Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогических работников в условиях инклюзивного обучения'

Повышение квалификации педагогических работников в условиях инклюзивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ТЬЮТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / SPECIAL PEDAGOGIC / TEACHER / PSYCHOLOGIST / SOCIAL PEDAGOGUE / TUTOR / PROFESSIONAL COMPETENCIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Александра Александровна, Ерёмина Ольга Петровна

Данная статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров для реализации инклюзивной модели обучения лиц с нарушениями развития. Актуализируется необходимость формирования новых профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями образовательных стандартов и навыков разработки адаптированных учебных планов и программ. В статье освещаются наиболее значимые вопросы, связанные с организацией обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Александра Александровна, Ерёмина Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

This article is devoted to a problem of preparation of pedagogical shots for realization of inclusive model of training of persons with development violations. The necessity of the formation of new professional competencies of teachers in accordance with the requirements of educational standards and skills for the development of adapted curricula and programs is being updated. The most significant questions connected with the organization of training of persons with limited opportunities of health in the educational organization are taken up in this article.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогических работников в условиях инклюзивного обучения»

Педагогика

УДК: 378.046.4

кандидат педагогических наук, доцент Богданова Александра Александровна

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Ерёмина Ольга Петровна

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» (г. Санкт-Петербург)

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров для реализации инклюзивной модели обучения лиц с нарушениями развития. Актуализируется необходимость формирования новых профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями образовательных стандартов и навыков разработки адаптированных учебных планов и программ. В статье освещаются наиболее значимые вопросы, связанные с организацией обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, специальная педагогика, педагог, психолог, социальный педагог, тьютор, профессиональные компетенции, психолого-педагогическое сопровождение.

Annotation. This article is devoted to a problem of preparation of pedagogical shots for realization of inclusive model of training of persons with development violations. The necessity of the formation of new professional competencies of teachers in accordance with the requirements of educational standards and skills for the development of adapted curricula and programs is being updated. The most significant questions connected with the organization of training of persons with limited opportunities of health in the educational organization are taken up in this article.

Keywords: inclusive education, persons with limited opportunities of health, special pedagogic, teacher, psychologist, social pedagogue, tutor, professional competencies, psychological and pedagogical support.

Введение. Вступивший в силу с 1сентября 2013 года Закон «Об образовании в РФ» открыл новую страницу в организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в нашей стране, впервые заложив законодательную основу для процессов инклюзии. В п. 27 ст. 2 даётся определение инклюзивному обучению, как обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

В п.16 ст.2 уточняется и конкретизируется и само понятие «обучающегося с ограниченными возможностями здоровья», как физического лица, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». При этом, данное определение распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся таковыми.

Ответ на вопрос о том, каким образом осуществлять инклюзивное обучение данной категории лиц можно найти в ст. 34, 36, 39, 42, 55, 70 и 79 настоящего Закона. Эти статьи гласят о том, что обучение лиц с ОВЗ осуществляется по адаптированным основным образовательным программам с созданием специальных условий для получения образования и при соответствующей медико-психолого-педагогической поддержке. При этом статья 42 уточняет, что дання поддержка должна оказываться не только в специализированных центрах, но и специалистами образовательных организаций, в которых обучаются лица с нарушениями развития.

Законом также предусмотрены меры социальной защиты и поддержки для инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в системе высшего и среднего специального профессионального образования.

Формулировка цели статьи. Изменение законодательства в отношении обучения лиц с ОВЗ предполагает решение целого комплекса административно-управленческих, организационных, методических проблем, которые неминуемо ложатся на плечи педагогического состава образовательных учреждений. Прежде всего, это касается развития профессиональных компетенций педагогов, касающихся организации обучения детей с нарушениями развития.

Изложение основного материала статьи. Важнейшим звеном в системе повышения квалификации педагогов для работы с обучающимися с ОВЗ являются учреждения дополнительного профессионального образования, реализующие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки дефектологического профиля, оказывающие консультативную помощь в определении условий обучения для лиц с ОВЗ в образовательной организации.

Качественный анализ профессиональных затруднений и запросов педагогов позволяет выделить наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается коллектив образовательного учреждения:

1. Каковы особые образовательные потребности и специфика психического развития обучающихся различных нозологических групп.

2. Какими должны быть специальные условия для обучения той или иной категории лиц с ОВЗ.

3. Как создать и организовать работу психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения.

