УДК 631.16: 336.563
проблемы финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций
Ю. Е. КЛИШИНА,
кандидат экономических наук, ассистент кафедры финансов, кредита и страхового дела Е-mail: yuliya_klishina@mail. ru Ставропольский государственный аграрный университет
В статье рассматриваются вопросы финансовой поддержки деятельности сельскохозяйственных организаций и ее влияния на результаты деятельности сельскохозяйственного производства. Выделяется ряд проблем финансирования сельскохозяйственных организаций, свойственных как Российской Федерации, так и ее регионам.
Ключевые слова: система финансирования, сельскохозяйственное производство, бюджет, финансирование, субсидирование, предприятие, аг-рострахование, финансово-кредитный механизм.
В реальном секторе хозяйства агропромышленный комплекс занимает особое место: сельскохозяйственное производство и переработка сельскохозяйственного сырья ориентированы на удовлетворение базовых потребностей населения в продовольствии, в продукции фармацевтической и легкой промышленности, снабжении людей другими важными продуктами.
Переход к рыночным отношениям предполагает формирование аграрного сектора экономики, который учитывает положительный отечественный и мировой опыт. При этом важнейшим экономическим признаком эффективной структуры аграрного сектора является многообразие форм собственности, их юридическое равноправие и взаимодействие на всех уровнях функционирования.
В настоящее время в стране функционируют государственные, коллективные, личные, частные и смешанные сельскохозяйственные предприятия. Они представляют различные организационно-правовые формы хозяйствования: товарищества,
акционерные общества, фермерские и личные подсобные хозяйства населения, подсобные хозяйства промышленных предприятий и т. п. При этом наибольший удельный вес в структуре валовой продукции сельского хозяйства приходится на сельскохозяйственные организации (рис. 1). При этом можно отметить наибольшую концентрацию сельскохозяйственного производства в организациях на субфедеральном уровне.
Правительство страны, Министерство сельского хозяйства России в последние годы приняли достаточно много мер по стабилизации сельскохозяйственного производства. В частности, введено субсидирование процентных ставок по кредитам с погашением за счет федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центрального банка России; расширился круг операций, охватываемых лизингом; реализуются постановления по организации страхования, внедрению механизма закупочных и торговых интервенций, обеспечению защиты отечественного рынка от необоснованного импорта, по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий. Все это сыграло свою положительную роль: улучшились производственные и экономические показатели отрасли, приостановлен спад производства, даже наметился его рост [6].
Так, в 2011 г. валовое производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Ставропольского края составило 100,2 млрд руб., рост к предыдущему году - 115,4 %, при этом в растениеводстве - 120,2 %, в животноводстве -105,9 %. Улучшились инвестиционный климат и привлекательность агропромышленного комплекса Ставропольского края. Индекс физического объема
Сельскохозяйственные организации I '-1 Крестьянские (фермерские) хозяйства
б
Хозяйства населения
2011 г. составила 56,8 млрд руб., что на 22 % больше, чем в 2010 г. [4].
Наряду с положительными результатами, достигнутыми в сельском хозяйстве, все еще существуют проблемы бюджетного финансирования, сдерживающие его развитие.
Средства, выделяемые из федерального бюджета Российской Федерации на поддержку сельского хозяйства в настоящее время неадекватны его вкладу в формирование валового внутреннего продукта страны. Доля продукции сельского хозяйства в ВВП страны в настоящее время составляет 5-6 %, что примерно на уровне таких видов экономической деятельности как строительство и транспорт. Ассигнования на поддержку сельскохозяйственного производства в консолидированном бюджете РФ в 2007-2011 гг. составляли небольшую долю от общего объема расходов бюджета (табл. 1).
Анализируя данные табл. 1, можно констатировать, что за 2007-2011 гг. расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство увеличились на 82,8 %. Вместе с тем доля расходов консолидированного бюджета РФ на сельское хозяйство и рыболовство в общем объеме расходов невелика (1,3-1,7 %). Доля же государственной поддержки этого вида экономической деятельности от ВВП и вовсе незначительна и составляет 0,4-0,7 %. В экономически развитых странах доля государственной поддержки сельского хозяйства находится на уровне 3-3,5 % ВВП.
