Научная статья на тему 'Методология формирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности'

Методология формирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Н. Н.

Обеспечение продовольственной безопасности России является важнейшим национальным приоритетом. В этой связи в условиях вступления России в ВТО актуальным вопросом является формирование эффективной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности, способствующей повышению конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики. В статье рассмотрены цели, задачи, принципы формирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология формирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности»

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

13 (154) - 2012

УДК 336.339.166.82-027.45

методология формирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности

н. н. семенова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, докторант кафедры экономической теории E-mail: nnsemenova@mail. ru Мордовский государственный университет

Обеспечение продовольственной безопасности России является важнейшим национальным приоритетом. В этой связи в условиях вступления России в ВТО актуальным вопросом является формирование эффективной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности, способствующей повышению конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики. В статье рассмотрены цели, задачи, принципы формирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности.

Ключевые слова: сельское хозяйство, продовольственная безопасность, финансовое обеспечение, принципы финансирования.

Продовольственная безопасность — неотъемлемая часть экономического благосостояния и основополагающий вектор национальной безопасности любого государства, является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. Продовольственная безопасность — это одно из важнейших условий суверенитета государства, стабильности его внутренней политики, сохранения здоровья его граждан и т. д. Без собственного продовольствия все остальные составляющие национальной безопасности утрачивают свою значимость. При этом основу продовольственной безопасности составляет стабильное и устойчивое развитие сельскохозяйственного производства.

На современном этапе социально-экономического развития одним из необходимых условий обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости государства является наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовых ресурсов, достаточных для осуществления технической модернизации отрасли и перехода на инновационный путь развития. Низкий уровень финансирования аграрного сектора экономики грозит серьезным отставанием от развитых стран в конкурентоспособности производимых продовольственных товаров. В этой связи актуальным вопросом является формирование системы финансового обеспечения продовольственной безопасности, обусловленной национальными интересами страны.

На взгляд автора, система финансового обеспечения продовольственной безопасности — это совокупность форм, методов и принципов обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления расширенного воспроизводства и повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Данная система предусматривает консолидацию возможных источников формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов как основы обеспечения продовольственной безопасности государства.

Экономическая сущность системы финансового обеспечения продовольственной безопасности проявляется в составляющих ее компонентах (см. рисунок).

я >

.в к о

я >

£=1 ьг я

в

м

Я Я

1-Э

и ч м о

Б

я ■о к о

■о

-3

Е

о\ §

3 йя п X

о

Цель - формирование финансовой основы для устойчивого развития агарного сектора экономики, повышения

конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного производства. Задачи: самообеспечение страны собственной сельскохозяйственной и продовольственной продукцией; обеспечение физической и экономической доступности продуктов питания; гарантия высокого качества и безопасности потребляемых продуктов питания; предотвращение внутренних и внешних угроз нарушения продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий, а также формирование необходимых резервов и запасов; повышение качества жизни населения; развитие сельских территорий; предотвращение истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель; обеспечение инновационного развития сельского хозяйства на основе модернизации АПК; укрепление продовольственной безопасности страны в условиях вступления в ВТО

Цели и задачи

1. Общеэкономические.

2. Программные

1. Доля расходов федерального бюджета на сельское хозяйство.

2. Доля расходов в ВВП на сельское хозяйство.

3. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов.

4. Доля инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве от общего объема инвестиций.

5. Реальные располагаемые денежные доходы населения. 7. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства.

6. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе в сельской местности

1. Собственные средства.

2. Бюджетные средства.

3. Специальные целевые фонды.

3. Кредиты и займы

1. Участники системы финансового обеспечения продовольственной безопасности: государство, сельскохозяйственные товаропроизводители, финансово-кредитные институты (банки, страховые компании, лизинговые компании, кредитные кооперативы), население.

2. Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве

Система финансового обеспечения продовольственной безопасности

Земельный кодекс РФ, законы РФ:

«О развитии сельского хозяйства», «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», «О сельскохозяйственной кооперации», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве». Доктрина

продовольственной безопасности РФ, постановления Правительства РФ и др.

