Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даминова Х.А.

ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В статье рассматривается вопросы формирования экономического воспитания студентов в условиях рыночной экономики, критическую выработку умений и навыков рациональной экономической деятельности, направленных на формирование экономических черт, качеств, характера, позиций, социально экономической активности личности, роль экономического воспитания и образования в условиях формирования «новой экономики», критерия эффективности экономической и воспитательной работы с учащимися, теоретический обзор мнения ученых относительно к вопросам экономического образования и воспитания молодежи, экономической реформы, совершенствование производственных отношений, формирование знаний, умений, навыков в организации физического и умственного труда, выработки разумных потребностей и интересов, особенности экономического воспитания школьников и дошкольных возрастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION AND PEDAGOGICAL UNIVERSITIES STUDENTS READINESS FOR ECONOMIC EDUCATION STUDENTS

In article addresses the questions formation economic education of students under market economy critical development skills, sound transition activities aimed at the formation of the economic features of qualities of character positions the social activity economic the role of economic education and personality education the formation and development of market economy the criterion of efficiency of economic and educational work with pupils theoretical image the views of scientists on the economy education and educating the youth of the economic reforms improvement of industrial relations formation of knowledge skills the skills to organize physical and mental work a reasonable needs and interests of economic education school children and preschool ages.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ШКОЛЬНИКОВ

Даминова Х. А.

Кулябский государственный университет имени А. Рудаки

В условиях экономической реформы, совершенствования производственных отношений, формирование экономического сознания подрастающего поколения объективно становится всеобщим и обязательным. Экономическое сознание включает знания об основных законах развития рыночной экономики, повышения эффективности производства, перестройки его структуры, совершенствования производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования. Важной его частью является способность экономического мышления, творческий поиск путей повышения производительности труда, достижения высококачественного производственного результата при наименьших затратах. Экономическое мышление предполагает умение осмысливать явления экономической жизни с учетом достижений науки и техники. Оно позволяет понимать экономику как целостное явление, в котором эффективность всего народного хозяйства зависит от эффективности каждого отдельного производственного подразделения.

Экономическое воспитание наряду с экономическим образованием включает критическую выработку умений и навыков рациональной экономической деятельности, направленных на формирование экономических черт, качеств, характера, позиций, социально-экономической активности личности. Роль экономического воспитания и образования неизмеримо возрастает в условиях формирования и развития рыночной экономики, которая базируется на знаниях и одновременно требует их постоянного восполнения и совершенствования. Например: а) по ряду дисциплин в учебных программах содержат второстепенную информацию, которая отвлекает от решения вопросов экономического образования, выработки навыков анализа реальной жизни, экономической оценки явлений; отсутствие в школах республики спецкурса по изучению проблем экономики образования, не отвечают требования к подготовке учителя для экономического образования и воспитания школьников, а в вузах для студентов; б) медленно осуществляется переориентация учебно-воспитательного процесса по подготовке студентов к экономическому воспитанию учащихся, чего настоятельно требует полая экономическая политика государства в условиях перехода к рыночной экономики.

С целью решения названых вопросов необходимо предусматривать -совершенствования управление и механизма осуществления учебно-воспитательного процесса в педагогических вузов, разработки оптимальной механизм и системы экономической подготовки будущих учителей и нацеливает преподавателей на формирование творческой личности учителя в ходе изучения педагогики, психологии, экономики образования, а также других экономических дисциплинах.

Подготовка студентов к экономическому воспитанию учащихся - это выработка у них научного представления об обыкновенных закономерностях развития и совершенствования механизма управления народного хозяйства в условиях рыночной экономики; целенаправленное систематическое формирование у будущих учителей экономических знаний, воспитание бережного отношения к разным ресурсам и реальных экономных взглядов в решения задач.

В последние годы опубликованы результаты ряд научных исследований связанных с вопросами экономического воспитания студентов и школьников. В частности научных работ В. Орхонской, Н.А. Смоляка, М.А. Малышева, А. Хроменкова и др. Однако, несмотря на это, недостаточно изучены проблемы подготовки будущих учителей к экономическому воспитанию школьников и студентов. Начиная с 2011 года, при Таджикском государственном педагогическом университете имени Садриддина Айни начали разработку учебного плана по подготовки учителя по «Экономики» в общеобразовательных школах. С 2012 года начался приём абитуриентов по этой специальности. Надеемся, что через определенное время Министерство образования и науки РТ в учебных планах внесут изменения, включат в структуру учебного плана предмет «Экономика», а в педагогических вузах предмет «Экономика образования». И

через этот предмет укрепляется система экономического знания и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.

