Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ДОЛГ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЗАЦИЯ / ЧУВСТВО ВИНЫ / РЕВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Талынёв Валерий Егорович, Андриенко Олеся Юрьевна, Протасов Юрий Серафимович

В статье представлен авторский взгляд на проблему идеологической устойчивости в современных реалиях. В материале рассматривается сущность и особенности процесса формирования идеологической устойчивости курсантов образовательных организаций МВД России как социальной составляющей морально-психологического обеспечения их служебной деятельности. В работе, основываясь на результатах исследования, представлен анализ современного подхода к формированию идеологической устойчивости курсантов образовательных организаций МВД России в образовательной и служебной деятельности. В материале рассматривается методологический подход к междисциплинарному понятию «личность», особенности обеспечения профессиональной направленности и процесса адаптации курсантов к учебной деятельности. В статье нашли отражение нюансы тревожного состояния идеологического противоборства с западными апологетами, приводятся ряд современных аналитических примеров с характеристиками основных направлений противодействия. Как показывает сегодняшняя практика, в условиях оголтелой пропагандистской кампании, на фоне миграционного взрыва, безопасность, уровень жизни простых граждан и рост ВВП, уровень ценностных ориентиров в Евросоюзе также постепенно снижается, а западные политологи всеми, и не только СМИ, способами пытаются очернить достижения и великие подвиги российского народа. Соответствуя логике и цели статьи представлены основные направления по идеологическому и гуманистическому формированию личности курсанта, будущего офицера правоохранительных органов, гражданина России в условиях учебно-воспитательной деятельности и дальнейшему прохождению службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Талынёв Валерий Егорович, Андриенко Олеся Юрьевна, Протасов Юрий Серафимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS FORMATION OF IDEOLOGICAL STABILITY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article presents the author’s view on the problem of ideological stability in modern realities. The article examines the essence and features of the process of forming the ideological stability of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a social component of the moral and psychological support of their official activities. Based on the results of the study, the paper presents an analysis of the modern approach to the formation of ideological stability of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in educational and service activities. The article considers the methodological approach to the interdisciplinary concept of “personality”, the features of ensuring professional orientation and the process of adaptation of cadets to educational activities. The article reflects the nuances of the alarming state of ideological confrontation with Western apologists, provides a number of modern analytical examples with characteristics of the main areas of counteraction. As today’s practice shows, in the conditions of a frenzied propaganda campaign, against the background of a migration explosion, security, the standard of living of ordinary citizens and GDP growth, the level of value orientations in the European Union is also gradually decreasing, and Western political scientists are trying to denigrate the achievements and great exploits of the Russian people in all ways, and not only the media. In accordance with the logic and purpose of the article, the main directions for the ideological and humanistic formation of the personality of a cadet, a future law enforcement officer, a citizen of Russia in the conditions of educational activity and further service are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

5.4.5 Политическая социология

Political Sociology

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-82-92

Проблемы формирования идеологической устойчивости курсантов образовательных организаций МВД России

В.Е. Талынёва ©, О.Ю. Андриенкоь ©, Ю.С. Протасов: ©

Воронежский институт МВД России (ВИ МВД России), г. Воронеж, Российская Федерация

a E-mail: v.talynyov@yandex.ru ь E-mail: andrienko-51@mail.ru c E-mail: nsavitckii2@mvd.ru

Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на проблему идеологической устойчивости в современных реалиях. В материале рассматривается сущность и особенности процесса формирования идеологической устойчивости курсантов образовательных организаций МВД России как социальной составляющей морально-психологического обеспечения их служебной деятельности. В работе, основываясь на результатах исследования, представлен анализ современного подхода к формированию идеологической устойчивости курсантов образовательных организаций МВД России в образовательной и служебной деятельности. В материале рассматривается методологический подход к междисциплинарному понятию «личность», особенности обеспечения профессиональной направленности и процесса адаптации курсантов к учебной деятельности. В статье нашли отражение нюансы тревожного состояния идеологического противоборства с западными апологетами, приводятся ряд современных аналитических примеров с характеристиками основных направлений противодействия. Как показывает сегодняшняя практика, в условиях оголтелой пропагандистской кампании, на фоне миграционного взрыва, безопасность, уровень жизни простых граждан и рост ВВП, уровень ценностных ориентиров в Евросоюзе также постепенно снижается, а западные политологи всеми, и не только СМИ, способами пытаются очернить достижения и великие подвиги российского народа. Соответствуя логике и цели статьи представлены основные направления по идеологическому и гуманистическому формированию личности курсанта, будущего офицера правоохранительных органов, гражданина России в условиях учебно-воспитательной деятельности и дальнейшему прохождению службы.

Ключевые слова: идеологическая устойчивость, долг, справедливость, гуманизация, психологизация, чувство вины, революция сознания

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Талынёв В.Е., Андриенко О.Ю., Протасов Ю.С. Проблемы формирования идеологической устойчивости курсантов образовательных организаций МВД России // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 4. С. 82-92. РО!: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-82-92

V_У

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Талынёв В.Е., Андриенко О.Ю., Протасов Ю.С. -

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-4-82-92

Problems Formation of Ideological Stability of Cadets of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

V.E. Talynev3 ©, O.I. Andrienkob ©, Yu.S. Protasovc ©

Voronezh institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (VI the Ministry of Internal Affairs of Russia), Voronezh, Russian Federation

a E-mail: v.talynyov@yandex.ru b E-mail: andrienko-51@mail.ru c E-mail: nsavitckii2@mvd.ru

Abstract. The article presents the author's view on the problem of ideological stability in modern realities. The article examines the essence and features of the process of forming the ideological stability of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a social component of the moral and psychological support of their official activities. Based on the results of the study, the paper presents an analysis of the modern approach to the formation of ideological stability of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in educational and service activities. The article considers the methodological approach to the interdisciplinary concept of"personality", the features of ensuring professional orientation and the process of adaptation of cadets to educational activities. The article reflects the nuances of the alarming state of ideological confrontation with Western apologists, provides a number of modern analytical examples with characteristics of the main areas of counteraction. As today's practice shows, in the conditions of a frenzied propaganda campaign, against the background of a migration explosion, security, the standard of living of ordinary citizens and GDP growth, the level of value orientations in the European Union is also gradually decreasing, and Western political scientists are trying to denigrate the achievements and great exploits of the Russian people in all ways, and not only the media. In accordance with the logic and purpose of the article, the main directions for the ideological and humanistic formation of the personality of a cadet, a future law enforcement officer, a citizen of Russia in the conditions of educational activity and further service are presented.

