Annotation. The article is devoted to problems of financial policy of Krasnodar Territory. The Krasnodar Territory is building a financial policy taking into account the goals and objectives of the financial policy of the Russian Federation. The financial policy of the region includes monetary, fiscal and investment policies. All components of the financial policy are closely interdependent. The budget and tax policy of the region is characterized by a low level of fiscal autonomy of municipalities. This is a serious obstacle in carrying out quality work to create favorable conditions for economic development and, as a result, improve the living standards of the population. It also significantly reduces the interest of administrations of municipalities in active cooperation with the main administrators of tax and non-tax revenues to raise the level of revenues to the consolidated budget. One of the objectives of the budgetary and fiscal policy of the Krasnodar Territory is to support investment activity. But one of the problems of the tax policy of the Russian Federation is poorly developed tax instruments, which contribute to the growth of investment activity, development of small business. The main problem of monetary policy is the high centralization of regional branches of the Central Bank greatly reduces the effectiveness of activities to strengthen the economic position of the region.
Ключевые слова: финансовая политика, бюджетно-налоговая политика, инвестиционная политика, денежно-кредитная политика.
Key words: financial policy, fiscal policy, investment policy, monetary policy.
Государственная финансовая политика включает в себя денежно-кредитную, бюджетно-налоговую и инвестиционную политики. Все составляющие финансовой политики находятся в тесной взаимозависимости.
Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации.
Бюджетно-налоговая политика занимает основополагающее место в финансовой политике, проводимой государством, так как именно она определяет количественные параметры доходов и расходов бюджетов всех уровней, формирует налоговую систему, не являющуюся обременительной для субъектов экономической деятельности, но в достаточной мере обеспечивающей основные потребности в финансовых средствах бюджетной системы государства.
Главной целью бюджетной и налоговой политики в Краснодарском крае является обеспечение мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие Краснодарского края.
Приоритетами налоговой политики являются создание условий для дальнейшего расширения потенциала сбалансированного развития Краснодарского края, обеспечения роста доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края за счет повышения качества администрирования доходов бюджета и собираемости налогов, эффективного использования государственного и муниципального имущества.
Основными задачами бюджетной и налоговой политики Краснодарского края в среднесрочной перспективе являются:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости краевого бюджета;
- поддержка инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края.
Структура бюджета Краснодарского края согласуется со структурой Федерального бюджета РФ и является социально-ориентированным - расходы на поддержку отраслей социально-культурной сферы на 2018 год составляют более 71 % всех расходов.
Низкий уровень бюджетно-налоговой автономии (что видно из таблицы 1) муниципальных образований является не только серьезным препятствием проведения качественной работы по созданию благоприятных условий экономического развития и как следствие повышению уровня жизни населения, но и значительно снижает заинтересованность администраций муниципальных образований в активном сотрудничестве с основными администраторами налоговых и неналоговых доходов по повышению уровня поступлений в консолидированный бюджет.
Например, согласно исследованию международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) объем теневой экономики в России составляет 39% от ВВП 2016г. Открытые данные Росстата об уровне теневой экономики в России не опубликованы .[1]
Не менее тревожные данные о теневой (не криминальной) занятости российских граждан. По разным оценкам уровень неформальной (не криминальной) занятости в 2016 году составлял от 21,2% (данные Росстата) до 44,8% (исследование РАНХиГС) от общего количества занятого населения. [2] По данным Росстата уровень скрытого фонда оплаты труда в 2015 году составил 13,4% ВВП и постоянно растет с 2011 года.
Снижение уровня теневой экономики и неформальной занятости существенно повысит налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Однако это возможно только при эффективном взаимодействии администрации муниципальных образований с администратором налоговых доходов, проведении активной инвестиционной политики, реальном участии представителей муниципальных образований при формировании бюджетов.
