Научная статья на тему 'Проблемы экономического развития регионов юга России (на примере РД)'

Проблемы экономического развития регионов юга России (на примере РД) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ДЕПРЕССИВНОСТИ / ИНФРАСТРУКТУРА / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / REGIONALIZATION / MANAGEMENT / STRATEGY / DEPRESSIVENESS / INFRASTRUCTURE / MODELS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казиханов Адильхан Магомед-Тагирович

В статье рассматриваются проблемы и особенности регионализации национального хозяйства. Показывается, что при определении стратегии развития регионов необходимо обеспечить реализацию принципа сравнительных преимуществ, прежде всего, традиционных отраслей экономики. Изучены особенности управления и реализации принятых стратегий и приоритетов развития экономики. Рассмотрены проблемы депрессивности региона, развитие инфраструктуры. Выделены модели управления, адекватные современному этапу развития экономики регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казиханов Адильхан Магомед-Тагирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE SOUTH OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

The article discusses problems and peculiarities of regionalization of the national economy. It is shown that when determining the strategy of development of the regions it is necessary to provide for the implementation of the principle of comparative advantages, first and foremost, of traditional industries of the economy. The typical characteristics of management and implementation of accepted strategies and priorities of development of the economy have been studied. Problems of depressiveness of the region, development of the infrastructure and its structure have been discussed. Models of management adequate for the modern stage of development of the economy of the regions have been identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы экономического развития регионов юга России (на примере РД)»



КАЗИХАНОВ А.М.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности регионализации национального хозяйства. Показывается, что при определении стратегии развития регионов необходимо обеспечить реализацию принципа сравнительных преимуществ, прежде всего, традиционных отраслей экономики. Изучены особенности управления и реализации принятых стратегий и приоритетов развития экономики. Рассмотрены проблемы депрессивности региона, развитие инфраструктуры. Выделены модели управления, адекватные современному этапу развития экономики регионов.

Ключевые слова: регионализация, управление, стратегия, депрессивности, инфраструктура, модели управления.

KAZIKHANOV A.M.

ISSUES OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE SOUTH OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

Abstract. The article discusses problems and peculiarities of regionalization of the national economy. It is shown that when determining the strategy of development of the regions it is necessary to provide for the implementation of the principle of comparative advantages, first and foremost, of traditional industries of the economy.

The typical characteristics of management and implementation of accepted strategies and priorities of development of the economy have been studied. Problems of depressiveness of the region, development of the infrastructure and its structure have been discussed. Models of management adequate for the modern stage of development of the economy of the regions have been identified.

Keywords: regionalization, management, a strategy, depressiveness, infrastructure, models of management.

В изменившихся экономических условиях, связанных с переходом на рыночную экономику, для юга России возникло новое географическое понятие, всё полнее отражающее современные процессы регионализации национального хозяйства. При формировании инновационных структур народнохозяйственного комплекса России важным принципом интеграции в крупномасштабное производство является общность их хозяйственной специализации в рыночной обновляющейся системе общественного разделения труда и развития производительных сил страны. В новых условиях изменяются место и функции регионов; становится ясно, насколько важно определиться со стратегией регионализации экономического пространства, уловив тенденции и ориентиры развития региона, определяющие его будущий экономический облик.

Действительно, произошедшие перемены существенно отразились на региональном статусе России. Будучи ранее внутренним регионом, юг России теперь стал её приграничной территорией. Сегодня это главный форпост страны, где политическая нестабильность всячески создаётся и усиливается силами международного терроризма. Сегодня это не просто новая пограничная территория России, это единственный регион страны, где на фоне многочисленных специфических проблем, связанных с межнациональными отношениями, осложнённых последствиями насильственной депортации одних народов, переселением на равнинные земли с горных территорий других, ведутся антитеррористические действия по установлению порядка.

Это в свою очередь породило массу новых проблем, которые привели к массовому перемещению беженцев из зон конфликтов, возникла нехватка рабочих мест, а это ещё более обострило ситуацию на рынке труда, жилья и социальных услуг, что создало дополнительную социально-политическую напряжённость в регионе. В итоге произошло сращивание геополитических процессов с социально-экономическими.