Key words: ideology, ideological stability, personality, motivational-value orientation, humanization, psychologization, values, state, guilt, convictions, revolution of consciousness

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В современных условиях совершенствования российской государственности особое место занимают проблемы подготовки сотрудников правоохранительных органов. К основам совершенствования профессиональной подготовки курсантов ОВД, кроме создания педагогических условий профессиональной подготовки, формирования мотивационно-ценностной ориентации курсантов, личностно-ориентированного подхода к обучению, организацией обучения на технологическим уровне, учете специфики службы в ОВД, взаимодействии преподавателей и курсантов необходимо выделить особо процесс формирования личности курсантов [7: 4-10].

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ, МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТЬ»

Возле проблем, связанных с идеологией, ее проявлениями в таких формах как патриотизм, любовь к своему Отечеству, понятие «Родина», обеспечение в последнее время в социальных сетях, СМИ и других информационных источниках, ведется серьезная спекулятивная игра и давление. Особенно остро эта ситуация просматривается на фоне пандемии, других социально-политических событий мирового масштаба, например, ведение специальной военной операции. Отсюда, немаловажное значение в наше непростое время имеют методологические проблемы обеспечения идеологической устойчивости будущих сотрудников

полиции. Формирование идеологической устойчивости начинается с формирования личности курсантов, а это процесс сложный и длительный. Междисциплинарное понятие «личность» относится к пониманию его как общественного существа, как представленное человеческое в человеке, уровня его цивилизацион-ности, а также места и роли в жизни. С позиций психологии личность формируется через познание и влияние на структуру психики курсантов, а также знание психологии служебного коллектива и место личности в нем. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям и др. В этике личность - это носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающей совестью и достоинством. Личность в юриспруденции - это дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поведение [2].

В философии, личность по Гегелю - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил: разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность. Социальная философия изучает проблемы общества и человека, проблемы отношений человека в обществе. Личность в педагогике, как и в древности, так и сейчас является центральной фигурой на разных возрастных этапах [3]. Личность в социальной педагогике рассматривается как объект

воспитания. Один из вопросов социальной педагогики - это взаимоотношения личности и среды [4].

В связи с современными тенденциями в обществе потребность в квалифицированных кадрах МВД России неуклонно возрастает, причем непрерывно повышаются требования к уровню их подготовленности [5: 2-4]. Специфические условия службы сотрудников ОВД, характеризующиеся высоким уровнем ответственности, ограничением времени на принятие решения, побуждают постоянно поддерживать и повышать уровень своих профессиональных знаний, умений и навыков [6: 32-34].

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Современный этап развития гуманитарных наук ориентирует на инновационные подходы в психолого-педагогических исследованиях, среди которых целостность и системность в оценке личностного, профессионального и нравственного роста будущего специалиста, что и обуславливает необходимость обращения к средовым феноменам [8: 172-175].

На наш взгляд, формирование личности курсантов МВД России необходимо организовать по следующим направлениям, где главное - обеспечение профессиональной направленности и процесса адаптации курсантов к учебной деятельности [9: 5-8]. Среди них можно выделить следующие направления (рис. 1).

Показатели профессиональной направленности [Indicators of professional]

Рис. 1. Обеспечение профессиональной направленности и процесса адаптации курсантов к учебной деятельности Fig. 1. Ensuring the professional orientation and the process of adaptation of cadets to educational activities

По своим проявлениям и функциям в условиях идеологического пространства, в регуляции поведения мотивирующие факторы могут условно быть разделены на следующие группы: потребности; влечения

и инстинкты как источники активности человека; причины, определяющие выбор направленности поведения; эмоции, субъективные переживания (стремления, желания); установки как способы регуляции поведения

и др. [10]. Таким образом, для юридических институтов МВД России встает в полный рост вопрос о морально-психологическом сопровождении подготовки курсантов.

В современных условиях эти направления нуждаются в серьезной корректировке. Дело в том, что идеологическая война против Российской Федерации велась всегда, начиная с Московского государства, но ныне она приобрела невиданные до сих пор размах и формы. Не исключено, что эта война имеет также и длительное содержание. Эта идеологическая война - ожесточенная борьба за ценности, независимость, государственный и общественный суверенитет, в конечном итоге, вопрос о существовании России, а сейчас и русского языка, в которой «коллективный» Запад ведет в неравных для нас условиях потому, что в нашей Конституции не предусматривается наличие идеологии государства как таковой.

Именно поэтому, с учетом выше перечисленных направлений, в процессе формирования личности курсантов МВД России должна быть сформирована идеологическая устойчивость ко всем социально-политическим передрягам. Это актуально сейчас и потому, что Запад, во-первых, развязал беспрецедентную информационную войну против Российской Федерации, формирует ключевые угрозы, с которыми Россия сталкивается в последнее время, при этом они исходят не от киберпреступников или террористов, а непосредственно от руководства западных стран, в первую очередь, США [11: 96-98].

Следует отметить, что в современной реальности идет последовательная и агрессивная война, направленная на срыв развития нашего государства, стремление затормозить наши международные связи по внешнему периметру, спровоцировать внутреннюю нестабильность в России, подорвать и изменить наши ценности, которые объединяли и объединяют российское общество, в конечном итоге, ослабить Россию и поставить ее под внешний контроль. На Западе очерняется все, что хоть как-то касается России. Лживые статьи в самых авторитетных изданиях поставлены на поток. Например, сегодня пытаются поставить под сомнение наши достижения в сфере медицины, в частности, в борьбе с коронавирусом. После прихода к власти в США, Джозеф Байден фактически объявил «новый крестовый поход на Восток». В своей статье «Суверенный ответ на глобальные угрозы», советник министра обороны России А. Ильницкий поясняет: «Задача Запада во главе с США перенапрячь Россию, внести хаос, сбить с поставленных целей» [12].

