СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
УДК 338.467.5
ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ*
Ю. Н. ЛАПЫГИН,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и стратегического управления E-mail: L1353@mail. ru И. С. МАКСИМОВ,
аспирант кафедры экономики и стратегического управления
E-mail: gsa3d@yandex. ru
Владимирский государственный университет
Трансформационные процессы рыночных отношений современной России затрагивают такие сферы деятельности, где конечный продукт, являясь социально-значимым, не имеет перспектив увеличения объемов продаж и выхода на внешние рынки, не способен вызывать значительные структурные изменения в экономике. К указанным сферам относятся прежде всего деятельность предприятий, ориентированных на нужды муниципальных образований, таких как сфера ритуальных услуг.
Подавляющее большинство данного рода услуг представляют собой «доверительные блага», качество которых весьма сложно оценить в процессе их потребления. С другой стороны, данные услуги характеризуются тем, что их оказание нельзя отложить. Сложность функционирования предприятий указанной сферы услуг заключается также и в многоуровневой системе взаимосвязей различного рода организаций в процессе производства и потребления данных благ [2].
Однако ни развитие рынка [1], ни органы власти зачастую не создают условий для развития добросовестной конкуренции, что и обусловливает необходимость формирования комплексов предприятий, направленных на преодоление недостатков рынка,
* Статья подготовлена по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2012. № 6 (147).
разрешение конфликтов интересов стейкхолдеров [5] и создание условий для развития конкуренции на рассматриваемом сегменте рынка [6].
Необходимость обобщения накопленного опыта и научных разработок в данной области нацеливает на разработку механизма формирования комплексов предприятий локального рынка [4], ориентированного на нужды муниципальных образований в сфере ритуальных услуг.
Комплекс предприятий в данном случае представляет собой совокупность организаций, связанных с производством конкретных благ на территории муниципального образования, и ориентированных на достижение целей преодоления недостатков рынка, участия в формировании конкурентной среды и разрешения конфликтов интересов его участников.
Результаты анализа практики свидетельствуют о том, что необходимо обеспечить реализацию механизма формирования локального рынка в муниципальных образованиях [7], позволяющего реализовать пять последовательных процессов:
1) вовлечение участников в согласование интересов;
2) установление границ сегмента рынка, определение целей и задач его участников;
3) определение целевой структуры комплекса предприятий рынка ритуальных услуг;
4) трансформация разрозненных организаций в комплекс, включающая формирование институцио-
нальной среды и системы коммуникаций комплекса с внешней средой;
5) мониторинг и анализ изменений, вызванных практической реализацией трансформации.
Результаты последнего процесса выступают основой для изменений в каждом из предыдущих, обеспечивая, таким образом, обратную связь в структуре разработанного механизма.
Специфика функционирования организаций сферы локального рынка ритуальных услуг заключается в том, что, во-первых, в процессе оказания ритуальных услуг населению задействовано большое количество различного рода субъектов (в том числе подразделений администраций муниципальных образований, органы здравоохранения и охраны правопорядка, военные комиссариаты и судебно-медицинские экспертизы, специализированные службы по вопросам похоронного дела и коммерческие организации различных организационно-правовых форм). Во-вторых, цена и качество ритуальных услуг не являются столь определяющими в потребительском выборе, как это имеет место в выборе иных услуг. В-третьих, емкость рынка ритуальных услуг ограничена смертностью населения. Выявленная специфика позволяет выделить участников потенциальных комплексов предприятий и текущую систему взаимодействия организаций в процессе оказания ритуальных услуг населению.
Результаты исследования показывают, что наряду с традиционными факторами построения комплекса предприятий локального рынка сферы ритуальных услуг, проявляются ключевые факторы, а именно:
• целевая эффективность системы регулирования деятельности предприятий сферы ритуальных услуг;
• заинтересованность и компетентность органов, осуществляющих регулирование;
• информационная обеспеченность потребителей ритуальных услуг;
• система взаимодействия организаций сферы в процессе оказания ритуальных услуг населению. Данные факторы являются основополагающими элементами формирования целевой структуры комплексов предприятий сферы ритуальных услуг на территории муниципальных образований.
В процессе исследований построена целевая структура локального рынка сферы ритуальных услуг, новизна которой позволяет обеспечить преодоление недостатков рынка, формирование конкурентной среды и разрешение конфликтов интересов участников сферы в процессе оказания ритуальных услуг населению.
