Исторические и политико-правовые взгляды К.Л. Хетагурова
В.Д. Дзидзоев
Во второй половине XIX в. в Терской области и Тифлисской губернии проживало более 160 различных народов, которые находились на различных ступенях социально-экономического и культурного развития, начиная от феодальнопатриархальных, родовых отношений и кончая капиталистическими. Древняя уникальная национальная культура одних народов часто соседствовала с отсутствием письменности, культуры и тяги к просвещению у других.
Колониальная политика царизма поставила в исключительно тяжелое и неравное положение многие национальные меньшинства, в том числе и осетин. Политически бесправные, экономически отсталые трудящиеся осетины испытывали тяжесть и последствия антинародной политики, межнациональные распри, которые совмещались еще и с классовым гнетом. Сложными, противоречивыми были межнациональные отношения во второй половине XIX века в Терской области. На относительно небольшой территории области проживали десятки различных народов, исповедовавших как мировые религии (мусульманство, христианство, иудаизм), так и языческие верования. Межнациональная вражда, искусственно разжигаемая царскими чиновниками между коренными (автохтонными) народами, с одной стороны, и казачеством, с другой стороны, принимала нередко характер опасного межнационального противостояния, открытых вооруженных столкновений. Вся история осетинского народа пореформенного периода - это борьба за национальное равноправие, за свободу и независимость против царского самодержавия и местных эксплуататоров. Великодержавная политика, проводимая царским правительством, была направлена на подавление самостоятельности осетин, на сохранение его второсортного статуса. Проводя такую политику в Осетии, в целом на Кавказе, царизм вольно или невольно тормозил естественный рост национального самосознания осетин, других народов многонационального и беспокойно-
го края. Ежедневно в некоторых столичных и в других официальных и частных газетах публиковались большие «аналитические» материалы под рубриками «В стране абреков и воров», «У диких горцев», «Грабежи и разбой», где осетины, другие горские народы изображались разбойниками, бандитами - жестокими, кровожадными, глупыми и невежественными, не способными к восприятию цивилизованной, нормальной жизни, передовой русской и европейской культуры и образования. Такая пропаганда нравов горцев, сопровождавшаяся усилением колониального гнета, активно способствовала подъему освободительного движения и подталкивала население на антицарские, а иногда и антирусские выступления. Привыкший жить свободно и по обычному праву предков, осетинский народ не хотел мириться со своим угнетенным положением и оказывал сопротивление дискриминационной политике царских властей. Об этом свидетельствуют происходившие в конце XIX в. в Осетии крестьянские волнения и восстания, а также публицистические статьи видных осетинских писателей, журналистов и просветителей. «Уже несколько лет в обществе и в печати циркулируют известия, - писал К.Л. Хе-тагуров, - свидетельствующие о каком-то странном и, во всяком случае, далеко не нормальном положении вещей на Кавказе, населенном многочисленными кавказскими племенами и управляемом, как известно, полувоенной администрацией. За последний год разного рода слухи и известия, - иной раз весьма печального свойства, - не только не прекращаются, а напротив, усиливаются и на интересующуюся делами Кавказа публику производят впечатление кошмара, в котором никак нельзя разобраться. Не только чувствуешь, а, можно сказать, даже осязаешь какие-то угнетающие явления, волнующие всю обширную территорию Кавказа; но в то же время не видишь света; картину окутывает густой мрак, сквозь который нет возможности разглядеть с достаточной ясностью те
вызывающие кошмар факты, которые, точно туманные призраки, постоянно проносятся на панораме обширного и далекого края» [1].