Сегодня США в своем противостоянии с Китаем и Россией переходят к практике «горизонтальной эскалации», где соперничество будет преимущественно проходить ниже порога перерастания в реальные широкомасштабные боевые действия, как это наблюдается сейчас в ходе проведения специальной военной операции. Следует признать, что в условиях жесточайшей пандемии посыпались самые крепкие экономики мира. И санкции в таких условиях могли бы показаться чем-то крайне аморальным, бесчеловечным, но именно экономический сектор в это сложное время Запад выбрал для нанесения главного удара по России. Европа и США словно хотят «наказать Москву», за то, что она

отстаивает свои внутренние интересы и отказывается идти на поводу. Как итог, таким образом, информационная война приняла другую форму - идеологическую. Именно этим проблемам уделял большое внимание В.В. Путин на коллегиях ФСБ России.

ПОНЯТИЕ «ИДЕОЛОГИЯ» И ЕЕ УСТОЙЧИВОСТЬ

Принято считать, что «идеология» в широком смысле слова представляет собой совокупность идей и взглядов, которые отражают отношение большинства граждан государства к объективной социальной действительности и развитию общественных отношений. Идеология в широком смысле слова - система рационального светского обоснования ценностей, которая скрепляет людей в единую общность, наделяет их едиными ценностями, нормами. В узком смысле слова «идеология - это идеология социальной группы, класса, слоя, сословия, партии (т.е. политическая идеология), которая интерпретирует, регламентирует поведение личности в группе. В современном обществе идеология - сложное многоярусное явление. Т.е. под идеологией, как национальной идеей понимается базовая общественная идея, принимаемая всеми слоями общества во всех сферах ее социального функционирования» [13].

Поэтому идеология как национальная идея выполняет функцию интеграции, сплочения общества на основе единых ценностей и норм. В идеологии выделяют три уровня, среди которых теоретико-концептуальный, характеризующийся:

а) политической идеологией, имеющей формы проявления такие как взгляды, принципы, идеи, концепции, идеалы, теории;

б) политической психологией, формами которой являются эмоции и чувства, настроения, мнения, предрассудки, традиции, обычаи и др. (рис. 2).

Рис. 2. Идеологические уровни сплочения общества на основе единых ценностей и норм Fig. 2. Ideological levels of social cohesion based on common values and norms

Устойчивость любой идеологии предполагает, что в ее структуре можно выделить две основные части: позитивную, определяющую нормативное представление об обществе и своем месте в нем, и критическую, оценивающую существующую социальную реальность и место в ней личности. Таким образом, в идеологию входят:

• во-первых, представление определенной социальной группы о существующей социальной реальности и своем месте в ней (теоретико-познавательный момент);

• во-вторых, оценка существующей социальной реальности и своего положения в ней с позиции своих (групповых) интересов;

• в-третьих, определенный социальный идеал, выражающий модель общественной системы, обеспечивающей реализацию коренных социальных интересов данной группы;

• в-четвертых, программу действий по реализации идеала;

• в-пятых, систему норм, правил социально-политической деятельности и соответствующих поведенческих установок.

Идеологии существуют и проявляются в различных формах: политических, правовых, этических, религиозных, философских и др. взглядов. Устойчивость идеологии в каждой форме характеризуется способностью сохранять или восстанавливать основные устои. Российская Федерация до сих пор находится в плену утопии процессов «перестройки» - «деидеологизации». Пока мы после крушения мировой системы социализма и распадом СССР упивались деидеологизацией, коллективный Запад утвердил либерализм как идеологию и как социальную практику, которая всем им понятна. У нас же говорят, что в России есть идеология неолиберализма, она же является консервативным либерализмом и представляет идеологию патриотизма. Однако, эти понятия годятся для обсуждения среди ученых, а российскому народу необходимо идеологию сформулировать проще и понятнее [14].

Идеология всегда играет важную роль в становлении и функционировании государства, однако она должна быть заявлена самим государством. У нас государство из всех национальных интересов заявляет четко только о суверенитете. Поэтому справедливо возникает вопрос: как понимать ст. 13 Конституции России 1993 г., где прописано «п. 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [1], что фактически означает запрет на государственную идеологию? Отсюда, если в России нельзя иметь идеологию, то как можно противостоять идеологической войне? Одним патриотизмом здесь явно не обойтись. Тем более что эта идея, особенно, среди чиновников воспринимается как простая декларация. В тоже время патриотизм как идеология служения России не несет в себе базовую общественную идею [15]. А идеологическую войну, объектом которой является, в том числе слушатель образовательных организаций МВД РФ, инструментом которой является информационная война, просто необходимо выигрывать. Однако, пока, мы, в основном, только обороняемся [16: 26-38].

На наш взгляд, в связи с таким развитием ситуации, необходимо озаботиться о всесторонней компетенции кадрового состава, который должны пополнить курсанты образовательных организаций МВД России. Подготовке этого резерва необходимо уделить намного больше внимания и в первую очередь тем, кто воспитывает и готовит курсантов. Формирование идеологической устойчивости требует не только подготовленных для этой работы кадров, но и времени, которого практически нет, потому, что, выстраивая идеологическую устойчивость нельзя оставить без внимания ее основу - профессиональную культуру курсантов, которая

должна формироваться в процессе образования [17]. И хотя система образования направлена на то, чтобы курсант мог самостоятельно логически и гибко мыслить, обладать навыками самообразования, на деле это не так легко получается. У отдельной части молодежи, которая поступает учиться в образовательные организации МВД России, как нам кажется, под давлением глобальной информационной сети сформировался своеобразный менталитет, в котором преобладает индивидуализм, не совместимый с особенностями служебной деятельности в ОВД, а также размытые личностные ценности, смутные цели, неумение управлять собой и др., которые в лучшем случае определяются только уже в процессе учебы и служебной деятельности.

