Экономика предпринимательства
ДК 338 КАЗИХАНОВ АДИЛЬХАН МАГОМЕДТАГИРОВИЧ
д.э.н. профессор кафедры «Экономика» ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»,
e-mail: Kazikhanav@mail.ru
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:
НАУЧНЫЙ ПОИСК И НОВЫЕ РЕШЕНИЯ
Аннотация. Предмет и цель работы. Предмет исследования — поиск новых решений в повышении эффективности предпринимательства в рамках инновационно -стимулирующего режима работы адекватным условиям трудоизбыточных регионов. Цель работы — обоснование необходимости ускоренного перехода на новую модель экономики в аграрном секторе экономики, направленного на снижение дотационности региона. Методология проведения работы. Обоснована актуальность развития крупного предпринимательства в трудоизбыточных регионах как гарант достижения социальной стабильности. В результате анализа обозначены наиболее важные проблемы, от решения которых зависит эффективность предпринимательства. Это: кредит, налоги, занятость, повышение роли государства, конкурентоспособность. Результаты работы. Разработаны предложения по повышению эффективности крупного предпринимательства и созданию предпосылок к переходу на цифровую экономику. Обозначены первоочередные задачи, решение которых ускорит достижения постановленной цели. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы органами власти при разработке нормативно-правовой базы перехода к цифровой экономике, и выработке опережающих мер на новые вызовы. Выводы. Ускоренный переход к цифровой экономике — это веление времени. Необходимо приступить к созданию инфраструктуры цифровой экономики, новых научных центров, площадок и ускорить начавшийся процесс конвергенции.
Ключевые слова: информационные технологии, инновационно-стимулирующий режим, нестабильность, ресурс.
KAZIKHANOV ADILKHAN MA GOMEDTA GIROVICH
Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of "Economics" of SAEI of HE "Dagestan State University of National Economy",
e-mail: Kazikhanav@mail.ru
FUNDAMENTAL ISSUES OF EFFECTIVE ENTREPRENEURSHIP: SCIENTIFIC RESEARCH AND NEW SOLUTIONS
Abstract. The subject and goal of the study: The subject of the study is the search of new solutions in increasing the effectiveness of entrepreneurship as part of an innovation-stimulating mode of work, adequate to the conditions of manpower-surplus regions. The goal of the study is substantiation of the need for an accelerated transition towards a new model of economy in the agrarian sector of economics, directed towards a reduction of the need for subsidies in the region. The methodology of completing the study. We have substantiated the significance of development of large business in manpower-surplus regions as a guarantee of achieving social stability. As a result of the analysis we have noted the most important problems. Entrepreneurship effectiveness depends on solving these problems. These are the following: credit, taxes, employment, increasing the role of the state, a competitive ability. The results of the study. We have developed suggestions on increasing the effectiveness of large business and creating preconditions to
transitioning towards digital economy. We have noted the top priority tasks solving which will accelerate achieving the goal set. The area of application of the results. The results of the study may be used by the governmental authorities when developing a statutory and regulatory foundation of transitioning towards digital economy, and developing preemptive measures towards new challenges. The conclusions: An accelerated transition towards digital economy is dictated by the present time. It is necessary to start creating an infrastructure of digital economy, new scientific centers, sites and accelerate the process of convergence that has already began. Keywords: information technologies, innovation-stimulating mode, instability, a resource.
Введение. Современная экономика в своем развитии периодически сталкивается с нестабильностью, кризисными явлениями и спадом во многих отраслях хозяйственной деятельности. Вместе с тем, чем сильнее влияние этих неблагоприятных тенденций, тем больше открываются и возможности для развития.
Предпринимательство во всех его формах и на всех этапах экономического развития стран представляло собой инструмент, позволяющий преодолеть эти негативные тенденции в экономике. Именно поэтому научный поиск новых решений в развитии предпринимательства сейчас заслуживают пристального внимания со стороны научного сообщества и предпринимательских структур.
На современном этапе наиболее важным направлением являются научные аспекты развития предпринимательства, особенно с точки зрения исследования и применения инновационных методов, позволяющих достичь более высоких показателей эффективности этой деятельности.
Не менее важным аспектом этой проблемы является реализация этих направлений в рамках государственной экономической политики в долгосрочном периоде и его правовое регулирование.
