Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

29
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственности ценности / патриотизм / дополнительное образование / педагогический вуз / spiritual and moral values / patriotism / additional education / pedagogical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизунова Лариса Рейновна, Ермошина Майя Александровна, Криницына Ольга Павловна

Современные глобализационные процессы, происходящие в России и в мире в целом, выдвигают острую по своей научной и социальной значимости проблему формирования и развития патриотизма на качественно новый уровень. В статье представлен опыт реализации инновационного образовательного проекта «Проектная летняя школа TESTO 2.0», проводимого в 2023 году Центром дополнительного образования «Дом научной коллаборации имени А. А. Фридмана». Методологическая и содержательная целостностость проекта, выраженная через систему поставленных и решенных задач, совокупность методов и технологий работы, организацию педагогических условий, направлена на актуализацию одной из значимых проблем современного общества – проблему формирования патриотизма у обучающихся старших классов. Интеграция в образовательный процесс представителей реального сектора экономики в качестве экспертов и наставников делает проект «TESTO 2.0» уникальным, а также позволяет вывести на новый аксиологический уровень значимость научно-технологического патриотизма, специфика которого раскрывается в ходе статьи. Также авторами представлены результаты проведенного опроса различных категорий участников проекта. Данный опрос подытоживает работу проекта и позволяет уточнить представление о патриотизме в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PATRIOTISM OF SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION EVENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The modern globalization processes taking place in Russia and in the world as a whole put forward the problem of the formation and development of patriotism to a qualitatively new level, which is acute in its scientific and social significance. The article presents an experience of implementing the innovative educational project "Project Summer School TESTO 2.0", held in 2023 by the Center for Additional Education "House of Scientific Collaboration named after A. A. Friedman". The methodological and content integrity of the project, expressed through a system of tasks set and solved, a set of methods and technologies of work, organization of pedagogical conditions, focus on updating one of the significant problems of modern society – the problem of the formation of patriotism among high school students. Integration into the educational process of the representative sector of the economy as researchers and teachers makes the TESTO 2.0 project uniqe, and also allows to achieve a new axiological level of perception of scientific and technological patriotism, the peculiarity of which is revealed in the article. Authors also present the results of a survey of various project participants. This survey sums up the work of the project and clarifying the idea of patriotism in modern society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 16. С. 69-78. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 16. P. 69-78.

Научная статья УДК 37.034

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -16-69-78

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

1 2 Лариса Рейновна Лизунова , Майя Александровна Ермошина ,

Ольга Павловна Криницына3

12 3

' ' Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

1 lizunova@pspu.ru

2 ermoshina_ma@pspu.ru

3 lopatina_op@pspu.ru

Аннотация. Современные глобализационные процессы, происходящие в России и в мире в целом, выдвигают острую по своей научной и социальной значимости проблему формирования и развития патриотизма на качественно новый уровень. В статье представлен опыт реализации инновационного образовательного проекта «Проектная летняя школа TESTO 2.0», проводимого в 2023 году Центром дополнительного образования «Дом научной коллаборации имени А. А. Фридмана». Методологическая и содержательная целостностость проекта, выраженная через систему поставленных и решенных задач, совокупность методов и технологий работы, организацию педагогических условий, направлена на актуализацию одной из значимых проблем современного общества - проблему формирования патриотизма у обучающихся старших классов. Интеграция в образовательный процесс представителей реального сектора экономики в качестве экспертов и наставников делает проект «TESTO 2.0» уникальным, а также позволяет вывести на новый аксиологический уровень значимость научно-технологического патриотизма, специфика которого раскрывается в ходе статьи. Также авторами представлены результаты проведенного опроса различных категорий участников проекта. Данный опрос подытоживает работу проекта и позволяет уточнить представление о патриотизме в современном обществе.

Ключевые слова: духовно-нравственности ценности, патриотизм, дополнительное образование, педагогический вуз.