Таблица 1. Распределение налоговых и неналоговых доходов по уровням бюджетной
системы Краснодарского края по состоянию на 01.01.2018
Показатель Консолидированный бюджет, млн руб Местные бюджеты, млн руб Доля поступлений в местные бюджеты в общей сумме поступлений,%
Всего поступлений 296 894,33 136 884,91 46,08
Налоговые и неналоговые доходы 252 577,39 60 837,27 24,09
Налоговые доходы 234 570,83 48 691,22 20,76
Налог на прибыль организаций 51 905,87 2 595,29 5,00
Налог на доходы физических лиц 85 869,84 27 290,98 31,78
Акцизы 24 541,12 1 566,71 6,38
Налог на имущество физических лиц 2 096,46 2 096,46 100,00
Налог на имущество организаций 32 754,22 0 0,00
Транспортный налог 6 355,77 0 0,00
Земельный налог 7 579,76 7 579,76 100,00
Налог на игорный бизнес 412,29 0 0,00
Налог на добычу полезных ископаемых 149,61 0 0,00
Сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами водных биологических 4,60 0 0,00
ресурсов
Государственная пошлина 1 826,48 1 490,29 81,59
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 3,39 1,16 34,22
Неналоговые доходы 18 006,56 12 146,05 67,45
Безвозмездные поступления 44 316,94 75 933,72 -
Источник: составлен автором по данным «Открытый бюджет Краснодарского края» (http: //budgetkubani. ru)
Как отмечает А.И. Поварова «подводя итог вышесказанному, можно резюмировать, что вопреки фундаментальным принципам бюджетного федерализма, закрепляющим единство общегосударственных, региональных и местных интересов, усиление централизации доходов в бюджетах вышестоящих уровней превращается в один из решающих факторов дестабилизации муниципальных бюджетов».[3]
В целях повышения обеспеченности и устойчивости бюджетов местного уровня изменения в распределении налоговых доходов должны коснуться в первую очередь таких налогов, как налог на прибыль организаций и налог на доход физических лиц.
Низкий уровень отчислений в бюджет местного уровня приводит, как упоминалось выше, к низкому уровню финансовой автономии и к высокой зависимости от межбюджетных трансфертов из регионального уровня бюджетной системы, что видно из таблицы 2. В таблице
3 наглядно показана доля межбюджетных трансфертов в общей сумме поступлений в разрезе муниципальных образований Краснодарского края. Из которой видно, что уровень данных поступлений очень высок и находится в рамках от 40,33% до 75,1%. Из чего можно сделать вывод, что межбюджетные отношения в Краснодарском крае носят централизованных характер скорее сглаживающую функцию, провоцируют иждивенческие настроения в муниципальных образованиях. Основной причиной данных явлений выступает нерациональное распределения доходов консолидированного бюджета Краснодарского края.
Таблица 2.Перечисление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных
образований по состоянию на 01.01.2018
Межбюджетные трансферты, млн руб Дотации, млн руб Субвенции, млн руб Субсидии, млн руб Иные бюджетные трансферты, млн руб Доля межбюджетных трансфертов в общей сумме поступлений в местные бюджеты,%
74 574,20 4 039,30 50 363,15 18 345,30 1 826,45 54,5
Источник: составлен автором по данным «Открытый бюджет Краснодарского края» (http: //budgetkubani. ru)
Согласно документу «Основные направления бюджетной и налоговой политики Краснодарского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Бюджетная политика Краснодарского края в сфере межбюджетных отношений сосредоточена на решении следующих задач:
- содействие сбалансированности бюджетов муниципальных образований Краснодарского края;
- повышение ответственности за использование бюджетных средств.
Как видно повышение уровня самостоятельности, самообеспеченности муниципальных образований бюджетно-налоговая политика Краснодарского края не предусматривает.
Совершенствование бюджетно-налоговой политики необходимо проводить в направлении повышения заинтересованности муниципальных образований в увеличении собственной доходной базы за счет повышения налоговых доходов, снижения уровня зависимости от межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта. Для достижения данной цели в первую очередь необходимо изменить структуру распределения налоговых доходов между бюджетом Краснодарского края и бюджетами муниципальных образований в сторону увеличения отчислений в местные бюджеты.
