Научная статья на тему 'Комплекс предприятий рынка ритуальных услуг'

Комплекс предприятий рынка ритуальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1803
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / THE MARKET / MUNICIPAL UNIONS / RITUAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Игорь Сергеевич

Установлена специфика рынка ритуальных услуг и определена структура организаций указанного рынка. Установлена последовательность процедур оказания ритуальных услуг населению. Показана связь индекса потребительских цен и цен на ритуальные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex of the enterprises of the market of ritual services

Specificity of the market of ritual services is established and the structure of the organizations of the specified market is defined. The sequence of procedures of rendering of ritual services to the population is established. Communication of a consumer price index and the prices for ritual services is shown.

Текст научной работы на тему «Комплекс предприятий рынка ритуальных услуг»

Максимов Игоревич Сергеевич

Владимирский государственный университет имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых аспирант e-mail: gsa3d@yandex. ru

Аннотация. Установлена специфика рынка ритуальных услуг и определена структура организаций указанного рынка. Установлена последовательность процедур оказания ритуальных услуг населению. Показана связь индекса потребительских цен и цен на ритуальные услуги

Ключевые слова: рынок, муниципальные образования, ритуальные услуги.

Трансформационные процессы рыночных отношений современной России затрагивают сферы деятельности, где конечный продукт, являясь социальнозначимым, не имеет перспектив увеличения объемов продаж, выхода на внешние рынки, и не способен вызывать значительные структурные изменения в экономике. К таким сферам относятся, прежде всего, деятельность предприятий, ориентированных на нужды муниципальных образований, таких как сфера ритуальных услуг.

Результаты анализа практики свидетельствуют о том, что необходимо обеспечить реализацию механизма формирования локального рынка в муниципальных образованиях (см. [2]), позволяющего реализовать пять последовательных процессов: 1) вовлечение участников в согласование

интересов; 2) установление границ сегмента рынка, определение целей и задач его участников; 3) определение целевой структуры комплекса предприятий рынка ритуальных услуг; 4) трансформация разрозненных организаций в комплекс, включающая формирование институциональной среды и системы коммуникаций комплекса с внешней средой; 5) мониторинг и анализ изменений, вызванных практической реализацией трансформации. Результаты последнего процесса выступают основой для изменений в каждом из предыдущих, обеспечивая, таким образом, обратную связь в структуре разработанного механизма.

Результаты исследования показывают, что наряду с традиционными факторами построения комплекса предприятий локального рынка сферы ритуальных услуг, проявляются ключевые факторы, а именно:

•целевая эффективность системы регулирования деятельности предприятий сферы ритуальных услуг;

•заинтересованность и компетентность органов, осуществляющих регулирование;

•информационная обеспеченность потребителей ритуальных услуг;

УДК 338.467.5

КОМПЛЕКС ПРЕДПРИЯТИЙ РЫНКА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

© Максимов И.С.

•система взаимодействия организаций сферы в процессе оказания ритуальных услуг населению.

Данные факторы являются основополагающими элементами формирования целевой структуры комплексов предприятий сферы ритуальных услуг на территории муниципальных образований.

В процессе исследований построена целевая структура локального рынка сферы ритуальных услуг, новизна которой позволяет обеспечить преодоление недостатков рынка, формирование конкурентной среды и разрешение конфликтов интересов участников сферы в процессе оказания ритуальных услуг населению.

В таком случае структура локального рынка сферы ритуальных услуг специфична рядом таких характеристик.

1. Особой системой регулирования, основанной на принципах сорегулирования.

