Научная статья на тему 'Проблемы этнополитической стабильности на Кавказе в творчестве К. Л. Хетагурова (исторические и политико-правовые аспекты)'

Проблемы этнополитической стабильности на Кавказе в творчестве К. Л. Хетагурова (исторические и политико-правовые аспекты) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КАВКАЗ / CAUCASUS / ТЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ / TERSKAYA REGION / ТИФЛИССКАЯ ГУБЕРНИЯ / TIFLIS PROVINCE / ПОЛИТИКА / POLICY / ПРАВО / LAW / ВЛАСТЬ / AUTHORITY / АДМИНИСТРАЦИЯ / ADMINISTRATION / ГОРЦЫ / ОСЕТИНЫ / КАЗАКИ / COSSACKS / КОНФЛИКТ / CONFLICT / MOUNTAINDWELLERS / THE OSSETIA'S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзидзоев Валерий Дударович, Мсоева Фатима Борисовна

В статье рассматривается проблема этнополитической стабильности, сложных межнациональных отношений на Кавказе в конце XIX начале XX вв. в творчестве основоположника осетинской литературы, талантливого просветителя, публициста, поэта и живописца К.Л. Хетагурова (1859-1906), 150-летие со дня рождения которого в 2009 г. широко отмечалось в Осетии, в целом в России. Авторы анализируют его оригинальную политико-правовую концепцию взаимоотношений русских и народов Кавказа, в которой К.Л. Хетагуров еще в конце XIX в. видел залог благополучия, процветания и стабильности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Ethno-Political in the Caucasus in K.L. Khetagurov's Works (Historical, Political and Legal Aspects)

The article deals with the problem of ethno political stability, complicated relations between different nations in the Caucasus at the end of 19th the beginning of 20th centuries in the works of the founder of the Ossetian Literature, enlightener, publicist, poet and painter K.L. Khetagurov (1859-1906) whose 150-anniversary is going to be widely celebrated in Ossetia and in Russia as well. The author analyses K.L. Khetagurov's political and legal conception of interrelation of the Russians and the peoples living in the Caucasus. Even at the end of XIX century this idea was considered by him as a guarantee of prosperity, well-being and stability of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы этнополитической стабильности на Кавказе в творчестве К. Л. Хетагурова (исторические и политико-правовые аспекты)»

НАРОДЫ КАВКАЗА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ББК Ш5(2=Осет)5-4(Хетагуров)

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ НА КАВКАЗЕ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Л. ХЕТАГУРОВА (исторические и политико-правовые аспекты)

К 150-летию со дня рождения основоположника осетинской литературы и просветителя К.Л. Хетагурова (1859-1906)

В.Д. Дзидзоев, Ф.Б. Мсоева

Самой разносторонней и талантливой фигурой среди представителей общественно-политической и правовой мысли Осетии, в целом Кавказа, конца XIX - начала XX в. был выдающийся осетинский поэт, основоположник осетинской литературы и литературного языка Коста Леванович Хетагуров (1859-1906). Он сочетал в себе разносторонность таланта поэта, прозаика, драматурга, литературного и театрального критика, художника-живописца, публициста, историка и этнографа. Многие работы К. Хетагурова посвящены актуальным проблемам общественно-политической жизни не только Осетии, но и всего Кавказа. Своим творчеством он охватил самые разные проблемы жизни народов Кавказа, и в этом смысле А.А. Фадеев сравнил его с Леонардо да Винчи [1].

С именем К. Хетагурова в народной памяти осетин связано самое лучшее, светлое, возвышенное, общенациональное. Он уже при жизни стал путеводной звездой угнетенных трудящихся масс, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, за интересы и права которых он целенаправленно боролся с властями Терской области. Борьба за социальную справедливость, за права "униженных и оскорбленных", которых так много было в России в конце

XIX в., составляла основное содержание его общественно-политической деятельности. Для администрации Терской области, в целом Кавказа не было более опасного "возмутителя спокойствия", чем К. Хетагуров, который беспощадно и аргументированно критиковал ее за антинародные методы управления.

Жизни вне борьбы за социальное и национальное равноправие, за интересы трудящихся области он себе не представлял. "Я - художник и народный поэт, - писал он, - всю мою жизнь посвятил борьбе с администрацией Кавказа, который в настоящее время находится на военном положении" [2, т. 5, с. 365]. Его действительно увлекала борьба за справедливость. Он не боялся властей, которые ненавидели его за талант, свободолюбивый дух, революционный настрой, желание искать везде и всюду правду. Именно поэтому К. Хетагуров был и остался на небосклоне осетинской литературы и общественно-политической жизни Осетии конца XIX в. звездой первой величины.