Для цитирования: Лизунова Л. Р., Ермошина М. А., Криницына О. П. Проблемы формирования научно-технологического патриотизма школьников в системе мероприятий дополнительного образования педагогического вуза // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 16. С. 69-78. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-16-69-78

Original article

PROBLEMS OF FORMATION OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL

PATRIOTISM OF SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION EVENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

1 2 3

Larisa R. Lizunova , Maya A. Ermoshina , Olga P. Krinitcyna

1>2'3 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

1 lizunova@pspu.ru

2 ermoshina_ma@pspu.ru

3 lopatina_op@pspu.ru

3

2

1,2,3

3

© Лизунова Л. Р., Ермошина М. А., Лопатина О. П., 2023

Abstract. The modern globalization processes taking place in Russia and in the world as a whole put forward the problem of the formation and development of patriotism to a qualitatively new level, which is acute in its scientific and social significance. The article presents an experience of implementing the innovative educational project "Project Summer School TESTO 2.0", held in 2023 by the Center for Additional Education "House of Scientific Collaboration named after A. A. Friedman". The methodological and content integrity of the project, expressed through a system of tasks set and solved, a set of methods and technologies of work, organization of pedagogical conditions, focus on updating one of the significant problems of modern society - the problem of the formation of patriotism among high school students. Integration into the educational process of the representative sector of the economy as researchers and teachers makes the TESTO 2.0 project uniqe, and also allows to achieve a new axiological level of perception of scientific and technological patriotism, the peculiarity of which is revealed in the article. Authors also present the results of a survey of various project participants. This survey sums up the work of the project and clarifying the idea of patriotism in modern society.

Keywords: spiritual and moral values, patriotism, additional education, pedagogical university.

For citation: Lizunova L. R., Ermoshina M. A., Krinitsyna O. P. Problems of forming scientific and technological patriotism of schoolchildren in the system of additional education activities at a pedagogical university. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;16:69-78. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-15-69-78

Введение

Современные глобализационные процессы, происходящие в России и в мире в целом, выдвигают острую по своей научной и социальной значимости проблему формирования и развития патриотизма на качественно новый уровень. Оставаясь одной из «классических» или «вечных», по определению М. В. Циулиной [Циулина 2012: 3], проблем, рефлексия над чувством любви к Родине, является предметом рассмотрения в философии, социологии, политологии, педагогике. Резонансный характер феномена патриотизма в соврменных условиях подвтвержают данные опросов, проведенных ВЦИОМ. Так, по результатам опроса от 11 апреля 2023 года [Патриотизм: мониторинг], 91 % россиян называют себя патриотами, «безусловными патриотами» называет себя каждый второй (51 %). Показательно при этом, что патриотизм носит деятельностный характер, поскольку, согласно резульатам опроса, «"быть патриотом" для россиян - значит, в первую очередь, работать и действовать во благо, для процветания страны (48 %), то есть патриотизм воспринимается как вклад в общее дело» [там же]. В то же время примечательны результаты опроса ВЦИОМ, проведенного спустя два месяца (12 июня 2023 года) и посвященного желаемому образу современной российской молодежи: почти треть респонендов (35 %) убеждена, что молодые люди в наше время недостаточно преданы Родине [Образ российской молодежи: мониторинг]. Насколько обоснованной является подобная оценка обществом степени сформированности чувства патриотизма у современной молодёжи, имеется ли зазор между реальным и идеализированным представлением о любви к Родине у современных молодых людей и представителей старшего поколения? Эти вопросы легли в основу концепутального каркаса статьи. В свою очередь, ее доказательной базой послужат теоретические и практические выводы по вопросам патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации.

Основная часть

Аксиологическая составляющая образования является его непременной основой. Поскольку сама «природа педагогического процесса гуманитарна и сообразна с культурой, на фундаменте которой выстраивается» [Наливайко, Косенко 2013: 230], постольку и в основе российской образовательной аксиосферы лежат базовые понятия культуры. Ряд исследователей [см., например, Барсукова 2017; Хорина 2016; Штомпель, Штомпель 2019] к традиционным ценностям российской культуры относят справедливость, патриотизм, истину, добро, терпеливость, уступчивость, нестяжательство, самоотверженность, приверженность традициям, трудолюбие, мастерство, семью и др. Эти ценности составляют матрицу традиционной российской культуры в целом и поэтому исследование ценностных ориентиров российского образования неизбежно связано и с выявлением изменений в духовно-нравственном базисе российского общества, и с установлением трансформаций социокультурной образовательной парадигмы [Яковлева, Истюфеева 2018: 58-59]. Так, «индивидуалистические ориентиры

российского образования являются отражением тенденции развития современной цивилизации» [Яковлева 2019: 44], находящейся в ситуации «ценностного вакуума» [Скибицкий 2015: 13], «ценностной неопределенности» [Хорина 2016: 23].

