УДК 004.7
ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В.М. Юрьев, М.С. Чванова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. е-mail: [email protected]
В статье рассматриваются существенные признаки информационного общества, специфические ценности информационной эпохи, основные тенденции развития информационного общества. Обсуждаются причины, которые делают человека фактором риска в информационном обществе, рассматриваются явления глобального характера и стратегия развития науки, образования и культуры.
Ключевые слова: информационное общество, человек в информационном обществе, тенденции, риски.
1. Признаки информационного общества.
В развитии цивилизации набирают скорость глобальные процессы. В информационной сфере, экономике, науке, культуре происходят существенные изменения на пути к информационному обществу. Отличительные черты которого: планетарные масштабы, ориентация на научные знания и инновационные технологии, стремительное развитие информационных, нанобиоинфокогнитивных (NBIС) технологий [1]. В обычном понимании революция имеет начало и конец, информатизация - это целая эпоха. Задача человека и стран заключается в том, чтобы в эту эпоху органично вписаться. В данном контексте можно говорить о глобализации, с которой мы вынуждены и обязаны считаться.
Помимо технологической, информатизация имеет социальную составляющую, которая проявляется в воздействии на общественные процессы, на образ жизни человека, его образование [2] и работу. Кардинально меняется привычная жизнь, зачастую человек психологически не готов быстро адаптироваться к стремительным переменам. Вместе с тем, возрастает роль самого человека: с одной стороны, он движущий фактор информационного общества, с другой - фактор риска. В этом контексте ученые ведут многолетние поиски и делают попытки выявления процессов, связанных с развитием информационного общества, адекватных реальной действительности [3]. При многооб-
разии подходов к определению информационного общества, как правило, выделяют следующие аспекты его содержательной трактовки: глобальную инфраструктуру, на которой базируется информационное общество; контент как источник прибыли и ценности, оказывающий огромное влияние в направлении служения общему благу; человек как основа информационного общества [4].
Что происходит? Каковы новые возможности человека и с какими процессами они связаны? Каковы новые риски для человека? Для ответа на вопросы рассмотрим, прежде всего, основные признаки информационного общества:
- техносфера становится непосредственным жизненным окружением человека на работе и дома. Человек как создатель техносферы занимает главные позиции, а техносфера способствует его совершенствованию;
- в системе «человек - техника» появились средства, имитирующие человеческий интеллект, что влияет на установление человеком своей идентичности;
- нарастание роли информационных технологий, опосредующих межличностные отношения, что порождает социальные последствия как положительного, так и отрицательного характера;
- появление сетевых сообществ и использование сетевых технологий порождают: циклическое воспроизводство знания; развитие глобальной информационной экономики; замещение связей иерархических на сетевые; диверсификация культурного пространства;
появление нового типа занятости (самозанятость, неформальная работа) и т.д.;
- глобализация усиливает новые качества информационного общества. Архитектура глобализации и информационного общества идентичны. Коммуникации, сложившиеся в индустриальном обществе, разрушаются. На их месте появляется новая коммуникативная среда;
- ускоряются процессы изменчивости жизни, обостряется чувство неустойчивости происходящего, нарушаются процессы принятия решений. Рецепты жизни прошлых поколений не работают, людям приходится создавать собственные. Изменения затрагивают производственную деятельность, повседневную жизнь людей, межличностные отношения. Постоянные семейные и дружеские отношения становятся роскошью.
2. Специфические ценности информационной эпохи.
В каждую эпоху есть определенные ценности, и есть ценности, которые переходят из одной эпохи в другую. Серьезной проработки этого вопроса в эпоху информатизации в рамках гуманитарных наук нет. Если говорить вообще о ценностях информационной эпохи, то несомненной специфической ценностью информационной эпохи является ценность самих информационных технологий, они приобретают глобальный характер, охватывая все социальные сферы деятельности человека.
Динамичное развитие и доступный для освоения человеком интерфейс обеспечивает возможность доступа человека к информационным ресурсам и дает возможность сотрудничать с другими людьми, не зависимо от места проживания, объединяться в сетевые сообщества.
Стремительное развитие средств информатизации открывает перед человеком принципиально новые возможности не только в профессиональной деятельности, но и интеллектуальном и культурном развитии.
Другой ценностью информационного общества является информационная доступность. Снимается противоречие между информационной лавиной и информационным голодом. Ярче всего информационную доступность можно рассмотреть в преломлении
к людям со специальными потребностями. Дело в том, что социальная парадигма инвалидности, которая доминирует в научном сообществе и в сообществе международном, предполагает, что инвалидность - это не изъян человека. Это - проблема отсутствия инструментов социальной среды, способных ответить на особые потребности человека.
Социальная инклюзия таких людей затруднена в силу естественных причин. Можно ли эти причины преодолеть? Да, такие возможности существуют благодаря созданию всевозможных технических решений. Так называемые адаптивные решения - это программные и аппаратные средства, которые направлены на преодоление тех или иных ограничений.
Для людей слепых и слабовидящих - это программы экранного доступа, различные способы увеличения экрана, синтеза речи. Для слабослышащих - это программы перевода речи в текст.
