Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли
V. V. Safronov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
IMPORTANCE OF LEGAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE AEROSPACE INDUSTRY
Attempt of a scientific analysis of the initial division of social and legal aspects in legal training of specialists for the airspace industry in the modern period is made.
© Ca$p0H0B B. B., 2012
УДК 378.013.32: 811.1
Р. А. Свиридон
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Проблема организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий является одной из самых актуальных проблем в системе высшего профессионального образования. Для эффективного применения данных технологий преподавателю необходимо знать их свойства и функции, чтобы четко определить, решение каких дидактических задач будет целесообразным при использовании той или иной технологии.
Проблема организации учебного процесса в целом и обучения иностранным языкам в частности с использованием современных педагогических и информационных технологий является одной из самых актуальных проблем в системе высшего профессионального образования. Термин «современные педагогические технологии» уже достаточно прочно вошел в понятийный аппарат современной дидактики, чему в значительной мере способствовала общая направленность развития человеческой мысли на технологиза-цию образовательного процесса, в том числе и гуманитарного. В настоящее время под педагогическими технологиями понимается целенаправленное, последовательное описание деятельности преподавателя и обучающегося для достижения поставленных дидактических целей [1, с. 3].
Педагогические технологии применяются в образовательной системе, которая включает в себя цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения. В свою очередь современные средства обучения связаны с информационными (компьютерными и коммуникационными) технологиями. Поэтому проблема использования современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам заслуживает особого внимания.
Проблеме интеграции современных технологий в процесс обучения иностранным языкам посвящены многие исследования отечественных и зарубежных ученых. В разных странах проводится экспериментальная работа по их использованию в процессе преподавания.
Однако, как подчеркивают многие авторы, для эффективного применения информационных и коммуникационных технологий необходимо знать их свойства и функции, чтобы четко определить, для решения каких дидактических задач будет целесообразно воспользоваться той или иной из них. В педагогической практике выбор того или иного метода или средства обучения определяется в первую очередь спецификой учебного предмета, конкретно решаемой дидактической задачей, а также дидактическими свойствами конкретных средств обучения [1, с. 298].
Информационные и коммуникационные технологии являются уникальным средством общения людей во всем мире, они также представляют собой богатейший источник самой разнообразной информации. В этой связи наиболее важны информационные ресурсы, так как они значительным образом облегчают труд преподавателей.
Информационные ресурсы чрезвычайно популярны в преподавании еще и потому, что они общедоступны, просты в использовании и почти не требуют дополнительного оборудования и материальных затрат. Информационные и коммуникационные технологии принято рассматривать в современной педагогике как средства организации познавательной деятельности обучаемых.
Информационные ресурсы - это сетевые электронные издания, не являющиеся учебными по своей сути, но представляющие интерес с точки зрения преподавания иностранных языков. Совершенно очевидно, что интеграция информационных ресурсов в процесс преподавания иностранных языков требует ре-
Решетневскце чтения
шения следующих актуальных проблем дидактического характера:
- классификации и каталогизации ресурсов, используемых для выработки различных навыков иноязычного общения;
- разработки критериев оценки информационных ресурсов;
- аутентичности информационных ресурсов и их адаптации для учебных целей;
- разработки алгоритмов поиска информации для решения проблемных задач;
- формирования мотивации при использовании различных методов работы в Интернете;
- внедрения информационных ресурсов в лектор-ско-семинарскую форму обучения;
- разработки методики веб-упражнений на основе информационных ресурсов для тренировки лингвистических, коммуникативных и социокультурных навыков [2, с. 36].
Умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением в XXI в., которое лежит в основе любой профессиональной и культурной компетенции каждого специалиста. Поэтому
главной задачей процесса обучения иностранным языкам становится формирование этого умения.
А использование новейших средств информационных и коммуникационных технологий может в значительной мере повысить эффективность учебного процесса.
С этой точки зрения особое значение приобретают дидактические свойства данных технологий, которые необходимо соотнести с соответствующими дидактическими задачами и определить их дидактические функции, т. е. роль и место в учебном процессе. Они являются не самоцелью, а средством достижения дидактической цели. Самое важное - это концепция и педагогические технологии, используемые в учебном процессе. В совокупности они могут содействовать получению желаемого результата.
Библиографические ссылки
1. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.
2. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных зыков. М., 2003.
R. A. Sviridon
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
PROBLEMS OF ORGANISING THE EDUCATIONAL PROCESS WITH TEACHING AND INFORMATION TECHNOLOGY
The problem of organising the educational process with the use of modern teaching and information technology is one of the most topical problems in the system of higher education. To use information technology efficiently teachers need to know their characteristic features and functions, to clearly define the solution of which didactic tasks will be appropriate when using a particular technology.
© Свнрнgон Р. A, 2012
УДК 378.013.32:811.1
Р. А. Свиридон
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
Е. А. Степанова Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Телекоммуникационный проект, используемый при обучении английскому языку, является качественно новым способом применения метода проектов. Эта педагогическая технология отличается по форме организации, т. е. своей технологической основе, которая задает определенную специфику реализации проекта. Он представляет собой долговременное, проблемное задание с целью развития различной видоречевой деятельности и формирования коммуникативной и социокультурной компетенции обучаемых, результатом которого является веб-публикация в сети.
Творческо-исследовательский метод, предлагаемый в рамках компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам, основан на технологии веб-проектов (ВП), которые соединяют в себе
преимущества метода проектов, технологии обучения в сотрудничестве и возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями. В основу веб-проектов и проектов, выполняемых