Действительно, общественно-политическая обстановка и межнациональные отношения в Осетии, в целом на Кавказе в конце XIX в. напоминали бурлящий котел, который в любую минуту мог взорваться. Царское правительство для поддержки власти предпринимало все новые и новые, причем жестокие, коварные, необдуманные меры «по усмирению полудиких горцев». Превращение Кавказа в колониальную окраину России сопровождалось проведением особых мер в борьбе против осетин, других коренных народов края, например ингушей, чеченцев и т. д., и эта политика объективно способствовала обострению межнациональных отношений, нагнетанию антиказачьих настроений. В целях укрепления колониальной формы административного управления в Терской области было воздвигнуто 70 казачьих станиц. Из них четыре -Змейская, Николаевская, Ардонская и Архонс-кая - на территории Северной Осетии, для них было отобрано у осетин 1/3 их плоскостной земли. Такая явно дискриминационная в отношении осетин политика велась на протяжении ХУШ-Х^ веков и становилась камнем преткновения в натянутых взаимоотношениях между казачеством и горцами. Осетины в подавляющем большинстве, как и другие горцы, испытывали острую нехватку земли, жили в основной массе впроголодь и на худших землях. В то же время казачий надел на душу мужского пола составил 30 десятин, а в казачьих офицерских семьях - 200 десятин. На душу осетинского населения мужского пола приходилось в плоскостной части 5 десятин, в горной - 3/4 десятины. В Северной Осетии, по далеко не полным данным, было 834 безземельных двора с 5 тыс. 661 душой обоего пола [2]. К концу XIX века средний душевой надел на плоскости составлял только 1-2 десятины. Это при том, что высшая продовольственная норма в черноземной полосе, к которой принадлежали земли Северной Осетии, составляла 11 десятин на человека, а низшая - 5 десятин. Проблема усугублялась тем, что во многих осетинских селениях в начале XX в. средний душевой надел на плоскости не достигал и 1 десятины [3]. Разумеется, в таких условиях большинство крестьян находились за чертой бедности [2], что создавало серьезные общественно-политические проблемы не только в Осетии, но в целом и в регионе. В 1897 году в Осетии совсем безземельных дворов было сотни. Так, например, в Дур-Дуре их было 104, в Алагире - 135, Ардоне - 57, Кора - 48, Урсдоне - 44, Карагаче - 40, Синд-зикау - 45, Xристиановском - 46, Ногкау - 29, Тулатовском (Беслане) - 35, Гизели -17, Кад-
гароне - 8, Заманкуле - 14, Шанаевском (Бруте) -12 и т.д. Безземельных дворов (семей) в конце XIX в. только в равнинной Северной Осетии насчитывалось 834 двора (семьи), или более 6 тыс. человек [2]. В конце XIX-начале XX вв. только 7 осетинских селений были с достаточным земельным наделом, а остальные остро нуждались в землях. Еще тяжелее было положение осетинских крестьян Тифлисской губернии, которые и в пореформенный период вели продолжительную упорную борьбу против остатков феодально-крепостнических отношений. В этой борьбе, которая имела не только экономический, но и общественно-политический характер, участвовали «все разряды крестьян, отбывавших еще феодальную ренту: хиза-ны, временно обязанные крестьяне, крестьяне, жившие на землях князей Мачабели на «ворон-цовском праве»»[4] . Экономическое положение осетинских крестьян Тифлисской губернии, т.е. Южной Осетии, было крайне тяжелое, так как грузинские помещики находили «узаконенные» возможности требовать от крестьян максимального количества повинностей. В этом им помогала и кавказская администрация, которая в спорах грузинских помещиков с осетинскими крестьянами, как правило, защищала грузинскую сторону. Взаимоотношения помещиков и крестьян в целом оставались сложными даже после крестьянской реформы 1861 года, так как «Закавказье оставалось единственным районом в России, где еще сохранялось крепостничество» [5].
Многие работы К.Л. Xетагурова посвящены актуальным проблемам общественно-политической жизни не только Осетии, но и всего Кавказа. Своим творчеством он охватил самые разные аспекты жизни народов Кавказа, и в этом смысле А.А. Фадеев сравнил его с Леонардо да Винчи [6]. С именем К.Л. Xетагурова в народной памяти осетин связано самое лучшее, светлое, возвышенное, общенациональное. Он уже при жизни стал путеводной звездой угнетенных трудящихся масс, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, за интересы и права которых целенаправленно боролся с властями.
