Научная статья на тему 'Проблемы формирования готовности преподавателей иностранного языка к работе в условиях инклюзивного обучения студентов вузов'

Проблемы формирования готовности преподавателей иностранного языка к работе в условиях инклюзивного обучения студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / ПЕДАГОГ-КОНСУЛЬТАНТ / ТЬЮТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Н.Л.

В статье рассматриваются некоторые проблемы формирования готовности преподавателей иностранного языка к работе в условиях инклюзивного обучения. Решение выявленных проблем видится в создании в рамках существующей системы дополнительного образования и повышения квалификации образовательной программы подготовки профессиональных педагогов-консультантов (тьюторов) для работы со студентами с ОВЗ, обучающихся в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харченко Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования готовности преподавателей иностранного языка к работе в условиях инклюзивного обучения студентов вузов»

исследования

Социология №4 2017

Проблемы формирования готовности преподавателей иностранного языка к работе в условиях инклюзивного обучения студентов вузов

Харченко Н.Л.

В статье рассматриваются некоторые проблемы формирования готовности преподавателей иностранного языка к работе в условиях инклюзивного обучения. Решение выявленных проблем видится в создании в рамках существующей системы дополнительного образования и повышения квалификации образовательной программы подготовки профессиональных педагогов-консультантов (тьюторов) для работы со студентами с ОВЗ, обучающихся в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, индивидуальный стиль, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), образовательная программа, социально-педагогические модели, педагог-консультант, тьютор.

KharchenkoN.L.

Problems of forming the readiness of teachers of foreign language to work in the conditions of inclusive education of students of high schools In this article are considered some problems of formation of readiness of teachers of a foreign language for work in conditions of inclusive education. The solution of the identified problems is seen in the creation within the existing system of an additional education and professional development of an educational program for the training of professional teacher-consultants (tutors) to work with disabled students studying in higher educational institutions.

Key words: inclusion, inclusive education, individual style, persons with disabilities (with limited health opportunities), educational program, social and pedagogical models, teacher-consultant, tutor.

В настоящее время во многих странах, в том числе и в России, инклюзия рассматривается в качестве одной из стратегических задач развития системы образования, направленной на гуманизацию общества. Это обусловлено социально-педагогическими и законодательно-нормативными реформами образовательной системы.

Среди приоритетов развития современной системы образования особое место занимает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Несмотря на интеграционные тенденции в образовательной сфере, проблема обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья остается сложной.

В России по данным Л.И.Акатова лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям, составляют 4,5% популяции[1].

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - «это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания»[3].

Существует эффективное средство компенсации дефекта лиц с ограниченными возможностями здоровья, в основе которого лежит принцип, предполагающий, что обучение и воспитание строятся на выявлении и развитии личностных качеств и способностей обучающихся. А, поскольку учебная деятельность каждого человека, независимо от его социального статуса - нормально развивающийся или имеющий отклонения - занимает большой отрезок жизненного пути, то именно инклюзивное образование призвано выявить возможности и развить

способности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С.В.Алёхина определяет инклюзивное образование как, - «результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физической состояние»[2].

Инклюзивное образование рассматривается с позиции современной методологии, поскольку инклюзивное образование в целом и сам термин «инклюзия» в мировом и отечественном профессиональном сообществе появился сравнительно недавно.

Соотнесение теоретико-методологических основ отечественной инклюзии с мировой образовательной интеграцией является первым шагом к осмыслению инклюзивного образования в России, переходу к системным изменениям на институциональном уровне. Однако, самым сложным в этих изменениях являются изменения в профессиональном мышлении педагогов, подготавливаемых для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

«Инклюзивное («включающее») образование - социально-педагогический феномен, ориентированный на изменение системы образования в целом и формирование инклюзивного об-щества»[5].

Методологические основания инклюзивного образования в педагогической науке не имеют однозначного определения. Каждый из существующих методологических подходов позволяет рассматривать инклюзивное образование как системное и развивающееся явление.

При этом, данное явление рассматривается не только как педагогический, но и как социальный феномен.

