Сер. 6. 2007. Вып. 3
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Д.Е. Прокудин
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ*
В трансформирующейся культуре современного общества информационно-коммуникационные технологии решают, если не все, то очень многое. Они проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и производят в них достаточно зримые и существенные изменения. В конечном счете, именно они заставляют общество адаптироваться к существованию в новой - информационной цивилизации. Постоянно увеличивающаяся в объеме информация, ставшая (через технологии ее обработки, хранения и передачи) общедоступной, является главной ценностью в новом обществе, а ее трансформация в научное знание создает основной потенциал развития человеческой цивилизации. Поэтому современное общество также справедливо называют обществом знаний.
Реальное существование информационного общества, безусловно, заставляет говорить и о соответствующей ему информационной культуре. Информационная культура еще не стала предметом пристального внимания ученых-гуманитариев, за исключением представителей отечественной системы высшего образования, которые подходят к ней как к профессиональной характеристике современного специалиста в области применения информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время еще не существует четко определенного понятия информационной культуры, его содержательные контуры размыты. Однако информационная культура все чаще становится предметом философской рефлексии, и процесс содержательного наполнения этого понятия, хотя и стихийно, но все же происходит. По мере того, как развивается информационная культура, формируется и понятие о ней.
Наиболее полно понятие информационной культуры как профессиональной характеристики педагога разработано в отечественной педагогической мысли. Его основные компоненты рассмотрены в работах современных специалистов в области информатизации образования Ю.С. Брановского1, В.А. Шаповалова2 и др. Их исследования показывают, что основной составляющей частью информационной культуры считается компьютерная грамотность. Кроме нее в это понятие также входят компоненты, представляющие собой знания, умения и навыки, формированию которых призваны способствовать курсы информатики в общеобразовательных школах и вузах. Если под информационной культурой иметь в виду только компьютерную грамотность и увеличение количества пользователей компьютерной техникой, то можно сказать, что за последние 15-17 лет она обрела в нашей стране достаточно прочное основание.
Однако понятие информационной культуры значительно шире, чем просто профессиональная характеристика, а проблема ее формирования актуальна для каждого члена современного информационного общества.
На наш взгляд, понятие информационной культуры следует дополнить такими ее параметрами, как степень готовности человека к органичному вхождению в информационное общество, в пространство культуры этого общества; как достигнутый уровень организации информационных процессов; степень удовлетворения людей в информационном
© Д.Е. Прокудин, 2007
'Исследование поддержано РГНФ, проект № 03—160—00375а.
общении; уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостную картину мира, а также предвидение последствий принимаемых решений. С этой точки зрения рассмотрим некоторые проявления информационной культуры, которые за последнее десятилетие приобрели в нашей стране устойчивый характер.
Основной тенденцией в развитии информационной культуры является бурный расцвет коммуникационных технологий. За последнее время они с поразительным размахом и быстротой присваивают себе коммуникативную функцию, отторгая ее от традиционных форм общения, что находит свое выражение в общении посредством электронной почты, в системах телеконференций, т. н. «чатах», «блогах» и т. д. Между традиционной и вновь сформировавшейся электронной культурой общения происходит активный процесс взаимовлияний. Сложившиеся в сфере традиционного общения ритуалы переносятся в сферу электронного общения. Причем, в зависимости от статуса диалога выработались различные стили общения: деловой, официально-дипломатический, научный, неофициальный, дружеский, свободный и т. д. Кроме того, так как стремительно развивающийся Интернет является мощным орудием формирования общественного мнения, а также спроса на различные товары и услуги, то на эту область апроксимируются все приемы, издавна применяющиеся в средствах массовой информации: яркая реклама (очень часто с применением современных.технологий мультимедиа), шокирующая завлекающая информация и т. д. Особенно хочется отметить применение достаточно грязных методов - таких, как массовая рассылка электронной почты с рекламными материалами (т. н. «спам»).
Ответное воздействие телекоммуникации на традиционную культуру общения тоже происходит, и не всегда оно оказывается благотворным. Во-первых, общение посредством электронной почты постепенно упрощает стиль общения. На это влияют известная стоимость передачи и приема сообщений, а также зависимость скорости передачи и приема сообщений от их размера. Кроме того, высокая скорость передачи сообщений по сравнению со скоростью их создания также влияет на выработку более лаконичного стиля общения. Во-вторых, компьютерная технология привносит в лексикон специфическую терминологию. Постоянное ее употребление приводит к тому, что многие понятия теряют свое смысловое значение и начинают употребляться как некие символы. Например, графический символ «@», употребляемый для разделения названия почтового ящика и имени почтового домена, большинством называется «собака»; однако это слово никак не интерпретируется и, по сути, дела является символом, способным принять множество значений. Некоторым уже устоявшимся ритуалом является негласное обязательное использование в электронной переписке т. н. «смайликов» - символов, состоящих из знаков препинания и скобок, которые указывают на эмоциональное состояние корреспондента. Так, например, «:-)» обозначает радость, «;-)» - ехидство, «:-(» - печаль и т. д. Это явление давно вышло за рамки электронного общения, и стилизованные смайлики теперь уже используются повсеместно и не только на обыденном уровне. Их используют как символ многие фирмы, выпускающие молодежную продукцию при ее оформлении. Можно сказать, что данное явление стало одним из ритуалов молодежной масскультуры.
