ность рассмотрения взаимосвязи общечеловеческого и национального в эпоху глобализации осуществляется под углом зрения совпадения логического и исторического.
Литература
1. Гуманистический манифест 2000. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.humanism.ru/modern.htm (дата обращения 17.09.2013).
2. Ирина Бокова. Новый гуманизм XXI века. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001897/189775f.pdf (дата обращения 17.09.2013).
Информационная культура как условие успешной адаптации человека в
информационном обществе
Лощилина М.А., к.филос.н. Петрова Е.В.
Университет машиностроения, Институт философии РАН mmalliamail.ru, 8(495)697-96-71, philosophyx@rambler.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу информационной культуры и той роли, которую она играет в процессе адаптации человека в информационном обществе. Без постоянного повышения уровня своей информационной культуры современный человек не может адекватно и своевременно отвечать на вызовы новой, формирующейся информационной реальности.
Ключевые слова: информационная культура, информационное общество, информация, адаптация В последние десятилетия 20 в. человечество начал охватывать глобальный процесс -процесс построения информационного общества. Наиболее экономически развитые страны Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии уже достигли на этом пути значительных успехов.
Попытаемся обобщить основные философские, социологические и культурологические концепции информационного общества конца ХХ - начала XXI вв. Главные черты этого типа общественного устройства таковы:
1. Возрастание роли информации и знаний в жизни общества и человека, превращение информации в ведущий фактор экономического развития, в основную экономическую ценность. Общественная жизнь в информационном обществе определяется информацией. В качестве определяющего фактора она замещает труд, который в предшествующих типах общественного устройства определял стоимость товаров и услуг. То, что раньше было экономической и социальной функцией капитала, теперь - функция информации. Экономический фактор утрачивает основную роль.
2. Уровень информированности, а не материальные блага, становится основным фактором социальной стратификации. Появляется новое основание деления на «богатых» и «бедных»: высшие слои общества образуют информированные люди, в то время как находящиеся в информационном вакууме оказываются на периферии. Конфликты в социуме теперь возникают не столько в экономической, сколько в культурной сфере. Следствием борьбы и разрешения конфликтов становится развитие новых и регресс ранее существовавших социальных институтов.
3. Информационное общество ориентировано на новую «интеллектуальную», а не «механическую» технику. Социальная организация и информационные технологии неразрывно связаны. Мы наблюдаем процесс перехода к «технетронной эре» (термин «технетрон-ный» введен в социальные науки З. Бжезинским), когда происходящие в обществе процессы становятся управляемыми с помощью новых информационных технологий.
4. Объединение различных способов коммуникации (устных, письменных и аудиовизуальных) в интерактивные информационные сети. Информационное общество - это сетевое общество: оно создано сетями производства, власти и практики, которые формируют «культуру реальной виртуальности» (М. Кастельс) [6].
5. Сосредоточение на технологии улучшения обработки информации, поэтому воздействие знания на само себя является характерной чертой информационного общества.
6. Развитие творческого потенциала личности и усиление роли интеллекта в историческом процессе. Информационное общество - это «высокоорганизованное креативное общество» (Й. Масуда, А. Турен).
Очевидно, что в основе развития и существования информационного общества лежит особая знаково-символическая субстанция, называемая информацией. Информация, с одной стороны, служит важнейшей составляющей искусственно созданной среды, окружающей человека, а с другой - основным средством межличностных взаимоотношений. М. Порат определяет информацию как «данные, которые были организованы и переданы» [14]. В современных условиях информация, обеспечивающая наиболее важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар.
Одной из составляющих информатизации является процесс частичного вытеснения информацией привычных ресурсов экономики - материи (сырье; предметы и средства труда) и энергии. То есть, говоря словами одного из теоретиков информационного общества Э. Тоф-флера, самым важным сырьем для цивилизации «третьей волны» станет информация: «информация приобретет большую ценность, чем когда-либо, и новая цивилизация перестроит систему образования и научных исследований, а кроме того, реорганизует средства массовой информации» [12].