На региональном уровне расходы консолидированного бюджета Ставропольского края представлены в табл. 2.
Доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство в общей сумме расходов и стоимости валового регионального продукта Ставропольского края
Таблица 1
Расходы консолидированного бюджета РФ
Рис. 1. Структура производства продукции сельского хозяйства в 2011 г по категориям хозяйств, %: а - Российская Федерация; б - Ставропольский край
инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2011 г. составил 132,9 %, что на 25,7 % больше аналогичного периода предыдущего года. За последние три года сельскохозяйственные товаропроизводители во всех категориях хозяйств Ставропольского края получают в среднем 7,5 млн тонн зерна ежегодно. В 2011 г. собрано свыше 8,3 млн т зерна - это второй показатель в России, из них пшеницы - более 6,8 млн т со средней урожайностью 39,5 ц/га, что также является одним из лучших показателей.
Ставропольский край является лидером в Российской Федерации по производству зерна на душу населения, собрав в 2011 г. более трех тонн в расчете на одного жителя, что почти в пять раз больше, чем в среднем по стране.
Развитие животноводства в Ставропольском крае во многом определилось реализацией намеченных мероприятий по выполнению индикаторов Государственной программы развития сельского хозяйства. Осуществление их, в совокупности с ранее произведенной работой, позволило краю обеспечить выполнение плановых целевых показателей, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по мясу на 107,3 %, молоку - на 105,7 %. В состав сводного годового бухгалтерского отчета за 2011 г. включена 591 сельскохозяйственная организация.
Выручка от продажи товаров, работ и услуг указанного числа сельскохозяйственных организаций в
на сельское хозяйство и рыболовство в 2007-2011 гг.
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 Отношение 2011 к 2007, %
Расходы, всего, млрд руб. 11 245,8 14 157 16 048,3 17 616,6 19 994,6 177,7
Расходы на сельское хозяйство, млрд руб. 147 238,3 279,1 262,3 268,7 182,8
Доля расходов на сельское хозяйство, % 1,3 1,7 1,7 1,5 1,3 100
Доля расходов на сельское хозяйство от ВВП, % 0,4 0,6 0,7 0,6 0,5 125
Таблица 2
Расходы консолидированного бюджета Ставропольского края в 2007-2011 гг.
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 Отношение 2011 к 2007, %
Расходы, всего, млрд руб. 45 849,6 61 068,7 72 222,5 72 443,9 86 208,2 188
Расходы на сельское хозяйство, млрд руб. 2 975,7 4 447,9 4 810,9 4 662,9 4 966,7 166,9
Доля расходов на сельское хозяйство, % 6,5 7,3 6,7 6,4 5,7 87,7
Доля расходов на сельское хозяйство от ВРП, % 1,34 1,62 1,73 1,47 1,59 118,7
Таблица 3
Расходы федерального бюджета РФ на сельское хозяйство и рыболовство в 2007 - 2011 гг.
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 Отношение 2011 к 2007, °%
Расходы, всего, млрд руб. 5 986,6 7 570,9 9 937,6 10 117,4 10 925,6 182,5
Расходы на сельское хозяйство, млрд руб. 27,8 58 83,1 35,3 141,4 508,6
Доля расходов на сельское хозяйство, % 0,46 0,76 0,84 0,35 1,29 280,4
несколько выше аналогичных показателей на федеральном уровне. Вместе с тем нельзя не отметить, что общие расходы консолидированного бюджета края увеличиваются более быстрыми темпами по сравнению с расходами на сельское хозяйство и рыболовство. Таким образом, в государственной политике по поддержке сельского хозяйства России проявляются две основные черты, которые заключаются в том, что, несмотря на рост общих расходов консолидированных бюджетов и расходов на сельское хозяйство и рыболовство, доля сельского хозяйства в фактических расходах сократилась.
