ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
мании для суда над военными преступниками. И, действительно, судебные процессы над военными преступниками за совершенные ими злодеяния на территории СССР в годы Великой Отечественной войны были проведены советскими судами в Харькове, Краснодаре, Киеве, Минске, Ленинграде, Хабаровске и других городах. Котляров И.И. Международное гуманитарное право. Указ. соч. С. 261.
43 В апреле 2015 г. в Люнебурге (ФРГ) начался судебный процесс над нацистским преступником. 93-летний Гренинг обвиняется в пособничестве убийству как минимум 300 тысяч человек. URL:http://topЫognews.ru/krimmal/sudit-nel-zya-pomilovat/ (дата обращения 2 мая 2015 г.). 19 июня 2014 г. в Филадельфии полицейские задержали 89-летнего Йохана Брайера, который подозревается в том, что во время Второй мировой войны работал надзирателем в концлагерях Освенцим и Бухенвальд. По данным следователей, он причастен к уничтожению многих тысяч евреев. Немецкая юстиция требует выдачи Брайера для судебных разбирательств. URL:http://www.
rg.ru/2014/06/19/nadziratel-anons.html (дата обращения 9 августа 2014 г.). В 2011 г. суд Мюнхена признал уроженца Украины 91-летнего И. Демьянюка виновым в причастности к убийству в 1943 г. нацистами 27,9 тыс. евреев в лагере Собибор, который располагался на территории оккупированной фашистской Германией Польши. Суд назначил И. Демьянюку наказание в виде пяти лет лишения свободы. URL: http://top.rbc.ru/tags/ ?tag=%C4%E5%EC%FC%FF%ED%FE%EA (дата обращения 18 апреля 2012 г.
44 Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. (ст. 1). См.: Международное гуманитарное право в документах. Указ. соч. С. 528-531.
45 См.: Котляров И.И., ПузыреваЮ.В. Вооруженный конфликт на Украине и международное право // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 265-271.
46 http://nyka-huldra.livejoumal.com/6649904.html (дата обращения 13 апреля 2015 г.).
УДК 351/354 ББК 67.2
СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В МИЛИЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: СОСТОЯНИЕ И МЕРЫ ПО ЕЕ УКРЕПЛЕНИЮ
НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ МАЮРОВ,
заведующий кафедрой государственного и административного права Межрегионального института экономики и права при МПА ЕврАзЭС (г. Санкт-Петербург), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации,
Почетный сотрудник МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Проведено исследование актуальных аспектов состояния служебной дисциплины в милиции и мер по ее укреплению в годы Великой Отечественной войны. Исследованию были подвергнуты документы, находящиеся в федеральных и ведомственных архивохранилищах; некоторые из них впервые вводятся в научный оборот. Особое внимание уделено правовым вопросам поддержания служебной дисциплины при прохождении сотрудниками государственной службы в органах милиции. Проанализированы мероприятия, проводимые командно-политическим составом по укреплению дисциплины, и их эффективность, а также результаты оперативно-служебной деятельности.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, дисциплина в милиции, Дисциплинарный устав Красной Армии, Особые инспекции при отделах кадров УНКВД краев и областей, дознание, сотрудники милиции.
Annotation. Investigated the relevant aspects of the state of discipline in the police and measures to strengthen it in the years of the Great Patriotic War. Subject to study were documents held by the federal and departmental archives, some of which are first introduced in the scientific revolution. Particular attention is paid to the legal issues of the maintenance of discipline during the passage of the Public Service at the police. Analyzed the activities of the command - the political structure to strengthen discipline, and their performance on the state of the discipline and the results quickly - performance activity.
