СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК31
Мигулева Е.С.
ИГСУ РАНХиГС, г. Москва.
junejane@yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация
Развитие государственной службы требует особого внимания к уровню нравственности гражданских служащих. Высоконравственная надежность и ответственность считаются стержнем общественно-аксиологического потенциала государственных гражданских служащих. В статье приведены итоги выборочного опроса, проведенного в процессе реализации образовательной программы.
Ключевые слова:
нравственная культура, гражданские служащие, социально-аксиологический потенциал, ценностные ориентации, этические нормы государственной службы.
Annotation
The development of the concept of public service will require special attention to the issue of the morality of civil servants. High moral reliability and responsibility are considered to be the core of the social and axiological potential of civil servants. The article presents the results of a sample survey conducted during the implementation of the educational program.
Key words:
moral culture, civil servants, socio-axiological potential, value orientations, ethical norms of public service.
Развитие государственной службы требует особого внимания к вопросу нравственности государственных гражданских служащих, так как от него зависит доверие граждан к органам власти и управления и их содействие в решении социальных задач.
В данной взаимосвязи нравственная надежность и ответственность считаются значимыми компонентами характеристики государственных гражданских служащих, так как они основываются на признании конкретной концепции ценностей, ценностных ориентациях личности. При анализе проблемы поддержания авторитета гражданской службы непосредственно нравственная надежность и ответственность выступают препятствием для коррупционных проявлений. Благодаря этим личностным чертам гарантируется значительная привязанность целям государственного органа, понимание предназначения государственной службы, так как у гражданского служащего доминируют ценностные ориентации служения обществу, ответственности за итоги собственной работы.
Нравственность только лишь тогда выступает настоящим регулятором поведения человека и определяет нацеленность абсолютно всех его действий, решений, если нравственные нормы воспринимаются им и становятся его собственными индивидуальными ценностями. В форме ценностных ориентаций закрепляется существенное, более важное для человека [5, c. 99].
На базе абсолютного признания в качестве разделяемой высшей ценности человека, человеческой жизни и благосостояния иных людей нравственная надежность и ответственность считаются признаками высоконравственного развития, определяющими умение личности создавать собственную трудовую активность в согласовании с общественно утверждёнными нормами, условиями профессиональной этики.
Профессиональные этические нормы в совокупном значении есть комплекс нравственных норм,
характеризующих подход человека к собственному профессиональному долгу, а с помощью его к людям, с которыми он связан в силу характера собственной специальности, и в конечном счете к окружению в целом [2].
Наиболее четко моральные трудности выражаются на стадии принятия решений, в особенности если затрагиваются общественные ценности и круг интересов разных компаний и индивидов.
По суждению М. Ван Уарта, государственные служащие при принятии решений руководствуются «различным набором нравственных ценностей» [9, с. 528]. Условно он разбивает их на 5 групп интересов, соответствующих 5 основам нравственного кодекса:
- общественный (правительственный) интерес, который выражается в плане социальной справедливости и непреследования своей выгоды и личных заинтересованностей;
- правовой интерес - соблюдение законодательных действий;
- личные интересы, убеждения и ценности как аспект морального сознания;
- интересы компании как база для принятия решения и независимости действия у официальных лиц;
- профессиональный круг интересов, который подразумевает увеличение профессионального уровня.
Этот аспект находит отображение в основной массе моральных и нравственных кодексов.
Служение общественному долгу, порядочность, принципиальность, ответственность за собственные
действия и фразы - эти и прочие нравственные качества имеют особое значение и для государственных гражданских служащих, считаются основным аспектом в оценке их профессиональной пригодности к работе. Нравственная недобропорядочность ответственного госслужащего может основательно компрометировать всевозможные благие намерения властей. В общественном мнении авторитетность государственных гражданских служащих объективно связывают прежде всего с их порядочностью, справедливостью.
Нравственные оценки гражданских служащих в общественном сознании жестко не связаны с оценками их профессионализма, организаторских способностей, эффективности принимаемых решений. Например, в процессе квалификационного экзамена не уделяется внимание знанию этического кодекса.
Для определения профессиональных этических норм нужен высококачественный анализ профессиональной работы чиновника вплоть до оценки индивидуальных качеств. При оценке профессиональной работы государственного служащего следует принимать во внимание соответствующее качества: способности, умения, знания, опыт [6]. Подобная оценка персонала может помочь решить и прочие задачи:
1) выявление возможных способностей государственного работника с целью его увеличения по службе;
2) стимулирование увеличения квалификации и увеличения профессионализма служащих;
3) применение к служащему мер стимулирования, или ответственности;
4) формирование профессионального кадрового потенциала и резерва сотрудников;
5) поддержание устойчивости и законности в общегосударственной службе.
Опрос, выполненный в процессе реализации образовательной программы «Теория и организация государственной службы» (май - июнь 2018г.), был нацелен на обнаружение мнений профессионалов, вновь принятых на государственную гражданскую службу, о важности разных моральных качеств в их индивидуальном профиле. В выборочном опросе приняли участие 103 человека, из них 57 % представителей сильного пола и 43 % женщин. По возрасту более половины до 30 лет (53 %), до 40 лет - 16 % и больше 40 лет - 31 %.