Расходы федерального бюджета РФ на сельское хозяйство и рыболовство в период 2007-2011 гг. возросли почти в пять раз (табл. 3). Следует отметить увеличение доли расходов на сельское хозяйство и рыболовство в общем объеме расходов федерального бюджета с 0,46 % в 2007 г. до 1,29 % в 2011 г.
Принятые на федеральном и региональном уровне меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Ставропольского края позволили в 2011 г. сохранить положительную динамику развития.
Прибыль до налогообложения по итогам 2011 г. составила 8,3 млрд руб., что на 43 % больше, чем в 2010 г. Уровень рентабельности до стиг 19 %, или на 4 % больше аналогичного периода 2010 г.
В 2012 г. ожидается увеличение удельного веса прибыльных сельскохозяйственных организаций до 95 %, что на 2 % больше уровня 2011 г. (рис. 2).
Региональные сельскохозяйственные предприятия, находясь в прямой зависимости от внешних факторов, сталкиваются с проблемами, в целом характерными для отечественного сельского хозяйства, которые приводят к банкротству и ликвидации предприятий. Так, за последние пять лет численность сельскохозяйственных предприятий в Ставропольском крае сократилась с 616 до 591 субъекта. Это в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие сельского хозяйства региона, поскольку сокращение экономических субъектов хозяйствования приводит к снижению объемов производимой ими сельскохозяйственной продукции.
По состоянию на 01.01.2012 в Ставропольском крае зарегистрировано 92 сельскохозяйственных потребительских кооператива, из них снабжен-ческо-сбытовых - 29, перерабатывающих - 15, кредитных - 23, прочих видов деятельности - 25. Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в процентах к
100
95
90
85
80
75
2007 2008
Прибыльные предприятия
2009 2010 2011
Убыточные предприятия
Рис. 2. Удельный вес прибыльных и убыточных сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края в 2007-2011 гг., %
общему числу зарегистрированных кооперативов) всех видов (кредитных, перерабатывающих, снаб-женческо-сбытовых) в Ставропольском крае составляет 56,7 %, что на 38 % меньше целевого индикатора, предусмотренного соглашением от 28.02.2008 № 131/17 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и правительством Ставропольского края о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденным распоряжением правительства Ставропольского края от 19.03.2008 № 60-рп.
Основные причины недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации заключаются в следующем:
- уровень государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов является недостаточным;
- законодательная и нормативно-правовая база развития малых форм хозяйствования и кооперативного движения остается несовершенной;
- высокая конкуренция и противодействие созданию кооперативных структур со стороны акционерных предприятий агробизнеса, частных предпринимателей и посредников. Важную роль в развитии агропромышленного
комплекса Ставропольского края, решении социальных проблем села, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения, самобытности культурного уклада сельских жителей играют организации малого и среднего предпринимательства. Численность крестьянских (фермерских) хозяйств, учтенных в статистическом регистре Ставропольского края, в 2011 г. составила 12 225 ед.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах края в 2011 г. насчитывалось 26 тыс. голов крупного рогатого скота (в том числе 14,4 тыс. коров), 4,6 тыс. голов свиней, 807,1 тыс. голов овец и коз и 987,2 тыс. голов птицы всех видов, что составляет соответственно 100,4, (100,7), 70,7, 96 и 105,9 % к уровню 2010 г.
В личных подсобных хозяйствах граждан в 2011 г. содержалось 237 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе коров 132,9 тыс. голов, свиней 172,8 тыс. голов, овец и коз 796 тыс. голов и птицы 4 640 тыс. голов. По сравнению с 2010 г. поголовье крупного рогатого скота, коров, овец и птицы осталось на прежнем уровне, поголовье свиней уменьшилось на 4 %.
За 2011 г. крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено мяса скота и птицы (реали-
зация на убой в живом весе) 17,1 тыс. т., или 100,6 % к уровню 2010 г. За указанный период производство молока увеличилось на 8 % и составило 25,2 тыс. т, яиц - на 4 % (35,2 млн. шт.). Производство (реализация) мяса в живом весе, молока и яиц крестьянскими (фермерскими) хозяйствами от общего объема производства в хозяйствах всех категорий края составило, соответственно, 6, 4 и 3,8 %.