Суверенизация России совпала с периодом рыночной трансформации экономики, превращая её в открытую систему. Эти заявления привели к необходимости создания мощной ин-

Казихлнов А.М.

_ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ (ПА ПРИМЕРЕ РД)_

фраструктуры портов и обустройства транспортно-перевалочных узлов и терминалов. В этой ситуации для регионов с незамерзающими портами (например, Республика Дагестан) и их экономики создаются благоприятные условия для вхождения в мирохозяйственную систему.

При определении стратегии регионального развития следует исходить из соотношения между макроэкономической системой национального хозяйства и экономики российских регионов. Это значит, что стабильность всего воспроизводственного процесса обусловлена режимом функционирования региональных экономик. То есть регион обладает определённой степенью свободы выбора стратегии и приоритетов развития в национальной экономике. Определив для себя перспективный экономический облик региона в формирующемся рыночном пространстве, субъекты, исходя из принципов рыночной экономики обеспечения конкурентоспособности его экономики, реализуют принцип абсолютных и сравнительных преимуществ.

Это означает, что приоритеты развития хозяйственного комплекса региона лежат в сфере тех отраслей экономики, обеспечивающих, прежде всего, наиболее эффективное использование природно-хозяйственных условий, которых нет вообще или есть в менее благоприятных сочетаниях у других регионов России. Вместе с тем приоритеты развития экономики региона должны базироваться не только на принципе сравнительных преимуществ, но и ориентироваться за завершённость цикла, выпускающего готовый продукт. В этом плане разрывы технологической цепочки не оправданы так же, как и излишние трансакционные издержки, удорожающие конечному продукту. Это заставляет ориентироваться в развитии на те отрасли, которые имеют собственную ресурсную и сырьевую базу.

Таким образом, принципами стратегии регионального развития являются:

1) сбалансированность целей экономического развития и социальных интересов местного населения;

2) учёт экологических факторов в производственном природопользовании;

3) консенсус интересов региона и его административных образований как выражение требований принципа экономического централизма;

4) базирующаяся на рыночных началах новая парадигма размещения и развития производительных сил региона.

В рамках такого подхода к формированию важнейших направлений развития экономики региона важно обозначить изменения системного характера, вызванные рыночными преобразованиями. При этом необходимо обеспечить справедливый ускоренный переход к ориентированной на потребности всех административных образований модернизации и реструктуризации экономики, поддержке, прежде всего, традиционных отраслей экономики с уже имеющейся инфраструктурой. Это требует выработки новых подходов воздействия на социально-экономическое развитие региона, среди которых наиболее важным является управление.

С проблемой управления возникает целый комплекс проблем, связанных с инновационным типом развития экономики, которые требуют выработки принципиально новых подходов [5, с. 190].

Необходимость управления экономическим развитием региона является проявлением и реализацией российской идеологии феодализма и требует наличия у субъектов Федерации собственной стратегии регионального развития.

При этом важным аспектом проблемы является степень разработанности подходов, принципов и методов обоснования стратегии регионального развития, чтобы избежать социально-экономических процессов. В теоретическом смысле стратегия регионального развития — это траектория перехода региона из фактического состояния в желаемое, соответствующее определённым целевым параметрам.

В методическом смысле это совокупность принципов и методов управления, реализация которых в определённой последовательности позволяет обеспечить переход региона из фактического состояния в желаемое по заранее определённой траектории. Не являясь гарантией успешного развития, стратегия позволяет:

1) из множества проблем отобрать и решать ограниченное их количество;

2) очертить круг субъектов и факторов, от которых в наибольшей степени зависит реализация стратегии;

3) сконцентрировать ресурсы по приоритетным направлениям;

4) разработать показатели социально-экономической эффективности региона как соотноше-

ние результатов развития региона по выбранной траектории и соответствующих затрат.