2. Уникальностью связей, отношений и характеристик объектов регулирования, в частности:

•отсутствием исключительных прав на оказание услуг по погребению;

•муниципальными кладбищами, находящимися в ведении

специализированных служб, созданных в форме муниципальных учреждений;

• обеспечением оказания населению услуг по гарантированному перечню путем организации специализированных служб в форме открытых акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью;

•обеспечением уборки и благоустройства кладбищ путем проведения муниципальных конкурсов на данные виды работ;

•обеспечением транспортировки тел умерших (погибших) невостребованных и неопознанных граждан в морги и трупохранилища путем проведения муниципальных конкурсов на данные услуги;

•наличием единой диспетчерская службы, взаимодействующей со службами «02» и «03»;

•мерами, препятствующими распространению информации о фактах смерти, в том числе уголовной ответственностью за передачу данной информации сторонним лицам.

3. Спецификой обратной связи между регулирующей и регулируемой подсистемами, реализованной путем участия объектов регулирования в процессе его осуществления.

4. Местной системой коммуникаций между комплексом предприятий локального рынка сферы ритуальных услуг и внешней средой, в том числе системой информирования потребителей и системой отношений с внешними организациями (хозяйствующими субъектами, органами власти, учреждениями).

Само по себе формирование комплексов предприятий представляет собой трансформацию разрозненных предприятий, связанных с производством каких-либо благ, на определенной территории, в комплекс с установленным легитимным порядком и условиями взаимодействия данных предприятий,

© Максимов И.С.

ориентированный на достижение определенных целей. В отличие от существующих видов организационных трансформаций, формирование комплекса характеризуют цели, более широкие, нежели получение определенных экономических преимуществ его участниками (преодоление провалов рынка, формирование конкурентной среды и разрешение конфликтов интересов его участников).

На базе организаций, ориентированных на нужды муниципального образования в рамках рассматриваемого локального рынка, формируется структура представленная на рисунке 1.

Муниципальное образование

Административные, экономические и финансовые органы

Г радообразующая сфера

• Жилищно-коммунальный комплекс

• Комплекс объектов транспорта и связи

• Комплекс объектов жилищного строительства

• Благоустройство территории

• Потребительский рынок

• Комплекс объектов бытового обслуживания

• Комплекс объектов торговли и общественного питания

Рис. 1. Структура организаций, ориентированных

образования

Социальная сфера

• Комплекс объектов здравоохранения

• Комплекс объектов по охране окружающей среды

• Комплекс образовательных учреждений

• Комплекс объектов культуры, искусства,

• Комплекс объектов физкультуры и спорта

• Комплекс объектов по охране общественного порядка и безопасности

на нужды муниципального

Приведенная структура включает в себя три основных направления деятельности таких организаций: городское благоустройство;

административные, экономические и финансовые организации; организации, ориентированные на удовлетворение социальных нужд.

Сама сфера ритуальных услуг ввиду ограниченности объема оказания таких услуг не играет значительной роли в экономике муниципальных образований в части оборотов, поступления средств в местный бюджет и занятости населения.

Сфера ритуальных услуг не может являться градообразующей и не обладает точками роста, достаточными для формирования кластеров. Тем не менее, сфера ритуальных услуг исключительна важна для обеспечения нормальной жизнедеятельности муниципальных образований. В данном смысле сферу ритуальных услуг можно поставить в один ряд с комплексом объектов по охране общественного порядка и безопасности, органами

© Максимов И.С.

здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и прочими организациями, ориентированными на нужды муниципальных образований.

На основе анализа законодательства о погребении и похоронном деле, а также практики ведения хозяйственной деятельности предприятиями сферы ритуальных услуг, выявлена специфика функционирования организаций сферы ритуальных услуг, заключающаяся в следующем:

•в процессе оказания ритуальных услуг населению задействовано большое количество различного рода субъектов, в том числе подразделения администраций муниципальных образований, органы здравоохранения и охраны правопорядка, военные комиссариаты, судебно-медицинская экспертиза, специализированные службы по вопросам похоронного дела и коммерческие организации различных организационно-правовых форм;

•заказчик ритуальных услуг, как правило, находится в стрессовом состоянии, не знает своих прав и обязанностей и не способен сделать адекватный выбор;

•ритуальные услуги потребитель покупает крайне редко, обычно — один или несколько раз в жизни;

• количество заказов на ритуальные услуги ограничено смертностью населения.

