Научная статья на тему 'Риски социального неравенства в контексте непрерывного образования'

Риски социального неравенства в контексте непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное неравенство / социальная стратификация / непрерывное образование / отношение к учению и школе / культура бедности / «culture of poorness» / social inequality / social stratification / continuing education / the attitude towards learning and school

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башманова Елена Леонидовна

Рассматривая непрерывное образование как средство социальной адаптации и успешной самореализации личности, необходимо учитывать значительную дифференциацию образовательных возможностей учащихся. В статье анализируются результаты исследований ориентаций учащихся из различных социальных слоев на ценности непрерывного образования, готовности к самостоятельной познавательной деятельности, характера учебной мотивации. Полученные результаты свидетельствуют о наличии у представителей различных социальных слоев специфических особенностей отношения к учению и школе, формировании противоположных ожиданий от школы и учителей, дезинтеграции межличностных отношений. К рискам, обусловленным влиянием социального неравенства и затрудняющим понимание ценностей и использование возможностей непрерывного образования молодежью, можно отнести закрепление «культуры бедности» в среде учащихся консервирование образовательной отсталости учащихся из уязвимых социальных слоев проявление интолерантности, зависти к успеху и богатству формирование мотивации избегания неудач закрепление неспособности к жизненному самоопределению гипертрофию у части учащихся индивидуалистических и прагматических ориентаций и др. В связи с этим неотъемлемым компонентом содержания непрерывного образования должно выступать формирование стремления к самосовершенствованию, деятельностного отношения к образованию и личной ответственности за происходящее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF SOCIAL INEQUALITY IN THE CONTEXT OF CONTINUING EDUCATION

considering continuing education as a means of social adaptation and successful personal fulfillment, it is necessary to take a significant differentiation of educational abilities of students into account. The article analyzes the results of the research on the orientation of students from different social groups to the values of continuing education, readiness to self-dependent cognitive activity, and character of educational motivation. The findings show that representatives of different social groups have peculiar attitude towards learning and school, they form contrary expectations from school and teachers and disintegrate interpersonal relations. Consolidation of “culture of poorness” in students’ environment conservation of educational backwardness of students from vulnerable social groups intolerance, envy of success and wealth formation of motivation to avoid failure consolidation of inability to determine yourself in life some students’ hypertrophy of individualistic and pragmatic orientations etc. – all can be referred to the risks, conditioned by the influence of social inequality, and obscuring values and using opportunities of continuing education by the youth. Together with this integral part of the contents of continuing education there should go the formation of aspiration for self-perfection, pragmatistic attitude to education and personal responsibility for the occurring things.

Текст научной работы на тему «Риски социального неравенства в контексте непрерывного образования»

УДК 338.467.5

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Максимов Игоревич Сергеевич

Владимирский государственный университет имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых аспирант e-mail: gsa3d@yandex. ru

Аннотация. Выявлены наиболее значимые проблемы и намечены пути их разрешения. Показано, что механизм формирования локального рынка включает пять основных элементов. Установлена зависимость уровня коррупции от числа умерших.

Ключевые слова:

образования.

рынок, ритуальные услуги, муниципальные

Подавляющее большинство услуг, ориентированных на нужды муниципальных образований, представляют собой «доверительные блага», качество которых весьма сложно оценить в процессе их потребления. С другой стороны, данные услуги характеризуются тем, что их оказание нельзя отложить. Сложность функционирования предприятий указанной сферы услуг заключается также и в многоуровневой системе взаимосвязей различного рода организаций в процессе производства и потребления данных благ.

Однако ни развитие рынка [1], ни органы власти зачастую не создают условий для развития добросовестной конкуренции, что и обуславливает необходимость формирования комплексов предприятий, направленных на преодоление недостатков рынка, разрешение конфликтов интересов стейкхолдеров [4] и создание условий для развития конкуренции на рассматриваемом сегменте рынка.