4. Как организовать взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ.

5. Как методически правильно организовать работу на уроке, если в классе находятся сразу несколько учащихся с различными проблемами развития.

6. Что делать, если родители не идут на контакт и не помогают в вопросах обучения и воспитания ребёнка с особыми образовательными потребностями.

7. Как разработать адаптированную образовательную программу.

И это только часть вопросов, требующих решения в рамках сложившейся образовании ситуации, в условиях, когда число детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в общеобразовательные организации, неуклонно растает.

Реализация инклюзивной модели обучения предполагает умение учителя найти контакт с каждым учеником, имеющим нарушения развития, знание его психофизических особенностей, умение разрабатывать адаптированную с учетом его особых образовательных потребностей программу обучения, владение специальными коррекционными методами работы, взаимодействие с родителями особенного ребёнка, что часто бывает более сложной задачей, чем контакт с самим ребёнком. Возможно, в решении этих проблем коллегам смог бы помочь школьный психолог, но ему самому требуются дополнительные знания в области специальной психологии.

Таким образом, педагог, осуществляющий взаимодействие с обучающимися с ОВЗ, должен быть способен к выполнению целого ряда новых профессиональных функций:

- понимать и принимать философские и методологические основы специального образования;

- знать психолого-педагогические закономерности и особенности нарушенного развития обучающихся с ОВЗ, уметь выявлять и учитывать данные закономерности и особенности при организации коррекционно-развивающего обучения;

- уметь применять различные способы педагогического воздействия, учитывающие особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ;

- создавать коррекционно-развивающую среду в условиях образовательного пространства и использовать ресурсы образовательной организации для развития всех обучающихся без учета имеющихся ограничений в здоровье.

Не менее значимой характеристикой личности педагога является готовность к безусловному принятию обучающегося с ОВЗ, толерантное отношение к его особым образовательным и социальным потребностям.

В структуру профессиональной готовности педагогических кадров к реализации образования лиц с ОВЗ, также входят информационная и деятельностная составляющие. Информационный компонент подразумевает владение педагогом знаниями в области специальной педагогики и психологии, хорошую информированность об инновационных процессах в специальном образовании. Деятельностная готовность определяется через способность выявлять особые образовательные потребности и потенциальные возможности обучающихся с ОВЗ, способность проектировать коррекционно-развивающую среду и реализовывать психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии.

Повышение профессиональной компетентности педагогов традиционно осуществляется региональными институтами развития образования в рамках научно-методической поддержки образовательных организаций по единому перечню направлений и видов деятельности: реализация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, информационная поддержка, научно-практические и методические семинары, разработка методических пособий и рекомендаций и т.д.

Однако при существующей динамике изменений современного образования необходим переход на адресное научно-методическое сопровождение, под которым подразумевается комплекс целенаправленных мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогам конкретных образовательных организаций с учетом специфики запроса на оказание методической помощи.

Что в данном случае может предложить система дополнительного профессионального образования?

1. Диагностика проблемных точек в деятельности учреждения.

2. Адресное обучение педагогов, ориентированное на углубление знаний и развитие навыков, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности.

3. Консультативная помощь в решении конкретных проблем через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалистов.

4. Предоставление актуальной информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям и т.п.;

5. Оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов.

6. Сопровождение опытно-экспериментальной деятельности образовательных организаций.

Анализ и обобщение исследования профессиональных затруднений педагогов Ленинградской области позволили сформировать банк актуальных программ курсов повышения квалификации.

В частности, разработана программа повышения квалификации «Технологии психолого-педагогического сопровождения обучения детей с расстройствами аутистического спектра», реализация которой обеспечивает готовность педагогов осуществлять образовательную деятельность, коррекционно-воспитательную работу, психологическое сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС).

Слушатели знакомятся с содержанием ФГОС НОО обучающихся с РАС, основными требованиями к организации образовательного процесса с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, отличительные особенности АООП образования обучающихся с РАС. В ходе практических и лабораторных занятий у педагогов формируются умения и навыки проектирования учебных программ для обучающихся с РАС, разработки специальной индивидуальной программы развития обучающихся с РАС, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, подбора форм и технологий коррекционной работы с детьми с РАС.

Востребована также программа повышения квалификации «Организация и содержание тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС специального образования», что обусловлено появлением новой должности тьютора в штатном расписании образовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ в условиях инклюзии.