Одна из важнейших философских проблем информатизации связана с ее влиянием на человека. Можно согласиться с отечественными учеными Р.М. Юсуповым и В.П. Котенко в том, что важнейшим результатом информатизации в этом аспекте станет «возможность обеспечения своевременного и наиболее полного доступа каждого члена общества к мировому информационному фонду и изменение системы связей между людьми, связи каждого человека с каждым, изменение характера и стиля общения между людьми, резкое увеличение интенсивности, объёма и разнообразия общения. Усиление в результате информатизации коммуникативного аспекта социальных отношений между членами общества создает возможности для дальнейшего развития человека как личности» [3].
Количество информации, с которой постоянно взаимодействует современный человек, намного превышает его потребности в ней и возможности ее усвоения. Нет сомнений в актуальности лозунга «Кто владеет информацией, тот владеет миром», но нельзя позволить бурному потоку разноплановой, отрывочной и несогласованной информации захлестнуть себя. В связи с этим на первый план выходят проблемы информационной культуры, информационной безопасности и вообще оптимизации взаимодействия человека с информацией.
Технической базой информатизации является компьютерная техника, средства коммуникации и другие современные информационные технологии. По сути, информационное общество - это общество, в котором научно-технический и социальный прогресс зависит от грамотного использования информации.
Но процесс построения информационного общества связан не только с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Если спросить потребителя информации (то есть каждого из нас), какие ее характеристики являются для него наиболее важными, скорее всего, ответом будет - своевременность, доступность и точность. Но оптимальное взаимодействие с информацией зависит не только от ее характеристик, но и от определенных качеств самого потребителя информации. Взаимодействовать с информацией тоже нужно уметь. Для оптимизации работы с информацией важнейшее значение приобретает формирование информационной культуры человека, профессионала, общества, что и становится одним из основных направлений современного образования.
В масштабах социума процесс информатизации в немалой степени сопряжен с ростом воздействия на различные стороны общественной жизни таких видов деятельности, которые предполагают работу с огромной массой информации. Это приводит не только к возрастанию роли информации, но и помогает осмыслению общества как целостного образования и
отдельных аспектов его жизнедеятельности с позиций информационного подхода. Н.А. Ка-линовская и Д.Ю. Устимов подчеркивают появление таких изменений на разных уровнях: «на уровне межличностных отношений, на уровне малых и больших социальных групп, на глобальном уровне» [5]. Весь мир опутан информационными сетями, что способствует более быстрому протеканию процессов интеграции в информационной сфере, чем в экономике. Чтобы такие изменения проходили успешно, они должны не «замыкаться в себе», а базироваться на грамотно сформированной и постоянно развивающейся информационной культуре общества.
Само понятие "информационная культура" появилось в разного рода исследованиях относительно недавно, и связано это с глобальными современными процессами информатизации и высокими темпами развития информационных технологий. В то же время информационная культура всегда являлась частью жизнедеятельности человека и вместе с этой жизнедеятельностью претерпевала исторические изменения. Существует точка зрения, что та разновидность информационной культуры, с которой мы имеем дело в настоящем, связана с развитием таких информационных технологий, которых ранее не существовало. Безусловно, современная информационная культура находится в тесной связи с новыми, постоянно развивающимися средствами массовой коммуникации. Процессы построения информационного общества, проникновения информационно-коммуникационных технологий во все сферы нашей жизни не могут не оказывать влияние на формирование информационной культуры личности, её отличительные особенности. С другой стороны, информационная культура, как и любое явление культуры, имеет свои исторические корни. Эти корни нужно искать в глубокой древности, когда человек начал использовать смысловую информацию и обмениваться ею. Способы хранения и передачи информации менялись (от устного к письменному, затем печатному и электронному). Каждому из этих способов соответствовала своя специфика процессов обращения информации в мире и бытия человека в мире информации. Это не могло не оказывать влияния на информационную культуру, ее усложнение и обогащение. Соответственно, можно выделить три этапа развития информационной культуры: устный, письменно-печатный, электронный. Каждый этап вносил в пласт информационной культуры что-то свое, не отвергая предыдущего содержания.
Т.А. Шорохова выделяет комплекс знаний и умений, характеризующих человека с развитой информационной культурой. Во-первых, это владение терминологией, включающей, прежде всего, следующие понятия: информационная среда, информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационное поведение. Во-вторых, способность на должном уровне формулировать свои информационные потребности и запросы. В-третьих, умение быстро и эффективно самостоятельно искать и находить информацию как традиционными способами (например, через библиотеки), так и посредством компьютерных поисковых систем. В-четвертых, навык рационального хранения и оперативной переработки больших массивов информации. И, наконец, усвоение правил и норм «информационной этики» и развитие навыков общения на личные и профессиональные темы в информационно-коммуникационном пространстве [13].
