Решетневскце чтения
шения следующих актуальных проблем дидактического характера:
- классификации и каталогизации ресурсов, используемых для выработки различных навыков иноязычного общения;
- разработки критериев оценки информационных ресурсов;
- аутентичности информационных ресурсов и их адаптации для учебных целей;
- разработки алгоритмов поиска информации для решения проблемных задач;
- формирования мотивации при использовании различных методов работы в Интернете;
- внедрения информационных ресурсов в лектор-ско-семинарскую форму обучения;
- разработки методики веб-упражнений на основе информационных ресурсов для тренировки лингвистических, коммуникативных и социокультурных навыков [2, с. 36].
Умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением в XXI в., которое лежит в основе любой профессиональной и культурной компетенции каждого специалиста. Поэтому
главной задачей процесса обучения иностранным языкам становится формирование этого умения.
А использование новейших средств информационных и коммуникационных технологий может в значительной мере повысить эффективность учебного процесса.
С этой точки зрения особое значение приобретают дидактические свойства данных технологий, которые необходимо соотнести с соответствующими дидактическими задачами и определить их дидактические функции, т. е. роль и место в учебном процессе. Они являются не самоцелью, а средством достижения дидактической цели. Самое важное - это концепция и педагогические технологии, используемые в учебном процессе. В совокупности они могут содействовать получению желаемого результата.
Библиографические ссылки
1. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.
2. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных зыков. М., 2003.
R. A. Sviridon
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
PROBLEMS OF ORGANISING THE EDUCATIONAL PROCESS WITH TEACHING AND INFORMATION TECHNOLOGY
The problem of organising the educational process with the use of modern teaching and information technology is one of the most topical problems in the system of higher education. To use information technology efficiently teachers need to know their characteristic features and functions, to clearly define the solution of which didactic tasks will be appropriate when using a particular technology.
© Свнрнgон Р. A, 2012
УДК 378.013.32:811.1
Р. А. Свиридон
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
Е. А. Степанова Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Телекоммуникационный проект, используемый при обучении английскому языку, является качественно новым способом применения метода проектов. Эта педагогическая технология отличается по форме организации, т. е. своей технологической основе, которая задает определенную специфику реализации проекта. Он представляет собой долговременное, проблемное задание с целью развития различной видоречевой деятельности и формирования коммуникативной и социокультурной компетенции обучаемых, результатом которого является веб-публикация в сети.
Творческо-исследовательский метод, предлагаемый в рамках компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам, основан на технологии веб-проектов (ВП), которые соединяют в себе
преимущества метода проектов, технологии обучения в сотрудничестве и возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями. В основу веб-проектов и проектов, выполняемых
Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли
в рамках традиционных форм обучения, заложены одни и те же принципы, различается лишь форма организации, т. е. их технологическая основа, которая задает определенную специфику реализации ВП.
По определению Е. С. Полат, метод проектов - это «совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта... Эта педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [1, с. 194]. А телекоммуникационный проект - это учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров на основе компьютерной телекоммуникации, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы и способы деятельности, и направлена на достижение совместного результата деятельности [2, с. 234].
Благодаря телекоммуникационным технологиям студенты получают доступ к богатейшим информационным ресурсам различных сетей и возможность совместной работы над интересующим их проектом с учащимися из других стран. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует обучающихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации и оценке собственных полученных результатов.
Обсуждение промежуточных результатов на занятиях, дискуссии, мозговые штурмы, написание докладов, рефератов обретают иное качество, поскольку они включают в себя не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные и их интерпретацию. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных умений и навыков: анализа и классификации информации, отбора необходимых фактов и отстаивания своей точки зрения. Метод ВП способствует эффективному развитию этих навыков и умений.
В рамках проектной деятельности ВП-технологии используются:
- как средство связи для организации письменного общения партнеров по проекту (в режиме реального времени, например с помощью блогов или ICQ, или асинхронно, посредством электронной почты);
- информационный ресурс для поиска нужной для выполнения проекта информации (WWW, FTP);
- программное средство, мультимедийный конструктор для создания собственных творческих работ и оформления результатов проекта;
- место для публикации результатов совместного творчества.
Главным преимуществом ВП в преподавании и изучении иностранных языков является возможность
общения с носителями изучаемого языка с помощью аудио- и видеоконференций и посредством письменного общения в режиме реального времени или асинхронно. Благодаря этому студенты оказываются в реальной, а не искусственно созданной на уроке, языковой среде.