Обладая энциклопедическими знаниями, К.Л. Xетагуров изучал такие вопросы, как происхождение осетин, русско-осетинские и русско-кавказские взаимоотношения, роль религии в духовном развитии народа, взаимоотношения кавказской администрации и трудящихся масс, роль просвещения как важнейшего фактора прогрессивного развития осетин и других горцев, причины и характер противостояния горцев и казаков, национальная политика царизма на Кавказе и межнациональные отношения в крае, проблема «преступления и наказания» по рос-
сийским законам и по обычному праву горцев, роль интеллигенции в общественно-политической жизни, земельный вопрос в Осетии, в целом на Кавказе, революционно-освободительное движение народов края, особенности и закономерности развития капитализма в Осетии, в целом на Кавказе, отношение к передовой русской культуре и т.д. Кроме того, К.Л. Xетагуров живо интересовался и такими проблемами, как взаимоотношения Осетии с Грузией и Кабардой, зависимые крестьянские категории в Осетии, характер крестьянской реформы в Терской области и т.д. Перечень одних только проблем, изучению которых он посвятил много сил и времени, свидетельствует о разносторонности и незаурядности масштабной личности К.Л. Xетагуро-ва. Не имея возможности подробно останавливаться на всех перечисленных вопросах, остановимся подробнее на тех из них, которые «ближе стоят» к общественно-политической жизни Осетии, в целом Кавказа в конце XIX в.
Присоединение Осетии к России К.Л. Xетагу-ров считал прогрессивным актом, судьбоносным историческим событием, в котором видел залог прогресса осетинского народа. Он понимал, что этот акт дал маленькой Осетии возможность выйти из многовековой изоляции, экономической и политической отсталости и встать на путь социально-экономического и культурного возрождения. В своем этнографическом очерке «Особа» он писал: «В течение последнего полу-столетия русское влияние на Кавказе так изменило самобытность туземцев, и в частности осетин, что последние словом особа (осетинщина.
- Авт.) стали характеризовать явление отсталое, не соответствующее современным требованиям жизни. Правильное и всестороннее изучение кавказских туземцев в связи с их прошлым является весьма существенным фактором в деле наиболее успешного развития края» [1, с. 313]. Анализ трудов К.Л. Xетагурова свидетельствует о том, что он своим творчеством и личной жизнью показывал достойный пример дружбы между русскими и осетинами. Он талантливо разоблачал тех, кто сеял семена межнациональной вражды, кто унижал и задевал национальное достоинство осетин, других нерусских народов Кавказа, кто преднамеренно создавал из горцев «образ врага» для русских и России. Убедительно, на конкретных примерах разоблачая заказную ложь о «природной враждебности» горцев, о их «разбойничьей натуре», К.Л. Xетагуров прилагал большие усилия для того, чтобы горцы стали настоящими и полноправными россиянами. Для этого он предлагал изменить к ним отношение властей и повысить роль просвещения среди них. Только в этом случае, по его убеждению, можно было рассчитывать на благосклонное отношение горцев
к русскому народу и к России в целом. К.Л. Xета-гуров справедливо утверждал: «Интеллигентные туземцы, - их теперь немало, - могли бы в этом случае оказать и правительству, и своей родине несомненно крупную услугу. Еще несколько десятков лет - и заглянуть в прошлое туземцев Кавказа, доживших с незапамятных времен до XIX столетия без своей собственной письменности, будет совершенно невозможно» [1, с. 313] . Здесь следует особо подчеркнуть, что К.Л. Xета-гуров, как и другие «интеллигентные туземцы», которых уже в конце XIX века «было немало», серьезно занимались изучением истории своих народов, в целом истории Кавказа, выделяя в ней особенно актуальную сферу - национальную политику царизма, непосредственно связанную с земельными проблемами и межнациональными отношениями. В этом плане осетинские просветители конца XIX века К.Л. Xетагуров, А.Г Арда-сенов, А.А. Гассиев, ГМ. Цаголов, М.К.Гарданов, Г Чочиев (Лиахвели) и другие имеют неоценимые заслуги перед осетинским и другими народами Кавказа, за интересы которых достойно вели борьбу печатным словом. Так, К.Л. Xетагуров по просьбе командира Осетинского дивизиона М.А. Лыщинского написал исторический очерк, посвященный этногенезу и появлению осетин на Кавказе, принятию ими христианства. Из широкого круга проблем по истории Осетии, которые осветили в своем творчестве осетинские писатели, публицисты, журналисты, деятели культуры конца XIX века, остановимся на следующих трех: 1) присоединение Осетии к России; 2) национальная и аграрная политика царской России и межнациональные отношения в Осетии, в целом на Кавказе; 3) рост национального самосознания осетин и поиски путей национально-государственного развития.
