уровня 3,7 85,8 4,8 97,8 4,8 93,9

8 Повышение стабильности экономической ситуации в стране 4,3 77,5 5 97,9 5 94,3

9 Совершенствование налоговой системы 5,4 85,8 5 97,8 4,7 94,3

10 Совершенствование законодательной базы бизнеса 5,3 88,7 5 97,7 4,6 94,3

11 Развитие инфраструктуры бизнеса (консалтинг, информационные и образовательные услуги и т.д.) 5,6 85,6 5,1 97,8 4,4 94,6

12 Совершенствование кредитной системы 6,1 83,4 4,9 93,5 5,1 94,1

Исходя из сравнительной оценки респондентами и экспертами факторов предпринимательской деятельности, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, значимость подавляющего большинства факторов оценена в интервале от 4 до 5 баллов. Ниже этого интервала оказываются следующие факторы: «представление интересов предпринимателей во властных структурах» (в оценке предпринимателей) и «выход на международные рынки сбыта» (в оценке экспертов).

Во-вторых, сравнительно большую значимость для предпринимателей и обучающихся предпринимательству имеют факторы: «совершенствование налоговой системы», «совершенствование законодательной базы бизнеса», «развитие инфраструктуры бизнеса (консалтинг, информационные и образовательные услуги и т.д.)», «совершенствование кредитной системы».

Сравнительно ниже рейтинг значимости такого фактора, как «защита интеллектуальной собственности», и это понятно, так как лишь единицы предпринимателей занимаются инновационным, высокотехнологичным бизнесом.

В-третьих, достаточно высока чувствительность респондентов к оцениваемым факторам предпринимательской деятельности. У обучающихся предпринимательству и экспертов этот показатель превышает 90% по всем оцениваемым позициям, у предпринимателей он колеблется от 73,8% до 88,7%.

В-четвертых, значительны расхождения в оценке одних и тех же факторов. Так, значимость «выхода на международные рынки сбыта» оценена предпринимателями в 4,8 балла, обучающимися предпринимательству - в 4,6 баллов, а экспертами - всего в 3,7 балла. И наоборот, эксперты и начинающие предприниматели в 5 баллов оценивают «повышение стабильности экономической ситуации в стране», тогда как действующие предприниматели придают ему 4,3 балла.

В-пятых, действующие предприниматели в целом проявляют сравнительно более низкий уровень чувствительности к оцениваемым факторам, нежели эксперты и начинающие предприниматели.

Анализ факторов малого предпринимательства в Белгородской области был бы неполным без учета мнения экспертов о том, что больше всего мешает данному виду деятельности. Им было предложено оценить 18 факторов по 7-балльной шкале (1 - совсем не мешает, 7 - максимально мешает). Ниже приведен проранжиро-

ванный ряд факторов (по мере убывания оценочного бала):

1. Отсутствие эффективной правовой поддержки - 5,0;

2. Произвол со стороны налоговых органов - 4,9;

3. Неравные условия предпринимательства (по сравнению

с крупным и средним бизнесом) - 4,6;

4. Отсутствие моральной поддержки со стороны общества - 4,5;

5. Произвол со стороны контролирующих инстанций - 4,5;

6. Неразбериха в законодательстве - 4,4;

7. Произвол представителей властных структур - 4,0;

8. Плохое состояние снабженческо-сбытовой инфраструктуры - 4,0;

9. Отсутствие эффективной финансовой поддержки

со стороны государства - 3,9;

10. Недостаток опыта и квалификации - 3,9;

11. Отсутствие социальной ответственности бизнеса - 3,9;

12. Отсутствие «честной конкуренции» - 3,8;

13. Отсутствие действенных ассоциаций предпринимателей - 3,8;

14. Незащищенность малого предпринимательства - 3,7;

15. Отсутствие партнерских отношений с органами власти - 3,7;

16. Коррупция - 3,6;

17. Неблагоприятная социально-психологическая атмосфера

в обществе - 3,3;

18. Давление со стороны криминальных структур - 3,2.

Обратим, прежде всего, внимание на факторы, ставшие наибольшими помехами для развития малого предпринимательства в Белгородской области. Это -отсутствие эффективной правовой поддержки, произвол со стороны налоговых органов, неравные условия по сравнению с крупным и средним бизнесом. Довольно высок также рейтинг негативной значимости таких факторов, как «отсутствие моральной поддержки со стороны общества», «произвол со стороны контролирующих инстанций», «неразбериха в законодательстве».

Серьезные помехи вызывают также «произвол представителей властных структур», «плохое состояние снабженческо-сбытовой инфраструктуры», «отсутствие эффективной финансовой помощи со стороны государства».

Стоит обратить внимание также на «недостаток опыта и квалификации», «отсутствие социальной ответственности бизнеса». [4, с. 146-154]. Судя по данным социологического опроса, не хватает «честной конкуренции» [2]. Сказывается и «отсутствие действующих ассоциаций предпринимателей». Эксперты указывают на незащищенность малого предпринимательства и отсутствие партнерских отношений с органами власти.

Сравнительно меньше помех связано с коррупцией, неблагоприятной социально-психологической атмосферой в обществе и давлением со стороны криминальных структур. Сами по себе эти факторы оказывают, разумеется, сильное негативное влияние на состояние и развитие малого предпринимательства, однако в случае Белгородской области, как видно, их роль существенно ослаблена, что является, безусловно, положительным фактом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власов Г.Ю. Российский малый бизнес сегодня: условие выживания - действенная поддержка / Г.Ю. Власов // Российское предпринимательство. — 2011. — № 6-2(186). — C. 44-50.

2. Данакин Н.С. Конвенционально-договорная культура деловых отношений / Н.С. Данакин, И.В. Конев. — Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. — 164 с.

3. Конев И.В. Государственная поддержка малого предпринимательства: региональный аспект / И.В. Конев, Т.Л. Шарова; под ред. Н.С. Данакина. — Белгород: ИП Остащенко А.А., 2013. — 245 с.

4. Кошарная Г.Б. Мотивация современных российских предпринимателей / Г.Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2015. — № 4 (36). — С. 146-154.

REFERENSES

1. Vlasov G.Iu. Russian small business today: the condition of survival - effective support. Rossiiskoepredprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 6-2 (186), pp. 44-50 (in Russian).

2. Danakin N.S., Konev I.V. Konventsional'no-dogovornaia kul'tura delovykh otnoshenii [Conventional and contractual business ethics]. Belgorod, IP Ostashchenko A.A. Publ., 2011, 164 p.

3. Konev I.V., Sharova T.L., Danakin N.S. (ed.) Gosudarstvennaia podderzhka malogo predprinimatel'stva: regional'nyi aspekt [State support of small business: regional aspect]. Belgorod: IP Ostashchenko A.A. Publ., 2013, 245 p.

4. Kosharnaia G.B. Motivation of modern Russian entrepreneurs. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences, 2015, no. 4 (36), рр. 146-154 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дивиченко Олег Игоревич — аспирант, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова 46, Российская Федерация, e-mail: inna12manager@gmail.com.

AUTHOR

Divichenko Oleg Igorevich — postgraduate student, Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, 46 Kostyukov Street, Belgorod, 308012, the Russian Federation, e-mail: inna12manager@gmail.com.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Дивиченко О.И. Факторы развития малого предпринимательства в регионе в социологическом измерении / О.И. Дивиченко // Электронный науч-ный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Divichenko O. I. Factors of small enterprise's development in the region in sociological dimension. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.