В Республике Дагестан были разработаны и достаточно эффективно реализовались стратегии социально-экономического развития до 2020 и до 2025 года, которые провозглашали двуединую цель — максимизацию бюджетно-финансового самообеспечения и достижение продовольственной самодостаточности. Для региона, где агропромышленный сектор имел значительный недоиспользуемый потенциал, указанную цель можно считать адекватной и наиболее реальной.

Реализация указанных стратегий позволила в 2005 году обеспечить прирост собственных доходов почти на 30% при увеличении финансовой помощи из федерального центра на 5%.

Тенденция опережающего роста собственных доходов по отношению к росту федеральной финансовой помощи сохранялась и в 2013 году, о чём свидетельствуют статистические показатели за 2013 год [2, с. 31].

Вместе с тем в изменившихся условиях функционирования экономики в Республике Дагестан следует отказаться от финансовой помощи тем предприятиям, которые не реагируют на бюджетную поддержку повышением эффективности своей работы.

Дальнейшая конкретизация стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан сделана в принятых приоритетных проектах [2].

В этих условиях основной задачей становится мобилизация всех возможных источников формирования инвестиций и концентрация на реализацию принятых инновационных и приоритетных проектов, что особенно важно для депрессивных регионов, к которым относится и Республика Дагестан.

Существование депрессивных регионов порождает недоиспользование человеческих и природных ресурсов и рост региональных диспропорций, которые приводят к дезинтеграции общества. При этом важно выявить принцип определения депрессивности региона, который должен базироваться на небольшом количестве показателей. Среди них могут быть: спад производства, низкие душевые расходы, состояние социальной сферы и финансовое положение.

Республику Дагестан, как и некоторые другие республики Северного Кавказа, по указанным критериям можно в полной мере считать депрессивным регионом с недостаточным собственным производственно-финансовым потенциалом, пониженным уровнем развития социальной сферы качества жизни, высоким уровнем безработицы. Существует и ряд других проблем социально-экономического характера, требующих к себе пристального внимания и практического решения.

Во-первых, крайне низкий уровень жизни и её качества определяют республику как регион социального неблагополучия, что обуславливает необходимость всемерной поддержки решения социальных проблем.

Во-вторых, изменившееся геополитическое положение вызывает необходимость создания новых рабочих мест, ускоренное развитие социальной инфраструктуры, связанное обустройством переселенцев и экономических мигрантов и формированием пограничных воинских частей, что создаёт дополнительную нагрузку на экономику и социальную сферу.

В-третьих, национальный аспект проблемы состоит в том, чтобы обеспечить справедливую и благоприятную среду обитания коренным национальностям и модернизацию их образа жизни параллельно с возрождением и сохранением национальных традиций как основы жизнедеятельности народов, являющихся единой этнокультурной общностью.

В-четвёртых, равноправное социально-экономическое развитие всех народов, населяющих республику. Экономической основой этого принципа является ликвидация явных межэтнических диспропорций в распределении финансовых ресурсов, постепенное выравнивание уровней развития всех этнических групп в области образования, здравоохранения и др.

Решение этих проблем невозможно без поддержки федерального центра, которая не должна сводиться лишь к финансовой помощи, хотя это и является одним из главных её элементов. Стратегия политики центра должна исходить из необходимости обеспечения депрессивному региону условий, способствующих повышению его самостоятельности в оздоровлении экономики, возрождении и наращивании производственного потенциала и решении социальных проблем.

Исходя из такой ключевой позиции, направлениями для поддержки федеральным центром могут быть следующие:

Казихлнов А.М.

_ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗБИТИЯ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ (НА ПРИМГРГ РД)_

1. Финансирование региональных проблем, ориентированных на решение социальных задач в разрезе административного деления региона.

2. Предоставление дотаций и других видов финансовой помощи с учётом традиционно сложившегося этнического состава региона в целях поддержки стабилизационных категорий населения.

3. Более справедливая государственная инвестиционная и кредитная политика, направленная на рациональное размещение производительных сил по административным делениям региона с целью более полного использования его потенциала.

4. Особая социальная политика в области занятости, предусматривающая специальные финансово-кредитные меры, ориентированная на приоритетное развитие предпринимательства с учётом национальных традиций и трудовых навыков местного населения.

