Научная статья на тему 'Проблемы фискального регулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России'

Проблемы фискального регулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА / СТРУКТУРА ЗАДОЛЖЕННОСТИ / НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TAX ADMINISTRATION / JUDICIAL SYSTEM / BANKRUPTCY / DEBT STRUCTURE / TAX AND NON-TAX PAYMENTS / SPECIAL TAX REGIME / GOVERNMENT SUPPORT / TAX LAWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зозуля В.В., Семенова Г.Н.

В статье рассматриваются вопросы налоговой нагрузки на предпринимателей, которые считают её достаточно высокой, в связи, с чем увеличивается уровень задолженности налоговым органам и соответственно судебные разбирательства, приводящие к банкротству фирм. Особенно острым вопросом остается проблема неналоговых платежей, бремя которых увеличивается с каждым годом, но до сих пор законодательная и нормативно-правовая база не совершенна. Авторы считают, что необходимым условием развития малого и среднего бизнеса является систематизация законодательных механизмов фискального регулирования, в том числе и через специальные налоговые режимы, которые выступают механизмом снижения налоговой нагрузки на предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FISCAL ISSUES REGULATION OF DEVELOPMENT OF SUBJECTS OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS IN RUSSIA

In the article the questions of the tax burden on entrepreneurs, who consider it to be quite high, therefore, increases the level of debt to the tax authorities and the judicial proceedings leading to bankruptcy of firms. Particularly acute issue is the problem of non-tax payments, the burden of which increases every year, but until now the legislative and regulatory framework is not perfect. The authors believe that a prerequisite for the development of small and medium business is the systematization of the legislative fiscal regulation mechanisms, including through special tax regimes, which act as a mechanism to reduce the tax burden on businesses.

Текст научной работы на тему «Проблемы фискального регулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России»

УДК 336.22

ПРОБЛЕМЫ ФИСКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Зозуля В.В., д.э.н., главный научный сотрудник Центра налоговой политики и налогового администрирования Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования ФГБОУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

e-mail: zva-inga@mail.ru Семенова Г.Н., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В.Плеханова»

В статье рассматриваются вопросы налоговой нагрузки на предпринимателей, которые считают её достаточно высокой, в связи, с чем увеличивается уровень задолженности налоговым органам и соответственно судебные разбирательства, приводящие к банкротству фирм. Особенно острым вопросом остается проблема неналоговых платежей, бремя которых увеличивается с каждым годом, но до сих пор законодательная и нормативно-правовая база не совершенна. Авторы считают, что необходимым условием развития малого и среднего бизнеса является систематизация законодательных механизмов фискального регулирования, в том числе и через специальные налоговые режимы, которые выступают механизмом снижения налоговой нагрузки на предпринимателей.

Ключевые слова: налоговое администрирование, судебная система, институт банкротства, структура задолженности, налоговые и неналоговые платежи, специальный налоговый режим, государственная поддержка, налоговое законодательство.

FISCAL ISSUES REGULATION OF DEVELOPMENT OF SUBJECTS OF SMALL AND

AVERAGE BUSINESS IN RUSSIA

Zozulya V., Doctor of economic Sciences, professor, chief researcher of the Centre for tax policy and tax administration Department of tax policy and customs tariff regulation of the Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: zva-inga@mail.ru Semenova G., Ph.D., associate professor, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»

In the article the questions of the tax burden on entrepreneurs, who consider it to be quite high, therefore, increases the level of debt to the tax authorities and the judicial proceedings leading to bankruptcy of firms. Particularly acute issue is the problem of non-tax payments, the burden of which increases every year, but until now the legislative and regulatory framework is not perfect. The authors believe that a prerequisite for the development of small and medium business is the systematization of the legislative fiscal regulation mechanisms, including through special tax regimes, which act as a mechanism to reduce the tax burden on businesses.

Keywords: tax administration, judicial system, bankruptcy, debt structure, tax and non-tax payments, special tax regime, government support, tax laws.