Оказавшись в тяжелых условиях преследования администрацией Терской области, начальники которой, как правило, видели в нем "личного врага" и самого опасного представителя общественно-политической мысли, он дважды побывал в ссылке за пределами Осетии. Однако и в ссылках К. Хетагуров

Дзидзоев Валерий Дударович - доктор исторических наук, профессор кафедры политологии СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, 362020, г. Владикавказ, ул. Левченко, 47 "Г", e-mail: Sofia62@mail.ru;

Мсоева Фатима Борисовна - кандидат политических наук, доцент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Горского государственного аграрного университета, 363121, Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, с. Ногир, ул. Хугаева, 3, e-mail: Sofia62@mail.ru.

Dzidzoev Valeriy - doctor of history, professor of the Politology Department in the North Ossetian State University by K.L. Khetagurov, 47 "g" Levchenko Street, Vladikavkaz, 362020, e-mail: Sofia62@mail.ru;

Msoyeva Fatima - Ph. D. of politology, associate professor of the Theory of State and Law / Politology, Law Department in the Gorski State Agrarian University, 3 Khugaev Street, s. Nogir, Suburban area, Republic of North Ossetia-Alania, 363121, e-mail: Sofia62@mail.ru.

продолжал непримиримую борьбу за "права туземцев", которые попирались властями, против вопиющей несправедливости общественно-политического устройства. В стихотворении "Я не пророк" поэт писал: Я не ищу у сильных состраданья, Не дорожу участием друзей... Я не боюсь разлуки и изгнанья, Предсмертных мук, темницы и цепей... Везде для всех я песнь свою слагаю, Везде разврат открыто я корю И грудью грудь насилия встречаю, И смело всем о правде говорю... В тюрьме ясней мне чудится свобода, Звучнее песнь с бряцанием цепей, В изгнанье я дороже для народа, Милее смерть в безмолвии степей...

[2, т. 2, с. 130] Обладая энциклопедическими знаниями, К. Хетагуров изучал такие вопросы, как происхождение осетин, русско-осетинские, в целом русско-кавказские взаимоотношения, роль религии в духовном развитии народа, взаимоотношения Кавказской администрации и трудящихся масс, роль просвещения как важнейшего фактора прогрессивного развития осетин и других горцев, причины и характер противостояния горцев и казаков, национальная политика царизма на Кавказе и межнациональные отношения в крае, проблема "преступления и наказания" по российским законам и по обычному праву горцев, роль интеллигенции в общественно-политической жизни, земельный вопрос в Осетии, революционно-освободительное движение народов края, особенности и закономерности развития капитализма в Осетии, отношение к передовой русской культуре и т.д. Кроме того, К. Хетагуров живо интересовался и такими проблемами, как взаимоотношения Осетии с Грузией и Кабардой, зависимые крестьянские категории в Осетии, характер крестьянской реформы в Терской области и т.п. Перечень одних только проблем, изучению которых он посвятил много сил и времени, свидетельствует о разносторонности и незаурядности масштабной личности К.Л. Хетагурова.

Не имея возможности подробно останавливаться на всех перечисленных вопросах, остановимся на тех из них, которые "ближе стоят" к общественно-политической жизни Осетии, в целом Кавказа в конце XIX в. Присоединение Осетии к России

К. Хетагуров считал прогрессивным историческим актом. Важно отметить, что присоединение Осетии к России, точную дату которого он не связывал ни с антироссийскими выступлениями осетинских феодалов 1830 г., ни с Кавказской войной 30-50-х годов XIX в. под руководством Шамиля. Он справедливо считал, что присоединение Осетии к России было следствием закономерностей русско-осетинских отношений, которые установились в середине XVIII столетия.

Заметим также, что, анализируя судьбу Осетии в составе России, К.Хетагуров, как правило, убедительно и остро критиковал колониальные порядки, военно-полицейский произвол властей, но не говорил о "завоевании" Осетии Россией. О "завоевании" или "покорении" он пишет тогда, когда речь идет о присоединении всего Кавказа или его части - Терской области. К. Хетагуров беспощадно и аргументированно осуждал и разоблачал реакционную политику царизма в Осетии, в целом на Кавказе. Однако присоединение Осетии к России он считал в целом судьбоносным историческим событием, в котором видел залог прогресса осетинского народа. Он понимал, что присоединение к России дало маленькой Осетии возможность выйти из многовековой изоляции, экономической и политической отсталости и постепенного выхода на путь социально-экономического и культурного возрождения. В своем этнографическом очерке "Особа" он писал: "В течение последнего полустолетия русское влияние на Кавказе так изменило самобытность туземцев, и в частности осетин, что последние словом особа (осетинщи-на. - Авт.) стали характеризовать явление отсталое, не соответствующее современным требованиям жизни. Правильное и всестороннее изучение кавказских туземцев в связи с их прошлым является весьма существенным фактором в деле наиболее успешного развития края" [2, т. 4, с. 313].