Личными подсобными хозяйствами произведено мяса скота и птицы 128 тыс. т, молока - 514,8 тыс. т, яиц - 456 млн шт.
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2011 г. произведено более 1,3 млн т зерновых и зернобобовых культур, или 16 % от общего объема производства зерна в крае, подсолнечника - 13 %, картофеля - 6,4 %, овощей - 26 % к общему объему производства данных культур [4].
Сельскохозяйственные организации малого и среднего предпринимательства, как и сельскохозяйственный сектор экономикеи в целом, в силу своей специфики не способны эффективно функционировать без государственной поддержки, которая выступает платформой для его развития [2].
Организациям малого и среднего предпринимательства агропромышленного комплекса Ставропольского края в рамках государственной программы оказывается поддержка за счет средств федерального бюджета и бюджета Ставропольского края. По состоянию на 01.01.2012 1 466 крестьянских (фермерских) хозяйств получили государственную поддержку в сумме 286 млн руб.
Несмотря на то, что в последние годы внимание со стороны государства к сельскому хозяйству возросло и наблюдается значительный рост государственной поддержки, уровень субсидирования сельскохозяйственных предприятий остается недостаточным для обеспечения продовольственной безопасности страны (рис. 3).
Кроме того, большинство субсидий, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, носят компенсационный характер и предоставляются после осуществления ими платежей. Учитывая низкий уровень платежеспособности сельскохозяйственных предприятий, подобные условия предоставления государственной поддержки несколько осложняют работу.
Наличие другой внешней проблемы обусловлено тем, что сельское хозяйство представляет собой вид экономической деятельности, подверженный влиянию всевозможных рисков: макроэкономи-
5000 4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
1 506,5
2007
2008
2009
2010
2011
Рис. 3. Субсидирование сельского хозяйства Ставропольского края в 2007-2011 гг., млн руб.
ческих, технологических и природных. Наиболее значимыми угрозами для обеспечения устойчивости сельского хозяйства являются: рост цен на энергоресурсы; технико-технологическое отставание сектора экономики;
- неразвитая социальная инфраструктура и инфраструктура продовольственного рынка; низкий уровень доходов сельского населения; низкое плодородие почв и нерациональное использование сельскохозяйственных земель;
- погодные аномалии. При этом природные риски традиционно остаются сдерживающим фактором развития сельского хозяйства.
Решить проблему защиты сельскохозяйственного производства от природных рисков призвана система агрострахования. Считается, что построение эффективной системы страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой должно помочь преодолению кризисных явлений в сельском хозяйстве, повысить инвестиционную привлекательность этого сектора экономики, сделать национальное агропромышленное производство конкурентоспособным в условиях нарастающей глобализации и мировой торговли.
Однако опыт прошлых лет показывает, что та система агрострахования, которая сформировалась в России в последние годы, с каждым годом не облегчает, а осложняет жизнь сельскохозяйственных товаропроизводителей. Во-первых, высокие затраты на страхование и отсутствие разнообразных страховых программ делают сельскохозяйственное
страхование недоступным для большинства предприятий. Кроме того, данные статистики свидетельствуют о том, что за последние годы объемы страховых премий растут, а страховые выплаты неизменно снижаются. Так, в 2010 г. в России величина страховых премий составила 9,18 млрд руб., что составляет 103,4 % по отношению к предыдущему году. В свою очередь величина страховых выплат за тот же период составила 4,48 млрд руб., что на 15,9 % меньше, чем в предыдущем периоде [5].
Таким образом, размер страховых выплат по страхованию сельскохозяйственных рисков не только в два раза меньше страховых премий, но и одновременно прослеживается тенденция снижения их общей величины. В условиях, когда в 2009 г. засуха привела к снижению валового сбора продукции растениеводства, только по зерну этот показатель составила 11,1 млн т [3].