Молодежная культура стала, вообще, той сферой, на которую компьютерные технологии оказывают наиболее сильное влияние. На смену общественным детским и молодежным организациям, домам детского творчества, кружкам по интересам пришли современные спутники досуга - компьютерные игры, интернет-кафе, компьютерные клубы. Благодаря этому происходит быстрая адаптация молодежи к технологиям современного
мира, формируется психологическая готовность к использованию более сложной компьютерной техники и технологии.
Однако во влиянии информационной культуры существуют и негативные тенденции. Это, прежде всего, замена высоких культурных ценностей на достижения современных технологий, слепое поклонение которым, как правило, сопровождается снижением общекультурного и общеобразовательного уровня. Происходит упрощение культуры общения вплоть до пошлости и вульгаризации, усиление индивидуализма вплоть до эгоизма, так как использование телекоммуникационных компьютерных технологий носит ярко выраженный индивидуалистический характер. Вследствие этой тенденции усиливается отчужденность от нормального человеческого общения и от общества в целом, уход из реального мира в мир виртуальный. Печатное слово заменяется символами, гипермедийным контентом многочисленных веб-сайтов; молодежь разучилась излагать на бумаге свои мысли и облекать их в художественную форму - общение становится дискретным, констатирующим в основном факты, но не чувства и эмоции. В связи с этим одной из актуальных проблем информационной культуры является выработка такой формы общения, которая, с одной стороны, была бы адекватна современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий, а с другой, - совместима с традиционными ценностями общечеловеческой культуры общения.
Перед информационной культурой стоят и другие задачи. Расширение возможностей обмена информацией по Интернету, использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах существования человека - экономике, административном управлении (разрабатываемые и реализуемые проекты в рамках концепции «Электронного правительства»), банковском деле, бизнесе, культуре - не только благотворно влияют на развитие современного общества, но и являются источником многочисленных угроз, связанных с нарушением целостности и конфиденциальности электронных данных. Традиционно под информационной безопасностью подразумевается защита информации от таких негативных воздействий, как взлом информационных систем хакерами, информационный шпионаж и воровство информации для использования в корыстных целях, порча информации хакерами, компьютерными вирусами и неопытными пользователями («ламерами»). Обеспечение информационной безопасности в настоящее время является наиболее приоритетной задачей3. Для ее решения предлагаются следующие методы: технологический, заключающийся в разработке и использовании соответствующих информационно-коммуникационных технологий (программное и аппаратное обеспечение, а также целостные технологические комплексы); законодательный (создание нормативно-правовой базы в отечественном законодательстве и внедрение механизмов ее практического применения); образовательный, который предполагает в рамках информатизации образования формирование определенного уровня знаний, умений и навыков обеспечения информационной безопасности.
Помимо этого у проблемы информационной безопасности существует и другой аспект. Современный человек, погружаясь в глобальное информационное пространство, постоянно находится под влиянием извлекаемой из него информации. В самом содержании этой информации, доступ к которой открыт практически для всех желающих, может скрываться опасность и немалая. Особенно остро эта проблема стоит в сфере образования, поскольку связана с влиянием информации на молодых людей, еще не сформировавших свое мировоззрение, еще находящихся в процессе социализации. В качестве основных можно отметить следующие факторы негативного воздействия информации через современные формы образования:
• массовое воздействие через современные информационные и телекоммуникационные образовательные технологии с целью формирования определенного общественного мнения, культурного, морального уровня развития, поведенческих механизмов и т. д. Иначе говоря, происходит целенаправленное проникновение информации, призванной определенным образом воздействовать на сознание. Заказчиками такого воздействия через Интернет могут быть как отдельные люди, так и различные социальные группы (правительство, партии и т. д.). В последнее время все чаще эти тенденции определяются как технологии, называемые социальной инженерией;
• наличие большого объема недостоверной информации;
• дублирование информации, электронный плагиат, что увеличивает т. н. «белый шум» единого информационного пространства;
• наличие в Интернете огромного объема неактуальной и бесполезной информации. Это одна из самых насущных проблем современных сетевых информационных ресурсов, потому что нет разработанных эффективных методов контроля и утилизации информации. На сегодняшний день Интернет - это огромная информационная свалка;
• безнаказанное проникновение порнографии и насилия через доступность современных телекоммуникационных технологий. Основными путями решения этой актуальной проблемы, по мнению современных авторов, могут быть законодательный (регламентирование деятельности всех видов СМИ) и образовательный - через введение в школьные программы курса медиаобразования.
