Научная статья на тему 'МОТИВЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

МОТИВЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖЬ / МОТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шавырина Ирина Валерьевна, Демененко Инна Арамовна, Дивиченко Олег Игоревич

На основе анализа данных измерения готовности и включенности молодежи в сферу социального предпринимательства, а также определения основных мотивов возможности реализации себя в данном направлении, авторами было выявлено, что определяющую позицию занимает группа мотивов, связанная с личностным ростом и самореализацией, свободой и независимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шавырина Ирина Валерьевна, Демененко Инна Арамовна, Дивиченко Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVES OF PERSONAL GROWTH AND SELF-REALIZATION AS DETERMINANTS IN THE FIELD OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE YOUTH ENVIRONMENT

The motives of personal growth and self-realization as determinants in the field of social entrepreneurship in the youth environment. Based on the analysis of data measuring the readiness and involvement of young people in the sphere of social entrepreneurship, as well as determining the main motives for the possibility of self-realization in this direction, the authors found that the determining position is occupied by a group of motives associated with personal growth and self-realization, freedom and independence.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

УДК 316.346.32-053.6:316.477 йО! 10.34823/802.2021.4.51645

И.В. ШАВЫРИНА кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии ОГАОУ ДПО Белгородский институт развития образования*

И.А. ДЕМЕНЕНКО кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова"

О.И. ДИВИЧЕНКО кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова

Мотивы личностного роста и самореализации как определяющие в сфере социального

предпринимательства в

1

молодежной среде

На основе анализа данных измерения готовности и включенности молодежи в сферу социального предпринимательства, а также определения основных мотивов возможности реализации себя в данном направлении, авторами было выявлено, что определяющую позицию занимает группа мотивов, связанная с личностным ростом и самореализацией, свободой и независимостью.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, молодежь, мотивы предпринимательской деятельности, самореализация.

* Шавырина Ирина Валерьевна, e-mail: shavyrina_77@mail.ru

** Демененко Инна Арамовна, e-mail: inna12manager@gmail.com

*** Дивиченко Олег Игоревич, e-mail: divichenko31@yandex.ru 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00350 «Технология развития социального предпринимательства в молодежной среде (региональный аспект»)»

I.V. SHAVYRINA Candidate of sociological sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Defectology, RSAEI of SPE Belgorod Institute of Education Development

I.A. DEMENENKO Candidate of sociological sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Management, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov

O.I. DIVICHENKO Candidate of sociological sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Management, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov

The motives of personal growth and self-realization as determinants in the field of social entrepreneurship in the youth environment

The motives of personal growth and self-realization as determinants in the field of social entrepreneurship in the youth environment. Based on the analysis of data measuring the readiness and involvement of young people in the sphere of social entrepreneurship, as well as determining the main motives for the possibility of self-realization in this direction, the authors found that the determining position is occupied by a group of motives associated with personal growth and self-realization, freedom and independence.

Keywords: social entrepreneurship, youth, motives for entrepreneurial activity, self-realization.

Пересмотр роли социального предпринимательства как одного из ключевых факторов социально-экономического развития страны привел к переоценке значения предпринимательской активности и предпринимательских намерений. Определяющей целью социального предпринимательства является «не максимизация прибыли, а достижение определенных экономических и социальных результатов, а также спо-

собность применять инновационные подходы к решению социальных проблем»1. Это обусловливает актуальность исследования молодежного социального предпринимательства как нового явления в молодежной среде, выявления факторов, способствующих его развитию, основных мотивов, а также ограничений на пути становления социальных предпринимателей. В рамках проведенного авторами исследования в Белгородской области «Социологическая диагностика вовлеченности молодежи в сферу социального предпринимательства» (N=800) предпринимается попытка определения мотивацион-ного профиля потенциальных социальных предпринимателей.

Один из вопросов анкеты был направлен на выявление желания реализовать себя в предпринимательской сфере, направленной на решение социальных проблем. Так, полученные данные показывают, что большинство опрошенных -49,88% - не имеют желания реализовать себя в предпринимательской сфере, направленной на решение социальных проблем. Тем не менее, 16,87% респондентов затруднились с ответом. Мотивацию к затруднению в ответе остаточно тяжело интерпретировать, но, на наш взгляд, она обусловлена, скорее незнанием и неосведомленностью о данной сфере деятельности. Более того, 31,75% опрошенных утвердительно ответили о желании реализовать себя в данной сфере, а 1,50% - обозначили себя состоявшимися предпринимателями в социальной сфере.

Если полученные данные сопоставить с результатами, полученными при ответе на вопрос о желании заниматься предпринимательской деятельностью в принципе, то очевидным является то, что та треть опрошенных (30,25%), которая была зафиксирована как не имеющая желания заниматься предпринимательской деятельностью, констатирует отсутствие желания реализовать себя в предпринимательской сфере, направленной на решение социальных проблем. Более того, те 41,75% опрошенных, которые высказались утвердительно, в большинстве своем не исключают возможность реализации себя в предпринимательской деятельности, направленной на решение социальных проблем.

