Решетнеескцие чтения. 2015
Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Минск, 2001. 22 с.
4. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств [Электронный ресурс]. М. : МГИУ, 2001. 224 с. URL: http://imp.rudn.ru/ido.aspx?id=book2 (дата обращения: 11.09.2015).
5. Гринберг Г. М., Романов Д. В. Организация лабораторного практикума с применением информационно-коммуникационных технологий // Практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании: проблемы и пути развития : материалы На-уч.-практ. конф., проводимой в рамках XVIII Между-нар. науч. конф. «Решетневские чтения» (11-14 нояб. 2014, г. Красноярск) / под общ. ред. Ю. В. Ерыгина ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014. С. 290-295.
References
1. Revin I. A., Chervonaya I. V. Spetsifika soderzha-niya ponyatiya "sistemnoe myshlenie" inzhenera. URL: http://www.science-education.ru/119-14781 (date of visit: 11.09.2015).
2. Lyashko E. N. Integratsiya pedagogicheskikh usloviy razvitiya sistemnogo myshleniya studentov -budushchikh pedagogov : dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2009. S. 119-121.
3. GOST 7.83-2001. Sistema standartov po informatsii, bibliotechnomu i izdatel'skomu delu. Elektronnye izdaniya. Osnovnye vidy i vykhodnye svedeniya. Minsk, 2001. 22 s.
4. Krasnova G. A., Belyaev M. I., Solovov A. V. Tekhnologii sozdaniya elektronnykh obuchayushchikh sredstv. M. : MGIU, 2001. 224 s. URL: http://imp.rudn. ru/ido.aspx?id=book2 (date of visit: 11.09.2015).
5. Grinberg G. M., Romanov D. V. Organizatsiya laboratornogo praktikuma s primeneniem informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy Reshetnevskie chteniya : materialy XVIII Mezhdunar. nauch. konf. (1114 noyab. 2014, g. Krasnoyarsk). V 3 ch. Ch. 3. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v professional'nom obrazovanii: problemy i puti razvitiya : materialy Nauch.-prakt. konf., provodimoy v ramkakh XVIII Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" / pod obshch. red. Yu. V. Erygina ; Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2014. S. 290-295.
© Гринберг Г. М., Романов Д. В., 2015
УДК 378.147
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ
Т. Г. Долгова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены возможности применения мобильных технологий в образовательном процессе студентов по специальности «Прикладная информатика в экономике».
Ключевые слова: образовательный процесс, прикладная информатика в экономике, мобильные технологии.
MOBILE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS
T. G. Dolgova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The article discusses the possibility of using mobile technologies in the educational process for students in Applied Informatics in Economics
Keywords: educational process, applied science in economics, mobile technology.
Дистанционное обучение уже основательно закрепилось в сфере образования. На современном уровне развития информационных технологий открываются перспективные возможности предоставления принципиально новых сервисов в сфере образовательных услуг, которые обозначается термином «мобильное
обучение». Если дистанционное обучение дает возможность слушателям учиться удаленно от образовательного учреждения, то мобильное обучение предоставляет возможность обучаться в любое время независимо от местонахождения и при этом обеспечивает непрерывность и высокую гибкость учебного процес-
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
са. Это преимущество достаточно существенное, чтобы не быть востребованным в сфере образовательных услуг. Возможности применения мобильных технологий в образовательном процессе рассмотрим на примере специальности «Прикладная информатика в экономике» [1].
Мобильное обучение - это форма организации учебного процесса, которая основана на использовании мобильных компьютерных устройств и беспроводной связи. На сегодняшний день в мире разработаны и уже широко применяются системы мобильного обучения, которые предлагают услуги по изучению различного учебного материалов и курсов. Среди наиболее значимых преимуществ мобильного обучения можно выделить следующие его возможности: повсеместность, доступ к сети, индивидуальный подход к обучению, личная и учебная информация находится всегда под рукой [2].
Системы мобильного обучения состоят обычно из следующих основных элементов: учебное заведение; информационные ресурсы; преподаватели консультанты; обучающиеся (слушатели, студенты).
Исходя из анализа применения технологий мобильного обучения, можно выделить три основные модели его реализации: поддержка традиционного учебного процесса; полнообъемное мобильное обучение; смешанное обучение.
В рамках традиционного учебного процесса применения мобильных технологий студентам-информатикам предоставляется возможность получения необходимого доступа к учебному материалу, который содержится в сетевых курсах, через образовательный портал, который обучает организации и адаптирован под мобильные устройства. Указанные ресурсы используются информатиками-экономистами самостоятельно для подготовки к участию в различных семинарах и дискуссиях, выполнения групповых заданий, проектов и курсовых работ, а также прохождения промежуточного и итогового самотестирования. Мобильные компьютерные устройства будут незаменимы для проведения разного рода практических занятий вне аудиторий [3].
Применение мобильных технологий для поддержки традиционного образовательного процесса позволит значительно увеличить качество обучения и привлекательность предоставляемых образовательных услуг для студентов-информатиков. Внедрение мобильных технологий, исходя из этой модели, позволит обеспечить непрерывный и целостный образовательный процесс, улучшить качество преподавания, предоставлять более качественные услуги в части организации обучения.