Анализ трудов К. Хетагурова свидетельствует о том, что он своим творчеством и личной жизнью показывал достойный пример дружбы между русскими и осетинами. Он талантливо разоблачал тех, кто сеял семена межнациональной вражды, кто унижал и задевал национальное достоинство осетин, других нерусских народов Кавказа, кто преднамеренно создавал из горцев "образ врага"

для русских и России. Убедительно, на конкретных примерах разоблачая заказную ложь о "природной враждебности" горцев, об их "разбойничьей натуре", К. Хетагуров прилагал большие усилия для того, чтобы горцы стали настоящими и полноправными россиянами. Для этого он предлагал изменить к ним отношение властей и повысить роль просвещения среди горцев. Только в этом случае, по его убеждению, можно было рассчитывать на благосклонное отношение горцев к русскому народу и к России в целом. К. Хетагуров справедливо утверждал: "Интеллигентные туземцы, - их теперь немало, - могли бы в этом случае оказать и правительству, и своей родине несомненно крупную услугу. Еще несколько десятков лет - и заглянуть в прошлое туземцев Кавказа, доживших с незапамятных времен до Х1Х столетия без своей собственной письменности, будет совершенно невозможно" [2, т. 4, с. 313].

Следует особо подчеркнуть, что К.Л. Хетагуров, как и другие "интеллигентные туземцы", которых уже в конце XIX в. было немало, серьезно занимались изучением истории своих народов, в целом истории Кавказа, выделяя в ней особенно актуальную сферу - национальную политику царизма, непосредственно связанную с земельными проблемами и межнациональными отношениями. В этом плане осетинские просветители конца Х!Х столетия К.Л. Хетагуров, А.Г. Ардасенов, А.А. Гассиев, Г.М. Цаголов, М.К. Гарданов, Г. Чочиев (Лиахвели) и другие имеют неоценимые заслуги перед осетинским и другими народами Кавказа, за интересы которых достойно вели борьбу печатным словом. Так, К.Л. Хетагуров по просьбе командира осетинского дивизиона М.А. Лыщинского написал исторический очерк, посвященный этногенезу и появлению осетин на Кавказе, принятию ими христианства.

Из широкого круга проблем по истории Осетии, которые осветили в своем творчестве осетинские писатели, публицисты, журналисты, деятели культуры конца Х!Х в., остановимся на следующих трех: 1) присоединение Осетии к России; 2) национальная и аграрная политика царской России и межнациональные отношения в Осетии, в целом на Кавказе; 3) рост национального самосознания осетин и поиски путей национально-государственного развития.

Необходимо отметить, что все осетинские авторы признавали прогрессивное значение присоединения Осетии к России. И это при том, что в конце XIX в. документы, характеризующие во всей полноте историю развития русско-осетинских отношений, еще не были опубликованы. Отдельная часть таких документов, включенных в "Акты Кавказской археографической комиссии", не давала полного представления о характере русско-осетинских отношений, точной дате присоединения Осетии к России. По этой причине многие авторы, включая К.Л. Хетагу-рова, путали дату присоединения Осетии к России (1774) или вообще обходили данный вопрос.

Присоединение Осетии к России осетинские авторы рассматривали как прогрессивный и глубоко благотворный акт. Они подчеркивали, что присоединение, вопреки внутренней политике царизма, стало исторически значимым, судьбоносным событием в жизни осетин. Будучи образованными, они понимали, что присоединение к России вывело Осетию из застойного состояния и положило начало качественно новому этапу в общественно-политическом, культурном развитии малочисленного осетинского народа.

После присоединения Осетии к Российской империи в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни осетинского народа объективно происходили прогрессивные сдвиги. Почти всех осетинских авторов второй половины XIX в. особенно радовало то, что присоединение Осетии к России привело к сближению и дружбе между русскими и осетинами. Так, говоря о патриотизме, К.Л. Хетагуров имел в виду не узконациональный осетинский, а общероссийский патриотизм. "Осетины на Кавказе, -писал он, - никогда не служили враждебным элементом для русских. А в настоящее время (1896 г. - Авт.) верноподданнические их чувства не подлежат ни малейшему сомнению..." [2, т. 4, с. 61]. В этом признании великого патриота и интернационалиста не было никаких преувеличений. Видный дореволюционный военный историк, академик и генерал Н.Ф. Дубровин также подчеркивал, что "осетины с давних времен" были "глубоко преданы русским" [3].

