УДК 338.467.5
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
Максимов Игоревич Сергеевич
Владимирский государственный университет имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых аспирант e-mail: gsa3d@yandex. ru
Аннотация. Выявлены наиболее значимые проблемы и намечены пути их разрешения. Показано, что механизм формирования локального рынка включает пять основных элементов. Установлена зависимость уровня коррупции от числа умерших.
Ключевые слова:
образования.
рынок, ритуальные услуги, муниципальные
Подавляющее большинство услуг, ориентированных на нужды муниципальных образований, представляют собой «доверительные блага», качество которых весьма сложно оценить в процессе их потребления. С другой стороны, данные услуги характеризуются тем, что их оказание нельзя отложить. Сложность функционирования предприятий указанной сферы услуг заключается также и в многоуровневой системе взаимосвязей различного рода организаций в процессе производства и потребления данных благ.
Однако ни развитие рынка [1], ни органы власти зачастую не создают условий для развития добросовестной конкуренции, что и обуславливает необходимость формирования комплексов предприятий, направленных на преодоление недостатков рынка, разрешение конфликтов интересов стейкхолдеров [4] и создание условий для развития конкуренции на рассматриваемом сегменте рынка.
Необходимость обобщения накопленного опыта и научных разработок в данной области нацеливает на разработку механизма формирования комплексов предприятий локального рынка [3], ориентированного на нужды муниципальных образований в сфере ритуальных услуг.
Комплекс предприятий в данном случае представляет собой совокупность организаций, связанных с производством конкретных благ на территории муниципального образования, и ориентированных на достижение целей преодоления недостатков рынка, участия в формировании конкурентной среды и разрешения конфликтов интересов его участников.
Специфика функционирования организаций сферы локального рынка ритуальных услуг, заключается в том, что, во-первых, в процессе оказания ритуальных услуг населению задействовано большое количество различного рода субъектов (в том числе подразделений администраций муниципальных образований, органы здравоохранения и охраны правопорядка, военные комиссариаты и судебно-медицинские экспертизы, специализированные службы по вопросам похоронного дела и коммерческие организации различных
© Максимов И.С.
организационно-правовых форм); во-вторых, цена и качество ритуальных услуг не являются столь определяющими в потребительском выборе, как это имеет место в выборе иных услуг; в-третьих, емкость рынка ритуальных услуг ограничена смертностью населения. Выявленная специфика позволяет выделить участников потенциальных комплексов предприятий и текущую систему взаимодействия организаций в процессе оказания ритуальных услуг населению.
Среди значимых проблем (рисунок 1), сдерживающих формирование комплексов предприятий сферы ритуальных услуг, выделяются: отсутствие в сфере ритуальных услуг регулирующего органа, осуществляющего, координационные и контролирующие функции, а также незаинтересованность специалистов органов государственной власти и местного самоуправления в решении проблем сферы ритуальных услуг.
К факторам, обеспечивающим развитие комплекса предприятий локального рынка ритуальных услуг, следует отнести: заинтересованность и компетентность органов, осуществляющих регулирование; информационную обеспеченность потребителей ритуальных услуг; целевую эффективность системы регулирования деятельности предприятий сферы, а также систему взаимодействия организаций сферы в процессе оказания ритуальных услуг населению.
В этом случае перспективы формирования таких комплексов заключаются в создании конкурентного рынка ритуальных услуг, обеспечивающего баланс интересов производителей, потребителей, регулирующих органов и иных заинтересованных сторон и групп влияния с информированными потребителями с одной стороны, и эффективной системой регулирования — с другой.
На основе анализа факторов формирования комплексов предприятий в муниципальных образованиях, а также способов осуществления других форм организационных трансформаций построен механизм формирования комплексов предприятий в муниципальных образованиях, состоящий из пяти этапов (рисунок 2).
Первые два этапа механизма носят организационных характер и направлены на выделение комплекса во внешней среде и установление его границ, а также на вовлечение предполагаемых участников комплекса в процесс его формирования.
© Максимов И.С.
Незаинтересованность специалистов органов государственной владсти и местного самоуправления в решении проблем сферы ритуальных услуг.
Отсутствует координационный и контроллирую-щий орган за развитием сферы ритуальных услуг
Организационно- Нормативно-
экономические правовые
Финансовые
Не определены формы и методы деятельности, предметы ведения работающих в сфере ритуальных услуг организаций различных организационных форм
Не определен порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, а также полномочия таких служб
• Коррупция, борьба за получение информации о фактах смерти;
• Факты незаконных захоронений;
• Существование фирм-однодневок, случайных и неподготовленных людей в похоронном деле.