Устойчивость современных рыночных систем характеризуется состоянием субъектов малого и среднего предпринимательства, их развитие положительно влияет на уровень занятости, насыщенность рынка качественными товарами и на уровень жизни в целом.

Однако в РФ малое и среднее предпринимательство (МСП) является отстающим и хронически запаздывающим элементом экономической системы. В 2015 г. доля субъектов МСП составила около 20% в ВВП страны, соотношение МСП и крупного бизнеса по занятости в 2013 г. по данным Росстата 25% против 75%, при этом в странах Евросоюза доли занятых в малом бизнесе варьируются в пределах 50-60%[3,8].

Стоит отметить, что на крупный бизнес в России приходится 1% от численности всех зарегистрированных экономических субъектов, тогда как на МСП - 99%[3].

Чем же сегодня в России занимается малый бизнес? По данным Росстата на 01.01.2016 года 52,8% индивидуальных предпринимателей (ИП) России заняты в оптовой и розничной торговле, ремонте авто и бытовой технике; 11% - транспортом и связью; 10,7% -операциями с недвижимостью; 7,4% - сельским хозяйством; 5,8% - коммунальными и социальными услугами; 2,8% - строительным бизнесом; 1,6% - гостиничным и ресторанным бизнесом; 0,7% -здравоохранением; 0,6% - образованием; 0,2% - производством машин и оборудованием [3]

Однако одной из главных проблем малого и среднего бизнеса является слишком частое внесение изменений в налоговое законодательство. Президент Торгово-промышленной палаты РФ Катырин С.Н. в эфире телеканала «Россия 24» сказал: «Бизнесмены очень часто говорят нам о том, что главная помощь от вас - не меняйте правила игры». Внесение изменений и поправок мешают предпринимателям строить долгосрочные планы, а иногда требуют и специальных знаний.

Также серьезной проблемой является повышение уровня налоговой преступности и увеличение уровня задолженности налоговым органам, как показано на рисунке 1.

Неурегулированная задолженность на 1 декабря 2016 года составляет 56,3%, приостановленная к взысканию по банкротству 24,8%, Взыскивается судебными приставами 13,0%. Проанализировав представленные выше данные, можно отметить следующее: механизм взыскания задолженности работает не слишком эффек-

тивно, следовательно, необходимо говорить о проблемах налогового администрирования.

Стоит отметить, что на функционирование налогового администрирования влияют также качество работы судебной системы, института банкротства. Например, судопроизводства, связанные с банкротством юридических лиц длятся годами. Главными причинами этого явления выступает нехватка квалифицированных кадров в судах, ведь для того чтобы вынести решение по такому вопросу, кроме гражданского, гражданско-процессуального законодательства, необходимо владеть знаниями налогового, таможенного, валютного, банковского законодательства, бухгалтерского и налогового учета.

Сами предприниматели также выделяют проблему неналоговых платежей. На XII Всероссийском налоговом форуме, который проводился ФНС России совместно с Торгово-промышленной палатой, часть выступлений была посвящена этому вопросу. С точки зрения предпринимателей, неналоговые платежи представляют собой параллельную налоговую систему. Неналоговые платежи включают порядка 70 платежей.

Основные группы таких платежей следующие:

• обязательные страховые платежи;

• обязательные взносы в отраслевые фонды;

• платежи за обязательные обследования;

• сборы и платежи за пользование различными объектами и ресурсами (включая экологические сборы);

• платежи за право ведения определенного вида деятельности;

• таможенные пошлины;

• патентные платежи;

• плата за услуги, оказываемые государственными органами и уполномоченными организациями.

На форуме прозвучала идея о том, что единый реестр неналоговых платежей - это очень важный шаг для развития налоговой системы. На данном этапе отсутствует не только систематизированный список платежей, но и единые правила их установления, взимания и администрирования.

Летом 2015 года Правительством РФ был одобрен мораторий на ряд неналоговых платежей. Чиновники оценили экономию для бизнеса в 1,5 трл. рублей, глава объединения предпринимателей «Опора России» назвал другую цифру, 1 трл. рублей[9]. Планируется, что летом 2017 года появится единый реестр неналоговых

Рисунок 1 - Структура задолженности по состоянию на 1 декабря 2016 года[10].