Keywords: Great Patriotic War; discipline in the police, Disciplinary Regulations of the Red Army, Special Inspection under NKVD personnel departments territories and regions, inquiry, police officers.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сегодня мы должны еще раз оглянуться на историю нашей Родины, особенно в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. «Без знания истории, - как говорил наш великий мыслитель, русский историк Василий Ключевский, - мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». В настоящее время мир еще далек от того, чтобы международные отношения строились исключительно на доверии, к сожалению, поэтому так важно сегодня защитить правду о минувшей войне, о бесценном опыте союзничества, об истинных героях, над которыми время не властно, твердо противостоять попыткам переписать историю. Это важно для всех нас. Это необходимо для воспитания и нравственного становления будущих поколений.
Великая Отечественная война явилась тяжелейшим испытанием для народов Советского Союза. Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул, что «наш народ сражался против рабства, сражался за право жить на своей земле, за право говорить на родном языке, иметь свою государственность, культуру и традиции. Он сражался за справедливость и свободу».
С началом Великой Отечественной войны на основе Конституции СССР в первые дни и месяцы партийным руководством, высшими органами государственной власти и управления были приняты нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение общественного порядка и государственной безопасности, на укрепление дисциплины и правопорядка во всех звеньях государственного управления, в том числе и в органах милиции. Основными из них были: директива ЦК ВКП(б) и СНК СССР партийным и советским органам прифронтовых областей, Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении военного положения в семи союзных республиках, шестнадцати областях, в Крымской АССР, а также в Москве и Ленинграде, Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» и др. Большую нормотворческую работу проводил наркомат внутренних дел СССР. 7 июля 1941 г. НКВД СССР издал директиву о задачах милиции в период военного времени, 8 мая 1942 г. официально установил в органах милиции 12-часовой рабочий день и др.1 Реализация заложенных в них норм должна была способствовать укреплению дисциплины и организованности в органах милиции, усилению борьбы с нарушителями законности.
Однако, на практике не все обстояло так, как требовала обстановка. Проведенные проверки 6-го отделения, 10-отделения и 33-отделения Ленинградской милиции 26 июня 1941 г. показали, что без оформления в милиции находилось 169 заявлений граждан, имели место опоздания на службу, случаи пьянства, нарушения дисциплины, что свидетельствовало о серьезных недостатках в работе милиции2.
Военная обстановка вызывала необходимость усиления мер правового принуждения по отношению к нарушителям служебной дисциплины в милиции.
Еще до начала Великой Отечественной войны приказом НКВД СССР № 1033 от 16 ноября 1940 г. на органы и войска НКВД было распространено действие Дисциплинарного устава Красной Армии (1940г.)3; т.е. в дисциплинарном отношении работники милиции практически рассматривались как военнослужащие Красной Армии со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.
До Великой Отечественной войны рассмотрение дисциплинарных и служебных проступков личного состава милиции, подпадавших под действие дисциплинарного устава или правил внутреннего распорядка, возлагалось лично на начальника соответствующего управления. Оно проводилось без производства расследования. Преступления и служебные проступки сотрудников милиции, не подпадавшие под действие дисциплинарного устава, передавались для расследования Особым инспекциям при отделах кадров УНКВД краев и областей4. В условиях войны было признано необходимым проведение специальных дознаний о проступках личного состава, подлежащих разрешению в дисциплинарном порядке, для выяснения, уточнения и проверке обстоятельств нарушения. При бесспорном факте нарушения дознание не проводилось5.
Для проведения дознания, необходимость которого определялась руководителем подразделения, в каждом отделе и отделении милиции приказом начальника Управления милиции были назначены дознаватели, которые находились в непосредственном подчинении начальника подразделения милиции и действовали по его указаниям. Материалы о преступлениях, выявленных в ходе дознания или другим путем, начальник был обязан передавать в особую инспекцию для принятия окончательного решения. В приказе подчеркивалось, что при проведении дознаний по нарушениям, содержащим элементы уголовно наказуемых деяний, дознаватели должны консультироваться с особой инспекцией. Для повышения квалификации дознавателей намечалось провести однодневный шестичасовой семинар по вопросам методики и техники дознания6. На наш взгляд, в условиях войны создание самостоятельных подразделений в виде групп дознания с прямой подчиненностью первому лицу милиции для проведения дознания по дисциплинарным проступкам личного состава милиции было мерой вынужденной, своевременной и правильной. Проведение дознания по дисциплинарным проступкам позволяло, на наш взгляд,
а) объективно выяснить, имеется ли в действиях сотрудника состав дисциплинарного правонарушения;
б) выяснить причины и условия, способствующие совершению дисциплинарных проступков; в) наметить ряд мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных и иных правонарушений; г) проявить внимание и забо-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ту руководителей органов милиции по отношению к личному составу и, тем самым, поднять моральный дух сотрудников на мобилизацию добросовестного отношения к своим служебным обязанностям, что в условиях войны имело большое значение.
