новую для него среду и последующая адаптация, создающая необходимые условия для нормального обучения.
Вопросы, интересующие этих специалистов, включаются в курс профессиональной переподготовки «Специальная психология», который затрагивает разные аспекты психофизического развития детей с ОВЗ разных нозологических групп, специфику диагностики нарушений познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы детей с особыми образовательными потребностями, вопросы психологической коррекции и составления коррекционно-развивающих программ, а также особенности взаимодействия с родителями и оказания помощи педагогам, в классах которых обучаются дети с ОВЗ.
Вариативность форм реализации адресного повышения квалификации педагогов определяется, прежде всего, запросами образовательных организаций, наличием актуальных проблем и потребностей и может касаться технологии разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся разных нозологических групп, создания в учреждении здоровьесберегающей среды, обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса и др.
Эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогов являются научно-методические конференции, проблемные семинары и практикумы, вебинары, ориентированные на обеспечение единства теоретической и практической подготовки преподавателей. На подобных семинарах преподаватели знакомятся со специфическими особенностями обучающихся с ОВЗ, новыми формами проведения занятий и педагогическими технологиями, анализируют опыт других педагогов.
Востребованной формой работы является проведение серий научно-практических семинаров по актуальным вопросам введения ФГОС: разработка нормативно-правовой базы реализации АООП, собственно АООП, рабочих программ, учебных планов обучения умственно отсталых детей, разработка и реализация СИПР.
Организационно-методическое обеспечение деятельности образовательных организаций состоит в разработке методических рекомендаций по организации образования лиц с ОВЗ на разных уровнях образования («Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ на этапе основного общего образования», «Формирование базовых учебных действий у обучающихся с нарушением интеллекта», «Дополнительное образование лиц с ОВЗ», «Методические материалы по реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт региональных инновационных площадок Ленинградской области» и другие).
Выводы. Надеемся, что опыт организации дополнительного профессионального обучения по вопросам совершенствования профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования детей с ОВЗ в Ленинградской области будет полезен тем, кто осуществляет подобного рода обучение и, в то же время, поможет разобраться коллегам из образовательных учреждений в понимании того, где и как искать ответы на возникающие в ходе реализации инклюзивной модели обучения лиц с нарушениями развития вопросы.
Литература:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. // https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ Дата обращения: 30.01.2019 г.
2. Богданова А.А. Инклюзивное образование лиц с ОВЗ: формирование профессиональных компетенций педагогов // Личность. Общество. Образование. Непрерывное образование как фактор развития личности в современном обществе: сб. ст. XXI Международной научно-практической конференции / науч. ред. О.В. Ковальчук, А.Е. Марон, В.И. Реброва. - СПб.: ЛОИРО, 2018.
3. Богданова А.А. Повышение методической компетентности педагога в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с нарушением интеллекта // Специальное образование: материалы XIII международной научно-практической конференции, 26-27 апреля 2017 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - Т. 1.
Педагогика
УДК: 378.09
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Бондаренко Татьяна Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Каменева Галина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики Анисимов Александр Леонидович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации самостоятельной работы студентов в современных условиях информатизации образования. Решение этой проблемы авторы связывают с уровнем информационно-коммуникативно-технологической компетентности преподавателя вуза. В статье авторы делятся опытом использования средств LMS MOODLE и библиотеки acrotex для создания оригинальных элементов электронных образовательных ресурсов по математике.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, информатизация образования, LMS MOODLE, информационно-коммуникативно-технологическая компетентность преподавателя, библиотека acrotex, электронные образовательные технологии.
Annotation. The article is devoted to the problem of organizing independent work of students in modern conditions of informatization of education. The authors associate the solution of this problem with the level of information-communicative-technological competence of a university teacher. In the article, the authors share their
experience in using the LMS MOODLE tools and the acrotex library to create original elements of electronic educational resources in mathematics.
Keywords: independent work of students, informatization of education, LMS MOODLE, information and communication and technological competence of the teacher, acrotex library, electronic educational technologies.
Введение. Современная политика в области высшего образования в настоящее время осуществляется под влиянием условий, складывающихся на рынке труда, и ориентирована на формирование новых качеств выпускника, таких как инициативность, ответственность, гибкость мышления, готовность к непрерывному самообразованию и саморазвитию в процессе профессиональной деятельности. Формирование этих качеств у будущего выпускника требует пересмотра традиционных форм, методов обучения, внедрения в процесс обучения новых образовательных технологий. Исследователи, занимающиеся вопросами философии и методологии современного образования, заявляют, что в настоящий момент совершается эволюционный переход в новую фазу развития, основой которого является информатизация общества [7]. Активно развивающиеся процессы информатизации всех сфер жизнедеятельности являются мощным фактором, влияющим на организацию современного образовательного пространства.