платежей, некоторые из которых будут пересмотрены и перенесены в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что самая большая нагрузка неналоговых платежей на бизнес наблюдается в транспортной отрасли, поэтому представители этого вида бизнеса призывают пересмотреть их положение, ведь увеличение расходов на транспорт приводит к увеличению цен на любой вид продукции. Однако об отмене сборов для этого вида деятельности на данном этапе речи не ведется[11].

Также предприниматели считают, что налоговая нагрузка на них слишком велика, о чем говорили на Всероссийском налоговом форуме не только сами предприниматели, но и Президент Торгово-промышленной палаты РФ: «Мы очень хотели бы, чтобы обещания Президента РФ о не увеличении налоговой нагрузки, фискальной нагрузки на бизнес, конечно, исполнялись, и не осуществлялись попытки периодически что-то пересмотреть, как правило, в сторону увеличения».

Например, малый и средний бизнес обладает рядом возможностей для снижения налоговой нагрузки, среди которых переход на специальный налоговый режим, налоговые льготы. Однако этими вариантами пользуются не все предприниматели, и здесь возникает другая проблема, не зависящая от налоговых органов, - отсутствие у предпринимателей осведомленности о государственной поддержке в этом вопросе, необходимых знаний для использования предлагаемых мер (таблица 1).

Самым глобальным изменением налоговой системы в 2017 году стало введение контрольно-кассовой техники нового образца (онлайн-кассы), которое стало обязательным с 1 февраля 2017 года. Оснаститься новой техникой с июля 2018 года должны будут и те организации, которые используют ЕНВД и патентную систему налогообложения.

С одной стороны, есть изменения в системе налогообложения, которые вызваны необходимостью, но есть поправки к уже существовавшим нормативно-правовым актам, а их, как правило, можно избежать. Следует помнить, что частые поправки и изменения дают поле для действий налоговым преступникам, манипулирующим налоговым законодательством.

Подробно стоит остановиться на введении контрольно-кассовой техники нового образца (онлайн-кассы), которое стало обязательным с 1 февраля 2017 года.

Данная система позволит налоговым органам более детально контролировать бизнес-процессы. Также покупатели получают возможность через сайт https://www.nalog.ru проверять полученные в месте продажи товаров (услуг) чеки.

Предприниматели обеспокоены тем, что переход на новую технику займет много времени и потребует немало средств. Также под угрозой оказались предприниматели в отдаленных уголках страны, так как не вся местность, где осуществляется предпринимательская деятельность, оснащена сетью Интернет. Эти вопросы по-прежнему остаются открытыми, предприниматели смогу оценить новшество только спустя некоторое время.

Особое место в налоговой системе РФ занимают специальные налоговые режимы, они выступают механизмом снижения налоговой нагрузки на предпринимателей. Специальные налоговые режимы могут быть применены субъектами малого предпринимательства

только в случае их соответствия ограничениям, прописанным в Налоговом кодексе РФ[1].

Самым популярным специальным налоговым режимом является УСН, эта система дает 57% поступлений в бюджет (ЕНВД

- 19%, ЕСХН - 1,2%, патентная система налогообложения(ПСН)

- 1,8%,система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - 21%)[5]. Стоит отметить, что патентная система налогообложения стала популярнее за последние 2-3 года, но ЕНВД считается более удобным и выгодным. Отмена ЕНВД обеспечила бы массовый переход на ПСН, но на данный момент споры вокруг отмены этой системы налогообложения утихли (было принято решение, что предприниматели смогут остаться на ней до 1 января 2021г.). Привлекательность ЕНВД для предпринимателя снизило введение торгового сбора в 2014 г.