Такие технологии быстро развиваются и уже достигли довольно высокого уровня. Именно они позволяют любому заинтересованному человеку нормально жить в информационном обществе, имея проблемы со здоровьем.
Следующая специфическая ценность информационной эпохи - формируется информационное единство человеческой цивилизации.
Появилась очень интересная тенденция: так называемый краудсорсинг, когда граждане активно участвуют в разработке социально значимой информации.
Например, в России во время лесных пожаров появились интернет-ресурсы, когда сами граждане участвовали в обработке и предоставлении информации, связанной с этим бедствием. Это в какой-то степени заменяло собой соответствующие функции государства. Пример самоорганизации так называемого синергетического эффекта налицо. Вообще синергизм в информационном социуме, видимо, будет проявляться все сильнее. Общество в принятии решений переходит на качественно иной уровень мышления и технологий, на качественно иной уровень понимания проблем и выбора путей их решения. Этот уровень обусловлен использованием коллективного разума. Еще Лев Толстой вы-
вел на мировой уровень размышления о нищете, неравенстве и счастье с гуманистической точки зрения. Это один из существенных компонентов информационного общества, по-настоящему революционный инструмент глобального масштаба. Сети позволяют соприкасаться множеству разных умов и точек зрения. Из сравнений может родиться совершенно неожиданный результат. Это важный рецепт для инноваций.
Появляются новые роли правительства с учетом следующих трех факторов [4]. Первый - технологический прогресс и инновации. Новые сети, потоки информации, онлайновые услуги и многое другое оказывают влияние на абсолютно все аспекты нашей жизни. Правительство играет в ней важную роль, крайне важно осмыслить последствия более тесной коммуникации между гражданами и правительством. Второй фактор касается внутренней готовности правительства (министерств, организаций и подразделений) к конструктивному восприятию и реализации их указаний государственными службами и их работы с гражданами. Третий фактор: сочетание того, что происходит вне правительства и внутри него. Это, на основе разумного сочетания границ прозрачности и открытости, - предоставление публике более широкого доступа к правительственной информации: финансовой, географической, транспортной, относящейся к криминальной обстановке и т.д.
Уже сейчас в сеть для общественного обсуждения выкладываются социально значимые законопроекты, проекты отраслевых нормативных документов. Все это - первые проявления новой тенденции в сфере электронного правительства, что способствует формированию более динамичного и адекватного информационного общества.
Активно развиваются социальные сети, позволяющие людям коллективно обсуждать интересующие проблемы.
Зарождаются экспертные сети, в которых можно задать вопрос по любой интересующей проблеме. Опора на интегрированное знание экспертов относится к роду современных инноваций и представляет особую форму общности ученых. Развиваясь, экспертные сети дают новые возможности человеку для принятия решений.
Развиваются электронные сервисы, которые позволяют людям, находящимся в разных точках планеты, одновременно работать над коллективным проектом. Причем одновременно, в одном документе и в интерактивном режиме. Эти сервисы общедоступны и широко используются студентами, учеными, специалистами.
Еще одна ценность для общества - в сети становятся доступными все отдаленные объекты - это важный эффект экономии социального времени.
Зарождаются новые сетевые производственные объединения, социальные институты. В их деятельности поощряется использование мирового интеллекта, профессионально-ориентированных сетевых сообществ, групповую мудрость и т.д.
Следующей специфической ценностью становится приоритет информации среди остальных ресурсов общества.
Основным объектом и результатом труда все явнее становится информатизация и ее высшая форма - знание. Поэтому в структуре занятости будут преобладать профессии, связанные с поиском, обработкой, хранением и передачей информации. Причем доля информационного труда в структуре деятельности разных специалистов значительно возрастает.
Сейчас трудно представить специалиста без активной ежедневной работы на компьютере, к сожалению не все организации понимают сверхактуальность данного явления -таким организациям и структурным подразделениям приходится дублировать деятельность работников дополнительным присутствием ГГ-специалистов, что закономерно приводит к увеличению количества сотрудников и неравномерности распределения нагрузки, поскольку доля традиционного труда заметно уменьшается, а доля труда в компьютерной обработке информации увеличивается.
Еще одна ценность заключается в том, что совершенствовать надо не только человека, но и «среду его обитания». Среди всех современных технологий информационные технологии - наименее загрязняющие технологии, правда, они могут загрязнять виртуальное пространство. С другой стороны, они могут быть одним из инструментов совершенствования среды обитания человека.
Внедрение и использование информационных технологий сильно меняет реальность, создавая еще одну - виртуальную. Закономерности связи между виртуальной реальностью и объективной бытийной реальностью, а также субъективной психологической реальностью - тема обсуждения в рамках изучения гуманитарных проблем информационного общества. Это серьезная этическая и социально-психологическая проблема.
Основная человеческая ценность - это знание. Информация - это ценность не самого высокого уровня. Для того чтобы получить собственно знание о мире и о человеке, нужно переработать большой объем информации и обладать мышлением. Еще более высокая гуманитарная ценность - это развитие самого человека, а не только его знаний. Развиваясь, информационные технологии способствуют развитию всего общества. Поэтому особенно важно понимать, что с развитием технологий роль человека, личности становится критичной. А это значит, что роль образования приобретает архиважный характер.
