Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черная О.А., Болотнова Е.А., Александрович А.Ю., Квасова А.А.

Растущая конкуренция во всем мире, все более напряженная нормативно-правовая среда и растущее ценовое давление показывают, что предприятия сталкиваются с более серьезными проблемами. В статье определено, что финансовый анализ - это совокупность понятий, методов и средств, позволяющих осуществлять сбор и обработку бухгалтерской и другой управленческой информации для оценки финансового положения корпорации, оценки рисков, уровня и качества операционной эффективности, потенциальных возможностей, помогая пользователям информации принимать соответствующие финансовые и управленческие решения. Выявлено, что финансовый анализ может применяться по-разному: для оперативных целей (подготовка внутренних решений), для исследовательских и информационных целей, или по должности аналитика (в организации) или вне бизнеса. Определены основные проблемы финансового планирования современных предприятий как составной части финансового анализа. Автором предложены направления совершенствования процесса планирования, осуществляемого финансовым сектором организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FINANCIAL PLANNING AND WAYS TO SOLVE THEM

Growing competition around the world, an increasingly tense regulatory environment and increasing price pressures show that businesses are facing more serious challenges. The article defines that financial analysis is a set of concepts, methods and tools that allow the collection and processing of accounting and other management information to assess the financial situation of a corporation, assess risks, the level and quality of operational efficiency, potential opportunities, helping users of information to make appropriate financial and management decisions. It is revealed that financial analysis can be used in different ways: for operational purposes (preparation of internal solutions), for research and information purposes, or as an analyst (in an organization) or outside of business. The main problems of financial planning of modern enterprises as an integral part of financial analysis are identified. The author suggests ways to improve the planning process carried out by the financial sector of the organization.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

от общедоступных Интернет-сервисов, представляется, что банковское обслуживание будущего будет выглядеть совсем иначе, при этом больший акцент будет сделан на децентрализованных криптографических системах.

Кроме того, долгосрочные прогнозы развития банковской системы свидетельствуют о том, что чистая рентабельность собственного капитала (ROE) и маржа банковского бизнеса будут продолжать демонстрировать стагнацию. На протяжении последних 10 лет среднемировой уровень ROE банков зафиксировался на отметке 8-10 %, этого достаточно только для того, чтобы покрыть стоимость их акционерного капитала. А, согласно прогнозу McKinsey, к 2025 году ROE банковской системы будет находиться в пределах 5,2-9,3 %. Очевидно, что в такой ситуации желание банковских учреждений расширить свою деятельность за пределами финансового сектора и занять ниши в более высокодоходных сегментах является логичным. Когда на рынке повышается конкуренция и увеличивается концентрация участников, развитие технологической и инфраструктурной составляющих банковского обслуживания позволит расширить пределы основного бизнеса и удержать на заданном уровне прибыльность и рентабельность.

Источники:

1. Абжалелова Ш.Р., ЖылкайдаровА.М. Влияние инноваций на эффективность банковской деятельности // Современные аспекты экономики. 2019. № 2 (258). С. 6-11.

2. Борисова О.В. Трансформация финансовых отношений в условиях цифровой экономики // Финансовый менеджмент. 2019. N° 2. С. 82-90.

3. Гобарева Я.Л., Городецкая О.Ю. Инновационное развитие банковской инфраструктуры // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 3. С. 76-80;

4. Котова К.Ю. Классификация банковских инноваций в цифровой экономике и оценка инновационного потенциала российских банков // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. № 9 (789). С. 2022-2039.

5. Небера А.С. Партнерство банков и технологических компаний в сфере платежных услуг // Экономика и предпринимательство. 2019. № 9 (110). С. 954-956.

6. Писарева Е.В., Шевченко Е.И. Концептуальные основы стратегического управления деятельностью коммерческого банка // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 1. № 4. С. 95-101.

7. Тамаров П.А. Оценка внедрения инновационных технологий в сфере платежной инфраструктуры // Банковские услуги. 2019. № 12. С. 26-29. References:

1. Abzhalelova Sh.R., Zhylkaidarova.M. The impact of innovations on the efficiency of banking activity // Modern aspects of economics.

2019. No. 2 (258). pp. 6-11.

2. Borisova O.V. Transformation of financial relations in the digital economy // Financial Management. 2019. No. 2. pp. 82-90.