С педагогической точки зрения инклюзивное образование предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой все обучающиеся с ОВЗ, независимо от их психических, физических и иных особенностей развития, включены в общую систему обучения. Кроме того, обязательными условиями являются учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и обеспечение специального педагогического сопровождения.

С точки зрения социальной организации, инклюзивное образование предполагает формирование в социально-педагогической среде особой культуры отношений к обучающихся с

ОВЗ, создание условий, обеспечивающих их социализацию.

Современные социально-педагогические модели инклюзивного обучения приобретают все большую популярность в современных образовательных системах, поскольку важнейшей задачей инклюзивного образования является восстановление социального статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья и включение их в систему общественных отношений в ходе специально организованного образовательного процесса и создания для этого соответствующих условий.

При этом, процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами специально организованного обучения и воспитания должен осуществляться с учетом ряда постоянно действующих факторов.

1. Так, современная методология инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), строится на принятии в качестве определяющего, того факта, что основными ограничениями для этой категории обучающихся являются коммуникация и доступ к информации. Очевидно, что эти проблемы приобретают решающее значение в условиях интегрированного обучения и профессиональной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Решение этой проблемы видится в обеспечении обучающихся с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья, а также технологических средств электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий.

2. Индивидуальный подход постулирует, что система инклюзивного обучения должна учитывать индивиуально-психологические особенности обучающихся с ОВЗ.

Индивидуальный стиль учебной деятельности является одним из интересующих нас подходов в рамках исследования инклюзивного образования, когда образовательный процесс рассматривается как взаимодействие различных индивидуальных стилей педагога и обучающихся, что служит условием индивидуального подхода в инклюзивном обучении.

Стиль трактуется как единство трех компонентов: направленности личности, степени сознательного владения ею своими психическими

исследования

оциология №4 2017

процессами и техническими приемами педагогической деятельности[4].

Дело в том, что в настоящее время успех должен быть достигнут каждым обучающимся и основной задачей педагога становится помочь ему наиболее результативно усвоить информацию и научить применять ее на практике. А для этого необходим индивидуальный подход к каждому.

Внимательное отношение к стилям учебной деятельности - не самый простой способ помощи обучающимся, но он самый эффективный из всех известных. Он гораздо более продуктивен, чем поиск совершенной методики.

Работа в условиях инклюзивного образования требует от преподавателя иностранного языка не только изменения профессиональных приоритетов, но и изменение стиля работы. Обучение студентов в инклюзивной группе требует от преподавателя профессиональной и личностной опытности, выдержки, готовности к решению возникающих проблем, умения выстроить индивидуальную образовательную траекторию не только для обучающихся с ОВЗ, но и организовать самообразование.

На помощь преподавателю иностранного языка, работающего в инклюзивном образовании, придет технология «портфолио». Она позволяет качественно и тактично реализовать дифференцированный подход, осуществлять индивидуализацию образовательного процесса с учётом умственных, физических данных студентов, не акцентируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности».

Работа в условиях инклюзии требует от преподавателя иностранного языка изменения профессиональных приоритетов, изменение стиля педагогической деятельности.

Организация инклюзивного обучения иностранному языку требует от преподавателя и личной и профессиональной опытности, выдержки, готовности к решению возникающих проблем, умения выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося с ОВЗ.

Учет индивидуальных учебных стилей студентов позволяет планировать цели, задачи обучения иностранному языку, делать опору на самостоятельную учебную деятельность, развивать у них интерес к предмету.

3. Данное видение особенностей педагогической деятельности в организации инклюзивного обучения предполагает изменение в систе-

ме подготовки педагогов для осуществления инклюзивного образовательного процесса, поскольку ключевую роль во внедрении, применении и осуществлении играет именно педагог инклюзивного образования, который должен обладать не только толерантностью, но и определенным набором профессиональных компетенций.

Создание в рамках системы образования условий для инклюзивного образования, ставит перед педагогической наукой и практикой конкретные задачи, одной из которых является задача теоретико-методологического обоснования подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.

Решая эту задачу, наука и инновационная педагогическая практика берут на себя функцию построения и апробации перспективных образовательных моделей инклюзии.