Отсюда, идеологическое и гуманистическое формирование личности курсанта, будущего офицера правоохранительных органов, гражданина России, на наш взгляд, должна осуществляется по следующим направлениям.

1. Гуманизация системы образования, которая заключается в овладении гуманитарной, исторической культурой, знаниями, нравственными ценностями общества, терпимостью и взаимопониманием.

2. Организация целостного учебно-воспитательного процесса.

3. Формирование мировоззренческой ориентации сотрудников и профессорско-преподавательского состава, которая формирует мировоззрение курсантов.

4. Преодоление стереотипов педагогического мышления.

5. Профессиональная компетентность и направленность профессорско-преподавательского состава, который должен состоять, в основном, из сотрудников ОВД и представителей силовых структур.

6. Организация эстетического и физического воспитания курсантов.

7. Формирование экологической культуры курсанта.

В этом случае живучесть нашей «образовательной системы» с ее базовым ядром, которое заключается в сохранении способности функционировать при любом воздействии, сможет выполнить функцию формирования идеологической устойчивости курсантов, базируясь на национальной культуре, истории, обычаях и традициях, ценностях и целях большинства граждан Российской Федерации.

Формирование идеологической устойчивости в современных условиях развития российской образовательной системы необходимо, чтобы противостоять нападкам Запада: повлиять на моральный дух и сплоченность россиян, подорвать социально-политическую стабильность, уменьшить волю к сопротивлению, сформировать у нас чувство вины и, в конечном счете, вынудить российскую элиту капитулировать перед Западом, как это было в конце 80-х и 90-е гг. прошлого столетия. Идеология всегда представляет собой мотор агрессии, которая всегда начиналась с обвинений России в «агрессии», в «нарушении прав человека», в отсутствии «демократии», не желании быть «цивилизованной» страной, не принимающей западные ценности. Здесь нужно отметить, что коллективный Запад относит к цивилизованным странам и идет подмена понятий. Цивилизация не есть уровень развития стран и уровень жизни граждан.

Говоря же об американских и европейских ценностях необходимо понять, что это такое. Во-первых, это двойные стандарты, которые являются древнейшей европейской и американской ценностью. Во-вторых, это высокомерие и тщеславие. В-третьих, мультикуль-турализм, приведший Запад к гей-парадам, гей-человеку среднего рода и деградации института семьи. В-четвертых, это уровень жизни и технологические достижения, которые всегда были притягательны для молодежи. Однако в последнее десятилетие российские технологические достижения (гиперзвук, ионный двигатель, плавучая атомная станция, достижения института им. Курчатова, успехи в борьбе с коронави-русом и др.) заставили Запад задуматься о России как о конкуренте не только технологическом, но и духовно-нравственным.

Следует отметить, что на фоне миграционного взрыва, безопасность, уровень жизни простых граждан и рост ВВП, уровень ценностных ориентиров в Евросоюзе постепенно снижается. На наш взгляд, в этих условиях, Запад и мы смотрим на ценности под разными углами. Мы к ценностям относили и относим ныне основные принципы устройства института семьи, общества и государства (право, обязанность, долг, справедливость и др.), толерантность (терпимость к инакомыслящим, инакочувствующим, инаковерующим), моральную оценку поведения человека в различных сферах жизнедеятельности, разделяемые большинством граждан. Запад же считает эти ценности западными, основанными на физиологии европейского человека и воспринимает их по-своему. Такое понимание у них основывается на том, что они являются родоначальником такого типа государственного и общественного устройства, как, например, демократическая республика. Однако они не хотят помнить, что они были родиной тоталитарной диктатуры и марксизма. К своим ценностям Европа относит уважение к праву, закону, свободу, правду, справедливость, государство, здравоохранение, образование, доход. Однако в Европе по-разному понимают правду и справедливость. Так для южан (итальянцы, испанцы, греки), в отличие от скандинавов, человеческие отношения важнее закона. В этом мы, русские, с южными европейцами очень похожи.

Рассматривая проблемы идеологической устойчивости, нельзя оставить без внимания проблему отношения европейцев к государству как таковому. Например, англосаксы воспринимают государство как инструмент, с помощью которого они решают свои проблемы. Французы государство воспринимают как врага, деспота, которое им мешает. Для нас, русских, как и для итальянцев, испанцев и греков суровая практика жизни показывает, что для большинства россиян человеческие отношения важнее закона. Для нас государство - это структура, олицетворяющая власть и которая отвечает за безопасность, за величие страны и одновременно за наше личное благополучие (обеспечение работой и жильем, наш доход, уровень и качество наше жизни, здравоохранение, образование и т.д.).

С позиций идеологии для нас истина и правда -не одно и то же, правда важнее и всегда выше, чем истина. Для нас, правда - это еще и справедливость. Если сравнивать российские и европейские ценности,

то они похожи на сообщающиеся сосуды. У нас с Европой в этом отношении есть различия, несовпадения, но больше, все же, общего. Поэтому, мы не отвергаем европейские ценности. Но они не должны быть анонимными и принудительными. По нашему мнению, европейские ценности не являются геополитическими.

Таким образом, у российского народа ценности не отличаются от европейских. Проблема только в правоприменении или в практическом использовании этих ценностей. В связи с тем, что современная идеологическая война зачастую эффективнее боевой, поэтому процессу формирования идеологической устойчивости не стоит стыдливо обходить стороной, а необходимо уделять не просто внимание, а заниматься ею на научной основе. К сожалению, профессионалов, решающих эти задачи, у нас, в достаточном количестве нет. О том, что идеологическая война эффективнее войны с ведением боевых действий, говорят следующие факты из нашей истории. Во-первых, это разложение царской русской армии и идеология свержения царизма. Во-вторых, это идеология «перестройки», борьба с коммунизмом, и идеология построения рынка в Российской Федерации в 1990-е гг., идеология внедрения болонской системы образования и ЕГЭ, идеология борьбы с собственной историей.