На данном этапе налоговым органам следует работать в следующих направлениях:

• повышение эффективности налогового законодательства;

• стимулирование инновационных отраслей экономики посредством налогового инструментария;

• улучшение качества работы с неурегулированной задолженностью;

• взаимодействие с предпринимателями для разъяснения изменений в налоговом законодательстве, нахождения путей решения возникающих проблем (мероприятия типа налоговый форум, проводимый совместно с Торгово-промышленной палатой РФ).

Сами предприниматели должны ответственно подходить к изучению налогового законодательства или обращаться к специалистам в области бухгалтерского и налогового учета. Субъекты малого и среднего предпринимательства должны воспринимать Налоговый кодекс РФ как «правила игры», а не как препятствие, а также получать информацию по вопросам государственной поддержки (в рамках налоговой системы РФ) и пользоваться этим.

Глобальной целью налоговой политики должно стать создание условий для инвестиционной деятельности в российские предприятия, нахождение общих интересов у государственных органов и предпринимателей.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

2. Проблемы малого бизнеса[Электронный ресурс]. - Электр. дан.-Электронный журнал «Utmagazшe», 2015. Режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/8858-problemy-malogo-biznesa

3. Российский бизнес: портрет в цифрах. Доклад Президенту РФ, подготовленный экспертным центром при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей[Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Москва. сайт «БИЗНЕС-Омбудсмен. Уполномоченный по правам предпринимателей», 2015. - Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2015.html

4. Самиев П. Кредитование МСП: эффективность государственной поддержки и мониторинг [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Москва, сайт «НАФИ. Национальное агентство финансовых исследований», 19.01.2016. - Режим доступа: https://www. шсйп. ru(Samiev-OPORA-Forum-19.01.2016.pdf)

Таблица 1. Результаты опроса представителей МСБ для АО «Национальное агентство финансовых исследований»[4].

Микробизнес Малый бизнес Малый и средний бизнес, в общем

Желание воспользоваться налоговыми льготами в будущем 48 % 54% 50%

Уже пользуются налоговыми льготами 8% 16% 12%

Осведомленность о налоговых льготах 36% 44% 40%

5. Zuykov A.V., Zozulya V.V. Socioeconomic aspects of property taxation inRussia and abroad. Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно исследо-вательских проектов РЭУ имени Г.В. Плеханова «Учетно-аналити-ческое обеспечение - информационная основа эко-номической безопасности хозяйствующих субъектов», Часть I . М: «Издательство «АУДИТОР», 2017, 136-139.

6. Корень А. В., Краубергер Ж. Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - Электр.дан.-Журнал «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», № 6, 2016. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/spetsialnye-nalogovye-rezhimy-v-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-po-podderzhke-malogo-i-srednego-biznesa

7. Семенова Г.Н. Налоги и развитие малого бизнеса в России. Сборник: Перспективы развития предпринимательства в России сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики,

управления и права МГОУ. Москва, 2017. с. 21.

8. Зозуля В.В., Романченко О.В. Развитие предпринимательства как фактор стратегической политики России.В сборнике: От научных идей к стратегии бизнес-развития: Финансовая безопасность бизнеса и государства: проблемы и решения.М: РЭУ имени Г.В. Плеханова. 2016. С. 240-244.

9. Семенова Г.Н. Малый бизнес и система оптимизации налогообложения. Сборник: Перспективы развития предпринимательства в России сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики, управления и права МГОУ Москва, 2017. с. 29.

10. ФНС: сайт Федеральной налоговой службы. -[Электронный ресурс]. Дата обращения: 05.02.2017. - Режим доступа: analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

11. Романченко О.В., Зозуля И.В.Особенности формирования бюджетов субъектов российской федерации// М: Транспортное дело России. 2015. № 2. С. 64-67.

УДК 656.621

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАБОТОЙ ФЛОТА

Китов А.Г., к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «Мининский университет» Лисин А.А., к.т.н., доцент, директор по развитию АО «Совфрахт-НН» Чуплыгин Г.Н., к.т.н., доцент, ФГАОУВО «НИУВШЭ»

В статье обозначены направления, разработка которых имеет высокую актуальность для совершенствования оперативного управления работой флота. К этим направлениям относятся: задача заполнения накопителей в устьевых портах; проблема перераспределения флота между грузопотоками; оперативная оценка эффективности выполняемых рейсов в режиме реального времени; автоматизация сбора и обработки информации по исполненному движению судов.