При этом современные педагогические технологии (моделирование, проектирование, консультирование и др.) становятся основными предметами подготовки педагогов в системе дополнительного образования.

Анализ состояния современной системы дополнительного образования педагогических кадров фиксирует следующие проблемы:

■ репродуктивный характер содержания образовательных программ;

■ догматическая форма построения содержания обучения;

■ отсутствие гибкости в выборе слушателями содержания и возможности самостоятельно формировать индивидуальную программу обучения;

■ недостаточное использование современных информационно-коммуникационных технологий, сетевых форм организации обучения.

Очевидно, что без решения этих проблем невозможно ликвидировать разрыв между требованиями инновационной педагогической практики к уровню готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования и реальным уровнем подготовленности выпускников курсов повышения квалификации.

При разработке образовательной программы повышения квалификации педагогов к работе в условиях инклюзивного образования следует исходить, прежде всего, из целей, структуры и содержания профессионально-педагогической деятельности, ее функций и класса решаемых педагогических задач.

Образовательную программу следует рассматривать как инновационный проект подготов-

ки педагогических кадров нового типа, целью которого являются концептуальные изменения в подходах к содержанию педагогической деятельности в системе инклюзивного образования.

Концептуальная модель, на основе которой строится программа подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования, направлена на реализацию таких ценностей, как индивидуальность каждого участника инклюзивного образовательного процесса, осмысленное взаимодействие обучающегося с культурой через освоение базовых способов деятельности.

Реализация модели открытой образовательной среды в рамках системы повышения квалификации позволяет выстроить образовательный процесс как процесс концептуализации опыта его участников.

Образовательная программа повышения квалификации открытого типа должна:

■ опираться на осознаваемые цели всеми участниками процесса повышения квалификации и формировать их новые образовательные потребности;

■ обеспечивать возможность участия участников в различных организационных формах индивидуального и коллективного взаимодействия в исследовательских и проектных разработках;

■ включать в содержание обучения педагогические проблемы мирового, национального, регионального уровней;

■ предусматривать решение таких учебно-педагогических задач, которые имеют статус актуальных (практически значимых) для всех участников образовательного процесса.

■ Целостность образовательной программы достигается, прежде всего, за счёт использования каждым слушателем в процессе обучения всех ресурсов образовательной программы.

Внедрение в систему образования тьютор-ской практики можно рассматривать как образовательную технологию становления активной и самостоятельной личности, способной управлять ресурсами для обеспечения своих проектов разного масштаба и в различных сферах жизнедеятельности.

При этом должны быть реализованы следующие задачи:

■ формирование представлений о педагогическом консультировании как особой сфере профессионально-педагогической деятельности;

■ освоение техники консультационной деятельности.

Тьютор помогает студентам с ОВЗ выявить возможные пробелы в знаниях и осознать свои возможности и перспективы; он же поможет в работе по составлению индивидуальной образовательной программы.

Некоторые функции тьютора в образовательном процессе инклюзивного обучения:

■ помощь обучаемому в получении максимальной отдачи от учебы;

■ мониторинг успешности освоения обучаемым программы курса;

■ осуществление обратной связи по выполненным учебным заданиям;

■ проведение групповых консультаций - тью-ториалов;

■ индивидуальное организационно-методическое консультирование обучающихся;

■ поддержка в обучающихся заинтересованности в обучении на протяжении всего образовательного процесса;

■ предоставление обучающимся возможности связываться с тьютором посредством информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, основной целью подготовки педагогов-консультантов (в том числе и в области преподавания иностранного языка) по образовательной программе повышения квалификации является создание системы подготовки профессиональных тьюторов для инклюзивного образования.

Литература

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с. - С.5.

2. Алёхина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность Учебно-методическое пособие /С.В.Алёхина. Педагогический университет «Первое сентября», -М.: 2013. - 33 с.

3. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А.Козыревой : учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П.Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. - КГПУ, 2015. - 93 с.

4. Самарин, Ю.А. Стиль умственной работы старшеклассников// Изв. АПН. Вып. 17. М.; Л., 1948.

5. Семаго, Н.Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика [Текст] /Н.Я.Семаго // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 4. - С. 1-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.