Следует заметить, что в условиях сегодняшнего времени в МВД России, ГУ МВД России и УМВД России по субъектам создано похожее подразделение, именуемое «Служба собственной безопасности». Данное подразделение на протяжении ряда лет подтвердило свою эффективность в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системах МВД России и ФМС России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близ-ких7. И, несмотря на столь детальное разъяснение правил проведения дознаний и оформления итоговых документов, имели место многочисленные факты отступления от инструктивных указаний. Примером может служить приказ начальника Управления милиции г. Ленинграда № 10 «О точном соблюдении порядка производства дознаний о проступках личного состава» от 18 января 1942 г.8 На наш взгляд, эти недостатки были связаны с тем, что значительная часть сотрудников милиции, в том числе и те кто занимался вопросами проведения дознания, были мобилизованы в Красную Армию - как правило, кадровые сотрудники-профессионалы. Только в июне - июле 1941 г. в ряды Красной Армии вступило около 25% личного состава милиции, в том числе 8 тыс. коммунистов и комсомольцев. В Красную Армию был мобилизован весь рядовой и 32% оперативного состава Бурят-Монгольской милиции. За 1941 г. из органов НКВД Чувашии в Красную Армию убыло 43,6% личного состава, а из Московской милиции 12 тыс. сотрудников9. Им на смену пришли люди, не годные к строевой службе: инвалиды, пенсионеры.
Вновь пришедшие в милицию нуждались во всесторонней правовой подготовке и, прежде всего, в правильном понимании и выполнении новых законодательных актов, определявших задачи милиции в условиях военного времени и предоставлявших правоохранительным органам большие права в обеспечении режима военного времени.
Приход новых сотрудников в органы милиции требовал организации их профессиональной подготовки, что в годы войны было связано с большими трудностями. Поэтому подготовка кадров осуществлялась на ускоренных курсах. В повседневную жизнь вошла практика досрочных выпусков курсантов из специальных учебных заведений. 26 июля 1941 г. был издан приказ НКВД СССР № 00826 «О перестройке работы учебных заведений по подготовке кадров милиции НКВД СССР на период военного времени». В соответствии с приказом были изменены правила приема в учебные заведения. На курсы подготовки младшего и среднего начальствующего состава принимались
лица рядового и младшего начальствующего состава милиции, а также граждане, не подлежавшие призыву и мобилизации в Красную Армию, которые были рекомендованы в органы милиции партийными и комсомольскими организациями. Важнейшими требованиями, которым должны были отвечать курсанты, были политическая выдержанность, знание милицейского дела и преданность власти. Проведенные в период с 25 июня по 10 июля 1942 г. проверочные испытания знаний у личного состава Ленинградской милиции показали, что рядовой и младший начальствующий состав в основном усвоил и закрепил полученные знания в области специального милицейского дела, стрелковой подготовки и текущей политики. Из числа пропущенных через комиссию сдали испытания по всем дисциплинам с оценкой «отлично» и «хорошо» - 47%, «удовлетворительно» - 41% и « неудовлетворительно» - 12%10. Всего за годы войны в учебных заведениях НКВД было подготовлено 18747 сотрудников милиции11.
