Научная статья на тему 'Проблемы формирования и развития духовно-нравственных качеств российского офицера в современных условиях'

Проблемы формирования и развития духовно-нравственных качеств российского офицера в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
266
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ / ОФИЦЕР / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ОФИЦЕРСКИЙ ДОЛГ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОЛГ / ЧЕСТЬ / ARMED FORCES OFFICER / SPIRITUALLY-MORAL QUALITY / WORLDVIEW / VALUES / THE OFFICER'S DUTY / FAIRNESS / RESPONSIBILITY / DUTY / HONOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панасенко Юрий Александрович

В статье раскрыты и обоснованы проблемы формирования и развития духовно-нравственных качеств российского офицера в современных условиях, проанализированы данные качества личности молодых офицеров. Дано сравнение духовной удовлетворенности офицерским составом воинской службой и состоянием материальных стимулов боевого мастерства. При этом указывается, что для офицерского долга наиболее приемлемым является только одно исполнение его «не за страх, а за совесть».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation and development of spiritual and moral qualities of the Russian officers in modern conditions

The article deals with the problems of formation and development of spiritual and moral qualities of the Russian officer in modern conditions, analyses the data of quality of the young officers’ personality. It is given the comparison of spiritual satisfaction of the officer composition of military service and condition of material incentives to martial skill. This specifies that for the officer’s duty, only one is the most appropriate-it “not out of fear, but for conscience”.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и развития духовно-нравственных качеств российского офицера в современных условиях»

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). Философские науки. Вып. 39. С. 89-91.

УДК 101.1:316 ББК 87.75

Ю. А. Панасенко

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье раскрыты и обоснованы проблемы формирования и развития духовно-нравственных качеств российского офицера в современных условиях, проанализированы данные качества личности молодых офицеров. Дано сравнение духовной удовлетворенности офицерским составом воинской службой и состоянием материальных стимулов боевого мастерства. При этом указывается, что для офицерского долга наиболее приемлемым является только одно - исполнение его «не за страх, а за совесть».

Ключевые слова: Вооружённые силы, офицер, духовно-нравственные качества, мировоззрение, ценности, офицерский долг, справедливость, ответственность, долг, честь.

В условиях кардинального обновления Вооруженных сил особо значимой является роль офицера, обладающего набором духовно-нравственных качеств, позволяющих ему добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, соизмерять нравственное и целесообразное, гуманное и антигуманное, легитимное и нелегитимное.

В условиях дальнейшего усложнения военного дела невозможно без опоры на нравственную составляющую духовного мира офицера выработать универсальные и максимально объективные критерии воинской службы, а также осуществить грамотное и своевременное выполнение поставленных задач, особенно в экстремальных условиях боевой обстановки. Духовно-нравственные качества офицера, какими бы неосязаемыми они не казались, образуют в структуре элементов его духовного мира тот ценностный стержень, который дает ему силы и возможность занимать высоконравственную личностную позицию.

В этом плане, развитие и совершенствование духовно-нравственных качеств офицера направлено на сохранение целостности, идентичности, качественной определенности его как личности, способности максимально реализовать свой внутренний духовный потенциал в общесоциальной и военно-профессиональной областях.

Следует признать, что в духовно-нравственной сфере российского общества и Вооруженных сил за последние годы произошли кардинальные изменения в мировоззренческих позициях и ориентациях людей, подверглись

серьезной трансформации ценностно-нормативные основания профессиональной деятельности офицерского состава. При этом государство, осознавая значимость Вооружённых сил на современном этапе развития и становления Российской государственности, сделало всё возможное для решения проблемных вопросов в духовно-нравственной и социальной сферах деятельности. В обществе и Вооруженных Силах стало заметно больше порядка и социальной справедливости. У офицеров моральные нормы и принципы воспринимаются как социально значимые в складывающейся системе современных духовных приоритетов и предпочтений. Следствием этого является дальнейшее повышение уровня общей и военно-профессиональной культуры, присутствие долговременного нравственного оптимизма.

У молодых офицеров наблюдается заметное повышение уровня их духовно-нравственных качеств и внутреннего нравственного самоконтроля. В процессе обновления армии и флота произошло значительное омоложение офицерского состава. Удельный вес младших офицеров в Вооруженных силах составляет порядка 75-80 %, а средний возраст российского офицера приблизился к 30 годам. В этих условиях для офицеров важнейшее значение приобретает формирование крайне необходимых им сегодня таких духовно-нравственных качеств, как: чуткость, искренность, внимательность, справедливость, сдержанность, терпение, требовательность, принципиальность, добросовестность, заботливость, скромность, вежливость, ответственность, благодарность,

90

Ю. А. Панасенко

самокритичность. Большинство из данных качеств, к сожалению, пока еще не стали массовыми, типичными и устойчивыми ценностями в духовном мире значительной части российских офицеров в силу как объективных, так и субъективных причин. А ведь это те качества, которые при любых обстоятельствах и условиях жизни и воинской службы должны быть востребованными. Сохранение и укрепление позитивных основ духовной жизни российского общества рассматривается представителями российской культуры сегодня в качестве более приоритетной задачи, нежели проведение всевозможных инноваций и модернизаций.

При этом мы также можем утверждать о первенстве духовно-нравственных качеств личности по отношению к экономическим, правовым, политическим. Так как духовно-нравственные качества направлены на формирование прогрессивного мировоззрения личности, правильного понимания своего предназначения и воинского долга. Действительно, социальное и военно-профессиональное в духовном мире офицера базируется на нравственных ценностях, а их отсутствие или низкое качество не восполняется ни правом, ни религиозной верой, ни искусством, ни чем-либо другим. Моральные ценности, как представляется, всегда имеют больший удельный вес в духовном мире офицера, в силу своей большей развитости и относительной универсальности. По мнению А. С. Панарина, «духовно-нравственные ценности удерживают человека от скольжения вниз, к существованию без принципов» [1].