Посредством этого выборочного опроса исследовалось суждение гражданских служащих о том, какие, на их взгляд, нравственные качества нужны в работе органов управления и какие качества стимулируют негативное отношение у окружающих. Ранговое разделение оценок по результатам выборочного опроса в процентном взаимоотношении от количества анкетированных показано в таблице:
Таблица 1
Ранговое распределение оценок по итогам опроса в процентном отношении от числа опрошенных
Качества, необходимые гражданским служащим Качества, вызывающие негативное отношение окружающих
1 порядочность 20,4 1 грубость 22,00
2 преданность 18,5 2 взяточничество 20,8
3 такт 16,2 3 высокомерие 20,4
4 справедливость 15,8 4 лицемерие 17,3
5 вежливость 9,8 5 чувство превосходства 7,5
б инициативность 8,7 б формализм 6,7
7 простота в обращении 4,9 7 нерешительность 3,9
8 чуткость в обращении 3,00 8 подозрительность 1,6
9 творчество 1,5 9 иное 00
10 скромность 1,1 10 иное 00
Полученные итоги подтверждают, что большая часть респондентов не считает такие качества, как сдержанность, легкость и отзывчивость в обращении, деликатность, творческий подход к работе присущими гражданским служащим. А тот факт, что многочисленные респонденты подмечают дерзость, вымогательство, высокомерие, фальшь как качества, которые стимулируют отрицательное отношение окружающих к органам власти, подчеркивает наличие у доли гражданских служащих данных качеств.
В ответе на вопрос «Может ли качественно меняться нравственная культура гражданских служащих?» благоприятно ответили 37,9% анкетированных, негативно - 43,7% и затруднились дать ответ 18,4%. При этом, по их мнению, снижение нравственной культуры связано с такими факторами, как: недостаток нравственного стимулирования (35,1%), шаблонность мышления (21,6%), бюрократизм (18,9%). Формированию нравственной культуры мешает: снобизм (32%), неосведомленность (20%), стереотип поведения (12,5%) и труднее всего прививаются подобные нравственные нормы, как осознание действий (43,48%), уважение к людям (30,7%), формирование творческой инициативы (26,4%), преимущество общечеловеческих ценностей (21,4%).
На вопрос «Учитывается ли нравственная культура при конкурсном отборе?» дали ответ положительно 20,8% респондентов, нет - 8,4% и затруднились с ответом на данный вопрос 70,8%.
Стоит отметить и то, что сами гражданские служащие, проанализировав отношение к органам власти и управления со стороны жителей, заметили, что данное отношение усугубилось и авторитетность власти не прекращает снижаться 41,2%, а 35,3% заметили, что отношение улучшилось и 23,5% затруднились с ответом.
Причина отрицательного отношения к органам власти и управления, согласно суждению анкетированных, состоит в нехватке моральных норм во властных структурах (29,6%), безрезультатном решении вопросов, стоящих перед этими органами (21,7%), неудовлетворительной осведомленности существенной части служащих.
Данное исследование дает возможность сделать заключение о том, что нравственная культура в коллективах государственных органов не в полной мере соответствует моральным нормам и не содействует развитию духовности гражданских служащих, порождая большое количество трудностей и конфликтов.
В ослаблении нравственных устоев государственной бюрократии скрываются 2 значительные угрозы для общества.
Первая угроза следует из положения, которое занимают официальные лица органов власти в концепции общественной организации. Коррупционные нарушения, наблюдаемые в концепции государственного управления, проявляют большое деструктивное воздействие не только лишь на сферу бизнеса, однако и на правовую сферу и моральные традиции в обществе в целом.
Вторая угроза проявляется в том, что вероятность нравственного перерождения госаппарата чревата деградацией его высококлассного потенциала. Проблема в том, что утрата правдивости у гражданского работника ставит под сомнение не только лишь все другие нравственные ценности в его деятельности, однако и профессиональные качества, поскольку изначальное и главное профессиональное назначение гражданского работника (вне зависимости от его должности и административных функций) заключается в
конечном счете в «служении обществу, а не себе» [4, с. 145].
Для формирования нравственной культуры гражданских служащих рационально порекомендовать несколько организационных и правовых мер.
Во-первых, это мероприятия, нацеленные на повышение организационной культуры. Культура, понимаемая в моральном ключе как комплекс ценностей, основ, подкрепленных соответствующими ритуалами, оказывает большое влияние на развитие у гражданских служащих наиболее осмысленного ощущения причастности к деятельности целой системы государственного управления, развитие чувства связи с одинаковостью наиболее широкой, чем индивидуальная, формирует основные ориентиры поведения и этим ставит индивидуумов в определенное отношение с целым, гарантирует устойчивость в деятельности органов государственного управления и, таким образом, выступает одним из значимых условий снятия профессионального отчуждения гражданских служащих.
