16
Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)
В.А. Гусак
(начальник управления уголовного розыска Криминальной милиции ГУВД по Челябинской области, кандидат юридических наук, доцент, г. Челябинск;
8 (3512) 63-47-24)
В период Великой Отечественной войны от уровня профессионализма, дисциплины, патриотизма и мобилизации внутренних личностных ресурсов зависела эффективность выполнения сотрудниками милиции поставленных перед ними задач. Статья содержит исторический и юридический анализ основных уровней развития политической культуры сотрудников милиции в условиях военного времени.
Ключевые слова: советская милиция, политическая культура, патриотизм, воспитательные функции, кадровая политика.
На протяжении 20-30-х гг. XX века в отечественном социуме в результате целенаправленной комплексной деятельности государственных и партийных органов сформировался специфический образ жизни и тип личности. Была реализована масштабная многогранная система мероприятий, которая охватывала большинство граждан, была направлена на формирование особой политической культуры, профессионального и правового сознания, включала различные блоки компонентов и механизмы реализации на разных уровнях.
Сотрудники милиции являлись одной из тех категорий граждан, которые выступали в качестве значимого инструмента реализации государством своих властных полномочий. В связи с этим цель формирования политической культуры и профессионального правосознания такой профессиональной общности, как личный состав органов милиции, создания положительного образа советского милиционера имела приоритетное значение.
Анализ работы первичных партийных организаций милиции в военный период показывает, что эта деятельность имела комплексный характер. На партийных собраниях, заседаниях комитетов и партбюро разрабатывались различные аспекты, направления и формы культурно-политической работы. Ключевым звеном в системе культурно-политической работы с личным составом наряду с политорганами
являлись низовые партийные организации. Кроме них в эту систему входили советы комнат культурно-просветительной работы, редколлегии стенных и многотиражных газет, агитколлективы, женсоветы, комсомольские организации.
В военный период политотделы и партийные организации значительное внимание уделяли улучшению партийного руководства комсомольскими организациями, так как на работу в милицию было принято много молодежи. Руководил деятельностью комсомольских организаций Политотдел Главного управления милиции через политотделы управлений краев, областей и городов. В каждом политотделе была установлена должность помощника начальника отдела по комсомольской работе.
Функционирование этой многоступенчатой и сложной системы во многом зависело от активности партийных первичных ячеек, эффективности взаимодействия с подразделениями, в которых осуществлялась культурно-политическая работа на местах - в городах, областях и районах.
Проблема партийно-политической работы в органах милиции состояла в значительном обновлении состава секретарей партийных и комсомольских организаций при политотделах управлений милиции в связи с уходом на фронт большого числа коммунистов и комсомольцев. За три года войны состав руководящих работников политотделов Управления милиции и дорож-
Юридическая наука и правоохранительная практика ных отделов обновился почти полностью. Из 150 начальников политотделов, работавших до войны, в 1943 г. осталось только 6. Проведенные проверки выявляли случаи низкого уровня воспитательной работы в органах милиции, формальное отношение к работе некоторых начальников политических частей. За неудовлетворительное руководство партийно-политической работой ряд начальников политчастей были освобождены от должностей или предупреждены о неполном служебном соответствии [1].
Как отмечает С.П. Шатилов, политотдел Главмилиции, политотделы краевых и областных управлений милиции постоянно занимались совершенствованием форм и методов воспитательной работы с личным составом. Основными формами воспитательной работы являлись индивидуальные беседы; беседы с небольшими группами сотрудников милиции, направленные на формирование веры в победу, патриотизма, ненависти к врагу; политическое информирование о текущих событиях; лекции о чрезвычайной ситуации в стране, сущности фашизма, необходимости сохранения военной и государственной тайны, верности присяге, дисциплине; обсуждение коллективных писем с фронта и от предприятий, учреждений и организаций, что способствовало установлению связей между трудящимися тыла, бойцами Красной Армии и сотрудниками милиции в соответствии с распространенным принципом единства фронта и тыла [2].
