Научная статья на тему 'Проблемы формирования когнитивного слуха профессионального музыканта'

Проблемы формирования когнитивного слуха профессионального музыканта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / INTELLIGENT SYSTEM / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART OF MUSIC / ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ / ETHNOMUSICOLOGY / СИНЕСТЕЗИЯ ИСКУССТВ / THE ARTS SYNESTHESIA / НЕЧЕТКАЯ ЛОГИКА / FUZZY LOGIC / БАЗА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE BASE / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горбунова И. Б., Алиева И. Г.

В настоящее время проблема развития профессионального слуха музыканта, в связи с развитием компьютерного музыкального творчества и искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах, стоит достаточно остро: музыканту важно обладать тонким интуитивно-эмпирическим слухом, и, следовательно, целью музыкального образования должно быть воспитание как когнитивно организованного, так и интуитивно-эмпирического слуха. Однако на практике критерием обученности, критерием профессиональной компетентности музыканта оказывается состояние когнитивно организованного слуха, а воспитание интуитивно-эмпирического слуха остается на обочине музыкального образования. В статье предлагаются пути формирования музыкально-теоретической и музыкально-эмпирической установок в процессе развития профессионального слуха музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF COGNITIVE HEARING AMONG PROFESSIONAL MUSICIANS

At present, the problem of developing the professional hearing of a musician, in connection with the development of computer musical creativity and the art of performing skills on electronic musical instruments, is quite acute: it is important for a musician to have a subtle intuitive-empirical hearing, and therefore the goal of musical education should be education as cognitive Organized, and intuitive-empirical hearing. However, in practice, the criterion of training, the criterion of the professional competence of the musician is the state of cognitively organized hearing, and the education of intuitive-empirical hearing remains on the sidelines of musical education. The article suggests ways of forming musical-theoretical and musical-empirical attitudes in the process of developing the professional hearing of a musician.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования когнитивного слуха профессионального музыканта»

3. Ushakova T.N. K probleme podgotovki upravlencheskih kadrov dlya sistemy zdravoohraneniya na sovremennom 'etape. Osnovnye napravleniya obespecheniya kachestva vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya na sovremennom 'etape: materialy XXI Mezhregional'noj uchebno-metodicheskoj konferencii. Arhangel'sk: Izdatel'stvo Severnogo gosudarstvennogo medicinskogo universi-teta, 2016.

4. Ushakova T.N. 'Evolyuciya 'ekonomicheskogo obrazovaniya v medicinskom vuze. Osnovnye napravleniya obespecheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya: materialy XXII Mezhregional'noj uchebno-metodicheskoj konferencii. Arhangel'sk: Izdatel'stvo Severnogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta, 2017: 115 - 117.

Статья поступила в редакцию 05.06.17

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, chief researcher of Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Aliyeva I.G., Doctor of Philosophy in Art History, senior lecturer, Baku Musical Academy n.a. U. Hajibayli, member of Union of Composers of Azerbaijan (Azerbaijan, Baku), E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF FORMATION OF COGNITIVE HEARING AMONG PROFESSIONAL MUSICIANS. At present, the problem of developing the professional hearing of a musician, in connection with the development of computer musical creativity and the art of performing skills on electronic musical instruments, is quite acute: it is important for a musician to have a subtle intuitive-empirical hearing, and therefore the goal of musical education should be education as cognitive Organized, and intuitive-empirical hearing. However, in practice, the criterion of training, the criterion of the professional competence of the musician is the state of cognitively organized hearing, and the education of intuitive-empirical hearing remains on the sidelines of musical education. The article suggests ways of forming musical-theoretical and musical-empirical attitudes in the process of developing the professional hearing of a musician.

Key words: intelligent system, the art of music, ethnomusicology, the arts synesthesia, fuzzy logic, knowledge base, music computer technologies.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

И.Г. Алиева, д-р философии по искусствоведению, ^. преп. Бакинской музыкальной академии им. У. Гаджибейли, член Союза композиторов Азербайджана, г. Баку, Азербайджан, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО СЛУХА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАНТА

В настоящее время проблема развития профессионального слуха музыканта, в связи с развитием компьютерного музыкального творчества и искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах, стоит достаточно остро: музыканту важно обладать тонким интуитивно-эмпирическим слухом, и, следовательно, целью музыкального образования должно быть воспитание как когнитивно организованного, так и интуитивно-эмпирического слуха. Однако на практике критерием обученности, критерием профессиональной компетентности музыканта оказывается состояние когнитивно организованного слуха, а воспитание интуитивно-эмпирического слуха остается на обочине музыкального образования. В статье предлагаются пути формирования музыкально-теоретической и музыкально-эмпирической установок в процессе развития профессионального слуха музыканта.