Обсуждение проблем изменений ценностей в современном обществе проводится на государственном уровне. Так, в «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», подписанной 29.02.2016 года, отмечается, что «к наиболее опасным для будущего Российской Федерации возможным проявлениям гуманитарного кризиса относится» в том числе и «девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров» [Стратегия государственной культурной политики...]. В Указе Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 года «жизнь, достоинство, права и достоинства человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и отвественность за его судьбу,. крепкая семья, справедливость, милосердие, гуманизм» и т. д. относится к традиционным ценностям российского общества [Об утрвеждении основ государственной политики.]. Важную роль в процессах сохранения и укрепления традиционных ценностей отводится воспитанию: «воспитание в духе уважения к традиционным ценностям» является «ключевым инструментом государственной политики в области образования и культуры необходимый для формирования гармонично развитой личности [там же]. Таким образом, именно на образовательные институты всех уровней возложена миссия выступать ценностным ориентиром обществу, поскольку «поиски путей выхода из духовного кризиса сегодня осуществляет образование» [Яковлева 2019: 48].

В «Стратегии развития воспитания до 2025 года», принятой в 2015 году, в качестве приоритетной обозначена задача формирования у подрастающего поколения таких знаний и умений, которые отвечали бы требованиям XXI века. Реализация этой задачи возможна благодаря «качественным изменениям в отечественной системе воспитания, направленным на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии» [Стратегия развития.].

Духовно-нравственное воспитание оказывается в фокусе не только общего, но и дополнительного образования. В «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» указывается, что «при государственной поддержке активно развивается современная инфраструктура дополнительного образования детей технической и естественно-научной направленностей, ориентированных на взаимодействие с организациями реального сектора экономики» [Концепция развития дополнительного образования]. В последние десятилетия система учреждений дополнительного образования содержательно и структурно изменяется. По-видимому, это связано с осознанием особого статуса дополнительного (в противовес основному, обязательному) образования. По словам И. М. Осмоловской, дополнительное образование «перестает быть "дополнительным", становясь важной частью целостной системы образования» [Осмоловская 2020: 237]. В свою очередь, А. Асмолов считает, что дополнительное образование «становится смысловым стержнем, ключевая характеристика которого - знание через творчество и игру. Дополнительное образование оберегает социальную экологию детства, оно всегда шире, чем формальное образование в школе. Оно является ключевым механизмом адаптации к изменениям» и должно рассматриваться как «зона ближайшего развития школы и общего образования в целом» [Асмолов 2014: 2]. Поэтому понятна инициированная на государственном уровне комплексная поддержка системы дополнительного образования.

За последние пять лет наряду функционированием традиционных Центров детского творчества, Детских школ искусств, Детско-юношеских спортивных школ, в которых представлены разнообразные кружки и секции, появляются инновационные проекты, также входящие в структуру дополнительного образования. По данным на 2022 год, на территории Российской Федерации было открыто 135 детских технопарков «Кванториум», 126 центров целевого (цифрового) образования «IT-CUBE». Кроме того, вузы также становятся центрами

обеспечения дополнительного образования. Как отдельные структурные единицы ряда вузов были созданы Центры дополнительного образования, получившие название «Дом научной коллаборации» (далее - ДНК). Подобные Центры функционируют либо при федеральных (государственных) университетах (например, в Казанском федеральном университете, Дальневосточном федеральном университете, Волгоградском государственном университете, Мордовском государственном университете и т. д.), либо при вузах технической направленности (например, в Самарском государственном техническом университете, Новосибирском государственном техническом университете и т. д.). «Дом научной коллаборации им. А. А. Фридмана», структурная единица Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, был создан в 2020 году. Отметим, что он является единственным в Российской Федерации Центром дополнительного образования, функционирующим на базе педагогического вуза. Основными стратегическими задачами подобных центров является «повышение эффективности использования инфраструктуры высшего образования для развития обучающихся и формирование новой роли профессорско-преподавательского состава образовательных организаций как наставников детских проектных команд» [Методические рекомендации...]. Принципиально важной для этих Центров оказывается задача реализации дополнительных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технического развития Российской Федерации.