В таком случае структура локального рынка сферы ритуальных услуг специфична рядом таких характеристик:
1) особой системой регулирования, основанной на принципах сорегулирования;
2) уникальностью связей, отношений и характеристик объектов регулирования, в частности:
• отсутствием исключительных прав на оказание услуг по погребению;
• муниципальными кладбищами, находящимися в ведении специализированных служб, созданных в форме муниципальных учреждений;
• обеспечением оказания населению услуг по гарантированному перечню путем организации специализированных служб в форме открытых акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью;
• обеспечением уборки и благоустройства кладбищ путем проведения муниципальных конкурсов на данные виды работ;
• обеспечением транспортировки тел умерших (погибших) невостребованных и неопознанных граждан в морги и трупохранилища путем проведения муниципальных конкурсов на данные услуги;
• наличием единой диспетчерской службы, взаимодействующей со службами «02» и «03»;
• мерами, препятствующими распространению информации о фактах смерти, в том числе уголовной ответственностью за передачу данной информации сторонним лицам;
3) спецификой обратной связи между регулирующей и регулируемой подсистемами, реализованной путем участия объектов регулирования в процессе его осуществления;
4) местной системой коммуникаций между комплексом предприятий локального рынка сферы ритуальных услуг и внешней средой, в том числе системой информирования потребителей и системой отношений с внешними организациями (хозяйствующими субъектами, органами власти, учреждениями).
Само по себе формирование комплексов предприятий представляет собой трансформацию разрозненных предприятий, связанных с производством каких-либо благ на определенной территории, в комплекс с установленным легитимным порядком и условиями взаимодействия данных предприятий, ориентированный на достижение определенных целей. В отличие от существующих видов организационных трансформаций формирование комплекса характеризуют цели, более широкие, нежели получение определенных экономических преимуществ его участниками (преодоление провалов рынка, формирова-
ние конкурентной среды и разрешение конфликтов интересов его участников).
На базе организаций, ориентированных на нужды муниципального образования в рамках рассматриваемого локального рынка, формируется структура, представленная на рис. 1.
Приведенная структура включает в себя три основных направления деятельности таких организаций: городское благоустройство; административные, эконо-мические и финансовые организации; организации, ориентированные на удовлетворение социальных нужд.
Сама сфера ритуальных услуг ввиду ограниченности объема оказания таких услуг не играет значительной роли в экономике муниципальных образований в части оборотов, поступления средств в местный бюджет и занятости населения.
Сфера ритуальных услуг не может являться градообразующей и не обладает точками роста, достаточными для формирования кластеров. Тем не менее сфера ритуальных услуг исключительно важна для обеспечения нормальной жизнедеятельности муниципальных образований. В данном смысле сферу ритуальных услуг можно поставить в один ряд с комплексом объектов по охране общественного порядка и безопасности, органами здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и прочими организациями, ориентированными на нужды муниципальных образований.
На основе анализа законодательства о погребении и похоронном деле, а также практики ведения хозяйственной деятельности предприятиями сферы ритуальных услуг выявлена специфика функционирования организаций сферы ритуальных услуг, заключающаяся в следующем: • в процессе оказания ритуальных услуг населению задействовано большое количество различного рода субъектов, в том числе подразделения администраций муниципальных образований, органы здравоохранения и охраны правопорядка, военные комиссариаты, судебно-медицинская экспертиза, специализированные
Рис. 1. Структура организаций, ориентированных на нужды муниципального образования
службы по вопросам похоронного дела и коммерческие организации различных организационно-правовых форм;
• заказчик ритуальных услуг, как правило, находится в стрессовом состоянии, не знает своих прав и обязанностей и не способен сделать адекватный выбор;
• ритуальные услуги потребитель покупает крайне редко, обычно — один или несколько раз в жизни;
• количество заказов на ритуальные услуги ограничено смертностью населения.
Анализ отечественной практики формирования комплексов предприятий сферы ритуальных услуг показал, что к настоящему времени данные комплексы системно не сформированы. Связи и отношения между предприятиями сферы в муниципальных образованиях относительно устойчивы, однако не позволяют развивать конкуренцию, а наоборот, способствуют росту теневого сектора. Наиболее действенным инструментом регулирования сферы ритуальных услуг в прошлом было лицензирование деятельности в указанном сегменте рынка, которое отменено в 2001 г.