К тактическим идеям советского периода А.М. Беда относит следующие положения: 1) продуктивность безвозмездного труда на благо Отечества, 2) оборонительный характер военно-физкультурного движения, 3) демократическая сущность советского патриотизма [3, с. 159]. Эти тактические принципы официальной политической культуры, обеспечивавшие формирование особого типа личности советского человека в предвоенный и военный периоды, нашли отражение в деятельности по формированию правовой культуры сотрудников милиции.
В конце 20-х гг. ударничество как
вид социалистического соревнования стало массовым движением. В системе органов милиции в предвоенный период происходил рост числа отличников милицейской службы, многие коллективы милиции на основе развернутого социалистического соревнования добивались высоких показателей в служебной деятельности. Руководство социалистическим соревнованием было возложено на начальников отделений милиции, отстающие отделения стремились выйти в число передовых. По итогам социалистического соревнования органов милиции за 4 квартал 1942 г. было принято решение еще шире развернуть социалистическое соревнование с тем, чтобы к 1 мая 1943 г. «работу всех органов милиции области сделать отличной, обеспечив тем самым четкое выполнение задач, стоящих перед милицией в условиях войны» [4, с. 243-246].
Второе направление связано с повышенным вниманием к военно-физической культуре населения, как фактору укрепления здоровья и повышения обороноспособности. Было усилено государственное руководство и в этой области: в июне 1936 г. Всесоюзный совет физкультуры при ЦИК СССР был упразднен и вместо него создан Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР как орган государственного руководства и контроля за работой по развитию физкультуры и спорта [5, с. 189].
В органах милиции физкультурно-спортивной работой в основном занимались профсоюзные организации. С переходом милиции в подчинение ОГПУ условия труда работников милиции стали регулироваться не общим законодательством о труде, а Положением о милиции, утвержденным СНК СССР, уставами и ведомственными нормативными актами. В связи с этим изменилась роль профсоюзных организаций. Вместо месткомов в республиканских, краевых, областных, городских и районных управлениях милиции и уголовного розыска образовывались профсоюзные комиссии. В отделениях милиции при наличии 25 членов Союза избиралось про-
Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования
18
фбюро, а при меньшем количестве - профорг [4, с. 243-246].
Одно из направлений культурно-политической деятельности, наиболее значимое для целей настоящей статьи, получившее особое значение в военный период, связано с патриотическим компонентом политической культуры.
Анализ деятельности по формированию политической культуры, в частности ее патриотического компонента, позволяет выделить ряд факторов, характеризовавших политическую культуру сотрудников милиции. Во-первых, это поддержка сложившейся политической системы и политического руководства, политического курса партии, что подтверждалось ростом числа коммунистов и комсомольцев в милиции. За 1943 г. в члены ВКП(б) был принят 5 551 человек, кандидатами в члены ВКП (б) стали 8 446 человек. Число членов партии среди сотрудников милиции в военный период возросло. На 1 января 1941 г. оно составляло 31,4 %, а на 1 января 1944 г. достигло 37,3 % [6].
Вторым фактором являлось сознательное участие личного состава милиции во всех проводимых в стране политических мероприятиях. Патриотический подъем во время ежегодных внутренних займов на развитие экономики инициировался как правящими верхами, так и теми рядовыми гражданами, которые по собственной воле соглашались передавать в казну денежные средства сверх декретированных норм.
Во всенародном движении по созданию фонда обороны принимали участие сотрудники всех подразделений милиции. На 1-й и 2-й Государственные военные займы они подписались на сумму 150 млн рублей, причем сумма подписки на 2-й Государственный военный заем в 1943 г. составила 140,7 % от фонда месячной заработной платы, было собрано свыше 1 260 000 рублей на строительство танковых колонн. На 3-й заем сумма подписки составила почти 90 млн рублей, а 4-й заем дал сумму свыше 134 млн рублей. Билетов денежно-вещевой лотереи сотрудниками милиции было приобретено на сумму свыше 5 млн рублей. Около 40 тыс. человекодней было отрабо-
тано на воскресниках, а заработанные на них деньги перечислены в фонд обороны. За второе полугодие 1941 г. работники милиции собрали для нужд Красной Армии свыше 126 тыс. теплых вещей и 1 278 тыс. рублей. Донорами выступили свыше 5 тыс. человек, они сдали 15 тыс. литров крови для раненых бойцов.