3. Gobareva Ya.L., Gorodetskaya O.Yu. Innovative development of banking infrastructure // Problems of Economics and legal practice.

2020. Vol. 16. No. 3. pp. 76-80;

4. Kotova K.Yu. Classification of banking innovations in the digital economy and assessment of the innovative potential of Russian banks // Finance and credit. 2019. Vol. 25. No. 9 (789). pp. 2022-2039.

5. Neber A.S. Partnership of banks and technology companies in the field of payment services // Economics and entrepreneurship. 2019. No. 9 (110). pp. 954-956.

6. Pisareva E.V., Shevchenko E.I. Conceptual foundations of strategic management of commercial bank activities // Economics and management: problems, solutions. 2020. Vol. 1. No. 4. pp. 95-101.

7. Tamarov P.A. Evaluation of the introduction of innovative technologies in the field of payment infrastructure // Banking services. 2019. No. 12. pp. 26-29.

EDN: LNCZKW

О.А. Черная - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, choa-81@mail.ru,

O.A. Chernaya - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban state agrarian university;

Е.А. Болотнова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, an.hramchenko@yandex.ru,

E.A. Bolotnova - Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Economic Analysis, Kuban state agrarian university;

А.Ю. Александрович - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, alieksa.11@mail.ru,

A.Y. Alexandrovich - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university; А.А. Квасова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, kvasova1975a@mail.ru,

A.A. Kvasova - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university.

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ PROBLEMS OF FINANCIAL PLANNING AND WAYS TO SOLVE THEM

Аннотация. Растущая конкуренция во всем мире, все более напряженная нормативно-правовая среда и растущее ценовое давление показывают, что предприятия сталкиваются с более серьезными проблемами. В статье определено, что финансовый анализ - это совокупность понятий, методов и средств, позволяющих осуществлять сбор и обработку бухгалтерской и другой управленческой информации для оценки финансового положения корпорации, оценки рисков, уровня и

качества операционной эффективности, потенциальных возможностей, помогая пользователям информации принимать соответствующие финансовые и управленческие решения. Выявлено, что финансовый анализ может применяться по-разному: для оперативных целей (подготовка внутренних решений), для исследовательских и информационных целей, или по должности аналитика (в организации) или вне бизнеса. Определены основные проблемы финансового планирования современных предприятий как составной части финансового анализа. Автором предложены направления совершенствования процесса планирования, осуществляемого финансовым сектором организации.

Abstract. Growing competition around the world, an increasingly tense regulatory environment and increasing price pressures show that businesses are facing more serious challenges. The article defines that financial analysis is a set of concepts, methods and tools that allow the collection and processing of accounting and other management information to assess the financial situation of a corporation, assess risks, the level and quality of operational efficiency, potential opportunities, helping users of information to make appropriate financial and management decisions. It is revealed that financial analysis can be used in different ways: for operational purposes (preparation of internal solutions), for research and information purposes, or as an analyst (in an organization) or outside of business. The main problems of financial planning of modern enterprises as an integral part of financial analysis are identified. The author suggests ways to improve the planning process carried out by the financial sector of the organization.

Ключевые слова: финансовый анализ, финансовое планирование, стратегическое планирование, принципы планирования, автоматизированная система финансового планирования.

Keywords: financial analysis, financial planning, strategic planning, planning principles, automated financial planning system.

Финансовое состояние организации характеризует размещение и использование средств организации. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов деятельности, то можно сказать, что финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающим показателем [5].

Анализ показывает общие доходы сектора организации как совокупность всех операций, зарегистрированных в рамках ресурсов, включая субсидии к получению на текущих счетах и дебиторскую задолженность по трансфертам капитала, зарегистрированную на счете операций с капиталом. Общие расходы организации следует за представлением доходов. Расходы - это совокупность всех операций, зарегистрированных в рамках положительного использования и подлежащих выплате субсидий, в текущих счетах, а также операций (валовое накопление капитала, приобретение за вычетом выбытия нефинансовых непроизведенных активов плюс подлежащие выплате капитальные трансферты) в счете движения капитала. Представление расходов показывает тип транзакции, осуществляемой правительством, и дополняет цель или функцию государственных расходов. Балансирующей статьей организации в нефинансовых счетах является чистое кредитование (положительный знак) или чистое заимствование (отрицательный знак), т. е. профицит или дефицит в интегрированном представлении, то есть общие доходы организации за вычетом общих доходов организации статьи расходов.