Анализ зарубежной практики формирования комплексов предприятий сферы ритуальных услуг показал, что существуют эффективные инструменты регулирования, позволяющие преодолевать провалы рынка и создавать основу для формирования комплексов предприятий.
Этапы оказания ритуальных услуг
1. Звонок родственников умершего в похоронное агентство_
2. Звонок родственников умершего в службы «02» и «03»_
3. Передача информации
о факте смерти органами «02» и «03» похоронным агентствам
4. Приезд к родственникам умершего агента похоронной организации
5. Отказ от заказа на услуги по организации погребения и похоронные принадлежности
6. Оформление заказа
на организацию погребения и похоронные принадлежности
7. Транспортировка тела умершего в морг для проведения патолого-анатомического или судебно-медицинского вскрытия
8. Объявление результатов вскрытия
9. Оплата услуг морга
10. Транспортировка тела умершего в частное трупохранилище
11. Сохранение тела в морге до дня похорон
12. Оформление гербового свидетельства о смерти органами ЗАГС
13. Оформление и оплата заказа на услуги по погребению
в специализированной службе, в чьем ведении находится кладбище
14. Выдача моргом тела умершего
15. Прощание, захоронение
Примечание: КП 1, 2, 3 — коммерческие предприятия; ССВПД — Специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Рис. 2. Схема оказания ритуальных услуг населению
Ритуальныеуслуги Бытовые услуги ----Общий индекс потребительских цен
Рис. 3. Индекс потребительских цен во Владимирской области в 2002—2009 гг.
Такими инструментами являются: лицензирование, саморегулирование и сорегулирова-ние деятельности организаций сферы ритуальных услуг, меры административной и уголовной ответственности за нарушения.
В настоящее время этапы оказания ритуальных услуг населению сводятся к тем, которые представлены на рис. 2. Как видно, среди организаций, оказывающих на этот процесс непосредственное влияние — диспетчерские службы «02» и «03», органы ЗАГС, а также морги и трупохранилища муниципальных образований. Дополнительно следует указать религиозные учреждения и военные комиссариаты.
Анализ конкуренции в сфере ритуальных услуг показал, что основными факторами, определяющими конкурентную ситуацию на рассматриваемом локальном рынке, являются система регулирования деятельности предприятий и информированность покупателей услуг. При этом степень влияния потребителей на конкуренцию в сфере ритуальных услуг можно определить как минимальную, угроза вхождения на рынок новых участников также крайне мала, кроме того, отсутствует угроза появления субститутов. Рыночная власть поставщиков также определяется как незначительная.
Результаты анализа подтверждаются также и данными статистики, показывающей значительное превышение индекса потребительских цен на ритуальные услуги над индексом цен на бытовые услуги и общим индексом потребительских цен (рис. 3).
Среди значимых проблем (рис. 4), сдерживающих формирование комплексов предприятий сферы ритуальных услуг,
Рис. 4. Проблемные поля А и В развития сферы ритуальных услуг
выделяются: отсутствие в сфере ритуальных услуг регулирующего органа, осуществляющего координационные и контролирующие функции, а также незаинтересованность специалистов органов государственной власти и местного самоуправления в решении проблем сферы ритуальных услуг.
К факторам, обеспечивающим развитие комплекса предприятий локального рынка ритуальных услуг, следует отнести: заинтересованность и компетентность органов, осуществляющих регулирование; информационную обеспеченность потребителей ритуальных услуг; целевую эффективность системы регулирования деятельности предприятий сферы, а также систему взаимодействия организаций сферы в процессе оказания ритуальных услуг населению.
В этом случае перспективы формирования таких комплексов заключаются в создании конкурентного рынка ритуальных услуг, обеспечивающего баланс интересов производителей, потребителей, регулирующих органов и иных заинтересованных сторон и групп влияния с информированными потребителями, с одной стороны, и эффективной системой регулирования — с другой.
На основе анализа факторов формирования комплексов предприятий в муниципальных образованиях, а также способов осуществления других форм организационных трансформаций построен механизм формирования комплексов предприятий в муниципальных образованиях, состоящий из пяти этапов (рис. 5).
Первые два этапа механизма носят организационный характер и направлены на выделение комплекса во внешней среде и установление его границ, а также на вовлечение предполагаемых участников комплекса в процесс его формирования.
