УДК 101.1 :: 316 Розанов Филипп Иванович
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры общенаучных дисциплин Братского государственного университета, филиал в г. Усть-Илимск dom-hors@mail.ru
НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Rozanov Philipp Ivanovich
PhD in Social Philosophy, Assistant Professor of the General Scientific Disciplines Department, Bratsk State University, branch in Ust-Ilimsk dom-hors@mail.ru
NEGATIVE ASPECTS OF THE SOCIOCULTURAL TRANSFORMATION IN THE INFORMATION SOCIETY
Аннотация:
В статье анализируются объективные и субъективные истоки ключевых угроз информационнотехнологической трансформации общества в социальной и культурной сферах. Обосновывается важность этической ответственности разра-бот чиков информационно-коммуникационных
технологий и необходимость комплексного подхода к снижению рисков социокультурной трансформации путем свободного, открытого, все-стороннего диалога власти, народа и научного сообщества.
Ключевые слова:
цивилизация, культура, трансформация, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, тенденции, опасности, угрозы.
Summary:
The article researches objective and subjective sources of the key threats caused by the informational and technological transformation of the society in social and cultural spheres. The author substantiates the significance of the ethic responsibility of the information and communication technologies’ developers, and the necessity of the complex approach to the risk management in sociocultural transformation of the society by free, comprehensive dialogue between government, people and academic community.
Keywords:
civilization, culture, transformation, information and communication technology, informational society, tendencies, dangers, risks.
Современный этап развития человеческой цивилизации сопровождается колоссальными изменениями, сравнимыми по значимости с возникновением письменности или зарождением науки. Формирование и эволюция информационного общества сопровождается процессами глобальной социальной трансформации, обусловленными появлением и дальнейшим взрывным развитием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). По историческим меркам возникли данные технологии совсем недавно, но уже стали неотъемлемой частью экономики, политики и культуры. Процессы развития ИКТ и информатизации социума практически сразу приковали к себе внимание научного сообщества, и интерес к их изучению только растет. Однако и в обществе, и в академической среде доминирует позитивная оценка происходящих изменений, в то время как проблематике потенциальных опасностей, угроз и негативных тенденций, связанных с развитием ИКТ, уделяется непропорционально мало внимания.
Хотя изменения, происходящие в социуме под воздействием ИКТ, уже получили серьезное теоретическое осмысление в многочисленных концепциях информационного общества, конечный результат происходящих трансформаций пока никто не берется предсказать. Современные исследователи в качестве определяющего признака информационной цивилизации называют тотальную информатизацию всех сфер социума, выражающуюся в повсеместном проникновении ИКТ во все без исключения сферы жизни людей и во многих случаях даже замене человеческого труда программно-техническими средствами. Причем речь идет не только о таких очевидных легко автоматизируемых видах деятельности, как продажа билетов, или поиск каталогизированной информации. В настоящее время специализированные программноаппаратные средства заменяют человека даже на сложных, ответственных и, в определенной степени, творческих работах: управляют транспортными системами, заменяют людей на биржевых торгах и в дорожной полиции, осуществляют языковые переводы и т.д.
Проникновение технических средств в повседневную жизнь людей происходит невероятно быстрыми темпами. Спутниковая навигация, видеообщение в реальном времени, мгновенный доступ к глобальным информационным сетям, возможность быстрой передачи и обработки больших массивов информации и другие технологии, казавшиеся фантастическими еще десятилетие назад, сегодня доступны каждому. Смартфоны, планшетные компьютеры, ультрабуки и
другие гаджеты становятся все доступнее и производительнее, порождая невиданный ранее уровень информационной мобильности человека. Эти технологии не только позволяют всегда оставаться на связи и оперативно получать необходимую информацию, но и меняют само представление о том, что такое работа и рабочее место.
Многократно возросшая мощь компьютеров, их практически ничем не ограниченная мобильность, а также повсеместное распространение широкополосного доступа к Интернету привели к тому, что некоторые исследователи называют сетевой трансформацией социума [1, с. 9]. Традиционное для капиталистического индустриального общества сосредоточение капитала, ресурсов, производственных мощностей, разработчиков, специалистов в сфере производства и оказания услуг становится неэффективным. Применение ИКТ сделало возможным осуществлять многие виды деятельности дистанционно, что во многих случаях оказывается экономически, психологически и социально более выгодным и целесообразным. Следствием этого становится децентрализация производств и превращение как крупных, так и мелких компаний в распределенные системы с сетевой структурой, где большая часть бизнес-процессов географически разделена, а общая координация действий осуществляется из одного или нескольких руководящих центров.