Вместе с тем, система образования не успевает за переменами, в силу ее традиционной ориентации на старые методы и технологии образования. Университеты перестают быть единственными центрами получения образовательной информации, их функции трансформируются и смещаются в сторону генерации принципиально новых знаний и технологий и подготовки студентов в данном направлении. Существенно увеличивается доля научного труда.
Суть нового этапа информатизации образования - индивидуализация учебного процесса. Его особенность не только в том, что информатизация станет опираться на новые достижения в области информационных и коммуникационных технологий. В наступающем десятилетии новые информационные технологии позволят на деле использовать принципиально новые педагогические технологии, которые ранее не могли занять достойного места в массовом обучении из-за трудоемкости их осуществления. Современное образование находит себя в мире интеллектуальных технологий [5], что существенно влияет на характер организации образования и его содержание.
3. Основные тенденции развития информационного общества.
Освобождение от излишних формальностей. Первое, что мы замечаем, знакомясь с людьми, так или иначе профессионально связанными с процессами информатизации -они отличаются от обычных людей. Присмотревшись, замечаем: их одежда более демократичная, удобная для длительной работы за компьютером; они разговаривают по-другому, лаконично, используя неологизмы и профессиональные жаргоны, которые быстро осваивает молодежь; у них «быстрый ум» и хорошо развитое внимание, которые позволяют «докапываться до самой сути» проблемы новых технологий, они вообще очень быстро осваивают разные технологии; тексты читают иначе, быстро и одним взглядом на экран, как слайд; у них развита своя позиция и есть свой взгляд на многие привычные для нас вещи; они охотнее общаются с людьми, подобными себе, и неохотно пускают в «свой мир» непрофессионалов, объясняя это тем, что много времени требуется для введения в курс дела и диалога на одном языке и т.д.
Присмотревшись повнимательнее, начинаешь понимать, что они живут в каком-то ином мире, динамичном, стремительном, и вполне комфортно в нем себя чувствуют. А точнее - они живут словно в двух пространствах: реальном и виртуальном - сетевом. Видимо, мы движемся к этому, и с этим связаны новые ожидания.
Если присмотреться, то в последнее время и на международных рейсах можно заметить определенного типа людей: они одеты не в костюм, а намного проще, у них воспаленные глаза, они говорят на определенной разновидности английского языка. В мире этих представителей разных национальностей называют по-разному - «люди воздуха», «новые кочевники». Они тоже совершенно не похожи на людей, которые были типичны для традиционной экономики индустриальной эпохи.
Представитель России, находясь в Кремниевой долине, рассказал историю, как один из этих людей как-то пригласил его в свою компанию:
«Мы сидели и пили кофе вместе с боссом. Неожиданно какой-то программист не-
ловким движением опрокинул кофе прямо на рубашку босса. Я, воспитанный в советских традициях, подумал, что сейчас этому программисту как следует влетит, а может быть, его вообще уволят.
Но ничего похожего не произошло. Все посмеялись, босс снял рубашку, позвал секретаря, которая побежала куда-то и купила ему новую. После этого босс сказал: «Сейчас мы встречаемся без галстуков, потом будем без пиджаков, а вскоре неформальные встречи будут проходить и без рубашек».
Человек на конвейерном производстве боится увольнения - он замкнут на это производство. Человек новой экономики в обществе знаний сам является средством производства, и за него идет борьба. Можно привести множество примеров, когда людей удерживают на работе не только высокой зарплатой, а созданием хороших условий для труда и отдыха.
Есть некие фундаментальные вещи, которые со временем меняются, и мы это чувствуем, но, к сожалению, не можем понять, как это происходит. Может быть, для того, чтобы все это осознать, нам еще потребуется время.
Вероятно, одно из главных гуманитарных достижений, которое обеспечит нам информационное общество, - это освобождение от лишних формальностей.
Зарождается глобальная информационная инфраструктура. Ее развитие предполагает иные технологический уровень и масштабы, надежность хранения, интерактивность, скорость обработки информации.
Создание глобальной информационной инфраструктуры возможно только при объединении усилий разных стран со своими национальными информационными инфраструктурами. Интеграция предусматривает соблюдение общих принципов, согласование и унификацию основных технико-технологических характеристик для всех.
Совершенствование средств хранения и передачи информации привело к возникновению парадигмы информационной супермагистрали - объединению телекоммуникаций и информационных ресурсов (архивов, баз данных, библиотек и др.). Анализ информации, ее переработка и представление конкретному пользователю - задача библио-
теки, решаемая лишь при условии активного использования ИТ и обеспечения сетевой интеграции информационных ресурсов [6]. Какой же должна быть электронная библиотека будущего? Это всемирная распределенная виртуальная коллекция документов в электронной форме, доступная через сети передачи данных.
Электронные библиотеки работают во многих университетах мира, стремительно развивается электронная библиотека в Российской государственной библиотеке.
Развитие мировой сети знаний. С 2006 г. Массачусетский технологический институт (МТИ) предоставляет бесплатный доступ к своим учебным курсам через веб-сайт OpenCourseWare, он вдохновил другие вузы на участие в создании «мировой сети знаний, которая принесет пользу всему человечеству». МТИ создал официальные партнерства с организациями, которые переводят курсы на испанский, португальский и китайский языки. Пользователи представляют 215 стран, территорий и городов-государств мира.