Необходимость обобщения накопленного опыта и научных разработок в данной области нацеливает на разработку механизма формирования комплексов предприятий локального рынка [3], ориентированного на нужды муниципальных образований в сфере ритуальных услуг.

Комплекс предприятий в данном случае представляет собой совокупность организаций, связанных с производством конкретных благ на территории муниципального образования, и ориентированных на достижение целей преодоления недостатков рынка, участия в формировании конкурентной среды и разрешения конфликтов интересов его участников.

Специфика функционирования организаций сферы локального рынка ритуальных услуг, заключается в том, что, во-первых, в процессе оказания ритуальных услуг населению задействовано большое количество различного рода субъектов (в том числе подразделений администраций муниципальных образований, органы здравоохранения и охраны правопорядка, военные комиссариаты и судебно-медицинские экспертизы, специализированные службы по вопросам похоронного дела и коммерческие организации различных

© Максимов И.С.

организационно-правовых форм); во-вторых, цена и качество ритуальных услуг не являются столь определяющими в потребительском выборе, как это имеет место в выборе иных услуг; в-третьих, емкость рынка ритуальных услуг ограничена смертностью населения. Выявленная специфика позволяет выделить участников потенциальных комплексов предприятий и текущую систему взаимодействия организаций в процессе оказания ритуальных услуг населению.

Среди значимых проблем (рисунок 1), сдерживающих формирование комплексов предприятий сферы ритуальных услуг, выделяются: отсутствие в сфере ритуальных услуг регулирующего органа, осуществляющего, координационные и контролирующие функции, а также незаинтересованность специалистов органов государственной власти и местного самоуправления в решении проблем сферы ритуальных услуг.

К факторам, обеспечивающим развитие комплекса предприятий локального рынка ритуальных услуг, следует отнести: заинтересованность и компетентность органов, осуществляющих регулирование; информационную обеспеченность потребителей ритуальных услуг; целевую эффективность системы регулирования деятельности предприятий сферы, а также систему взаимодействия организаций сферы в процессе оказания ритуальных услуг населению.

В этом случае перспективы формирования таких комплексов заключаются в создании конкурентного рынка ритуальных услуг, обеспечивающего баланс интересов производителей, потребителей, регулирующих органов и иных заинтересованных сторон и групп влияния с информированными потребителями с одной стороны, и эффективной системой регулирования — с другой.

На основе анализа факторов формирования комплексов предприятий в муниципальных образованиях, а также способов осуществления других форм организационных трансформаций построен механизм формирования комплексов предприятий в муниципальных образованиях, состоящий из пяти этапов (рисунок 2).

Первые два этапа механизма носят организационных характер и направлены на выделение комплекса во внешней среде и установление его границ, а также на вовлечение предполагаемых участников комплекса в процесс его формирования.

© Максимов И.С.

Незаинтересованность специалистов органов государственной владсти и местного самоуправления в решении проблем сферы ритуальных услуг.

Отсутствует координационный и контроллирую-щий орган за развитием сферы ритуальных услуг

Организационно- Нормативно-

экономические правовые

Финансовые

Не определены формы и методы деятельности, предметы ведения работающих в сфере ритуальных услуг организаций различных организационных форм

Не определен порядок создания специализированных служб по вопросам похоронного дела, а также полномочия таких служб

• Коррупция, борьба за получение информации о фактах смерти;

• Факты незаконных захоронений;

• Существование фирм-однодневок, случайных и неподготовленных людей в похоронном деле.

* Противоречия между коммерческими организациями, действующими в сфере ритуальных услуг

А

Отсутствуют правоустанавливающие докумен ты по созданию и эксплуатации мест погребения, выделению для них земельных участков

Слабо развита информационная и научная база похоронного дела

* Не определен порядок пользования местами погребения;

* Не определен порядок создания склепов, родовых захоронений;

* Отсутствует единая система учета захоронений.

В

• Не определены требования к работникам похоронного обслуживания, отсутствует единая система аттестации, повышения квалификации и переподготовки кадров;

• Отсутствуют нормативы по транспортировке тел умерших в могри и трупо-хранилища;

• Отсутствуют нормативы по содержанию и санитарной уборке кладбищ.