Использование информационно-коммуникативных технологий становится необходимым условием организации образовательной среды вуза. Реализация обозначенного условия во многом определяется уровнем профессионализма педагогических кадров, готовностью преподавателя высшей школы эффективно использовать современные возможности электронного обучения.
Изложение основного материала статьи. Перераспределение часов, предусмотренных учебной программой, в сторону самостоятельной работы студента требует от преподавателя специальным образом организовать учебно-познавательную самостоятельную деятельность студентов. Исходя из опыта многолетней преподавательской деятельности, мы можем констатировать, что большинство современных студентов не готовы к непрерывному самостоятельному учебному труду, не имеют полного представления о принципах его организации. Реалии современной высшей школы таковы, что решить проблему удержания качества подготовки будущих специалистов в условиях сокращения часов контактной работы преподавателя со студентами без использования средства ИКТ не представляется возможным.
Ряд исследователей выступает против чрезмерно широкого, без содержания, единообразного продвижения информационно-коммуникационных технологий в преподавании. Так, по мнению Borovik A., высшая математика, сама использующая информационные технологии, плохо совместима с электронным обучением [3].
К недостаткам электронного обучения относят проблему самоорганизации студентов, а также ограничение в получении практических навыков, игнорирование индивидуальных особенностей обучающегося, зависимость от технических средств, низкое качество контроля уровня полученных знаний [11].
Актуальной становится проблема поиска оптимальных дидактических возможностей современных информационных технологий [1]. В современных условиях дидактические свойства электронных образовательных ресурсов претерпевают значительные изменения, возможности расширяются. В настоящий момент ИКТ все шире используется в образовательной практике вуза [12].
Информатизация образования в настоящее время требует совершенствования компетенций педагогов в области владения ИКТ-инструментами. Научные исследования данного феномена ведутся в трех направлениях: рассматриваются информационно-аналитическая, информационно-коммуникационная и информационно-технологическая компетенция. По мнению Э.М. Молчан, эти исследования «носят фрагментарный характер и не отражают системного видения проблемы формирования ИКТ-компетенции преподавателя высшей школы, как приоритетного направления его профессионального развития» [9, с. 151].
На наш взгляд, преподаватель высшей школы должен обладать и информационно-аналитической, и информационно-коммуникационной и информационно-технологической компетенциями.
Владение преподавателем информационно-коммуникативно-технологической компетентностью является, с одной стороны, необходимым условием использования ИКТ в образовательном процессе [8], и критерием профессиональной пригодности преподавателя, воплощающего концепцию опережающего образования и являющегося носителем интеллектуальных ценностей общества, с другой.
В нашем исследовании мы воспользуемся определением, данным А.В. Мухамедшиной. Под информационно-коммуникативно-технологической компетентностью преподавателя вуза мы понимаем «интегративное свойство личности преподавателя, основанное на внутренней готовности к взаимодействию с обучаемым в информационной среде с использованием цифровой формы представления информации, базирующееся на обладании знаниями основ информационной грамотности и информационной безопасности, наличии навыков использования аппаратно-программных средств, желании овладеть эффективными технологиями обработки и преобразования информации и стремлении использовать новые информационные технологии в учебном процессе для достижения главной цели обучения — формирования личности обучаемого, компетентной в современном информационном мире» [10].
К основным умениям, определяющим выше обозначенную компетентность преподавателя вуза, отнесем:
• умение вести электронные формы документации;
• умение работать с интернетом (находить актуальную научную и учебную информацию, цифровые образовательные ресурсы, критически оценить и адаптировать найденные материалы к текущему процессу обучения);
• умение использовать учебное мульти медиа оборудование;
• умение создавать учебный демонстрационный материал;
• умение разрабатывать электронные образовательные ресурсы (лекционный материал, материал для отработки практических навыков, контрольно-измерительные материалы);
• и, как интеграция всего выше обозначенного, умение разрабатывать электронные учебно-методические комплексы и эффективно использовать их в учебном процессе.
В условиях высших учебных заведений основным способом формирования данной компетентности являются курсы повышения квалификации, связанные с повышением информационной грамотности преподавателей. Они носят достаточно эпизодический характер, мало коррелирующий с предметной
областью преподавания. Поэтому заинтересованному преподавателю приходится многие аспекты использования ИК-технологий дорабатывать и адаптировать к своей предметной области самостоятельно.
В образовательном пространстве большинства Российских вузов используется система LMS MOODLE. Как и другие системы LMS, MOODLE призвана решать две основные задачи.