Ключевые слова: интеллектуальная система, музыкальное искусство, этномузыкология, синестезия искусств, нечеткая логика, база знаний, музыкально-компьютерные технологии.

Проблема соотношения музыкального слуха и знания вызывает вопросы, которые, при всей своей простоте, не имеют готового ответа.

Б. Теплов в «Психологии музыкальных способностей» пишет, что «основой мелодического слуха является ладовое чувство, понимаемое как способность различать ладовые функции отдельных звуков мелодии» [1, с. 110]. - Подразумевать ли под «способностью различать ладовые функции» их вербализацию или это чувственное, «безымянное» ощущение?

М. Старчеус, говоря о воспитании профессионального музыкального слуха, отмечает, что необходимые для музыканта свойства слуха «формируются в процессе профессионального музыкального обучения. Между тем наличие вполне сформированного музыкального слуха является одним из главных критериев при профессиональном отборе в музыкальные учебные заведения. Возникает своего рода замкнутый круг» [2, с. 11]. - Как найти выход из этого «замкнутого круга»?

А. Смирнов в работе «Смыслополагание и инаковость культур» пишет: «При изучении восточных культур наши априорные герменевтические ожидания не являются оправданными и не должны служить незаметным суфлером» [3, с. 18]. - Насколько компетентными оказываются суждения профессионального музыканта относительно явлений неевропейской музыкальной культуры, в том числе произведений национальных композиторов?

И, наконец, главный вопрос - что есть профессиональный музыкальный слух?

Обозначенная нами проблема выходит на вербальную и невербальную формы репрезентации знаний, и для дифференцирования этого различия нами были введены два новых понятия - интуитивно-эмпирический и когнитивно организованный музыкальный слух [4].

Под интуитивно-эмпирическим слухом предлагается понимать развитый музыкальный слух, благодаря которому ученик или музыкант получает качественный музыкальный результат, но не может, не в состоянии теоретически его обосновать, поня-тийно-терминологически оформить. Художественный результат достигается интуитивно, то есть непосредственно, без теоретического осмысления, и основан исключительно на воображении и на предшествующем опыте.

Под когнитивно организованным слухом предлагается понимать состояние музыкального слуха, которое проявляется в обязательной связи музыкальных представлений, умений, навыков с конкретными теоретическими знаниями (гамм, интервалов, аккордов, модуляций... и т. д.). Понятие когнитивно организованного музыкального слуха связано с обязательной вербализацией музыкальных знаний, причем, храниться вербализованные знания могут как письменно, так и устно. Понятие интуитивно-эмпирического слуха связано с невербальной формой репрезентации музыкальных знаний, в нем проявляется способность человека к невербальной коммуникации, в нем также находят свое представление и тонкое внутризонное интонирование, и «эталонные образцы» звучания, которые невозможно отобразить никакой нотацией или словесным описанием.

Интуитивно-эмпирический и когнитивно организованный слух дополняют друг друга и составляют в своей совокупности профессиональный слух музыканта. Мы считаем, что отличительной особенностью профессионального музыкального слуха является развитый когнитивно организованный слух.

Использование предложенных нами понятий дает выход из «замкнутого круга»: при поступлении в музыкальную школу у детей есть слух - интуитивно-эмпирический, который с первых же уроков сольфеджио начинает переводиться в русло когнитивно организованного.

Однако музыканту столь же важно обладать и тонким интуитивно-эмпирическим слухом, и, следовательно, целью музыкального образования должно быть воспитание как когнитивно организованного, так и интуитивно-эмпирического слуха. Между тем, на практике критерием обученности, критерием профессиональной компетентности музыканта оказывается состояние когнитивно организованного слуха, а воспитание интуитивно-эмпирического слуха остается на обочине музыкального образования. Интуитивно-эмпирический слух развивается не на уроках сольфеджио, а, скорее, на занятиях по специальности, где преподаватель-исполнитель для достижения художественного результата находит самые разнообразные приемы, не обращаясь к музыкальной теории.

Нами также предлагается ввести понятия музыкально-теоретической и музыкально-эмпирической установок (теория установки как общепсихологическая концепция разработана Д.Н. Узнадзе и его школой). Из немногих методик преподавания сольфеджио, направленных на развитие именно интуитивно-эмпирического слуха, в качестве примера приведём вокально-певческие импровизации И. Воронцовой [5].