Сетевая трансформация во многом предопределила развитие другой тенденции информационного общества - виртуализации. Распределенные коммуникационные сети порождают уникальные возможности свободного общения и творчества между людьми в глобальном масштабе. Первоначально эти возможности базировались на использовании разнообразных коммуникационных программ и сервисов: чатов, форумов, блогов и т.д. Затем, с развитием технологий передачи данных, главными ресурсами коммуникации в Интернете стали разнообразные online-игры, многие из которых насчитывают уже десятки миллионов пользователей. По результатам исследования рынка online-игр компании «J'son & Partners Consulting», проведенного в сентябре 2009 г., около 10 % активных интернет-пользователей в мире играют в онлайн-игры, а к 2008 г. этот рынок привлек более 100 млн. интернет-пользователей, и их число продолжает расти высокими темпами [2]. Отличительной чертой всех коммуникаций в Интернете является их виртуальность, выражающаяся в том, что коммуникации происходят не только дистанционно и анонимно, но и осуществляются не между реальными людьми, а между их аватарами - искусственно созданными образами, зачастую противоположными по своим характеристикам реальным людям, стоящим за ними.
Изменения социума под воздействием ИКТ носят глобальный характер и затрагивают все станы мира, от США до беднейших государств Африки. При этом глобальная информатизация привела к тому, что изменилось течение социального времени. Если раньше повседневный цикл жизнедеятельности был, в большинстве случаев, четко дифференцирован на рабочее время, перерывы, отдых, будни, выходные и праздники, то в эпоху глобальной сети Интернет такое стало просто невозможным. Все компании, работающие через Интернет и, в особенности, имеющие сетевую структуру, вынуждены учитывать культурную, временную и географическую разницу в положении своих клиентов и работников. В результате в последние годы социальное время резко убыстряется, и в развитых странах даже коллапсирует, вынуждая многих людей жить в постоянном рабочем графике, в постоянной активности - жить в режиме online.
Происходящие под воздействием ИКТ изменения настолько масштабны, что один из ведущих специалистов в данной области Мануэль Кастельс называет формирующееся общество не информационным, а информациональным, то есть таким, где знания и информация перестают быть самоценностью, а используются как технологическая база для производства знания и информации более высокого уровня. Определяющим признаком информациональной цивилизации, с точки зрения Кастельса, является сетевая структура общества. Поэтому он заменяет традиционный термин «информационное общество» на «network society» - сетевое общество, в котором информационная глобализация, происходящая за счет массового доступа людей к ИКТ, приводит к стиранию культурных, пространственных и временных границ, а система власти меняется от централизованного управления к сетевому взаимодействию локальных социумов, основанному на принципах самоорганизации [3, с. 15].
Однако, выделяемые Кастельсом, как и большинством других исследователей, характеристики информационного общества носят формальный, описательный характер и не говорят о том, насколько происходящие изменения положительны или отрицательны. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в современном мире в подавляющем большинстве случаев рассматривается как явление позитивное и прогрессивное. Среди негативных тенденций развития информационного общества чаще всего отмечают возрастающее влияние на общество средств массовой информации, сложность сохранения частной жизни (privacy) людей или организаций, угрозы информационной безопасности со стороны злоумышленников,
усложнение поиска и отбора качественной информации, усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества [4, с. 205].
Помимо перечисленных проблем одной из самых главных негативных тенденций развития информационного общества практически все исследователи называют цифровой разрыв (digital divide). Во многих странах существует цифровой разрыв между различными социальными слоями, дифференцированными по уровню благосостояния (часто данный разрыв коррелирует с этнической сегрегацией и уровнем образования). Экономические же причины обуславливают цифровой разрыв между странами «золотого миллиарда» и развивающимися государствами. Большой разрыв наблюдается также в степени освоения и эффективного использования между представителями разных возрастных поколений. При этом понятие цифрового разрыва является довольно показательным в плане безусловной позитивной оценки информатизации, поскольку недоступность Интернета считается недостатком, а соответственно, доступность Интернета - несомненным благом.
