Научная статья на тему 'Финансирование сельскохозяйственного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности'

Финансирование сельскохозяйственного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Н. Н., Князькина Е. О.

В статье отмечается, что решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности является важным приоритетом государственной политики любого государства. Рассматриваются проблемы импорта сельскохозяйственной продукции и сырья, уровень финансового обеспечения сельского хозяйства, механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, инвестиции в аграрном секторе экономики. Сделан вывод о том, что для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики и продовольственной безопасности необходимы активизация инвестиционной деятельности и улучшение качества жизни на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование сельскохозяйственного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности»

УДК 336.531.338.436.33

ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Н. Н. СЕМЕНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: nnsemenova@mail. ru Е. О. КНЯЗЬКИНА, студентка

E-mail: KatyaKnyazkina@gmail com Мордовский государственный университет

В статье отмечается, что решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности является важным приоритетом государственной политики любого государства. Рассматриваются проблемы импорта сельскохозяйственной продукции и сырья, уровень финансового обеспечения сельского хозяйства, механизм государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, инвестиции в аграрном секторе экономики. Сделан вывод о том, что для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики и продовольственной безопасности необходимы активизация инвестиционной деятельности и улучшение качества жизни на селе.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельскохозяйственное производство, финансирование, аграрный сектор экономики.

Приоритетным направлением государственной экономической политики является обеспечение продовольственной безопасности, так как эта задача охватывает широкий спектр факторов:

— национальных;

— социальных;

— демографических;

— экономических;

— экологических.

Продовольственная безопасность страны зависит прежде всего от базового потенциала сельскохозяйственного производства. В связи с этим на современном этапе развития общества (в условиях системного кризиса и спада во всех отраслях народного хозяйства) актуальными являются вопросы финансового обеспечения потребностей расширенного воспроизводства аграрного сектора экономики [2].

Национальная концепция России в области построения государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности базируется на Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 03.01.2010 № 120 [4]. Согласно данному документу продовольственная безопасность рассматривается в качестве:

— одного из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе;

— фактора сохранения ее государственности и суверенитета;

— важнейшей составляющей демографической политики;

— необходимого условия реализации стратегического национального приоритета повышения

качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

— зерна — не менее 95 %;

— сахара — не менее 80 %;

— растительного масла — не менее 80 %;

— мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85 %;

— молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90 %;

— рыбной продукции — не менее 80 %;

— картофеля — не менее 95 %;

— соли пищевой — не менее 85 %.

Таким образом, для обеспечения продовольственной независимости страны необходимо, чтобы около 80 % продуктов питания производилось отечественным аграрным сектором. По мнению экспертов, потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 50 %. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 35 % от потребности [1]. Данное превышение объясняется кризисным положением отечественного сельского хозяйства, производство в котором составляет около 60 % от среднегодового уровня за 1986—1990 гг. В настоящее время говорить о соблюдении продовольственной безопасности в нашей стране не представляется возможным.

Кроме того, в 1995—2010 гг. импорт продовольственных товаров увеличился почти в 3 раза, составив в 2010 г. 36 482 млрд долл. (табл. 1).

Следует отметить, что по отношению к общей величине импорта данный показатель сократился с 28,1 % в 1995 г. до 15,9 % в 2010 г. Экспорт продовольственных товаров увеличился почти в 7 раз. Однако по сравнению с импортом продовольствен-

ных товаров эта величина остается незначительной. В 2010 г. доля продовольственных товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, составила всего лишь 2,3 % от общего объема экспорта. В целом импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превышает экспорт почти в 4 раза.

На взгляд авторов, рост объемов импорта может быть объяснен двумя причинами:

— ростом ВВП и покупательной способности граждан;

— реальным укреплением рубля, что способствовало повышению конкурентоспособности импортных товаров по сравнению с продукцией отечественных товаропроизводителей.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ одной из основных задач экономической политики является достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. Но необходимо подчеркнуть, что для обеспечения экономической доступности продукты питания должны быть произведены с меньшими издержками и приемлемым уровнем рентабельности.

Кроме того, в целях обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости следует повышать конкурентоспособность отечественного сельскохозяйственного производства. Именно при соблюдении этого условия в России будет создана возможность расширенного воспроизводства, произойдет увеличение объемов и доли на рынке сельскохозяйственной продукции.

Выполнение отмеченных условий невозможно без соответствующего финансового обеспечения сельскохозяйственного производства. В настоящее время финансирование сельскохозяйственного производства осуществляется за счет следующих источников:

— собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— кредиты и займы;

— бюджетные средства.

Основным источником финансового обеспечения отрасли в условиях рыночных отношений должны являться собственные средства предпри-

Таблица 1

Показатели экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в РФ в 1995—2010 гг., млн долл.