Активы и обязательства оцениваются по рыночной стоимости, особенно в отношении долговых ценных бумаг, производных финансовых инструментов, акций и прочего капитала. Холдинговые прибыли / убытки по ним (реализованные или нет) не включаются в государственные доходы (или расходы), а отражаются в «других экономических потоках» [3].

Финансы организации - это специальная структура для представления счетов, которая показывает экономическую деятельность организации в форме, подходящей для фискального анализа. Она объединяет всю статистику, собранную специально для организации в рамках счетов, дополненную статистической информацией, собранной для административных целей. Интегрированное представление статистики организации обеспечивает упор на экономическое содержание, а не на юридическую форму, улучшает гармонизацию и сопоставимость данных, а также обеспечивает полную прозрачность в отношении различных статистических концепций и практик.

Осуществление анализа становления финансовой системы организации в текущих критериях предполагает мониторинг совокупности финансовых показателей, определение взаимодействий между ними, установление их последствий для организации. Процесс анализа подразумевает учет специфических условий устойчивости финансов организации, формирующих финансовую систему организации. Финансовый анализ дает полезную информацию, помогающую всесторонне, систематически проверять и анализировать положение производства и бизнеса, реализацию целей предприятия. Финансовым менеджерам при анализе необходимо учитывать и рассчитывать уровень риска и его влияние на бизнес, что проявляется в виде платежеспособности, оценки баланса капитала и операционной способности, а также рентабельности.

По мнению Бошян А. А., финансовый анализ представляет собой совокупность понятий, методов и инструментов, позволяющих осуществлять сбор и обработку бухгалтерской и другой управленче-

ской информации для оценки финансового положения предприятия, оценки рисков, уровня и качества операционной эффективности организации, возможностей и потенциала предприятия, помогая пользователям информации принимать соответствующие финансовые и управленческие решения [2].

Первостепенной задачей финансовых аналитиков является оценка риска банкротства, влияющего на бизнес, проявлениями которого являются платежеспособность, баланс капитала, операционная способность, а также финансовые показатели прибыльности бизнеса. На этой основе финансовые аналитики продолжают исследования и делают прогнозы относительно результатов деятельности компании в целом и прибыли в будущем. Другими словами, финансовый анализ является основой финансового прогнозирования - одного из направлений бизнес - прогнозирования.

На этой основе аналитики продолжают исследования и делают прогнозы относительно результатов деятельности в целом, конкретного уровня прибыли предприятия в будущем. Кроме того, финансовый анализ также предоставляет информацию и данные для проверки и контроля состояния бухгалтерского учета, соблюдения экономической и финансовой политики предприятия [3].

Вместе с развитием общества все большее значение приобретает финансовый анализ, поскольку он все больше показывает свою необходимость для развития бизнеса. Финансовый анализ показывает экономические возможности и потенциал предприятия, тем самым помогая прогнозировать и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, а также легко проводить политику, облегчающую деятельность организации.

Финансовый план является частью бизнес-плана организации, играя важную роль для бизнеса и других соответствующих партнеров, таких как заемщики или инвесторы. Финансовое планирование помогает предприятиям количественно определить стратегическое направление. Для инвесторов финансовый план является доказательством того, что организация использует капитал в правильных целях, способных обеспечить эффективность проекта в соответствии с обязательствами заинтересованных сторон. Результатом финансового планирования является полный набор финансовой отчетности и основных финансовых показателей. Финансовая отчетность должна соответствовать действующим формам и правилам бухгалтерского учета по требованию заинтересованных сторон. Для реализации финансового планирования необходимо использовать методики, отраженные в таблице 1.