При этом ошибочно было бы полагать, что человек высокоэрудированный, обладающий большим массивом знаний, и человек с развитой информационной культурой - это одно и то же. Ошибка заключается в отождествлении понятий «знание» и «информация». Наиболее четко граница между этими понятиями проводится в работах отечественного социолога Д.В. Иванова: «... информация... не содержательна («знание») и не предметна («продукт»). ...Информация - это коммуникация, операция трансляции символов, побуждающая к действию» [1].
В широком смысле информационная культура - это «обобщение, касающееся информационных знаний, умений и навыков человека, его способности работать с информацией и т.д.» [5]. В узком же смысле слова это оптимизация процессов работы с информацией и подача ее потребителю в наиболее удобной форме для решения теоретических и практических
задач; способы улучшения технических средств получения, передачи и хранения информации; эволюция системы обучения, подготовки человека к рациональному использованию информации и информационно-коммуникационных средств [8].
Информационная культура выполняет определенные функции: регулятивную, так как оказывает существенное влияние на многие виды деятельности, включая информационную; познавательную, поскольку тесно связана с образованием и деятельностью человека по изучению внешнего мира и самого себя; коммуникативную, ибо информационная культура является важной частью межличностного общения; воспитательную, так как информационная культура принимает активное участие в освоении человеком гигантского пласта всей человеческой культуры и способствует формированию его поведения [13].
Сейчас в различных исследованиях можно встретить широкий спектр подходов к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе присутствуют различные взгляды, часто с противоположных позиций. Всеобъемлющего и однозначного определения этому понятию пока не выработано.
Поскольку в определении «информационная культура» можно вычленить два равнозначных смыслообразующих понятия - "информация" и "культура", то наиболее очевидно выделение двух подходов к его трактовке: информационного и культурологического.
Многие исследователи едины во мнении, что информационная культура имеет прямое отношение, прежде всего, к «совокупности знаний, умений и навыков работы с различными разновидностями информации» [5]. Подобный подход называют информационным, поскольку он касается информационной деятельности человека. К примеру, Э.П. Семенюк пишет о том, что информационная культура - это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией» [10]. А такой исследователь, как С.М. Оленев, характеризует информационную культуру как «методический аппарат оперирования социальной информацией, сложившийся в ходе эволюции общества и накопивший в себе все многообразие способов взаимодействия человека и информации» [13].
Если же речь идет о культурологическом подходе, то здесь информационная культура понимается более широко и может рассматриваться как способ бытия человека в информационной среде, как составляющая процесса формирования культуры личности вообще. Здесь логично подключить личностный подход, разработанный в культурологии. Таким образом, категорию "информационная культура личности" можно понимать вслед за Н.А. Калинов-ской как совокупность личностных качеств, характеризующих «целостное единство ценностных установок, способностей, знаний, умений и устойчивых навыков информационной деятельности и ориентации в современном информационном обществе» [4].
Принимая такое определение за рабочее, можно выделить три компонента в общей структуре информационной культуры личности [5]:
• мотивационно-личностный (ценностные ориентации, мотивы взаимодействия человека с информацией, его потребности в информации);
• когнитивно-личностный (знания в сфере информационной деятельности и умение их применять, сформировавшийся комплекс знаний о собственных потребностях в информации, об информационно-коммуникационных ресурсах общества, способность прослеживать связь между ними);
• деятельностно-личностный (формирование навыков уверенной информационной деятельности).
Исторический подход к анализу информационной культуры находит свое отражение в трудах А.И. Ракитова, К.К. Колина, Э.П. Семенюка и др. В рамках этого подхода анализируется процесс формирования и развития информационной культуры, выявляются влияющие на ее развитие исторические и социальные процессы и в итоге предпринимается попытка исторического моделирования информационной культуры, в котором и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры» [9].
Чтобы проанализировать феномен информационной культуры не только в его современном состоянии, но и на всём протяжении развития человечества, исследователями в рамках исторического подхода выделяются ключевые моменты, называемые информационными революциями. Таких революций в истории человечества было несколько.