Показатель 1995 1998 2000 2003 2005 2007 2008 2009 2010

Импорт, всего 46 709 43 580 33 880 57 347 98 708 199 746 267 101 167 348 229 045

Импорт продовольственных 13 152 10 820 7 384 12 043 17 430 27 626 35 189 30 015 36 482

товаров и сельскохозяйствен-

ного сырья

Импорт продовольственных 28,1 24,8 21,8 21,0 17,7 13,8 13,2 17,9 15,9

товаров и сельскохозяйствен-

ного сырья, в процентах к общему импорту

Экспорт, всего 78 217 71 314 103 093 133 656 241 473 351 928 467 581 301 667 396 644

Экспорт продовольственных 1 378 1 462 1 623 3 411 4 492 9 090 9 278 9 967 9 365

товаров и сельскохозяйствен-

ного сырья

Экспорт продовольственных 1,8 2,1 1,6 2,5 1,9 2,6 2,0 3,3 2,3

товаров и сельскохозяйствен-

ного сырья, в процентах к общему экспорту

Отношение импорта про- 9,5 7,4 4,5 3,5 3,9 3,0 3,8 3,0 3,9

довольственных товаров и

сельскохозяйственного сырья

к экспорту

ятий, а все остальные играть вспомогательную, регулирующую и корректирующую роли.

Однако в настоящее время по объективным причинам сельскохозяйственные предприятия не могут обеспечить финансирование производственно-хозяйственной деятельности только за счет собственных средств. Значительная часть этих предприятий является убыточными и недостаточно конкурентоспособными. К тому же диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства этой продукции, приводит к резкому уменьшению собственных оборотных средств сельхозтоваропроизводителей и лишает возможности вести не только расширенное, но и простое воспроизводство.

Большую роль в финансовом обеспечении сельского хозяйства играет кредитование. Необходимость задействования в сельском хозяйстве заемных средств предопределяется сезонностью сельскохозяйственного производства и характером формирования запасов и затрат.

В 2010 г. ведущими банками, кредитующими отрасль АПК, предприятиям и организациям АПК, лесного хозяйства и рыбохозяйственного комплекса выдано 796 млрд руб. кредитных ресурсов. Это на 3 % больше, чем в 2009 г. При этом основной объем кредитных ресурсов предоставлен Сбербанком Рос-

сии и Россельхозбанком. В 2010 г. доля выданных ими кредитов в общем объеме привлеченных кредитных средств в отрасль составила 90 % (табл. 2) [3].

Следует отметить, что прямые сезонные кредиты коммерческих банков в сельское хозяйство пока не носят массового характера. По объективным причинам банки не заинтересованы в кредитовании предприятий в целом, а сельскохозяйственных предприятий в особенности. В нынешних условиях многие предприятия реального сектора экономики являются неблагонадежными заемщиками. Кроме того, банкам выгоднее с целью снижения риска невозврата представлять краткосрочные кредиты и по более высокой процентной ставке. В то время как сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в долгосрочном кредитовании.

В 2007—2009 гг. средневзвешенная процентная ставка по кредитам, выданным организациям агропромышленного комплекса, возросла на 4 %. В 2010 г. она снизилась и составила 13,1 % (рис. 1).

Одним из важнейших вопросов в решении проблемы финансового обеспечения воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве является оказание субъектам отрасли реальной и систематической государственной поддержки бюджетными средствами. В части обоснования необходимости государственной финансовой поддержки можно привести следующие обстоятельства.

Таблица 2

Объемы кредитов, выданных предприятиям АПК, лесного хозяйства и рыбохозяйственного комплекса в 2009—2010 гг., млн руб.

Банк Выдано кредитных ресурсов Виды кредитов

2009 2010 2010, в процентах к 2009 Краткосрочные Инвестиционные

2009 2010 2010, в процентах к 2009 2009 2010 2010, в процентах к 2009

Россельхоз-банк 340 101 328 760 97 189 150 203 728 108 150 952 125 032 83

Сбербанк России 361 821 389 084 108 288 745 297 965 103 73 076 91 119 125

Внешэкономбанк 31 470 17 448 55 - - - 31 470 17 448 55

Внешторгбанк 17 985 16 692 93 8 539 11 027 129 9 446 5 665 60

Газпромбанк 19 303 43 844 В 2,3 раза 17 956 40 687 В 2,3 раза 1 347 3 157 В 2,3 раза

Итого... 770 680 795 828 103 504 390 553 407 110 266 291 242 421 91

Рис. 1. Динамика средневзвешенных процентных ставок: 1 — средневзвешенная процентная ставка по кредитам банка; 2 — средневзвешенная ставка рефинансирования Банка России на момент получения субсидированных кредитов; 3 — средневзвешенная ставка по кредитам с учетом минимального размера субсидии из федерального бюджета (2/3 ставки Банка России в 2007—2008 гг. и 80 % в 2009— 2010 гг.); 4 — средневзвешенная ставка по кредитам, предусматривающим субсидии из федерального бюджета в размере 100 % ставки Банка России

200Г

2008

2ЮОЭ

Годы

Во-первых, ценовые, структурные и финансовые деформации требуют адекватного государственного вмешательства в воспроизводственный процесс аграрной сферы экономики.