В результате освоения программы слушатели знакомятся с психофизическими и психологическими особенностями детей с ОВЗ разных нозологических групп; методологическими основаниями организации сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях школьной инклюзивной образовательной среды; содержанием и направлениями деятельности тьютора в работе с детьми с ОВЗ. Формируются практические умения, связанные с разработкой программы тьюторского сопровождения обучающихся с разными видами нарушений развития; отбором критериев оценки динамики развития обучающегося с ОВЗ.

Особое внимание уделяется обучению специалистов, призванных осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся с проблемами развития - педагогов-психологов, социальных педагогов. Именно от их деятельности прежде всего зависит начальный этап вхождения ребёнка с ОВЗ в

новую для него среду и последующая адаптация, создающая необходимые условия для нормального обучения.

Вопросы, интересующие этих специалистов, включаются в курс профессиональной переподготовки «Специальная психология», который затрагивает разные аспекты психофизического развития детей с ОВЗ разных нозологических групп, специфику диагностики нарушений познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы детей с особыми образовательными потребностями, вопросы психологической коррекции и составления коррекционно-развивающих программ, а также особенности взаимодействия с родителями и оказания помощи педагогам, в классах которых обучаются дети с ОВЗ.

Вариативность форм реализации адресного повышения квалификации педагогов определяется, прежде всего, запросами образовательных организаций, наличием актуальных проблем и потребностей и может касаться технологии разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся разных нозологических групп, создания в учреждении здоровьесберегающей среды, обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса и др.

Эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогов являются научно-методические конференции, проблемные семинары и практикумы, вебинары, ориентированные на обеспечение единства теоретической и практической подготовки преподавателей. На подобных семинарах преподаватели знакомятся со специфическими особенностями обучающихся с ОВЗ, новыми формами проведения занятий и педагогическими технологиями, анализируют опыт других педагогов.

Востребованной формой работы является проведение серий научно-практических семинаров по актуальным вопросам введения ФГОС: разработка нормативно-правовой базы реализации АООП, собственно АООП, рабочих программ, учебных планов обучения умственно отсталых детей, разработка и реализация СИПР.

Организационно-методическое обеспечение деятельности образовательных организаций состоит в разработке методических рекомендаций по организации образования лиц с ОВЗ на разных уровнях образования («Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ на этапе основного общего образования», «Формирование базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта», «Дополнительное образование лиц с ОВЗ», «Методические материалы по реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт региональных инновационных площадок Ленинградской области» и другие).

Выводы. Надеемся, что опыт организации дополнительного профессионального обучения по вопросам совершенствования профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования детей с ОВЗ в Ленинградской области будет полезен тем, кто осуществляет подобного рода обучение и, в то же время, поможет разобраться коллегам из образовательных учреждений в понимании того, где и как искать ответы на возникающие в ходе реализации инклюзивной модели обучения лиц с нарушениями развития вопросы.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. // https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ Дата обращения: 30.01.2019 г.

2. Богданова А.А. Инклюзивное образование лиц с ОВЗ: формирование профессиональных компетенций педагогов // Личность. Общество. Образование. Непрерывное образование как фактор развития личности в современном обществе: сб. ст. XXI Международной научно-практической конференции / науч. ред. О.В. Ковальчук, А.Е. Марон, В.И. Реброва. - СПб.: ЛОИРО, 2018.

3. Богданова А.А. Повышение методической компетентности педагога в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с нарушением интеллекта // Специальное образование: материалы XIII международной научно-практической конференции, 26-27 апреля 2017 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - Т. 1.

Педагогика

УДК: 378.09

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Бондаренко Татьяна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Каменева Галина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики Анисимов Александр Леонидович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов в современных условиях информатизации образования. Решение этой проблемы авторы связывают с уровнем информационно-коммуникативно-технологической компетентности преподавателя вуза. В статье авторы делятся опытом использования средств LMS MOODLE и библиотеки acrotex для создания оригинальных элементов электронных образовательных ресурсов по математике.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, информатизация образования, LMS MOODLE, информационно-коммуникативно-технологическая компетентность преподавателя, библиотека acrotex, электронные образовательные технологии.

Annotation. The article is devoted to the problem of organizing independent work of students in modern conditions of informatization of education. The authors associate the solution of this problem with the level of information-communicative-technological competence of a university teacher. In the article, the authors share their

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.