Первая - это появление у первобытного человека речи, ставшей основным средством обмена информацией между людьми. Революционные изменения произошли «прежде всего, в мышлении, т.е. в средстве переработки информации» [7].
Вторая - появление письменности, намного расширившей возможности хранения и передачи информации. Овладение письменностью, распространение текстов, связанные с этим коммуникативные возможности положили начало новому этапу эволюции информационной культуры.
Изобретение книгопечатания стало информационной технологий, приведшей к третьей информационной революции, которая внесла существенные изменения в производство, культуру и организацию общественной и исторической деятельности. Тираж печатной книги был во много раз больше рукописной, зачастую существовавшей в единственном экземпляре. Круг пользователей информации (то есть грамотных людей), в том числе и научной, в виде печатной литературы также расширился во много раз, следовательно, получила более широкое распространение и информационная культура.
Четвертая информационная революция началась в XIX веке и основана на открытии и последующем широком применении электричества, а также изобретении таких информационно-коммуникационных средств, как телефон, радио, телевизор. Эти средства во много раз повысили скорость передачи информации, расширили объемы памяти и возможности хранения информации. Безусловно, вышеперечисленные процессы не могли не дать толчок к формированию нового человека с возросшим уровнем информированности и информационной культуры.
Новый этап информационной истории человечества ознаменовала собой пятая информационная революция, связанная с проникновением во все сферы нашей жизни средств цифровой вычислительной техники. Особенно быстро развивался этот процесс в последние десятилетия ХХ века, когда были изобретены и получили широкое распространение персональные компьютеры. Внедрение их в нашу повседневную практику, по сути, совершило переворот в информационной сфере общества, существенно изменив повседневную, научную, производственную и педагогическую деятельность человека.
В настоящее время процессы информатизации оказывают огромное влияние на все сферы жизни общества, существенно меняют условия жизнедеятельности людей, их культуру, поведение, мировоззрение. Именно поэтому, по мнению К.К. Колина, процесс информатизации общества, свидетелями которого мы являемся, следует расценивать как «новую со-циотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации - информационного общества» [7].
Итак, согласно сторонникам исторического подхода, характер и содержание информационной культуры трансформируются соответственно изменениям глобальной информационной среды. Каждый следующий этап развития информационной культуры не отбрасывает компоненты информационной культуры предшествующих этапов, а органично включает их, перерабатывая и расширяя сущность информационной культуры.
Социальный подход к информационной культуре отражен в работах Э.П. Семенюка, М.Г. Вохрышевой, А.П. Суханова и др. Информационная культура является здесь способом «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования» [13]. Субъектами информационной культуры при таком подходе традиционно выступают социальные институты и социальные группы. А.П. Суханов характеризует информационную культуру как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эф-
фективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации» [11]. Н.А. Сляднева и Ю.С. Зубов анализируют информационную культуру в свете микропроцессов, протекающих ныне в обществе. По их мнению, информационная культура - «это методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации» [13].
Анализ существующих подходов к определению понятия «информационная культура» свидетельствует о том, что самым перспективным направлением при рассмотрении феномена информационной культуры является ее исследование на личностном уровне. Это связано с невозможностью существования культуры в отрыве от человека, т.е. с важной социокультурной ролью личности.
Немаловажной функцией информационной культуры личности является защита от информационного стресса, который зачастую возникает из-за нарушения баланса между увеличивающимися потоками информации и способностью человека к её восприятию и переработке. Возможности психики и физиологии человека небезграничны, и это касается и восприятия информации. Все мы рано или поздно сталкиваемся с проблемой переизбытка информации, поэтому важно знать основы психофизиологических аспектов работы с информацией для оптимального решения этой проблемы.
На протяжении своего развития человечеством был накоплен и продолжает накапливаться огромный массив информации, который является частью общечеловеческой культуры. Следовательно, базирующаяся на этой информации информационная культура также является одной из составляющих мировой культуры, ее информационным компонентом.
Информационная составляющая словно пронизывает все «здание» культуры, является той опорой, которая обеспечивает ее устойчивость. С этой точки зрения информационную культуру можно рассматривать как необходимое условие успешного бытия человека в информационном обществе, как часть процесса формирования глобального культурного поля человечества.