Сегодня крайне важным является понимание того, что требования морали - это не какой-то довесок к военно-профессиональной деятельности офицера, навязываемый некими общественными силами, а залог ее успешного развития. Духовно-нравственные качества офицера, как и нравственность в целом должны рассматриваться в качестве той необходимой и обязательной основы, на которой могут базироваться все остальные виды духовности личности, выступая для нее по существу неким особым «строительным материалом», ориентирующим на добро и созидание. Подлинно нравственным обычно считают поступок, совершаемый бескорыстно, без расчета на получение выгоды, по доброй воле. Истинная нравственность обычно не обещает ее носите-

лю никакой компенсации - вознаграждением добродетели является она сама.

Современное развитие и совершенствование духовно-нравственных качеств современного российского офицера протекает в непростых внешнеполитических условиях, которые требуют от личности определённых усилий на общесоциальном, военно-профессиональном, групповом и индивидуальном уровнях.

На позитивное переосмысление и переоценку офицером собственного социального статуса, престижа военной профессии всегда оказывают свое определяющее влияние такие факторы, как: возраст, наличие жилья, размер оплаты труда, занимаемая должность и воинское звание, личное и семейное благополучие, характер военно-служебных отношений, социальные ожидания и притязания и многое другое. Обобщенным показателем переосмысления и переоценки является духовная удовлетворенность офицерским составом воинской службой и жизнью в целом. Конечно, материальные стимулы роста боевого мастерства офицерскому составу также очень важны, и хорошо, что они заложены в сумму его денежного содержания. Вместе с тем, исторический опыт нашей страны свидетельствует о том, что денежное вознаграждение за офицерский труд, как правило, никогда не соответствовало той высокой «цене» воинского офицерского труда, которой по справедливости этот труд должен оцениваться. Слишком много в нем заложено духовных компонентов, которые не могут быть оценены с позиций материального критерия. В то же время, репутация и совесть офицера, высокий уровень профессионализма, должны представляться сегодня чем-то не менее важным, по отношению к деньгам, которые он мог бы получить за хорошо выполненную работу в армии. Для офицерского долга наиболее приемлемым является только одно - исполнение его «не за страх, а за совесть». Сегодня на военной службе в российской армии должны находиться лучшие в моральном и профессиональном отношении офицеры, способные честно и ответственно выполнять свои профессиональные обязанности, способные не к прислуживанию, приспособлению, а к воинскому служению. Это должны быть люди долга, дела и чести, неподкупные, не боящиеся ответственности - люди цельного характера и гражданского мужества.

Проблемы формирования и развития духовно-нравственных качеств.

91

Список литературы

1. Панарин, А. С. Народ без элиты / А. С. Панарин. - М.: Алгоритм, 2006. - С. 334.

2. Быков, А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А. К. Быков // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 14-24.

3. Викторов, А. Ш. Духовная безопасность российской цивилизации / А. Ш. Викторов. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 304 с.

4. Глебов, А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения / А. А. Глебов. - Волгоград: Перемена, 2004. - 251 с.

5. Петрашень, И. А. Культурное наследие как фактор формирования национальной культуры / И. А. Петрашень // Научные труды Республиканского ин-та высш. школы. Философско-гумани-тарные науки / под ред. М. И. Демчук и др. - Минск: РИВШ, 2006. - С. 190-192.

Сведения об авторе

Панасенко Юрий Александрович - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника филиала по учебной и научной работе Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (Челябинск, Россия).

[email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 3 (385). Philosophy Sciences. Issue 39. Pp. 89-91.

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF THE RUSSIAN OFFICERS IN MODERN CONDITIONS

Y. A. Panasenko

Military educational and scientific center of the air force "Air Force Academy" (Chelyabinsk, Russia).

[email protected]

The article deals with the problems of formation and development of spiritual and moral qualities of the Russian officer in modern conditions, analyses the data of quality of the young officers' personality. It is given the comparison of spiritual satisfaction of the officer composition of military service and condition of material incentives to martial skill. This specifies that for the officer's duty, only one is the most appropriate-it "not out of fear, but for conscience".

Keywords: Armed forces officer, spiritually-moral quality, worldview, values, the officer's duty, fairness, responsibility, duty, honor.

References

1. Panarin A.S. Narodbezeliti [People without elite]. Moscow, Algoritm Publ., 2006. P. 334 (In Russ.).

2. Bykov A.K. Patrioticheckoe vospitanie gragdan Rossiyskoy Federacii: na stike dvuch gosudarst-vennich program [Patriotic education of citizens of the Russian Federation: at the intersection of two state programs]. Pedagogika [Pedagogy], 2011, no. 1, pp. 14-24 (In Russ.).

3. Viktorov A. Sh. Duchovnay bezopasnost rossiyskoy civilizacii [Spiritual security of Russian civilization]. Moscow, MAKS Press Publ., 2005. 304 p. (In Russ.).

4. Glebov A.A. Vospitanie patriotizma, tolerantnosty i kulturi mezsnacionalnogo obcsenia [Education of patriotism, tolerance and culture of international dialogue]. Volgograd, Peremena Publ., 2004. 251 p. (In Russ.).

5. Petrashen I.A. Kulturnoe nasledie kak factor formirovaniy nacionalnoy kulturi [Cultural heritage as a factor of national culture]. Nauchnie trudi Respublikanskogo institute vicshey shkoli. Fosovsko-gu-manitarnie nauki [Proceedings of the National Institute of Higher School. Philosophy and Humanities]. Minsk, RIVSH Publ., 2006. Pp. 190-192 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.