В наших исследованиях [9, с. 24, РППЭ, 2017, № 9] показана необходимость ускоренного перехода на единое цифровое пространство и формирование инновационно-стимулирующего режима работы. Даны основные направления его развития в аграрной сфере экономики Республики Дагестан. Нами продолжено исследование в этом направлении в рамках формирования новой экономики и рассмотрены некоторые фундаментальные вопросы развития предпринимательства в аграрной сфере экономики.
Методы исследования. На современном этапе развития экономики предпринимательство оказалось в двойственном положении: его развитие без государственной поддержки невозможно, с другой стороны, излишнее государственное регулирование также не способствует обеспечению поступательного развития предпринимательства.
Указанные обстоятельства обуславливают необходимость исследования и реализация инновационно-стимулирующего подхода к повышению эффективности предпринимательства в условиях государственного регулирования и постоянно развивающийся экономики. Предпринимательство как важный элемент рыночной экономики во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВВП. Основной принцип предпринимательства - сформировать спрос и реализовать его. А для трудоизбыточных и дотационных регионов (Республика Дагестан и др.) предпринимательство является катализатором экономического роста и роста занятости населения.
На фоне роста бюджетной и налоговой нагрузки, высокой ассимиляции регионального развития между центром и регионами необходим поиск новых форм предпринимательства, используя такие механизмы, как льготное налогообложение, снижение коррупции и реализация новых кредитных программ.
В своей предвыборной поездке Путин В.В. в Махачкале на совещании в правительстве обратил внимание руководства республики на важность развития предпринимательства как важнейший фактор стратегического развития экономики республики [5].
Предпринимательство, таким образом, является тем стратегическим ресурсом устойчивого экономического развития, который повышает качество жизни, способствует развитию конкурентной среды, увеличению налоговых поступлений в бюджет и снижению социальной диф-
ференциации, и т. д. Все это имеет место и в условиях экономического спада и кризиса является гарантом социальной стабильности.
Эффективность предпринимательства в самом общем виде выступает как отношение прибыли к издержкам и зависит от множества факторов. Среди них определяющим фактором является платежеспособный спрос населения, который не может повышаться без развития предпринимательства. Налицо проблема «порочного круга», которую может решить только государство, помогая бизнесу, а тот, в свою очередь, через повышение уровня жизни населения повысить их платежеспособность.
Сегодня для России остро встала проблема бедности. По последним данным население России обеднело только за 2015 г. на 15% [21].
В большинстве регионов страны аналогичная ситуация, особенно в трудоизбыточных республиках. Так, по ориентировочным данным в Республике Дагестан только рост безработицы за 2014-2016 гг. составил 14%, а снижение доходов в реальном секторе экономике - 8%.
Это, в свою очередь, усиливает социальную нестабильность в стране и создает реальную угрозу социального взрыва. Сегодня в России 1% населения получает около 40% всех доходов [15].
Для сравнения: в США на 1% населения приходится 8% доходов.
В результате только по официальной экономике (без учета теневой экономики) в России степень неравенства в 5-8 раз выше, чем в США. Все это привело к еще большому обострению имеющихся проблем, прежде всего, требующих своего решения. И они следующие: дорогие кредиты и несправедливые налоги. Так, ключевая ставка ЦБ сегодняшнего уровня не позволяет развиваться предпринимательству и сдерживает инвестиционную деятельность. Уместно отметить, что в передовых европейских странах широко практикуется проведение сверхмягкой денежной политики, вплоть до введения отрицательных процентных ставок с целью стимулирования инвестиционной и инновационной активности [6].
Таким образом, эффективное предпринимательство в условиях рыночной экономики является гарантом экономической стабильности, формирует рабочие места, пополняет госбюджет и развивает инновационные процессы. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии отечественного предпринимательства во всех его формах, особенно крупного, так как своим существованием оно способствует благополучию государства как экономического субъекта.
Федеральная служба государственной службы РФ в 2016 г. провела статистическое обследование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МП) под девизом «Малый бизнес большой страны». Основной целью этого обследования было определение потенциальных возможностей этого сектора экономики для его дальнейшего развития.
Были охвачены все категории хозяйствующих субъектов предпринимательства. Анализировались вопросы, связанные с численностью работников, фондом заработной платы, расходами на производство и реализацию товаров, полученной прибылью, основными фондами и инвестициями, а также формами государственной поддержки.