К движению присоединились и другие высшие учебные заведения мира, стремящиеся предоставить открытый доступ к учебным материалам по тем дисциплинам, которые являются их «коньком». Сегодня МТИ возглавляет международное движение, в который входят более 50 учебных заведений в Африке, Азии, Европе и Южной Америке.
Появление понятия информационного насилия. В Сети присутствовала с самого начала координация использования пространства ip-адресов и доменных имен, но это исключительно координирующие функции [7]. Первой проблемой, с которой столкнулось сетевое сообщество, требующей организационных мер, оказались «атаки», «червяки», троянские программы.
Государства официально признали понятие «киберпреступности» и приняли соответствующие законы. Вместе с тем, борьба сисадминов со «взломщиками» по своим масштабам не идет ни в какое сравнение с приходом в Сеть рекламы. Принцип «размести свою рекламу рядом с тем, на что все часто смотрят» привел к активному «размножению» рекламных баннеров на популярных веб-сайтах и к созданию специальных сайтов для оплачиваемых баннеров. Сам рекламный
баннер может не содержать запрещенной информации, его зачастую сложно подвести под действие законов о рекламе. Картинка имеет цель вызвать любопытство у пользователя, заставляющее по ней «щелкнуть».
Проблему помогают решить текстовые браузеры, которыми пользуются многие профессионалы для поиска нужной информации.
Значительно опаснее другое проявление рекламы в Сети - массовые рассылки рекламной информации по электронной почте -спам. Эффективность и дешевизна рекламы через спам привела к стремительному росту количества таких рассылок.
Возникновение механизмов саморегуляции сетевого сообщества. Если каждый сотый пользователь Сети начнет рассылать спам, то такой удобный сервис, как электронная почта, будет похоронен в потоке мусорной информации. Именно поэтому в сетевом сообществе спонтанно возникло запрещение спама на уровне договоров с провайдерами, и, наконец, в ряде стран закрепившееся в виде законов.
Эффективным средством против спама оказался «инстинкт самосохранения сетевого сообщества», действующий через угрозу прекращения связности. Если к вам идет поток спама из сети, то можно прекратить его принимать с помощью специальных опций. Если появляется сеть, предоставляющая услуги спаммерам, держатели RBL (списка нарушителей, проверяемого в реальном времени) вносят эту сеть в свои черные списки. Попадание в них означает потерю связности примерно с 40 % Сети и действует отрезвляюще [7].
Именно этот механизм показал принципиальную возможность и работоспособность самоуправления и саморегуляции.
Вместе с тем, существует масса примеров успешного вмешательства государств в сетевую жизнь, уголовного преследования за нарушения внесетевых законов при работе в Сети и т.п. Наиболее эффективно разные страны отработали борьбу с так называемой детской порнографией. В большинстве государств детское порно запрещено.
Развитие либерального информационного общества. Определение свободы информационного обмена основывается на
фундаментальном принципе - «все, что не мешает другим, т.е. не нарушает их прав, разрешено». Принцип, казалось бы, не подлежит сомнению. Тем не менее, во многих конституциях не дается определения, что же это такое - свобода слова.
Нечеткость в толковании на современном этапе порождает множество проблем. Внедрение нового наполнения понятия свободы слова имеет, если присмотреться, существенно более далеко идущие последствия. Во-первых, все чаще информационным насилием называют все виды явной рекламы. Во-вторых, этические акценты неумолимо смещаются от интересов социума, государства к интересам личности. Общественная организация проходит путь от абсолютной власти фараона к Декларации прав человека. Обратные процессы если и возникают где-то, то ненадолго.
Либерализация общества является неизбежным следствием развития технологий. Либеральное информационное общество будущего, устройство которого уже начинает возникать, появится очень скоро, возможно, через десять лет, а возможно, и раньше. Сеть вошла в нашу жизнь, никого не спросив, и не собирается из нее уходить.
Обострение проблемы, связанной с современным авторско-правовым законодательством. В его фундаменте - понятие копирайта, т.е. права копирования той или иной информации. Информация, защищенная копирайтом, может быть скопирована только теми, кому автор дал такие полномочия. В общем случае создание копии объекта авторского права является незаконным независимо от наличия или отсутствия каких бы то ни было договорных отношений между правообладателем и лицом, создающим копию. Для достижения подлинной свободы слова придется кардинально пересмотреть существующее авторское правовое законодательство, отказавшись от современного понятия копирайта.
Несколько лет назад считалось, что отменив авторские права, мы останемся без книг, без музыки и без программ, и поэтому в 1994 г. в России было введено обычное для западных стран авторско-правовое законодательство. Последние несколько лет, однако, стали периодом ломки стереотипов. Проблема наибо-
лее полно раскрылась именно в самой передовой области авторско-правовых отношений -в области компьютерных программ.
Появление бесплатно распространяемых программ и операционных систем, исходные тексты которых широко доступны и открыты к использованию в любой модификации всеми желающими на абсолютно безвозмездной основе, не могло не усомниться в необходимости существующего копирайтного законодательства.
Идеологи free software подчеркивают, что термин free следует воспринимать прежде всего в значении «свободный», а не «бесплатный» (free means freedom, not price).