Ключевые слова: оперативное управление и планирование работы флота.

ACTUAL DEVELOPMENT DIRECTIONS OF OPERATIVE MANAGEMENT OF

FLEET WORKING

Kitov A., Ph.D., assistant professor, FSEI HE «Mininsky University» Lisin A., Ph.D., assistant professor, Director of Development, SC «Sovfracht - NN» Chuplygin G., Ph.D., assistant professor, FSAEIHE «HSE»

In the article identified directions, the development of which is highly relevant for improving the operational management of the fleet. These areas include: the task of filling reservoirs in wellhead ports; The problem of the redistribution of the fleet between freight; operative evaluation of the efficiency of the flights in real time; Automation of collection and processing of information on the executed movement of ships.

Keywords: operative management and planning of fleet working.

После перехода к рыночным отношениям в экономике изменились организационные подходы и экономические условия работы судоходных предприятий. Это повлияло на актуальность существующей системы оперативного управления. Многие факторы, ранее не учитываемые, получили высокую значимость и наоборот, проблемы, которым ранее уделялось много внимания, утратили свою силу.

В данной статье мы обозначим несколько направлений развитии теории практики оперативного управления работой флота, которые актуальны на настоящий момент.

Одним из таких направлений является решение актуальной для нашей страны задачи заполнения накопителей в устьевых портах. «Так, например, большие экспортные грузопотоки нефтепродуктов идут в порт Санкт-Петербург и в порт Кавказ. Кроме того, подобная задача возникает при согласовании работы разных видов транспорта, например, терминал в Высоцке принимает нефтепродукты с железнодорожного транспорта для заполнения морского танкера при вывозе нефтепродуктов на экспорт. Аналогичные задачи возникают и для сухогрузов. Основная цель решения таких задач минимизация затрат фрахтователя накопителя и владельца речных судов или другого подвижного состава.» [1]. Суть задачи состоит в следующем: грузовладелец фрахтует морской танкер грузоподъемностью 25-100 тыс. тонн для вывоза груза с внутренних водных путей на условиях рейсового чартера или тайм-чартера, в условиях оговариваются сталийное время и/или штрафные санкции, поэтому перед фрахтователем стоит задача - привлечь такие суда для наполнения накопителя, чтобы его затраты были минимальными; примерная дата прибытия морского танкера обговорена и уточняется в оперативных условиях.

На практике, подобные задачи решаются без оптимизации путем фрахтования речных судов на всю навигацию, при этом накопитель приходит периодически, но не равномерно. Очередность постановки под обработку, в свою очередь, формируется по принципу «первый пришел - первый обработался». Исключением являются суда, обработка которых происходит без очереди по разным причинам, на усмотрение фрахтователя. Без оптимизационного расчета определения очередностей теряется множество денежных средств, что связано с разницей в стоимости содержания разных судов для фрахтователя (что выражено в ставке демереджа), а также разнице партий привезенного груза речными судами.

Как уже отмечалось ранее, в любом случае речные суда фрахтуются на всю навигацию и поименно закрепляются за грузопотоком, при этом об эффективности использования флота не может быть и речи по следующим причинам.

Периодически возникают большие ожидания из-за очередностей на выгрузке, а т.к. уровень фрахтовой ставки при работе без простоев, как правило, позволяет достичь большей эффективности рейса, чем получение демереджа за этот простой, соответственно стоянки в ожидании грузовых операций не выгодны для судовладельца. Кроме того, стоит учитывать, что получение демереджа это претензионная работа, которая может затягиваться на продолжительное время, иногда дело доходит до судебных разбирательств.

В свою очередь, фрахтователю не выгодно держать большое количество флота в очередях ожидания грузовой обработки по причинам снижений провозной способности флота, который мог бы быть задействован на смежных грузопотоках и возникновения обязанностей по уплате демереджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.