Сложившаяся ситуация объясняется недобросовестностью некоторых страховых компаний в отношении своих клиентов, которая проявляется в несвоевременности осуществления страховых выплат, попытках снизить их величину или вовсе не осуществлять выплаты. Поэтому сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены в судебном порядке добиваться исполнения условий договоров страхования, что отрицательно сказывается на их финансовом состоянии из-за отвлечения и без того дефицитных средств. Ведь ограниченность финансовых ресурсов влечет за собой и низкую инновационную активность, и недостаточность модернизации оборудования, и многие другие аспекты.
Анализ сложившихся в регионе условий для развития хозяйств и оценка деятельности сельскохозяйственных предприятий показали, что для выхода на новый уровень инвестиционной активности сельхозпредприятиям не хватает финансовых ресурсов. При этом следует отметить, что в отечественной науке создаются передовые технологии и методы для эффективной организации и ведения сельскохозяйственного производства.
В результате проводимой финансово-кредитной политики сельскохозяйственные организации испытывают острую потребность в собственных оборотных средствах, которые в настоящее время не покрывают даже стоимости минимальных запасов.
Острый недостаток собственных оборотных средств стал причиной следующих негативных последствий:
- использование чрезвычайно высокой доли получаемой прибыли для формирования оборотных средств;
- значительное увеличение взаимных неплатежей по договорам;
- сокращение налоговых поступлений;
- рост задолженности перед бюджетом и недоимок по соответствующим платежам [1].
По данным выборочных обследований хозяйств, степень износа тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей приблизилась к 50 %. Хозяйства практически не способны обновлять морально устаревшую и физически изношенную технику.
Так, индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2011 г. составил 132,8 %. Несмотря на это, в настоящее время количественный и качественный состав машинно-тракторного парка, имеющегося у сельскохозяйственных производителей Ставропольского края, не удовлетворяет потребности современного сельскохозяйственного производства. На 01.01.2012 для выполнения всего комплекса сезонных полевых работ сельхозтоваропроизводители Ставропольского края имели в наличии 19,8 тыс. тракторов, в том числе 3,6 тыс. энергонасыщенных, 6,2 тыс. зерноуборочных и 609 кормоуборочных комбайнов, 8,2 тыс. плугов, 12,5 тыс. культиваторов, 12,3 тыс. сеялок и другую сельскохозяйственную технику. В 2011 г. в пределах амортизационных сроков эксплуатации работало всего 32 % тракторов, 35 % грузовых автомобилей, 42 % зерноуборочных и 33 % кормоуборочных комбайнов, немногим более 40 % почвообрабатывающей и посевной техники. В среднем по краю нагрузка на эталонный трактор составила 161 га, на приведенный зерноуборочный комбайн - 213 га, что значительно превышает установленные нормативы. Проведение сезонных полевых работ обеспечивается в основном за счет своевременного и качественного ремонта сельскохозяйственной техники [4].
После неоднократного повышения цен и увеличения стоимости основных и оборотных производственных фондов резко возросла потребность
сельскохозяйственных организаций в дополнительном капитале. Целесообразность крупных вложений обусловлена сезонностью сельскохозяйственного производства, необходимостью наличия сезонных запасов на предприятиях.