Фактов, свидетельствующих о преданности осетин России, о настоящей дружбе

осетин и русских, более чем достаточно. На них опирались осетинские авторы второй половины Х1Х столетия. Они подчеркивали, что осетины никогда не теряли чувства любви и преданности русскому народу. В то же время осетинские авторы убедительно и систематически критиковали царскую политику и порядки в Осетии, в целом на Кавказе, антинародные действия властей на местах, искусственное разжигание межнациональных и религиозных страстей, обострение общественно- политической обстановки. Большинство осетин понимало, что царское правительство никогда не выражало мнение и интересы трудового русского народа, не желало его духовного, братского сближения с другими народами Российской империи. Причиной острых межнациональных отношений не только в Осетии, но и в целом на Кавказе, была, конечно же, колониальная политика царизма, которая не считалась с интересами кавказских народов, особенно малочисленных, подвергавшихся властями всевозможным притеснениям, унижениям и гонениям.

В конце XIX в., в связи с развитием капитализма в национальных окраинах России, в том числе и в Осетии, и безжалостным отношением новоявленных частных предпринимателей к природным богатствам коренных народов Кавказа, еще более стали обостряться межнациональные отношения в регионе. "Нам прекрасно известно, - писал К.Л. Хетагуров, - что многие из этих частных предпринимателей (русские и иностранные, которые в поисках наживы наводнили Осетию, в целом Терскую область. - Авт.), являясь под благовидным предлогом культивирования края (Кавказского. - Авт.) и заручившись всеми, с волчьей жадностью принимались за удовлетворение своего аппетита и, благодаря этому, с первых же шагов поселяли в туземцах чувство недоверия и даже вражды к своему делу, а при весьма естественной потом неудаче всячески старались обвинять местное население и снова вымаливали себе новые льготы и субсидии. О деятельности таких пионеров у нас говорилось немало, да, надо полагать, придется говорить о них еще не раз" [2, т. 4, с. 90]. Частные предприниматели, отличавшиеся действительно "волчьей жадностью", подвергались обоснованной и суровой критике со стороны интеллигенции Осетии.

Внутренняя политика царской России в национальных окраинах, в том числе в Осетии, объективно способствовала укоренению в психике притесняемых властью нерусских народов, особенно малочисленных, антитезы "мы" ("горцы") и "они" т.е. осознанием себя как второсортной и притесняемой целостности, угнетенного народа ("мы") через противопоставление ненавистной власти, русскому и грузинскому генералитету, привилегированному казачеству, грузинской военно-феодальной аристократии, приезжим частным предпринимателям ("они"). Основу этой антитезы составляли ярко выраженные признаки, характерные для "них" (например, произвол чиновников, их вседозволенность, доступ к богатствам многонационального края, роскошь, благополучие и т.д.) в отличие от "мы" (например, угнетенное положение, острое безземелье, нищенское существование, национальное и социальное неравенство абсолютного большинства, особенно по сравнению с зажиточным казачеством, и т.п.).

Фиксация в сознании и памяти людей признаков этой антитезы сопровождалась наделением их негативной стереотипной оценкой. "Они" всегда "плохие", "агрессивные" и "враждебные" нам, поскольку вся их политика и практическая деятельность направлена против "нас", на наше ущемленное и притесняемое положение. "Они" - пришельцы, колонисты, проводники антинародной политики, живут на нашей земле лучше "нас", безусловно "хороших", "объективных", "свободолюбивых", но обиженных царской властью и грузинской военно-феодальной верхушкой. Свойственные "им" качества не могли не оцениваться горцами аналогично: "их" деятельность, образ жизни, обычаи, традиции - "неправильные", "несправедливые" по отношению к "нам". "Им", как правило, приписывались все негативные качества, которые были причиной многих бед и несчастий народов Терской области и Тифлисской губернии; "нам" же -только позитивные качества, "мирный образ жизни", трудолюбие, справедливость, гостеприимство и т.д.

