ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО НОТАРИАТА
М.И. Штапаков, магистрант О.С. Скачкова, канд. юрид. наук
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10435
Аннотация. В статье проводится анализ ряда вопросов нововведенного электронного взаимодействия нотариата с Росреестром. В статье критически обоснована позиция Федеральной нотариальной палаты о позиционируемых обществу преимуществах межведомственного электронного взаимодействия ЕИС нотариата и других учреждений, в частности, после внесенных с 01 февраля 2019 г. изменений в законодательство о нотариате.
Ключевые слова: нотариус, нотариат, электронное взаимодействие, сделка, регистрация.
Проверка сведений из государственных электронных реестров сегодня нотариату обеспечивает, в частности, включение Единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС) в систему межведомственного электронного взаимодействия с Росреестром [7], МВД России, ФНС России, ЗАГС, банками и другими учреждениями. Такой метод направлен на обеспечение быстрого и качественного обмена информацией. С первого января 2018 года произведен окончательный переход на электронный документооборот нотариата в России, и сегодня в реестрах ЕИС России регистрируется в электронном виде 100% всех нотариальных действий [7].
Данная система осуществления нотариальных действий, как позиционирует Федеральная нотариальная палата, имеет свои достоинства, к которым относит: оперативность проверки юридически значимых действий (экономия временных ресурсов); сокращение рисков совершаемых сделок (исключение мошеннических схем с нотариальными документами); функционирование услуги в комфортном режиме «одного окна» (сторонам сделок не нужно обращаться в многофункциональные центры (далее - МФЦ) для подачи документов на регистрацию прав); уменьшение финансовых затрат сторон при совершении сделок.
В соответствии со ст. 55 Основ законодательства Российской Федерации о нота-
риате [6] (далее - Основы о нотариате) п. 10 Федерального закона от 03 августа 2018 г. №338-Ф3 [3] (далее - Закон № 338-ФЗ) нотариус в форме электронного документа подает заявление на государственную регистрацию прав и приложенные к нему соответствующие документы в Рос-реестр после удостоверения нотариального договора незамедлительно либо не позднее окончания рабочего дня (исключением могут быть сроки, прямо указанные сторонами в договоре).
Но необходимо отметить, что из-за ряда возникающих проблем такого масштабного электронного взаимодействия Росреест-ра и иных контрагентов нотариата, а также по причине несовершенства (недостаточной развитости) информационных систем на практике совершение электронных нотариальных сделок задерживается. Например, если до 01 февраля 2019 г. после нотариальной сделки стороны подавали документы на регистрацию перехода права собственности в МФЦ самостоятельно, то период регистрации занимал в среднем 5 календарных дней. В настоящее время необходимость обращения в МФЦ на данном этапе отсутствует, и право собственности регистрируется (должно быть зарегистрировано) в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов (п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ [2] (далее - Закон № 218-ФЗ)).
По факту, совершение нотариальных электронных сделок в некоторых случаях, наоборот, задерживается. Получается, срок электронной нотариальной регистрации сделки не только превышает срок обычной подачи документов на регистрацию в МФЦ, но и все разумные сроки. В итоге в правовом сообществе складывается мнение о том, что лучше регистрировать сделки через МФЦ, не прибегая к услуге электронного нотариата.
Отметим, что, несмотря на все достоинства системы электронного взаимодействия, невозможно на 100% гарантировать, что она когда-то не даст сбой. В статьях 55, 72-75 Основ о нотариате предусмотрена обязанность нотариуса предоставить заявление о государственной регистрации прав на бумажном носителе в орган регистрации в течение двух рабочих дней со дня удостоверения нотариального договора, если нотариус не имеет возможности сделать данную процедуру в электронной форме по причинам, от него не зависящим.
Причины, мешающие провести необходимую работу с максимальной эффективностью, Минюст России в своем Приказе от 28 декабря 2018 г. № 303 [5] указывает следующие:
а) несовершенство доступа к сервисам ЕИС нотариата;
б) по техническим причинам идет отказ в обработке заявления о государственной регистрации права и прилагаемых к нему документов;
в) отсутствует возможность направить указанные документы в электронном формате по объективным причинам [4] (нотариус выехал для совершения нотариального действия вне места своей работы; возможность внесения сведений в ЕИС отсутствует по техническим причинам (отсутствие электроснабжения, доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, к ЕИС в связи с плановыми профилактическими работами).
Ни одна указанная выше правовая норма не содержит в качестве причины указание на несовершенство информационных систем электронного взаимодействия нотариата с другими структурами, на невозможность проведения регистрации нота-
риальной сделки, случившейся после беспрепятственной подачи заявления о государственной регистрации прав и приложенных к нему соответствующих документов в электронной форме.
Законодатель в п. 6 ч. 1 ст. 66 Закона № 218-ФЗ предусмотрел ответственность органа регистрации прав за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в виде возмещения потерпевшему убытков в полном объеме за счет средств российской казны.
К сожалению, результативный путь к защите прав и интересов пострадавшего лица складывается из колоссальной потери времени, материальных расходов. Думается, что российский электронный нотариат на данном этапе своего развития не может и не должен в качестве своих преимуществ выдвигать, как минимум:
а) сокращенный срок проведения государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов (несовершенство информационных систем межведомственного взаимодействия отмечается по всей России, но открыто не афишируется);
б) уменьшение финансовых затрат сторон при совершении сделки;
в) стабилизацию гражданского оборота.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Окончательный переход на электронный документооборот нотариата осуществлен в России с 01 января
2018 г., и сегодня в реестрах ЕИС России регистрируется в электронном виде 100% нотариальных действий. С 01 февраля
2019 г. начали действовать изменения, внесенные в ст. 55 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате п. 10 Закона № ЗЗ8-ФЗ. Однако на сегодняшний день происходит задержка совершения нотариальных электронных сделок на несколько недель во многих регионах, превышая разумные сроки. Только после доведения до совершенства информацион-
ных систем межведомственного электрон- стра, можно будет смело утверждать о ного взаимодействия ЕИС нотариата и преимуществах электронного нотариата. других учреждений, в частности, Росрее-
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»: в ред. от 25.12.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4344.
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (Часть II). Ст. 5131.
4. Приказ Минюста России от 17.06.2014 № 129 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата» (вместе с «Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата», утв. решением Правления ФНП от 02.06.2014, приказом Минюста России от 17.06.2014 № 129): в ред. от 29.06.2018, зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 № 32716 // Российская газета. № 136. 20 июня 2014.
5. Приказ Минюста России от 28.12.2018 № 303 «Об утверждении перечня не зависящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав в электронной форме является невозможным» (вместе с «Перечнем...», утв. решением Правления ФНП от 19.11.2018 № 14/18, приказом Минюста России от 28.12.2018 № 303): зарегистрировано в Минюсте России 10.01.2019 № 53283 // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:11.01.2019).
6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: в ред. от 27.12.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2019; утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 // Российская газета. № 49. 13 марта 1993.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru.
PROBLEMS OF ELECTRONIC NOTARY M.I. Shtapakov, Graduate Student
O.S. Skachkova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. The article analyzes a number of issues of the new electronic interaction of the notary with Rosreestr. The article critically substantiates the position of the Federal notary chamber on the advantages of interdepartmental electronic interaction between the EIS of the notary and other institutions, in particular, after the changes in the legislation on the notary since February 01, 2019.
Keywords: notary, notary, electronic interaction, transaction, registration.