Образовательный проект «Проектная летняя школа TESTO 2.0», реализуемый в «ДНК им. А. А. Фридмана», содержательно продолжает серию мероприятий, носящих названия «ПР0100 летняя школа» (2021) и «TESTO» (2022). В 2023 году масштаб данного проекта для российской системы дополнительного образования стал беспрецедентным, благодаря

- количеству участников (около 300 старшеклассников),

- географическому охвату (впервые были задействованы обучающиеся не только Пермского края, но и других субъектов РФ - Республики Чувашия и Республики Мордовия),

- расширению списка направлений, выбранных в соотвествии с рынками НТИ 1.0 (Нейронет, Хелснет, Фуднет, Энерджинет, Эдунет, Аэронет, Технет, Эконет),

- привлеченным экспертам из числа представителей реального сектора экономики (партнерами проекта выступили 14 предприятий Пермского края, занимающих ключевые позиции в различных отраслях и сферах пермского бизнес-пространства, - ООО «Тепличный комплекс «Пермский», АО «НПО» «Микроген», ГАУЗ ПК «Городская клиническая больница № 4»; АО «Протон-ПМ»; ПАО «Метафракс Кемикалс»; ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма» и др.),

- приглашенным в качестве экспертов сотрудников и преподавателей вузов Пермского края (ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», НИУ ВШЭ в Перми (центр когнитивных нейронаук), ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера Минздрава России; ФГБОУ ВО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова»),

- сотрудничеству с АНПО «Школьная лига», Точкой кипения - Пермь при поддержке ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей»

- поддержке Министерства образования и науки Пермского края, Министерства информационного развития и связи Пермского края, Министерства по туризму Пермского края, Министерства здравоохранения Пермского края.

«Проектная летняя школа TESTO 2.0» является партнерским проектом, организованным в целях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Данный проект направлен на развитие новых форм и технологий дополнительного образования, исследовательских и коммуникативных компетенций обучающихся общеобразовательных организаций, укрепление имиджа Пермского края, а также на развитие партнерства. Участниками «TESTO 2.0» стали обучающиеся 8-10 классов общеобразовательных организаций Пермского края, а также субъектов Российской Федерации, в которых открыты Центры дополнительного образования «Дом научной коллаборации» при вузах.

Стратегическими целями описываемого проекта являются 1) обновление содержания и форм дополнительного образования на территории Пермского края и субъектов РФ, повышение качества и вариативности дополнительных образовательных программ, их

реализация в партнерском взаимодействии с предприятиями и организациями реального сектора экономики; 2) создание условий для роста мотивации старших школьников к получению естественно-научного, технологического образования, ранней профессиональной ориентации, направленной на выбор специальностей, связанных с высокими технологиями и развивающимися рынками НТИ.

Воспитательный потенциал проекта «TESTO 2.0» состоит в воспитании у учащиейся молодежи патриотизма и любви к малой Родине, к вовлечению в процесс профессионального самоопределения и предпочтения выбора пути профессионального развития на родной территории. С нашей точки зрения, принципиально важным является утверждение деятельностной природы чувства любви к Родине. В свою очередь, это положение находит подтверждение в определении патриотизма, данное М. В. Циулиной: «патриотизм -нравственное чувство, которое присуще каждому человеку и является результатом освоения личностью ценностей своей Родины, а, следовательно, идентификацией с культурой как совокупностью ценностей, и проявляется в деятельности личности» [Циулина 2012: 11].

Именно направленность на результат и на его практическую применимость и значимость применения на территории родного края обусловили выбор ведущего метода обучения - метода кейс-стади (метод конкретных ситуаций, метод ситуационных задач), дидактическое преимущество которого состоит в том, что с его помощью возможно решение конкретных профессиональных проблем [Осмоловская 2020: 182]. Приведем в качестве примеров задания некоторых кейсов для демонстрации описанного выше положения о практикоориентированности кейсов. Так, в кейсе «Хелснет», задание для которого было сформулировано с участием экспетров АО «НПО» «Микроген», предлагалось экспериментально проверить воздействие бактериофагов на бактериальные клетки, а также рассчитать рентабельность проектов, связанных с применением бактериофагов в различных сферах. В кейсе «Технет», задание для которого было подготовлено экспертами ПАО «Метафракс Кемикалс», следовало модернизировать систему очистки сточных вод химического предприятия, ознакомиться с многоступенчатой системой очистки, выявить этапы, на которых возможна оптимизация процессов очистки, а также рассчитать рентабельность подобной модернизации. В кейсе «Эдунет», задание для которого было сформулировано с участием сотрудников типографии «Астер Диджитал», требовалось разработать настольную игру, посвященную мифологии Пермского края, составить бизнес-план для ее реализации и доведения до полиграфического исполнения, рассчитать рентабельность проекта.

