Научная статья на тему 'Проблемы реализации прав человека в информационном обществе'

Проблемы реализации прав человека в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
782
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SOCIETY / HUMAN RIGHTS / INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прокудин Дмитрий Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы реализации прав человека в условиях информационного общества. Дан анализ возникающих в новых условиях информатизации прав и возможностей человека, основным механизмом реализации которых являются информационно-коммуникационные технологии. Обозначены проблемы реализации этих прав и намечены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of realization of human rights in an information society

In article questions of realization of human rights in conditions of an information society are considered. The analysis arising in new conditions of information of the rights and opportunities of the person is given, basic which mechanism of realization are information-communication technologies. Problems of realization of these rights are designated and possible ways of their decision are planned.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации прав человека в информационном обществе»

Д. Е. Прокудин

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматриваются вопросы реализации прав человека в условиях информационного общества. Дан анализ возникающих в новых условиях информатизации прав и возможностей человека, основным механизмом реализации которых являются информационно-коммуникационные технологии. Обозначены проблемы реализации этих прав и намечены возможные пути их решения.

Ключевые слова: информационное общество, права человека, информационно-коммуникационные технологии.

В наше время, в период бурного развития информационно-коммуникационных технологий, когда информатизация приобретает глобальный характер и влияет на все стороны человеческой деятельности, происходят глобальные сдвиги в общественном развитии — человеческая цивилизация находится в состоянии построения информационного общества. В условиях быстро развивающегося информационного общества на все сферы деятельности человека, на все пространство его существования непосредственное влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии через процессы информатизации. Как отмечено в Окинавской хартии Глобального информационного общества, принятой лидерами «большой восьмерки» в 2002 г. в Париже, революционное воздействие информационно-коммуникационных технологий касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реа-лизовывать свои устремления. Информационно-коммуникационные технологии должны служить достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности. Там же сказано, что «устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей».

© Д. Е. Прокудин, 2009

Одними из характерных свойств этих технологий являются: трансграничность и дальнодействие, т. е. проницаемость для них традиционных межгосударственных барьеров, что делает для них доступным почти любой географический район планеты и подрывает бытующую в мире концепцию создания закрытых для информации зон; мобильность, портативность и универсальность; доступность информационно-коммуникационных технологий для потребителя, востребованность, привлекательность, что ведет к массовости использования информационно-коммуникационных технологий, что, в свою очередь, влияет на формирование социальных и политических процессов, принятие решений в этих сферах. Эти свойства делают технологии одной из основ процессов глобализации в различных областях: экономике, политике, культуре и т. д.

На основе использования информационно-коммуникационных технологий происходят глобальные изменения в культуре — процессы диалога и взаимопроникновения культур. В различные культуры проникают идеи наиболее развитых демократий, что обогащает их, вовлекая в глобальные демократические процессы. Общечеловеческие ценности, права человека принимают свойство всеобщности и становятся принадлежностью формирующегося международного правового пространства глобального мирового сообщества.

Помимо этого, информационное общество на основе применения информационно-коммуникационных технологий вызывает к жизни новые права человека: реализация всеобщего права для каждого человека иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества; иметь возможность доступа к информационным и коммуникационным сетям, к мировым культурным ценностям, представленным в электронной, цифровой форме, и т. д. С развитием виртуальной среды общения появляются виртуальные личности как в той или иной степени отражение личности реальной. Одной из проблем становится защита прав личности в виртуальной среде, так как с развитием информационно-коммуникационных технологий участились случаи так называемой кражи личности, когда конфиденциальные данные компрометируются посредством взлома информационных систем, «инсай-дерства» или утери носителей и зачастую используются в преступных целях. В основном это происходит с данными кредитных карт, банковских счетов, данных медицинских и военных учреждений.

Развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой перемены в политической жизни общества, обеспечивая гражданам доступ к самой различной информации, возможность вести диалог между властными и гражданскими структурами, выходить на практически неограниченную аудиторию. Возникшие

информационные сети не только влияют на информированность населения, но и создают условия для формирования новых «виртуальных» сообществ, оказывающих влияние на политический процесс, политическую деятельность. Интернет становится важным ресурсом, определяющим эффективность политической деятельности и политического влияния. «Умные толпы», «дискурсивные чаты», «электронное голосование», «электронный лоббизм» и другие становятся достоянием современной политики.

