Научная статья на тему 'Проблемы формирования и реализации маркетинговой стратегии города Иркутска'

Проблемы формирования и реализации маркетинговой стратегии города Иркутска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ГОРОДА / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА / БРЕНД ГОРОДА / МАРКЕТИНГ ИМИДЖА / МАРКЕТИНГ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ / МАРКЕТИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ / МАРКЕТИНГ НАСЕЛЕНИЯ (ПЕРСОНАЛА) / CITY MARKETING / STRATEGY OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CITY / CITY BRAND / IMAGE MARKETING / MARKETING OF ATTRACTIONS / INFRASTRUCTURE MARKETING / POPULATION (STAFF) MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полякова Нина Владимировна, Залешин Виталий Евгеньевич, Поляков Владимир Владимирович

Статья содержит характеристику Сити-маркетинга в городе Иркутске, выполненную с позиций теории территориального маркетинга. Активная маркетинговая деятельность осуществляется последние три года и имеет все признаки системности: наличие качественно разработанного стратегического плана социально-экономического развития города Иркутска на период до 2030 года, а также более или менее успешную реализацию четырех частных стратегий городского маркетинга. 1. Маркетинг имиджа представлен работой по формированию концепции бренда города, которая еще далека от завершения и вызывает разноречивые отзывы. 2. Маркетинг достопримечательностей реализуется в создании и поддержании в достойном состоянии объектов, привлекающих туристов (и горожан): торгово-туристического комплекса «130-й квартал», образованного в центре города, туристического маршрута по историческому центру «Зеленая линия Иркутска» и других. В то же время нельзя не отметить противоречия между желанием жителей сохранить историческую среду города и реальным процессом «капитализации территории». 3. Маркетинг инфраструктуры заключается в реализации программы «Формирование комфортной городской среды», в ремонте дорог, в строительстве и капремонте объектов социальной инфраструктуры, хотя и с нестабильными объемами работ. 4. Маркетинг населения (персонала) представлен действующей программой «Народные инициативы», которая обеспечивает процедуру общественных слушаний при утверждении проектов благоустройства городских территорий. Обсуждение часто приобретает массовый характер, однако масштабные проекты принимаются фактически администрацией и представителями крупного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and Implementation Issues of the Marketing Strategy of the City of Irkutsk

The article contains the delineation of city-marketing of Irkutsk, given on the bases of territory marketing theory. An active marketing work has been performing for last three years and obtains all signs of the system. They are the presence of a high-quality strategic plan of the socio-economic development of the city of Irkutsk till 2030 and more or less successful realization of four private city marketing strategies. 1. Image marketing is presented by the work on the formation of the city brand concept, which is too far from its conclusion and causes different recalls. 2. Marketing of attractions is realized in creation of attractions for tourists and residents of the city and keeping them in a good condition: trade-tourist complex “Block #130”, constructed in the centre of the city, historic rout “Green Line of Irkutsk” and others. At the same time it is impossible but to point out that there are some contradictions between the desire of Irkutians to preserve historic environment of the city and real process of “territory capitalization”. 3. Infrastructure marketing consists in realization of the Programme “The Formation of Comfortable City Environment”, in road mending, constructing and restoration of social infrastructure objects, though there is unstable production volume. 4. Population (Staff) marketing is presented by the programme “People’s Initiatives”, which provides the procedure of public hearings while accepting the projects of the city territories improvement. Such debates often get mass character, though, in fact, large-scale projects are adopted by regional authorities and corporate business community.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и реализации маркетинговой стратегии города Иркутска»

Поляков Владимир Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и сервиса. Байкальский

государственный университет; 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 1 1

vla88701858@yandex.ru

Статья содержит характеристику Сити-маркетинга в городе Иркутске, выполненную с позиций теории территориального маркетинга. Активная маркетинговая деятельность осуществляется последние три года и имеет все признаки системности: наличие качественно разработанного стратегического плана социально-экономического развития города Иркутска на период до 2030 года, а также более или менее успешную реализацию четырех частных стратегий городского маркетинга.

1.Маркетинг имиджа представлен работой по формированию концепции бренда города, которая еще далека от завершения и вызывает разноречивые отзывы.