В рамках реализации кейсов важно было учесть базовые сформированные позиции, с которыми участники преступают к работе в проекте: на каком этапе формирования находится региональная идентичность? Сформировано ли представление о малой Родине? Чем мотивирована связь с определенной территорией? Связывает ли человек профессиональное будущее со своей страной? Принципиальным было включить в этот процесс всех задействованных в «TESTO 2.0.», как учащихся пермских школ и школ Пермского края, учителей, преподавателей ПГГПУ, так и социальных партнеров.

Для этого нами было предпринято социологическое исследование посредством опроса, в котором приняли участие 100 человек. Опрос включал в себя 10 вопросов, каждый из которых отражал смысловую интенцию мировоззренческих, гражданско-патриотических позиций опрашиваемого. Для каждой категории вопросы были сформулированы одинаково, чтобы выявить общие тенденции и разницу в восприятии.

Первый вопрос «Что такое Родина?», позволил выявить уровень представлений об этом понятии, определить вектор чувств, связанных с образом Родины. Так, 4 1% опрошенных определили для себя Родину, как конкретную территорию (Россия, где родился, куда хочется возвращаться), В то время как 20 % определили Родину, как место родительского дома, там, где проживает большая часть семьи. И 39 % определили Родину через эмоциональное восприятие территории (где в тебе нуждаются, место, которым гордишься, место, которым дорожишь, где в тебе нуждаются). Полученные данные свидетельствуют о сформированных корреляционных связях между понятием «Родина» и понятием «родительский дом», «семья».

Второй вопрос в метафорической форме предлагал опрашиваемым сделать выбор в пользу эмоциональной или «деятельностной» составляющей представлений о Родине: «Родина - это березки или сильные технологий?».

Что такое Родина ?

■ Конкретная территория

■ То, что я чувствую

Исторически сложилось, что процесс патриотического воспитания в различные периоды развития человечества формировался на основе определенных ценностей. В отечественной культуре образ Родины неразрывно связан с проблемой исторической и культурной памяти, с образами, которые возникли в контексте литературного творчества. Именно художественная литература позволяет транслировать, передавать, наследовать и воспроизводить образ Родины через такие архетипические представления, как «Родина-Мать», «Мать-Сыра-Земля», «Матушка-Русь», «Святая Русь». Для русской культуры содержание понятия «Родина» раскрывается через категории материнства, родства, любви, заботы. Безусловно, образ белоствольной березы как один из главных образов народного творчества, символически объединяет в себе все вышеперечисленные смыслы.

Более половины участников опроса (54 %) выбрали образ Родины, возникший в детстве, сформированный в процессе знакомства с русской культурой и литературой, который, несомненно, носит эмоциональный характер («березки»). И 46 % отдали предпочтение Родине как территории с передовыми и сильными технологиями, выбрав рациональный фактор в оценке своей страны. Фактически в каждой социальной категории (школьники, студенты, учителя, представители реального сектора экономики) распределение между эмоциональным и рациональным восприятием составило 50 %.

Поскольку все предлагаемые кейсы в рамках проекта «TESTO 2.0.» носят практико-ориентированный характер и направлены на решение задач реального сектора экономики технологиями современной науки, было необходимо оценить, насколько современный человек ощущает востребованность развития научной мысли и видит потенциал для ее развития в стране? Полученные ответы на вопрос «Нужны ли Родине изобретатели?» демонстрируют устойчивые представления о необходимости изобретений и важности роли изобретателя. Так, 100 % опрошенных ответили положительно. Следующий вопрос конкретизировал представления о важности именно школьных изобретений: 97 % ответили утвердительно, и лишь 3 % ответили, что Родине не нужны изобретения школьников. Принципиально отметить, что эти 3 % - это ответы учителей. В этом контексте «продуктовые» результаты «TESTO 2.0.» позволяют увидеть учителям научный потенциал подрастающего поколения.

Значимыми оказались ответы на вопрос: «Можешь ли ты что-то сделать для своей Родины?». Среди учителей, педагогов, представителей предприятий и компаний не было сомнений в собственной значимости в контексте создания нового для своей Родины (94 %), в то время как учащиеся школ усомнились в собственной значимости и возможностях, что-либо совершить для Родины (6 %).

На сегодняшний день становится очевидным переход от патриотического осознания своей страны к патриотической деятельности. Вопрос «Что нужно сделать, чтобы твоя Родина стала лучше?» иллюстрирует потенциальное поле деятельности, которое видят

Что такое Родина ?