После присоединения Осетии к Российской империи в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни осетинского народа объективно происходили прогрессивные сдвиги. Почти всех осетинских авторов второй половины XIX века особенно радовало то, что присоединение Осетии к России привело к сближению и дружбе между русскими и осетинами. Так, например, говоря о патриотизме, К.Л. Xетагуров имел в виду не узконациональный осетинский, а общероссийский патриотизм. «Осетины на Кавказе, - писал он,
- никогда не служили враждебным элементом для русских. А в настоящее время (1896 г. -Авт.) верноподданнические их чувства не подлежат ни малейшему сомнению...» [1, с. 61]. В этом признании великого патриота и интернационалиста не было никаких преувеличений. Видный дореволюционный военный историк, академик и генерал Н.Ф. Дубровин также под-
черкивал, что «осетины с давних времен» были «глубоко преданы русским» [7]. Фактов, свидетельствующих о преданности осетин России, о настоящей дружбе осетин и русских, более чем достаточно. На них опирались осетинские авторы второй половины XIX века.
В конце XIX века писать о народах Кавказа, в частности о горцах Терской области и Тифлисской губернии, стало модным и почетным занятием многих журналистов, военных чинов, государственных служащих, историков-исследова-телей, географов, путешественников, писателей, поэтов, врачей, туристов и т.д. Наряду с фундаментальными исследованиями В.Ф. Миллера, М.М. Ковалевского, Д.Я. Лаврова, Ф.И. Ле-онтовича и других известных и признанных ученых России, появились сотни поверхностных публикаций, которые вводили в заблуждение читающую публику. Многие авторы создавали ложное общественное мнение об осетинах и других горцах Кавказа, будто они действительно по природе своей ненавидят Россию и все русское и т.д. Некоторые «исследователи», даже поверхностно не знакомые с историей, этнографией, культурой народов Осетии, в целом Кавказа, охотно писали на общественно-политическую тематику, где обязательно затрагивали проблему взаимоотношений русских и горцев, грузин и осетин, допуская грубейшие ошибки, неточности, а иногда откровенные выпады против осетин и других коренных народов края. Разоблачению таких фальсификаторов истории К.Л. Xетагуров посвятил десятки содержательных исторических и публицистических работ. Среди них «Странное настроение переживает в настоящее время Терская область», «Письма из Владикавказа», «Неурядицы Северного Кавказа», «Тартарен», «Учебник географии России» и другие. Коста Леванович, как и другие прогрессивные представители интеллигенции народов Кавказа, прекрасно понимал пагубные последствия сомнительных публикаций на тему о взаимоотношениях народов, о «дикости» одних и «цивилизованности» других. Следует подчеркнуть, что эта проблема волновала многих других деятелей культуры Осетии, в целом народов Кавказа, а также представителей прогрессивной части всего российского общества. Они понимали объективные законы развития больших и малочисленных народов, диалектику их взаимоотношений, неоднократно отмечали, что присоединение осетин, других народов Кавказа к России, отмена крепостного права в 60-е годы XIX века сыграли огромную роль в экономическом, общественно-политическом и культурном развитии осетин и других народов края. В то же время они осуждали карательные меры властей,
их неоправданную жестокость в отношении осетин и других народов, великодержавный русский шовинизм, грузинский национализм, бесчеловечные «воспитательные» акции администрации Терской области и Тифлисской губернии и т.д. Правильно поняв сложный и неоднозначный характер присоединения осетин, других народов Кавказа к России, К.Л. Xетагуров постоянно выступал за установление нормальных, равноправных отношений всех народов, дружбу и взаимопонимание русских и горцев. Он убедительно и аргументированно критиковал все то, что мешало взаимопониманию и дружбе народов Кавказа. В фальсификаторах истории он видел особую опасность, т.