ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА
УДК 338.482:316
Т.В. КОЗЫРЕВА
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Автор раскрывает возможные источники финансирования социального туризма, проводя анализ подобного опыта в европейских странах.
Ключевые слова: социальный туризм, источники финансирования социального туризма, Федеральная программа «Отдых».
The author reviews possible financial sources offunding the social tourism, analyzing similar experience in European states.
Key words: social tourism, sources offunding of the social tourism, "Otdyh" federal program.
Центральная проблема развития социального туризма заключается в поиске источников финансирования, а также в создании системы добросовестного распределения финансовых ресурсов.
Несмотря на общую, не совсем благоприятную, макроэкономическую ситуацию, инвестиционный процесс в сфере туризма в 2013 г. активизировался за счет российских инвесторов. В России рост инвестиций сдерживается рядом причин: отсутствием государственной стратегии туристской индустрии, нестабильной экономикой, слабой правовой базой, отсутствием туристских брендов, высокими транспортными тарифами, кадровыми проблемами, коррупцией, высоким уровнем банковского процента (18-20%). В европейских странах и США процент по кредитным программам при господдержке составляет 1-5%, поэтому в России актуально субсидирование процентной ставки по кредитам.
Вопрос разработки новой инвестиционной стратегии актуален как ни-
© Козырева Т.В., 2013
когда и требует продуманных решений. Положительные результаты устойчивого развития туризма свидетельствуют о необходимости изменения структуры инвестиций в пользу конкурентных инвестиций.
Именно конкурентные инвестиции, движимые спросом, обеспечивают долгосрочную занятость, создают новые рабочие места, активизируют экономический рост, увеличивают продолжительность туристского сезона.
Помимо конкурентных инвестиций для развития социального туризма особо значимы инфраструктурные инвестиции, поскольку данный вид туризма базируется в санаториях, домах отдыха, детских лагерях и т.д., которые находятся на территории Российской Федерации.
Для формирования сильных сторон национального социального туризма можно учесть международный опыт, который знает положительные примеры финансирования развития социального туризма, например проект социального туризма «Калипсо» с ежегодным бюджетом 1 млн евро [2].
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА 51
Основные задачи проекта: выявление наилучших методик по поощрению туризма в несезон; выработка на европейском и национальном уровнях мер по активизации туристских обменов представителей целевых групп (детей из многодетных семей, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионеров, инвалидов); выявление трудностей, стоящих на этом пути, и способов их преодоления. Проект «Калипсо» охватил восемь европейских стран. Во Франции, Швейцарии, Италии и других европейских странах успешно используются отпускные чеки.
Во Франции действует Национальное агентство отпускных чеков, ежегодный денежный оборот которого составляет более 1 млрд евро, отпускными чеками расплачиваются более 3 млн французов, работающих как в государственных, так и в частных структурах. Национальное агентство имеет более 21 тыс. клиентских организаций, которые участвуют в ее финансировании, и порядка 135 тыс. организаций оказывают услуги владельцам отпускных чеков. Малообеспеченным гражданам выделяется на отпускные цели порядка 4,5 млн евро ежегодно.
В Испании работает Программа социального туризма, позволяющая ежегодно свыше 1 млн лиц пенсионного возраста совершать групповые организованные поездки в несезон. Правительство Испании вкладывало ежегодно в эту программу порядка 75 млн евро, но благодаря налоговым льготам она приносит доход в 125 млн евро, покрывающий расходы, и создает 10 тыс. дополнительных рабочих мест. В испанской программе «Туризм для старшего поколения» ежегодно принимают участие более 400 тыс. человек.
В Швейцарии система чеков на отдых Швейцарской кассы путешествий (РЕКА) предоставляет бесплатно 50 тыс. койко-дней 1200 семьям и родителям-одиночкам.
Результативность подобных программ уже ощутили многие зарубежные страны. Мировой опыт развития социального туризма показал целесообразность финансирования на паритетных началах за счет государства и за счет спонсорства, оказания платных услуг и проч. [2].
Социальный туризм способен стать двигателем для развития российских регионов, существенно увеличить спрос на туристские услуги, загрузить отечественные курорты, создать новые рабочие места. В 2015-2016 гг. планируется выделение 230 млн руб. на социальную поддержку туризма в России.
Федеральная программа «Отдых», разработанная Ростуризмом, ориентирована на развитие социального туризма в российских регионах, является системой специализированных расчетных средств, состоит в создании конкретных условий для эффективного использования, при поддержке государства, личных средств граждан и свободных средств предприятий на цели организации отдыха и лечения населения [1].
Предприятия будут закупать турпутевки оптом со скидкой 40-50%. Чеки «Отдых» выпускаются в виде банковских карт и являются платежными документами с четко ограниченной определенной сферой применения, без возможности обналичивания.
Налоговое стимулирование применения данной программы заключается в следующем:
• средства работника, направленные на приобретение чеков, но не более суммы, равной семи минимальным
52 ВЕСТНИК РМАТ № 4 • 2013
размерам оплаты труда, не облагаются НДФЛ;
• средства предприятия, используемые на приобретение чеков, исключаются из налогооблагаемой прибыли до 50% средств, направляемых на приобретение чеков.
Проведенные расчеты показали, что
сумма дополнительных поступлений средств в бюджеты может на 10% и более превысить упущенные налоговые платежи.
Преимущества данной программы очевидны как для людей, особенно с невысоким уровнем дохода, так и для российского бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социально-оздоровительный туризм в России в контексте современного европейского туризма:материалы Международного форума. Москва, 12 декабря 2013 г. М.: Логос, 2013. 176 с.
2. Трофимов Е.Н. Социальный туризм -оздоровление российской нации. М.: Логос, 2013.92 с.
УДК 338.48
Н.А. БУСЫГИНА
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО ФОНДА ОБЪЕДИНЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Рассматривается формирование компенсационного фонда для оказания экстренной помощи туристам, оказавшимся в сложной ситуации. Показано, что необходимость формирования такого фонда была актуализирована серией банкротств крупных туристских фирм.
Ключевые слова: объединение туроператоров, финансовое обеспечение туроператоров, фонды защиты прав туристов.
The author views the forming of compensation fund to provide aid to tourists in need. Article shows the necessity of forming the fund on the example of recent bankruptcies of large tour firms.
Key words: tour operators unification, financial support of tour operators, the fund of the tourist's rights protection.
Формирование системы нормативно-правового регулирования туристской деятельности началось в 1996 г. -с момента принятия Федерального за-
© Бусыгина Н.А., 2013
кона от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об основах). На протяжении 16 лет данный Закон претерпевал многочисленные изменения, последние из ко-