У каждого народа, у любого государства есть две истории: одна официальная, которую преподают в школе, преподносят СМИ и т.д., и другая - мифологическая, которую передают из поколения в поколение в песнях, былинах, сказках. Мифологическая история имеется у любой страны. Попробуйте сказать англичанину, что Кромвель был кровавой собакой, что он приказывал добивать раненых противников, залил Ирландию кровью - англичанин четко ответит, что это был великий государственный деятель. Предложите французу рассказать о движении Сопротивления, и он назовет имена храбрецов, которые освобождали Париж от бошей, и никогда не поверит вам француз, что де Голль засекретил открытия журналистов после того, как узнал из собранных документов, что половина руководителей Сопротивления сотрудничала с немцами, и что французский батальон до последнего защищал рейхстаг. Попробуйте сказать американцу, что его символ независимости и храбрости - ковбой - это маргинал. Американец гордо ответит: «Люби мою страну или убирайся!». И только наши либеральные публицисты, наши властители народных дум смело срывают «все и всяческие маски», разоблачая «кровавые тайны России». А сейчас история наших великих славянских прадедов подвергается такому разгрому, какого не знала Русь со времен монгольского нашествия!

Идеологические катаклизмы происходят в мире постоянно. Особый размах они получил в последнее время. Например, историю Великой Отечественной войны либералы начали переписывать с самого начала «перестройки», и начали поливать грязью собственные праздники и своих героев, доказывая, что Александр Невский - ханский лакей, на коленях вымаливавший милости у Батыя, что никакого Ледового побоища не существовало, Куликовской битвы не было и князь Дмитрий не надевал одежду простого воина и не сражался в передовом полку, Святослав не посылал грозное и гордое «Иду на вы!», Владимир не принес свет веры

в нашу землю, Мономах не завещал сыновьям жить в мире и людей любить, Зоя Космодемьянская никакого подвига не совершала, что Александр Матросов просто поскользнулся, 28 панфиловцев вовсе не существовали, а Гастелло просто не вернулся из полета, никакую немецкую колонну не таранил на своем самолете и др.

Зачем либералы все это делают? Почему современные либералы не терпят упоминаний о героях Древней Руси? Если бы либералы хотели найти истину, они не унижали бы нашу историю и наших героев. Они бы не убеждали всех, особенно нашу молодежь, что у Руси не было ни величия, ни добра, ни правды, светлого и высокого, что нужно учиться у мудрой Европы и у «великой» Америки, и только пойдя по их пути, мы откроем для себя истину. Это они говорят и делают для того, чтобы разрушить Российскую Федерацию и стереть с земли русскую нацию, о чем они уже открыто заявляют. Отвечать им нужно только одним: любовью к своей стране и ее великой истории. Наша страна жила, живет и будет стоять до тех пор, пока ее граждане готовы защитить себя, свою семью, свой дом, свою Родину, свой народ, пока есть святыни и святые места. Наши предки выстояли и не в такой тягости, однако сейчас пришел наш черед защищать святую Русь.

К сожалению, мы проходим сейчас этап проб и ошибок. Так, в нашей стране отменили в 1993 г. воспитание в школе, посчитав, что процесс воспитания - это дело семейное, а не школьное, дополнительную оплату классных руководителей (согласно «Информации об изменениях о выплатах классным руководителям в 2020-2021 учебном году» осуществляется доплата в размере 5 тыс. рублей), оплату учителям за проверку тетрадей и др. Мы подготовили поколение, которое слабо образовано, настораживает то, что начался процесс оглупления молодежи. И это будет происходить до тех пор, пока в образовании и воспитании школьников и студентов будут допускаться русофобы либералы-западники. Например, Д. Быков, у которого только русофоб может быть патриотом. Для него Россия - бросовая страна с безнадежным населением, где бульшая часть ни к чему не способна, перевоспитывать ее бессмысленно, она ничего не умеет и работать не хочет. Для Д. Быкова самостоятельное мышление школьника - сопротивление зомбированию. Он стремится заставить школьников поучаствовать в дискуссии эволюционистов с креационистами, авангардистов с консерваторами, славянофилами и западниками, в которой школьники не компетентны. К сожалению, таких людей - не единицы, и что особенно опасно, что они широко и активно используют информационные ресурсы, социальные сети, например. Поэтому не удивительно, что это приводит к тому, что сейчас можно задать такие вопросы представителю современной молодежи: за какую футбольную команду играл Ф.Э. Дзержинский или в каком веке русским царем был Е. Касперский и т.д.

В идеологическом противостоянии одним из психологических приемов Запада является формирование у россиян чувства вины, что особенно просматривается в условиях проведения специальной военной операции в форме подложных и провокационных фейков в социальных сетях. Зарубежная концепция «русской вины» вытекает из средневековой практики коллективной от-

ветственности церковной общины за грехи отдельных ее членов: вины перед Богом за схизму; перед цивилизацией за сопротивление ей; за собственную неблагодарность перед Западом; за историческое наследие России; за дискриминационные практики в России, даже при царе Иване Грозном; вины за сталинские репрессии, не говоря о причинах; вины за гражданскую войну; за «голодомор» на Украине; вины за жертвы в Великой Отечественной войне; за сопротивление фашистам при обороне Ленинграда; за победу в Курской битве; за воссоединение с Крымом; за помощь ДНР и ЛНР; за помощь Сирии; перед либералами за их незаконные митинги и действия и т.д.

Чувство вины не так безобидно, как кажется на первый взгляд. И действуют либералы, умело используя один из психологических методов манипуляции нашим русским сознанием. Чувство вины - это умелый способ управления личностью и вне. Оно появляется из-за личностного конфликта между эмоциями и долгом. Основа вины заключается в чувстве собственной беспомощности что-либо изменить, в необходимости подчиниться. Психологи обращают внимание на то, что чувство вины может быть обманчивым. Ложное чувство вины требует искупления, и оно увеличивает и растет с каждым днем. Состояние виноватости воспринимает, например, санкции, введенные против нас как наказание за непослушание и не цивилизованность, порождает страх перед так называемым «цивилизованным миром». К тревоге и напряжению чувство вины прибавляет чувство сожаления и раскаивания. Таким образом, русофобия в конечном счете сводится: к запрету России и русским в праве на существование как «лишней страны»; если не получится физическое устранение русского народа, либо же его духовное и культурное устранение - добиться как минимум политического уничтожения.