к. они способствовали разжиганию межнациональных страстей, созданию различных негативных стереотипных образов, приписывая многие негативные качества тому или иному кавказскому народу. Так, например, в рецензии* на книгу Михаила Мостовского «Учебник географии» К.Л. Xетагуров показал себя прекрасным знатоком истории и географии Кавказа, защитником исторической истины, сторонником объективного изучения истории кавказских народов «в деле наиболее успешного развития края». Здесь же он затрагивает весьма злободневный вопрос - этногенез осетин, освещение происхождения осетинского народа. «Какими источниками пользовался автор этого учебника, мы не знаем, - писал К.Л. Xетагуров, - но уже одно причисление всего Кавказского края к азиатской России показывает, что он не вполне знаком с географией Кавказа, которую он трактует как авторитет. Учебник его между тем выдержал восьмое издание и одобрен ученым комитетом Министерства народного просвещения (России. - Авт.). Ввиду того, что учебник этот введен в наших кавказских гимназиях, я и остановлюсь исключительно на Кавказе» [1, с, 90].
Далее в рецензии К.Л. Xетагуров указывает на недопустимые погрешности и грубейшие ошибки М. Мостовского, который действительно оказался малограмотным специалистом. Так, например, М. Мостовский утверждал, что «самым дождливым местом из всех берегов Средиземного моря считается бассейн реки Риона (река протекает на территории Грузии. - Авт.)» [1]. К.Л. Xетагуров, поправляя автора учебника, писал: «Каким образом бассейн реки Риона попал в число берегов Средиземного моря, этого даже сам автор не объяснит» [1]. Однако наибольшее возмущение рецензента вызвали ошибки, связанные с незнанием истории, этнографии, культуры и быта осетин, других народов Кавказа. Тем более что эти погрешности по существу были клеветническими измышлениями,
'Рецензия была опубликована в газете «Северный Кавказ» в №72 от 19 июня 1901 г.
касающимися истории осетин, некоторых других кавказских народов. Автор учебника запутался в элементарных вопросах истории осетин, черкесов (адыгов), абхазов, балкарцев, чеченцев, лезгин и т.д. Трудно не удивляться невежеству и некомпетентности М. Мостовского, а также позиции Министерства народного просвещения Российской империи, которое умудрилось восемь (!) раз издать весьма сомнительный по содержанию учебник, где было написано: «Осетины, имеющие по физиономии, языку и образу жизни большое сходство с германскими народами, живут вблизи Военно-Грузинской дороги, в Терской области... особенная страсть осетин наниматься в кунаки (т.е. защитник и покровитель)» [1]. Следует отметить, что до выхода в свет 3-томного фундаментального исследования академика В.Ф. Миллера «Осетинские этюды»* популярной была антинаучная версия о германском происхождении осетин. Эта версия вводила многих любителей истории и даже отдельных исследователей в заблуждение. Среди них оказался и М. Мостовский, которого критиковал К. Хетагуров, хорошо знавший историю об иранском происхождении осетин. Полемизируя с автором учебника, поэт, публицист и мыслитель писал: «Сходство осетин с германскими народами по физиономии, языку и образу жизни - уже отжившее свой век заблуждение» [1]. Следует пояснить, что до М. Мостовского отдельные исследователи активно разрабатывали версию о происхождении осетин от готских и других германских племен. Среди них заметное место занимал крупный прусский чиновник и ученый, барон Август Гакстгаузен, известный как автор сочинений об аграрном строе дореформенной России и русской общине. Материал для своих исследований он собрал в результате путешествия по южной части России в 1843 году. Ему удалось провести несколько дней в Южной Осетии, а в Северной Осетии вообще не был. Но это не помешало ему сделать «ряд ценных научных открытий» по истории, культуре и этнографии осетинского народа. Так, например, он ошибочно утверждал, что осетины - прямые потомки готских племен и они будто бы не употребляют говядину, баранину и козье мясо. Он серьезно заблуждался и тогда, когда писал о том, что осетины ничего общего не имеют с другими автохтонными (коренными) народами Кавказа [8].