В принципе торговать «свободными» программами никто не запрещает, даже сама организация за счет продажи дистрибутивов. При этом, никто не запрещает скопировать купленный дистрибутив всем желающим.
Можно бесплатно взять дистрибутив в Интернете на сайте Free Software Foundation. Вместе с тем, удобнее заплатить несколько долларов и получить диск в фирменной упаковке, и это дает Free Software Foundation возможность содержать свою компанию, несмотря на небольшие суммы, получаемые таким образом. Дело в том, что большие «программистские» компании, чтобы продать свои разработки, вынуждены содержать настоящие армии менеджеров и маркетологов, которые вместе с расходами на рекламу и съедают большую часть денег. На долю собственно разработчиков программного обеспечения приходится малая часть бюджета. Становится понятным, почему Free Software Foundation может развиваться при получении небольших денег за фирменные дистрибутивы.
Достоинства системы свободного распространения программного обеспечения:
- пишутся программы, в которых есть потребность, а не в силу их разрекламиро-ванности;
- пишут те программисты, которые могут написать их качественно;
- труд программистов не дублируется;
- потребителю не нужно оплачивать бесполезную для него работу коммерсантов;
- совершенствовать или адаптировать программу можно самому или попросить кого-то.
Введение первых законов, ограничивающих присвоение чужих произведений, было направлено на стимуляцию самостоятельной творческой деятельности. Согласимся, что исторически отсутствие копирайтного права не мешало авторам создавать произведения. Конечно, при отмене копирайтного права люди искусства станут получать меньше денег, но значительно уменьшится количество попсы.
Переход к обществу без рекламы. Практически любую рекламу можно назвать информационным насилием. Безусловно, устранение рекламы из современных общественных отношений являет собой проблему, решение которой весьма и весьма нетривиально. Запрет на рекламу и замена ее организацией сетевых справочных служб имеет существенное число плюсов. Нужная информация становится доступнее, меньше «мусора» в Сети.
С развитием инфраструктуры цифровых сетей связи кабельное цифровое телевидение неизбежно вытесняет эфирное телевидение. Развивать и финансировать частные каналы, авторские проекты на телевидении могут государственные и негосударственные фонды по той же схеме, которая сейчас успешно используется для распределения грантов в фундаментальной науке.
Подводя итог, можно констатировать, что переосмысливать придется многое, потребность общества в рекламе сильно преувеличена. Переход к обществу без рекламы будет, естественно, постепенным, и настоящий запрет рекламы определенных категорий является вполне логичным первым шагом.
Шпионаж, независимо от его целей, окажется не у дел в самое ближайшее время. Развитие информационных технологий включает и развитие криптографии, и основанных на ней средств защиты информации. В настоящее время государства стараются беречь и преумножать свои «законные» привилегии по шпионажу: подслушивание и подглядывание в отношении граждан, даже путем накладывания запретов на применение криптографии. Вместе с тем, сегодня становится очевидным, что в этой борьбе государствам придется серьезно менять свою политику. Крипто доступно всем уже сегодня, и нет никакой возможности повернуть прогресс вспять.
4. Причины, которые делают человека фактором риска в информационном обществе.
Общественное сознание сильно отстает от происходящих стремительных и радикальных перемен, которых в истории цивилизации еще не было. Будущее приближается столь стремительно, что у человека не остается времени для адекватного восприятия новой реальности [8]. Как жить человеку в быстро меняющемся мире? Об этом писали ученые раньше, но сегодня эта проблема становится не просто актуальной, но и представляет угрозу для безопасного развития цивилизации, образ будущего которой в сознании человека становится расплывчатым. Именно поэтому сейчас жизненно важна для цивилизации связь науки и образования, гармонизация и равновесие человеческой мудрости, жизнеспособность общечеловеческой ценностной системы и сознания.
Причин, которые делают человека фактором риска в информационном обществе, много.
Проблема информационного неравенства. Не все могут воспользоваться новыми возможностями в силу особенностей самой личности: мотивация, информационная компетенция, лингвистическая культура. Если сам человек не хочет быть грамотным, то никакие технологии не помогут.
Доступность информации снижает мотивацию к созданию новых знаний, к развитию новых способов познания. Отторжение знания из-за увеличения его объемов говорит о неподготовленности внутренних личностных структур к увеличению нагрузок, что проявляется в отсутствии навыков оценки качества, объема и глубины получаемой информации, приводящим к возрастанию социального неравенства.
Факторами социального разделения становятся аккумулирование, генерирование, использование знаний.
Усугубляется процесс принятия решений из-за увеличения числа альтернатив. Человек оказывается в ситуации неуверенности, сомнений, отказывается от ответственности.
Развитие сетевых технологий создает условия манипуляции сознаниями людей. По природе люди внушаемы и поддаются целенаправленному психологическому воздействию
на уровне подсознания. Эту особенность используют в управлении большим количеством людей, создавая иллюзии, скрытно лишая свободы выбора, изменяя мнение, побуждая людей в нужном (некоторой группе) направлении. Манипуляция массовым сознанием - ключевой элемент информационной войны и во многом идентична внедрению в сознание специально подготовленной информации.