Аналогичные обследования были проведены (в 2010-2015 гг.) и в объектах СевероКавказского региона (табл.).
Таблица
Результаты обследования предпринимательства по видам деятельности
Наименование наиболее привлекательных видов деятельности Регион
РФ РД Чеченская Рес-ка Кабардино-Балкарская Рес-ка Карачаево-Черкесская Рес-ка Республика Ингушетия
1. Торговля (оптовая и розничная) 20% 35 30 36 37 34
2. Ремонт автомобилей и предметов личного пользования 18% 17 18 15 16 12
3. Производство в аграрном секторе 8% 15 10 10 12 11
4. Строительство 13% 12 13 10 11 12
5. Аренда и операции с недвижимостью 19% 9 10 8 11 12
Рассматривая вопрос о ведении предпринимательства на региональном уровне, необходимо исходить из особенностей региона и их роли в повышении благосостояния населения, как это имеет место в развитых странах. Так, в США, Англии и Франции предпринимательство как основа благосостояния составляет 50%, а в Японии и Китае - 60%, соответственно в России доля предпринимательства в ВВП лишь 20%. В приведенных в табл. 1 регионах России этот показатель составляет 5-8% и обеспечивает занятость всего 12% населения. На первом этапе для достижений показателей указанных европейских стран необходимо, как минимум, обеспечить рост доли предпринимательства в ВВП России не менее чем в 2 раза, на что потребуется около 5-8 лет. Такой догоняющий тип развития для России неизбежен и позволяет экономике:
1) повысить конкурентоспособность продукции;
2) увеличить инновационную составляющую в экономике;
3) сократит дотационную часть в финансировании региона;
4) раскроет потенциал трудовых ресурсов и обеспечит рост благосостояния населения.
Для дотационных регионов (Республика Дагестан и др.) особенно важной составляющей
такого развития является снижение дотационности и увеличение занятости населения.
Таким образом, развитие эффективного предпринимательства является гарантией функционирования экономической системы, обеспечения пополнения бюджета региона и роста благосостояния населения.
В результате этого сегодня перед предпринимательством стоит ряд фундаментальных вопросов, от решения которых зависит его эффективность, определяющая и эффективность развития современной экономики и человеческой цивилизации.
1. Результаты
1. Импортозамещение - важное условие развития аграрного предпринимательства.
Аграрный сектор в последние годы развивается устойчиво и динамично. Применение в отношении нашей страны экономических санкций оказывает, с одной стороны, негативное воздействие, но, с другой, стимулирует рост объемов производства импортозамещающих пищевых продуктов. В аграрном секторе экономике она направлена на защиту отечественного производителя путем увеличения отечественной продукции и создания механизма устойчивого развития аграрного предпринимательства крупных производителей. Они находятся в более выгодном положении, так как они занимаются производством, упаковкой и реализацией продукции. В стране уже идет этот процесс на базе кластеризации отраслей аграрного сектора. На это потребуется дополнительная поддержка со стороны государства, направленная на увеличение инвестиций в производство и инфраструктуру аграрного сектора. При этом предпринимательская инициатива крупных производителей и государственная поддержка приведут к синергетическому эффекту и мотивируют бизнес на внедрение инновации и создания рыночной инфраструктуры.
XXI в. - век инноваций. Появился новый производственный ресурс - знание и информация. Необходимо активизировать инновационную деятельность, что требует больших инвестиций, которые под силу таким крупным хозяйствующим структурам, как кластеры и др. При этом акцент на знания - новая тенденция на пути к успеху, повышению конкурентоспособности бизнеса. В современных условиях знания становится единственно надежным источником конкурентных преимуществ. Когда конкуренция обостряется, успешными оказываются те производители, которые могут быстро освоить новые технологии и производство уникальных продуктов, что требует, естественно, больших инвестиций. Именно такой подход характерен для крупных компаний, которые могут добиться успеха и на зарубежных рынках.
В итоге результатами импортозамещения (после 2014 г. был объявлен курс на импортоза-мещение). Предпосылки:
1. Проблема повышения конкурентоспособности отечественной экономики остается актуальной.
2. Ограничение импорта коснулось, прежде всего, аграрного сектора.
3. Отсутствие мотивации у пользователей заемными средствами из-за высоких процентов за кредит.
В этих условиях, для того чтобы активизировать процесс производства в реальном секторе
экономики, необходимо:
1. Желание предпринимателя вкладывать средства в производство.
