Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ В СВЯЗИ С БОЛОНСКИМ ПРОЦЕССОМ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ В СВЯЗИ С БОЛОНСКИМ ПРОЦЕССОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEASUREMENT / BOLOGNA PROCESS / ESTIMATION / FORMATION OF COMPETENCES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балмуханова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ В СВЯЗИ С БОЛОНСКИМ ПРОЦЕССОМ»

I B0J1YK. КООМДУК САЛАМАТТЫКТЫ БАШКАРУУ

РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ В СВЯЗИ С БОЛОНСКИМ ПРОЦЕССОМ

А.В. БАЛМУХАНОВА - д.м.н., проф., декан лечебного факультета КазНМУ им.

С.Д.Асфендиярова, г. Алматы

EonoH nроцессмне 6aM^aHbiwTyy o$TanbMonoruflHbi a^^eKTMBflYY oKyTyy waHa компетенцмa^aрflн TY3YY npo6^eMacbi

BanMyxaHOBa A.B.

The problems of the formation of competences and the efficiency of teaching ophthalmology with

reference to the Bologna process

A.V. Balmukhanova

Key worlds: Measurement and estimation of formation of competences; the efficiency of teaching; Bologna Process

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающим экономический рост и социальную стабильность. Процесс формирования мировой системы высшего образования продолжает свой поиск в плане целенаправленности и унификации. От системы высшего образования требуется непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам и запросам общества и к необходимости развития определенных областей знаний. Современный уровень медицинского образования (диагностики и лечения) требует наличия у выпускников ВУЗов широкой базы современных знаний обо всем. Затем он может «сузиться» в какой-либо одной области и углубиться в ней до совершенного знания «мелочей», т.е. деталей.

Поскольку традиционное обучение не всегда удовлетворяет современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов, которые ближе к реальной профессиональной деятельности и помогают сформировать и развивать профессионально-творческое мышление у студентов.

Настоящие государственные образовательные стандарты высшего медицинского образования

устанавливают, что высшие учебные заведения при подготовке бакалавров и интернов обязаны обеспечивать гарантии качества образования, заключающиеся в разработке и применении объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев. При этом оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать результаты их текущей, промежуточной и итоговой государственной аттестации.

Вместе с тем, образовательные стандарты не содержат дидактического инструментария, позволяющего измерить и оценить результаты обучения. В них предлагается вузам для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей основной образовательной программы самостоятельно создавать фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. И если оценочные действия в отношении знаний и умений давно стали неотъемлемым элементом повседневной педагогической деятельности, то обоснование

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИИ...

и выбор согласованных критериев, измерение и оценка уровней сформированности приобретенных компетенций представляют собой нетривиальную задачу в профессиональном медицинском образовании.

Следует подчеркнуть, что в связи с актуализацией задачи обеспечения гарантии качества высшего профессионального образования сама функция оценивания учебной деятельности студентов приобретает новый смысл и рассматривается в изменившемся контексте. Прежде всего, изменяется понимание миссии, которую выполняет процедура оценивания. Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков освоения учебных программ, а рассматривается, главным образом, как средство критического анализа образовательного процесса, предполагающего определение направлений его улучшения. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки.

Оценивание - это не фиксация итогов, а точка, за которой следует новый этап развития и повышения качества образования. Главная задача этой процедуры - улучшение качества работы преподавателей и учебной деятельности студентов и, как следствие, достижение нового качества работы всего образовательного учреждения в целом.

Таким образом, оценивание интерпретируется как конструктивная обратная связь в системе «преподавание - освоение образовательной программы - оценка - улучшение - преподавание». С учетом изложенного оценивание уровня сформированности компетенций представляет собой сложную многокритериальную задачу определения соответствия результатов обучения требованиям Государственных образовательных стандартов высшего медицинского образования и предприятий-работодателей. При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса - путей и способов формирования компетенций и методов оценки степени их сформированности.

Формы контроля должны еще более, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю - направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.

В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач. На кафедре разработаны учебные проблемные ситуации для создания психического состояния мыслительного взаимодействия студентов с проблемой под руководством преподавателя. Главное, чтобы проблемная ситуация вызвала интерес, желание разобраться. Особый интерес у студентов вызывают их собственные жалобы, связанные с органом зрения или заболевания близких

родственников или знакомых. В ходе практических занятий используется частично-поисковый метод. Преподаватель предлагает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, полученных на практическом занятии. Проблемное изложение материала на лекции состоит в том, что преподаватель ставит проблемные задачи и сам из решает, студенты лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Исследовательский метод предполагает, что студенты самостоятельно формируют проблему и решают её. Очень часто темой для НИРС служит вопрос, заданный студентами преподавателю на практическом занятии или во время личной беседы.

Участие в студенческом научном кружке на кафедре - одна из эффективных форм подготовки и воспитания молодежи, которая приобщает к научному поиску, мобилизует студента к самостоятельной работе, учит методам добывания научных фактов. Компетентностно-ориентированный образовательный процесс подразумевает ответственное отношение студента к процессу и результатам собственного обучения. В соответствии с идеологией Болонских соглашений обучение должно осуществляться в форме индивидуальных для каждого студента образовательных траекторий и вариативного учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность освоить именно тот набор учебных курсов и видов учебной деятельности, который необходим им для будущей успешной профессиональной реализации.