Нормативно-

правовое обеспечение

сл ^

I

ьо о

I—*

ьо

3"

о

и

Е н о» ев ы о н № о Н о о н №

Взаимодействие участников системы финансового обеспечения продовольственной безопасности (государство, сельскохозяйственные товаропроизводители, финансово-кредитные институты, население) осуществляется посредством организационно-экономического механизма. Используя финансово-экономические рычаги, стимулы, инструменты и способы регулирования финансовых отношений, каждый из участников реализует собственные экономические интересы и вносит свой вклад в развитие системы финансового обеспечения продовольственной безопасности. При этом поведение (права и обязанности) участников финансовых правоотношений определяются соответствующим нормативно-правовым законодательством. Следовательно, нормативно-правовое обеспечение выступает в качестве механизма, регулирующего экономические отношения между участниками системы финансового обеспечения продовольственной безопасности.

Оптимальное сочетание элементов системы финансового обеспечения продовольственной безопасности обусловливают ее основную цель: формирование финансовой основы для устойчивого развития агарного сектора экономики (в том числе социальной инфраструктуры), повышения конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного производства. При этом устойчивое развитие аграрного сектора необходимо рассматривать как единство трех составляющих — экономической, социальной и экологической, образующих социоприродную среду.

Основу концепции устойчивого развития составляет экономический рост, предполагающий количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении.

Автор согласна с мнением академика И. Ушаче-ва о том, что категория «устойчивый экономический рост» включает следующие составляющие:

• экономическую устойчивость и обеспеченность финансовыми ресурсами для расширенного воспроизводства;

• расширенное производство на основе инноваций;

• улучшение экологии;

• устойчивое социальное развитие сельских территорий [3].

Лишь комплексная их реализация может обеспечить конкурентоспособность продукции отечественного АПК на внутреннем и внешнем рынках. Сельскохозяйственное производство является

базовым сектором для обеспечения устойчивого экономического развития. Именно здесь формируются количественные и качественные параметры, определяющие в дальнейшем развитие и конкурентоспособность отечественного продовольствия. Для их обеспечения необходимо, во-первых, чтобы сельхозтоваропроизводители располагали требующимся объемом финансовых, трудовых и иных ресурсов; во-вторых, была достигнута высокая эффективность производства в большинстве хозяйствующих субъектов.

Устойчивость означает качественное состояние АПК как динамично развивающейся социально-экономической и биотехнико-технологической системы, в которой не нарушаются рациональные комбинации между необходимыми ресурсами и потребностями, между факторами производства, между всеми структурными элементами комплекса.

По мнению В. Д. Половинкина, целью устойчивости воспроизводства в АПК является «постоянное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления, производимых из сельскохозяйственного сырья» [2].

Достижение цели системы финансового обеспечения продовольственной безопасности создает условия для расширенного воспроизводства, способствует увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции и доли России на мировом рынке, что позволит обеспечить продовольственную безопасность государства. Интенсивно развивая мировые рынки продовольствия, ведущие страны мира в то же время поддерживают высокий уровень самообеспечения: в США и Франции — 100 %, в Германии — 93 %, в Италии — 78 %, в Японии с ее огромным населением, ограниченной территорией и бедными плодородными почвами — 40 %. Для России же нынешний уровень продовольственной зависимости составляет 33 %.

По мнению автора, формирование эффективной системы финансового обеспечения продовольственной безопасности России предусматривает решение следующих задач:

^ самообеспечение страны собственной сельскохозяйственной и продовольственной продукцией; ^ обеспечение физической и экономической доступности для каждого гражданина страны в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

^ гарантия высокого качества и безопасности

потребляемых продуктов питания; ^ предотвращение внутренних и внешних угроз нарушения продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий, а также формирование необходимых резервов и запасов;

> повышение качества жизни населения; ^ развитие сельских территорий; ^ предотвращение истощения земельных ресурсов

и сокращения сельскохозяйственных земель; ^ обеспечение инновационного развития сельского хозяйства на основе модернизации АПК; ^ укрепление продовольственной безопасности страны в условиях вступления России в ВТО. Основными функциями системы финансового обеспечения продовольственной безопасности, как представляется автору, являются:

