Научная статья на тему 'Проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности'

Проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2865
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алтынкович Елена Евгеньевна

Статья посвящена проблемам формирования духовно-нравственных качеств личности. Рассматриваются суть нравственного формирования личности, вопросы духовности в нравственном воспитании, основополагающие ориентиры нравственного воспитания, принципы морали, а также формирование определенного представления о целостности личности, о смысле и ценностной значимости деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности»

УДК 17.02:37.03

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

PROBLEMS OF FORMATION OF SPIRITUAL-MORAL QUALITIES

OF THE PERSONALITY

Е. Е. Алтынкович Е. Е. Altynkovich

ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования духовно-нравственных качеств личности. Рассматриваются суть нравственного формирования личности, вопросы духовности в нравственном воспитании, основополагающие ориентиры нравственного воспитания, принципы морали, а также формирование определенного представления о целостности личности, о смысле и ценностной значимости деятельности человека.

Abstract. This article is devoted to the problems of formation of spiritual and moral qualities of the personality. The article deals with the essence of moral identity formation, issues of spirituality in moral education, the basic orientation of moral education, moral principles, as well as the formation of certain ideas about personal integrity, the meaning and value consequence of human activity.

Ключевые слова: духовность, нравственность, культура, личность, воспитание, мировоззрение.

Keywords: spirituality, morals, culture, personality, education, outlook.

Актуальность исследуемой проблемы. Перемены, произошедшие за последние десятилетия, внесли в жизнь общества неведомые ранее проблемы. Ими охвачены основные сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная и духовнонравственная. Более глобальные и противоречивые процессы происходят в духовном пространстве общества. Здесь с огромной скоростью нарастают негативные явления, которые ярко проявляются в потере нравственных ориентиров, снижении уровня культуры, проникновении в сознание людей непонятных ценностей, а также в росте преступности и социальной апатии. Налицо проблема нравственной деградации личности. По прогнозам ученых, создавшаяся обстановка создает угрозу социальной и духовной безопасности общества и может привести к антропологическому кризису.

В сложившихся условиях как никогда важным становится формирование у молодых людей духовно-нравственных качеств. Сегодня, на этапе разрушения прежних идеалов, приоритетным направлением воспитательной деятельности общества должно стать духовно-нравственное становление подрастающего поколения.

Материал и методика исследований. Для исследования проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности использовался теоретический анализ литературных источников, социально-философские методы (в частности, конкретноисторические, сравнительно-исторические, историко-типологические, аналитические и диалектические подходы) и традиционные общефилософские принципы (системности, историзма, единства теории и практики).

Результаты исследований и их обсуждение. В процессе формирования духовнонравственных качеств личности ключевая роль принадлежит воспитанию, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность.

Разработки проблем духовно-нравственного становления личности имели место еще в античной философии [1]. Пристальный интерес вопросам поиска нравственности и духовности в России в Х1Х-ХХ вв. был уделен в теоретическом наследии

Н. А. Бердяева [2], И. А. Ильина [4], В. С. Соловьева [5], С. Л. Франка [7] и др. Они пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов, наиболее типичных для русского человека.

На наш взгляд, формировать нравственность означает не только воздействовать на убеждения человека, представления и понятия, но и обеспечивать практическую регуляцию поведения, отношения со средой. Важную роль в формировании нравственности играют привычки, которые вырабатываются и закрепляются, проходя через сознание.

Формирование нравственности - это сложный и многогранный процесс, где вырабатывание у личности нравственных идеалов, понятий, убеждений, привычек, морального поведения осуществляется на уровне сознания, разума. Сутью нравственного формирования личности является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы этических качеств личности, реализуемых в ее поведении.

Ядром нравственного воспитания личности является процесс формирования научного мировоззрения. Мировоззрение содержит исходные ориентиры, нормы и идеалы деятельности людей, относящиеся ко всем способам овладения действительностью. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, принципы деятельности. Формируясь в деятельности, мировоззрение в форме убеждений, идеалов, коренных принципов представляет собой ядро духовного мира личности, поскольку определяет ее жизненные цели, интересы, средства их достижения в процессе деятельности. Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Разум и чувство входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во взаимопереплетении.