Имея в руках такое универсальное средство распространения информации, как Интернет, технологии манипулирования массовым сознанием быстро развиваются и, зачастую, совершенно с неожиданной стороны оказывают существенное влияние даже на людей с развитым критическим мышлением. Обычные люди со средним уровнем образования и культурного развития все чаще будут подвергаться этому влиянию, затем будет наступать прозрение. Точно так же, как развиваются человеком созданные компьютерные вирусы и антивирусы.
Виртуализация пространства в средствах информатизации может приводить к виртуализации общества и соответствующим рискам.
Виртуализация пространства и неумолимое вмешательство в жизнь других людей с помощью социальных сетей парадоксальным образом вызывают нарастающее ощущение одиночества «в толпе» [9]. Поведение людей формируется главным образом группой им подобных, а социальное взаимодействие все чаще становится виртуальным. Другим последствием жизни в мире Интернета является утрата ощущения пространства, особенно когда получаем сообщение по электронной почте от отправителя, который в момент отправки может находиться в любой точке мира.
Развивается психологическая зависимость человека от телевидения, компьютерных игр, интернет-зависимость и др.
Развиваются не просто зависимости, а появляются симптомы более тяжких заболеваний, например синдром фантомного звонка - когда человеку кажется, что у него в сумке звонит или вибрирует телефон. Согласно доктору Ларри Розену (Larry Rosen), автору книгу iDisorder, 70 % пользователей, которые признавались в активном использовании смартфонов и сотовых телефонов, беспокоят фантомные звонки.
Еще один пример новой болезни. Номо-фобия - «No mobile phobia» - страх остаться без сотового телефона. Болезнь попала в американский список психических расстройств DSM-5. Ларри Розен объясняет причины этого заболевания как следствие нервного состояния, когда человек боится что-то пропустить.
Психологи все чаще пишут о Facebook-депрессии - частое безмерное использование социальных сетей зачастую не помогают наладить социальные связи и способствуют появлению депрессии.
Можно предположить, что веер болезней с развитием информационного общества может расширяться, а сами болезни - прогрессировать, что закономерно приведет к появлению новых направлений в медицинской и психологической науках.
Открываются новые возможности для информационной преступности против личности, государства, общества. Это несанкционированный доступ к информации, хищение, преднамеренное искажение, информационный терроризм. Эта проблема стремительно вошла в нашу жизнь с развитием Сетей, вместе с ней развивается сравнительно новое направление обеспечения защиты информационных прав личности. Такие права уже охраняются законодательством ряда стран, в том числе и России, но до совершенства и отлаженности процедур защиты еще очень далеко.
Информационная война уже сейчас распространена в политике, экономике, культуре и приобретает все более широкое распространение. Информационная война ведется за умы и сердца людей, при всей силе компьютерных технологий, они являются только средством. А целью является контроль над умами людей для достижения определенной власти путем распространения специально подготовленной информации. Со временем приходит понимание особой значимости личных контактов и общения с аудиторией. Появляются новые технологии в информационном противоборстве на основе интеграции разных систем общения, усиливающих друг друга. Известно, что меньше всего поддаются манипулированию люди с четко выраженной социальной и политической позицией, выраженной социокультур-
ной идентичностью, высокой образованностью. Именно поэтому все большее значение приобретает развитие системы образования и, в частности, воспитания, способствующее формированию гражданской позиции, патриотизма, любви к Родине. Особое значение приобретает национальная идея - система национальных приоритетов, идей, традиций, значимых для большинства людей и признанных внешним сообществом как гуманных. Источником победы в информационной войне может быть только капитал культуры, усиленный информационными технологиями.
5. Явления глобального характера.
Усиление информационной связанности мирового сообщества посредством ин-фокоммуникационных систем, является позитивным фактором устойчивого развития цивилизации. Информационная связность общества приводит к развитию партнерских, деловых, научных, образовательных связей между странами, развитию взаимовыгодных торговых отношений на мировом уровне, формированию и расширению оптимальных систем производства, снижения энергоемкости, что приводит к удешевлению результирующего продукта и продвижения на мировом рынке. Бурное развитие информационных технологий, видимо, так или иначе, способствует развитию (до определенного времени) монополярного мира во главе с Международным парламентом. Как он будет управляться - это вопрос времени.
Возможность доступа к информации в любой точке мира приводит к развитию «глобального сознания». Уже сейчас обычные пользователи при минимальных затратах практически в любой точке мира могут получить доступ к самой разной информации: мировым библиотекам, информационным системам, образовательным ресурсам, новостным и развлекательным каналам. Причем в удобной для пользователя форме можно перевести информацию на удобный язык, воспользовавшись автопереводом (который динамично совершенствуется). Люди все чаще обращаются за вопросом к экспертным профессионально-ориентированным сетям, энциклопедиям, которые создаются сообществом под контролем друг друга (или членов мирового профессионального сообщества).
Таких систем становится все больше, причем разного уровня погружения в профессиональную проблему. Такого рода дифференциация знаний тоже происходит стихийно, с продвижением той или иной идеи развития информационных технологий, сообщества приспосабливают эти технологии под решение задач, в которых заинтересован каждый. Таким образом, при совокупности интересов усиливается ресурсная база обеспечения этих интересов - своего рода синергетический эффект, который характерен для развития информационных технологий.