2. Доступность заемных средств.
Основными факторами, определяющими доступность кредитных средств, являются ключевая ставка ЦБ (в настоящее время она остается высокой - 7,25%) и сохраняющаяся высокая налоговая нагрузка. Для сравнения: ставка ФРС США в настоящее время составляет 0,75%, а в некоторых странах для стимулирования инвестиционной деятельности практикуются и отрицательные проценты. Однако нельзя сказать, что за этот период (после 2014 г.) ничего не изменилось. Желанные плоды импортозамещения наблюдается лишь в оборонной промышленности благодаря активной поддержке государства.
Решение этих и других проблем в реальном секторе экономики возможно при условии государственной поддержки, прежде всего, крупного предпринимательства и на ее базе оказания финансовой поддержки среднему и малому бизнесу.
2. Теневая экономика как фактор экономической безопасности предпринимательства
Для всех экономических систем различия - лишь в формах проявления ее масштабов. Предпосылками появления теневого сектора экономики является потенциальная возможность извлечения прибыли особенно в сфере предпринимательства и уход от уплаты налогов, особенно в условиях смены экономических систем, как это было в России. В условиях становления и несовершенства законодательной базы рыночной экономики теневой сектор получает стимул для своего развития за счет: быстрого достижения эффекта насыщения рынка, преимуществ в скорости оборота капитала и сокращения времени процесса производства.
Извлечение прибыли как главная цель предпринимательства влечет за собой развитие коррупционного механизма, стимулирование и возможность «обойти» правовое регулирование предпринимательства.
Но теневая экономика выполняет и определенные позитивные функции. Швейцарский экономист Д. Кассель выделяет три позитивные функции теневой экономики:
1. «Экономическая сказка» - перераспределение ресурсов между легальной и теневой экономикой во время кризиса.
2. «Социальный амортизатор» (неформальный сектор).
3. «Встроенный амортизатор» - теневая экономика подпитывает легальную экономику ресурсами.
Бесспорным является, однако, то, что негативные последствия теневой экономики преобладают и представляют реальную угрозу экономической безопасности, приводят к снижению эффективности функционирования легальной экономики в целом. Позитивный эффект от теневой экономики становится тем меньше, чем больше масштабы теневого сектора. Напротив, негативный эффект становится тем больше, чем больше масштабы теневой экономики.
Поэтому нужны безотлагательные меры на легализации теневой экономики с учетом особенностей отраслей экономики.
3. Конвергенция стратегического планирования рыночной экономики как предпосылка развития цифровой экономики
Вопросам инновационного развития и стратегического планирования посвящены наши работы, в которых мы рассматриваем наиболее важные аспекты этих проблем в рамках аграрного сектора экономики.
В современном мире наблюдается активное внедрение инноваций и стратегического планирования во всех сферах экономики. Повсеместное применение методов стратегического планирования во всех сферах экономики, в предпринимательстве и цифровых технологиях дают свои положительные результаты для экономического роста. При этом, в свою очередь, стратегическое планирование предполагает, прежде всего, внедрение инноваций. Это зафиксировано и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г.
Эти особенности проявляются двусторонне. С одной стороны, необходимо догнать страны, обеспечивающие необходимые темпы роста инноваций в экономике, а с другой стороны, обеспечить развитие стратегического планирования информационных и цифровых технологий, по которым Россия в разы отстает от зарубежных стран.
В настоящее время еще нет существенных изменений в этой сфере по причинам:
1. Отсутствия льгот для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере цифровых технологий.
2. Нет механизма управления информационными ресурсами.
3. Нежелание предпринимательских структур самостоятельно внедрять цифровые технологии.
4. Слаборазвитая инновационная и цифровая инфраструктура.
Выводы. Из сказанного следует, что для России и ее регионов эти вопросы должны стать одной из важнейших сфер деятельности государства. Необходимо создать новую правовую базу, нацеленную на поддержание субъектов, внедряющих новые, в т. ч. цифровые, технологии. Это привело бы к созданию научных центров, площадок при условии слиянии стратегического планирования с рыночной экономикой, т. е. через их конвергенцию.