Рассматривая вопросы духовности в нравственном воспитании, мы отмечаем, что духовность принадлежит к числу понятий, по поводу содержания которых нет единого мнения среди исследователей. К примеру, нельзя сводить духовность лишь к ее нравственной форме, которая отражается в этических понятиях добра, зла, справедливости и несправедливости, самопожертвования, моральной ответственности, героизма и др. Наряду с этим нельзя отождествлять духовность с общественным сознанием в целом. Общественное сознание - это полое духовное явление, возникающее и существующее на основе отражения общественного бытия, природных процессов и внутреннего мира человека. Общественное сознание определяется как совокупность идей и идеалов; теорий, концепций и программ; взглядов и традиций; привычек и норм; мнений и слухов и т. д.

Социально-философский анализ нравственного воспитания базируется на принципах первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, историзма, системного подхода; на диалектической связи наследственных и социальных факторов; на соотношении личности и коллектива, на личностно-деятельностном подходе при исследовании процесса нравственного становления личности.

Нравственное воспитание должно быть направлено на формирование таких аксиологических свойств, как уважительность; благородство, честь, взаимоуважение; достоинство, ответственность; целеустремленность, самоорганизованность, когнитивная активность; трудолюбие; экологичность; гуманизм.

Нравственность наравне с искусством, наукой и религией составляет ядро духовного мира личности, выступает важнейшим компонентом всей духовной культуры как средства саморазвития человека.

Заявляя о принципах морали, надо иметь в виду, что значительная их часть своими корнями имеет древние религиозные убеждения. Они сложились, развивались, трактовались в лоне духовной жизни предшествующих поколений. Можно привести основополагающие ориентиры нравственного воспитания, имеющие тысячелетние корни:

- патриотизм (преданность и любовь к своей стране);

- труд (добросовестный труд на благо общества);

- общественное достояние (забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния);

- долг (осознание общественного долга);

- коллективизм (коллективная и товарищеская взаимопомощь);

- гуманизм (гуманное отношение и взаимное уважение между людьми);

- честность (правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни);

- взаимоуважение (взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей);

- непримиримость (непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности);

- братство (нетерпимость к национальной и расовой неприязни).

Одним из важнейших понятий, включенных в методологию нашего исследования, следует признать категорию «нравственное сознание» [3]. Нравственное сознание, в соответствии с известной схемой структуры общественного сознания, предложенной А. К. Уледовым, включает в свой состав обыденный и теоретический уровни сферы общественной психологии и идеологии, а также определенные состояния. По субъекту (носителю) нравственное сознание реально разделяется на индивидуальное, групповое (коллективное) и моральное сознание общества в целом (в ту или иную эпоху) [6]. Нравственное сознание на обыденном уровне представляет сплав чувств, житейских представлений о должном, добре и зле, добродетелях, пороках. Нравственное сознание в концентрированной форме представлено этикой - наукой о морали. Нравственность древности и средневековья строилась на основе моральных поучений. Эта традиция в современной этике воплощена в специфической форме «морализаторства».

Для нравственного воспитания высказывания классиков этической теории имеют определенный смыл в плане нравственного просвещения, но они мало что дают с точки зрения выработки технологий, приемов и методов воздействия на духовный мир личности, формирования положительного поведения.

А между тем любая, самая совершенная теория имеет смысл, если ее можно использовать в прикладных целях. Так, Н. А. Бердяев отмечал, говоря о задачах этики: «Отвлеченные априорные этики малоценны» [3, 125]. И далее он совершенно справедливо указывал: «Этика должна быть не только теоретической, но и практической, т. е. призывать к нравственному преобразованию жизни» [3, 125].

Начала нравственного сознания вырабатываются не только в лоне этики. Их источником служит также религия. Нравственные нормы возрождаются сегодня благодаря религии, которая все более воспринимается как существенный элемент национальной культуры и воплощение нравственных общечеловеческих ценностей. Данная тенденция характерна для всех слоев общества, в том числе и для школьников, которые к религии прикоснулись через художественные памятники литературы, живописи, музыки и архитектуры. Она оказывает существенное влияние на духовную жизнь страны.