В современном законодательстве принят ряд актов, которые призваны разрешить проблему информационной безопасности. Однако они страдают рядом недостатков. Отсутствует законодательное определение понятия «информационная безопасность общества и человека», равно как и правовые механизмы ее обеспечения. В числе первостепенных мер обеспечения национальной безопасности нет указания на меры нравственного и духовного порядка. Упущением является и то, что несовершеннолетние члены общества не выделены в группу повышенного риска и особо охраняемого объекта безопасности4.
Законодательный путь является очень долгим в силу неповоротливости государственных и административных структур. Поэтому, как видится, именно через современное образование можно наиболее эффективно решать проблему информационной безопасности. Воспитание информационной безопасности должно стать обязательным компонентом современной образовательной парадигмы и одним из условий формирования информационной культуры современного человека. Самое главное - научить самостоятельному критическому мышлению, умению анализировать получаемую информацию и не идти на поводу у тех, кто посредством вовлечения масс в единое информационное пространство пытается манипулировать их сознанием в определенных целях.
В современном обществе неумолимо возрастают объемы накопленной информации, знаний и данных. Перед любым пользователем встает проблема эффективного поиска и доступа к необходимой информации, что становится возможным только при условии использования современных информационно-коммуникационных технологий хранения и представления информации. Поэтому еще одним обязательным компонентом информационной культуры является достижение достаточно высокого уровня знаний, умений и навыков информационного поиска, что, в свою очередь, решающим образом влияет на степень вхождения человека в современное пространство культуры, в современное информационное общество. К основным компонентам информационной культуры в области информационного поиска можно отнести знание основ информационного поиска различных электронных
ресурсов; знание основ цитирования электронных ресурсов; бережное отношение к чужой интеллектуальной собственности, уважение прав на нее; умение оценить релевантность найденной информации, ее актуальность и достоверность; знание и понимание основ информационной безопасности, конфиденциальности источников информации.
Одним из важных и социально значимых проявлений развития информационного общества является возникновение сетевых сообществ (М. Кастельс5) или информационных и коммуникационных обществ, которые формируются из носителей различных языков и культур. Члены этих сообществ духовно обогащаются, приобщаясь к разнообразию национальных культур. Однако, для того, чтобы стать участником и творцом в сетевых сообществах, необходимы не только специальные знания, умения и навыки, но и разумно-критическое отношение к своей собственной и чужой культуре. Сетевые сообщества предполагают равный доступ к средствам самовыражения и распространения культурных продуктов и услуг6. Однако в реальности существует «цифровой разрыв», или «информационное неравенство», заключающееся в разрыве между людьми, имеющими и не имеющими доступ к информации, а также обладающими и не обладающими навыками владения необходимыми для этого технологиями7. Это, в свою очередь, крайне негативно влияет на развитие самой культуры информационного общества и проявляется в расслоении культурного пространства, его лоскутности и мозаичности, в дискретности его существования.
Целенаправленное и скорейшее решение этих глобальных проблем возможно только в системе образования на основе процессов его информатизации. Для этого необходима разработка и введение в практику преподавания обязательных учебных курсов по информационной культуре. Пути дальнейшего развития информационного общества видятся во взаимной интеграции образования и культуры, в их взаимопроникновении через процессы информатизации. Информационно-коммуникационные технологии являются не только технологическими, но и социокультурными инновациями. Их применение готовит человека к жизни и деятельности в условиях информационного общества, к вхождению в пространство современной ему культуры, а также вовлечению в процесс творческого воздействия на культуру. Система образования должна быть стержнем, вокруг которого зарождаются новые, прогрессивные черты информационного общества и формируются творчески активные личности.
1 Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учеб. пособие для студентов нефизико-математических факультетов педагогических вузов. Ставрополь: СГПУ, 1995; Он же. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996.
2 Шаповалов В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования. Ставрополь, 1996.
3 Современные подходы к обеспечению информационной безопасности // Государство в XXI веке. Информационный бюллетень Microsoft. 2002. Вып. 17. Ноябрь.
4 Попат Е.С. Интернет и проблема информационной безопасности для подростков // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. №4. С. 32-36.
5 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
6 Создание информационных обществ, отвечающих потребностям человека. Декларация гражданского общества, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (8 декабря 2003 г.) // Информационное общество. 2005. № 6. С. 19.
7 Ершова Т.В. Путь к справедливому информационному обществу должен идти через консенсус и ответственность // Там же. С. 6.
Статья принята к печати 14 ноября 2006 г.