• во-первых, формирование и использование фондов финансовых ресурсов: бюджетных, лизинговых, кредитных, специальных фондов сельскохозяйственных предприятий и др.;

• во-вторых, воспроизводственная функция, связанная с обеспечением сбалансированности движения материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе воспроизводства на предприятиях агропромышленного комплекса;

• в-третьих, стимулирующая функция, направленная на ускоренное развитие инвестиционно-инновационной деятельности агарного сектора экономики и решение социальных проблем;

• в-четвертых, контрольная функция, предусматривающая проведение мероприятий по контролю за правильностью и своевременностью формирования фондов денежных средств, а также их эффективного и рационального использования.

Субъектами системы финансового обеспечения продовольственной безопасности в зависимости от характера участия и роли могут выступать: государство, финансово-кредитные учреждения, сельскохозяйственные предприятия, население.

Государство как субъект системы финансового обеспечения продовольственной безопасности, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, участвует в создании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства, используя такие инструменты, как субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-

технические ресурсы, лизинг сельскохозяйственной техники и племенных животных с использованием бюджетных средств; поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур, финансирование инвестиционной деятельности и др.

Финансово-кредитные учреждения (банки, страховые компании, лизинговые компании и др.) играют важную роль в предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям финансовых ресурсов, необходимых для осуществления расширенного воспроизводства. На современном этапе основными направлениями развития институтов финансово-кредитной инфраструктуры являются: расширение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие лизинга техники, оборудования и племенного скота, создание эффективного механизма сельскохозяйственного страхования, стимулирование создания кредитных кооперативов.

Сельскохозяйственные предприятия и население занимаются производством сельскохозяйственной продукции. В то же время они выступают также и как потребители сельскохозяйственного сырья, продовольствия.

Методология формирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности предусматривает разработку принципов, на базе которых правомерно и целесообразно организовывать и осуществлять финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства аграрного сектора экономики.

При этом следует выделить принципы, затрагивающие интересы граждан и предпринимателей не только аграрной сферы, которые классифицируются как общеэкономические принципы, а также программные принципы, на которых, собственно, основывается государственная агропродовольствен-ная политика. Программные принципы в отличие от общеэкономических реализуются в конкретных программах, не выходя за их рамки и не затрагивая интересов других хозяйствующих субъектов. Они характерны для любых государственных программ, что позволяет считать их универсальными. Система соответствующих принципов может быть представлена следующим образом (см. таблицу).

Состояние системы финансового обеспечения продовольственной безопасности характеризуется рядом показателей:

• доля расходов федерального бюджета на сельское хозяйство;

Принципы формирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности

Принцип Содержание принципа

Общеэкономические принципы

Самофинансирование и самоокупаемость Полная окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов

Комплексность Использование всех возможных источников формирования финансовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей

Обеспечение финансовых резервов Гарантия возможности осуществления предпринимательской деятельности в условиях риска, вызванного колебаниями рыночной конъюнктуры

Аграрный протекционизм Формирование устойчивости экономики, приоритет развития сельского хозяйства

Сочетание экономических и социальных целей Социальная ориентация экономических решений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программная поддержка Реализация государственных приоритетов АПК через научно-обоснованные целевые программы

Мобилизация внутренних резервов на уровне региона, отрасли, отдельных предприятий Использование кооперационных и интеграционных возможностей по производству конкурентоспособных видов продукции за счет снижения затрат на ее производство, повышения качества и роста рентабельности, применения перспективных методов организации и управления производством, внедрения маркетинга на предприятиях, организации служб финансового менеджмента и т. п.