Ошибки А. Гакстгаузена, М. Мостовского и их последователей не были столь безобидными и пустяковыми, как может показаться с первого взгляда. Вольно или невольно они создавали об осетинах и о других горцах Кавказа превратное
общественное мнение, вводили в заблуждение читающую публику, которая, разумеется, делала ошибочные выводы в своих представлениях о народах многонационального края. Заметим, что в учебнике М. Мостовского имеется немало других ошибок, когда он давал характеристики другим народам Кавказа, например чеченцам, лезгинам и т.д. Более того, аналогичные сочинения часто использовались для создания необходимого черносотенцам «образа врага», оправдания экзекуций, методов насилия, проведения в жизнь общей колонизаторской политики и т.д. Именно поэтому К.Л. Xетагуров, прекрасно понимавший негативные последствия таких ошибок, подверг суровой, но обоснованной критике учебник М. Мостовского, преподнеся ему уроки основ истории и элементарной географии народов Осетии, в целом Кавказа. Он не мог пройти мимо других ошибок автора учебника, который столь безответственно расписал историю и географию народов Кавказа. «Осетины живут не только близ Военно-Грузинской дороги, - пояснял М. Мостовский, - но они спускаются на южный склон главного хребта, населяют большую часть Горийского уезда, северную часть Кутаисской губернии, граничат с юга с Сванетией; граница их переходит на север через главный хребет и по левому водоразделу Урухского ущелья доходит до впадения Уруха в Терек, пересекает Терек и по гребню холмистого предгорья идет на восток...» [1].
Коста Xетагуров, хорошо знавший историю и географию, четко указал историческую родину южной части осетинского народа. Он, конечно же, не обошел вниманием и незаслуженный упрек в адрес всех осетин. «Что же касается до особенной страсти осетин наниматься в кунаки,
- писал он, - так это уже полное невежество и непонимание, что такое кунак. В кунаки никто не нанимается, так как кунак значит гость. А покровительство сильного слабому бывает всегда безвозмездно. Ввиду таких несообразностей в учебнике географии Мостовского, который, к сожалению, преподается даже в кавказских гимназиях, я бы от души советовал автору еще раз исправить, дополнить и издать девятым изданием. То-то деньгу наживет!» [1]. Следует подчеркнуть, что критика М. Мостовского в данном случае более чем обоснованная и аргументированная. Заметим, что взаимоотношения народов Кавказа как тогда, так и сейчас осложняются, а порой и обостряются не только по вине политиков, религиозных и общественных деятелей, чиновников разных уровней, но и по вине пишущей братии, среди которой особо негативную роль играют
'Фундаментальное исследование В.Ф.Миллера «Осетинские этюды» было опубликовано в «Ученых записках Императорского Московского университета» в 1881 г. - 1 том; 1882 - 2 том; 1887 - 3 том. Все три тома были переизданы одной книгой в 1992 году (См.: Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Москва - Владикавказ. Московская типография № 5. 1992).
различного рода дилетанты, любители истории и откровенные фальсификаторы. К ним следует отнести и такого большого «знатока» истории и географии Кавказа, как М. Мостовский.