Теоретическая основа, понятия и термины создают вербальное поле, которое должно быть приведено во взаимное соответствие с музыкальными представлениями. Это взаимное соответствие приводит когнитивную систему музыканта к состоянию предрасположенности, готовности применить определенные термины и понятия в определенной ситуации. Такую готовность, предрасположенность к той или иной реакции на то или иное музыкальное событие мы предлагаем называть музыкально-теоретической установкой.

Особенность музыкального знания в том, что оно должно звучать. Музыкально-теоретическая установка - это «озвученная музыкальная теория», или «вербализованная музыкальная практика». Каждая музыкальная теория, музыкальная концепция имеет свой словарь понятий и терминов, создающих вербальное поле, что формирует соответственную музыкально-теоретическую установку. Музыкальные установки, относящиеся к различным теориям и различным культурам, образуя сложные связи, составляют общий тезаурус музыканта.

Музыкально-теоретическая установка формируется когнитивно организованным слухом: это закрепленное в когнитивной системе музыканта, доведенное до автоматизма соотношение «термин / понятие <-> звучание».

В то же время, в когнитивной системе музыканта сохраняются «эталонные образцы» звучания, создавая музыкально-эмпирическую установку. Музыкально-эмпирическая установ-

ка - это состояние предрасположенности, готовности применить определенные интонации в определенной ситуации (без связи с понятийно-терминологическим аппаратом). Первая, бессознательная реакция на музыкальное явление - реакция, обусловленная установкой. В стандартных ситуациях установка ускоряет и упрощает принятие решения, однако установка не является, не должна являться неизменной категорией. Процесс познания, процесс творческого созидания - это всегда процесс преодоления старой установки и формирования новой.

Начиная с середины XX в. электронное музыкальное творчество создало мощный фундамент средств выразительности музыки, проникая в пространство не только академических жанров, но и в сферу музыки для театра и кино, всевозможных по своей стилистике спектаклей. Сюда же следует отнести формирование школы исполнительского мастерства и аранжировки на электронных музыкальных инструментах (см. подробнее в [6; 7]). Семантические и морфологические свойства музыкальных композиций, созданных с помощью музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [8; 9], можно рассматривать как абстрактные уровни музыкальной культуры, получившей своё развитие в условиях функционирования высокотехнологичной информационной творческой сферы - виртуальной образовательной и творческой среды в области культуры [10; 11].

Отметим также, что являясь феноменом киберкультуры, идея виртуальности, которая находит сегодня своё логическое и художественное осмысление и воплощение в музыкальном творчестве различных жанровых и стилевых направлений, определяется включением информационных технологий в сферу музыкальной культуры и трактуется как искусственно созданный медиум [12]. Элементы музыкального текста, являясь формой замещения психологических феноменов, переживаний выступают в роли инструмента виртуализации самой музыкальной культуры [13; 14].

В статье «Второе рождение кибернетики» руководитель секции кибернетики петербургского Дома ученых академик М.Б. Игнатьев утверждает, что сейчас у науки кибернетики - «второе рождение»: «Кибернетика - это миропонимание <...> междисциплинарная вещь, метанаука. Что случилось сейчас? Случилось то, что самой распространенной машиной в мире стал компьютер. Это очень сильно сказалось на нашем миропонимании. Компьютер вместилище разных виртуальных миров, и мы уже вполне можем предположить, что наша реальность - всего лишь один из миров некого суперкомпьютера. В компьютере вы переходите из одного виртуального мира в другой, в любой момент получаете нужную информацию - чего раньше не было. До сих пор мы все упрощали <...>. «Гениальная простота»: отсечь лишнее, вычленить главное. А теперь мы понимаем, что это лишнее -весьма влиятельно и без него простые модели неверны» [15, с. 1]. Это утверждение можно в полной мере отнести и к различным системам анализа, распознавания и создания музыкального текста [16; 17; 18], которые содержат информацию об интонации - одном из самых главных (если не самом главном) элементе музыкальной речи, что, в частности, предопределяет необходимость построения интонационного каталога (подробно изложено в [19]) музыки народов мира.

Библиографический список

1. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды: в 2 т. Москва: Педагогика, 1985.

2. Старчеус М.С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования. Диссертация ... доктора педагогических наук: Москва, 2005.