Следует отметить, что администрация Терской области и Тифлисской губернии с помощью грузинской военно-феодальной аристократии делала все возможное, чтобы сформировать и укоренить в сознании русского генералитета, терского казачества, высшей российской административной

прослойки, грамотной части российского общества стереотипный образ "дикого горца", "кровожадного осетина", "неблагодарного и неспособного к восприятию русской и европейской культуры кавказца", "необузданного туземца", который понимает только силу оружия. По ее инициативе и благодаря стараниям наиболее реакционной части журналистского корпуса Российской империи ежедневно в некоторых областных и столичных газетах публиковались обширные материалы под кощунственными и провокационными рубриками "Разбои на Кавказе", "Дикий край", "В стране абреков", "Кровожадные разбойники", "Дикие горцы" и т.п., где народы Осетии, как и многие другие народы Кавказа, изображались дикими, необразованными и бескультурными.

Журналисты писали о горцах как о разбойниках с большой дороги, кровожадных вампирах, природных негодяях и убийцах, виновниках многих бед России. Не желая разобраться в глубинных причинах межнационального противостояния, в специфических особенностях Кавказского края, не понимая объективных сложностей общественно-политической обстановки в многонациональном и многоконфессиональном крае, потешные "специалисты" разных уровней для оправдания колониальной политики самодержавия активно создавали о горцах ложное общественное мнение, будто они по природе действительно являются "дикими", "необузданными", "кровожадными разбойниками", и в силу этого ненавидят русских, в целом Россию и ее культуру.

Реакционно-черносотенные газеты, являясь в основной своей части проводниками антинародной политики русского царизма, убеждали общественное мнение России в том, что горцы Кавказа не поддаются культурному влиянию, неспособны к нормальной, цивилизованной жизни в содружестве других народов империи и неисправимы. Такая информационная война против горцев Кавказа осуждалась не только интеллигенцией горских народов, но и прогрессивными русскими, выражавшими беспокойство искусственным обострением общественно-политической обстановки на Кавказе. Например, редактор газеты "Новое обозрение" Г.М. Туманов, хорошо знавший угнетенное положение многих народов Кавказа, людское горе притесняемых властями горцев, писал: "Нет сомнения, рассказы об

этой преступности (горцев Кавказа.- Авт.) преувеличены. Утверждать, что в натуре кавказца более элементов преступности, чем у других народностей, было бы слишком смело, просто абсурдно" [4].

Заметим, что такие же лояльные к горцам позиции занимали и некоторые другие представители русского народа, которые хорошо знали и политику царизма, и проблемы народов Кавказа. Показательным в этом отношении является письмо Н.Н. Раевского военному министру Российской империи А.И. Чернышеву, где, в частности, говорилось: "Я здесь первый и один по сие время восстал против пагубных военных действий на Кавказе, и от этого вынужден покинуть край (Кавказ. - Авт). Наши действия на Кавказе напоминают все бедствия первоначального завоевания Америки испанцами, но я не вижу здесь ни подвигов геройства, ни успехов завоеваний Пицара и Кортеца. Дай Бог, чтобы завоевание Кавказа не оставило в русской истории кровавого следа, подобно тому, который оставили эти завоеватели в истории испанской" [5]. Однако архитекторы национальной политики Российской империи не прислушивались к советам и прогнозам наиболее подготовленных и компетентных интеллектуалов и продолжали курс на формирование масштабного общественно-политического кризиса и дезинтеграцию общества.

В реакционной, черносотенной печати России коренные народы Кавказа окрестили "гололобыми собаками", "кровожадными дикарями", "генетическими, природными хищниками", "дикими азиатами" и др. Разумеется, среди горцев действительно было немало разбойников, абреков, конокрадов, диких, необразованных, не желавших в силу разных причин вести спокойный, добросовестный, цивилизованный образ жизни. Однако в своем абсолютном большинстве горцы, притесняемые дискриминационными мерами властей, мечтали о спокойной, нормальной и достойной жизни. Укоренив в психике горцев антитезу "мы" и "они", царские власти на местах доводили до крайней напряженности противостояние между собой и полуголодными массами обездоленных осетин, между привилегированным, обеспеченным во всех отношениях казачеством, а также грузинскими и осетинскими феодалами, с одной стороны, и притеснявшимися крестьянами, с другой стороны. Последним

давали унизительные ярлыки и клички, которые не сходили со страниц реакционной печати, официальных деловых бумаг и с языка государственных чиновников разных уровней. Свободолюбивого, не придавленного властями горца презрительно называли "капказец", "капказский человек" [6], а языки, на которых разговаривали горцы Кавказа, называли "собачьими" - "собачий язык" [7].

В конце XIX в. писать о народах Кавказа, в частности о горцах Терской области и Тифлисской губернии, стало модным и почетным занятием многих журналистов, военных чинов, государственных служащих, историков-исследователей, географов, путешественников, писателей, поэтов, врачей, туристов и т.д. Наряду с фундаментальными исследованиями В.Ф. Миллера, М.М. Ковалевского, Д.Я. Лаврова, Ф.И. Леонтовича и других известных и признанных ученых России, появились сотни поверхностных публикаций, которые вводили в заблуждение читающую публику. Многие авторы создавали ложное общественное мнение об осетинах и других горцах Кавказа, будто они действительно по природе своей ненавидят Россию и все русское. Некоторые "исследователи", даже поверхностно не знакомые с историей, этнографией, культурой народов Осетии, в целом Кавказа, охотно писали на общественно-политическую тематику, где обязательно затрагивали проблему взаимоотношений русских и горцев, грузин и осетин, допуская грубейшие ошибки, неточности, а иногда откровенные выпады против осетин и других коренных народов края.

Разоблачению таких фальсификаторов истории К.Л. Хетагуров посвятил десятки содержательных исторических и публицистических работ. Среди них "Странное настроение переживает в настоящее время Терская область", "Письма из Владикавказа", "Неурядицы Северного Кавказа", "Тартарен", "Учебник географии России" и др. К. Хетагуров, как и другие прогрессивные представители интеллигенции народов Кавказа, прекрасно понимал пагубные последствия сомнительных публикаций на тему о взаимоотношениях народов, о "дикости" одних и "цивилизованности" других. Эта проблема волновала многих деятелей культуры Осетии, в целом народов Кавказа, а также представителей прогрессивной части всего российского общества. Они понимали объективные законы развития больших и малочисленных народов,

диалектику их взаимоотношений, неоднократно отмечали, что присоединение народов Кавказа к России, отмена крепостного права в 60-е годы Х1Х в. сыграли огромную роль в экономическом, общественно-политическом и культурном развитии осетин и других народов края. В то же время они осуждали карательные меры властей, их неоправданную жестокость в отношении горцев, великодержавный русский шовинизм, грузинский национализм, бесчеловечные "воспитательные" акции администрации Терской области и Тифлисской губернии и т.п.

Правильно поняв сложный и неоднозначный характер присоединения осетин, других народов Кавказа к России, К.Л. Хетагуров постоянно выступал за установление нормальных, равноправных отношений всех народов, дружбу и взаимопонимание русских и горцев. Он убедительно и аргументированно критиковал все то, что мешало взаимопониманию и дружбе народов Кавказа. В фальсификаторах истории он видел особую опасность, так как они способствовали разжиганию межнациональных страстей, созданию различных негативных стереотипных образов, приписывая многие негативные качества тому или иному кавказскому народу.

Так, в рецензии на книгу Михаила Мо-стовского "Учебник географии" [8], К.Л. Хе-тагуров показал себя прекрасным знатоком истории и географии Кавказа, защитником исторической истины, сторонником объективного изучения истории кавказских народов "в деле наиболее успешного развития края". Здесь же он затрагивает весьма злободневный вопрос - этногенез осетин, освещение происхождения осетинского народа. "Какими источниками пользовался автор этого учебника, мы не знаем, - писал К.Л. Хетагуров, - но уже одно причисление всего Кавказского края к азиатской России показывает, что он не вполне знаком с географией Кавказа, которую он трактует как авторитет. Учебник его между тем выдержал восьмое издание и одобрен ученым комитетом Министерства народного просвещения (России. - Авт.). Ввиду того, что учебник этот введен в наших кавказских гимназиях, я и остановлюсь исключительно на Кавказе" [2, т. 4, с. 90].

Далее К.Л. Хетагуров указывает в рецензии на недопустимые погрешности и грубейшие ошибки М. Мостовского, который действительно оказался малограмотным

специалистом. Например, он утверждал, что "самым дождливым местом из всех берегов Средиземного моря считается бассейн реки Риона (река протекает на территории Грузии. - Авт.)" [2, т. 4, с. 244]. К.Л. Хетагуров, поправляя автора учебника, отмечает: "Каким образом бассейн реки Риона попал в число берегов Средиземного моря, этого даже сам автор не объяснит" [там же]. Однако наибольшее возмущение рецензента вызвали ошибки, связанные с незнанием истории, этнографии, культуры и быта осетин, других народов Кавказа. Тем более, что эти погрешности по существу были клеветническими измышлениями истории осетин, некоторых других кавказских народов. Автор учебника запутался в элементарных вопросах истории осетин, черкесов (адыгов), абхазов, балкарцев, чеченцев, лезгин и т.д. Трудно не удивляться невежеству и некомпетентности М. Мостов-ского, а также позиции Министерства народного просвещения Российской империи, которое умудрилось восемь (!) раз издать весьма сомнительный по содержанию учебник, где было написано: "Осетины, имеющие по физиономии, языку и образу жизни большое сходство с германскими народами, живут вблизи Военно-Грузинской дороги, в Терской области... особенная страсть осетин наниматься в кунаки (т.е. защитник и покровитель)" [2, т. 4, с. 245].

До выхода в свет 3-томного фундаментального исследования академика В.Ф. Миллера "Осетинские этюды"* популярной была антинаучная версия о германском происхождении осетин. Эта версия вводила многих любителей истории и даже отдельных исследователей в заблуждение. Среди них оказался и М. Мостовский, которого критиковал К. Хетагуров, хорошо знавший историю об иранском происхождении осетин. Полемизируя с автором учебника, поэт, публицист и мыслитель писал: "Сходство осетин с германскими народами по физиономии, языку и образу жизни - уже отжившее свой век заблуждение" [там же].

Следует пояснить, что до М. Мостов-ского отдельные исследователи активно разрабатывали версию о происхождении осетин от готских и других германских племен.

* Опубликовано в "Ученых записках Императорского Московского университета": в 1881 г - 1-й том; 1882 - 2-й том; 1887 - 3-й том. Все три тома были переизданы одной книгой в 1992 г [9].

Среди них заметное место занимал крупный прусский чиновник и ученый, барон Август Гакстгаузен, известный как автор сочинений об аграрном строе дореформенной России и русской общине. Материал для своих исследований он собрал в результате путешествия по южной части России в 1843 г. Ему удалось провести несколько дней в Южной Осетии, а в Северной Осетии вообще не был. Но это не помешало ему сделать "ряд ценных научных открытий" по истории, культуре и этнографии осетинского народа. Например, он ошибочно утверждал, что осетины - прямые потомки готских племен, и они будто бы не употребляют говядину, баранину и козье мясо. Он серьезно заблуждался и тогда, когда писал о том, что осетины ничего общего не имеют с другими автохтонными (коренными) народами Кавказа [10].

Ошибки А. Гакстгаузена, М. Мостов-ского и их последователей не были столь безобидными и пустяковыми, как может показаться с первого взгляда. Вольно или невольно они создавали об осетинах и о других горцах Кавказа превратное общественное мнение, вводили в заблуждение читающую публику, которая, разумеется, делала ошибочные выводы в своих представлениях о народах многонационального края. Заметим, что в учебнике М. Мостовского имеется также немало ошибок, когда он дает характеристики другим народам Кавказа, например, чеченцам, лезгинам и т.д. Более того, аналогичные сочинения часто использовались для создания необходимого черносотенцам "образа врага", оправдания экзекуций, методов насилия, проведения в жизнь общей колонизаторской политики и т.п. Именно поэтому К.Л. Хета-гуров, прекрасно понимавший негативные последствия таких ошибок, подверг суровой, но обоснованной критике учебник М. Мостов-ского, преподнося ему уроки основ истории и элементарной географии народов Осетии, в целом Кавказа.

Он не мог пройти мимо ошибок автора учебника, который столь безответственно расписал историю и географию народов Кавказа. Так, по утверждению М. Мостовского, "осетины живут не только близ Военно-Грузинской дороги, но они спускаются на южный склон главного хребта, населяют большую часть Горийского уезда, северную часть Кутаиской губернии, граничат с юга с Сванетией; граница их переходит

на север через главный хребет и по левому водоразделу Урухского ущелья доходит до впадения Уруха в Терек, пересекает Терек и по гребню холмистого предгорья идет на восток..." [2, т. 4, с. 245-246]. Коста Хетагу-ров, хорошо знавший историю и географию, четко указал историческую родину южной части осетинского народа. Он, конечно же, не обошел и незаслуженного упрека в адрес всех осетин. "Что же касается до особенной страсти осетин наниматься в кунаки, - писал он, - так это уже полное невежество и непонимание, что такое кунак. В кунаки никто не нанимается, так как кунак значит гость. А покровительство сильного слабому бывает всегда безвозмездно. Ввиду таких несообразностей в учебнике географии Мо-стовского, который, к сожалению, преподается даже в кавказских гимназиях, я бы от души советовал автору еще раз исправить, дополнить и издать девятым изданием. То-то деньгу наживет!" [2, т. 4, с. 246].