Взявшись на российскую молодежь, либералы активно внедряют в ее сознание низкопоклонство перед Западом, космополитизм, анти патриотизм, анти православие, пытаются насадить идеологическую убежденность в том, что Россия должна идти только по западному пути развития и никак иначе, неверие в независимость и самобытность русского народа, стремление к привитию россиянам комплекса неполноценности, ненависть к Православию, формирование готовности к национал-предательству интересов России; поддержка безнравственных культурных стандартов, принятых на Западе (однополые браки, гей-парады, «секс-просвет» в школе и др.).

Историк Наталья Нарочницкая утверждает, что Западу бесполезно доказывать, что Иван Грозный за 30 лет царствования загубил людей в 10 раз меньше, чем Екатерина Медичи за одну Варфоломеевскую ночь, когда повелела начать резню гугенотов во Франции после того, как не удалось покушение на убийство предводителя гугенотов Гаспара де Колиньи. Все равно мы в глазах представителей верхушки Запада - варвары, а Запад хороший! Репрессированных на Западе при Робеспьере и Кромвеле было больше, чем при Сталине, однако Сталина Запад и наши либералы люто ненавидят даже после официального осуждения отдельных проявлений органами российской государственной власти.

Сегодняшнее поколение слабо знает историю нашей страны, что, естественно, разрушает связь поколений, и ориентируется преимущественно на заголовки в Интернете. Для него фальшивка про «дворец Путина» и то, что в 1915 г. у русского царя было 119 дворцов и замков, стоимостью 200 млн золотых рублей становятся истиной. И неудивительно, потому, что комиссии ученых и специалистов по написанию единого учебника по истории России за 10 лет так и не смогли выполнить это ответственное задание. На уровне СМИ, утверждают,

что В.Р. Мединский написал учебник по истории, но его никто не видел. Может ведь получиться также как с многомиллиардной поддержкой министерствами культуры России и Москвы творчества К.С. Серебренникова

В этих условиях современный процесс формирования личности курсанта, будущего офицера правоохранительных органов, как гражданина Российской Федерации может осуществляться в соответствии с перспективной моделью деятельности по следующим направлениям (рис. 3).

Идеологическое и гуманистическое формирование личности курсанта, будущего офицера ОВД

[Ideological and humanistic formation of the personality of a cadet, a future police officer]

Рис. 3. Перспективная модель процесса формирования личности будущего офицера ОВД Fig. 3. Perspective model of the personality formation process of a future police officer

Отсюда становится ясным, что система образования в МВД России направлена на то, чтобы курсант мог самостоятельно логически и гибко мыслить, обладать навыками самообразования. Это важно еще и потому, что у некоторой части молодежи, поступающей в институт МВД просматриваются индивидуализм, размытые личные ценности, смутные личные цели, неумение управлять собой, что не совместимо с предстоящей служебной деятельностью в ОВД. Отсюда, на наш взгляд, нужна новая предельно ясная наступательная политика обеспечения информационной безопасности [18: 17-20] и идеологической устойчивости, основанная на патриотизме и ценностях служения своему Отечеству, всему обществу, всем людям, в том числе и будущим поколениям наших граждан. Главная цель - это формирование собственной позитивной и понятной всем повестки, заполнение информационного пространства своим контентом. А ее тактика должна быть направлена на упреждение, создание смыслов, как на внешнем, так и на внутреннем контуре. Наша деятельность в этой сфере должна всем показать, что победить нас духовно - это химера. Однако, именно сюда направляют свои стрелы Запад и ее «5-я колонна».

Более 30-ти лет в России пытаются провести революцию сознания, чтобы подготовить общественное мнение к определенным изменениям. И этому способ-

ствуют наши СМИ, где отдельные неподготовленные ведущие проводят различные теледебаты и споры, которые, с точки зрения Запада, играют им «на руку», То, что это революция сознания говорит тот факт, что еще Збигнев Бжезинский, главный идеолог политики одно-полярного мира, в свою бытность советником по национальной безопасности 39-го президента США Джимми Картера в 1991 г., сразу после развала СССР открыто заявил, что после разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие. В его статье, вышедшей в «Общенациональном Русском журнале» он пишет, что «новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России».

В августе 1991 г. З. Бжезинский заявил, что после крушения коммунизма у «демократии» остался один враг - Православная Церковь. Сегодня ему вторит Познер, утверждая, что одна из величайших трагедий для России - принятие православия. Все это не столько бьет по христианской цивилизации, сколько формирует у россиян стойкий образ Запада как врага, который хочет ликвидировать наши базовые ценности (духовность (семья, нравственность, религия), державность (сильное государство с великим будущим) и суверенитет (независимость во внешних делах и верховенство государственной власти в внутри страны). Очень мало стран имеют реальный суверенитет.

Суверенитет США - это суверенитет гегемона, желающего всегда быть № 1 в мире. Суверенитет Китая - это суверенитет развития с масштабом на столетие. Суверенитет России - это пока охранительный суверенитет. Это хорошо для текущего момента, но недостаточно для будущего. В нем пока нет ясно и просто сформулированного масштабного и привлекательного проекта. Отсутствие цели и образа будущего затрудняет наш прорыв, несмотря на определенные достижения. У России очень мало времени, чтобы сформировать собственный образ будущего, чтобы прекратить быть источником сырья и рынком сбыта для иностранных производителей, а превратиться в интеллектуально-технологический центр мирового уровня в новом технологическом укладе. Для прорыва в будущее необходимо уже сейчас создавать стратегию идеологического перевооружения, ценностную политику, основанную на высвобождении внутренней энергии общества. Без стратегии, без активной идеологической политики войну сегодняшнего дня - войну идеологий - не выиграть [19]. Перечисленные выше проблемы в формировании идеологической устойчивости курсантов требуют совершенно другого подхода к формированию профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях МВД России. Особое внимание нужно уделить тем, кто учит, чему учит, какие ценности вкладывает в сознание курсантов, кто занимается воспитанием [20: 41-50].

