УДК 338 КАЗИХАНОВ АДИЛЬХАН МАГОМЕДТАГИРОВИЧ
д.э.н., профессор кафедры «Политическая экономия» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: [email protected]
ЦИНПАЕВА ФАРИДА СУЛЕЙМАНОВНА
к.э.н., доцент кафедры «Политическая экономия» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
НОВАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТРАДИЦИОННО АГРАРНЫХ РЕГИОНОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Предметом исследования является попытка решения проблем новой аграрной политики как основы модернизации в условиях постоянно изменчивой ситуации в современной рыночной экономике. Цель работы — обоснование преимущества системного подхода и использования успехов институциональной экономической теории в реализации экономического потенциала отрасли. Методология проведения работы. В процессе исследования использованы методы институциональной теории, которые в аграрной политике способны обеспечить формирование конкурентоспособного АПК и продовольственную безопасность. Обозначены основные направления деятельности правительства Республики Дагестан, направленные на достижение поставленных целей в условиях региона. Результаты работы. Предложен механизм реализации, включающий наиболее значимые его направления: приоритетные проекты, кластеризация и частно-государственное партнёрство. Реализация этих направлений новой аграрной политики даст импульс экономике республики и позволит выйти аграрному сектору экономики республики на внешний рынок. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при стратегическом планировании функционирования аграрного сектора экономики в долгосрочном периоде и создания механизма перехода к цифровой экономике. Основными пользователями данного исследования могут стать руководство аграрного сектора экономики и образовательные учреждения. Выводы. Реализация предлагаемых методов позволит ускорить процесс информатизации экономики и переход к цифровой экономике. Модернизация экономики и её развитие станет одним из основных положений новой аграрной политики.
Ключевые слова: модернизация, информатизация, механизм реализации, технологический кластер, национальная аграрная политика.
KAZIKHANOV ADILKHAN MAGOMEDTAGIROVICH
Doctor of Economics, Professor of the Department of "Political Economics"
of FSBEI of HE "Dagestan State University", e-mail: [email protected]
TSINPAEVA FARIDA SULEYMANOVNA
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of "Political Economy" of FSBEI of HE "Dagestan State University",
e-mail: [email protected]
THE NEW AGRARIAN POLICY AS THE FOUNDATION OF MODERNIZATION OF THE ECONOMY OF TRADITIONALLY AGRARIAN REGIONS: THE THEORETICAL FOUNDATIONS AND THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION
Abstract. The subject of the study is an attempt to solve the problems of the new agrarian pol-
icy as the foundation of modernization in the conditions of a constantly changing situation in the modern market economy. The goal of the study is substantiating the advantages of the systemic approach and using the success of the institutional economic theory in implementing the economic potential of the industry. The methodology of completing the study. In the process of the study we have used the methods of institutional theory that in the agrarian policy are able to ensure providing the competitive AIC and food security. We have specified the main areas of focus of activity of the government of the Republic of Dagestan, directed towards achieving the established goals in the conditions of the region. The results of the study. We have suggested a mechanism of implementation including the most important of its areas of focus: the priority projects, clusterization and private-public partnership. The implementation of these areas of focus of the new agrarian policy gives the impulse to the economy of the Republic, and will allow the agrarian sector of the economy to enter the export market. The area of application of the results. The results of the study may be used when strategically planning the functioning of the agrarian sector of the economy in the long-term period, and creating a mechanism of transitioning to the digital economy. The main users of this study may become the leadership of the agrarian sector of the economy and educational institutions. The conclusions. The implementation of the suggested measures will allow to accelerate the process of providing the informational support to the economy and a transition towards digital economy. Modernization of the economy and its development will become one of the main provisions of the new agrarian policy. Keywords. Modernization, the informational support, a mechanism of implementation, the technological cluster, the national agrarian policy.
Введение. Характерной чертой современной рыночной экономики является качественно новый характер секторов экономики, в т. ч. и аграрного. Информатизация экономики, внедрение методов и технологий цифровой экономики, необходимость адаптироваться к постоянно изменчивой глобальной ситуации в «новой экономике», природно-климатических факторов, роста значимости интеллектуального фактора - всё это качественно меняет её современный облик.