Существенным моментом повышения религиозности современного российского общества является стремление народа преодолеть нравственный кризис. Нравственно устойчивые люди, старающиеся жить по совести, видя, что идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и церкви как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. Они в этих гуманистических, общечеловеческих принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты видят защиту от порочных установок и норм (коррупции, пьянства и т. д.).

В сегодняшнее кризисное время многие вновь обращаются к религии как к надежной общественной силе, традиционному институту, способному на полезные и добрые духовные и социальные деяния для народа.

Нравственные чувства являются одним из видов мотивации общественного поведения и деятельности человека, они регулируют поведение личности, сказываются на оценках общественных событий отдельными лицами. Под нравственными чувствами надо понимать такие эмоциональные отношения к поведению других людей и своему собственному, которые отражают общественную мораль, сложившиеся нравственные традиции, реальные отношения людей друг к другу и формируются в процессе осознания и выполнения моральных норм поведения в условиях учебной, общественной и трудовой деятельности. Данные чувства несут на себе печать той социальной группы, к которой индивид принадлежит и с которой разделяет материальные и нравственноидеологические условия жизни.

Нравственные чувства человека содержат в себе нечто типическое, а все вместе они отличаются индивидуальными чертами или особенностями. Эти индивидуальные особенности выражаются как в глубине содержания чувства, так и в форме их проявления, а именно в степени осознанности глубины, силы, динамичности, гармоничности сочетания различных чувств. Они определяются своеобразными условиями жизни и воспитания конкретного человека, а также зависят от типологических особенностей индивида (подвижность процессов, характер их смены, интенсивность). Учет всех этих особенностей имеет существенное значение при распознавании чувств, в каждом конкретном случае образовательной и воспитательной работы.

Нравственные чувства разнообразны по своему содержанию и направленности. Тем не менее их основным объектом являются общественные взаимоотношения людей, их помыслы и поведение, они зарождаются и развиваются в процессе общения.

Следовательно, социальная политика имеет глубокие корни в национальных традициях, в которых проявляются основные духовные ценности народа. Особое значение сре-

ди этих ценностей имеет принцип равенства и уважения уникальности групп людей и отдельных личностей. Ведущая роль и ответственность в обновлении общества принадлежит государству, особенно если это касается не только гарантии прав человека, но и обеспечения нормальных условий жизни: существенным показателем благополучия социальных систем является наличие досуга и возможностей для его благотворного использования. В этом направлении нужны поддержка со стороны общественных сил и координация их действий, плановое начало. Необходимо привлечение всего творческого, созидательного потенциала людей, их участие в процессе обновления и развития общества, проявление заботы о молодом поколении, оказание помощи в плане их социализации, нравственного становления.

Резюме. Проведенное нами изучение литературных источников по проблеме духовно-нравственного воспитания позволило прийти к следующим суждениям:

1. Проблема духовно-нравственного воспитания является актуальной и рассматривается в разных научных областях. Накопленный теоретический и эмпирический материал в области социально-культурной деятельности в мировом сообществе во многом является идентичным. Практическое применение этих знаний и соответствующих технологий деятельности способствует формированию у подрастающего поколения духовнонравственных качеств и активного участия в жизни общества в дальнейшем.

2. Анализ философских этических взглядов на вопросы нравственности и духовности показал их динамику от идеалистической до морализаторской, а затем - нравоучительной.

3. Понятие «духовность» понимается далеко не однозначно не только на бытовом, но и научном уровне.

Формирование духовно-нравственных качеств личности - это сложный многогранный процесс воспитания идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения. Его сутью является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в поведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Соч. : в 4 т. Т. 4. - М. : Мысль, 1984. - 830 с.

2. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2-х т. Т. 1 / Н. А. Бердяев. - М. : Искусство, 1994. - 542 с.

3. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев ; сост. Л. И. Греков, А. П. Поляков, П. П. Гайденко и др. - М. : Республика, 1993. - 383 с.

4. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. - М. : Республика, 1993. - 431 с.

5. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / В. С. Соловьев // Сочинения : в 2-х т. Т. 1. - М. : Мысль, 1990. - 549 с.

6. Уледов, А. К. Духовная жизнь общества / А. К. Уледов. - М. : Мысль, 1985. - 234 с.

7. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.