Сложившаяся в России система коммерческого кредитования длительное время была ориентирована на производство с относительно высокой оборачиваемостью капитала, в то время как сельское хозяйство из-за низкой доходности, невысокой отдачи капитала и неликвидного имущества представляет собой малопривлекательный объект для инвестирования. Высокие процентные ставки и невыгодные условия кредитования ограничивают возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей для конкуренции на кредитном рынке. Вместе с тем именно аграрный сектор экономики особенно нуждается в привлечении кредитных средств в силу сезонного характера производства продукции, порождающего крайне неравномерный поток финансовых ресурсов. Поэтому нормальное функционирование сельскохозяйственного производства предполагает привлечение сезонных кредитов для закупки оборотных средств под будущий урожай в растениеводстве, закупки ресурсов для выращивания скота и т. п. Велика потребность сельского хозяйства в долгосрочных кредитах (от трех до семи лет), являющихся важным источником увеличения основных фондов и совершенствования их структуры по мере ускорения темпов научно-технического прогресса. Поэтому, чем выше уровень индустриализации развития сельскохозяйственного производства, тем более значительна роль кредита. К сожалению, кредитные учреждения не заинтересованы и не готовы работать с сельскохозяйственными предприятиями-заемщиками, с одной стороны, из-за высокого риска невозврата кредита, с другой - нежелания сельскохозяйственных товаропроизводителей получить кредит в коммерческом банке из-за высоких процентных ставок и краткосрочности, поскольку это еще больше усугубляет их финансовое положение. Среди причин, по которым сельскохозяйственные организации избегают обращения в банки за кредитами, можно отметить сложность процедуры оформления кредита, а также завышенные требования к залогу.
Анализируя динамику активных операций банков в Ставропольском крае, важно отметить, что кредитные вложения имеют в основном тенденцию роста, хотя объемы кредитов, предоставляемых сель-
скому хозяйству, не всегда достаточны. Их размеры имеют тенденцию к увеличению, а в их структуре наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность (в 2010 г. около 88 %). Доля просроченной задолженности за 6 лет возросла с 30 до 68 %. Произошло это главным образом по причине диспаритета цен, т. е. по причинам, не зависящим от сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В структуре кредитных ресурсов наблюдается значительный прирост: по долгосрочным кредитам он составил 22,2 млн руб., по краткосрочным - 71,7 млн руб. Причем увеличение краткосрочных банковских кредитов во многом объясняется тем, что согласно ст. 14 Федерального закона от 14.07.1997 №100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства», кредитование вошло в механизм государственной поддержки аграрных производителей в форме целевых льготных кредитов, направленных из фонда льготного кредитования, а также в форме субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставленным коммерческими банками.
К основным причинам, сдерживающим рост объемов кредита, можно отнести:
- несвоевременность возврата предоставленных кредитных средств (по краю этот показатель составляет около 30 %). Отрицательное влияние на реализацию сельскохозяйственной продукции как источника погашения кредита оказала внешнеторговая ситуация на продовольственном рынке (около 40 % розничного товарооборота в торговле продовольственными товарами занимает импорт);
- удорожание средств производства вследствие инфляции, неплатежи, снижение финансовой состоятельности сельскохозяйственных предприятий и покупательной способности населения;
- незначительная доля расходов в структуре бюджета на финансирование сельского хозяйства. Специальные риски, с которыми сталкиваются
банки при выделении кредитов сельскохозяйственным предприятиям, являются достаточно серьезным фактором, сдерживающим развитие системы кредитования данной отрасли. К таким рискам можно отнести:
- повышенную неустойчивость финансового состояния;
- несоответствие долгосрочных запросов предприятий краткосрочности имеющихся у банка ресурсов;
- нестабильность бюджета и невыполнение тех его статей, которые связаны с сельским хозяйством;
- сезонные особенности сельскохозяйственного производства, его зависимость от природных факторов;
- трудности, связанные с реализацией продукции, неплатежи или несвоевременное поступление выручки от реализации;
- отсутствие у заемщиков ликвидного обеспечения кредитов;
- низкая доходность операций по кредитованию;
- недостаточная нормативно-правовая база кредитования сельского хозяйства. Необходимо усовершенствовать существующий механизм субсидирования процентной ставки по кредиту и части самого кредита механизмом частичного или полного государственного гарантирования возврата кредита. Наличие частичных гарантий по банковским кредитам необходимо в том случае, если у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникают трудности с залогом для обеспечения предоставляемого кредита. Применяя систему гарантий, государство стремится решить сразу несколько проблем:
- предоставить частичное обеспечение под кредит;
- привлечь в сферу кредитования финансовые институты, обязуясь нести часть коммерческих рисков по предоставляемым ими кредитам;
- сократить размер бюджетных средств, затрачиваемых на кредитование.