В России (так же как и в европейских странах) новый характер экономики чаще всего обозначает необходимость государственной поддержки аграрного сектора экономики в форме его государственного регулирования. Возникла необходимость выработки методов государственной поддержки в адекватных условиях рыночной экономики. С самого начала рыночных преобразований вопросы совершенствования и развития аграрного сектора находились в сфере внимания правительства Российской Федерации. Был принят ряд нормативных актов, посвя-щённых аграрному сектору, где общей закономерностью было повышение роли закона в регулировании аграрных отношений. Среди них наиболее значимым и сегодня остаётся Закон о государственном регулировании агропромышленного произволства (Федеральный закон от 14 июля 1997 г.), где указаны наиболее актуальные и на современном этапе задачи и цели агро-продовольственной политики, такие, как:
1) развитие эффективного и устойчивого агропромышленного производства;
2) надёжное продовольственное обеспечение страны;
3) повышение уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
4) сохранение и воспроизводство природных ресурсов.
С теоретической точки зрения наибольшее влияние на формирование и развитие аграрной политики оказали успехи институциональной экономической теории на основе системного подхода, которая получила развитие в работах российских экономистов [16]
Активная роль государства в формировнии стратегии институциональных преобразований является ключевым фактором восстановления производственного потенциала и финансовой устойчивости сельхозпроизводства. Институциональная составляющая аграрной политики предполагает разработку целей и задач развития отраслей сельскохозяйственного производства в нашей стране, опираясь на формирование новых и корректировку существующих правил поведения эконмических агентов, функционирующих в данной сфере. Исходя из этого, необходимо определить значимые направления институционального развития агропрома:
- системно-целостный подход к формированию агропромышленного комплекса;
- учёт этнокультурных факторов при составлении программ регионального развития ;
- обеспечение единства нормативно-правовой и аналитческой базы, развитие сопутствующей инфраструктуры и т. д.
Институциональные особенности российской аграрной политики представлены как системными институтами, которые определяют тип координации экономической системы, такими, как права собственности, правовые основы регулирования хозяйственных отношений, так и оргонизационно-правовыми формами институционального устройства, способствующими сокращению трансакционных издержек.
Ключевой структурой аграрного сектора российской экономики являются крупные агро-холдинги, которые незначительно разбавлены постоянно возникающими мелкими и средними хозяйствами, представленными небольшими тепличными комплексами, фирмами и пр.
В условиях циклического развития экономики на этапе выхода из кризиса аграрная политика содействует формированию нового типа отраслевой структуры сельского хозяйства, на этапе экономического роста - его развитию и укреплению, на этапе стабилизации - реализации экономического потенциала отрасли. В период современной структурной перестройки целью аграрной политики является формирование конкурентноспособного АПК, характеризующегося наличием его ядра с преобладанием одного из технологических укладов, например, агропромышленного производства.
Существует понимание аграрной политики, связанное с формулировкой её цели как инструмента решения экономических и социальных проблем общаества. По нашему мнению, в современных условиях аграрная политика представляет собой составную часть стратегии общественного развития по поводу формирования конкурентноспособного сельского хозяйства на основе новейших технологических укладов. Сущность аграрной политики заключается в обосновании выбора её субъектами приоритетных видов деятельности и оказании им эффективной поддержки.
Приведённое определение аграрной политики означает ещё и то, что она должна учитывать взаимосвязи с другими видами макроэкономической политкики: промышленной, экологической и др. Аграрная политика является лишь одним из направлений государственной политики, но обладает специфическими целями и инструментами её реализации.
Аграрная политика взаимосвязана с региональной политикой с точки зрения размещения сельскохозяйственного производства, использования земли и природных ресурсов. От социальной политики, объектом которой является уровень и качество жизни населения, аграрная политика отличается тем, что она имеет отношение лишь к занятости, а не к повышению общественного уровня жизни населения. Это прерогатива властных структур, имеющих свои объекты, не тождественные аграрной деятельности. Но, конечно, деятельность по реализации аграрной политики не должна противоречить решению вопросов повышения эффективности производства уровня и качества жизни, а, наоборот, является площадкой успешного решения этих задач.
