Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций выпускников инженерных программ подготовки специалистов в области техники и технологий'

Формирование профессиональных компетенций выпускников инженерных программ подготовки специалистов в области техники и технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л. А.

Сформулированы возможности повышения уровня профессиональных компетенций выпускников аэрокосмического вуза. Представлены методики, реализующиеся их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF GRADUATE TRAINING PROGRAMS IN ENGINEERING AND TECHNOLOGY

The possibility of raising the level of professional competencies of graduates at aerospace university is formulated. The techniques to be realized in practice are proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций выпускников инженерных программ подготовки специалистов в области техники и технологий»

Решетневскце чтения

ченной тематики. Гипотезы выдвигаются студентами в ходе мозгового штурма с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению гипотез, видеоряд с той же целью и т. д.);

- поиск и сбор материала для решения проблемы и раскрытия темы;

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

- окончательная постановка проблемы или выбор темы;

- поиск решения или раскрытие темы на основе анализа и классификации собранного материала;

- презентация и защита проектов, предполагающая коллективное обсуждение [4, с. 126].

Эти этапы отражают представления о природе творческой деятельности, которую не всегда удается реализовать на практике в процессе традиционного обучения, поскольку педагог и используемые им дидактические средства ограничивают содержание как учебного материала, так и учебно-познавательных проблем. Внедрение заданий исследовательского характера на основе информационно-коммуникационных технологий позволяет преодолеть это противоре-

чие, поскольку взаимодействие студентов друг с другом, работа с материалом носят учебно-познавательный характер, а педагог выступает лишь в качестве одного из многих источников информации.

Работа над телекоммуникационным проектом не ограничивается рамками аудитории, она также проходит в исследовательско-познавательном сообществе студентов и преподавателей, повышающем мотивацию, интерес и работоспособность его участников.

Библиографические ссылки

1. Интернет в гуманитарном образовании : учеб. пособие для вузов / под ред. Е.С. Полат. М., 2001.

2. Китайгородская Г. А. Коммуникативный подход к созданию системы упражнений // Вестн. Моск. унта. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 2. С. 7-13.

3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010.

4. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003.

R. A. Sviridon

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

Е. A. Stepanova Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk

INTERNET-BASED PROJECT WORK IS A QUALITATIVELY NEW WAY OF THE PROJECT METHOD IMPLEMENTATION

Internet-based project work which is used when teaching English, is a qualitatively new way of the project method implementation. This educational technology differs in form of its organization, the technological foundation that gives some specific features to the project itself. It is a long-term, problem task to develop various language skills and to form the communicative and social-cultural competence of students, the result of which is usually publication in the Web.

© Свнрнgон Р. А., Cтепанова Е. А., 2012

УДК 378.147.227:629.7

Л. А. Семенова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Сформулированы возможности повышения уровня профессиональных компетенций выпускников аэрокосмического вуза. Представлены методики, реализующиеся их на практике.

16 февраля 2012 г. председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко на парламентских слушаниях на тему «Состояние и проблемы модернизации военно-промышленного комплекса РФ» отметила нехватку профессиональных кадров как один из факторов, препятствующих модернизации ВПК, и падение уровня

политехнического образования в России: «По сути, идет кадровое обескровливание важнейшего сектора экономики» [1].

Научно-технические достижения в ракетно-космической технике могут быть реализованы лишь при высоком уровне соответствующего образования.

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

В современных условиях это достигается в том числе за счет формирования профессиональных компетенций специалиста.

Профессиональные компетенции выпускника аэрокосмического вуза включают в себя требования, касающиеся личностных качеств, таких как уровень развития интеллекта, культура мышления, мотивация к деятельности, готовность к постоянному самообразованию и совершенствованию и др., в связи с чем для студентов разных специальностей и форм обучения могут быть реализованы различные методики преподавания.

Так, для студентов инженерных специальностей очной формы обучения формирование профессиональных компетенций может происходить и через работу над исследовательскими проектами и участие в научных конференциях всероссийского уровня. По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными проектами. Монопроекты реализуются в рамках одной дисциплины или одной области знания. Межпредметные проекты выполняются под руководством специалистов из разных областей знания. Поиск информации с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий, ее анализ и предложенные технические решения повышают мотивацию к самореализа-

ции будущего специалиста. К тому же участие в научных конференциях - это и повышение культуры мышления, и формирование навыков устной и письменной коммуникации. Дидактическая цель обучения достигается через детальную разработку решения проблемы, которая завершается практическим результатом - выступлением с докладом и его публикацией в сборнике материалов конференции. Однако если преподаватель работает с потоком из 76 студентов очной формы обучения, то участвовать в конференциях могут далеко не все студенты, и здесь реализуются уже другие методики формирования профессиональных компетенций.

Итак, опыт формирования профессиональных компетенций у студентов по программам подготовки специалистов в области техники и технологий показывает, что несмотря на различные методики преподавания, для успешной реализации специалистов в современных условиях инновационной экономики одной из основных является компетенция личностного совершенствования.

Библиографическая ссылка

1. Афанасьев И. Власть и космос // Новости космонавтики : журн. 2012. Т. 22, № 04 (351).

L. A. Semenova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF GRADUATE TRAINING PROGRAMS IN ENGINEERING AND TECHNOLOGY

The possibility of raising the level ofprofessional competencies of graduates at aerospace university is formulated. The techniques to be realized in practice are proposed.

© Семенова Л. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.