Следует подчеркнуть, что критика М. Мостовского в данном случае более чем обоснованная и аргументированная. Взаимоотношения народов Кавказа как тогда, так и сейчас осложняются, а порой и обостряются не только по вине политиков, религиозных и общественных деятелей, чиновников разных уровней, но и по вине пишущей братии, среди которой особо негативную роль играют различного рода дилетанты, любители истории и откровенные фальсификаторы. К ним следует отнести и такого большого "знатока" истории и географии Кавказа, как М. Мостовский.

Обращаем особое внимание на то, что замечания К. Хетагурова в настоящее время приобретают еще большую актуальность в свете происходивших в постсоветский период в Грузии, в Южной Осетии и в Абхазии общественно-политических, межнациональных процессов, в ходе которых тбилисские власти целенаправленно пытались внушить общественности Кавказа и России, что южные осетины и абхазы - "гости" на гостеприимной земле Грузии.

***

Итак, в конце XIX - начале XX в. народы Кавказа на себе испытывали негативные последствия политики царского самодержавия. Экономическая и политическая отсталость народов многонационального края

"дополнялась" сложными проблемами этно-политической напряженности, многолетним межнациональным и классовым противостоянием. В крае, как известно, проживали представители мировых религий - христианства, мусульманства, иудаизма, что еще больше осложняло и без того напряженную этнополитическую обстановку, межнациональную и межконфессиональную ситуацию. К.Л. Хетагуров, по праву считавший себя гражданином и патриотом России, остро и аргументированно критиковал ошибки и недостатки высокопоставленных чиновников, которые у простых людей ассоциировались с официальной российской властью.

В творчестве Коста Хетагурова особое место занимают работы, где он говорит о взаимоотношениях Осетии и России, в целом о сложных русско-кавказских отношениях. Он положительно отзывался о присоединении Осетии, Кавказа к России. Однако антинародную политику самодержавия он постоянно и убедительно критиковал, призывая власти к нормальному цивилизованному диалогу с простым народом. Присоединение Осетии к России Коста Хетагуров расценивал как естественный положительный акт, судьбоносный момент в истории осетинского народа. Россию он воспринимал как единственную Родину, которую не хотел променять на любую другую. Его беспощадная критика властей была продиктована заботой о простом трудовом народе, о величии России, где, по его убеждению, должны были господствовать закон, понятный всем, разум, образованность, культура, наука и просвещение. Именно они, по его мнению, должны были вывести Россию на передовые рубежи. К. Хетагуров отлично понимал роль России в судьбе осетин и Осетии. Он считал себя гражданином России, россиянином, и относился с большим уважением к передовой русской культуре, к русскому народу. Он критиковал колониальные порядки, шовинизм чиновников, цинизм и бесчеловечность власть имущих и другие пороки империи. Но делал это убедительно, с болью в душе, по-сыновнему, так же как это делали прогрессивные деятели русской культуры А. Герцен, Н. Добролюбов, А. Некрасов и многие другие.

Важно подчеркнуть, что осетины в своем абсолютном большинстве действительно всегда отличались большим и искренним

уважением и преданностью русским, любили и ценили Россию как свою истинную и единственную Родину. Это было хорошо известно не только на Кавказе, но и во всей Российской империи. Тем не менее верноподданнические чувства осетин, которые "не подлежали ни малейшему сомнению" (К.Л. Хетагуров), часто и очень грубо попирались властями, искусственно создавая очаги напряженности в межнациональных отношениях, в общественно-политической жизни Осетии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хетагуров К. Орджоникидзе: Изд-во Ир., 1959. С. 3-4.

2. Хетагуров К. Полн. собр. соч.: В 5 т. Владикавказ: Республ. изд.-полиграф. предприятие им. В.А. Гассиева, 2001. 365 с.

3. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе: В 2 т. Т. 2. Спб.: Изд-во господина Гофта, 1886. 242 с. С. 242.

4. Туманов Г.М. Кавказские разбои и борьба с ними // Вестник права. 1902. № 9-10. С. 190.

5. Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX в. М.: Наука, 1960. 369 с.

6. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 359.

7. Воровский В.В. Фельетоны. М.: Молодая гвардия, 1960. 281 с.

8. Газ. "Северный Кавказ". № 72. 1901. 19 июня.

9. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ: СОИГИ, 1992. 692 с. 1992.

10. Гакстгаузен А. Закавказский край: В 2 ч. Ч. 2. Спб.: Акционерное общество "Фрика - Межуева", 1857. 164 с. С. 108-114.

12 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.