Системный подход в контексте аграрной политики означает также и то, что государство должно не только предусмотреть соответствующую поддержку аграриям и хозяйственным структурам, но и формировать приоритетные направления реализации аграрного потенциала региона и учитывать территориальные особенности.
Методы исследования. Центральным звеном аграрной политики является создание современного конкурентоспособного аграрного комплекса, призванного обеспечить продовольственную безопасность. В научных исследованиях сформировались два направления достижения этой цели. Первое базируется на крупных предприятиях отрасли на основе бюджетного финансирования и кредитования приоритетных направлений аграрной сферы региона и протекционистского курса во внешней торговле. Второе направление ориентировано на содействие росту конкурентноспособности производителей малого и среднего бизнеса и повышению их эффективности. Оба эти направления в равной мере эффективны и востребованны практикой с учётом региональных особенностей.
Для реального достижения поставленных целей в условиях Республики Дагестан необходимо ориентировать действия правительства по следующим направлениям:
1) институциональное обеспечение развития аграрной сферы, создание условий для разви-
тия кооперации и агропромышленной интеграции;
2) создание равных условий в конкуренции;
3) развитие финансовой инфраструктуры агропродовольственных рынков;
4) содействие расширению рынков сбыта агропродовольственной продукции.
Необходимо также учесть особенности аграрной сферы традиционно аграрных и трудоизбыточных регионов, которые заключаются в следующем:
1. Объектом современной аграрной политики являются не только отдельные отрасли аграрного сектора экономики, но и отдельные предприятия.
2. Государственная аграрная политики сегодня формируется как национальная аграрная политика, где участниками её разработки и реализации выступают научные и общественные организации.
3. В условиях, когда экономический рост отождествляется с НТП и интеллектуализацией основных факторов производства, центральной составляющей аграрной политики станвится инновационная политика. Достаточно сказать, что доля инновационной продукции в фонде накопления России составляет всего 3%, тогда как в США она превышает 50% [16], что подтверждает необходимость ускоренного перехода к инновационной аграрной политике.
Эффективность проведения аграрной политики во многом определяется продуманным механизмом её реализации. Изменившиеся условия и новые требования рыночной экономики предопределяют необходимость использования новых механизмов её реализации. Наиболее значимые среди них следующие:
1) реализация приоритетных проектов различного масштаба: обеление экономики, инвестиции, эффективное территориальное развитие и др.
2) кластерный подход к построению аграрной политики, который является средством модернизации экономики, повышения её конкуретноспособности, усиления инновационной направленности и инструментом регулирования её развития. В Республике Дагестан серь-ёзеым потенциалом кластеризации обладает АПК (прежде всего, виноградно-винодельческий подкомплекс АПК);
3) частно-государственное партнёрство (ЧГП). Сотрудничество между государством и частным сектором имеет давнюю историю. Однако особое внимание ЧГП уделяется в настоящее время. По-видимому, появление двух наиболее значимых сил - государства и крупного бизнеса, прежде всего, в лице АПК - предопределяет необходимость их более тесного сотрудничества.
Помимо приведённых механизмов реализации аграрной политики, необходимо учитывать то, что в современном мире более важно обращать внимание на повышение значимости управления знаниями и инновационности как центрального элемента аграрной политики. Такой подход будет адекватно соответствовать отраслевой и институциональной структуре развитых стран и приведёт к востребованности продукции на отечественном и мировом рынках.
Результаты. В Республике Дагестан в результате новой аграрной политики может быть сформирована новая структура, например, АПК, которая будет работать в основном на мировой рынок. Содержанием аграрной политики должна стать подготовка кластеров - точек роста будущей конкурентноспособной экономики региона. Согласно М. Портеру, они представляют группу географически соседствующих организаций, связанных общей сферой деятельности и взаимодополняющих друг друга.