5. Адресная поддержка конкретных сегментов экономики.

6. Государственная поддержка аграрного сектора на основе развития арендных отношений.

7. С учётом специфических особенностей региона, связанных с религиозным фактором, необходимо расширение прав и полномочий региональных органов власти во внешнеэкономической деятельности. Для этого необходимо обеспечить приоритетное развитие отраслей АПК в целях увеличения производства продукции, пользующейся большим спросом (вино, коньяк, рыбопродукты).

Всё это требует создания новой эффективной и адекватной современным требованиям инфраструктуры.

Формирование эффективной инфраструктуры предполагает построение целостной системы комплексов, охватывающей весь цикл осуществления этой деятельности, начиная с генерации идей до выпуска продукции. Она одновременно будет являться составной частью общей рыночной инфраструктуры региона. При этом рыночная ориентация инфраструктуры будет определяться способностью обеспечивать выполнение всех своих функций и возможностями быстрой адаптации к постоянным изменениям. Таким образом, конечной целью формирования инфраструктуры будет обеспечение эффективной совокупной деятельности системы комплексов в интересах общества в целом, включая преодоление спада производства, его структурную перестройку, усиление конкурентоспособности продукции и развитие инновационного потенциала. Исходя из такой постановки вопроса, инфраструктура будет представлять собой систему, состоящую из взаимосвязанных комплексов, действующих на уровне региона.

С учётом региональных особенностей социально-экономической сферы Республики Дагестан можно предложить следующую её структуру и содержание комплексов:

Таблица 1

Инфраструктурные комплексы инновационного потенциала региона

Название комплекса Круг задач, решаемых с помощью данного комплекса

1. Комплекс информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности Предоставление возможности доступа к банкам данных о научно-исследовательских разработках и новых технологиях, и другим информационным и документационным массивам на различных условиях, в том числе коммерческих, для всех заинтересованных учреждений, организаций и предприятий региона

2. Комплекс финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности Активное использование для инновационной деятельности различных внебюджетных источников средств, прежде всего ресурсов предпринимательских, банковских, финансовых структур, при одновременном формировании системы прямой и косвенной государственной поддержки

3. Комплекс производственно-технической поддержки Производственно-техническая поддержка при освоении новой конкурентоспособной продукции и высоких технологий, включая соответствующее техническое и технологическое обеспечение, лизинг оборудования и т. п.

4. Комплекс подготовки и переподготовки кадров для научно-технической и инновационной деятельности Кадровая поддержка научно-технической и инновационной деятельности, включая обучение как отдельных специалистов и предпринимателей, так и подготовку целевых «менеджерских команд» для реализации конкретных научно-технических и инновационных проектов

5. Комплекс координации и регулирования развития научно -технической и инновационной деятельности Обеспечение координирования через экономические методы и информационное воздействие в сфере инноваций, научных исследований, научно-технического обслуживания

Предлагаемая система многофункциональных комплексов рыночно ориентированной инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности представляется необходимой и достаточной для эффективного осуществления этой деятельности.

Каждый из перечисленных комплексов, входящих в инфраструктуру научно-технической и инновационной деятельности региона, должен иметь механизм реализации своих функций и соответствующие организационные элементы в виде специализированных учреждений или организаций, которые будут обеспечивать работу данных механизмов.

При этом необходимо иметь в виду, что создаваемая в регионе инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности является общей для всех хозяйствующих в нём субъектов, связанных со сферой науки и техники, будь то крупные и средние научные организации, предприятия и высшие учебные заведения или субъекты малого предпринимательства, поскольку функциональное предназначение составляющих её систем носит единый характер.

Предлагаемый комплексный подход позволяет сформулировать базовые принципы построения рыночно ориентированной инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности и создания её организационных элементов в регионе:

- по затратам, требующимся на её создание; инфраструктура должна быть адекватной реально имеющемуся в регионе научно-техническому и производственному потенциалу, отвечать уровню его развития и состоянию инновационной активности;

- рекомендуемые инфраструктурные комплексы должны обеспечивать сохранение и укрепление сложившихся ранее в регионе организационных элементов инфраструктуры с устранением существующих в их деятельности недостатков, создавать вновь только отсутствующие системы и элементы.