Однако информационное развитие цивилизации - явление сложное, противоречивое, и содержит в себе целый ряд пока еще мало исследованных потенциальных опасностей, способных не только оказать негативное влияние на социальную систему, но даже разрушить ее. В силу малой изученности, новизны и активной динамики развития данной темы, четкой классификации проблем информационного общества не существует. Но очевидно, что наиболее острый и проблемный характер изменений при трансформации цивилизации по направлению к информационному обществу мы наблюдаем в социокультурной сфере.
Интернет как глобальная телекоммуникационная сеть стал технологическим прорывом для человечества, изменив его социальную структуру и культурные традиции. Возникновение Интернета в 60-х гг. ХХ в. и его дальнейшее развитие было связано со специфической культурой университетской свободы, инновационной открытости и активности, с децентрализованно-стью и меритократией, основанной на уважении и технических знаниях [5, с. 32]. Создателям всемирной сети казалось, что они создают инструмент для эффективного общения, образования и научной деятельности. Однако с началом коммерциализации Интернета и совершенствованием программно-аппаратных интерфейсов лавинообразно стало расти количество простых пользователей, далеких от меритократических и научных идеалов. Вслед за обычными пользователями Интернета стали активно осваивать деятели порно-индустрии, спамеры, разнообразные мошенники и криминальные элементы. В результате современный Интернет стал больше похож на глобальную информационную свалку. Точные цифры назвать сейчас почти невозможно, но специалисты считают, что больше половины ресурсов в Интернете - это разнообразные порно сайты, спам серверы, рекламные и обманные сайты-пустышки или заброшенные пользователями страницы [6]. Да и среди остальных ресурсов действительно полезных и информативных не так уж много. Интернет подарил свободу информации, возможность творить и высказывать свое мнение, но очень многие используют эти возможности превратно и даже во вред обществу, превращая информационные ресурсы в источник рекламы, клеветы, дезинформации, пропаганды, мошенничества и преступлений.
Технологическая возможность легкого создания и неограниченного копирования информации, сама по себе являющаяся несомненным благом, привела к глобальному лавинообразному росту информации, большая часть которой либо не представляет никакой ценности, либо является многократно повторяющейся. Оценки специалистов говорят о том, что скорость увеличения количества информации в Интернете растет лавинообразно и общее количество информации в сети скоро превысит 500 экзабайт (500 млрд. Гб), а уже через три года их объем увеличится до 2 500 экзабайт [7; 8]. В результате Интернет превращается из организованной информационной системы в своеобразную информационную свалку с хаотическим нагромождением информационных ресурсов и переплетением информационных потоков. Вследствие этого возникают такие парадоксальные ситуации, когда, например, ученому часто проще и быстрее провести собственное исследование, чем найти необходимую информацию в Интернете, СМИ или специализированных изданиях [9].
То, что сейчас представляет собой Интернет, больше напоминает хаос, а не сетевую структуру, о которой так модно сейчас говорить в социологической среде. Выходы из сложившейся ситуации предлагаются самые разные - от профилактических мер по привитию культуры сетевой коммуникации до введения специализированных электронных интернет-паспортов, без которых выход в Интернет вообще станет невозможным для пользователей [10, с. 17]. Так или иначе, но упорядочивание и даже некоторая централизация Интернета необходима хотя бы для удобства самих пользователей и для более эффективного использования информационных ресурсов. Однако попытки навязать искусственные ограничения Интернету, особенно жесткими запретительными мерами, могут привести к злоупотреблениям властью, формированию тота-
литарного контроля, усугублению цифрового разрыва и т.д. Конечно, культура Интернета - это в первую очередь культура свободы, и просто «закрыть» Интернет сейчас уже не возможно. Но попытки значительно ограничить его возможности и сдерживать его развитие осуществляются постоянно как со стороны частных корпораций, так и со стороны государственных структур, что не может не беспокоить [11].