2. Маркетинг достопримечательностей реализуется в создании и поддержании в достойном состоянии объектов, привлекающих туристов (и горожан): торгово-туристического комплекса «130-й квартал», образованного в центре города, туристического маршрута по историческому центру «Зеленая линия Иркутска» и других. В то же время нельзя не отметить противоречия между желанием жителей сохранить историческую среду города и реальным процессом «капитализации территории».

3.Маркетинг инфраструктуры заключается в реализации программы «Формирование комфортной городской среды», в ремонте дорог, в строительстве и капремонте объектов социальной инфраструктуры, хотя и с нестабильными объемами работ.

4.Маркетинг населения (персонала) представлен действующей программой «Народные инициативы», которая обеспечивает процедуру общественных слушаний при утверждении проектов благоустройства городских территорий. Обсуждение часто приобретает массовый характер, однако масштабные проекты принимаются фактически администрацией и представителями крупного бизнеса.

Ключевые слова: маркетинг города; стратегия социально-экономического развития города; бренд города; маркетинг имиджа; маркетинг достопримечательностей; маркетинг инфраструктуры; маркетинг населения (персонала).

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ГОРОДА ИРКУТСКА

Полякова Нина Владимировна,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и сервиса, Байкальский

государственный университет; 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11

polyakovanv@bgu.ru

Залешин Виталий Евгеньевич,

магистр менеджмента, консультант, Байкальский государственный университет; 664003, г. Иркутск,

ул. Ленина, 11

vitalii.zaleshin@gmail.com

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ

В последние годы маркетинг города (он же — городской маркетинг, или Сити-маркетинг) пользуется все большей популярностью в нашей стране. С начала 2010-х гг. администрации многих российских городов осознают необходимость организации своей деятель-

ности на принципах маркетинга. Администрация города Иркутска не стала исключением из общей тенденции и тоже начала применять маркетинговый подход в своей работе.

К настоящему времени в Иркутске накоплен богатый опыт реализации городского маркетинга. В связи с этим возникает вопрос, насколько данный опыт успешен.

Говоря иначе, появляется необходимость в проведении анализа маркетинговой деятельности вообще и особенно маркетинговых стратегий, реализуемых городскими управляющими структурами.

В теории Сити-маркетинга центральное место занимает исследование стратегий, которые город может применять в целях

своего развития. На этапе становления в России (первая половина 00-х гг.) были сформулированы четыре основных стратегических направления, в рамках которых возможно развитие городского маркетинга [1]:

1. Маркетинг имиджа — наиболее распространенная в практике и обычно самая «недорогая» по стоимости реализации стратегия, нацеленная на формирование нового или доработку, развитие, возможно кардинальное изменение уже имеющегося имиджа города (например, формирование благоприятного имиджа города Иркутска как инвестиционно привлекательного муниципального образования*).

2. Маркетинг достопримечательностей, или привлекательности — стремление к созданию в городе постоянных «визитных карточек», которые бы обеспечивали стабильный приток туристов (для Иркутска это — так называемый «130-й квартал»).

3. Маркетинг инфраструктуры — нацеленность на развитие производственной, социальной, рыночной инфраструктуры. В настоящее время в рамках данного направления в большей степени реализуются мероприятия по повышению комфортности городской среды и созданию благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности с конечной целью роста благосостояния горожан.

4. Маркетинг населения (персонала) — реализация данной стратегии предполагает работу со всеми возможными категориями лиц-потребителей городского продукта: жителями, желающими остаться на постоянное местожи-

тельство, туристами, приезжими с целью временного трудоустройства, деловыми посетителями и т.д.

В дальнейшем происходит детализация городских маркетинговых стратегий и еще больше расширяется их классификация. Например, вводится деление по способам реализации и по содержанию. В результате деления формируется ряд типологий. Некоторые авторы насчитывают в общей сложности 57 видов отдельных маркетинговых стратегий для городов [2].

Мы предпочитаем придерживаться выше сформулированной классификации, так как все разнообразие типов и видов стратегий может быть укрупнено и сведено в итоге к четырем основным направлениям реализации городского маркетинга.