Отсутствие опыта практической работы у многих сотрудников милиции, количественный и качественный некомплект, рост служебной нагрузки на личный состав, продовольственные трудности и ослабление в этой связи требований к кадрам милиции, нередко приводили не только к нарушениям служебной дисциплины, но и нарушениям социалистической законности, халатному отношению к служебным обязанностям, преступности среди личного состава. Так, в начале 1942 г. в осажденном Ленинграде были проведены проверки деятельности большинства городских и ряда областных отделений милиции. При проверке Тихвинского РО НКВД ЛО были выявлены случаи грубого нарушения норм уголовно-процессуального кодекса, в результате чего были арестованы 11 граждан, без достаточных оснований обвиненных в измене Родине. Также были выявлены случаи фальсификации уголовных дел12. Несмотря на отдельные нарушения, которые допускали сотрудники милиции, они все же в своем большинстве в борьбе с уголовной преступностью проявляли оперативное мастерство, подлинный героизм, мужество.
В этом плане интересен доклад начальника политического отдела Главного управления милиции НКВД СССР, комиссара милиции 3-го ранга Иванова «О политико-моральном состоянии, служебной дисциплине и партийно-политической работе в органах милиции НКВД СССР за 1943 г.». Этот документ содержит фактический материал, который позволяет объективно судить о деятельности милиции, состоянии дисциплины в ее рядах, о причинах совершения дисциплинарных проступков сотрудниками милиции, о мероприятиях, проводимых командно-политическим составом по укреплению дисциплины и их действенности. В докладе отмечалось, что партийно-политическая работа с начала войны была направлена на «четкое выполнение приказов НКВД об усилении борьбы с преступностью». В результате чего, было
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
завершено расследование большинства уголовных дел, предупреждено значительное количество преступлений, выявлено немалое количество изменников Родины, шпионов, диверсантов и дезертиров из Красной Армии и оборонной промышленности13.
С начала Великой Отечественной войны и до конца 1943 г. более 8 тыс. работников милиции за мужество и самоотверженность были награждены правительственными наградами. Только за 1943 г. было поощрено 40 762 человека14.
Борясь за твердую воинскую дисциплину, организованность и порядок, политорганы и партийные организации милиции за годы Отечественной войны добились укрепления служебной дисциплины, снижается количество нарушений и аморальных проступков. Если в 1940 г. нарушения служебной дисциплины лицами начальствующего состава превышало 18%, а среди рядового и младшего начальствующего состава - более 30% (нарушения дисциплины совершили 15,25% коммунисты и 22,8% комсомольцы), то в 1943 г. они составляли, соответственно, 16,9%, 19,2%, 13,2% и 14,4%15.
Состояние служебной дисциплины среди сотрудников милиции и в 1944 г. вызывало серьезную озабоченность НКВД СССР. Начальник Главного управления милиции НКВД СССР в докладе «О политико-моральном состоянии, служебной дисциплине и партийно-политической работе в органах милиции НКВД СССР» отмечал, что «служебная дисциплина за истекший год несколько укрепилась, но не соответствует требованиям военного времени»16. В 1944 г. количество правонарушений, совершенных сотрудниками милиции, резко увеличилось. Согласно справке Политотдела ГУМ «О политико-моральном состоянии, служебной дисциплине и росте партийных организаций» за 1944 г. за 1943 г. было совершено 23 107 нарушений и преступлений в милиции (20% по отношению к личному составу), а в 1944 г. - 33 069 (19,4%)17. Наиболее распространенными нарушениями служебной дисциплины среди сотрудников милиции являлись: случаи пьянства, сон на посту и уход с поста, побег арестованных, опоздание на службу, грубое обращение с гражданами, морально-бытовое разложение и др.