Таблица 1 - Методики финансового планирования

Методика Содержание методики

Балансовый анализ В производственно-хозяйственном процессе организации возникнет множество уравновешенных отношений. Метод равновесия описывает и анализирует экономические явления, в которых существует равновесие. Этот метод используется для расчета влияния каждого фактора, когда они имеют общую связь с аналитическими критериями, поэтому влияние каждого фактора независимо

Сравнительный анализ Метод широко используется в экономическом анализе. Используется для определения тенденции и волатильно-сти экономических показателей, и использует следующую технику сравнения: - абсолютное сравнение: результаты сравнения отражают масштаб или объем анализируемых показателей. Показывает увеличение или уменьшение показателей периода исследования по сравнению с базовым периодом; - относительное сравнение: процентное или число кратное отклонение между анализируемым периодом по сравнению с базовым периодом; - структурное сравнение: доля экономического показателя в сумме сравниваемых критериев

Многовариантный метод Линейность связи между зависимой переменной и независимыми переменными представляет собой степень, в которой изменение зависимой переменной связано с независимой переменной. Коэффициент регрессии предполагается постоянным в диапазоне значений независимой переменной. Понятие корреляции является мерой базовой ассоциации в регрессионном анализе, основанном на линейных отношениях, поэтому становится важной проблемой при представлении «реальных» отношений между переменными в анализе. Кроме того, нарушения допущения о линейности не исправляются за счет увеличения размера выборки, как в случае с другими допущениями (например, нормальность). Линейность любой связи с двумя переменными можно легко проверить с помощью остаточных графиков

Методы математического моделирования Метод математического моделирования - метод оценки воздействия на окружающую среду при планировании, содержащий построение или применение математических моделей для моделирования связи между причинами, развитием и последствиями (изменениями в окружающей среде) для расчета или прогнозирования воздействие проекта на окружающую среду. Это современный метод требует междисциплинарных знаний многих экспертов и должен пройти множество этапов, таких как построение структуры модели, методы математического моделирования, корректировка и определение параметров модели и, наконец, применение модели для оценки воздействия на окружающую среду

Обычно в финансовом планировании существуют разные сценарии: объективные, усредненные и пессимистичные. Пессимистический случай следует рассматривать как наихудший сценарий.

Для вновь созданных предприятий трудная проблема, с которой сталкиваются организации, заключается в отсутствии данных. Привлечение капитала для бизнеса и убедительные перспективы работы для сотрудников в основном основаны на личной финансовой информации, а не на прошлой информации о бизнесе.

В финансовом планировании необходимо отметить важность метода прогнозирования движения денежных средств, который является одним из основных и важных отчетов для обеспечения финансовых ресурсов для планов операционной деятельности организации в будущем, а также является методом оценки.

Анализ отчета о движении денежных средств помогает организациям своевременно решать возникающие проблемы, улучшать движение денежных средств за счет ускорения сбора денежных средств и замедления платежей, не влияя на отведенное время в договорах с поставщиками и эффективно использовать избыточные средства; предоставить параметры, указывающие на то, что у бизнеса достаточно денег, чтобы платить поставщикам и кредиторам. Кроме того, отчет о движении денежных средств сообщает кредитору, каковы потребности в оборотном капитале.

Метод прогнозирования денежных потоков состоит из следующих трех этапов:

Шаг 1. Прогнозирование источников денежных доходов на основе фактического характера источника бизнеса в зависимости от сезона, которые можно получить и сравнить с организациями того же размера и доходов во время предыдущих лет.

Шаг 2. Планирование фактических затрат, исходя из характера бизнеса в зависимости от сезона, условий, указанных в контракте, или практики своевременной оплаты поставщикам или кредиторам.

Шаг 3. Анализ циклических доходов и расходов из финансового прогноза.

На сегодняшний день организации в России сталкиваются с тем, что рынок является весьма динамичным, вследствие этого компаниям приходится осуществлять свою деятельность в условиях неопределенности. Важнейшим инструментом финансового управления является финансовое планирования. Потребность в финансовом планировании существует и у малых, и у крупных компаний. В современных рыночных условиях, как правильно, крупные предприятия стремятся совершенствовать финансовое планирование, привлекая для этого высококвалифицированных специалистов [1]. Финансовое планирование разрабатывает комплекс мер, которые ориентированы на то, чтобы обеспечить всеми необходимыми финансовыми ресурсами организацию, а также этим меры направлены на повышение эффективности его деятельности и будущего развития. Финансовое планирование оказывает влияние на все сферы деятельности хозяйствующего субъекта, оказывает помощь в рациональном использовании финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

Одной из основных проблем является непонимание важности финансового планирования. Финансовое планирование осуществляется не последовательно и систематически, а только процедурно. Нет связи между подразделениями на предприятиях, предприятиями с корпорациями и корпорациями со стратегическим направлением. В результате многие предприятия в последнее время были пассивны и не обладали ликвидностью при реализации проектов, особенно предприятия недвижимости.