Во-первых, организовывать обучение через посредство представления нужной информации. Это может происходить посредством организации лекций, семинаров, ссылок на необходимые ресурсы в сети, презентаций, выкладыванием файлов, содержащих необходимую информацию, и многими другими средствами и методами.
Во-вторых, производить всевозможные методы проверки усваивания материала обучаемыми. В LMS MOODLE имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Существует несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе, числовой ответ, перетаскивание, вложенные ответы и др.). MOODLE предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Возможна корректировка преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, имеется механизм полуавтоматического пересчета результатов. Система имеет средства статистического анализа результатов тестирования и сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.
Все это авторы использовали в организации самостоятельной работы студентов при дистанционных формах обучения. Опираясь на опыт практической работы, отметим, что некоторые способы тестирования не позволяли полностью отслеживать уровень сформированности знаний и умений обучающихся, приобретаемых в процессе изучения математики.
Одним из актуальных для преподавателей математики инструментов, входящих в состав MOODLE, но при этом мало известных и редко используемых, является универсальный вид тестов, так называемый тип теста Formulas. Для преподавания математики он имеет ряд неоспоримых преимуществ.
1. С его помощью ответы можно вводить в виде символьного выражения, чего так не хватало при проверке теоретических знаний по математике. Например, при проверке знания учащимся табличных значений (таблица пределов, таблица эквивалентности бесконечно малых, таблица производных и интегралов и т.д.) Более существенные проверки касаются, например, выбора правильной замены переменной и/или интегрирования по частям в интеграле, нахождения общего решение дифференциального уравнения или системы дифференциальных уравнений и тому подобное.
2. С помощью Formulas в вопросах тестов и в ответах возможно использовать переменные, что позволяет задавать тест с изменяемыми числовыми параметрами, и тем самым превращать одно задание во множество, изменяющееся случайным образом в момент решения. Это значительно сокращает объем работы преподавателя по вводу вариантов заданий. Правда при этом нужно задавать не числовой ответ, а ответ в виде формулы, что требует от преподавателя выводить эту формулу. А она может быть большой, например, для вычисления определителя 4-го порядка (24 слагаемых с 4-мя сомножителями каждый). Ранее подобные задачи приходилось решать при помощи обходных путей. Например, использовать тест «в закрытой форме (множественный выбор)» или тест «на соответствие». Но такое «соломоново решение» не очень-то эффективно. Скажем, если решается задача с текстовым содержанием, в которой прежде чем решать уравнение (систему уравнений), нужно его сначала построить. А наличие предполагаемых ответов уже дает подсказку, т.к. гораздо проще проверить, что одна из формул верная, чем ее вывести. И вообще тесты с выбором ответа не позволяют проверить обучаемого на реальное умение решать задачи.
3. Далее, когда задача имела вполне себе численное решение, в Moodle не всегда было возможно организовать правильное («красивое») поле ввода. Например, если ответ представляет из себя векторную или матричную величину. Конечно, можно в этом конкретном случае при помощи вида тестов «вложенный ответ» добиться подобного эффекта, но при этом приходится использовать форматирование во встроенном редакторе исходного кода HTML. И эту трудность можно преодолеть, используя Formulas. Это осуществляется при помощи так называемого поля «Part's text» и возможности ввода ответа в виде вектора или упорядоченного списка.
4. Formulas позволяет вводить ответы вместе с единицами измерения и проверять не только правильность числового ответа, а и верность выбора единиц измерения.
5. Отметим класс многоходовых задач, в которых ответ, полученный на первом этапе, используется в дальнейшем. И если задача имеет несколько методов решений, то промежуточные результаты могут быть различными. И эту трудность возможно преодолеть при помощи Formulas, используя глобальные переменные. А именно, сохраним промежуточный результат из предыдущего теста в глобальной переменной и прочитаем его из глобальной переменной в следующем тесте.
6. Formulas дает возможность включать в тесты интерактивные графики функций, созданные при помощи JSXGraph, Geogebra или Desmos. Это позволяет добиться большей наглядности при поиске решения графических задач, т. к. обучаемый имеет возможность «подвигать» элементы чертежа, что даст ему дополнительную возможность обдумать и осознать правильный ход решения, нежели статическая картинка.
7. В Formulas возможно использовать функции из JavaScript.
Все это позволило авторам значительно улучшить проверку знаний студентов, что сказалось положительно на результатах обучения.
Для организации эффективной самостоятельной работы студентов, кроме встроенных инструментов LMS MOODLE, авторы используют в своей работе библиотеку acrotex [4]. Пакет acrotex входит в состав пакета MikTeX. Автором acrotex является профессор Д. П. Стори (D. P. Story). Используя пакет, мы получаем pdf файл с интерактивностью.