К профессорско-преподавательскому составу должны быть ужесточены требования. Нельзя допускать к курсантам преподавателей, которые убеждены, что Крым был аннексирован, что СССР и Российская Федерация вторглись в Афганистан и Сирию, что США и Запад являются «светочем демократии», правовым цивилизованным пространством, а Россия должна встраиваться в их ряды на их условиях. Либеральные западные ценности, русофобия не должны внедряться в сознание курсантов [21: 275-278]. Эти вопросы необходимо оставить политическим партиям и движениям.

Сотрудники ОВД входят, как средство обеспечения безопасности населения, в систему исполнительной власти в Российской Федерации, из этого нужно исходить при формировании кадров. Однако считаем необходимым внести следующие дополнения в учебные программы, преподаваемых дисциплин. Например в учебную программу дисциплины «политология»: во-первых, необходимо определиться с понятиями: политическая власть, власть, политический режим, государство, гражданское общество и его взаимосвязь с государством, роль современных политических партий; во-вторых, предусмотреть занятия по темам: «Сущность и содержание идеологий», «Политическая идеология как направление развития общества», «Историческое развитие западной и русской русофобии», «Содержание современного глобального и российского либерализма», «Сущность и содержание информационной войны», «Манипулирование сознанием как средство изменения идеологического и культурно-

исторического кода российского народа», «СМИ и Интернет как основные средства манипулирования общественным сознанием и мнением». Рассмотрение данных тем, должно проходить в тесной связи с современной российской политической сферой и международными политическим процессами. В учебной дисциплине «История» уделить больше внимания личностям российских императоров и царей, советских руководителей, российским героям всех времен, о российских территориях, приобретенных Россией, а также когда и что Россия потеряла. Отдельные учебные занятия провести по темам, касающихся революции 1917 г., а рассмотреть это событие как единый политический процесс, начавшийся с отречения Николая II от престола и закончившийся репрессиями середины и конца 30-х годов.

Необходимо, наконец-то, дать объективную оценку коллективизации и индустриализации, а также «Пакту Молотова-Риббентропа». Уделить больше времени на изучение Второй мировой и, конечно, Великой Отечественной войны, учитывая, что в школе эти знания ученики получают в ограниченной форме. Курсанты должны знать военно-политическую и экономическую обстановку в мире перед началом Великой Отечественной войны, состояние военных потенциалов СССР и Германии, основные сражения войны, советских полководцев, мнения немецких полководцев и руководителей иностранных государств о доблести русских солдат и военном искусстве советских военачальников, о советском оружии и вооружении, об истинных масштабах и особенностях ленд-лиза, и как СССР за них рассчитался после войны, об истинных экономических и человеческих потерях СССР, о реальных сроках восстановления разоренных и сожженных советских территорий и основных достижениях советского периода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятно всем, что служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел сопряжена с повышенным риском и характеризуется одним из наиболее высоких уровней экстремальности. В связи с идеологической войной, развязанной коллективным Западом к формированию в процессе обучения морально-психологических профессионально-личностных качеств, морально-психологической устойчивости сотрудников придается большой значение. Для этого необходимо внедрять в образовательный процесс требования к формированию у курсантов: целенаправленности, преемственности в обучении, идеологической и морально-психологической устойчивости, эмоционально-волевой и мотивационной направленности. Сформированность данных компонентов мы рассматриваем как многосторонний процесс, в котором курсанты приобретают теоретические знания в области морали, нравственности, психологии, социологии и др. в ходе изучения социально-гуманитарных и правовых дисциплин, а также сопутствующих изучению этих дисциплин умений и навыков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1997. Официальное издание.

2. Общая теория государства и права: академический курс в 2-х т. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 1: Теория государства. М.: Зерцало, 1998. С. 260.

3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие. М., 2002.

4. Никитин В.А. Социальная педагогика: учеб. пособие. М.: 2000.

5. Путин В.В. Время серьезного обновления ведомства // Профессионал. № 2. 2014. С. 2-4.

6. Егоров Д.Е., Радоуцкий В.Ю., Горбатенко А.В. Современные подходы в подготовке специалистов системы МВД России // Вестник БелЮИ МВД России. 2014. № 1. С. 32-34.

7. Амельчаков И.Ф., Хрисанов В.А., Попов А.М., Михайликов

B.П. Пути совершенствования первоначальной профессиональной подготовки сотрудников внутренней органов дел России на базе БелЮИ МВД России // Вестник БелЮИ МВД России. 2014. № 2. С. 4-10.

8. Мещерякова Е.И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов // Воронежский институт МВД России. Вестник ВИ МВД РФ. 2014. № 4. С. 172-175.

9. Колокольцев В.А. Безусловный приоритет обеспечения безопасности граждан, защита их прав и законных интересов // Научно-правовой альманах МВД России. Профессионал. № 2. 2013. С. 5-8.

10. Смирнов В.Н. Экстремально-психологическая подготовка сотрудников ОМОН к выполнению задач по охране общественного порядка // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: сб. науч. трудов. М.: ГУООП СОБ МВД России, ВНИИ МВД России, 2004. № 11.

11. Калинина С.Б. Воспитательная работа с курсантами, направленная на противодействие враждебной пропаганде // Московское высшее общевойсковое командное училище. Информационные войны. 2020. № 1. С. 96-98.

12. Ильницкий А.М. Суверенный ответ на глобальные угрозы // Журнал «Звезда». 21.02.2021.

13. Янковская Л.В. Политическая идеология и национальная идея. Полоцкий государственный университет // Вестник полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2016.

14. Первушина В.В. Идеология в современной России. Российский государственный университет правосудия // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2015. № 2. С. 132-139.

15. Папаяни Ф. Быть или не быть идеологии Отечества? // Идеология: поиски и находки: монография / науч. ред. проф. И.И. Кальной. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2015. C. 420.

16. Колесников В.А. Политическая идеология - феномен общественного и государственного развития // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Т. 6. № 1А.

C. 26-38.

17. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 11.02.2010. № 80 // Рос. газ. 11.02.2011.