Как уже отмечалось выше, одним из следствий глобальной информатизации стала активная виртуализация социума. Многочисленные чаты, форумы, социальные сети, онлайновые многопользовательские игры обусловили лавинообразное развитие виртуальных сообществ. Конечно, подобные сервисы предоставляют большие возможности для эффективного общения, но, с другой стороны, для многих людей виртуальность становится средством ухода от реальности, эрзацем социальности, разрушающим и без того слабые коммуникативные связи людей друг с другом и с обществом [12]. Кроме того, информатизация общества теоретически должна способствовать облегчению повседневного труда и улучшению его качества, интенсификации межличностного взаимодействия, отдыха и развлечений, улучшению общего качества жизни. Но в действительности есть признаки значительного отставания информатизации социума от его инфор-мационализации, то есть эффективного использования существующих ИКТ [13, с. 139]. Некоторые исследователи отмечают, что зачастую ИКТ оказывают обратное ожидаемому действие и, фактически, негативно влияют на эффективность восприятия информации, на продуктивность работы, на качество образования, на продуктивность отдыха, на распределение свободного времени, на общее интеллектуальное и физическое развитие людей [14; 15; 16].
Подводя итоги, можно сказать, что развитие информационной цивилизации - процесс сложный, противоречивый, сопровождающийся целым комплексом крайне опасных и разрушительных тенденций. Но происходящие технологические, политико-экономические и культурные изменения носят объективный характер и в силу этого неизбежны. Сами по себе ИКТ не являются хорошими или плохими и последствия их проникновения в социум зависят от свойств самого социума. В свободном, открытом, демократическом обществе, с развитым научнотехнологическим потенциалом можно минимизировать негативные последствия процессов информатизации и даже во многом управлять этими процессами.
Из всех опасностей информационного общества опасность информационного тоталитаризма, наверное, самая главная и самая реальная. Скандально известные американские проекты по тотальному контролю за населением TIA (Total Information Awareness), MATRIX (Multistate Anti-Terrorist Information Exchange) и др. - это яркий пример того, как далеко готово зайти правительство в стремлении укрепить свою власть, используя жупелы терроризма, наркомафии, педофилии и т.д. [17, с. 207]. Однако если в США и западной Европе подобные проекты находятся под пристальным контролем общественных организаций и целых сообществ хорошо образованных и подготовленных энтузиастов, то о подобных российских проектах мы ничего не знаем, но явно не потому, что их нет.
Есть ли реальная возможность избежать угроз информационно-технологического развития общества? Сейчас однозначный ответ дать просто невозможно. В этой ситуации единственно правильной позицией со стороны научного сообщества может быть только всестороннее и честное обсуждение данной проблематики. Кроме того, принципиальное значение имеет этическая позиция исследователей и разработчиков новых технологий. Абсолютная открытость разработок, их свободное использование и анализ не позволят остаться незамеченными попытки тех или иных сил применить данные технологии или знания во зло. Противостоять новым опасностям информационного общества сложно, и исход этой борьбы неизвестен. Но единственное оружие в этой борьбе - гласность, открытость, свобода и ответственность.
Ссылки:
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
2. Лобусова Т. Число активистов онлайн-игр растет // Новостное агентство Infox. 2009. 30 сентября. URL: http://www.infox.ru/hi-tech/games/2009/09/30/CHislo_aktivistov_on.phtml (дата обращения: 11.07.2012).
3. Кастельс М. Указ. соч.
4. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М., 2003.
5. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.
6. Statistics and information on pornography in the USA // BLAZINGGRACE.ORG. 2005. URL: http://www.blazinggrace.org/ cms/bg/pornstats (дата обращения: 11.07.2012).
7. Hilbert M., Lopez P. The World's Technological Capacity to Store, Communicate, and Compute Information // Science. 2011. April 1.
8. Аналитические данные IDC. Объем информации в интернете удваивается каждые полтора года. // Портал «Security Lab». 2009. 20 мая. URL: http://www.securitylab.ru/news/379852.php (дата обращения: 11.07.2012).
9. Lynch C. The Shape of the Scientific Article in The Developing Cyberinfrastructure // CTWatch Quarterly. Volume 3. № 3. 2007. August. URL: http://www.ctwatch.org/quarterly/articles/2007/08/ (дата обращения: 11.07.2012).