Во-вторых, повышение значимости государственной службы как общественного института в создании нравственности гражданских служащих, что означает внедрение в практику элементов исследования их моральных ориентаций при состязательном отборе и продвижении по службе, строгого контроля за работой и действием гражданских служащих, санкции за несоблюдение норм социальной нравственности. В то же время необходимо придать государственной службе большую доступность, открытость, публичность, в том числе и через средства массовой информации.
В-третьих, объединение этики общества и этики государственной службы, что на практике может обозначать формирование гражданских институтов и учреждений, в рамках которых жители принимали участие бы в ходе управления, т. е. непосредственное взаимодействие с жителями в процессе исследования общественно значимых решений оказывало бы воздействие на этичность действия официальных лиц при выполнении должностных обязанностей [1, с. 16].
Среди всех элементов, содействующих развитию нравственности государственной службы, одним из более эффективных считается этический кодекс. Для каждого гражданского служащего кодекс выступает как добровольно принятые на себе обязательства. Соблюдение моральных условий гражданскими служащими - это условие поддержания их авторитета на высоком уровне.
В завершение необходимо отметить, то что для оценки нравственной культуры гражданского служащего необходим более высокий стандарт, чем тот, что используется для оценки нравственности сотрудников коммерческих организаций. Моральные нормы гражданского служащего должны быть наиболее жесткими, поскольку гражданские служащие справедливо наделены властью и возможностями. При этом чем больше статус гражданского служащего, тем более жесткими должны быть моральные требования к нему.
Список использованной литературы:
1. Бакштановский В.И. Профессиональная этика [Текст]/ В.И. Бакшатановский // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2016 - С. 154.
2. Горбатов С.А. Оценка эффективности деятельности государственных служащих // Политика, государство и право. 2014. № 11
3. Кабашов С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2017. 216 с.
4. Комлева В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы [Текст] / В.В. Комле-ва // Социология власти - 2014. - № 1. - С. 96-115.
5. Ярецкий В.Ю. Идейно-концептуальная основа и социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности специалиста [Текст]/ В.Ю. Ярецкий // Российское государство и общество в XXI в.: Контуры социального развития: Матер. студ. науч. практ. конф. 27 апр. 2016 -Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2006. - С. 156 - 158
6. Мартова Т.В. Этика деловых отношений // Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 512 с.
7. Минеева Т. М. Развитие социально-аксиологического потенциала кадров управления как условие снятия отчуждения в системе государственной службы: дис. ... канд. философ. наук. Томск, 2015. 189 с.
8. Омельченко Н. А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учеб. пособие. 5 изд. M.: ГУУ, 2017. 225 с.
9. Van Wart M. The Sources of Ethical Decision Making ton Individuals in Public Administration // Public Administration. 2016. V. 56, № 6 - 525 - 333 p.
10. Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы http://stud-baza.ru/etika-i-etiket-gosudarstvenmgo-slujaschego-osobennosti-i-problemyi-diplomnaya-rabota-etika
© Мигулева Е.С., 2019
УДК 351
Р.А. Парнюк
магистр, студент МГПУ, г. Москва, РФ
ЭТИКА И ЭТИКЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
К государственной службе относят трудовую деятельность граждан, которые от имени государства и в его интересах реализуют государственную политику в различных сферах управления в соответствии с государственными программами и законами. В частности, государственным служащим может быть гражданин РФ, достигший совершеннолетия, имеющий необходимое профессиональное образование и специальность в соответствии с требованиями закона, а также свободно владеющий русским языком. Государственные служащие поступают на работу на основании конкурсного отбора, согласно установленных требований. В частности, государственный служащий должен быть компетентным, ответственным, коммуникабельным, уметь организовать рабочий процесс, владеть грамотной речью и соблюдать этические нормы и этикет госслужащего.
Этика государственной службы выступает подвидом профессиональной этики и регламентируются определенными нормативными актами.
В целом, деятельность госслужащего направлена на поддержку государственного конституционного строя, формирование и реализацию государственной политики, в том числе в сфере муниципальных органов управления, а также призвана объединить интересы граждан и государства [6].
Понятие этики государственного служащего сопряжено с личными качествами работника, для которых характерны такие черты как: корректность, культура, порядочность, объективность, творческий подход к работе, стрессоустойчивость, политическая и социальная эрудиция [7].
Поэтому этика государственного служащего - это своеобразный кодекс чести и морали, в рамках которого действует и принимает решения работник государственной службы. Профессиональная этика включает в себя конкретные правила поведения, которые должны соблюдаться работником при выполнении им определенных трудовых обязанностей.
Поведение государственного служащего - образец поведения для всех граждан, поэтому к госслужащему предъявляются особенные требования, несоблюдение которых может повлечь его ответственность перед государством и гражданами.
Госслужащий прежде всего обязан соблюдать Конституцию РФ [1] и законодательные и внутренние нормативные акты, регламентирующие трудовую его деятельность. К ним относятся: ФЗ «О системе госслужбы РФ» [3], ФЗ «О федеральной гражданской службе РФ» [2], ФЗ «О противодействии коррупции» [4] и другие законы.
Исходя их этого, основными этическими принципами госслужащего являются законность, справедливость и верховенства права. В частности, древними римлянами был впервые провозглашен