Одним из условий формирования цифровой экономики является предпринимательская грамотность домашних хозяйств как субъект экономики. В соответствии с теоретическими основами предпринимательской грамотностью является владение навыками осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на получение прибыли. Для количественной характеристики этих навыков граждан в 2015 г. Росстат провел опрос руководителей предпринимательских структур. Результаты следующие: доля интересующихся развитием предпринимательства составила 62%, 40% респондентов дали отрицательный ответ, что является достаточно высокой долей [1, с. 337]. Аналогичные обследования по Республике Дагестан составили 70% и 25%, что свидетельствует о наличии высокого предпринимательского потенциала в республике, где большая часть населения владеет предпринимательскими навыками. Образование и информированность, таким образом, в условиях развития интернет-сферы будет способствовать росту предпринимательской грамотности и цифровой экономики.
Особую актуальность представляет организация гибкого бизнеса при ограниченных ресурсах и развитии новых технологий. Такую гибкость может обеспечить внедрение технологий цифровой экономики, которая считается на современном этапе эпохой перемен. Она предусматривает перевод национальной экономики в состояние опережающего развития. Преимущества от использования цифровой экономики получает не только потребитель, но и производитель. Доступный Интернет, например, существенно снизил барьеры входа на рынок, величину начального капитала для предпринимательства и величину трансакционных затрат, а наличие фирменных сайтов существенно упростило обсуждение покупателями будущих продуктов и пр. Появилась возможность создавать продукт с индивидуальными свойствами, что приведет к снижению реализационных рисков.
Коротко о состоянии цифрового предпринимательства в зарубежных странах. Во-первых, оно наиболее популярно среди крупных предпринимателей. Сегодня оно является основной движущей силой развития инноваций и экономического роста во всем мире. Особенно большое развитие получило использование интернет-торговли. Первое место занимает Азиатско-Тихоокеанский регион (45%). Второе место занимает Европа (18%), третье место занимает Великобритания (15%) и четвертое место занимает Германия и Япония (12%) [17]. Таким образом, в современном мире развитие цифровой экономики увеличивается с каждым годом. Она позволяет увеличить доход не только отдельного предприятия, но и повысить уровень национальной экономики в целом и направлена на повышение ее эффективности.
Литература
1. Ахмедуев, А. Ш. Теневая экономика современные проблемы и механизм легализации. - Махачкала : ДНЦ РАН ИСЭН, 2014. С. 23.
2. Батаева, Б. С. Исламские банки сквозь призму развития этических финансов и банков // Проблема современной экономики. 2013. № 1. С. 270.
3. Беспахотный, Г. В. Финансирование государственных программ по импортозамещению в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 1. С. 19-36.
4. Вавулин, В. А., Микрофинансовые организации как инструмент регионального финансового рынка // Региональная экономика : теория и практика. 2012. № 25. С. 41-51,
5. Махачкалинские известия. 13.03.2018.
6. Глазьев, С. Ю. Чего не хочет знать премьер? //Завтра. 2016. № 39.
7. Долгов, С. И., Глобализация экономики. -М., 1998
8. Дохолян, С. В., Эмиргамзаев, Д. Г. Стратегические направления устойчивого производства //Регио-
нальные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 120.
9. Казиханов, А. М. // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала: ДНЦ РАН ИСЭИ, 2017. № 9. С. 24 .
10. Казиханов, А. М. Теоретические аспекты использования инноваций в АПК //Экономика и предпринимательство. - М., 285. № 2. Ч. 2.
11. Казиханов, А. М. // Фундаментальные исследования. -М., 2016. № 8 (часть 2). С. 336,
12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
13. Курбанов, К. К. Проблемы импортозамещения в АПК: региональный аспект //Материалы круглого стола «Актуальные вопросы развития АПК региона в условиях импротозамещения». Махачкала, 29 июня 2016 г. - ПСЭИДНЦ РАН, 2016. С. 7-16.
14. Материалы VМеждународного научного конгресса «Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства». -М., 2017.
15. Материалы круглого стола «Нужн ли в России вводить прогрессивное налогообложение?» / РИА «Новости» 15 апреля 2015 г. ["лектронный ресурс]. - URL : htt//capital-rus.ru/177034/.
16. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант+»).
17. Пескова, Д. Теоретические подходы к исследованию и оценке теневой экономики // Экономика и управление. 2013. № 2. С. 49-52.
18. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Москва.
19. Сулакшин, С. С. Максимов, С. В. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Т. 1. - М.: Научный эксперт, 2008. С. 92-93.