В результате проникновения информационно-коммуникационных технологий в политику, государственное управление возникает и развивается идея «электронной демократии», включающей гражданское участие, сетевое взаимодействие гражданского общества, бизнеса и государства, электронное управление и открытое сотрудничество. Реальным воплощением этой идеи являются становление и реализация концепции «электронного государства», «электронного правительства». Ключевой задачей построения «электронного государства» является создание государства, открытого для граждан, расширение возможностей для общественного контроля над государством со стороны общества. При этом граждане включаются посредством использования информационно-коммуникационных технологий в процессы государственного управления, выходя на новый уровень реализации своих демократических прав и свобод, где функции государства, органов власти переходят в область сферы услуг. Деятельность государства становится прозрачной, следовательно, более управляемой со стороны общества, и появляется реальная возможность реализовать основную его функцию — «государство, служащее обществу, его гражданам». В нашей стране концепция «электронного правительства» нашла отражение в федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 гг.) (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65), которая выполняется в нынешнее время. Стратегической целью реализации концепции «электронного правительства» является изменение взаимоотношений власти с обществом — прежде всего, расширение степени участия всех граждан в процессах управления обществом и государством. В задачи реализации концепции «электронного правительства» в Российской Федерации по реализации прав граждан входит: повышение качества и доступности услуг, предоставляемых населению и организациям; повышение информационной открытости и прозрачности для населения и организаций деятельности органов власти; повышение эффективности и оперативности информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления между собой.

По своей сути глобальные сети, в частности Интернет, существуют и развиваются как самоорганизующиеся структуры. Здесь нет заранее установленных регламентов и норм. Поэтому, как никогда ранее, посредством сетевой коммуникации, через возникновение сетевых сообществ появляется возможность свободной реализации естественных прав человека - свобода слова, свобода личного мнения и т. д. Однако наличие свободы предполагает и ответственность. Ее отсутствие приводит к сетевому экстремизму, появлению террористических сайтов, упрощению и опошлению человеческого общения и проч. Поэтому усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. С одной стороны, происходит саморегуляция сетевого взаимодействия — появляются правила и нормы общения на форумах и блогах, разрабатываемые участниками сетевой коммуникации, внутри сетевых сообществ; возникает модераторство при общении на различных сервисах и т. д. С другой стороны, государство пытается законодательно регулировать информационное сетевое взаимодействие; создаются технологии управления сетевым доступом и представлением контента, например цензура и блокировка определенных сайтов (Китай, Беларусь и проч.). Видимо, необходимо взаимодействие государства и сетевых сообществ для выработки и закрепления норм и правил сетевой коммуникации, разработки этики сетевого общения.

В мировом сообществе процессы информатизации протекают по-разному в силу неравномерности общественного развития. Поэтому одной из основных проблем, как построения глобального информационного общества, так и реализации прав в этом обществе, является наличие электронно-цифрового разрыва, цифрового неравенства. Цифровое неравенство существует на нескольких уровнях:

- межгосударственном, который определяется неравномерностью общественного развития и различным уровнем развития информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время можно выделить несколько основных категорий государств по уровню построения информационного общества. Так, например, в группу с высоким уровнем можно выделить США, Японию, ряд стран Западной Европы, Южную Корею и др. Эти государства являются флагманами, так как в них разрабатываются, создаются информационно-коммуникационные технологии и импортируются в другие страны. В группу, которая характеризуется ускоренными темпами развития информационного общества, можно отнести Россию, Ки-

тай, Индию, страны Латинской Америки и Азии. В них широко и всесторонне внедряются информационно-коммуникационные технологии, а также инициированы и идут процессы собственных разработок в этой сфере. Остальные страны находятся на разных этапах начального уровня развития информационного общества в силу различных политических и экономических причин (недавнее получение независимости, отсталость экономики, неразвитость производства средств информационно-коммуникационных технологий, отсутствие в образовании системы подготовки ИТ-специалистов и т. д.);

- региональном, который характеризуется неравномерным развитием различных регионов одного государства. Это также связано и с экономической дифференциацией, климатическими условиями, наличием ресурсной базы и т. д. Кроме того, исторически крупные промышленные города быстрее развивают и внедряют информационно-коммуникационные технологии, нежели это происходит на периферии и в сельской местности;

