Научная статья на тему 'Пути решения проблем преподавания общетехнических дисциплин'

Пути решения проблем преподавания общетехнических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л.А.

Сформулированы проблемы подготовки специалистов вуза аэрокосмического направления с учетом требований к профессиональной компетенции. Предложены методы повышения уровня освоения студентами общетехнических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF SOLUTION OF PROBLEMS OF TEACHING GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES

The author formulates the problems of training the specialists of university of aerospace direction to meet the requirements for professional competence and propose methods for improving the development of students of general technical disciplines.

Текст научной работы на тему «Пути решения проблем преподавания общетехнических дисциплин»

Решетневскце чтения

R. S. Saakyan, N. V. Fedorova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

PROBLEMS OF QUALITY OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The authors consider a concept of quality of education, and also a problem of quality of education in the Russian Federation

Саакян Р. С., Федорова Н. В., 2011

УДК 629.7

Л. А. Семенова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Сформулированы проблемы подготовки специалистов вуза аэрокосмического направления с учетом требований к профессиональной компетенции. Предложены методы повышения уровня освоения студентами общетехнических дисциплин.

«Космическая отрасль сегодня во многом держится на старых проверенных кадрах, которые постепенно уходят на заслуженный отдых, и, как все машиностроение страны, Роскосмос сталкивается с нехваткой кадров. В рамках системы подготовки кадров для космической отрасли, Роскосмос сотрудничает с ведущими вузами страны: МГТУ им. Баумана, МАИ, МФТИ, МГУ, Южно-Уральским государственным университетом, Сибирским аэрокосмическим университетом, Самарским государственным аэрокосмическим университетом, Санкт-Петербугским политехническим университетом и др.» [1].

Современные запросы инновационной экономики предъявляют повышенные требования к компетент-ностному уровню выпускника вуза, в частности, аэрокосмического направления. Вместе с тем, в последние годы снизился общеобразовательный уровень выпускников средней школы. Эта проблема, с которой сталкивается профессорско-преподавательский состав (ППС) вуза. Особенно она ощутима на технических специальностях, когда для освоения общетехнических и специальных дисциплин необходим хороший базовый уровень знаний по высшей математике и физике.

Дисциплина «Гидравлика» для специалитета читается многим техническим специальностям на втором курсе вуза. Сложными для изучения, как показывает опыт, являются уравнения Рейнольдса и Навье-Стокса (НС), применение численных методов для решения этих уравнений (известно, что уравнения НС имеют точное решение для ограниченного круга задач). Численные методы - это отдельный курс, который студентам или уже должны начитать или читать параллельно с курсом «Гидравлика». Применение конечно-разностных методов при решении уравнений НС -вопросы повышенной сложности. Совершенствование

данных методов для численной реализации на ЭВМ при решении научных задач продолжается.

Для освоения материала студентам предлагается:

1. Углубленное изучение одного из численных методов по дисциплине.

2. Нахождение «ошибок» на лекции при записи формул преподавателем на доске.

3. Сдача электронного теста в среде Noodle на сервере СибГАУ.

4. Составление задания для электронного теста (три типа).

5. Письменный тест на 5-7 заданий на следующей лекции.

Особенности данной методики следующие: количество «ошибок» преподавателя не объявляется в начале лекции и каждая найденная «ошибка» стимулируется определенным количеством баллов, учитываемым в аттестацию. В некоторых учебниках бывают опечатки в формулах (списки опечаток в конце книги в современных учебниках отсутствуют), что затрудняет правильное понимание предмета при самостоятельном обучении. В этом случае преподаватель дает правильный вывод уравнений или системы уравнений на лекции и обращает внимание студентов на опечатку в учебнике.

Выполнение п. 4 невозможно без знания материала по численным методам. Существуют методики по составлению заданий для тестов, но студенту объясняется только кратко их суть. Задания с вариантами ответов «да» и «нет» исключаются.

В тест п. 5 включаются задания, составленные студентами. Корректировка заданий преподавателем исключает заранее заготовленные вопросы с ответами. Может применяться несколько вариантов проведения теста. У преподавателя в настоящее время есть преимущество, так как в Интернете почти нет заданий

Подготовка специалистов для авиакосмической отрасли

с ответами на применение численных методов с реализацией к уравнениям НС.

Предлагаемая последовательность методики обучения студентов способствует повышению уровня освоения материала, так как невыполнение первого пункта данной методики влечет за собой невыполнение последующих пунктов, в результате студент не набирает достаточного количества баллов для аттестации.

Данная методика может использоваться при обучении студентов очной формы обучения. Для заочной

и вечерней формы обучения она может применяться с изменением пп. 1, 2 и 5. Для более полного освоения материала (помимо подробного конспекта лекций) предлагаются ссылки на дополнительные разделы высшей математики.

Библиографическая ссылка

1. Проблема с кадрами может закрыть «выход в космос» [Электронный ресурс]. 03.11.2010. URL: http//www.i-mash.ru.

L. A. Semenova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

WAYS OF SOLUTION OF PROBLEMS OF TEACHING GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES

The author formulates the problems of training the specialists of university of aerospace direction to meet the requirements for professional competence and propose methods for improving the development of students of general technical disciplines.

Семенова Л. А., 2011

УДК 378

Т. А. Сливина, С. И. Слугина, О. Г. Куренная

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Рассмотрен вопрос профессионально-экономического воспитания как один из возможных факторов, способствующих решению проблемы профессиональной ориентации учащихся.

До настоящего времени вся постановка обучения и воспитания в школе традиционно исходит из необходимости сформировать специалиста, максимально отвечающего требованиям производства, которое является своеобразным «заказчиком», а образование -«исполнителем». Однако современное понимание инновационности, характеристики конкурентоспособности требуют, чтобы сам профессионал мог предъявлять все больше требований к производству, в том числе к квалификации труда, его интеллектуальному, творческому содержанию. И эти требования будут неуклонно возрастать по мере повышения уровня общего и профессионального образования населения. При этом целевыми ориентирами являются:

- создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получения квалификации для включения выпускника в общественно-полезный труд в соответствии с его интересами и способностями, где для каждого отдельного ученика его образование выступает в двух видах: как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности в профессиональной деятельности; и как средство устойчивости, социальной защиты и адаптации человека в

условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается или будет распоряжаться в качестве субъекта на рынке труда;

- воспитание граждан, социально активных, творческих членов общества, обладающих набором ценностей и идеалов, способных к преобразованию производства, производственных, экономических и общественных отношений, участию в управлении; обладающих чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за будущее страны;

- удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства, основанного на знаниях квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям инновационных преобразований, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью.

Одна из образовательных задач в новых социально-экономических условиях заключается в том, чтобы поставить обучаемого как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь собственного судьбостроительства на протяжении всей жизни, в том числе определения своей профессионально-образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.