УДК 340.01
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
Бахметова Елена Владимировна
Магистрант юридического факультета Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск
E-mail: Bakhmetova@mail ru
PROBLEMS OF FORMING LEGAL CULTURE PERSONALITIES IN MODERN PERIOD
Elena Bakhmetova
National Research Mordovia State University, Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются проблемы формирования правовой культуры. Отмечается, что необходима такая воспитательная работа, в результате которой право должно восприниматься гражданами как действенный инструмент реализации конкретных потребностей и интересов.
ABSTRACT
The article analyzes the problems of forming a legal culture. It is noted that such educational work is necessary, as a result of which law should be perceived by citizens as an effective tool for the realization of specific needs and interests.
Ключевые слова: правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание.
Keywords: legal culture, legal consciousness, legal education.
Ценностными аспектами правовой культуры являются процессы, объекты и явления, образующие продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельной личности, социальной группы и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы, укрепляющие и привносящие блага в правовую культуру.
Сегодня вполне очевидными стали такие тенденции развития правовой культуры молодежи в современной России, как либерализация правового сознания и поведения, а также повышение информированности о своих правах и
защищаемых законом интересах. В связи с этим правовоспитательная деятельность и вся стратегия формирования правовой культуры личности должны быть направлены на формирование культуры защиты субъективных прав, культуры борьбы за правовую защищенность личности. Правовая культура - это не только нормативный ориентир общества, ее основная цель заключается в активном воздействии на формирование правовых установок, развитие у членов общества понимания необходимости определённого типа правового поведения. [3, с. 192] Воспитательная деятельность как составная часть формирования правовой культуры личности должна учитывать тенденции и особенности развития правосознания и правовой культуры населения России в современный период. Так, вполне очевидны сегодня тенденции к дифференциации и прагматизации правового сознания членов общества. В связи с этим необходима такая воспитательная работа, в результате которой право должно восприниматься гражданами как действенный инструмент реализации конкретных потребностей и интересов.
Эффективными воспитательными мерами в контексте формирования правовой культуры и укрепления законности в современных условиях являются раннее правовое воспитание в образовательных и воспитательных учреждениях, специальное правовое воспитание, включенное в правовую деятельность государственных и муниципальных органов власти и управления как обязательное условие их правомочий, правоохранительных учреждений и должностных лиц, работающих с детьми и молодежью; деятельность по профилактике правонарушений органов и организаций, отвечающих за работу с несовершеннолетними; реализация антикоррупционных программ; осуществление правовой экспертизы результатов правового воздействия на учащихся нормативных правовых актов, регулирующих образовательные отношения. Правовая культура показывает степень воплощения идеально желаемого в реально существующем. Она как явление материально-духовного порядка необходима не только для
формирования и развития политического и правового сознания людей, но и для совершенствования гражданского общества и правового государства. [4]
В контексте рассмотрения законодательной базы формирования правовой культуры следует отметить, что в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Указом Президента РФ от 28.04.2011 № Пр-1168) намечен ряд интересных мер в области образования и воспитания подрастающего поколения, которые, несомненно, должны быть «взяты на вооружение» и в реализации стратегии формирования правовой культуры личности. Это: решение задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим); развитие ценностно-смысловой сферы личности; развитие практики обучения основам права, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику; применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних нарушителей; распространение программ дополнительного правового образования для взрослых; повышение уровня юридической грамотности педагогов; совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для занятия ими соответствующих должностей; распространение положительного опыта образовательных учреждений по подготовке юридических кадров и созданию юридических клиник и др. [1].
В литературе отмечается необходимость принятия федерального закона «Об обеспечении формирования правовой культуры и укреплении законности в РФ». Однако, представляется, что более целесообразно пойти по пути дополнения Основ с учетом обобщения накопленного опыта, в том числе в регионах, и, разумеется, по пути разработки и реализации стратегии формирования правовой культуры личности. Правовая культура есть явление, содержащие в себе
все национальные достижения общества в области правовых знаний и правовых учений. Политика консолидации и развития идей патриотизма является процессом, способствующим укреплению российской правовой культуры общества и обеспечению наиболее длительного хранения правовых ценностей, их ретрансляции будущим поколениям, осознанному пониманию права и его применению в соответствии с нормативными принципами.
Таким образом, через обращение к событиям прошлого и уважение действий прошлых поколений, которые привели к развитию государства и общества, воспитывается поведение, соответствующее нормам морали и нравственности, права и закона.
Определяющим направлением формирования правовой культуры является совершенствование правового сознания, путем передачи личности информации, содержащей сведения о ментальных установках и традициях предков. Ведь только их знание способствует изменению существующих убеждений, привнесенных извне.
Список литературы:
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Указом Президента РФ от 28.04.2011 г. № Пр-1168 // Рос. газ. 2011. 14 июля.
2. Усманова Е.Ф. Система правовых актов как важнейший параметр оценки правовой культуры // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-1 (6). С. 32-34.
3. Усманова Е.Ф. Правовая культура сквозь призму теории коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-2 (55). С. 191193.
4. Усманова Е.Ф. Коммуникативная функция правовой культуры // Российский юридический журнал. 2015. № 5 (104). С. 9-14.
Mnp HayKH h o6pa3oeaHHH. 2018. № 3(15)
References:
1. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere razvitiya pravovoy gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 28.04.2011 g. № Pr-1168 // Ros. gaz. 2011. 14 iyulya.
2. Usmanova Ye.F. Sistema pravovykh aktov kak vazhneyshiy parametr otsenki pravovoy kul'tury // Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel'. 2016. № 1 -1 (6). S. 32-34.
3. Usmanova Ye.F. Pravovaya kul'tura skvoz' prizmu teorii kommunikatsii // Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki. 2015. № 5-2 (55). S. 191-193.
4. Usmanova Ye.F. Kommunikativnaya funktsiya pravovoy kul'tury // Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2015. № 5 (104). S. 9-14.