• Многие муниципальные кладбища находятся в неудовлетворительном состоянии

• Проблема реального исполнения государственных гарантий при погребении граждан;

* Не решаются вопросы финансового обеспечения организаций, в ведении которых находятся кладбища.

Рис. 1. Проблемное поле развития сферы ритуальных услуг

© Максимов И.С.

Рис. 2. Механизм формирования комплексов предприятий

Следующий этап предполагает определение целевой структуры комплекса, предполагающей выявление характеристик регулирующей подсистемы комплекса, системы связей, отношений и характеристик субъектов комплекса, а также способов взаимодействия комплекса с внешней средой (систему коммуникаций). Четвертый этап представляет собой практическую трансформацию ряда организаций в комплекс с определенной на предыдущем этапе целевой структурой. Последний этап заключается в организации мониторинга и анализа последствий практической реализации формирования

© Максимов И.С.

комплекса и обратной связи, предполагающей возможные изменения самого процесса формирования комплекса.

Задачами формирования данного комплекса выступают:

• установление добросовестной конкуренции в сфере ритуальных услуг;

• устранение элементов теневого рынка;

• разрешение конфликтов интересов участников сферы ритуальных услуг;

• обеспечение заинтересованности субъектов сферы в решении ее проблем;

• создание системы регулирования, отвечающей на провалы рынка и обеспечивающей влияние объектов регулирования на процесс его осуществления;

• формирование у потенциальных покупателей ритуальных услуг представления о своих правах, обязанностях при осуществлении погребения, а также представления о необходимых ритуальных услугах их ценах.

Меры по практической реализации трансформации разрозненных организаций на территории муниципальных образований в комплексы предприятий в первую очередь предполагают изменение положений федерального закона «о погребении и похоронном деле», нормативных актов местного характера, а также изменение в деятельности органов местного самоуправления и борьбу с коррупцией в обозначенной сфере.

Так, анкетирование, проведенное с целью определения уровня коррупции в сфере ритуальных услуг руководителей похоронных предприятий 33 городов России, охватывающих 8 федеральных округов РФ, (см. рисунок 3) свидетельствует о том, что с ростом смертности растет размер взятки.

Для установления зависимости уровня коррупции от числа умерших был применен метод наименьших квадратов и выбрано наиболее адекватно отражающее зависимость уравнение регрессии — полином третьей степени.

Средствами Microsoft Excel также найдено само уравнение регрессии:

y = 1.252х3 - 39.80x2 + 461.7х} - 42.82, (1)

где у — взятка на 1 умершего;

х — количество умерших в муниципальном образовании [2, с.69].

Восстановленные значения размера взятки, приходящегося на 1 умершего, позволили определить приблизительный совокупный объем коррупции в сфере ритуальных услуг, который составляет порядка 2 млрд. руб.

© Максимов И.С.

__ ___ _____ __ _______ ___

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, № 5, 2011 ГОД

5,0 10,0 15,0

Умерших,тыс. чел.

Рис. 3. Зависимость уровня коррупции от числа умерших

Рассмотренные вопросы свидетельствуют о незавершенности процесса формирования локального рынка ритуальных услуг на уровне муниципального образования и требует структурных изменений, ориентированных на повышения эффективности взаимодействия стейкхолдеров и снижения трансакционных издержек, включая коррупционную составляющую.

Список литературы:

1. Аакер, Д.А. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

2. Доугерти, К. Введение в эконометрику: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 402 с.

3. Лапыгин, Ю.Н., Редькин С.А., Скуба Р.В. Продвижение на локальные рынки (монография). - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2008. - 231 с.

4. Моргунова, Р.В. Механизм управления отношениями со стейкхолдерами -управленческая инновация: монография / Р.В. Моргунова, Е.М. Марченко, Н.В. Моргунова. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2009. - 187 с.

© Максимов И.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.