Проблема адаптации человека в информационном обществе связана с тем, что в культурном отношении его приспособление к изменениям, внесенным в мир им самим, запаздывает. Мы еще до конца не адаптировались (ни в психологическом, ни в социальном плане) к меняющемуся миру и собственному новому в нем положению.
Чтобы современный человек стал человеком информационного общества в полном смысле этого слова, он должен стать потребителем информации, способным не только ориентироваться в потоке информации, но и уметь с пользой применять приобретенные знания как в личных, так в общественных целях, включая прогресс профессиональной деятельности, развитие образования, науки, культуры, техники. Одним из важнейших условий этого является постоянное повышение уровня личной информационной культуры, а также органичная интеграция в поле информационной культуры человечества.
Для повышения уровня своей информационной культуры, современный человек должен постоянно приобретать новые знания и умения, вырабатывать особый стиль мышления, обеспечивающий успешную социальную адаптацию к изменениям информационной среды и гарантирующий достойное место в этой среде.
Литература
1. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000, 224 с.
2. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А.: Когнитивная революция как фактор становления новой эпистемологической парадигмы и методологии исследования знания в современной науке. Известия МГТУ « МАМИ» №1 (15), 2013, т. 6. с. 90-99.
3. История информатики и философия информационной реальности. // Под ред. Р.М. Юсупова, В.П. Котенко. М.: Академический проект, 2007. 429 с.
4. Калиновская Н.А. Информационно-культурная составляющая подготовки специалиста в области информационной аналитики. http://libconfs.narod.ru/2002/1s/s1 p24.htm (дата обращения 30.08.2013).
5. Калиновская Н.А., Устимов Д.Ю. Информационный стресс. Информационно-психологическая безопасность личности как качественная характеристика информационной культуры человека. Казань: КазГУКИ, 2006. 144с.
6. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория, 2001. 328 с.
7. Колин К.К. Социальная информатика. М.: Академический проект, 2003. 432 с.
8. Кравец В.А., Кухаренко В.Н. Вопросы формирования информационной культуры. // http://www.e-ioe.ru/sod/00/4 00/ku.html
9. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков //. - http://library.kemguki.ru/files/infs_culture_of_person_index.doc.
10. Семенюк Э.П. Технологический этап научно-технической революции и информатика // НТИ. Сер. 1. - 1995. - № 1. - с. 1-9.
11. Суханов А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1988. 192 с.
12. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 557 с.
13. Шорохова Т.А. Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающихся в условиях дистанционного обучения // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения, проблемы, перспективы. // http://www.muh.ru/arch/2007/konf mShorohova.htm?user=a62cf74cc9be19d45d608226d0588 364.
14. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978.
Эстетика символа в современной молодежной субкультуре
Малахова Е.В. Университет машиностроения elena_malahova@bk.ru
Аннотация. Современная молодежная субкультура - это специфическая коммуникативная среда, символы которой являются одновременно и эстетическими объектами. Они формируют вокруг себя контекст субкультуры, отражают мировоззрение ее носителей и могут служить связующим звеном между ней и основной культурой общества.
Ключевые слова: молодежная субкультура, символ, контекст, коммуникация
О современной молодежной субкультуре написано много работ, однако порожденные ею эстетические феномены до сих пор не находят достаточного отражения в научных трудах. Между тем, выявив сущность и истоки этой эстетики, мы смогли бы, наконец, лучше понять, какое место занимает в культурном контексте сама молодежная субкультура, что ищут (и находят) те, кто обращается к ней.
В данной статье мы обратимся лишь к одному роду эстетических объектов, созданных молодежной субкультурой, - ее символам. Мы проследим, как в субкультуре переплетаются и дополняют друг друга коммуникативная и эстетическая составляющие символа и каковы его функции в этой довольно специфической культурной подсистеме.
Однако прежде чем обращаться непосредственно к символике, следует сказать несколько слов о самой молодежной субкультуре.
Многообразие проявлений молодежной субкультуры требует от исследователя выработки особого подхода к этому предмету. Одной из основных трудностей его изучения до сих пор является отсутствие единой методологической базы. Молодежную субкультуру изучают этнографы, социологи, психологи, философы и даже юристы. Все эти исследователи пользуются в своей работе различными и зачастую никак не пересекающимися методами.
Изучая молодежную субкультуру, прежде всего, следует задаться вопросом, что именно мы понимаем под этим словосочетанием.