Наступает новый этап формирования внешней системной памяти человечества, электронной памяти. Сейчас уже существует множество сетевых технологий и систем, позволяющих в режиме реального времени заполнять и накапливать информацию о своей семье, о своем родовом дереве, причем независимо в какой стране мира находится член семьи. Информация об учебном заведении, одноклассниках, однокурсниках формируется в социальных сетях. Сетевой социум активно формирует и накапливает в Сети информацию о событиях, памятных датах, коллекциях, произведениях искусства, домашних фото и видео и многом другом. Органы государственной власти также предоставляют открытые базы данных для удобства использования и информирования своих граждан. Таким образом, информация накапливается не только в музейных и библиотечных фондах, но и люди активно участвуют в формировании электронной памяти. Средства и технологии размещения информации становятся все удобнее и доступнее для людей без специальной подготовки, а это значит, что увеличение объемов информации приведет к новой структуризации сетевого пространства и решению проблем быстрого поиска нужной информации.
Стабилизация численности населения планеты (12-14 млрд. чел.), по мнению С.П. Капицы, может быть связана, в том числе, и с информатизацией общества, как одной из причин.
6. Стратегия науки, образования и культуры.
Формирование новой системы духовных ценностей, адекватной условиям жиз-
недеятельности человека в XXI в., акцент на развитие духовной сферы общества. С динамичным развитием средств информатизации человечество все отчетливее осознает кризисные процессы в системе развития духовных ценностей, связанных с отвлечением и акцентуализации внимания молодежи на средствах удовлетворения собственных потребностей с использованием сети: сетевые игры, социальные сети, интернет-магазины, видео и многое другое, что является закономерным. Ведущие ученые мира в области развития образовательных технологий все чаще говорят в своих публикациях о «социализации школьников» в социальных сетях. Молодежь перестает активно посещать школы и вузы, выбирая сеть для ежедневного общения с друзьями. Вместе с тем, общество уже пожинает плоды «провала в духовном развитии» молодежи информационной эпохи.
Вопрос о формировании новой системы духовных ценностей остается открытым, о необходимости его решения сейчас говорят многие ученые. Он является, по всей видимости, главным вопросом эпохи.
Формирование новой научной парадигмы и нового научного мировоззрения.
Обычно принято говорить о научных революциях, последствием которых является столкновение между собой научных парадигм. Когда накапливается множество данных о значимых аномалиях, противоречащих текущей парадигме, научная дисциплина переживает кризис. Испытываются новые идеи, многие из которых не принимались во внимание или казались ранее несостоятельными. Рано или поздно формируется новая парадигма, окружение ее сторонников, начинается интеллектуальная борьба между сторонниками новой и старой парадигм.
В настоящее время формирование новой научной парадигмы тесно связано и с процессами ее глобализации, которому способствуют развитие современных сетевых коммуникаций. Обычно, говоря о глобализации науки, речь идет о перемещении ученых, утечке мозгов, распространении знаний, о цитировании, о формировании международных контактов и научных организаций. Важно заметить, что уже сейчас научные направления начинают генерировать глобальные знания, появляются глобальные харак-
теристики и свойства, развиваются глобальные исследования, планетарно-глобальное предвидение развития науки в целом. Эти процессы, видимо, будут оказывать существенное влияние на глобализацию образования, которое будет эволюционировать в определенном направлении, а гармонизация материального и идеального обеспечивает высокую степень устойчивости и развития. Сейчас выделяют три измерения, из которых складывается «разумная планета». Во-первых, это ее техническая оснащенность, ее инструментальность. Во-вторых, это взаимосвязанность. Наконец, в-третьих, это интеллектуальность, т.е. насыщенность интеллектуальными технологиями.
Формирование информационной культуры личности и общества, включающее развитие личностных качеств, таких как: пространственное образное мышление, способность к самообразованию и творчеству.
Пять приоритетных областей стратегического плана Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»:
- информация в целях развития;
- информационная грамотность;
- сохранение информации;
- информационная этика;
- доступность информации.
Формирование информационной этики, адекватной новой информационной культуре личности и общества. Именно она сможет обеспечить необходимый уровень информационной безопасности. Запретительные санкции в полной мере не решат проблему информационной безопасности.
Развитие Интернета радикально влияет на стиль человеческого общения. Оно отличается публичностью диалога, если он происходит в открытом режиме, а также высокой степенью анонимности, что приводит к возникновению сетевой этики. Анонимность не дает права вести себя некорректно, поэтому крайне необходимо вырабатывать этические стандарты поведения в виртуальной среде.
Человечеству предстоит осознать, что мир необратимо изменился, и важно адаптироваться под эти изменения. И чем раньше каждый из нас осознает всю глубину и необратимость происшедшего, тем лучше.
Информация сама по себе является потенциальным ресурсом, но, пропущенная че-
рез общество, она становится актуальным информационно-энергетическим и социальным ресурсом. В частности, благодаря использованию информационных технологий и форсайт-исследований, через обсуждения гражданским обществом, через оценку всевозможных современных выгод и рисков формируется образ будущего, в том числе человека, стоящего в центре социального развития.