При помощи пакета acrotex возможно организовать довольно много видов тестов, создание которых в MOODLE достаточно трудоемко, иногда невозможно. Технологию создания таких материалов авторы описывали в работах [2, 5, 6]. Отметим, что важным преимуществом пакета acrotex является способность проводить проверку правильности решения и выставлять количество набранных баллов. После чего обучаемый может файл с решениями сохранить и отправить через посредство LMS MOODLE преподавателю для ознакомления с результатами его работы. Так как файл имеет формат .pdf, то нет возможности «подделать» ответ.
Авторы разработали несколько пакетов для самостоятельной работы студентов и намерены продолжать работу в этом направлении.
Выводы. Для повышения качества самостоятельной работы студентов вуза небходимым (но недостаточным) условием является использование современных информационно-коммуникативных технологий. Для эффективного использования современных ИК-технологий преподаватель вуза должен обладать информационно-коммуникативно-технологической компетентностью. Её формирование обусловленно не только специальным образом организованными курсами повышения квалификации, но и большой повседневной самостоятельной образовательно-исследовательской деятельностью преподавателя.
Литература:
1. Akmanova S.V., Kurzaeva L.V., Kopylova N.A. Designing a media educational concept of developing lifelong self-learning individual readiness // Медиаобразование. 2018. N 2. С. 37-49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35078379
2. Anisimov A., Bondarenko T., Kameneva G. The Use of ACROTEX Library for Creating Electronic Educational Resources // DEStech Transactions on Computer Science and Engineering: 2018 International Conference on Physics, Computing and Mathematical Modeling (PCMM-2018). 2018. DOI: 10.12783/dtcse/pcmm2018/23746
3. Borovik A. Information technology in university-level mathematics teaching and learning: a mathematician's point of view // Research in Learning Technology. 2010. Vol. 19, no. 1.P. 73-85. DOI: https://doi.org/10.1080/09687769.2010.548504
4. Story D.P., AcroTeX Web Site, 2017. http://www.acrotex.net/
5. Анисимов А.Л., Бондаренко Т.А., Каменева Г.А. О разработке электронных средств обучения // Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. - 2018. - Т. 6. -№ 1. - С. 25-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35189929
6. Анисимов А.Л., Бондаренко Т.А., Каменева Г.А. Матрицы, определители, системы линейных алгебраических уравнений. Учебное пособие [Электронный ресурс] - Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2017. (4,74 Мб). ISBN 978-5-9967-1000-3
7. Бобыкина И.А. Проблемы развития самообразовательной компетентности студентов в современной системе профессиональной подготовки // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. - № 1. - С. 306309. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12418859
8. Каменева Г.А., Бондаренко Т.А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. - №4. - С.172-186. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35605577
9. Молчан Э.М. Информационная компетентность преподавателя высшей школы // Вестник Брянского государственного университета. - Брянск: РИО БГУ. - 2011. - № 1. - С. 151-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21073926
10. Мухамедшина А.В. Информационная компетентность преподавателя в интерактивной образовательной среде вуза [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. - Новосибирск: СибАК, 2011. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/x/26068
11. Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза [Электронный ресурс] / М.В. Клименских, Н.А. Корепина , А.С. Шека , О.С. Виндекер // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 41. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27421
12. Пузанкова Е.А. Об опыте применения технологий интернет-тестирования в процессе изучения курса «Математика» студентами технического вуза // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2011. - Т. 1. - № 69. - С. 61-63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17682401
Педагогика
УДК: 378.09
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Бондаренко Татьяна Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Каменева Галина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования рефлексивной компетенции студентов технического вуза. В ней представлен комплекс педагогических условий, направленных на формирование данного вида компетенции. Опираясь на свой опыт, авторы описывают методику реализации на практике разаботанного комплекса условий.
Ключевые слова: рефлексивная компетенция, рефлексивно-познавательная деятельность, рефлексивные умения, педагогические условия.
Annotation. The article is devoted to the problem of forming the reflexive competence of students of a technical college. It presents a set of pedagogical conditions aimed at the formation of this type of compensation. Based on their experience, the authors describe the method of putting into practice the developed set of conditions. Keywords: reflexive competence, reflexive-cognitive activity, reflexive skills, pedagogical conditions.
Введение. В настоящий момент подготовка выпускника вуза осуществляется в рамках компетентностного подхода, под которым мы подразумеваем совокупность принципов определения целей, отбора содержания образования, организации процесса подготовки специалиста и технологического обеспечения этого процесса в строгом соответствии с выделенными общими, ключевыми и специальными компетенциями, обеспечивающими в будущем качество выполнения профессиональной деятельности.