Следующий этап предполагает определение целевой структуры комплекса, предполагающей выявление характеристик регулирующей под -системы комплекса, системы связей, отношений и характеристик субъектов комплекса, а также способов взаимодействия комплекса с внешней средой (систему коммуникаций). Четвертый этап представляет собой практическую трансформацию ряда организаций в комплекс с определенной на предыдущем этапе целевой структурой. Последний этап заключается в организации мониторинга и анализа последствий практической реализации формирования комплекса и обратной связи,
Трансформация ряда разрозненных организаций в комплекс
Формирование обратной связи между регулирующей и регулируемой подсистемами
Мониторинг, анализ изменений
Рис. 5. Механизм формирования комплексов предприятий
Функции
---Линейная { и2 о,483 ) ----Полиномиальная^2 0,553}
-Логарифмическая 0,538 ) И2- коэффициент определенности
Рис. 6. Сравнение типов уравнений регрессии зависимости относительного уровня коррупции в сфере ритуальных услуг от числа умерших
предполагающей возможные изменения самого процесса формирования комплекса.
Задачами формирования данного комплекса выступают:
• установление добросовестной конкуренции в сфере ритуальных услуг;
• устранение элементов теневого рынка;
• разрешение конфликтов интересов участников сферы ритуальных услуг;
• обеспечение заинтересованности субъектов сферы в решении ее проблем;
• создание системы регулирования, отвечающей на провалы рынка и обеспечивающей влияние объектов регулирования на процесс его осуществления;
• формирование у потенциальных покупателей ритуальных услуг представления о своих правах, обязанностях при осуществлении погребения, а также представления о необходимых ритуальных услугах и их ценах. Меры по практической
реализации трансформации разрозненных организаций на территории муниципальных образований в комплексы предприятий в первую очередь предполагают изменение положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», нормативных актов местного характера, а также изменение в деятельности органов местного самоуправления и борьбу с коррупцией в обозначенной сфере.
Так, анкетирование, проведенное с целью определения уровня коррупции в сфере ритуальных услуг руководи-
телей похоронных предприятий 33 городов России, охватывающих 8 федеральных округов РФ (рис. 6), свидетельствует о том, что с ростом смертности растет размер взятки.
Рассмотренные вопросы свидетельствуют о незавершенности процесса формирования локального рынка ритуальных услуг на уровне муниципального образования и требует структурных изменений, ориентированных на повышение эффективности взаимодействия стейкхолдеров и снижение трансакционных издержек, включая коррупционную составляющую.
Список литературы 1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2002.
2. Депутаты обсудили проблемы похоронной отрасли. URL: http://www. funeralassociation. ru/ru/ newspaper/new/1003.
3. Доугерти К. Введение в эконометрику / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.
4. Лапыгин Ю. Н., Редькин С. А., Скуба Р. В. Продвижение на локальные рынки: монография. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2008.
5. Моргунова Р. В. Механизм управления отношениями со стейкхолдерами—управленческая инновация: монография / Р. В. Моргунова, Е.М. Марченко, Н. В. Моргунова. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2009.
6. Проблемы ритуального бизнеса. URL: http:// www. ros-ritual. ru/moscow/news/325.
7. Экономика муниципальных образований: учеб. пособие / под ред. проф. В. Г. Игнатова. М.: МарТ, 2005.
Домашняя правовая энциклопедия
С декабря 2011 г. в систему ГАРАНТ включена уникальная книга - «Домашняя правовая энциклопедия», универсальный источник достоверной правовой информации для решения
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6ЫТОВЫХ ВОПРОСОВ.
Все стороны жизни современного человека в той или иной степени законодательно регулируются. Дом, семья, дети, обучение, служба в армии, работа, отдых, заключение и расторжение различных договоров и многое другое - все это описано в «Домашней правовой энциклопедии».
«Домашняя правовая энциклопедия» - это постоянно актуализируемый и пополняемый аналитический материал. В книге представлено большое количество практических примеров, в том числе из судебной практики. Все сложные положения права и юридическая терминология разъяснены легким, простым языком, понятным любому гражданину.
Энциклопедия доступна всем пользователям системы ГАРАНТ не зависимо от того, какой комплект установлен. ГАРАНТ: полезная информация для всех!
Контактные телефоны: 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок), 8 (495) 647-62-38 (для Москвы), E-mail: [email protected].
www.garant.ru
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru