Научная статья на тему 'Перспективы развития туризма в Азербайджанской Республике'

Перспективы развития туризма в Азербайджанской Республике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4485
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОТДЫХ» / “OTDYH” FEDERAL PROGRAM / SOCIAL TOURISM / SOURCES OF FUNDING OF THE SOCIAL TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алиев Халид Мустагим Оглы

Автор раскрывает возможные источники финансирования социального туризма, про водя анализ подобного опыта в европейских странах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives and necessary measures for tourism development in Azerbaijan

The author reviews possible financial sources of funding the social tourism, analyzing similar experience in European state

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туризма в Азербайджанской Республике»

УДК 338.48(479.24) ХАЛИД МУСТАГИМ ОГЛЫ АЛИЕВ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Азербайджан быстро учится и набирается опыта в области развития туризма. В результате принятых государством мер е стране создана современная гостиничная и туристская инфраструктура, налажена подготовка кадров для туриндустрии, сформирована разветвленная сеть турагентств, созданы информационно-рекламные структуры, разработано и апробировано множество туристских маршрутов по Азербайджану, пролегающих по самым живописным и благодатным районам.

Ключевые слова: туризм, туристские дестинации, туризм в Азербайджане, развитие туризма, туристские ресурсы, пляжный и горнолыжный туризм, Государственная программа по развитию туризма, государственное регулирование, Азербайджанский институт туризма.

Azerbaijan has been learning quickly and gaining experience in the field of tourism. Due to the state measures in the country modern hotels and tourism infrastructure have been created, an extensive network of travel agencies has been formed, information and advertising structures have been set up; numerous hiking trails in Azerbaijan that run through the most picturesque and fertile regions have been developed and tested.

Key words: tourism, tourist destinations, tourism in Azerbaijan, tourism development, tourist resources, beach and mountain tourism, State program for tourism development, state regulation, Azerbaijan Institute of Tourism.

Современные тенденции развития туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Туризм представляет собой сферу национального хозяйства, деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворение специфических потребностей, возникающих у населения во время путешествия и отдыха, а с другой - может обеспечить подъем экономики региона при создании эффективной системы регулирования данной отрасли.

Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче и переработке нефти. По дан-

© Алиев Халид Мустагим оглы, 2013

ным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), он обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 5% налоговых поступлений [1, с. 51].

Географическое положение Азербайджанской Республики благополучное. Она занимает всю восточную часть Закавказья, расположена на границе между Европой и Азией. Республика является региональным лидером Южного Кавказа, поскольку это самое крупное, наиболее экономически развитое и политически значимое государство на международной арене. Сегодня Азербайджан известен в мире во многом благодаря своим нефтегазовым ресурсам. Однако страна обладает

также огромным туристским потенциалом для развития туристских дести-наций.

Туризм в Азербайджане - это одна из отраслей экономики, которая стремительно развивается в последние годы. Из 11 существующих климатических зон нашей планеты 9 представлены на территории Азербайджана, начиная от субтропиков и заканчивая высокогорными альпийскими лугами.

Помимо природного разнообразия, страна богата и историческими памятниками - более 6 тыс. памятников культуры, каждый из которых поражает воображение, позволив людям прикоснуться к прошлому и изучить культуру.

С учетом характера азербайджанских туристских ресурсов и состояния инфраструктуры особый интерес для развития въездного туризма могут представлять следующие его виды: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (пляжный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, спортивный, оздоровительный, этнический, учебный, горнолыжный, научный и др.).

Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха: большая часть местных (внутренних) туристов предпочитает отдыхать у моря. Это направление активно развивается на Апшеронском полуострове и в туристской зоне Набрань на севере страны.

Большие перспективы развития пляжного отдыха имеются и в южных регионах Азербайджана, однако там развитие сдерживается отсутствием гостиничной и иной туристской инфраструктуры.

В последние годы стал очень популярен и востребован горнолыж-

ный туризм. В связи с этим реализован проект «Шахдаг» в Гусарском районе Азербайджана, по завершении которого сдан в эксплуатацию современный горнолыжный комплекс с гостиницами и экологически безопасной инженерно-транспортной инфраструктурой [2, с. 97].

Следует также отметить сильную поддержку, которую оказывают государственные структуры и Президент страны. В связи с этим нужно упомянуть Государственную программу по развитию туризма в Азербайджане в 20102014 гг., принятую 6 апреля 2010 г.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

• создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

• содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

• защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

• лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

• установления правил въезда, выезда и пребывания на территории Азербайджанской Республики с учетом интересов развития туризма;

• прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию государственных целевых программ развития туризма;

• создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

• предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и тур-агентам, занимающимся туристской

деятельностью на территории Азербайджанской Республики;

• содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

• развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

• содействия участию азербайджанских туристов, туроператоров, тур-агентов и их объединений в международных туристских программах;

• обеспечения картографической продукцией;

• иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики [4].

Современное состояние туризма в Азербайджанской Республике, а также меры, направленные на его развитие, позволяют оценить конкурентные преимущества и недостатки страны с точки зрения развития и продвижения въездного и внутреннего туризма.

Одна из главных проблем, с которыми столкнулась туристская сфера страны, - это повышение уровня и качества туристских услуг. Этот вопрос также нашел свое отражение в Государственной программе. В 2006 г. при Министерстве культуры и туризма Азербайджанской Республики была создана высшая школа, дающая образование в области туризма, - Азербайджанский институт туризма. Это высшее учебное заведение за период с 2006 по 2012 г. подготовило и выпустило 503 высококвалифицированных кадра в сфере туризма, из них 499 человек получили степень бакалавра, а 4 - степень магистра [3, с. 113].

С туристской точки зрения Азербайджан - очень дорогая страна. Из-за высоких цен страдает как внутренний, так и въездной туризм. Поездка в де-стинации Азербайджана на три дня с проживанием в «недорогом» отеле об-

ходится в лучшем случае в 300-350 долл. США. Причин этого несколько. Владельцы новых объектов размещения завышают цены, чтобы окупить инвестиционные затраты. Немаловажную роль тут играют и многочисленные проверяющие структуры, поскольку эти издержки отражаются на стоимости услуг. В итоге страдает потребитель. Сохранение высоких цен на туристские услуги - одна из причин, которая может тормозить прибытие туристов в страну.

Основываясь на опыте зарубежных государств, для получения более высоких результатов страна должна реализовать следующие меры, направленные на поддержку развития туризма в Азербайджане:

1. Креативный подход в развитии туризма. Учитывая особенности различных регионов Азербайджана, связанные с местной кулинарией, народным творчеством и т.д., существует большой потенциал для развития креативного туризма.

2. Для превращения Азербайджана в привлекательное для туристов место необходимы подготовка и реализация широкой рекламно-информационной деятельности. Несмотря на то что определенная работа в этой связи ведется (например, трансляция рекламных роликов на «Евроньюс», «CNN» и других зарубежных телевизионных каналах), необходимо проведение дополнительных мер:

а) соответствующая работа должна проводиться за пределами Азербайджана. Так, прежде всего должно быть налажено сотрудничество с туроператорами, функционирующими в зарубежных государствах;

б) туристы, собирающиеся посетить Азербайджан, пользующиеся услугами

национальной авиакомпании «AZAL», должны иметь возможность ознакомления с туристским потенциалом страны на борту самолетов;

в) в целях создания возможностей для ознакомления прибывших в Азербайджан туристов с информацией, касающейся туризма, в аэропорту, а также на вокзале должны быть созданы информационные центры;

г) проведение международных туристских выставок;

д) открытие туристских представительств Азербайджанской Республики за рубежом.

3. Для туристов должны быть подготовлены карты города Баку, городского метро и транспортных маршрутов. Для этого должно быть налажено сотрудничество с соответствующими государственными структурами (Государственным комитетом по земле и картографии и т.д.).

4. В музеях и других объектах должны быть созданы аудиогиды на нескольких языках. Билеты, продаваемые в данные места, должны быть доступны в режиме онлайн.

5. Организация «Bus tour» в городе Баку.

6. При строительстве отелей в городе Баку и регионах Азербайджана приоритет должен отдаваться строительству 3-4-звездочных отелей. В настоящее время «Hyatt Regency», «Kempinsky», «Hilton», «Jumeyra», «Four seasons», «Marriott» и другие отели способны полностью обеспечить потребности туристов в отелях класса люкс. Однако мировой опыт показывает, что среднестатистический турист, как правило, отдает предпочтение проживанию в 3-4-звездочных отелях. В 5-звездочных отелях, в основном, размещаются люди, приезжаю-

щие с деловыми визитами (представители бизнес-структур или официальные лица других государств).

7. Проведение в Баку международных фестивалей на определенную тематику. Зарубежный опыт показывает, что такого рода фестивали являются причиной большого притока туристов в страну. Тема фестиваля должна отличаться от проводимых в других странах аналогичных фестивалей своей оригинальностью и национальными особенностями.

Следует отметить, что многие из вышеперечисленных предложений уже претворяются в жизнь. Так, улучшена рекламно-информационная деятельность, в рамках которой информацию об Азербайджане стали представлять на борту самолетов национальной авиационной компании; организовываются «инфотуры» для международных туроператоров; регулярно проводятся туристские выставки; открыт информационный центр в Бакинском аэропорту; изданы карты Баку для туристов; в старом городе туристы уже имеют возможность пользоваться аудио-гидами, организовываются автобусные туры, проводятся различные фестивали в регионах страны (международный музыкальный фестиваль в Габале, гранатовый фестиваль в Гейчае) и т.д. [5].

Сегодня туризм является одним из ярких примеров эффективного сотрудничества гражданского общества и власти в Азербайджане. Это создаст условия для развития туризма, а следовательно, увеличения потока туристов и валютных поступлений в страну. Развитие туризма, с одной стороны, приведет к увеличению налоговых отчислений, а с другой стороны, к развитию других отраслей экономики и росту занятости населения.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 348 с. (Сер. «Высш. проф. образование»).

2. Гасанов Ш.М. Курортные богатства Азербайджана. Баку: Азер-Медиа, 2013.204 с.

3. География международного туризма. Страны СНГ и Балтии / сост. Л.М. Гайдуке-вич, С.А. Хомич, Я.И. Аношко. Минск: Аверсэв, 2012.252 с.

4. Лариса Джаваншир. Азербайджан: ито-

ги Года туризма с точки зрения развития // Бакинский рабочий: электронная газета. 26.01.2012. С. 1, 4-5. URL: http://www. anl.az/down/meqale/bakrabochiy/2012/ yanvar/ 228233.htm (дата обращения: 12.04.2014).

5. Рафик Исмаилов. Развитие туризма -эффективный путь диверсификации экономики Азербайджана // Civil society leadership network. 20.09.2012. URL: http://csln.info/ news/urn:news:125B225 (дата обращения: 12.04.2014).

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

УДК 338.482:316

Т.В. КОЗЫРЕВА

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Автор раскрывает возможные источники финансирования социального туризма, проводя анализ подобного опыта в европейских странах.

Ключевые слова: социальный туризм, источники финансирования социального туризма, Федеральная программа «Отдых».

The author reviews possible financial sources offunding the social tourism, analyzing similar experience in European states.

Key words: social tourism, sources offunding of the social tourism, "Otdyh" federal program.

Центральная проблема развития социального туризма заключается в поиске источников финансирования, а также в создании системы добросовестного распределения финансовых ресурсов.

Несмотря на общую, не совсем благоприятную, макроэкономическую ситуацию, инвестиционный процесс в сфере туризма в 2013 г. активизировался за счет российских инвесторов. В России рост инвестиций сдерживается рядом причин: отсутствием государственной стратегии туристской индустрии, нестабильной экономикой, слабой правовой базой, отсутствием туристских брендов, высокими транспортными тарифами, кадровыми проблемами, коррупцией, высоким уровнем банковского процента (18-20%). В европейских странах и США процент по кредитным программам при господдержке составляет 1-5%, поэтому в России актуально субсидирование процентной ставки по кредитам.

Вопрос разработки новой инвестиционной стратегии актуален как ни-

© Козырева Т.В., 2013

когда и требует продуманных решений. Положительные результаты устойчивого развития туризма свидетельствуют о необходимости изменения структуры инвестиций в пользу конкурентных инвестиций.

Именно конкурентные инвестиции, движимые спросом, обеспечивают долгосрочную занятость, создают новые рабочие места, активизируют экономический рост, увеличивают продолжительность туристского сезона.

Помимо конкурентных инвестиций для развития социального туризма особо значимы инфраструктурные инвестиции, поскольку данный вид туризма базируется в санаториях, домах отдыха, детских лагерях и т.д., которые находятся на территории Российской Федерации.

Для формирования сильных сторон национального социального туризма можно учесть международный опыт, который знает положительные примеры финансирования развития социального туризма, например проект социального туризма «Калипсо» с ежегодным бюджетом 1 млн евро [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.