На наш взгляд, рост нарушений служебной дисциплины, допущенный личным составом милиции в 1944 г. объясняется следующими причинами: во-первых, при восстановлении органов милиции на освобожденных от немецко-фашистских захватчиков территориях отбор кандидатов на службу проходил с некоторыми отступлениями от требований нормативных актов, регулирующих вопросы приема на службу в милицию. На службу принимали кандидатов не только за счет лиц, уже служивших ранее в милиции или окончивших к этому времени курсы и школы милиции, но и за счет местного населения, а также бывших военнослужащих, которые из-за ранений или болезни не были годны для военной службы
и др. Это было мерой вынужденной в тех условиях и, как следствие, такого рода сотрудники милиции, в силу своей профессиональной непригодности, допускали нарушения служебной дисциплины и законности; во-вторых, в соответствии с приказом НКВД № 0453 от 22 декабря 1943 г. в органах милиции были упразднены должности заместителей начальников районных и городских отделов по политчасти, деятельность которых оказывала благотворное влияние на состояние служебной дисциплины и политико-моральное состояние личного состава; в-третьих, серьезные бытовые и продовольственные трудности, недостатки в организации материально-технического и вещевого снабжения; в-четвертых, начальствующий состав милиции во многих случаях не являлся примером для подчиненных. Так, случаев пьянства среди начальствующего состава было больше, чем среди рядового состава - соответственно 1,3% и 1,2%18; в-пятых, меры дисциплинарного воздействия не всегда оказывались действенными. Так, участковый уполномоченный 1-го ГО милиции г. Мурманска Петров, находясь в сильном опьянении, ходил по улицам, приставал к прохожим, а когда постовой милиционер предложил ему прекратить хулиганство, Петров выхватил наган и ранил милиционера. Характерно то, что Петров уже имел 8 дисциплинарных взысканий и ставился вопрос перед отделом кадров о его увольнении из органов милиции, но вопрос не был решен. За последнее преступление Петров был предан суду военного трибунала19; в-шестых, сотрудники милиции, принятые в ее ряды в военные годы, больше других допускали нарушения, так как они не имели достаточного профессионального опыта, милицейской закалки.
Большое значение для закрепления кадров в милиции и укрепления дисциплины имело распространение на начальствующий состав милиции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 г. о награждении орденами и медалями СССР генералов, адмиралов, офицеров, а также сержантов и старшин сверхсрочной службы за выслугу лет. В соответствии с Указом эти категории офицерского и начальствующего состава награждались медалью «За боевые заслуги» за 10 лет службы, «Орденом Красной Звезды» за 15 лет службы, «Орденом Красного Знамени» за 20 лет службы и «Орденом Ленина» за 25 лет службы. За 30 лет службы сотрудники награждались вторым «Орденом Красного Знамени»20.
Это решение поднимало престиж милицейской службы, свидетельствовало о признании эффективности деятельности сотрудников милиции по укреплению правопорядка и в борьбе с преступностью как одного из важнейших направлений в борьбе за укрепление тыла действующей армии, их вкладе в победу над врагом, способствовало закреплению на службе и имело большое моральное значение.
Вместе с победами Красной Армии на фронтах и стабилизацией внутренней обстановки в стране в 1-м
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
квартале 1945 г. несколько улучшилась и криминогенная обстановка. Уголовная преступность по стране по сравнению с 4-м кварталом 1944 г. сократилась на 5,8% в основном за счет снижения таких тяжких преступлений, как убийства, разбои, грабежи, а также всех видов краж. Раскрываемость преступлений составляла 91,2%, в том числе убийств 91,8%, грабежей - 88,7%, краж 87,8%21.
Политико-моральное состояние личного состава милиции оценивалось как здоровое. За 1-й квартал 1945 г. награды и различные поощрения получили 16 407 человек22.
Таким образом, окончание Великой Отечественной войны органы милиции НКВД СССР встретили, как показывают официальные данные, с некоторым улучшением оперативно-служебной деятельности и ростом раскрываемости преступлений, но состояние служебной дисциплины среди личного состава вызывало определенную озабоченность со стороны руководства. Необходимо было совершенствовать партийно-политическую и воспитательную работу, правовую базу отбора, приема и прохождения службы в милиции, приводить в соответствие нормативные акты, регулирующие вопросы дисциплины в органах милиции, в связи с изменившейся обстановкой в стране, избавляться от чуждых и преступных элементов, проникших в милицию в годы войны, больше проявлять заботы о социальной и правовой защите личного состава.