Среди основных задач бюджетно-налоговой политики Краснодарского края обозначена поддержка инвестиционной активности. Однако одной из проблем налоговой политики РФ является слабо развитые налоговые инструменты, способствующие росту инвестиционной активности, развитию малого предпринимательства, поддержке хозяйствующих субъектов.
Уровень инвестиционной активности в регионе напрямую зависит от таких факторов как состояние организационно-правовой сферы региона, общее состояние макроэкономической и политической ситуации, состояния финансовых рынков, процентных ставок, налогового климата, экономического потенциала региона (территориальное расположение, ресурсы, уровень развитости инфраструктуры и тд.
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Краснодарский край входит в десятку регионов с благоприятным инвестиционным климатом. Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности 2017г, по версии издания «Эксперт-РА, Краснодасркому краю присвоен наивысший рейтинг 1А - максимальный потенциал - минимальный риск (4 место в рейтинге).
Несмотря на высокий потенциал инвестиционного и экономического роста, Краснодарский край характеризуется недостаточным уровнем развития производственной деятельности. В регионе наблюдается дефицит современных производственных технологий и предприятий, выпускающих качественную продукцию, способную быть конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках.
Также следует обратить внимание на относительно низкие показатели производительности труда в экономике региона.
Как указывалось выше инструменты денежно-кредитной политики и инвестиционная политика находятся в тесной взаимосвязи.
Согласно международному индексу глобальной конкурентоспособности, в 2017-2018
гг. по легкости получения банковского кредита РФ занимает 110 место среди 142 стран, против 86 места в 2012-2013гг. Основными проблемными факторами ведения бизнеса в РФ, согласно исследованию, являются коррупция, налоговые ставки, доступ к финансированию и инфляция. По позитивному влиянию налогообложения на инвестиционные процессы в стране Россия занимает 104 место в рейтинге. [4]
Денежно-кредитную политику РФ реализует Центральный Банк РФ в рамках режима таргетирования инфляции. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» основными целями Центрального банка РФ являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации;
- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Согласно М.Ю. Волкову «региональная экономика, как и экономика государства,
представлена несколькими секторами, основными из которых являются: реальный сектор (или сектор нефинансовых корпораций), объединяющий в себе производственный потенциал региона; и финансовый сектор, объединяющий организации, занимающиеся перераспределением финансовых ресурсов. Эти компоненты тесно взаимосвязаны - чем больше эффективно работающих предприятий, тем шире и сложнее движение денежных ресурсов, следовательно, для их обслуживания требуется более развитый финансовый сектор, представленный, в первую очередь, разветвленной региональной банковской сетью». [5]
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года банковской системе и финансовым рынкам отведено основополагающее место в обеспечении высокого уровня инвестиционной активности в экономике.
По количеству самостоятельных банков, филиалов и внутренних структурных подразделений Краснодарский край занимает второе место в России после Московского региона, и первое в Южном федеральном округе.
В целях дальнейшего совершенствования системы управления территориальной сетью, повышения качества и скорости принятия управленческих решений, а также сокращения расходов Банка России на развитие сети территориальных учреждений Совет директоров Банка России 9 августа 2013 года принял решение создать в структуре Центрального банка Российской Федерации главные управления Центрального банка Российской Федерации по федеральным округам. В ходе проведенной реформы действующие в составе территориальных учреждений Банка России 78 Головных расчетно-кассовых центров упразднены, а их функции переданы отделениям.