На средства сотрудников милиции проводилось строительство танковых колонн «Дзержинец» и «Московский комсомолец» - в Москве, «Ростовская милиция»
- в Ростове, «Калининский чекист» - в Калинине, «Камчатский рыбак», «Советская Камчатка» и эскадрильи самолетов «Камчатка - фронту» - в Петропавловске-Кам-чатском [7]. За военный период милиция Пензы внесла в фонд обороны страны из своих сбережений 72 762 рубля. Деньги
- 120 000 рублей - были собраны и в фонд постройки самолетов [8, с. 98].
Эффективную деятельность по организации помощи фронту на протяжении всего военного периода проводило Управление НКВД Чкаловской области. Начиная с первых дней войны, милицейские работники принимали участие во всех патриотических акциях, проводившихся как в стране в целом, так и в Оренбургской области. Так, уже до октября 1942 г. работники милиции сдали 5 500 шт. вещей для бойцов Красной Армии, перечислили 226 800 рублей в фонд обороны страны, на подарки бойцам собрали облигаций на сумму 569 240 рублей, отправили раненым бойцам 100 тыс. рублей. Кроме того, на постройку именного самолета было перечислено 90 тыс. рублей [9, с. 101].
Комсомольские организации под руководством политорганов милиции выступали инициаторами многих патриотических мероприятий: проводили работу по организации субботников и воскресников по сбору металлолома, а заработанные деньги перечисляли в фонд обороны страны, участвовали в сборе теплых вещей и подарков для фронтовиков, в борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, проявляли заботу о детях семей фронтовиков, бывших работников милиции, развернули движение доноров.
Юридическая наука и правоохранительная практика
Динамичная смена культурно-политических приоритетов позволяла поддерживать в рамках всего предвоенного и военного периода высокую эффективность политической культуры. Ее анализ позволил выявить приоритетные направления культурно-политической деятельности государства в обществе в целом и в органах милиции в частности.
Личный состав милиции - это профессиональная группа, представители которой активно вовлечены в сферу политической и правовой культуры. В военный период патриотизм выступал значимым фактором успешного выполнения сотрудниками милиции своих профессиональных задач. Мощный многоуровневый механизм развития политической культуры и профессионального правосознания милицейских кадров, опиравшийся на политотделы и первичные партийные организации, показал свою эффективность в области укрепления дисциплины, повышения профессионализма и мобилизации внутренних личностных ресурсов в сложных условиях военного периода.
1. ГА РФ. Ф. 9415. О. 3. Д. 383.
Л. 45.
2. Шатилов С.П. Основные формы
_ 19
воспитательной работы с сотрудниками милиции Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны // История государства и права. 2005. № 2. С. 28-29.
3. Беда А.М. Советская политическая культура через призму МВД: от «московского патриотизма» к идее «Большого Отечества» (1946-1958 гг.). М.: Мосгорархив, 2002.
4. Ефремов М.А. 80 лет тайны (Власть и милиция Сибирского края). Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002.
5. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР: учебник для студ. вузов, обучающихся по специальности «История». М.: Высш. школа, 1986.
6. ГА РФ. Ф. 9415. О. 3. Д. 384. Л. 7.
7. Пирагис А.П. От нагана до компьютера: история камчатской милиции (19-20 века). Петропавловск-Камчатский, 2005.
8. Сучилкин А.В. Пензенская милиция в годы Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2006.
9. Решетова О.И. Органы внутренних дел Оренбурга в годы Великой Отечественной войны // Вторая мировая и Великая Отечественная война и современность: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. (Уфа, 24-25 ноября 1995 г.). Уфа: Восточный унт, 1996. Ч. II.