- социальном, так как существуют различные социальные группы населения с различным уровнем образования, доходов и в силу этого имеющие в различной степени доступ к современным информационно-коммуникационным технологиям, владеющие различным уровнем готовности к их использованию как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;

- гендерном, который определяется одновременным существованием нескольких поколений людей, активная социокультурная адаптация которых проходила в различных условиях развития и использования информационно-коммуникационных технологий. Так, например, представители более старших поколений получали образование и вели активную профессиональную деятельность в условиях индустриального общества и уже в силу этого не знают и не умеют использовать информационно-коммуникационные технологии, т. е. они исключены из процессов информатизации современного общества.

Согласованные действия, как на внутригосударственном, так и на международном уровне, должны быть направлены на ликвидацию этого неравенства, порожденного самим информационным обществом. Намечены и реализуются различные программы, направленные на это. Так, например, 22-26 сентября 2000 г. в Дамаске (Сирия) представители 704 неправительственных организаций, работающих в сфере образования взрослых, из стран Африки, арабских государств, Азии, Карибского бассейна, Европы, Латинской и Северной Америки приняли Декларацию «Призыв к действиям в сфере грамотности и образования взрослых для всех». Во многих странах существуют и реализуются программы пожизненного обра_ 165

ПОЯИТЭКС. 2009. Том 5. № 4

зования взрослых, в которых существенную роль играет подготовка в сфере информационно-коммуникационных технологий, что является основой социокультурной адаптации человека в условиях постоянно развивающегося информационного общества и дает ему равные возможности по использованию этих технологий в своей жизни. В условиях постоянно развивающегося информационного общества современному специалисту необходимо создать условия для переподготовки и повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий, так как уровень его профессиональной подготовки должен соответствовать уровню информатизации сферы его профессиональной деятельности. Решающую роль при этом играет информатизация образования, одним из основных направлений которой является построение эффективной системы повышения квалификации и переподготовки. Существуют программы ликвидации цифрового неравенства и на социальном уровне. Например, в Германии всем бездомным был предоставлен адрес электронной почты и обеспечен доступ к работе с электронной почтой. Примером могут служить центры Объединения по обслуживанию бездомных семей (Consortium for Services to Homeless Families), действующие в Вашингтоне и других городах США. Их основное назначение — обеспечить доступ к информационным ресурсам, облегчающим поиск работы и постоянного жилища. Для обеспечения равных прав доступа к информации в нашей стране в рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия» с 2002 г. создаются пункты доступа к информационно-коммуникационным технологиям как на базе государственных учебных заведений, так и как самостоятельные центры.

Еще одной из актуальных проблем является защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии, которая имеет важное значение для продвижения нововведений, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, развитием конкуренции и широкого внедрения новых технологий. Решение ее находится, с одной стороны, на стыке реализации прав на свободное распространение информации, а с другой — на соблюдении прав собственников информации.

Огромное влияние процессы информатизации оказывают на пространство культуры. На основе использования информационно-коммуникационных технологий происходит развитие традиционных ее форм, многие из которых переходят в цифровую, виртуальную форму. Появляются электронные библиотеки, виртуальные музеи, сетевые сообщества и т. п., что становится одним из самых мощных механизмов реализации права свободного доступа к мировым культурным ценностям. Посредством использования интерактивных

мультимедийных информационно-коммуникационных технологий, являющихся основой развития процессов глобализации, эти новые электронно-виртуальные формы традиционной культуры становятся доступны каждому члену мирового информационного общества, т. е. служат взаимопроникновению различных локальных, национальных культур, их диалогу, унификации и в итоге соединению их в единое глобальное культурное пространство. Благодаря этим процессам на основе ликвидации цифрового неравенства происходит культурное выравнивание, формирование одинакового уровня информационной культуры человека, вследствие чего происходит гармоничное вхождение его в современное культурное пространство.

В современном мире на разных уровнях реализуются различные проекты, направленные на доступ к мировым культурным ценностям в электронной, цифровой форме.