На сегодняшний день существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в области организации финансового планирования:

- нереальность формируемых финансовых планов;

- низкая оперативность составления планов;

- отсутствие четких внутренних стандартов составления планов [4];

- «оторванность» стратегического планирования от текущего;

Стратегическое управление устанавливает ежегодные цели, формулирует политику, распределяет ресурсы, реструктурирует организацию, продвигает корпоративную культуру и стиль руководства. Хорошая стратегия помогает предприятиям не сбиться с пути в своей деятельности и приносить значительные результаты для бизнеса [2].

Стратегический план является фактором, который помогает бизнесу расти. Без стратегического плана предприятия будут работать неэффективно и даже придут в упадок или обанкротятся. Поэтому любой бизнес должен иметь для себя стратегический план. Чтобы иметь стратегический план, владельцы бизнеса должны понимать общие характеристики, принципы и процессы составления стратегического плана.

Чтобы выжить и развиваться, владельцам бизнеса необходимо построить стратегический план, подходящий для их бизнеса. Если правильный стратегический план не будет определен, предприятиям будет сложно достичь поставленных целей.

Построение стратегического плана для бизнеса - реализация видения и будущих целей бизнеса. Поэтому без подходящей стратегии развития бизнес-цели трудно достичь. Без стратегии развития бизнесу также сложно оценить реализацию видения [5].

Стратегическое планирование - это составление списка того, что необходимо сделать и как это сделать. Без правильного списка владельцам бизнеса сложно принимать правильные решения и

действовать. Они не распределяют ресурсы должным образом, а также не оценивают возможности и риски в процессе функционирования и развития бизнеса

Стратегическое планирование - это непрерывный творческий процесс в силу по крайней мере двух существенных причин:

1) постоянно существующей неопределенности будущего;

2) необходимости заново определять или менять свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено или невозможно [1].

Рассмотрим особенности стратегического плана.

Стратегический план - это процесс эксплуатации и развития, который встроен в структуру и деловую деятельность предприятия. Стратегия должна четко излагать видение, определять долгосрочное направление, а достижения, которые будут достигнуты при реализации этой стратегии, должны строиться на сильных сторонах бизнеса:

1. Четкое видение: стратегический план должен конкретизировать видение бизнеса. Сотрудники и руководители будут знать, как бизнес будет развиваться в будущем.

2. Определить долгосрочное направление бизнеса: стратегический план должен быть комплексным и долгосрочным в бизнес-среде предприятия. Он должен рассказать, как перейти от этой цели к прошлой цели за длительный период времени.

3. Использование сильных сторон бизнеса: стратегический план основывается на ключевых бизнес - единицах и стратегических продуктах бизнеса. Он должен использовать сильные стороны бизнеса.

Определим принципы стратегического планирования. Для успешной реализации стратегический план должен обеспечивать следующие элементы: практичность, увязку ресурсов, четко определенные методы реализации и ответственности, проводить регулярные обзоры и проверки:

- обеспечить практичность: цели, которые реализует стратегический план, являются долгосрочными и обширными. Поэтому установленный стратегический план должен быть обязательно реализован в будущем;

- четко определить методы реализации и обязанности каждого члена: комплексный стратегический план может быть реализован только тогда, когда он предусматривает конкретные, четкие и подробные методы реализации на каждом этапе. Каждому члену необходимо четко понимать свои обязанности, выполнять работу правильно, в срок, не влияя на деятельность других отделов [1];

- использование и связывание ресурсов: Стратегический план должен использовать сильные стороны всех аспектов бизнеса, особенно силу человеческих ресурсов. Члены руководящей команды, а также между руководством и сотрудниками должны тесно связываться друг с другом, понимать ценность предлагаемой стратегии и быть настроенными на ее реализацию. Стратегический план является всеобъемлющим и непрерывным, поэтому связь между участниками бизнеса имеет важное значение;

- стратегические планы следует проверять и оценивать не реже одного раза в год, чтобы гарантировать, что цели стратегии не сбиваются с пути. Когда бизнес находится в процессе многих изменений, стратегический план необходимо оценивать чаще.