Л.Л. Сперанская в своей работе отмечает, что «региональные подразделения ЦБ теоретически должны способствовать укреплению экономического положения регионов, однако, сильнейшая централизация в области принятия решений и отсутствие мониторинга корреляции деятельности территориальных учреждений и показателей реальной экономики региона значительно снижают эффективность и потенциал данных институциональных единиц». [6] Источники:
1. РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff
2. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/socopros-ranhigs-vse-bolshe-rossiyan-stremyatsya-v-ten
3. Поварова А.И. Проблемы формирования бюджета городского округа // Проблемы развития территории - 2017. - № 88 - С.177-191
4. World Economic Forum [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2017-2018/countryeconomy-profiles/#economy=RUS
5. М.Ю. Волков. Денежно-кредитная политика и ее реализация на региональном уровне : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 : Саратов, 2005 161 c. РГБ ОД, 61:05-8/1896
6. Л.Л. Сперанская «Совершенствование денежно-кредитной политики России с учетом различий в реакциях региональных экономик», 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Sources:
1. RBC [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/06/2017/595649079a79470e968e7bff
2. Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation (RASHiGS)
[Electronic resource]. URL: http://wwwranepa.ru/sobytiya/novosti/socopros-ranhigs-vse-bolshe-rossiyan-stremyatsya-v-ten
3. AI Povarova. Problems of budgeting of the urban district // Problems of Territory Development - 2017. - No. 88 - P.177-
191
4. World Economic Forum [Electronic resource]. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2017-
2018/countryeconomy-profiles/#economy=ENG
5. M.Yu. Volkov. Monetary policy and its implementation at the regional level: Dis. ... cand. econ. Sciences: 08.00.10:
Saratov, 2005 161 c. RSL OD, 61: 05-8 / 1896
6. L.L. Speranskaya "Perfection of the monetary and credit policy of Russia taking into account differences in the reactions
of regional economies", 08.00.10 - Finance, money circulation and credit Thesis for the degree of candidate of economic sciences
С.А. Чернявская
профессор кафедры теории бухгалтерского учета, доктор экон. наук, Кубанский государственный аграрныйуниверситетим. И.Т. Трубилина
SA Chernavskaya
Professor of the Department of accounting theory, Doct Ekon. D., Kuban state agrarian University (docsveta17@gmail.com)
Е.А. Власенко
руководитель филиала ВТБ-24, кандидат экон. наук
Е.А. Vlasenko
Нad of the branch of VTB -24VТB-24, Cand. Ekon. D., (e-mail: docsveta17@gmail.com)
Ю. С. Головачева, А. С. Калмыкова студенты,
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
Y.S. Golovacheva, A.S. Kalmykova the students, Kuban state agrarian University (docsveta17@gmail.com)
СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕТА
Аннотация. В данной статье рассмотрены принципы построения автоматизированного детализированного учета затрат в основном производстве (растениеводстве) необходимо, прежде всего собственнику и высшему звену управления, для того, чтобы в последствие можно было сопоставить фактические затраты с выходом продукции в разрезе каждого поля, например, сравнить норму расхода минеральных удобрений по каждому полю с урожайностью по каждому полю в рамках одной культуры. Одним из распространенных недостатков существующей автоматизированной системы управленческого бухгалтерского учета затрат в основном производстве (растениеводстве) является принятие к учету любого количества расходных материалов, как правило в обобщенном виде (в целом по культуре), а потом (в конце года) при подсчете фактической себестоимости продукции констатировать факт о ее значительном превышении планируемых показателей.
Annotation. In this article, the principles of constructing an automated detailed accounting of costs in the main production (plant growing) are necessary, first of all, to the owner and the top management, in order that in the future it is possible to compare the actual costs with the output of products in the context of each field, for example, mineral fertilizers for each field with yields for each field within a single crop. One of the common shortcomings of the existing automated system of management accounting of costs in the main production (crop production) is the acceptance of accounting for any number of consumables, usually in a generalized form (in general in culture), and then end of the year) when calculating the actual cost of production, to ascertain the fact of its significant excess of planned indicators.
Ключевые слова: учет, анализ, затраты, растениеводство, автоматизация. Key word: аccounting, analysis, costs, crop production, automation.
Краснодарский край, являясь самым южным регионом России, в котором проживает 5,5 млн. человек, располагает значительным научным потенциалом, социально-экономической инфраструктурой, а также высокой и устойчивой долей сельского населения. Влияние глобальной экономики определенным негативным образом отразилось на конкурентных преимуществах сельскохозяйственного производства Краснодарского края, акцентируя внимание на технологическом отставании отрасли и высокой зависимости от импорта семян и посадочного материала, средств защиты растений, тракторов и сельскохозяйственной техники, ресурсосберегающих и почвозащитных технологий возделывания культур, хранения и
переработки продукции растениеводства.