Сегодня нужны новые специалисты, помимо высоких профессиональных навыков, обладающих способностью к управленческой и предпринимательской деятельности, к диагностированию деловых отношений и установлению деловых контактов, склонностью к индивидуальному творчеству, умением жить и работать в новом информационном мире, действовать в глобальной информационной сети. Совершенствование экономических знаний, экономического воспитания необходимо и для того, чтобы постоянно совершенствовать экономические отношения, а на их основе - всю систему общественных отношений.

Кроме того, экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стремления к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Экономическое воспитание в школе можно осуществлять на уроках по всем основным предметам [3, 5, 12].

Таким образом, изучение проблемы показало, что механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников разнообразны. Содержание общественного экономического сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности. В учебном процессе большое значение имеет, постановка перед учащимися вопросов экономического характера, а также проведение уроков обществоведения, истории, математики, физики, химии, географии, биологии, специально посвященных обобщению данных об экономическом значении этих наук. Главным механизмом экономического воспитания школьников является непосредственная, доступная им экономическая деятельность. Общественно полезный и производительный труд учащихся требует экономически эффективной организации: планирования, нормирования труда, его механизации, учета эффективности и результативности [8, 5]. Следовательно, экономическое познание, деятельность и отношения — те механизмы, которые формируют экономическое сознание школьников и студентов.

Критериями оценки эффективности экономико-воспитательной работы с учащимися являются:

а) знание ими основных экономических понятий и ведущих идей радикальной экономической реформы в Республики Таджикистан;

б) умение подойти с экономическими мерками к вопросам организации труда; проявление бережного отношения к индивидуальному и общественному достоянию имуществом;

в) сознание нравственно-трудового долга и ответственности перед обществом за состояние и развитие национальной экономики.

Проблемы экономическое образование и воспитание как актуальная проблема включает в себя комплекс гносеологических, психологических, педагогических, экономических, социальных аспектов, которые являются объектом внимания философов, социологов, экономистов, педагогов, психологов и рассмотрена в научных работах таких ученых как Л.И. Абалкин, П.Р. Атутов , С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, Т.В. Дробышева, Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, В.К.Розов, И.А. Сасова, В.П. Фофанов, Б.П. Шемякин, С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др., а концептуально -теоретические положения, раскрывающие вопрос формирования экономической культуры рассмотрено в научных трудов и статье таких ученых как Г. Маршал, А. Маслову, Н. Пономарёв, В.Д. Попов, Ж.Т. Тощенько, В П.Чичканов, В.И. Щербина; теоретические и методические подходы к экономическому воспитанию и образованию в работах А. Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Н. Галкина, Т.В. Дробышева, И.А. Мельничук, А.А. Смоленцева, А. Д. Шатова; вопросы концепция непрерывного экономического образования в трудах И.А. Сасова, В.А. Поляков, а экономическая проблематика, рассматриваемая в контексте

Кроме того, для нашего исследования немаловажным значением имеют положения ученых как Л. Н. Галкина, Т. В. Дробышева, А. А. Смоленцева, А. Д. Шатова С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, а также в работах Таджикский учёных как

Лутфуллоев М. Л., Шарифов Ф.Ш., Нигматов С. , Каримовой И.Х., Расулова Д.Р. и др. о том, что экономическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста. Дошкольников интересуют проблемы, связанные с экономическим содержанием, дети способны объяснить отдельные его понятия, т.к. экономика проникает во все сферы жизнедеятельности человека.

Анализ современного состояния проблемы формирования готовности студентов к экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста позволил выявить следующие тенденции:

а) необходимостью экономического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов его реализации;

б) потребностями педагогической практики в специалистах, способных осуществлять экономическое воспитание дошкольников, и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы готовности студентов к данному процессу.