С точки зрения изучения иностранных языков проектная деятельность предполагает развитие коммуникативной компетенции: в основном речевых умений чтения и письма, поскольку говорению и аудированию уделяется меньше внимания и устнорече-вых и риторических умений, если речь идет о международных проектах, основанных на компьютерно опосредованном общении между участниками. Но основным преимуществом применения творческо-исследовательского метода является развитие социокультурной компетенции студентов, формируемой на основе аутентичного общения и доступа к мировым образовательным информационным ресурсам. Более того, приобретение специальных лингвострановедче-ских, страноведческих, социолингвистических и общекультурных знаний становится возможным именно благодаря применению заданий по проектной деятельности.
Таким образом, ВП представляет собой долговременное, проблемное задание с целью развития различной видоречевой деятельности и формирования коммуникативной и социокультурной компетенций, результатом которого является веб-публикация, т. е. своего рода «учебная задача, основное отличие которой от всяких других заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта (обучаемого)» [2, с. 10].
Основные дидактико-педагогические требования, которые обычно предъявляются к применению ВП в преподавании иностранных языков, можно сформулировать следующим образом:
- соответствующая техническая подготовка преподавателя: работа в программах, публикации страниц во в Интернете, умение находить, отбирать и критически анализировать необходимую информацию;
- знание ресурсов Интернета в той или иной области (баз данных крупнейших университетов, электронных библиотек, архивов, словарей, энциклопедий и т. д.) для подготовки справочно-информационного блока, содержащего необходимую студентам информацию;
- разработка содержательной части проекта, включая указание основных этапов и примерную постановку проблемы;
- практико-познавательная значимость предполагаемых результатов с последующей публикацией в Сети.
В соответствии с логикой исследований выделяются следующие этапы работы над веб-проектом:
- предварительная постановка проблемы или выбор темы;
- выдвижение и обсуждение гипотез решения основной проблемы, исследование которых может способствовать решению этой проблемы в рамках наме-
Решетневские чтения
ченной тематики. Гипотезы выдвигаются студентами в ходе мозгового штурма с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению гипотез, видеоряд с той же целью и т. д.);
- поиск и сбор материала для решения проблемы и раскрытия темы;
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- окончательная постановка проблемы или выбор темы;
- поиск решения или раскрытие темы на основе анализа и классификации собранного материала;
- презентация и защита проектов, предполагающая коллективное обсуждение [4, с. 126].
Эти этапы отражают представления о природе творческой деятельности, которую не всегда удается реализовать на практике в процессе традиционного обучения, поскольку педагог и используемые им дидактические средства ограничивают содержание как учебного материала, так и учебно-познавательных проблем. Внедрение заданий исследовательского характера на основе информационно-коммуникационных технологий позволяет преодолеть это противоре-
чие, поскольку взаимодействие студентов друг с другом, работа с материалом носят учебно-познавательный характер, а педагог выступает лишь в качестве одного из многих источников информации.
Работа над телекоммуникационным проектом не ограничивается рамками аудитории, она также проходит в исследовательско-познавательном сообществе студентов и преподавателей, повышающем мотивацию, интерес и работоспособность его участников.
Библиографические ссылки
1. Интернет в гуманитарном образовании : учеб. пособие для вузов / под ред. Е.С. Полат. М., 2001.
2. Китайгородская Г. А. Коммуникативный подход к созданию системы упражнений // Вестн. Моск. унта. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 2. С. 7-13.
3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.
4. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003.
R. A. Sviridon
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
Е. A. Stepanova Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
INTERNET-BASED PROJECT WORK IS A QUALITATIVELY NEW WAY OF THE PROJECT METHOD IMPLEMENTATION
Internet-based project work which is used when teaching English, is a qualitatively new way of the project method implementation. This educational technology differs in form of its organization, the technological foundation that gives some specific features to the project itself. It is a long-term, problem task to develop various language skills and to form the communicative and social-cultural competence of students, the result of which is usually publication in the Web.
© Свиридон Р. А., Степанова Е. А., 2012
УДК 378.147.227:629.7
Л. А. Семенова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Сформулированы возможности повышения уровня профессиональных компетенций выпускников аэрокосмического вуза. Представлены методики, реализующиеся их на практике.
16 февраля 2012 г. председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко на парламентских слушаниях на тему «Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса РФ» отметила нехватку профессиональных кадров как один из факторов, препятствующих модернизации ВПК, и падение уровня
политехнического образования в России: «По сути, идет кадровое обескровливание важнейшего сектора экономики» [1].
Научно-технические достижения в ракетно-космической технике могут быть реализованы лишь при высоком уровне соответствующего образования.