Однако уже сейчас, в условиях привычного поточно-группового обучения возможно и необходимо некоторое изменение образовательных технологий. Общим вектором этого изменения должны стать активизация студента, повышение уровня его мотивации и ответственности за качество освоения образовательной программы.

Таким образом, процесс формирования компетенций выпускников медицинских вузов реализуется в ходе теоретического и практического обучения, учебной, научной и исследовательской деятельности студентов, включая их самостоятельную работу, а различные виды аттестации (текущая, промежуточная и итоговая) предназначены для подтверждения сформированных компетенций. На каждом этапе обучения используются определенные идентификаторы компетенций и соответствующие им квалиметрические шкалы.

Переход к компетентностной модели обучения требует корректировки критериев оценки результатов обучения: в качестве идентификаторов компетенций должны выступать не только приобретенные знания, умения и навыки, но и личностные характеристики студентов и выпускников - коммуникабельность, способность к самостоятельному приобретению и продуцированию недостающих знаний, готовность к работе в команде и принятию решений в профессиональной деятельности.

МЕДИЦИНА ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

Кыргызстана

Литература: 2. Михелькевич, В.Н., Костылева, И.Б. Педагогическая сис-

1. Михелькевич, В.Н., Кравцов, П.Г. Организация функцио- тема формирования у студентов профессиональных

нально-ориентированной подготовки специалистов в научно-исследовательских компетенций / Известия

техническом университете. Учебное пособие. - Самара, Самарского научного центра РАН. Том 12, № 3 (2) (35),

СамГТУ, 2009. - 102 с. 2010. - С. 352 - 355.

СИСТЕМА НАПРАВЛЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С БОЛЕЗНЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Н.Н.Бримкулов, Н.ЕДавлеталиева, Т.Ч.Чубаков, А.Lahdensuo

Кыргызская государственная медицинская академия им.И.К.Ахунбаева, Кыргызский Государственный медицинский институт переподготовки и повышения квалификации, Кыргызско-финская программа по легочному здоровью, Бишкек, Кыргызская Республика

Кыргыз Республикасында дем алуу органдарынын оорулары менен жабыркаган бейтаптарга медициналык жардам керсетуу структурасындагы багыт беруу системасы

Н.Н.Бримкулов, Н.Е.Давлеталиева, Т.Ч.Чубаков, А.

И.К.Ахунбаев атындагы Кыргыз мамлекеттик медициналык академиясы,

Кыргыз мамлекеттик кайра даярдоо жана квалификацияны жогорулатуу медициналык институту, 0пке оорулары боюнча Кыргызстан-Финляндия программасы, Бишкек, Кыргыз Республикасы

Корутунду: Максаты - Кыргыз Республикасындагы дем алуу органдары ооруган бейтаптарга медициналык жардам кврсвтуу учун багыт беруу системасын жакшылап иштеп чыгуу. "Манас" саламаттык сактоону реформалоо Улуттук программасынын, "2007-2010-жылдардагы впкв саламаттыгы" Респуб-ликалык программаларынын материалдары изилдввгв алынды. Дем алуу органдарынын оорулары менен жабыркаган бейтаптар учун багыт беруу системасы иштелип чыкты.

Негизги сездер: дем алуу органдарынын оорулары, багыт беруу системасы, саламаттыкты сакто-онун децгээлдери, Кыргыз Республикасы.

Referral system in the structure of providing medical care to patients with respiratory diseases in the Kyrgyz Republic

N.N. Brimkulov, N.E. Davletalieva, T.Ch. Chubakov, A. Lahdensuo I.K. Akhunbaev Kyrgyz State Medical Academy, Kyrgyz State Medical Institute for postgraduate and

continuous education, Kyrgyz-Finnish Lung Health Program, Bishkek, Kyrgyz Republic

Summary: Aim - to develop acceptable to Kyrgyz Republic of a referral system for providing medical care to patients with respiratory diseases. Studied the materials of the National health care reform programs "Manas", Republican program "Lung Health 2007-2010". Developed a referral system for patients with respiratory diseases.

Key words: respiratory diseases, referral system, health care levels, Kyrgyz Republic.

В документе Национальной Программы реформирования системы здравоохранения Кырызской Республики (КР) «Манас» 1996-2006 гг. говорится о важности сокращения количества перенаправлений путем улучшения качества услуг на первичном уровне и создания хорошо отлаженной системы перенаправлений (1). В настоящее время по данным официальной статистики в КР 88,4% пациентов с болезнями органов дыхания (БОД) обращаются за медицинской помощью и лечатся на первичном уровне: у семейного врача в центрах семейной медицины (ЦСМ) и на фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) (2). При необходимости и в соответствии с клиническими протоколами пациенты должны направляться семейным врачом далее

в городские, территориальные больницы или в некоторых случаях на третичный уровень.

Благодаря реализации Кыргызско-финской программы по легочному здоровью в 2003-2010 гг. были обучены врачи первичного и вторичного уровней здравоохранения по PAL (Practical Approach to Lung Health) стратегии ВОЗ (3). Все обученные медработники, территориальные и областные больницы республики были оснащены базовым медицинским оборудованием для диагностики и лечения пациентов с БОД (4). Были разработаны руководства и клинические протоколы по пульмонологии для первичного и вторичного уровней здравоохранения, изданы в достаточном количестве и распространены среди медработ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.