Реформирование экономических отношений нашего общества, выработка национальной модели социально-экономического развития предполагают совершенствование экономического воспитания школьников, студентов, а также и трудящихся. Экономическое воспитание - систематическое, направленное воздействие общества на человека с целью формирования знаний, умений, навыков в организации физического и умственного труда, выработки разумных потребностей и интересов, новых идеологических ценностей: экономической свободы, экономической ответственности, хозяйственного риска, вознаграждения по труду и по капиталу, умения защиты и отстаивания общечеловеческих ценностей над классовыми интересами, сохранения суверенитета национальной экономики. Особенность экономического воспитания заключается в том, что оно ближе других форм воспитания стоит к общественному бытию, экономике, производству [2, 4, 5].

Задачами экономического воспитания на наш взгляд являются: экономия времени, экономия труда и экономия результатов труда и они взаимосвязаны между собой, ибо всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени. Способность экономить время следует относить ко всякой деятельности людей. Такой всеобщности и универсальности не имеет ни одно экономическое понятие. Экономические знания есть сущность спасения от социальных конфликтов, разорения и повторения уже совершенных ошибок. Экономические знания приобщают к высокой этике экономических отношений, к цивилизованным формам экономической деятельности, ориентируют на подлинные социальные ценности: экономическую свободу личности, право на доходную собственность, на предпринимательство. Благодаря экономической науке люди создают механизм оптимального регулирования общественного производства.

Следует отметить, что в новых для Таджикистана экономических условиях молодой человек подвержен влиянию многих факторов (политических, экономических, социальных, экологических, нравственных), воздействие которых в прежние годы он испытывал в гораздо меньшей степени, нежели сейчас. С одной стороны, современный человек вынужден противостоять экономической системе, а с другой стороны - быть активно в нее включенным. И то, и другое означает решение проблемы выживания в данной системе.

Следовательно, адаптационные механизмы современного человека должны быть развиты в достаточной степени. При этом нехватка экономических знаний, равно как и сформированных норм поведения, делает проблему экономического воспитания подрастающего поколения очень актуальной.

Свое развитие они получили в трудах В.И. Ленина. Он впервые ввел в научный оборот термин «Экономическое воспитание». В экономическом просвещении и воспитании В.И.Ленин видел одно из средств борьбу против нищеты, город, спекуляции, разрухи народного хозяйства, а также мощный рычаг развития экономики.

Экономика отраслей народного хозяйства были научно обоснованы и сформулированы в годы становления Советской власти.

Проведенное нами исследование показало, что в организации экономического воспитания имеется ряд нерешенных вопросов, в частности овладение будущих учителей методикой экономического воспитания школьников, это является одним из приоритетных направлений научно-педагогической деятельности вуза. Сегодня

необходимо формировать человека, способного ориентироваться в экономические знания, в практической деятельности. Одним из путей повышения качества подготовки будущих учителей в педагогических вузах к экономическому воспитанию учащихся является совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса, внедрение в учебный процесс специальных курсов по проблемам экономики образования, овладение студентами методикой воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах.

Более углубленными исследованиями экономического воспитания учащейся молодежи посвящены работы М.Е. Мойсеюк, И.Ф. Раздкмалина, В.Д. Симоненко, Б.П. Шемякина и др., в которых рассматриваются актуальные проблемы совершенствования экономического мышления и создания студентов и школьников.

Результаты наблюдения и анализ показал, что в системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, передовиками производства, с представителями арендных бригад, семейного подряда. Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного и систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела в промышленности и сельском хозяйстве. Все это способствует профориентации подростков, юношей и девушек. Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся, их неготовности к выбору профессии в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства.

Следовательно, результат экономического воспитания имеет нематериальную форму. Тем не менее, этот результат оказывает прямое влияние на вещный мир, созданный экономикой - мир необходимых для жизни человека предметов. Он является производным от духовного мира, от сформированных потребностей человека, его сознания, мышления.

В современных условиях потребность в экономических знаниях, в овладении ключевыми социально-экономическими компетенциями, в социально-психологической подготовке подрастающего поколения возросла настолько, что ее игнорирование школой просто недопустимо. Можно сформулировать несколько реальных проблем, свидетельствующих о важности и значимости решения вопросов всеобщего экономического воспитания молодежи, в которых школа может оказывать реальную поддержку учащимся:

Во первых, в период реализации государственной программы по экономическим реформам, построения принципиально новой экономической модели общества многократно возросла объективная необходимость приспособления и выживания, в том числе детей, подростков и молодежи в новых условиях рыночной экономики, однако в учебном плане школах Республики Таджикистан до сих пор нет специального предмета «Экономика», который помогал бы решать эту сложнейшую проблему;