* Противоречия между коммерческими организациями, действующими в сфере ритуальных услуг
А
Отсутствуют правоустанавливающие докумен ты по созданию и эксплуатации мест погребения, выделению для них земельных участков
Слабо развита информационная и научная база похоронного дела
* Не определен порядок пользования местами погребения;
* Не определен порядок создания склепов, родовых захоронений;
* Отсутствует единая система учета захоронений.
В
• Не определены требования к работникам похоронного обслуживания, отсутствует единая система аттестации, повышения квалификации и переподготовки кадров;
• Отсутствуют нормативы по транспортировке тел умерших в могри и трупо-хранилища;
• Отсутствуют нормативы по содержанию и санитарной уборке кладбищ.
• Многие муниципальные кладбища находятся в неудовлетворительном состоянии
• Проблема реального исполнения государственных гарантий при погребении граждан;
* Не решаются вопросы финансового обеспечения организаций, в ведении которых находятся кладбища.
Рис. 1. Проблемное поле развития сферы ритуальных услуг
© Максимов И.С.
Рис. 2. Механизм формирования комплексов предприятий
Следующий этап предполагает определение целевой структуры комплекса, предполагающей выявление характеристик регулирующей подсистемы комплекса, системы связей, отношений и характеристик субъектов комплекса, а также способов взаимодействия комплекса с внешней средой (систему коммуникаций). Четвертый этап представляет собой практическую трансформацию ряда организаций в комплекс с определенной на предыдущем этапе целевой структурой. Последний этап заключается в организации мониторинга и анализа последствий практической реализации формирования
© Максимов И.С.
комплекса и обратной связи, предполагающей возможные изменения самого процесса формирования комплекса.
Задачами формирования данного комплекса выступают:
• установление добросовестной конкуренции в сфере ритуальных услуг;
• устранение элементов теневого рынка;
• разрешение конфликтов интересов участников сферы ритуальных услуг;
• обеспечение заинтересованности субъектов сферы в решении ее проблем;
• создание системы регулирования, отвечающей на провалы рынка и обеспечивающей влияние объектов регулирования на процесс его осуществления;
• формирование у потенциальных покупателей ритуальных услуг представления о своих правах, обязанностях при осуществлении погребения, а также представления о необходимых ритуальных услугах их ценах.
Меры по практической реализации трансформации разрозненных организаций на территории муниципальных образований в комплексы предприятий в первую очередь предполагают изменение положений федерального закона «о погребении и похоронном деле», нормативных актов местного характера, а также изменение в деятельности органов местного самоуправления и борьбу с коррупцией в обозначенной сфере.
Так, анкетирование, проведенное с целью определения уровня коррупции в сфере ритуальных услуг руководителей похоронных предприятий 33 городов России, охватывающих 8 федеральных округов РФ, (см. рисунок 3) свидетельствует о том, что с ростом смертности растет размер взятки.
Для установления зависимости уровня коррупции от числа умерших был применен метод наименьших квадратов и выбрано наиболее адекватно отражающее зависимость уравнение регрессии — полином третьей степени.
Средствами Microsoft Excel также найдено само уравнение регрессии:
y = 1.252х3 - 39.80x2 + 461.7х} - 42.82, (1)
где у — взятка на 1 умершего;
х — количество умерших в муниципальном образовании [2, с.69].
Восстановленные значения размера взятки, приходящегося на 1 умершего, позволили определить приблизительный совокупный объем коррупции в сфере ритуальных услуг, который составляет порядка 2 млрд. руб.
© Максимов И.С.
__ ___ _____ __ _______ ___
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 5, 2011 ГОД
5,0 10,0 15,0
Умерших,тыс. чел.
Рис. 3. Зависимость уровня коррупции от числа умерших
Рассмотренные вопросы свидетельствуют о незавершенности процесса формирования локального рынка ритуальных услуг на уровне муниципального образования и требует структурных изменений, ориентированных на повышения эффективности взаимодействия стейкхолдеров и снижения трансакционных издержек, включая коррупционную составляющую.
Список литературы:
1. Аакер, Д.А. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
2. Доугерти, К. Введение в эконометрику: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 402 с.
3. Лапыгин, Ю.Н., Редькин С.А., Скуба Р.В. Продвижение на локальные рынки (монография). - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2008. - 231 с.
4. Моргунова, Р.В. Механизм управления отношениями со стейкхолдерами -управленческая инновация: монография / Р.В. Моргунова, Е.М. Марченко, Н.В. Моргунова. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2009. - 187 с.
© Максимов И.С.