18. Лободина А.С., Ермолаева В.В. Информационная безопасность // Молодой ученый. 2017. № 17 (151). С. 17-20.

19. Шукбаров Д.Т. Государственный суверенитет: современные угрозы // Скиф. 2018. № 6 (22).

20. Уварина Н.В., Савченков А.В. Особенности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности: мотива-ционно-деятельностный компонент // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12. № 2. С. 41-50.

21. ТуравецН.Р.,Щуров Е.А. Я-концепция в профессиональной самореализации преподавателей вузов // Общество и право. 2014. №1 (43). С. 275-278.

REFERENCES

1. The Constitution of the Russian Federation. Moscow: Yurid. lit., 1997. Official publication.

2. General theory of State and law: academic course in 2 vols. Prof. M.N. Marchenko (ed.). Vol. 1. Theory of the state. Moscow: Publishing House "Mirror", 1998. P. 260.

3. Slastenin V.A. Pedagogy: Textbook. Moscow, 2002.

4. Nikitin V.A. Social pedagogy: Textbook. Moscow: 2000.

5. Putin V.V. The time of serious renewal of the department. Professional. 2014. No. 2. Pp. 2-4. (In Rus.)

6. EgorovD.E.,Radoutsky V.Yu.,GorbatenkoA.V.Modern approaches in the training of specialists of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 1. Pp. 32-34. (In Rus.)

7. Amelchakov I.F., Khrisanov V.A., Popov A.M., Mikhaylikov V.P. Ways to improve the initial professional training of employees of the internal affairs bodies of Russia on the basis of the BelYul of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 2. Pp. 4-10. (In Rus.)

8. Meshcheryakova E.I. Features of the influence of the educational environment of a departmental university on the professional and personal formation of cadets. Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2014. No. 4. Pp. 172-175. (In Rus.)

9. Kolokoltsev V.A. Unconditional priority is ensuring the safety of citizens, protecting their rights and legitimate interests. Scientific and Legal Almanac of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Professional. 2013. No. 2. Pp. 5-8. (In Rus.)

10. Smirnov V.N. Extreme psychological training of riot police officers to perform tasks to protect public order. Issues of improving the activities of the public security police: Collection of scientific works. Moscow: GUOOP SOB of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004. No. 11.

11. Kalinina S.B. Educational work with cadets aimed at countering hostile propaganda. Moscow Higher Combined Arms Com-mandSchool. Information wars. 2020. No. 1. Pp. 96-98. (In Rus.)

12. IlnitskyA.M. Sovereign response to global threats. Zvezda magazine. 21.02.2021. (In Rus.)

13. Yankovskaya L.V. Political ideology and national idea. Polotsk State University. Bulletin of Polotsk State University. Series E. Pedagogical Sciences. 2016. (In Rus.)

14. Pervushina V.V. Ideology in modern Russia. Russian State University of Justice. Bulletin of the VSU. Series: Philosophy. 2015. No. 2. Pp. 132-139. (In Rus.)

15. Papayani F. To be or not to be the ideology of the Fatherland? In: Ideology: Searches and finds: Monograph. Prof. I.I. Kalnoy (scientific ed.). Moscow: International Publishing Center "Eth-nosocium", 2015. Pp. 420.

16. Kolesnikov V.A. Political ideology - a phenomenon of social and state development. Theories and Problems of Political Research. 2017. Vol. 6. No. 1A. Pp. 26-38. (In Rus.)

17. On moral and psychological support of operational and official activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation: Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 80 dated 11.02.2010. Russian Gas. 11.02.2011. (In Rus.)

18. Lobodina A.S., Ermolaeva V.V. Information security. Young Scientist. 2017. No. 17 (151). Pp. 17-20. (In Rus.)

19. Shukbarov D.T. State sovereignty: modern threats. Skif. 2018. No. 6 (22). (In Rus.)

20. Uvarina N.V., Savchenkov A.V. Features of preparing future teachers for educational activities: motivational and activity component. Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 12. No. 2. Pp. 41-50. (In Rus.)

21. Turavets N.R., Shchurov E.A. Ya-concept in professional self-realization of university teachers. Society and Law. 2014. No. 1 (43). Pp. 275-278. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 81,4%

Рецензент: Кораблев С.Е., кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ЦФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Статья поступила в редакцию 04.07.2022, принята к публикации 08.08.2022 The article was received on 04.07.2022, accepted for publication 08.08.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Талынёв Валерий Егорович, доктор социологических наук, доцент; профессор кафедры социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин Воронежского института МВД России (ВИ МВД России). Воронеж, Российская Федерация. SPIN-код: 9150-2719; Author ID: 684086; E-mail: v.talynyov@yandex.ru

Андриенко Олеся Юрьевна, кандидат социологических наук; специалист 2-й категории учебного отдела Воронежского института МВД России (ВИ МВД России). Воронеж, Российская Федерация. E-mail: andrienko-51@ mail.ru

Протасов Юрий Серафимович, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин Воронежского института МВД России (ВИ МВД России). Воронеж, Российская Федерация. SPIN-код: 3718-7700; Author ID: 415786; E-mail: nsavitckii2@mvd.ru

ABOUT THE AUTHORS

Valery E. Talynyov, Dr. Sci. (Sociol.), Associate Professor; Professor at the Department of Socio-humanitarian, Economic and Legal Disciplines of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (VI the Ministry of Internal Affairs of Russia). Voronezh, Russian Federation. SPIN: 9150-2719; Author ID: 684086; E-mail: v.talynyov@ yandex.ru

Olesya Yu. Andrienko, Cand. Sci. (Sociol.); specialist of the 2nd category at the Educational Department of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (VI the Ministry of Internal Affairs of Russia). Voronezh, Russian Federation. E-mail: andrienko-51@mail.ru

Yuri S. Protasov, Cand. Sci. (Hist.), Associate Professor; Associate Professor at the Department of Socio-humani-tarian, Economic and Legal Disciplines of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (VI the Ministry of Internal Affairs of Russia). Voronezh, Russian Federation. SPIN: 3718-7700; Author ID: 415786; E-mail: nsavitckii2@mvd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.