20. Ушачев, И. Г., Алтухов, А. И. Импортозамещение в АПК России : проблемы и перспективы : монография. -М. : ВНИИЭСХ, 2015. С. 447.
21. Хазин, М. Денежные власти провоцируют своими запретами обнищание населения //Публицист.ру, - URL : http//publizist.ru/blogs/26/15782/. (Дата обращения 05.02.17 г.).
22. Чекмарев, В. В. Новая политическая экономия : истоки и итоги. - М. : Центр общественных наук. -М., 1988.
23. Sasani, Ali. Investigating the effect of Human capital und social capital on Innovation using the fuzzy AHP method // New York science journal. 2012. № 5.
24. Hegel, G.V.E. Science of logic : In 3 voes. - N.I.M.: pull, uf the socio-economic literature "Thought", 1970.
References:
1. Akhmeduev, A. S. the Shadow economy and legalization mechanism. - Makhachkala : Dagestan scientific center, Russian Academy of Sciences ISAN, 2014. P. 23.
2. Bataeva, B. S. Islamic banks through the prism of the development of ethical Finance and banks // the Problem of modern economy. 2013. No. 1. P. 270.
3. No-till, G. V. Financing of the state program on import substitution in agriculture // Economics of agricultural and processing enterprises. 2016. P. 19-36. No. 1.
4. Babulin, A. Microfinance organizations as a tool of the regional financial market // Regional Economics : theory and practice. 2012. No. 25. P. 41-51.
5. Izvestia. 13.03.2018.
6. Glazyev, S. Yu. What does the Prime Minister not want to know? // Tomorrow. 2016. No. 39.
7. Dolgov, S. I. Globalization of the economy. - M., 1998.
8. Dokholyan, S. V., Amurgushev, D. G. Strategic directions for sustainable production // Regional problems of transformation of the economy. 2012. P. 120. No. 3.
9. Kazikhanov, A. M. // Regional problems of transformation of the economy. - Makhachkala : Dagestan scientific center, RAS ISEI, 2017. No. 9. P. 24.
10. Kazikhanov, A. M. Theoretical aspects of the use of innovation in agriculture //Economics and entrepre-neurship. - M., 285. No. 2. Part 2.
11. Kazikhanov, A. M. //Fundamental research. -M., 2016. No. 8 (part 2). P. 336.
12. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated November 17, 2008. No. 1662-p.
13. Kurbanov, K. K. Problems of import substitution in agriculture : regional aspect // Materials of the round table Topical issues of development of agriculture of region in the conditions of imprisonement"Makhachkala, June 29, 2016. - SAENZ WOUNDS, 2016. P. 7-16.
14. The Materials of the International scientific Congress Fundamental and applied issues of effective entre-preneurship" -M., 2017.
15. Materials of the round table Is it Necessary to introduce progressive taxation in Russia?"/ RIA'Novosti "'15 April, 2015. [Electronic resource]. - URL: HTT//Kapital-Rus.ru/177034/.
16. On approval of the Doctrine of food security of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access from the legal reference system Consultant+J.
17. Peskov, D. Theoretical approaches to the study and evaluation of the .shadow economy // Economics and management: scientific and technical journal. 2013. No. 2. P. 49-52.
18. Program Digital economy of the Russian Federation" Order of the government of the Russian Federation of 28 July 2017. No. 1632-R. Moscow.
19. Sulakshin, S., Maksimov, S. V. State policy of anti-corruption and shadow economy in Russia. Vol. 1. - M. :
Scientific expert, 2008. P. 92-93.
20. Ushachev, I. G., Altukhov, A. I. Import Substitution in agriculture of Russia : problems and prospects : monograph. -M.: VNIIASH, 2015. P. 447.
21. Khazin, M. Monetary authorities provoke the impoverishment of the population with their bans // Publi-cist.ru. - URL : http //publizist.ru/blogs/26/15782/. (accessed 05.02.17).
22. Chekmarev, V. V. New political economy : origins and results. - M. : Center of social Sciences, 1988.
23. Sasani, Ali. Studies the impact of human capital and social capital on innovation using the fuzzy ahap method // New York science journal. 2012. No. 5.
24. Hegel, G. V. E. the science of logic : in 3 voes. - N. I. M.: tyaga, Yu. F. socio-economic literature thought" 1970.