Анализ отечественной практики формирования комплексов предприятий сферы ритуальных услуг показал, что к настоящему времени данные комплексы системно не сформированы. Связи и отношения между предприятиями сферы в муниципальных образованиях относительно устойчива, однако не позволяют развивать конкуренцию, а, наоборот, способствуют росту теневого сектора. Наиболее действенным инструментом регулирования сферы ритуальных услуг в прошлом было лицензирование деятельности в указанном сегменте рынка, которое отменено в 2001 году.

Анализ зарубежной практики формирования комплексов предприятий сферы ритуальных услуг показал, что существуют эффективные инструменты регулирования, позволяющие преодолевать провалы рынка и создавать основу для формирования комплексов предприятий.

Такими инструментами являются: лицензирование, саморегулирование и сорегулирование деятельности организаций сферы, меры административной и уголовной ответственности за нарушения.

В настоящее время этапы оказания ритуальных услуг населению сводятся к этапам, представленным на рисунке 2.

Из рисунка следует, что среди организаций, оказывающих на этот процесс непосредственное влияние диспетчерские службы «02» и «03», органы ЗАГС, а также морги и трупохранилища муниципальных образований. Дополнительно следует указать религиозные учреждения и военные комиссариаты.

Анализ конкуренции в сфере ритуальных услуг показал, что основными факторами, определяющими конкурентную ситуацию на рассматриваемом локальном рынке, являются система регулирования деятельности предприятий и информированность покупателей услуг. При этом степень влияния потребителей на конкуренцию в сфере ритуальных услуг можно определить как

© Максимов И.С.

минимальную, угроза вхождения на рынок новых участников также крайне мала, кроме того, отсутствует угроза появления субститутов. Рыночная власть поставщиков также определяется как незначительная.

Наименование процедуры

родственников

похоронное

Звонок умершего агентство Звонок родственников

умершего в службы «02» и

«03»___________________________

Передача информации о факте смерти органами «02» и «03» похоронным агентствам Приезд к родственникам умершего агента похоронной организации Отказ от заказа на услуги по организации погребения и похоронные принадлежности Оформление заказа на организацию погребения и похоронные принадлежности Транспортировка тела

умершего в морг для проведения патолого-

анатомического или судебномедицинского вскрытия

Объявление вскрытия Оплата услуг морга

результатов

Транспортировка тела

умершего в частное

трупохранилище Сохранение тела в морге до дня похорон

Оформление свидетельства органами ЗАГС

гербового

смерти

Последовательность процедур

Оформление и оплата заказа на услуги по погребению в специализированной службе, в чьем ведении находится кладбище

Выдача моргом тела умершего

Прощание,

захоронение

о

КП 1, 2, 3 — коммерческие предприятия;

ССВПД — Специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Рис. 2. Последовательность процедур оказания ритуальных услуг населению

© Максимов И.С.

Результаты анализа подтверждаются также и данными статистики, показывающими значительное превышение индекса потребительских цен на ритуальные услуги над индексом цен на бытовые услуги и общим индексом потребительских цен (рисунок 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

----Ритуал ьные услуги <^=^= Бытовые услуги - — — -Общий индекс потребительских цен

Рис. 3. Индекс потребительских цен во Владимирской области

Особое значение приобретает взаимоотношение между группами влияния (стейкхолдерами - [1]) на рынке ритуальных услуг современных

муниципальных образований, свидетельствующее о том, что существуют проблемы в решении которых свое слово должны сказать органы власти.

Список литературы:

1. Моргунова Р.В. Механизм управления отношениями со стейкхолдерами -управленческая инновация: монография / Р.В. Моргунова, Е.М. Марченко, Н.В. Моргунова. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2009. - 187 с.

2. Экономика муниципальных образований: учебное пособие / под ред. проф. В. Г. Игнатова. - М.: МарТ, 2005. — 544 с.

© Максимов И.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.