Великая Отечественная война, 70-летие Победы которой мы будем отмечать 9 мая 2015 г. стала величайшим испытанием для советского народа. Она потребовала принятия решительных мер по укреплению исполнительской и служебной дисциплины, перевода всех рычагов ее поддержания на новые организационно-правовые основы, приближения дисциплины в милиции к условиям военного времени. Реализация этих норм в своем большинстве способствовала укреплению дисциплины и организованности в органах милиции, усилению борьбы с нарушителями законности, более тщательному подходу к отбору кадров, и, в конечном итоге, к повышению эффективности борьбы с преступностью. Подвиг солдат правопорядка, наших дедов и отцов всегда будет служить для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, которые несут сегодня свою нелегкую службу по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, ярким примером доблести, духовно-нравственного величия, фронтового братства, великой ответственности перед будущими поколениями. «Построить здоровое общество и благополучное государство возможно только опираясь на твердый фундамент, и этим фундаментом является патриотизм», - это слова нашего Президента Путина В.В.
1 Законодательные и административные акты военного времени с 22 июня 1941 г. по 22 марта 1942 г. М., 1942; Сборник
указов, постановлении, решении, распоряжении и приказов военного времени 1942-1943 гг. Л., 1944 и др.
2 Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в Советской милиции (1917-1991 гг.) (историко-правовое исследование): Дисс. ... докт. юрид. наук. СПб, 2005. С. 200.
3 Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в Советской милиции (1917-1991 гг.) (историко-правовое исследование): Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. СПб, 2005. С. 32.
4 Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в Советской милиции (1917-1991 гг.) (историко-правовое исследование): Дисс. . докт. юрид. наук. СПб, 2005. С. 202.
5 Архив Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Архив ГУ МВД России по СПб и ЛО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 82. Л. 222-223.
6 Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в Советской милиции (1917-1991 гг.) (историко-правовое исследование): Дисс. ... докт. юрид. наук. СПб, 2005. С. 203.
7 Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2013 год. Сборник аналитических и информационных материалов. М.: ДГСК МВД России, 2014. С. 44; Приказ МВД России от 2 января 2013 г. № 1 Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе МВД России.
8 Архив ГУ МВД России по СПб. и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 87. Л. 10.
9 Белов Е.И., Борисов А.В. и др. Министерство внутренних дел 1902-2002. Исторический очерк. М., 2004. С. 354; Калашников И.Г. Органы внутренних дел республики Бурятия (1923 - начало 2000 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2002. С. 56; Тимофеев В.В. Органы милиции Чувашии в годы Великой Отечественной войны (историко-правовое исследование): Дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С. 137.
10 Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в Советской милиции (1917-1991 гг.) (историко-правовое исследование): Дисс. ... докт. юрид. наук. СПб, 2005. С. 205-206.
11 Биленко С.В. Советская милиция в защите социалистического Отечества (1941-1945 гг.): Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1983. С. 35.
12 Архив ГУ МВД России по СПб. и ЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 83. Л. 498-499, 608-609.
13 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 9415. Оп. 3. Д. 383. Л. 2, 7.
14 Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в Советской милиции (1917-1991 гг.) (историко-правовое исследование): Дисс. ... докт. юрид. наук. СПб, 2005. С. 212.
15 Архив ГУ МВД России по СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 57. Л. 21.
16 Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в Советской милиции (1917-1991 гг.) (историко-правовое исследование): Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. СПб, 2005. С. 33.
17 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 383. Л. 55, 56.
18 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 384. Л. 5, 6.
19 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 384. Л. 7.
20МулукаевР.С., СкилягинА.Т. История советской милиции: Хронологический справочник. СПб., 1976. С. 42.
21 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 384. Л. 1.
22 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 384. Л. 3.