Важным моментом является наличие у города общей стратегии социально-экономического развития в качестве базовой платформы для осуществления маркетинга города.

Проанализируем состояние Сити-маркетинга в городе Иркутске. Основой для анализа решено взять указанные выше критерии, а именно: наличие и содержание городской стратегии социально-экономического развития, реализация маркетинга города по четырем главным направлениям.

2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

МАРКЕТИНГА В ИРКУТСКЕ

В начале 2018 года городской Думой была принята «Стратегия социально-экономического раз-

вития города Иркутска на период до 2030 года». Стратегической целью развития города на указанный период декларируется: «повышение качества жизни населения города Иркутска за счет обеспечения социальных потребностей и комфортных условий проживания, а также улучшения состояния предпринимательской среды в соответствии с перспективами развития экономики муниципального образования на основе сбалансированного и эффективного управления»**.

Достижение указанной цели предполагается осуществлять в рамках следующих направлений3*:

1. «Развитый человеческий капитал» — предполагает развитие всего спектра социальных услуг населению, развитие трудовой деятельности, в итоге — развитие гражданского общества в городе.

2. «Динамичное экономическое пространство» — реализация экономического потенциала города через обеспечение благоприятных условий для предпринимательства.

3. «Гармоничная городская среда» — развитие городской инфраструктуры и формирование комфортных условий для проживания горожан.

4. «Эффективное управление» — совершенствование управления городом на принципах прозрачности деятельности. Первые попытки сформулировать главную стратегию городского развития можно отнести к 2006 году, когда появилась концепция социально-экономического развития г. Иркутска до 2020 года. В 2012 году был одобрен первый

* http://admirk.ru/Pages/Municipal-programms.aspx.

** http://www.irkduma.ru/deyatel_nost_dumi/resheniya-dumy/resheniya/?SECTION_ID=187. 3* Там же.

вариант стратегии до 2025 года. Параллельно с ней была утверждена среднесрочная программа социально-экономического развития г. Иркутска на период 2013— 2019 гг.

Только к 2018 году был разработан документ, полностью основанный на принципах территориального маркетинга. Это видно и из содержания цели, и из планируемых направлений развития, совпадающих с четырьмя главными маркетинговыми городскими стратегиями.

Достоинством и свидетельством высокого качества стратегического плана можно считать представленное в нем позиционирование Иркутска на всех уровнях территориального маркетинга — от городского до глобального. Другим признаком качества стратегии является наличие в ней целевых показателей эффективности и их значений, с которыми можно ознакомиться в приложениях к документу.

Всплеск маркетинговой активности в деятельности городской администрации наблюдается с 2015 года. В настоящее время управление городом осуществляется в соответствии с направлениями, указанными в стратегии развития до 2030 года: реализуются мероприятия по развитию человеческого капитала, по стимулированию экономической активности, по формированию комфортной городской среды и обеспечению эффективности управле-ния4*.

Приведем примеры маркетинговой деятельности городской администрации в рамках четырех главных стратегий.

1. Маркетинг имиджа

С 2018 года мэрией предпринимаются усилия по формированию благоприятного имиджа Иркутска как города, привлекательного для инвестирования. При этом планируется подготовка презентационных материалов для потенциальных инвесторов, а также организация и проведение различных выставок, ярмарок, форумов, конференций с целью улучшения инвестиционного имиджа города. Финансовое обеспечение имиджевой стратегии города — 1,5 млн рублей за 2018-2020 гг.5*.

Мероприятия по брендингу города также проводятся в рамках стратегии маркетинга имиджа. В2017 году администрация города провела конкурс на разработку концепции бренда Иркутска. Победителем конкурса и разработчиком стала английская компания. Проект нового логотипа города представлен на рисунке. Презентация разработанной концепции вызвала в начале 2018 года сильный общественный резонанс6*. Жители города в основном оказались не готовы к предлагаемому иностранными специалистами бренду. Немало претензий было высказано и на организованном мэрией Общественном совете по бренду г. Иркутска.