При полнообъемной модели мобильного обучения использование мобильных технологий в образовании специалистов прикладной информатики суть будет заключаться в том, что все обучение будет проходить только за счет электронного обучения. Дидактической и технологической основой полно-объемного мобильного обучения является сетевой курс (электронный учебно-методический комплекс и средства его доставки студентам). Эффективность мобильного обучения сильно зависит от качества электронных
учебно-методических комплексов и того, в каком виде представлена учебная информация [4].
Также большую роль будет играть оперативность связи обучаемого студента-информатика с преподавателем. С применением технологий мобильного обучения возможно на высоком уровне организовать весь дидактический цикл по изучению дисциплин по прикладной информатике в экономике, которые будут включать в себя виртуальные лекции, практические занятия, семинары, экзамены и т. д. По-хорошему данная система должна обеспечивать все традиционные виды занятий в вузе по данной специальности: семинары, лекции, научно-исследовательские работы, практические занятия, курсовое и дипломное проектирование, зачеты и экзамены, самоподготовку.
При использовании модели смешанного обучения сохраняются общие методы построения учебного процесса традиционного обучения. Основная идея смешанного обучения состоит в том, что одна часть учебных дисциплин по специальности «Прикладная информатика в экономике» осваивается студентами в традиционных формах обучения (очной или заочной), а вторая часть - по технологии мобильного обучения.
Мобильное обучение является отличной возможностью для педагогов, но в большинстве случаем мы используем эти возможности очень поверхностно, беря лишь малое из того, что мы могли бы достигнуть. При правильном обучении и достаточном времени эксплуатации высокотехнологичных гаджетов преподаватели вскоре сделают прорыв и смогут поддерживать и направлять использование таких устройств в обучении на регулярной основе.
Но прежде чем осуществить задуманное, мы можем столкнуться с определенными проблемами. В настоящее время учащиеся используют в основном личные мобильные устройства. Следующая проблема состоит в том, что приходится убеждать преподавателей, что мобильные технологии - это помощь для образования, а не просто развлечение. Также возникает вопрос авторских прав на электронные ресурсы, так как разработка собственных материалов требует достаточно высокой квалификации или привлечения специалистов. Это повышает временные, а также финансовые затраты и отталкивает многих педагогов от использования данной модели обучения. Педагогам часто не хватает знаний для предоставления учащимся возможности использовать мобильное обучение. Нельзя не упомянуть о необходимости подзаряжать мобильное устройство для долговременного использования, и, несмотря на высокий уровень развития технологий, это все еще остается проблемой.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся недостатки и ограничения, мобильное обучение быстро распространяется и может стать одним из самых эффективных методов обучения в будущем. Мобильные устройства и в дальнейшем будут проникать во все сферы нашей жизни, и мобильность станет одним из ключевых требований к учащимся. Нетрадиционные формы обучения с помощью мобильной связи приобретут огромный потенциал. Есть уверенность, что будущее образования - за мобильным обучением и включает в себя развитие технологий, которые будут
Решетнееские чтения. 2015
обеспечивать доступ к необходимым ресурсам там, где они больше всего нужны [5].
Библиографический список
1. Мутовкин К. А. Мобильные технологии в системе дистанционного образования [Электронный ресурс]. URL: http://lib.znate.ru/docs (дата обращения: 5.09.2015).
2. Файн М. Б. Преимущества развития мобильного обучения в условиях современного образования [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/ teleconf (дата обращения: 5.09.2015).
3. Научный журнал «Молодой ученый» [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/ (дата обращения: 5.09.2015).
4. Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n (дата обращения: 5.09.2015).
5. Логинова А. В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе // Молодой ученый. 2015. № 8. С. 974-976.
References
1. Mutovkin K. А. Mobile technologies in distance education system [Electronic resource]. URL: http://lib. znate.ru/docs (accessed: 5.09.2015).
2. Fain M. B. Development benefits of mobile learning in conditions of modern education [Electronic resource]. URL: http://e-koncept.ru/teleconf (accessed: 5.09.2015).
3. Scientific magazine "Young scientist" [Electronic resource]/ URL: http://www.moluch.ru/ (accessed 5.09.2015).
4. Possibility of the use of mobile technologies in the educational process [Electronic resource]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n (accessed: 5.09.2015).
5. Loginova А. V. Use technology of mobile learning in the educational processearning // Young scientist. 2015. № 8, рp. 974-976.
© Долгова Т. Г., 2015
УДК 378.1
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
Е. М. Дорогайкина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются актуальные вопросы влияния предмета «Иностранный язык» на иностранных студентов, носителей иноязычных культур, в процессе образования в инженерно-технической сфере аэрокосмической отрасли в условиях современного технического вуза.
Ключевые слова: иностранный язык, технический вуз, иностранные студенты, повышения эффективности обучения.
ROLE OF DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE" IN MODERN TECHNICAL COLLEGE FOR STUDENTS OF VARIOUS CULTURES
E. M. Dorogaykina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The purpose of the article is to consider significant questions and influence of a discipline "foreign language" on foreign students, who are representatives of different cultures speaking different languages under the conditions of modern technical university and engineering education sphere.
Keywords: A foreign language, technical college, foreign students, learning efficiency.
Перспективы прогресса закладываются действующей системой и качеством образования, в частности тем, насколько верно определена роль каждого учебного предмета в решении важнейших задач жиз-
ни современного общества. Не составляет исключения и иностранный язык, который объективно является общественной ценностью. Включение его в программу институтов и факультетов, в том числе в аэро-