Поэтому система гарантий является более позитивной по сравнению с прямым выделением средств, так как банки и другие рыночные институты способны лучше работать с заемщиком, оценить его кредитоспособность и обеспечить возврат ссуды. Кроме того, сама идея софинансирования, когда сельхозпроизводитель за счет собственных средств обеспечивает 20 % кредита, государство - 70 %, а банки - 10 %, очень плодотворна, так как подразумевает рыночно-справедливое распределение рисков.
В условиях посткризисной экономики, недостаточной государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социально-экономического развития сельской местности значительно возрастает роль мобилизации и использования собственных ресурсов самими сельскохозяйственными производителями и сельским населением на основе взаимопомощи. Таким образом, на повестку
дня выдвигается вопрос о воссоздании и всемерном развитии кредитной кооперации в сельскохозяйственном производстве [8].
Членами сельских кредитных кооперативов могут стать фермеры, другие сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, заготовительные, снабженческие и иные предприятия и организации, связанные с сельскохозяйственным производством, мелкие и другие предприниматели, а также отдельные граждане, участвующие своими денежными средствами в виде паевых взносов в формировании кредитных ресурсов.
Основное содержание деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов необходимо сосредоточить на мобилизации сбережений членов кооператива, привлечении заемного капитала и использовании этих средств для выдачи кредитов на производственные цели, а также для обеспечения расчетов. При этом не исключается возможность использования средств также на социальные нужды членов кооператива.
Учитывая солидарную ответственность кредитных кооперативов, они могут стать более эффективным средством распределения государственных кредитов сельскохозяйственным заемщикам.
В настоящее время попытка поддержать сельские кредитные кооперативы предпринимается Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). По ее инициативе был создан Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), который является некоммерческой организацией, учрежденной для содействия становлению системы сельской кредитной кооперации в России как одного из важнейших направлений реформирования кредитного механизма агропромышленного комплекса. Фонд ведет активную работу по привлечению отечественных и зарубежных инвестиций на развитие сельской кредитной кооперации.
В условиях нестабильного производства и неплатежей на российском рынке одним из средств выживания предприятий-производителей и сохранения рабочих мест стал экспорт. От него агропромышленный комплекс России получает ежегодно от 4 до 5 млрд долл. США. Из сельскохозяйственной продукции наибольшим спросом пользуются семена подсолнечника, ячмень, пшеница, шерсть.
Экспорт сельскохозяйственной продукции, за исключением некоторых ее видов, осуществляют в
настоящее время по ценам выше внутренних. Посреднические коммерческие структуры, через которые проходит более 70 % продовольственных товаров, закупая сельхозпродукты по внутренним ценам, реализуют их за рубеж по более высоким ценам, получая от этого значительные доходы и не стремясь инвестировать их в развитие агропромышленного комплекса. В результате таких сделок отечественные товаропроизводители теряют значительные денежные ресурсы. В связи с этим целесообразно передать функцию экспорта продукции кредитным кооперативам.
Среди мнений, высказываемых по поводу улучшения финансового обеспечения деятельности сельскохозяйственных организаций, наиболее прагматичным и соответствующим реалиям можно считать трехсторонний подход к решению финансовых проблем агропромышленного комплекса. При этом подходе равная роль принадлежит государству, финансовым институтам и производителям сельскохозяйственной продукции. Главное в нем - объединение их усилий и ресурсов, а также оптимальные формы такого соединения. При этом государство обеспечивает формирование и последовательную реализацию структурной аграрной и агропромышленной политики, определение приоритетов и основных ее принципов, гарантированное выполнение соответствующих статей бюджета и целевых программ, стимулирует накопление соответствующих фондов как в рамках государственных структур, так и в финансовых институтах и сельскохозяйственных организациях [7].
Для эффективной организации производства сельскохозяйственной продукции государство должно предоставить товаропроизводителям гарантии в ее реализации по экономически обоснованным ценам, а также ввести квотирование сельскохозяйственной продукции, реализуемой на внутреннем рынке. В пределах квот в бюджете необходимо предусмотреть средства для закупки продукции сельского хозяйства.