Опыт функционирования кластеров показывает, что эффективность его деятельности зависит от организационного оформления кластера. Необходим единый орган, координирующий его деятельность в форме, например, ассоциации или комитета, объединяющий представителей отрасли и власти. Для организации аграрных кластеров необходимо наличие на территории крупных исследовательских учреждений, способных составить конкуренцию на рынке образовательных услуг и инновационных разработок. В Республике Дагестан эти функции могли бы выполнять ДГУ и Аграрный университет. Основы кластеризации аграрного сектора и модернизационный процесс основаны на инновациях, охватывающих технологические и институциональные нововведения. В аграрном секторе республики кластерные принципы аграрной политики наиболее применимы к технологической модкрнизации. В АПК она объединяет предприятия на определённой территории с общей задачей развития приоритетных видов
деятельности, повышенной инновационной активностью, например, в виноградно-винодельческом подкомплексе АПК республики.
Пока технологические кластеры формируются спонтанно. Предполагается, что их создание будет способствовать развитию научно-исследовательских работ и образовательных услуг.
Ещё основоположник кластерного развития М. Портер отмечал, что кластерная политика территории должна формироваться в формате общей стратегии регионального развития. Основным методом её реализации в аграрном секторе мог бы стать и проектный подход. Преимущество кластерной аграрной политики ещё в том, что она фокусирует сильные и слабые стороны политики, увеличивает количество налогоплательщиков и налогооблагаемую базу, вооружает властные структуры инструментарием взаимодействия с аграрным бизнесом, более полно использует кадровый потенциал территории.
Выводы. В условиях информатизации экономики, внедрения технологий цифровой экономики и роста значения интеллектуального фактора необходима новая аграрная политика, ориентированная на модернизацию экономики в направлении обеспечения её конкурентноспособности и преобладания системного подхода в государственном регулировании аграрного сектора.
На первом этапе формирования аграрной политики необходимо, с учётом особенностей региона, осуществлять её внедрение на уровне отдельного подкомплекса АПК республики. Представляется целесообразным внедрение нового механизма его реализации на основе приоритетных проектов, ориентированных на экспорт продукции, кластеризацию аграрного сектора и развития ЧГП.
Литература
1. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 гг. ; под ред. Ивантера В.В., Узя-кова М.Н. -М, 2007. С.10-11.
2. Казиханов, А. М., Курбанов, Г. К. Кластеры как точки роста экономики в АПК региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - ДНЦ РАН ИСЭИ, 2017. № 3.
3. Куракин, С. Г. О разработке концепции формирования региональной системы стратегического планирования в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №10. С. 10-13.
4. Дохолян, С. В., Петросянц, В. З., Садыков, А. М. Методические аспекты формирования социально-экономической политики //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 3. С. 78-84.
5. Беспахотный, Г. В. Проблемы стратегического планирования развития сельского хозяйства России //Экономика сельского хозяйства России. 2013. №7. С.10-13.
6. Магомедов, А. М. Государственно-частное партнерство в основе развития логистической инфраструктуры региона // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 300.
7. Портер, М. Международная конкуренция //Международные отношения. - М., 1993. С. 890.
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662 «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период 2020 г.».
9. Россия в XXI в. : глобальные вызовы и перспективы развития //Материалы третьего международного форума 21-22 октября 2014 г. - М. : ИПР РАН, 2014. С. 33.
10. Федеральный закон ст 28.06.2014 №142 «О стратегическом планировании РФ».
11. Шарипов, Ш. И. Рыночная трансформация аграрного сектора Дагестана. - Махачкала : ООО «Планета-Сервис», 2008. Ч.180.
12. Симонов, Б. П., Королева, Е. В. Инновационная экономика России : проблемы становления и развития //Вестник финансового университета. - М., 2011. №1. С. 5-8.
13. Вальтер, О. Э., Манзен, М. А. Оценка инвестиционных пректов в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №2. С.15.
14. Касаев, А. З. Инвестиционный потенциал сбережений населения и механизм его реализации //МИР (Модернизация, Инновации, Развитие). 2013. № 3. С. 99.