По нашему мнению, разработка городского бренда должна быть прерогативой самих горожан, внутренних городских сообществ. Бренд формируется на стыке городского имиджа (внешнего впечатления о городе) и городской идентичности (внутреннего видения города). Именно внутреннее видение Иркутска самими жителями, на наш взгляд, и было упущено иностранными разработчиками при создании концепции бренда. Поддерживаем утверждение А. Скрипник и Д. Корниловой о том, что концепция бренда Иркутска должна формироваться «на основе понимания его самобытности» [3; 97].

Ранее выполненные исследования показывают, что брендирова-ние Иркутска возможно по трем направлениям:

♦ город исторический (центр города включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО);

♦ город литературный (родина писателей В.Г. Распутина, А.В. Вампилова и др.);

♦ «ворота на Байкал» [3; 95]. Положительным явлением можно считать формирование рабочей группы из представителей различных городских сообществ (архитекторы, дизайнеры, бизнес, городская администрация), целью

e,?pp«!o Q. -О

О. -О

ОС

ее.

сч^Ва- VAP/Ö .

^У О ^ V —^

о сп

-v

Т7

Рис. Проект логотипа города

4* http://admirk.ru/Pages/Municipal-programms.aspx.

5* Там же.

6* Кузнецова З. Настоящая #иркутскость - в обзоре соцсетей [Электронный ресурс]. иШ: https://ircity.ru/review/28859/ ?utm_campaign=7-maya-v-priangare-protes&utm_source=sendpulse&utm_medium=email (дата обращения: 21.04.2018).

которой определено создание собственной концепции бренда г. Иркутска. К сожалению, понимание принципов территориального маркетинга участниками указанной группы остается на уровне первичного, «товарного» подхода, а именно подхода «город на продажу». В этих условиях сложно ожидать рекомендаций по развитию бренда, учитывающих такие понятия, как Родина, патриотизм, самосознание жителей, городская идентичность [4].

2. Маркетинг

достопримечательностей

В рамках этого стратегического направления интерес представляет проект «Зеленая линия Иркутска» — официальный туристический маршрут по улицам исторического центра города7*.

Маршрут объединяет 30 достопримечательностей в центре города, среди которых памятники, исторические здания, храмы разных конфессий. Около каждого из объектов на линии установлен информационный стенд. Сама линия — буквально зеленая разметка, нанесенная на тротуарах. Проект реализуется с 2012 года, его оператором является Информационно-туристская служба Иркутска.

В настоящее время «Зеленую линию» можно охарактеризовать, как оставленную без должного внимания со стороны городской администрации. Разметка местами полностью исчезла и восстанавливается лишь фрагментарно; web-сайт проекта систематически не актуализируется, в представленной информации о достопри-

мечательностях можно заметить неточности.

Еще одна знаковая локация города — торгово-туристический комплекс «130-й квартал», образованный в центре города в 2011 году. Представляет собой совокупность объектов торговли, общепита, развлечений и т.п., расположенных на площади 6 га во вновь созданных «исторических» постройках (выполненных в стиле дореволюционных зданий).

Некоторые авторы называют «130-й квартал» городским брендом [5; 242], то есть объектом, имеющим однозначно положительный имидж. На самом деле квартал вызывает противоречивые чувства у туристов — отношение позитивных и негативных отзывов о месте примерно 1:18*. То есть около половины гостей города остаются недовольны одной из самых «ярких» современных иркутских достопримечательностей.

Потенциально привлекательным объектом для туристов и жителей города может стать концертный зал Дениса Мацуева. В 2016 году зал должен был стать главным элементом проекта «Квартал XXI века» по комплексной застройке района, прилегающего к историческому центру. В 2018 году администрация города полностью изменила концепцию застройки данной территории, объявила новый конкурс проектов — уже без зала Дениса Мацуева. Для размещения же концертного зала были выделены другие районы и объявлен отдельный конкурс.