Во вторых, в результате значительно повышенной трудовой активности и занятости подавляющего большинства родителей, их озабоченности поиском средств к существованию в условиях растущей безработицы в республике, особенно в условиях труда избыточных и малообеспеченных земельных регионах - заброшенность детей, недостаток внимания к их проблемам и трудностям, нежелание и невозможность родителей ответить на сложные вопросы, связанные с познанием детьми новой экономической ситуации, складывающейся в регионах республики;

В третьих, выбор Республики Таджикистан рыночного пути развития ведет к необходимости формирования у учащейся и студенческой молодежи установки на постоянный профессиональный рост, готовности к неоднократной смене профессии и вида деятельности, то есть большей социальной мобильности и подвижности по сравнению с прежними поколениями;

В четвёртых, в настоящее время сущность экономического воспитания многими педагогами сводится лишь к формированию привычки экономить электроэнергию, воду, хлеб и прочее, то есть к воспитанию бережливости. Это, безусловно, важно и поэтому необходимо выполнять, но этим направлением не исчерпывается вся система экономического воспитания, которое подменяется просвещением по поводу, например, рационального отношения к своему и чужому времени, деньгам, имущество, материальных, земельно-водных ресурсов [11, 10, 13]. Экономическому сознанию

сопутствуют такие социальные чувства, как коллективизм, чувство хозяина, общественной, кооперативной, акционерной собственности, ответственности за ее сохранение и умножение, чувство социальной справедливости, общественного долга и дисциплины.

Следовательно, экономическое воспитание - это системная, организованная педагогическая деятельность, специально продуманная работа, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники и студенты усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных сил, производственных отношениях, о действующем хозяйственном механизме в условиях рыночной экономике. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, рационализаторства, ответственности, стремления к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.

Литература:

1. Абалкина И.В., Абанькина Т.В., Вавилов А.И. и др. Экономико-финансовые основы управления современной школой. Учеб. пособие. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2009, 88с.

2. Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников. М.: Эконом, 1995, 167 с.

3. Адаменко Н.Д., Розов В.К. Экономическое обучение и воспитание школьников в условиях компьютеризации образования и воспитания школьников. М., 1988.

4. Вифлеемский А.Б. Экономика образования. Учеб. пособие: 2КН, М., 2003, 224 с.

5. Клепач Н.Я., Попов В.А., Эпштейн Н.Е. Экономическое воспитание мам: организация и эффективность. М., 1979, 146 с.

6. Кнышова Н.В., Меньшикова О.И., Попова О.В. Экономика для малышей или как Миши стал бизнесменом. М.: Педагогика - Пульс, 1996, 125 с.

7. Лихачев Б.Т., Педагогика: Курс лекций / Учебник. Пособие для студентов педаг., учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК, - 4 изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001, 607 с.

8. Малышев М.Л., Петросян К.Ц., Соболева Е.Н. Экономическое мышление учащейся молодежи: опыт и проблемы формировании. Учеб. пособие - М., 1989, 278 с.

9. Макконнелл К.Р., Экономик-с: в 2 т ./ К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. М., 1992.

10. Поляков В.А., Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Педагогика. 1994.- №4, с 19-25.

11. Смоленцева А.А., Моисеева М.А. Экономическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации / Нижегородской государственный педагогический университет. Новгород, 1999, с.21-47.

12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.;

13. Экономическое воспитание для дошкольников / Под ред. Е.А. Курака. - Москва, 2004.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается вопросы формирования экономического воспитания студентов в условиях рыночной экономики, критическую выработку умений и навыков рациональной экономической деятельности, направленных на формирование экономических черт, качеств, характера, позиций, социально экономической активности личности, роль экономического воспитания и образования в условиях формирования «новой экономики», критерия эффективности экономической и воспитательной работы с учащимися, теоретический обзор мнения ученых относительно к вопросам экономического образования и воспитания молодежи, экономической реформы, совершенствование производственных отношений, формирование знаний, умений, навыков в организации физического и умственного труда, выработки разумных потребностей и интересов, особенности экономического воспитания школьников и дошкольных возрастов.

Ключевые слова: рыночные отношения, экономическое образование, рыночный механизм, формирование знаний, экономическая свобода, экономическая ответственность.