1 Данакин Н.С., Шавырина И.В., Демененко И.А. Сущностные характеристики феномена социального предпринимательства // Миссия конфессий, 2020, т. 9, № 3(44), с. 384.

На наш взгляд, респонденты демонстрируют достаточный потенциал для возможности и готовности реализовывать себя в качестве социальных предпринимателей.

Следующий вопрос нашей анкеты был адресован тем респондентам, которые отмечают свою готовность и желание заняться предпринимательской деятельностью в социальной сфере. Для нас было достаточно важным узнать, что послужило бы в качестве основных мотиваторов такого рода деятельности.

В основу изучения основных мотивов к занятию предпринимательской деятельностью в социальной сфере нами был положен классический подход, используемый коллективом сотрудников Исследовательской группы ЦИРКОН, в рамках которого «каждый из элементов указывает на сочетание трех типов источников мотивации социального предпринимателя: выполнение «социальной миссии», экономическая (бизнес-) мотивация - материальный успех, а также «инновационность» - стремление реализовать свои знания и новаторские идеи в

области современных технологий, подходов и бизнес- 1

решений» .

Данные постулаты послужили для нас отправной точкой для выявления мотивов возможной реализации себя в качестве социального предпринимателя.

Согласно полученным данным, наибольшее значение для респондентов имеет стремление к самостоятельности и независимости. На это указало 63,9% опрошенных. Также, достаточно значимым является мотив самореализации и личностного роста. На это указало 48,2% опрошенных. Экономическая мотивация (материальный успех) отмечена в качестве мотива 32,6% опрошенных.

В следующий блок входят мотивов, направленные на решение собственных проблем, а также помощь людям с аналогичными проблемами (29,1%), инновационность - желание реализовать свои идеи и знания (24,5%) и достижение успеха в обществе, повышение своего авторитета (18,9%).

Такой мотив как выполнение «социальной миссии», желание быть полезным обществу отмечен лишь 8,2% респондентами.

1 Исследовательская группа «Циркон». Официальный сайт. URL.: http://www.zircon.ru/upload/iblock/4e7/socialnyj_predprinimatel_2018_avtoportr et.pdf

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что основными мотивами возможной реализации себя в качестве социального предпринимателя, являются стремление к самостоятельной, независимой от внешних акторов хозяйственной деятельности, а также самореализация и личностный рост.

Сравнительный анализ полученных данные в определенной степени подтверждаются данными, проведенных исследовательской группой ЦИРКОН в 2018 г. Наиболее сильными мотивами по данным Всероссийского исследования явились «желание реализовать определенную идею» и «стремление к самостоятельности и независимости» - и тот, и другой вариант выбрали по 70% опрошенных1.

Полученные нами данные не отражают в качестве основного мотива инновационность (стремление реализовать свои знания и новаторские идеи). Тем не менее, необходимо понимать, что во Всероссийском исследовании принимали участие уже состоявшиеся социальные предприниматели, а в авторском исследовании - лишь только молодежь без относительно рода их деятельности.

Согласно данным Всероссийского исследования, «достаточно актуальным к созданию своего предприятия оказывается невозможность получения какой-либо необходимой услуги или товара надлежащего качества от уже существующих субъектов бизнеса или государственных учреждений. Так, более половины опрошенных (54%) указали, что одним из мотивов было стремление решить ту или иную проблему, важную для семьи или же лично для себя. Согласно результатам нашего исследования, данный мотив отмечен 29,1% опрошенных»2. И здесь необходимо понимать, что данный мотив может еще быть не совсем актуализирован в сознании молодежи отсутствием насущной потребности.

Сходными являются результаты относительно приоритета бизнес-мотивации. Так, по результатам Всероссийского опроса, «стремление улучшить собственное материальное благосостояние отмечено 52% респондентов и стремление удовлетворить определенные потребности общества через максимизацию своей прибыли (47%)»3. По результатам исследова-

1 Исследовательская группа «Циркон». Официальный сайт. URL.: http://www.zircon.ru/upload/iblock/4e7/socialnyj_predprinimatel_2018_avtoportr et.pdf.

Там же.

3 Там же.

ния, проведенного автором, экономическая мотивация (материальный успех) отмечена в качестве мотива 32,6% опрошенных и данный мотив занимает третью позицию.

А вот мотив признания, достижения успеха и повышения своего авторитета является наиболее неоднозначным Так, признали для себя важным это стремление 39% опрошенных, и примерно столько же - 37%, считают для себя это неважным во Всероссийском опросе, и 18,9% в авторском.

В целом, сравнивая результаты двух опросов, можно сделать вывод о том, что группа мотивов, связанная с личностным ростом и самореализацией, свободой и независимостью занимает безусловно лидирующее положение. Мотивы, связанные с бизнес-мотивацией, выражены гораздо слабее. На наш взгляд, особое внимание заслуживает мотив, направленный на решение собственных проблем, посредством создания социального предприятия, так как именно данный мотив, на наш взгляд, может указывать на то, что семья является не только важным фактором к созданию собственного бизнеса, но и одним из его участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.