Следующий пример непоследовательности действий при реали-

зации стратегии маркетинга достопримечательностей — проект «Иркутские кварталы», действующий с 2015 года9*. Данный проект имеет целью комплексное преобразование общественного пространства на территории одиннадцати кварталов центральной части города на общей площади 73 га в течение 5—6 лет. Главными принципами концепции «Иркутских кварталов» являются10*:

1) многофункциональность;

2)сохранение исторической среды;

3)экологичность и природный каркас;

4) мобильность и открытость;

5) капитализация территории. Некоторые специалисты считают «Иркутские кварталы» ценным, перспективным проектом реконструкции исторического центра города. Это обосновывается фактически одним аргументом — привлечением частных инвесторов к реализации проекта [6; 245]. Мы не согласны с таким тактическим подходом в ущерб стратегии развития города. В настоящее время можно говорить о конфликте между такими элементами концепции, как «сохранение исторической среды» и «капитализация территории». На некоторых земельных участках в зоне действия проекта предусматривается, например, снос дома — объекта культурного наследия и разрешение строить на освобожденном участке объекты делового, общественного и коммерческого назначения11*. Даже если новая постройка будет стилизована «под старину», она все равно останется «новоделом».

7* http://irkvisit.info/its/about#greenline.

8* Комплексная программа развития идентичности города Иркутска. Отчет об исследовании. Лондон: Институт идентичности, 2018. С. 52-89.

9* http://i38.ru/nedvizhimost-kommenti/irkutskie-kvartali-proekt-preobrazheniya-tsentra-goroda-kommentiruiut-eksperti.

10* http://www.irkkvartal.ru/.

''* http://www.irkkvartal.ru/lots/.

Таким образом, при реализации стратегии маркетинга достопримечательностей возникает проблема сохранения памятников деревянного зодчества, являющихся объектами историко-архи-тектурно-культурного наследия. Так, городская администрация на постоянной основе практикует выведение подобных объектов из реестра памятников. В дальнейшем такой дом, выведенный из реестра, чаще всего гибнет при пожаре.

В стратегии развития города до 2030 года формулируется тезис «Иркутск — место для жизни поколений!»12* К сожалению, принцип капитализации территории сейчас является ведущим при реализации городской маркетинговой стратегии. «Город на продажу» как подход к Сити-маркетингу становится все более явным.

3. Маркетинг инфраструктуры

Главными мероприятиями по реализации данного стратегического направления являются: ремонт городских дорог; повышение комфортности городской среды; развитие социальной инфраструктуры. Результаты деятельности администрации города в этих сферах представлены в таблице.

Как видно из представленных данных, масштабы работ по развитию городской инфраструктуры постоянно возрастают. При этом в 2016 году наблюдается пиковый рост расходов, прежде всего на ремонт дорожной городской сети. В то же время развитие транспортных сетей — как за счет строительства дорог, так и содержания уже эксплуатируемых дорожных полотен — тормозится слабо отлаженными процедурами работы с инвесторами [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Маркетинг населения

(персонала)

Формирование комфортной городской среды требует активного взаимодействия органов управления и жителей. Большинство проектов по благоустройству городских пространств проходят процедуру общественных слушаний и реализуются по результатам открытых голосований. Данный механизм отношений населения с властными структурами реализуется через программу «Народные инициативы», действующую в Иркутске с 2011 года.

Так, в 2017 году за проекты благоустройства городских территорий проголосовало более 70 тыс. жителей Иркутска. С начала 2018 года в подобных голосованиях приняло участие уже более 75 тыс. горожан. Таким образом, можно утверждать, что участие населения в формировании комфортной городской среды принимает массовый характер. С точки зрения теории это — свидетельство развития так называемого внутреннего Сити-маркетинга, когда активными субъектами маркетинговой деятельности становятся все слои городского общества, а не только органы муниципального управления.

Необходимо отметить, что столь массовое вовлечение горожан в маркетинговый процесс относится в основном к благоустройству отдельных скверов, парков, обустройству отдельных спортивных площадок на территории отдельных школ и т. д. То есть широкая общественность привлекается на самом деле к реализации локальных проектов по изменению городского пространства. Более масштабные маркетинговые инициативы продолжают оставаться прерогативой администрации и представителей крупного бизнеса.

Наблюдаются споры при взаимодействии общественности и строительного бизнеса относительно соблюдения требований ланд-шафтно-рекреационного зонирования. Эту проблему исследовали Н. Ковалевская и П. Рогов, анализируя в частности статистику обращений горожан по вопросам благоустройства городских территорий [7].