15. Алклычев, А. М. Инновационная политика регионов Российской Федерации в целях привлечения инвестиций и возможности ее реализации // Ркгиональная экономика: теория и практика. 2014. № 3. С. 89.
16. Глазьев, С. Ю. Закономерности долгосрочного технико-экономического развития // Международная экономика. 2007. № 7. С. 23-30.
17. Цинпаева, Ф. С. Интеграция власти и бизнеса как форма социального партнерства // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 32-34.
18. Аузан, А., Сатаров, Г. Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации //Вопросы экономики. 2012. № 6. С. 65-74.
19. Бочков, А. А. Приоритеты институциональной модернизации АПК региона в условиях вступления России в ВТО // Terra Economicus. 2008. Vol. 6. No. 2-3. P. 369-373.
20. FAO Statisticalyearbook 2014. Europe and Central Asis food agriculture. - Budapest FAO, 2014.
References:
1. Long-term forecast of the Russian economy for 2007-2030; ed.in Ivanter.V., Ushakova M. N. - M., 2007. P. 10-11.
2. Kazikhanov, A. M., Kurbanov, G. K. Clusters as points of growth in agribusiness in the region // Regional problems of transformation of the economy. ISEIDNTS RAN. 2017. No. 3.
3. Kurakin, S. G. On the development of the concept offormation of a regional system of sstrategic planning in agriculture // Economy of agricultural and processing enterprises. 2007. No.10. P. 10-13.
4. Dokholyan, S. V., Petrosyants, Z., and Sadykov, M. Methodological aspects of the formation of socioeconomic policy // Regional problems of economic transformation. - ISEI; Dagestan scientific center ; Russian Academy of Sciences, 2013. No. 3. P. 78-84.
5. Bezpakhotnyi, G. V. Problems of strategic planning of development of agriculture of Russia // Economics of agriculture of Russia. 2013. No. 7. P. 10-13.
6. Magomedov, A. M. Public-private partnership basis development of logistic infrastructure of the region // Modern problems of science and education. 2014. No. 3. P. 300.
7. Porter, M. International competition //International relations. - M., 1993. P. 890.
8. Order Of the government of the Russian Federation of17.11.2008 N1662 On the concept of long-term socio -economic development of the Russian Federation for the period 2020"
9. Russia in the XXI century : global challenges and perspectives of development // The materials of the third International forum on October 21-22, 2014. - M. : IEPER Russian Academy of Sciences. 2014. P. 33.
10. Federal law St 28.06.2014 N142 On strategic planning of the Russian Federation"
11. Sharipov, Sh. I. Market transformation of the agricultural sector of Dagestan. - Makhachkala : OOO Planeta-SERVIS"2008. Part 180.
12. Simonov, B. P., Koroleva, E. V. Innovative economy of Russia : problems of formation and development // Bulletin of the financial University. - M., 2011. No.1. P. 5-8.
13. Walter, E., Manzin, M. A. Evaluation of investment projects in agriculture // Economics of agricultural and processing enterprises. 2007. No. 2. P. 15.
14. Kasaev, A. Z. Investment potential of savings of the population and the mechanism of its realization // MIR (Modernization, Innovation, Development). 2013. No. 3. P. 99.
15. Alklychev, A. M. Innovation policy of Russian regions to attract investments and opportunities for its implementation // Chinilina Economics: theory and practice. 2014. No. 3. P. 8-9.
16. Glazyev, S. Yu. Regularities of long-term technical and economic development // International economics. 2007. No. 7. P. 23-30.
17. Tcinpaeva, F. S. Integration of government and business as a form of social partnership // Questions of economic structuring. 2010. No. 2. P. 32-34.
18. Auzan, A., Satarov, G. Priorities of institutional transformations in the conditions of economic modernization // Questions of economy. 2012. No. 6. P. 65-74.
19. Bochkov, A. A. Priorities of institutional modernization of agro-industrial complex of the region in the conditions of Russia's accession to the WTO // Terra Economicus. 2008. Vol. 6. No. 2-3. P. 369-373.
20. FAO statistical year 2014. Europe and Central food agriculture Asis. - Budapest FAO, 2014.