Березки

Сильные технологии

сегодня представители разных социальных групп. Больше половины опрошенных (62 %) видят важным основанием для любой деятельности - чувство уважения к Родине. Из всех участников опроса только 12 % определили принципиальным развитие технологического потенциала страны, 9 % отметили необходимым сохранение экологии. Оставшиеся ответы (17 %) объединены идеей «любить Родину» и гордится своей страной.

Само понятие «любовь к Родине» носит амбивалентный характер: 36 % отметили, что это испытываемые чувства, 64 % отметили, что это конкретные поступки и дела на благо Родины. Примечательно, что проявлять любовь посредством выражения чувств, предпочли 40 % учащихся (от общего количества школьников, принимающих участие в опросе) и 30 % учителей (от общего количества учителей, принимающих участие в опросе). Закономерно, исходя из выше представленных данных, что на вопрос: «Родину надо любить или развивать?», так же большинство (72 %) выбрали вариант ответа развивать, и лишь 28 % любить.

Любовь к Родине - это чувства или дела?

Неразрывно от понимания Родины и представление о ее будущем. Сценарии развития в будущем во многом определяют и те перспективы, которые человек видит для себя на территории конкретной страны. Само понятие «будущее» — многозначное понятие, трактуя которое можно говорить, как о событиях на определенном временном отрезке, следующих за настоящим моментом времени, так и как об одном из возможных, вариативных сценариев развития событий.

Говоря о будущем Родины, 38 % увидели перспективы и технологический потенциал страны, отметили, что Родина в будущем - это сильная и высокотехнологическая страна. Значимым оказалась и позиция независимости - 20 % отметили, что представляют именно независимую страну в будущем. Еще 20 % хотят видеть успешную и развитую страну. Однако, 22 % опрошенных (и эту группу представляют исключительно учащиеся школ) отмечают, что не задумывались о будущем Родины и не вполне точно могут представить перспективы ее развития. При этом именно формирование образа будущего у старшеклассников является важным аспектом гражданского воспитания и основой формирования чувства патриотизма. При построении программы летней проектной школы «TESTO 2.0.» были учтены данные факты, разработанные учащимися проекты «вписывались» в систему работы конкретного предприятия, технологический цикл представлялся целостно с изучением дальнейших перспектив развития предприятий Пермского края.

Родина - это город или страна?

Формирование представлений о Родине начинается в дошкольном детстве с создания образа малой Родины. Представление о малой Родине в концепциях современных философских подходов относится к числу базовых представлений, лежащих в основе развития культуры в целом. Следует отметить, что феномен малой Родины может трактоваться не только в топографическом, но и в духовном плане (место, с которым сформировалось чувство привязанности с детства). До начала реализации программ проектной школы нами был определен уровень устойчивой связи с малой Родиной: на вопрос «Родина - это город или

страна?» 20 % опрошенных выбрали город, это учащиеся школ г. Перми и Пермского края. Что еще раз подтвердило, формирование патриотических чувств к стране, начинается через осознание чувств к родному городу (селу, деревне). Затем, в процессе социализации, любовь к малой Родине становится нравственным базисом для осознания образа Родины как страны.

При изучении осознанности развития собственных чувств к Родине, закономерными оказались следующие результаты: большинство отметили, что любовь к Родине изменяется со временем и полученным жизненным опытом (62 %), и лишь 38 % (это результаты ответов школьников и учителей) не увидели тенденций изменения в восприятии Родины в контексте приобретенного опыта.

Изменяется ли любовь к своей Родине с возрастом или опытом?

Как мы видим из представленных результатов, именно педагоги и учащиеся школ являются наиболее уязвимой категорией, чьи представления о будущем страны, ее технологическом потенциале и перспективах реализации современных изобретений неустойчивы, и во многом определяются архетипическими представлениями культуры. Безусловно, формирование представлений о Родине начинается с эмоционального восприятия и образов художественной литературы, которые становятся фундаментом для дальнейших преобразований. Однако очевидно, что сегодня необходимый поворот - это поиск ответа на вопрос должна ли быть наука патриотичной? Как помочь сформировать учащимся представление о Родине как о стране с передовыми технологиями, для которой значимы изобретения молодых ученых, начиная с опытов учащихся?

Предпринятое социологическое исследование и изучение полученных данных позволило выстроить траекторию реализации проекта таким образом, чтобы заложить технологические основы патриотического воспитания. Создание кейса по запросу реальных предприятий Пермского края, высоко технологическое оборудование, предоставляемое Пермским педагогическим университетом, инновационные технологии современных ученых - принципиально важные условия формирования научно-технологического патриотизма (термин Л. Р. Лизуновой).