3. ВЫВОДЫ

С 2015 года Сити-маркетинг в Иркутске активно развивается. При этом очевиден системный характер деятельности по реализации городской маркетинговой

Таблица

Показатели развития инфраструктуры г. Иркутск, 2015-2018 гг.

Показатель Ед. изм. Годы

2015 2016 2017 2018 (оценка)

1. Ремонт дорог кв. м 144 000 417 100 297 000 352 000

2. Финансирование программы «Формирование комфортной городской среды» млн руб. - - 541,6 565,8

3. Затраты на строительство и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры тыс. руб. 870,3 977,1 932,9 -

Источники: https://ircity.ru/articles/26269/; http://admirk.ru/Pages/Municipal-programms.aspx; https://ircity.ru/articles/31178/

12* http://www.irkduma.ru/deyatel_nost_dumi/resheniya-dumy/resheniya/?SECTION_ID=187.

стратегии. Город, несомненно, имеет достаточно большие резервы дальнейшего развития. Как исследователи, так и практические специалисты оценивают маркетинговый потенциал Иркутска как достаточно высокий, правда, некоторые считают, что используется он не в полной мере [8].

Маркетинг Иркутска базируется на стратегии социально-экономического развития города и вклю-

чает в себя все ключевые стратегические элементы, отражающие наличие, а также реализацию всех основных направлений: маркетинг имиджа, маркетинг достопримечательностей, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения (персонала), хотя и с разной степенью успешности.

Главным недостатком современного маркетинга города можно считать то, что он реализуется

преимущественно в рамках товарного и управленческого подходов [9]. В итоге Иркутск в перспективе может стать типичным продуктом глобализации, городом космополитов, живущих здесь только до момента, пока пребывание в данном месте приносит личные экономические выгоды. А это чревато утратой исторической атмосферы Иркутска, его самобытности и идентичности.

ИСТОЧНИКИ

1. ПанкрухинА.П. Маркетинг территорий. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 416 с. — С. 41—49.

2. ВизгаловД.В. Маркетинг города. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. — 110 с. — С. 31.

3. СкрипникА.В., Корнилова Д.Н. Маркетинговые и культурологические составляющие имиджа города (на материале г. Томска и Иркутска) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2016. - № 3 (35). - С. 91—98. - С. 97.

4. Полякова Н.В., Залешин В.Е. Маркетинг территорий [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. - 105 с. - С. 5. - URL: http://lib-catalog.bgu.ru.

5. Мухаметгалиева Л.А., Вихорева М.В. Брендинг муниципального образования город Иркутск / В сборнике: Информатизация и виртуализация экономической и социальной жизни. Материалы III межвузовской студенческой научно-практической конференции с международным участием. - Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2017. - С. 240—248. - С. 242.

6. ТроицкаяЛ.И., СтрекаловскийК.Ю. Инновационное развитие города Иркутска / В сборнике: Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития. Материалы 4-й международной научно-практической онлайн-конференции (включая конкурсные работы студентов). - Иркутск, 2017. - С. 305— 309. - С. 306.

7. Ковалевская Н.Ю., Рогов П.В. Благоустройство и развитие городских территорий / В сборнике: Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития. Материалы 4-й международной научно-практической онлайн-конференции (включая конкурсные работы студентов). - Иркутск, 2017. -С. 215—221.

8. ВихореваМ.В., ВыгузоваАО. Оценка маркетингового потенциала г. Иркутска и перспективы его повышения / В сборнике: Стратегические аспекты публичного управления и территориального развития. Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. - Иркутск: Байкальский государственный университет, 2017. - С. 101 — 108. - С. 108.

9. Polyakova N., Zaleshin V. Approaches to the diagnosis of the comfort of the living environment in cities // MATEC Web of Conferences. ICRE 2018. 2018. № 212 (04001). URL: https://www.matec-conferences.org/articles/matecconf/abs/ 2018/71/matecconf_icre2018_04001/matecconf_icre2018_04001.html. DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf/ 201821204001.