Чтобы подготовить стратегический план для бизнеса, предприниматель должен сначала создать команду проекта, а затем представить членам стратегический план в целом, план действий для каждой цели и годовой план действий. На каждом из этих шагов компаниям необходимо активно получать и обмениваться отзывами от всех участников бизнеса. Оттуда могут быть сделаны соответствующие решения и корректировки.

В экономическом плане и корпоративном управлении под корпоративным финансовым управлением (финансовым менеджментом) понимается планирование, организация, руководство и контроль финансовой деятельности предприятия. Можно упомянуть деятельность корпоративных финансов, такую как инвестиции, закупки, использование финансовых средств предприятия для необходимых мероприятий и т.д.

Финансовый менеджмент часто выражается в финансовых отчетах бухгалтеров. Финансовый менеджмент - чрезвычайно важная работа, которая влияет на операционный аппарат и способность оборота капитала, оптимизации прибыли предприятия. Поэтому, чтобы повысить эффективность управления финансами, многие предприятия обратились к корпоративному программному обеспечению для управления финансами.

Программное обеспечение для управления финансами предприятия - это инструмент, помогающий предприятиям более профессионально и эффективно управлять денежными потоками. Программное обеспечение может удовлетворить требования администраторов в отслеживании финансовых данных, управлении денежными средствами, управлении капиталом, движении денежных

средств, активов бизнеса и т. д. Руководство имеет лучший обзор финансовой деятельности предприятия и принимает соответствующие решения для каждого периода.

Компании сталкиваются со многими трудностями без программного обеспечения для управления финансами. При отсутствии должной подготовки с точки зрения финансовых возможностей и управления денежными потоками возникает следующий ряд проблем (рисунок 1).

Рисунок 1 - Проблемы организаций, возникающие вследствие отсутствия программного обеспечения финансового анализа

Программное обеспечение для управления финансами дает много преимуществ для бизнеса:

- комплексная и профессиональная система финансового управления;

- эффективные бизнес-планы, подходящие для каждого периода;

- контроль денежных потоков, эффективное управление доходами и расходами;

- анализ всех аспектов финансов;

- оценка колебаний рынка, возможности для бизнеса.

Программное обеспечение - это комплексное решение для бизнеса и бухгалтерского учета. Программное обеспечение для управления финансами предприятия позволяет пользователям объединять CRM, бухгалтерские и финансовые данные в единую систему. Благодаря унифицированным данным пользователи экономят время на составлении отчетов и тратят больше времени на то, что действительно важно. Программное обеспечение для управления финансами бизнеса обладает многими выдающимися преимуществами, которыми обладает не все программное обеспечение. Оно позволяет пользователям быстро и точно извлекать финансовые данные. Финансовые данные могут быть извлечены и связаны из различных источников и автоматически объединены в информацию для отчетности.

Кроме того, функции, которые делают это программное обеспечение высоко ценным многими пользователями, заключаются в том, что его можно легко настроить в соответствии с конкретными требованиями финансовой отчетности организации. Подробная, полная и логичная система отчетности помогает руководителям иметь более широкое представление о финансовой деятельности, на основе которой можно вносить разумные коррективы. Как одна из областей, требующих высокой безопасности и влияющих на всю работу бизнеса, безопасность также является одним из плюсов программного обеспечения [2].

Важным условием формирования системы финансового планирования на предприятии должна стать разработка единых типовых документов системы планирования в рамках предприятия, что будет способствовать установлению единых для всех участников процесса правил формирования, контроля и анализа планов.

Увеличить степень гибкости и маневренности финансового планирования поможет составление многовариантных финансовых планов (сценариев) по заданным критериям эффектности, что позволит снизить риски невыполнения планов или чрезмерного их отклонения от реальности по факту выполнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разбивка всего процесса планирования на отдельные модули существенно упростит процесс разработки, реализации плана, а также процесс контроля за его выполнением. На данном этапе необходимо внедрение процесса бизнес - прогнозирования.

Предположения о времени: чтобы сократить время и данные, необходимые для составления прогнозов, прогнозисты делают некоторые явные предположения для упрощения процесса [3].

Выбирается модель: прогнозист выбирает модель, подходящую для набора данных, выбранных переменных и предположений.

Анализ: с помощью модели данные анализируются, и в результате анализа получается прогноз.