Следует также отметить, что в связи с увеличением цен на энергоносители и естественным повышением цен на все расходные материалы, применяемые в сельском хозяйстве, - это минеральные удобрения, средства зашиты, гербициды, пестициды, сельскохозяйственные машины, естественно, повышается себестоимость производимой сельскохозяйственной продукции.
Функционировать на рынке смогут лишь те организации и индивидуальные предприниматели, которые смогут существенно снизить затраты на обработку земли и возделывание культур, а также обеспечить полноценное воспроизводство потенциала плодородия при одновременном повышении урожайности.
Поэтому, в настоящее время для собственников бизнеса является актуальной проблемой создание такой автоматизированной интегрированной системы производственного учета затрат в растениеводстве, которая бы позволяла решать следующие задачи:
1. Организовать учет затрат в растениеводстве с детализацией в разрезе подразделений (полеводческих бригад), статей затрат (оплата труда, семена, удобрения и др.), возделываемых сельскохозяйственных культур (озимая пшеница, кукуруза на зерно), детализации до уровня земельного участка (полей).
2. Осуществлять учет (оперативный «экспорт» данных) и контроль по видам полевых работ машинно-тракторных агрегатов и комбайнов, оборудованных GPS - навигаторами (датчики, которые в режиме «онлайн» фиксируют движение, направление (расстояние между рядками), скорость, продолжительность, расход топлива трактора, комбайна в разрезе каждого инвентарного номера).
3. Осуществлять планирование в растениеводстве путем составления технологических карт в компьютерной программе в разрезе культур, видов работ и расчетом плановой себестоимости готовой продукции растениеводства в разрезе статей затрат и плановой ценой расходных материалов в условиях инфляции.
4. Оперативно (ежедневно) сопоставлять фактические затраты в растениеводстве с плановыми затратами, а, именно, (объемы работ - площадь, количество нормосмен, фактическая наработка в условных эталонных гектарах, густота посевов; агротехнические требования - нормы высева семян, соломистость, глубина дискования и др.) с детализацией до уровня поля, видов работ, формированием соответствующих отчетов, бюджета производственных затрат (плана, плана в сравнении с фактом за определенный период) в разрезе статей затрат, культур, периода и т.д.
5. Использовать специализированные первичные документы, созданные в автоматизированной системе учета (акт расхода семян и посадочного материала, акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов и др.), которые позволяют учесть площадь обрабатываемого участка, что не реализовано в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия», а существующие разработки для сельхозпредпритий имеют ряд недостатков.
6. Контролировать своевременность документооборота в растениеводстве (соблюдение сроков «проведения» первичных документов, создание инвентаризационных описей, формирование материальных отчетов) в программе;
7. Автоматизировать процесс «закрытия» счетов в конце года, а, именно, упростить трудоемкую учетную процедуру достоверного исчисления фактической себестоимости продукции трудоемкости, который имеет довольно специфические особенности:
- например, по многолетним травам (люцерна):
а) выделяют люцерну посева текущего года (под покровом овса или нет), люцерну посева прошлых лет (по годам: 2015, 2016);
б) затраты на посев (стоимость семян, удобрений, заработная плата, затраты на ремонт и содержание основных средств) распределяют на три года;
в) выделяют поля и разграничивают фактические затраты по полям, где убирались семена или нет, для корректного применения коэффициентов перевода в условную продукцию (семена -75; сено -1,0; зеленая масса - 0,3);
г) достоверный учет сопряженной продукции (зелена масса, сено), получаемой с одного поля за несколько укосов;
д) достоверный учет входа продукции с учетом ее влажности (зеленая масса с влажностью 85%, подвяленная зеленная масса с влажностью 55-60%) и технологии уборки (с