Во-вторых, положение отечественных товаропроизводителей усугубляется в связи с интеграцией российского сельского хозяйства в систему мирового рынка, поскольку оно развивается в более сложных природно-климатических условиях, чем данная отрасль многих других стран.

В-третьих, политическая независимость, стабильность любого государства тесным образом связана со степенью обеспечения продовольственной

2010

безопасности страны, уровнем самообеспеченности продовольствием.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в РФ осуществляется в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы (далее — Программа). Согласно данной Программе формами государственной поддержки агропромышленного комплекса выступают субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

Федеральный бюджет (ФБ)

Бюджетные ассигнования на подд ержку АПК

Министерство сельского хозяйства

Распределение н пр ед о стаьпенне субсидии из ФБ бюджетам субъектов РФ

Сельскохозяйственный товаропроизводитель

Заявка на предоставление субсидии с приложением необходимых документов

Отчетность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение о предоставлении субсщнн итн мотивированный отказ

Перечисление субсидни

Орган управления АПК субъекта РФ

рис. 2. Механизм предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям

— на поддержку племенного животноводства;

— на приобретение средств химизации;

— на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства;

— на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений;

— на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам);

— на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства;

— на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации [5].

Механизм получения бюджетных субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями представлен на рис. 2.

В настоящее время для обеспечения доступности кредитных ресурсов в субъектах Российской Федерации созданы фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийные фонды) при финансовой поддержке из федерального бюджета. Их работа заключается в предоставлении поручительства по кредитам, получаемым в коммер-

ческих банках субъектами малого и среднего предпринимательства, при недостаточном объеме залогового обеспечения.

За 2002—2010 гг. расходы консолидированного бюджета РФ на сельское хозяйство и рыболовство увеличились в 4,4 раза (табл. 3). Однако доля расходов консолидированного бюджета на сельское хозяйство в общем объеме расходов сокращается и в целом невелика. За исследуемый период доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство уменьшилась с 20,4 % в

2002 г. до 1,5 % в 2010 г.

Можно констатировать, что доля государственной поддержки отрасли в ВВП незначительная. В

2003 г. она составляла всего лишь 0,2 %. В 2010 г. произошло увеличение данного показателя до 0,7 %. Авторы считают, что необходимо увеличить объем бюджетной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации хотя бы до 2—2,5 % ВВП. Известно, что в развитых странах показатели государственной поддержки сельского хозяйства находятся на уровне 3—3,5 % ВВП. Целесообразно постепенно довести уровень государственной поддержки сельского хозяйства до европейских значений.

Расходы федерального бюджета РФ на сельское хозяйство и рыболовство в 2002—2009 гг. возросли почти в 3 раза (табл. 4).

Однако в 2010 г. наблюдается сокращение расходов на сельское хозяйство в 2,4 раза. При этом доля расходов на сельское хозяйство снизилась с 1,35 % в 2002 г. до 0,35 % в 2010 г.

Одним из основных факторов, определяющих уровень продовольственной безопасности и продо-

Таблица 3

расходы консолидированного бюджета рФ на сельское хозяйство и рыболовство в 2002—2010 гг., млрд руб.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Сельское хозяйство 59,8 68,1 78,0 78,7 110,8 147,0 238,3 279,1 262,3

и рыболовство

Расходы, всего 2 455,7 3 955,4 4 665,4 5 941,4 7 855,9 11 245,8 14 157,0 16 048,3 1 7616

В процентах к общим 2,4 2,4 1,7 1,3 1,4 1,3 1,7 17 1,5

расходам

В процентах к ВВП 0,6 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4 0,6 0,7 0,7

66 финансы и кредит

Таблица 4

Расходы федерального бюджета РФ на сельское хозяйство и рыболовство

в 2002—2010 гг., млрд руб.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Расходы федерального бюдже- 2 054,2 2 358,5 2 698,9 3 514,2 4 281,3 5 463,5 7 570,9 9937,6 10 117,5

та, всего

Расходы федерального бюдже- 27,8 31,7 34,8 19,5 26,1 67,2 58,0 83,1 35,3

та на сельское хозяйство

и рыболовство

В процентах к расходам 1,35 1,34 1,29 0,55 0,61 1,2 0,76 0,84 0,35

вольственной независимости государства помимо состояния сельского хозяйства, является инвестиционный климат в стране.