Объединенная Европа поместила в сети Интернет часть своих культурных ценностей, открыв он-лайн-библиотеку Europeana (http://europeana.eu). Проект Europeana 27 стран Евросоюза начали осуществлять совместными усилиями летом 2007 г. К 2010 г. на портале сетевой библиотеки Europeana планируется разместить десять миллионов объектов. В их числе не только книги, но и картины, фильмы, манускрипты, звукозаписи и фильмы. В проекте участвуют 90 музеев, национальных библиотек и архивов. Цель, которую преследуют создатели электронного хранилища, — обеспечить обмен ценностями и широкий доступ к наследию европейской культуры.

21 апреля 2009 г. заработала Мировая цифровая библиотека (World Digital Library, http://www.wdl.org) — проект, в котором представлены культурные достижения разных народов мира при финансовой поддержке спонсоров, среди которых значатся компании Google и Microsoft. Формированием World Digital Library занимались организации из 19 стран мира, в том числе Российская национальная и Российская государственная библиотеки. Библиотека работает на 7 языках (английский, французский, арабский, китайский, русский, португальский и испанский), но виртуальные экспонаты в ней представлены на 40 языках. Для первой фазы проекта оцифровано около 1200 документов, в том числе рукописные и печатные книги, журналы, фотографии, аудиозаписи, старые кинохроники. Тематика объектов простирается от арабских математических текстов до японского романа «Гэндзи моноготари». Документы можно смотреть постранично, увеличивать и уменьшать изображение; некоторые объекты доступны для скачивания в форматах PDF или TIFF. В российском блоке библиотеки можно ознакомиться с набором открыток 1856 г., где каждая карточка посвящена одной из провинций Российской империи. На открытках напечатаны сведения о каждом

крае, перечислены крупнейшие города, приведены типичные костюмы жителей. Также в российском разделе оказались старинные карты, железнодорожные путеводители, описания некоторых городов — всего около 90 объектов. Главная задача Мировой цифровой библиотеки — образовательная. Создатели проекта считают, что он должен предоставлять максимально широкий доступ к культурным ресурсам разных стран.

Компания IBM создала виртуальную версию самого большого дворцового комплекса в мире — пекинского Запретного города. Комплекс, по виртуальной модели которого теперь можно прогуляться, 500 лет служил домом для китайских императоров. Проект призван дать возможность увидеть Запретный город тем, кто не может съездить в Пекин. Для того чтобы начать полноценное путешествие по дворцовому комплексу, необходимо скачать с сайта проекта программу (http://www.beyondspaceandtime.org). Путешествовать по Запретному городу пользователи смогут в роли различных персонажей-чиновников императора. Пользователь попадает в виртуальное 3D-пространство, по которому может перемещаться.

Эти примеры показывают огромную роль современных информационно-коммуникационных технологий в расширении возможностей людей по доступу к мировым культурным ценностям. Однако существует и ряд проблем, возникающих при открытии свободного доступа к культурной информации в электронной форме. Одной из основных является защита прав на интеллектуальную собственность, а также авторского права. К тому же в разных государствах эти вопросы по-разному регулируются законодательно. Так, например, некоторые объекты культуры, помещенные в Europeana, могут быть доступны только на территории Франции, что невозможно обеспечить в сети Итернет.

Решение перечисленных и многих других проблем реализации прав человека в развивающемся информационном обществе невозможно без согласованного взаимодействия всех участников глобального информационного взаимодействия, предоставления им равных возможностей по использованию информационно-коммуникационных технологий при обеспечении равного свободного доступа к информации как основной ценности информационной цивилизации. И, как видится, основным механизмом при этом является информатизация образования, одним из основных направлений которой является формирование определенного уровня знаний, умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, адекватного уровню развития информационного общества. А определяющим при включении человека в глобальные информационные процессы этого общества является формирова-

ние информационной культуры, которая рассматривается как степень сформированное™ человека для органичного вхождения в информационное общество, в пространство культуры этого общества, как достигнутый уровень организации информационных процессов; степень удовлетворения людей в информационном общении; уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостную картину мира, предвидение последствий принимаемых решений.

Литература

1. Борисова М. Евросоюз открыл электронную библиотеку Europeana // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3808697,00.html

2. Открылась Мировая цифровая библиотека // http://lenta.ru/news/2009/ 04/21/wdl/

3. Шишкин А. IBM создала виртуальный Запретный город // http://www.dni.ru/tech/2008/10/13/151071.html

ПОЯИтЭКС. 2009. Том 5. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.