Эффективность Достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата исходя из имеющегося объема финансовых средств

Программные принципы

Разграничение полномочий и соблюдения равных условий конкуренции Делегирование полномочий уровням административной системы

Устойчивость Обязательства государства перед сельскохозяйственными товаропроизводителями должны быть долгосрочными

Адресность Непосредственность бюджетного финансирования, недопущение получения бюджетных средств посредническими организациями

Равнодоступно сть Сельскохозяйственные предприятия (включая малые) имеют равные права на получение бюджетных средств

Гарантированность Обеспечение государственных программ соответствующими финансовыми и материальными ресурсами

Соблюдение международных обязательств Соответствие программ международным обязательствам

Нацеленность на инновационное развитие Поддержка и санация предприятий и организаций, определяющих научно-технический прогресс в АПК

Ограничение размеров государственной поддержки Сумма государственной поддержки ограничена и не может превышать определенного размера, установленного законом; недопустимость финансирования исключительно за счет бюджета

Прозрачность Открытость информации о состоянии сельского хозяйства, продовольственной безопасности, а также реализации целевых программ в АПК

доля расходов федерального бюджета в ВВП на сельское хозяйство;

доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов;

доля инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве от общего объема инвестиций; реальные располагаемые денежные доходы населения;

среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства;

• доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе в сельской местности. Следует отметить, что необходимость формирования системы финансового обеспечения продовольственной безопасности страны обусловлена процессом вступления России в ВТО, поскольку данная организация налагает определенные обязательства на своих членов. Для того чтобы вступить в ВТО, России необходимо было до 2012 г. тратить на поддержку сельского хозяйства не более 9 млрд долл. в год. В период 2013—2017 гг. Правительство

РФ планирует увеличить финансирование мер «зеленой корзины», а объем «желтой корзины» должен уменьшиться в два раза — до 4,4 млрд долл. в год. Если суммировать сельскохозяйственные дотации из бюджетов всех уровней в 2010 г., то получится около 250 млрд руб., что составляет почти 8 млрд долл. [1]. Это свидетельствует о явном сокращении государственной поддержки АПК.

Российское сельское хозяйство существенно слабее, чем в основных развитых странах, и не может конкурировать с ними по значительному ряду позиций, прежде всего это касается продукции отраслей животноводческого комплекса. Низкая конкурентоспособность товаров обусловлена низкой урожайностью и продуктивностью животных, крайне слабой технической вооруженностью, высокой материало- и энергоемкостью продукции, высокими удельными затратами. Так, среднегодовая урожайность зерновых за последние 15 лет в России ниже уровня США и стран ЕС в 3,5 раза, энергоемкость производства выше в 4 раза, чем в США, надои молока на одну корову ниже примерно в 3 раза, чем в странах ЕС. Производство картофеля как товарной продукции практически прекратилось, низкие цены на сахар-сырец из тростника резко сужают рынок сахарной свеклы. Кроме того, в России средняя природная продуктивность гектара пашни, ее биоклиматический потенциал в 2,7 раза ниже, чем в США, и в 2,2 раза ниже, чем в Западной Европе.

Выполнение требований ВТО в этих условиях — полное открытие рынка для импорта. Устранение таможенных барьеров и других защитных мер,

повышение тарифов на электроэнергию и топливо до уровня мировых цен полностью разрушат аграрное производство страны со всеми вытекающими из этого экономическими и социальными последствиями. Сельское хозяйство России должно быть достаточно развитым для обеспечения себя продовольствием. В данных условиях может возникнуть ситуация, когда страны — участники ВТО захватят нас в качестве объекта для новых рынков, что в итоге может представлять опасность для продовольственной и экономической безопасности страны.

Таким образом, в условиях общей глобализации и интеграции России в мировое хозяйство необходимо отстаивать национальные интересы и совершенствовать систему финансового обеспечения аграрного сектора экономики на основе консолидации ресурсов государства и бизнеса, поскольку присоединение к ВТО сопряжено с определенными рисками для сельского хозяйства.

Список литературы

1. Аналитическая справка о проблемах в связи со вступлением в ВТО. [Электронный ресурс]. URL: http://www. selros. ru/content/854/analiticheskaya-spravka-o-problemakh-v-svyazi-so-vstupleniem-v-vto.

2. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина. 2-е изд. М.: Изд-во РАГС, 2002.

3. Ушачев И. Проблемы устойчивого развития АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 9. С. 7—10.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы СЭКОНОМИТЬ время» (Генри Форд)

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)

предусмотрены скидки

(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.