Литература
1. Чванова М.С. Влияние нанотехнологической модернизации на тенденции развития общества // Гаудеамус. Тамбов, 2011. № 2 (18). С. 87-90.
2. Чванова М.С., Храмова М.В. Развитие образовательных технологий нового технологического этапа развития общества // Гаудеамус. Тамбов, 2010. № 2 (16). С. 79-87.
3. Колин К.К. Информатизация общества в условиях глобализации: современное состояние и актуальные проблемы: лекция для студентов, обучающихся по программам специалитета и магистратуры различных направлений. Красноярск: ИПК СФУ, 2009. 42 с.
4. Ланвэн Б. Эксклюзивное интервью - Для меня самая суть информационного общества может быть описана тремя словами: глобальность, контент, человек // Информационное общество. 2010. № 6. С. 6-10.
5. Петрова Г.А., Ковальчук Ф.А. Образование в информационном обществе: решение проблемы формирования «человека успешного» // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2010. Вып. 3 (16). С. 7-11.
6. Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Информационное общество и будущее библиотеки. URL: http:// www.gpntb.ru/win/inter-events../crimea97/doc/s1/ s1doc5.html
7. Столяров А. Информационное общество будущего и современность. URL: http://lib.ru/ COPYRIGHT /stolyarov.txt
8. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи образования, науки и культуры // Открытое образование. 2007. № 5. С. 40-46.
9. Барон Н.С. Люди, в которых мы превращаемся: цена постоянного нахождения на связи // Информационное общество. 2010. № 5. С. 18-28.
References
1. Chvanova M.S. Vliyanie nanotehnologicheskoy modernizatsii na tendentsii razvitiya obschestva // Gaudeamus. Tambov, 2011. № 2 (18). S. 87-90.
2. Chvanova M.S., Hramova M.V. Razvitie obrazovatel'nyh tehnologiy novogo tehnologicheskogo etapa razvitiya obschestva // Gaudeamus. Tambov, 2010. № 2 (16). S. 79-87.
3. Kolin K.K. Informatizatsiya obschestva v usloviyah globalizatsii: sovremennoe sostoyanie i aktual'nye problemy: lektsiya dlya studentov, obuchayuschihsya po programmam spetsialiteta i magistratury razlichnyh napravleniy. Krasnoyarsk: IPK SFU, 2009. 42 s.
4. Lanven B. Eksklyuzivnoe interv'yu - Dlya menya samaya sut' informatsionnogo obschestva mozhet byt' opisana tremya slovami: global'nost', kontent, chelovek // Informatsionnoe obschestvo. 2010. № 6. S. 6-10.
5. Petrova G.A., Koval'chuk F.A. Obrazovanie v informatsionnom obschestve: reshenie problemy formirovaniya «cheloveka uspeshnogo» // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. 2010. Vyp. 3 (16). S. 7-11.
6. Ershova, T.V.; Hohlov, Yu.E. Informatsionnoe ob-schestvo i buduschee biblioteki. URL: http:// www.gpntb.ru/win/inter-events../crimea97/doc/s1/ s1doc5.html
7. Stolyarov A. Informatsionnoe obschestvo budu-schego i sovremennost'. URL: http://lib.ru/ COPYRIGHT /stolyarov.txt
8. Kolin K.K. Chelovek v informatsionnom ob-schestve: novye zadachi obrazovaniya, nauki i kul'tury // Otkrytoe obrazovanie. 2007. № 5. S. 40-46.
9. Baron N.S. Lyudi, v kotoryh my prevraschaemsya: tsena postoyannogo nahozhdeniya na svya-zi // Informatsionnoe obschestvo. 2010. № 5. S. 18-28.
MAN IN THE INFORMATION SOCIETY: NEW OPPORTUNITIES AND PROSPECTS
V.M. Yurev, M.S. Chvanova Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
This article discusses the essential features of the information society, the particular values of the information age, the main trends in the development of the information society. The reasons that make a person a risk factor in the information society, the phenomena of nature and the global strategy for the development of science, education and culture.
Key words: Information Society, people in the information society, trends, risks.
УДК 004
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
М.В. Храмова
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Россия, г. Саратов. е-mail: [email protected]
В статье рассматривается использование кластерного подхода для подготовки студентов наукоемких специальностей. Обсуждаются проблемы, которые позволяет решить кластерный подход. Описаны возможности применения кластерного подхода в проектной деятельности студентов в системе открытого образования.
Ключевые слова: наукоемкие специальности, кластерный подход, система открытого образования, проектная деятельность.
В настоящий момент представляется важным ответить на вопрос: могут ли в системе открытого образования быть эффективно сформированы профессиональные компетенции? Отличительной особенностью наукоемких специальностей является участие студентов в исследовательской и проектной деятельности. Если исследовательская деятельность в системе открытого образования достаточно хорошо организуется, то проектная деятельность вызывает наибольшее число вопросов. Попытаемся найти выход из
сложившейся ситуации посредством применения кластерного подхода, который можно считать новым для системы образования.
Рассмотрим проектную деятельность студентов наукоемких специальностей в системе открытого образования в условиях социального партнерства учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общественных и государственных структур, предприятий, заводов.
Данная (проектная) деятельность, которая лежит в основе инновационно-образова-