3. Смирнов А.В. Смыслополагание и инаковость культур. Инаковость как проблема: Языки славянских культур. Москва, 2010: 15 - 115.

4. Алиева И.Г. Когнитивно организованный и интуитивно-эмпирический музыкальный слух. Введение понятий и диалектика связи. Harmony: Международный музыкальный культурологический журнал. Баку, 2011; 10. Available at: http://harmony.musigi-dunya.az/rus/ reader.asp?txtid=486&s=1

5. Воронцова И.В. Вокально-певческая импровизация: к проблеме обучения сольфеджио. Педагогика вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов 8-й конференции из цикла «Гоигорьевских чтений». Москва: АСМ, 2006: 45 - 54.

6. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.

7. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

8. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

10. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.

11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

12. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016; 9: 97 - 101.

13. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.

14. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

15. Игнатьев М.Б. Второе рождение кибернетики. Санкт-Петербургские ведомости. № 52 (5914). 24.03.2017: 1.

16. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.

18. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.

19. Алиева И.Г., Горбунова И.Б. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира. Общество: философия, история, культура. 2016; 9: 105108.

References

1. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnosteJ. Izbrannye trudy: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1985.

2. Starcheus M.S. Sluh muzykanta: psihologo-pedagogicheskie problemy stanovleniya i sovershenstvovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk: Moskva, 2005.

3. Smirnov A.V. Smyslopolaganie i inakovost' kul'tur. Inakovost' kak problema: Yazyki slavyanskih kul'tur. Moskva, 2010: 15 - 115.

4. Alieva I.G. Kognitivno organizovannyj i intuitivno-'empiricheskij muzykal'nyj sluh. Vvedenie ponyatij i dialektika svyazi. Harmony: MezhdunarodnyJ muzykal'nyJ kul'turologicheskiJ zhurnal. Baku, 2011; 10. Available at: http://harmony.musigi-dunya.az/rus/reader. asp?txtid=486&s=1

5. Voroncova I.V. Vokal'no-pevcheskaya improvizaciya: k probleme obucheniya sol'fedzhio. Pedagogika vchera, segodnya, zavtra. Sbornik materialov 8-Jkonferencii iz cikla «Grigor'evskih chteniJ». Moskva: ASM, 2006: 45 - 54.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

7. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

8. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

10. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

12. Gorbunova I.B. «Avtomaticheskie kompozicii» kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 97 - 101.

13. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.

14. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

15. Ignat'ev M.B. Vtoroe rozhdenie kibernetiki. Sankt-Peterburgskie vedomosti. № 52 (5914). 24.03.2017: 1.

16. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialyXIV Sankt-PeterburgskoJ mezhdunarodnoJkonferencii. 2014: 293 - 294.

17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.

18. Gorbunova I.B., Belov G.G. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

19. Alieva I.G., Gorbunova I.B. O proekte sozdaniya intellektual'noj sistemy po katalogizacii i analizu muzyki narodov mira. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 105108.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 781

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, chief researcher of Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Aliyeva I.G., Doctor of Philosophy in Art History, senior lecturer, Baku Musical Academy n.a. U. Hajibayli, member of Union of Composers of Azerbaijan (Azerbaijan, Baku), E-mail: [email protected]

ABOUT UNCLEAR METHODS OF ANALYSIS OF PITCH IN MUSIC. In the modern Humanities the problem of collecting, processing, cataloging, classification, systematization of folk music samples is of global significance, for it is very importance to save and preserve samples for future generations. This problem is a problem of preservation of the spiritual world. The article describes the project on creation of intellectual system of cataloging and analyzing the peoples of the world of music, his main problem and conceptual and logical framework.

Key words: intelligent system, art of music, ethnomusicology, arts of synesthesia, indefinite logic, knowledge base, music computer technologies.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

И.Г. Алиева, д-р философии по искусствоведению, ^. преп. Бакинской музыкальной академии им. У. Гаджибейли, член Союза композиторов Азербайджана, г. Баку, Азербайджан, E-mail: [email protected]

О НЕЧЁТКИХ МЕТОДАХ АНАЛИЗА ЗВУКОВЫСОТНОСТИ В МУЗЫКЕ

Проблема систематизации образцов музыкального фольклора имеет для музыкальной культуры сегодня глобальное значение - успеть спасти и сохранить эти образцы для будущих поколений. Эта проблема есть проблема сохранения мира духовного, и она имеет для науки и человечества огромное значение. В статье описывается проект по созданию интеллек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.