- нельзя допустить получения каким-либо из организационных элементов инфраструктуры монопольного положения в регионе; между ними следует развивать конкуренцию и состязательность как основу для эффективного осуществления научно-технической и инновационной деятельности в условиях рыночной экономики;

- должно быть обеспечено соответствие организационно-правовых форм, создаваемых организационных элементов инфраструктуры, направлений и видов выполняемых ими работ и оказываемых услуг, используемых источников финансовых, материальных и других ресурсов действующему законодательству.

При создании инфраструктурных комплексов необходимо максимально использовать накопленный отечественный и зарубежный опыт формирования таких структур.

Литература

1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. — М., ГУ ВШЭ, 2011. — С. 327-331.

2. Дендак Г. М. Современная регионализация мировой экономики и развитие России. — М., Вестник МГУ, 2009. — Вып. 6. — С. 337-339.

3. Корчагин Ю. А. Инвестиционная стратегия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — С. 120-125.

4. Казиханов А. М., Ибрагимов М. А. К вопросу о выборе направлений стратегического развития регионов: определение инвестиционных приоритетов // Региональные проблемы преобразования экономики. —ДНЦ, РАН, ИСЭИ. — Махачкала, 2013. —№ 3. — С. 110-114.

5. Казиханов А. М. Современные проблемы инновационного развития // Региональные проблемы преобразования экономики. — ДНЦ, РАН, ИСЭИ. — Махачкала, 2013. — № 2. — С. 189-192.

6. Основные показатели развития экономики Республики Дагестан: Статсборник // Управление Рос-стата Российской Федерации по Республике Дагестан. — Махачкала, 2013. — С. 30-40.

7. Приоритетные проекты развития Республики Дагестан. — Махачкала: ООО «Лотос». — С. 6-40.

8. Скатерщикова Е. Е., Макаров С. В. Основные проблемы и направления социально-экономического развития ЮФО //Региональная экономика: теория и практика. —2008. — № 20. — С. 50-55.

9. Трубникова В. В. Особенности инвестирования в региональную экономику //Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — № 41. — С. 44-48.

References:

1. Granberg A. G. Fundamentals of the regional economy. Moscow, HSE, 2011. — P. 327-331.

2. Dendik G. M. Modern regionalization of the world economy and development of Russia. — M., Vestnik MGU, 2009. — Vol. 6. — P. 337-339.

3. Korchagin A. Investment strategy. — Rostov-on-don: Phoenix, 2012. — P. 120-125.

4. Kazihanov A. M., Ibrahimov M. A. To the question about the choice of strategic directions of development of regions: the definition of investment priorities // Regional problems of transforming the economy. — DAGESTAN SCIENTIFIC CENTER, RUSSIANACADEMY OF SCIENCES, ISAI. — Makhachkala, 2013. — No. 3. — P. 110-114.

Казихлнов А.М.

_ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ (НА ПРИМГРГ РД)_

5. Kazihanov A. M. Modern problems of innovative development // Regional problems of transforming the economy. — DAGESTAN SCIENTIFIC CENTER, RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES, ISAI. — Makhachkala, 2013. — No. 2. — P. 189-192.

6. Main indicators of development of economy of the Republic of Dagestan: Statsbaner // Rosstat the Russian Federation for the Republic of Dagestan. — Makhachkala, 2013. — P. 30-40.

7. Priority development projects of the Republic of Dagestan. Makhachkala: LLC "Lotus". — P. 6-40.

8. Skaterschikov, E. E., S. V. Makarov The main problems and directions of socio-economic development of the southern Federal district // Regional economy: theory and practice. -2008. — No. 20. — S. 50-55.

9. Trubnikov V. V. Peculiarities of investments in the regional economy // Regional economy: theory and practice. — 2010. — No. 41. — S. 44-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.