Именно научно-технологический патриотизм - та форма взаимоотношений с Родиной, которая позволяет увидеть любовь к своей стране через поступки, позволяет развивать активность и патриотическую мотивацию через научную деятельность. Состояние российского общества в будущем во многом зависит от качества основополагающих идей, ценностей и смыслов, заложенных в период обучения в школе и функционирующих в новых исторических реалиях. Для патриотического воспитания это имеет особое значение, потому что позволяет кроме социокультурной преемственности, создать условия для воспитания будущих ученых и изобретателей, стремящихся реализовать свои открытия на Родине, что будет обеспечивать и будущий технологический суверенитет, и устойчивое желание развивать науку своей страны. На наш взгляд, такие проекты как летняя школа «TESTO 2.0» позволяют в полной мере, заложит основы научно-технологического патриотизма.

Список литературы

1. Асмолов А. Дополнительное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. № 2 (64). С. 2-6.

2. Барсукова С. А. Базовые общекультурные ценности россиян // Наука. Общество. Государство. 2017. Т. 5. № 1 (17).

3. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 ГЭлектронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/ files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 01.07.2023).

4. Методические рекомендации по созданию ключевых центров дополнительного образования детей от 17.12.2019 [Электронный ресурс]. URL: // https://docs.edu.gov.ru/document/ b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2558/ (дата обращения: 01.07.2023).

5. Наливайко Н. В., Косенко Т. С. Роль педагогического образования в системе современного гуманитарного образования // Философия образования. 2013. № 1(46). С. 228-245.

6. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ [Электронный ресурс]. URL: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Президент России (kremlin.ru). (дата обращения: 01.07.2023).

7. Образ российской молодежи: мониторинг [Электронный ресурс]. URL: ВЦИОМ. Новости: Образ российской молодежи: мониторинг (wciom.ru). (дата обращения: 01.07.2023).

8. Осмоловская И. М. Дидактика: от классики к современности : монография. М.; СПб. : Нестор-История, 2020. 248 с.

9. Патриотизм: мониторинг [Электронный ресурс]. URL: ВЦИОМ. Новости: Патриотизм: мониторинг (wciom.ru). (дата обращения: 01.07.2023).

10. Скибицкий М. М. Глобализация и задачи обновления духовных ценностей российского общества // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 1 (17). С. 13-19.

11. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 01.07.2023).

12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 01.07.2023).

13. Хорина Г. П. Ценности русской культуры в условиях цивилизационного кризиса // Горизонты гуманитарного знания. 2016. № 6. С. 16-26.

14. Циулина М. В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возмжоностями социо-образовательной среды : автореф. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 26 с.

15. Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Ценности современной культуры и необходимость «этической революции» // Наука. Искусство. Культура. 2019. Вып. 4 (24). С. 46-59.

16. Яковлева И. В., Истюфеева Ж. Н. Ценностно-целевые ориентиры как основа модернизации содержания образования // Философия образования. 2018. № 75. Вып. 2. С. 57-66.

17. Яковлева И. В. Патриотизм, гражданственность, достоинство как аксиологические основы института образования // Философия образования. 2019. Т. 19. № 1. С. 41-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Asmolov A. Dopolnitel'noe obrazovanie v epokhu peremen: sotrudnichestvo, sotvorchestvo, samotvorenie [Additional education in an era of change: cooperation, co-creation, self-creation]. Obrazovatel'nayapolitika [Educational policy]. 2014, no. 2 (64), pp. 2-6. (In Russ.).

2. Barsukova S. A. Bazovye obshchekul'turnye tsennosti rossiyan [Basic general cultural values of Russians]. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo [The science. Society. State]. 2017, vol. 5, no. 1 (17). (In Russ.).

3. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detei. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31.03.2022 [Concept for the development of additional education for children. Order of the Government of the Russian Federation dated March 31, 2022]. (In Russ.). Available at: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (accessed: 01.07.2023).

4. Metodicheskie rekomendatsii po sozdaniyu klyuchevykh tsentrov dopolnitel'nogo obrazovaniya detei ot 17.12.2019 [Methodological recommendations for the creation of key centers for additional education of children dated December 17, 2019]. (In Russ.). Available at: // https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2558/ (accessed: 01.07.2023).