PROBLEMS OF FORMATION AND PEDAGOGICAL UNIVERSITIES STUDENTS READINESS FOR ECONOMIC EDUCATION STUDENTS

In article addresses the questions formation economic education of students under market economy critical development skills, sound transition activities aimed at the formation of the economic features of qualities of character positions the social activity economic the role of economic education and personality education the formation and development of market economy the criterion of efficiency of economic and educational work with pupils theoretical image the views of scientists on the economy education and educating the youth of the economic reforms improvement of industrial relations formation of knowledge skills the skills to organize physical and mental work a reasonable needs and interests of economic education school children and preschool ages.

Keywords: market economics, economics education, market mechanism, formation of the learning, skills of economic, freedom of economic, responsibility economic.

Сведения об авторе: Даминова Х. А., преподаватель кафедры кафедры педагогики и методики начального обучения Кулябского государственного университета имени А. Рудаки, e-mail: daminova69@mail.ru

About author: Daminova Kh. A., teacher of chair of Pedagogy and Methods of primary education Kulob State University named after A. Rudaki

РУШДИ ИЦТИСОДИИ ТОЧИКИСТОН ДАР ШАРОИТИ СОЗМОНИ

УМУМИЧДХ,ОНИИ САВДО

Рауфи А.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Иктисодиёти имрузаи Точикистон иктисодиёти бозории кушод мебошад, ки ба вай куввахои дохилй ва берунй таъсири муайян расонда метавонанд. Дар натичаи тезу тунд шудани муборизаи ракобатнок барои бозори фуруш ва сохахои гузориши сармоя дар байни мамлакатхо зиддиятхо пуркувват мегарданд. Аксаран мамлакатхо ин зидддиятхоро дар асоси муносибатсхои дутарафа имконияти хал кардан надоранд.

Дар айни замон бо ворид шудан ба ташкилотхои байналмилалй, ба монанди Созмони Умумичахонии Савдо, оид ба мувофика кардани сиёсати савдои миллй ва инчунин нигох дошта тавонистани кувваи гайримуташаккили бозор, чустани созиш дар байни тарафхо - хамкорони савдоии дар бозор бо хам ракобаткунанда ва манфиатдорбуда имконият пайдо мегардад, дар охир, барои гуфтушуниди якчоя фурсат ба вучуд меояд ва бо ин восита метавонанд таносуби кувваро ба манфиати худ тагйир диханд [1].

Мардуми Точикистон дар солхои фаъолият дар шароити талаботхои Созмони Умумичахонии Савдо дар хамаи корхонахои гунггун новобаста аз моликиятдорй, миллату халкият, чинсу нажод барои зиёд кардани истехсоли махсулоти ракобатпазири муосир ва хал намудани бисёр дигар масъалахои ичтимой якчоя бояд мубориза баранд. Одатан бисёр вакт одамон ва ё гурухи одамон барои хифзи манфиатхои иктисодии худ ба вахдат меоянд ва дар ин соха ахлона бештар якдилии худро изхор менамоянд, чунки тахлили тараккиёти чамъияти инсонй нишон медихад, ки хамеша манфиатхои иктисодй асоси хаёти одамон мебошанд.

Барои ба даст овардани воситахои зиндагй, масалан, хурока, либосворй, манзил ва гайрахо одамон бояд ба коре машгул шаванд, яъне бо кувваи коргариашон воситахои истехсолотро, ки дар якчоягй куввахои истехсолкунандаро ташкил медиханд, ба харкат дароранд. Дар навбати худ дар рафти истехсолот ва ё оид ба истехсолот дар байни одамон мачмуи муносибатхо ба вучуд меоянд, ки муносибатхои истехсолй ё муносибатхои иктисодй номида мешаванд. Азбаски манфиатхои иктисодй одамонро хавасманд менамоянд, бинобар ин дар даврахои гуногуни тараккиёти чамъияти инсонй онхо шаклхои пешкадами ташкили истехсолот ва мехнатро чустучу менамоянд, то ки натичахои бехтарини иктисодиро сохиб шаванд. Ворид шудан ба Созмони Умумичахонии Савдо имконият медихад, ки дар муборизаи ракобатноки бозорй бо дигар аъзоёни аз чихати иктисодй пешрафтаи ин созмони шинохтаи умумичахонй

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.