Одной из форм государственной поддержки агропромышленного комплекса как особой формы приобретения материально-технических средств мог бы стать лизинг. Анализ показывает, что современный уровень развития лизинговых операций совершенно недостаточен (рис. 4). Потребности хозяйств в технике удовлетворяются менее чем на 10 %. Особенностью финансового лизинга оборудования в условиях достаточно высоких темпов инфляции является то, что ни лизингодатель, ни лизингополучатель не заинтересованы в большой продолжительности срока
Внутреннее финансирование или самофинансирование
лизинга, и поэтому срок лизинга составляет, как правило, от 6 до 18 мес.
Соответственно, собственную политику развития и расширенного воспроизводства, экономически обоснованные программы и инвестиционные проекты, равно как и планы развития и накопление соответствующих фондов, должны подготовить сельхозтоваропроизводители. Они должны заботиться и о создании собственных ресурсов финансирования. Особая роль в координации усилий и формировании фондов развития и финансирования принадлежит общенациональным и региональным ассоциациям предприятий агропромышленного комплекса.
Финансовые структуры в рамках кредитно-финансовой политики, осуществляемой Банком России и Министерством финансов Российской Федерации (при участии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и других государственных ведомств, ответственных за структурную, прежде всего аграрную и продовольственную, политику), вырабатывают собственные схемы и операционные модели с учетом специфики этого сектора экономики, ориентированные на предоставление кредитно-финансовых услуг сельскохозяйственным организациям. В ходе совместной работы на всех уровнях, от федерального до индивидуального, они содействуют выработке оптимальных форм и методов финансовой поддержки агропромышленного комплекса, поиску оптимальных источников финансирования, созданию условий для накопления необходимых ресурсов, позволяют обеспечить контроль за целевым использованием средств и рентабельностью отдельных проектов. Именно такой трехсторонний подход позволяет мобилизовать резервы при перераспределении средств, добиться укрепления инвестиционного потенциала сельскохозяйственных организаций с помощью государственных средств. Но главное, с помощью продуманной общенациональной агропромышленной политики могут быть созданы благоприятные исходные предпосылки для финансирования предприятий АПК за счет долгосрочных кредитов и инвестиций банков.
Инвестиционная система сельскохозяйственных организаций
48 ) Внешнее финансирование
Банковские кредиты
22,4) Лизинг
10,4) Бюджетные кредиты
Рис. 4. Средний удельный вес элементов системы финансирования сельскохозяйственных организаций Ставропольского края в 2007-2011 гг, %
Для обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственных организаций необходим действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, проведении сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики.
Список литературы
1. Глотова И. И., Гвоздиков А. В., Томилина Е. П. Анализ финансовых источников пополнения оборотного капитала сельскохозяйственных предприятий // Научно-технические ведомости СПбГУ Экономические науки. 2008. № 6.
2. Гулай Т. А., Долгополова А. Ф., Литвин Д. Б. Государственное регулирование в системе агробизнеса / Аграрная наука, творчество, рост: матер. Междунар. на-учно-практ. конф. Т. 1. Ставрополь: Альфа-Принт, 2012.
3. Кусакина О. Н., Рыбасова Ю. В., Куренная В. В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий: содержание, факторы, пути повышения. Ставрополь: Бюро новостей, 2009.
4. Министерство сельского хозяйства Ставропольского края - http://www. mshsk. ru.
5. Подколзина И. М. Развитие рынка страховых продуктов в регионе // Вестник ГУУ 2011. № 5.
6. Семенова Н. Н., Князькина Е. О. Финансирование сельскохозяйственного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности // Финансы и кредит. 2012. № 4.
7. Углицких О. Н., Шишкова Н. В. Финансовая политика Ставропольского края: оптимизация уровня расходов // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 11.
8. УшвицкийМ. Л. Механизм финансово-кредитных отношений в сельском хозяйстве // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 4.