10. Ревич Ю. Что делать или кто виноват? // Компьютерра. 2003. 19 августа. № 28.
11. Целиков Д. Лен Клейнрок: Развитие Интернета сдерживают искусственные барьеры // Новостной портал Компью-лента. 2009. 31 августа. URL: http://net.compulenta.ru/453933/ (дата обращения: 11.07.2012).
12. Леонтович О.А. Проблемы виртуального общения // Полемика: электронный журнал. 2000. Выпуск 7. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo (дата обращения: 11.07.2012).
13. Розанов Ф.И. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современных студентов // European Social Science Journal. 2011. № 8.
14. Young K. S. Internet Addiction: Symptoms, Evaluation, And Treatment. University of Pittsburgh at Bradford, 1999.
15. Garber A.R. Death By Powerpoint. 2001. 01 April. URL: http://www.smallbusinesscomputing.com/biztools/article.php/ 684871 (дата обращения: 11.07.2012).
16. Tufte E. PowerPoint Does Rocket Science - and Better Techniques for Technical Reports. 2005. 05 september. URL: http://www.edwardtufte.com/bboard/q-and-a-fetch-msg?msg_id=0001yB (дата обращения: 11.07.2012).
17. Киви Б. Гигабайты власти. Информационные технологии между свободой и тоталитаризмом. М., 2004.
References (transliterated):
1. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. M., 2000.
2. Lobusova T. Chislo aktivistov onlayn-igr rastet // Novostnoe agentstvo Infox. 2009. 30 sentyabrya. URL: http://www.infox.ru/hi-tech/games/2009/09/30/CHislo_aktivistov_on.phtml (date of access: 11.07.2012).
3. Kastel's M. Op. cit.
4. Chernov A.A. Stanovlenie global'nogo informatsionnogo obshchestva: problemy i perspektivy. M., 2003.
5. Kastel's M. Galaktika Internet. Ekaterinburg, 2004.
6. Statistics and information on pornography in the USA // BLAZINGGRACE.ORG. 2005. URL: http://www.blazinggrace.org/cms/bg/pornstats (date of access: 11.07.2012).
7. Hilbert M., Lopez P. The World's Technological Capacity to Store, Communicate, and Compute Information // Science. 2011. April 1.
8. Analiticheskie dannie IDC. Ob"em informatsii v internete udvaivaetsya kazhdie poltora goda. // Portal «Security Lab». 2009. 20 maya. URL: http://www.securitylab.ru/news/379852.php (date of access: 11.07.2012).
9. Lynch C. The Shape of the Scientific Article in The Developing Cyberinfrastructure // CTWatch Quarterly. Volume 3. № 3. 2007. August. UrL: http://www.ctwatch.org/quarterly/articles/2007/08/ (date of access: 11.07.2012).
10. Revich YU. Chto delat' ili kto vinovat? // Komp'yuterra. 2003. August 19. № 28.
11. Tselikov D. Len Kleynrok: Razvitie Interneta sderzhivayut iskusstvennie bar'ery // Novostnoy portal Komp'yulenta. 2009. 31 avgusta. URL: http://net.compulenta.ru/453933/ (date of access: 11.07.2012).
12. Leontovich O.A. Problemy virtual'nogo obshcheniya // Polemika: elektronniy zhurnal. 2000. Issue 7. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo (date of access: 11.07.2012).
13. Rozanov F.I. Informatsionno-kommunikatsionnie tekhnologii v zhizni sovremennykh studentov // European Social Science Journal. 2011. № 8.
14. Young K. S. Internet Addiction: Symptoms, Evaluation, And Treatment. University of Pittsburgh at Bradford, 1999.
15. Garber A.R. Death By Powerpoint. 2001. 01 April. URL: http://www.smallbusinesscomputing.com/biztools/article.php/ 684871 (date of access: 11.07.2012).
16. Tufte E. PowerPoint Does Rocket Science - and Better Techniques for Technical Reports. 2005. 05 september. URL: http://www.edwardtufte.com/bboard/q-and-a-fetch-msg?msg_id=0001yB (date of access: 11.07.2012).
17. Kivi B. Gigabayty vlasti. Informatsionnie tekhnologii mezhdu svobodoy i totalitarizmom. M., 2004.