Проверка: прогнозы сравниваются с тем, что произошло на самом деле, чтобы выявить проблемы, скорректировать несколько переменных.

Качественные модели могут быть полезны для прогнозирования краткосрочного успеха компаний, продуктов и услуг, но они имеют ограничения, поскольку полагаются на мнения, а не на доступные данные. К качественным моделям относятся (таблица 2).

Таблица 2 - Качественные модели прогнозирования в условиях рынка

Модель Особенность модели

Исследования рынка Опрос большого количества людей о конкретном продукте или услуге, чтобы предсказать, сколько людей приобретает или будут использовать продукт после его запуска

Метод Дельфи Опрос об общем мнении экспертов, а затем объединение их в прогнозы

Количественные модели уменьшают экспертный фактор и пытаются исключить человеческий фактор из анализа. Эти подходы заботятся только о данных и избегают непостоянства людей. Эти подходы также пытаются предсказать положение переменных, таких как продажи, валовый внутренний продукт, цены на жилье и т. д., в долгосрочной перспективе, измеряемые месяцами или годами. Количественные модели включают (таблица 3).

Таблица 3 - Количественные модели бизнес - прогнозирования

Подход или метод Содержание модели

Индексный подход Индексный подход зависит от взаимосвязи между определенными показателями, например, ВВП и относительный уровень безработицы остаются неизменными с течением времени. Отслеживая отношения, а затем отслеживая опережающие индикаторы, можно оценить эффективность запаздывающих индикаторов, используя данные опережающих индикаторов

Эконометрическое моделирование Строгая с математической точки зрения версия индикаторного подхода. Вместо того, чтобы предполагать, что отношения остаются прежними, эконометрическое моделирование исследует внутреннюю согласованность наборов данных с течением времени, а также важность или силу отношений между наборами данных. Эконометрическое моделирование применяется для создания пользовательских индикаторов для более целенаправленного подхода. Однако эконометрические модели чаще используются в академических областях для оценки экономической политики

Метод временных рядов Временные ряды используют прошлые данные для прогнозирования будущих событий. Разница между методологиями временных рядов заключается в мелких деталях, например, предоставление более взвешенных недавних данных или сокращение некоторых выбросов. Это наиболее распространенный тип бизнес -прогнозирования

Бизнес-прогнозирование включает в себя обоснованные предположения об определенных бизнес - показателях, независимо от того, отражают ли они информацию, специфичную для бизнеса, такую как рост бизнеса, объемы продаж или прогнозы для экономики в целом. Финансовые и операционные решения принимаются на основе экономических и будущих условий, хотя и с неопределенностью. Менеджеры составляют подробные и тщательные бизнес-прогнозы, чтобы гарантировать принятие правильных решений на основе данных и логики, а не эмоций или интуиции.

Компании используют прогнозирование, чтобы разработать бизнес-стратегии. Прошлые данные собираются и анализируются, чтобы можно было найти закономерности. Сегодня большие данные и искусственный интеллект изменили методы бизнес-прогнозирования. Существует несколько различных методов бизнес-прогнозирования. Все методы подпадают под один из двух всеобъемлющих подходов: качественный и количественный.

Выбираются теоретические переменные и идеальный набор данных: именно здесь прогнозист определяет соответствующие переменные, которые необходимо учитывать, и решает, как собирать данные.

Внедрение и использование специализированной автоматизированной системы финансового планирования позволит осуществлять многомерное финансовое планирование с необходимой периодичностью, применять различные методики и адаптировать систему к специфичным для конкретного предприятия расчетам [5].

Применение указанных рекомендаций поможет сделать систему финансового планирования эффективным инструментом управления и достижения стратегических целей организации.

Таким образом, применение технологии и программного обеспечения поможет организациям в финансовом планировании - систематизировать, количественно определить бизнес-планы, проявлять инициативу в финансовых вопросах и вовремя развивать направления деятельности организации.

Источники:

1. Батырева А. М., Молдован А. А. Финансовое планирование в системе управления бизнесом // Вестник науки и образования. 2020. №1-1 (79). - С.80-85.

2. Бошян А. А. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования// Скиф. 2020. .№5-2 (45). - С.316-319.