Formation and Implementation Issues of the Marketing Strategy of the City of Irkutsk Polyakova Nina Vladimirovna,

Doctor habil. (Economics), Professor, Department of Management, Marketing and Service, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation (polyakovanv@bgu.ru)

Zaleshin Vitalii Evgenyevich,

MA, Consultant, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation (vitalii.zaleshin@gmail.com) Polyakov VladimirVladimirovich,

Ph. D. (Economics), Senior lecturer, Department of Management, Marketing and Service, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation (vla88701858@yandex.ru)

The article contains the delineation of city-marketing of Irkutsk, given on the bases of territory marketing theory. An active marketing work has been performing for last three years and obtains all signs of the system. They are the presence of a high-quality

strategic plan of the socio-economic development of the city of Irkutsk till 2030 and more or less successful realization of four

private city marketing strategies.

1. Image marketing is presented by the work on the formation of the city brand concept, which is too far from its conclusion and causes different recalls.

2. Marketing of attractions is realized in creation of attractions for tourists and residents of the city and keeping them in a good condition: trade-tourist complex "Block #130", constructed in the centre of the city, historic rout "Green Line of Irkutsk" and others. At the same time it is impossible but to point out that there are some contradictions between the desire of Irkutians to preserve historic environment of the city and real process of "territory capitalization".

3.Infrastructure marketing consists in realization of the Programme "The Formation of Comfortable City Environment", in road mending, constructing and restoration of social infrastructure objects, though there is unstable production volume.

4. Population (Staff) marketing is presented by the programme "People's Initiatives", which provides the procedure of public hearings while accepting the projects of the city territories improvement. Such debates often get mass character, though, in fact, large-scale projects are adopted by regional authorities and corporate business community.

Keywords: city marketing; strategy of the socio-economic development of the city; city brand; image marketing; marketing of

attractions; infrastructure marketing; population (staff) marketing.

REFERENCES

1. Pankrukhin, A.P. (2006) Territory marketing. 2nd ed. Saint Petersburg, Peter Publ., 2006, 416 p.

2. Vizgalov, D.V. (2008) City marketing. Moscow, Foundation «Institute for Urban Economics» Publ., 2008, 110 p.

3. Skripnik, A.V.; Kornilov, D.N. (2016) Marketing and cultural components of the image of the city (on the material of the city of Tomsk and Irkutsk). Tomsk State University Bulletin. Philosophy. Sociology. Political science, 2016, No 3, pp. 91—98.

4. Polyakova, N.V.; Zaleshin, V.E. (2017) Territory marketing [Electronic resource]: studies. allowance. Irkutsk: BSU Publishing House, 2017, 105 p. URL: http://lib-catalog.bgu.ru.

5. Mukhametgalieva, L.A.; Vikhoreva, M.V. (2017) Branding of the municipal formation of the city of Irkutsk. In the collection: Informatization and visualization of economic and social life. Proceedings of the III Inter-University Student Scientific andPractical Conference with international participation. Irkutsk, Irkutsk National Research Technical University, 2017, pp. 240-248.

6. Troitskaya, L.I.; Strekalovsky, K.Yu. (2017) Innovative development of the city of Irkutsk. In the collection: Problems of economics and construction management in an environmentally friendly development. Materials of the 4th international scientific and practical online conference (including student entries). Irkutsk, 2017, pp. 305-309.

7. Kovalevskaya, N.Yu.; Rogov, P.V. (2017) Improvement and development of urban areas. In the collection: Problems of economics and construction management in an environmentally friendly development. Materials of the 4th international scientific and practical online conference (including student entries). Irkutsk, 2017, pp. 215 — 221.

8. Vikhoreva, M.V.; Vyguzova, A.O. (2017) Evaluation of the marketing potential of Irkutsk and the prospects for its improvement. In the collection: Strategic aspects of public administration and territorial development. Materials of the annual international scientific-practical conference. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2017, pp. 101 — 108.

9. Polyakova, N.; Zaleshin, V. (2018) Approaches to the diagnosis of the comfort of the living environment in cities // MATEC Web of Conferences. ICRE 2018. 2018. № 212 (04001). URL: https://www.matec-conferences.org/articles/ matecconf/abs/2018/71/matecconf_icre2018_04001/matecconf_icre2018_04001.html. DOI: https://doi.org/ 10.1051/matecconf/201821204001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.