5. Nalivaiko N. V., Kosenko T. S. Rol' pedagogicheskogo obrazovaniya v sisteme sovremennogo gumanitarnogo obrazovaniya [Роль педагогического образования в системе современного гуманитарного образования]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education]. 2013, no. 1(46), pp. 228-245. (In Russ.).

6. Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh dukhovno-nravstvennykh tsennostei: Ukaz Prezidenta RF [On approval of the foundations of state policy for the preservation and strengthening of traditional spiritual and moral values: Decree of the President of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 09.11.2022 g, no. 809. Prezident Rossii (kremlin.ru). (accessed: 01.07.2023).

7. Obraz rossiiskoi molodezhi: monitoring [The image of Russian youth: monitoring]. (In Russ.). Available at: VTsIOM. Novosti: Obraz rossiiskoi molodezhi: monitoring (wciom.ru). (accessed: 01.07.2023).

8. Osmolovskaya I. M. Didaktika: ot klassiki k sovremennosti [Didactics: from classics to modernity]. Moscow, Saint Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2020, 248 p. (In Russ.).

9. Patriotizm: monitoring [Patriotism: monitoring]. (In Russ.). Available at: VTslOM. Novosti: Patriotizm: monitoring (wciom.ru). (accessed: 01.07.2023).

10. Skibitskii M. M. Globalizatsiya i zadachi obnovleniya dukhovnykh tsennostei rossiiskogo obshchestva [Globalization and tasks of updating the spiritual values of Russian society]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University]. 2015, no. 1 (17), pp. 13-19. (In Russ.).

11. Strategiya gosudarstvennoi kul'turnoi politiki na period do 2030 goda [Strategy of state cultural policy for the period until 2030]. (In Russ.). Available at: http://static.government.ru/media/files/ AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (accessed: 01.07.2023).

12. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025]. (In Russ.). Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (accessed: 01.07.2023).

13. Khorina G. P. Tsennosti russkoi kul'tury v usloviyakh tsivilizatsionnogo krizisa [Values of Russian culture in the context of a civilizational crisis]. Gorizonty gumanitarnogo znaniya [Horizons of humanitarian knowledge]. 2016, no. 6, pp. 16-26. (In Russ.).

14. Tsiulina M. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noi shkoly vozmzhonostyami sotsio-obrazovatel'noi sredy [Patriotic education of secondary school students through the possibilities of the socio-educational environment]. PhD dissertation abstract. Chelyabinsk, 2012, 26 p. (In Russ.).

15. Shtompel' L. A., Shtompel' O. M. Tsennosti sovremennoi kul'tury i neobkhodimost' «eticheskoi revolyutsii» [The values of modern culture and the need for an "ethical revolution"]. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura [The science. Art. Culture]. 2019, iss. 4 (24), pp. 46-59. (In Russ.).

16. Yakovleva I. V., Istyufeeva Zh. N. Tsennostno-tselevye orientiry kak osnova modernizatsii soderzhaniya obrazovaniya [Value-target guidelines as the basis for modernizing the content of education]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education]. 2018, no. 75, iss. 2, pp. 57-66. (In Russ.).

17. Yakovleva I. V. Patriotizm, grazhdanstvennost', dostoinstvo kak aksiologicheskie osnovy instituta obrazovaniya [Patriotism, citizenship, dignity as the axiological foundations of the educational institution]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of education]. 2019, vol. 19, no. 1, pp. 41-57. (In Russ.).

Информация об авторах Л. Р. Лизунова - кандидат педагогических наук, доцент, проректор по образовательной деятельности и информатизации, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

М. А. Ермошина - кандидат филологических наук, доцент, кафедра общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языков и методики преподавания языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

О. П. Криницына - кандидат филологических наук, доцент, кафедра логопедии и коммуникативных технологий, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors L. R. Lizunova - Ph. D. (Education), Associate Professor, Vice-Rector (Education & IT), Perm State Humanitarian Pedagogical University;

M. A. Ermoshina - Ph.D. (Philology), Associate Professor, Department of General Linguistics, Russian and Komi-Permian Languages and Methods of Language Teaching, Perm State Humanitarian Pedagogical University O. P. Krinitcyna - Ph.D. (Philology), Associate Professor, Department of Speech Therapy and Communication Technologies, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 20.06.2023; одобрена после рецензирования 30.07.2023; принята к публикации 20.08.2023.

The article was submitted 20.06.2023; approved after reviewing 30.07.2023; accepted for publication 20.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.