В 1998—2010 гг. инвестиции в основной капитал сельского хозяйства увеличились в 2,3 раза (табл. 5). Но доля инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций в 2010 г. вышла на уровень 1998 г. и составила всего лишь 3,3 %. Это при условии, что износ основных видов сельскохозяйственной техники составляет свыше 70 % [7].

По мнению авторов, можно выделить ряд проблем в агарном секторе экономики, на которые государство должно обратить пристальное внимание:

—диспаритет цен (из-за этого основная часть сельского хозяйства убыточна или низкорентабельна);

— трудности в получении кредита вследствие низкой рентабельности отрасли;

— значительное преобладание импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья над экспортом;

— недостаточность инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство, а также высокая степень износа основных фондов;

— недостаточная поддержка отечественного сельхозтоваропроизводителя через государствен-

ные тарифы на энергоресурсы, цены на сельскохозяйственную технику, удобрения, развитие инфраструктуры села, оснащение технологиями первичной обработки и хранения продукции аграрной сферы.

В целях обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики и обеспечения продовольственной безопасности необходим ряд мер.

1. Активация инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве посредством создания эффективного механизма формирования благоприятного климата для инвестиций из внутренних и внешних источников. Для положительного влияния на инвестиционную сферу можно использовать зарубежный опыт в виде льготного кредитования инвестиций, пониженного (или полного отсутствия) налогообложения прибыли, направляемой на инвестиции в собственное производство, бюджетного субсидирования, продуманной таможенной политики, регулирующей потоки экспорта—импорта [6].

2. Улучшение качества жизни на селе. Необходимо решение образовательных, социально-культурных проблем села. Особое внимание следует уделять молодым специалистам — выпускникам аграрных академий и колледжей, создавать усло-

Таблица 5

Доля инвестиций в основной капитал в Российской Федерации в 1998—2010 гг.

Показатель 1998 2000 2005 2007 2008 2009 2010

Инвестиции в основной 407 086,3 1 165 234,2 3 611 109,0 6 716 222,4 8 764 864,1 7 976 012,8 9 151 410,8

капитал в фактически

действовавших ценах,

млн руб.

Инвестиции в основ- 12 986,5 34 824,5 142 259,9 338 538,9 386 431,4 325,2 306,1

ной капитал сельского

хозяйства, млн руб. *

Доля инвестиций в сель- 3,2 3,0 3,9 5,0 4,4 4,1 3,3

ское хозяйство в общем

объеме инвестиций в

основной капитал, %

*С 2009 г. — млрд руб.

вия для комфортной жизни на селе, стимулы для привлечения молодежи.

3. Совершенствование системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Авторы считают, что особое внимание надо уделять поддержке сельских кредитных кооперативов. Именно за счет кооперативных кредитно-финансовых институтов можно сгладить существующие проблемы в кредитном обслуживании сельскохозяйственных товаропроизводителей. Положительный опыт функционирования кредитной кооперации в развитых странах свидетельствует о ее адекватности рыночным отношениям. Данный вид кооперации специализируется на обслуживании мелких и средних субъектов хозяйствования, мобилизуя временно свободные денежные средства населения. Таким образом, сельскохозяйственные кредитные кооперативы способствуют обеспечению своевременного возврата кредита, выступают гарантом для сельскохозяйственных товаропроизводителей и в конечном итоге стимулируют повышение эффективности использования кредита.

4. Поддержка приобретения сельскохозяйственной техники и обновления основных фондов. Эта мера должна осуществляться путем предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям для возмещения до 70 % первоначального взноса по договору лизинга отечественных машин, оборудования, племенных животных и предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям для возмещения до 30 % стоимости приобретенной за счет собственных средств и кредитов банков новой техники (в течение первых трех лет ее производства).

Итак, дальнейшее развитие сельского хозяйства России невозможно без усиления государственного

регулирования и поддержки этой важной отрасли экономики. В условиях рыночных отношений аграрный сектор наиболее подвержен влиянию негативных факторов, нестабильности внешней и внутренней среды. От состояния агропромышленного комплекса напрямую зависит уровень продовольственной безопасности. В ближайшей перспективе необходим переход на инновационную модель АПК, в центре которой будет обеспечение продовольственной безопасности страны и комплексное устойчивое развитие села.

Список литературы

1. Ждет ли нас великий голод? URL: http://www. rossija. info/aktuel/108748/Л.

2 . Мазаева Т., Донскова О. Продовольственная безопасность — национальный приоритет // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 7.

3. О ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы: национальный доклад. URL: http://www. mcx. ru .

4. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.

5. Справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации. URL: http:// support2011.mcx. ru/index2.html .

6. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Л. П. Гончаренко. М.: Экономика. 2008.

7. URL: http://www. gks. ru .

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы СЭКОНОМИТЬ время» (Генри Форд)

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)

предусмотрены скидки

(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.