Обращаем особое внимание на то, что поправки К.Л. Xетагурова в настоящее время приобретают еще большую актуальность в свете происходивших в постсоветский период в Грузии, в Южной Осетии и в Абхазии общественно-политических, межнациональных процессов, суть которых сводилась и до сих сводится к захвату тбилисскими властями исконно осетинских и абхазских территорий. Как видим, многолетняя экспансия грузинских шовинистов и «ура-патриотов» имела и имеет глубокие корни. Вольно или невольно автор «Учебника географии России» подпевал грузинским фальсификаторам осетино-грузинских взаимоотношений. М. Мостовский лил воду на мельницу тех, кто целенаправленно на протяжении последних двух веков пытается внушить общественности Кавказа и России, что южные осетины и абхазы - «гости» на гостеприимной земле Грузии.
Краткие выводы. В конце XIX-нач. XX в. народы Кавказа на себе испытывали негативные последствия антинародной политики царского самодержавия. Экономическая и политическая отсталость народов многонационального края «дополнялись» сложными проблемами этнопо-литической напряженности, многолетним межнациональным и классовым противостоянием. В крае, как известно, проживали представители мировых религий - христианства, мусульманства, иудаизма, что еще больше осложняло и без того напряженную этнополитическую обстановку, межнациональную и межконфессио-нальную ситуацию. К.Л. Xетагуров, по праву считавший себя гражданином и патриотом России, остро и аргументированно критиковал ошибки и недостатки высокопоставленных чиновников, которые у простых людей ассоциировались с официальной российской властью.
В творчестве Коста Xетагурова особое место занимают работы, где он говорит о взаимоотношениях Осетии и России, о сложных русско-
кавказских отношениях. Он положительно отзывался о присоединении Осетии, в целом Кавказа, к России. Однако антинародную политику самодержавия он постоянно и убедительно критиковал, призывая власти к нормальному цивилизованному диалогу с простым народом. Важно отметить, что присоединение Осетии к России Коста Xетагуров расценивал как естественный положительный акт, судьбоносный момент в истории осетинского народа. Россию он воспринимал как единственную Родину, которую не хотел променять на любую другую. Его беспощадная критика властей была продиктована заботой о простом трудовом народе, о величии России, где, по его убеждению, должны были господствовать закон, понятный всем, разум, образованность, культура, наука и просвещение. Именно они, по его мнению, должны были вывести Россию на передовые рубежи. К.Л. Xетагуров отлично понимал роль России в судьбе осетин и Осетии. Он считал себя гражданином России, россиянином и относился с большим уважением к передовой русской культуре, к русскому народу. Он критиковал колониальные порядки, шовинизм чиновников, цинизм и бесчеловечность власть имущих и другие пороки империи. Но делал это убедительно, аргументированно, с болью в душе, по-сыновнему, так же, как это делали прогрессивные деятели русской культуры А. Герцен, Н. Добролюбов, А. Некрасов и многие другие.
Важно подчеркнуть, что осетины в своем абсолютном большинстве действительно всегда отличались большим и искренним уважением к русским, преданно любили и ценили Россию как свою истинную и единственную Родину. Это было хорошо известно не только на Кавказе, но и во всей Российской империи. Тем не менее верноподданнические чувства осетин, которые «не подлежали ни малейшему сомнению» (К.Л. Xетагуров), часто и очень грубо попирались властями, искусственно создававшими очаги напряженности в межнациональных отношениях, в общественно-политической жизни Осетии.
Литература
1. Хетагуров Коста. Полное собрание сочинений в пяти томах. Том четвертый. - Владикавказ, 2000. С.131.
2. Новое обозрение, 1897, 11 июля, 12 августа.
3. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (в дальнейшем ЦГА РСО-А), ф.224, оп.1, д.73, л.44.
4. Ванеев З.Н. Крестьянский вопрос и крестьянское движение в Юго-Осетии в XIXвеке. -Сталинир, 1956. С.356
5. Блиев М.М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений. - М.,2006. С. 262.
6. Хетагуров К.Л. - Орджоникидзе: Изд-о Ир. 1959. С.3-4.
7. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.2. - СПб.: Изд-во господина Гофта. 1886. С. 242.
8. Гакстгаузен А. Закавказский край. Часть II. - СПб.: Акционерное общество «Фрика-Межуева». 1857. С.108-114.