3. Ефремова Е.И. Методика планирования и расчета стоимости аудиторских услуг при формировании финансового предложения// Экономика строительства. 2022. №1 (73). - С. 4-10.

4. Русс А.А. Формирование метода и подбор инструментов финансового планирования для предприятий осуществляющих ВЭД // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №2 (84). - С.164-167.

5. Храмченко А.А. Анализ закона Оукена на примере экономической ситуации РФ за 2005-2020 гг./ А.А. Храмченко, О.А. Черная, А.А. Воронков, Я.М. Каклюгин// Вестник академии знаний. -2021. -№3(44). -С.239-243.

6. Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования./ А.А. Храмченко, Вакуленко А.А., Салова А.А./ Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 447-454.

7. Храмченко А.А. Оценка применения методики математического моделирования, как способ совершенствования эффективности управления организаций (на примере ООО "Группа компаний "РУСАГРО" /Храмченко А.А., Гогина А.Д., Савченко М.И.// Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 454-460.

References:

1. Batyreva A.M., Moldovan A. A. Financial planning in the business management system // Bulletin of Science and Education. 2020. No.1-1 (79). - pp.80-85.

2. Boshyan A. A. Problems and ways of improving financial planning// Skif. 2020. №5-2 (45). - P.316-319.

3. Efremova E.I. Methodology for planning and calculating the cost of audit services in the formation of a financial proposal// Economics of construction. 2022. No. 1 (73). - pp. 4-10.

4. Russ A.A. Formation of the method and selection of financial planning tools for enterprises engaged in foreign economic activity // Economics and Business: theory and practice. 2022. No.2 (84). - pp.164-167.

5. Khramchenko A.A. Analysis of the Oaken Law on the example of the economic situation of the Russian Federation for 2005-2020 / A.A. Khramchenko, O.A. Chernaya, A.A. Voronkov, Ya.M. Kaklyugin// Bulletin of the Academy of Knowledge. -2021. -№3(44). - Pp.239-243.

6. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment./ A.A. Khramchenko, Vakulenko A.A., Salova A.A. / Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). pp. 447-454.

7. Khramchenko A.A. Evaluation of the application of the methodology of mathematical modeling as a way to improve the efficiency of management of organizations (on the example of RUSAGRO Group of Companies LLC / Khramchenko A.A., Gogina A.D., Savchenko M.I.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40), pp. 454-460.

EDN: LQMZHP

С.А. Чернявская - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, docsveta17@gmail.com,

S.A. Chernyavskaya - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Accounting Theory, Kuban State Agrarian University,

Ю.А. Бондаренко - обучающийся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, bondarenko1125@mail.ru,

Yu.A. Bondarenko - student of accounting financial faculty, Kuban State Agrarian University, А.А. Прищепа - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, alexa.prishepa@yandex.ru,

A.A. Prishepa - student of accounting financial faculty, Kuban State Agrarian University.

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ WAYS TO IMPROVE THE FINANCIAL STATE OF A COMMERCIAL ORGANIZATION

Аннотация. В ходе исследования были рассмотрены основные методы для оценки финансового состояния на основе показателей ликвидности, финансовой устойчивости, «золотого правила экономики», деловой активности, рентабельности. Также был дана оценка вероятности банкротства организации основываясь на модели У. Бивера и Д. Дюрана, а также на многофакторные модели Э. Альтмана, Р. Таффлера, Р. Лиса. Были выявлены проблемы, с которыми сталкиваются организации при ведении коммерческой деятельности, проведен обзор основных коэффициентов, необходимых для анализа финансового положения компании.

Методологической и теоретической основой работы служили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов теме исследования. Информационной базой для анализа послужила годовая бухгалтерская отчетность конкретной коммерческой организации в динамике за три года.

Abstract. The study examined the main methods for assessing the financial condition based on indicators of liquidity, financial stability, the "golden rule of the economy", business activity, and profitability. An assessment of the probability of bankruptcy of an organization was also given based on the model of W. Beaver and D. Duran, as well as on the multi-factor models of E. Altman, R. Taffler, R. Lees. The problems faced by organizations in the conduct of commercial activities were identified, a review of the main ratios necessary to analyze the financial position of the company was carried out.

The methodological and theoretical basis of the work was the work of domestic and foreign scientists-economists research topic. The information base for the analysis was the annual financial statements of a particular commercial organization in dynamics for three years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.